Недоимка по страховым взносам в ПФР

Шаг 1. Изучаем требование: есть ли основания для обжалования

Форма требования утверждена ФНС России (Пункт 5 ст. 69 НК РФ; Приложение 1 к Приказу ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@), зарегистрирована в Минюсте (Письмо Минюста России от 19.12.2006 N 8633) и поэтому является обязательной для налоговых органов (Подпункт 1 п. 1, п. 4 ст. 31 НК РФ). А согласно этой форме в любом требовании об уплате налога, пени или штрафа должна быть (и обычно бывает) такая фраза: «При наличии разногласий в части начисления (исчисления) соответствующих сумм пеней предлагаем провести сверку расчетов начисленных пеней до наступления срока уплаты, указанного в требовании».
Как видим, сверка сумм налогов формой требования даже не предполагается. Что же касается пени, то сам собой напрашивается вывод: надо пройти сверку, все выяснится и встанет на свои места. Хорошо, если вы все урегулируете на этом этапе (в этом случае статью можно дальше не читать). Но! Сверку проходить бессмысленно, ведь вы знаете, что недоимки, указанные в требовании, «висят» в карточке РСБ уже несколько лет, а платежки, подтверждающие уплату этих сумм, «поднять» уже просто нереально.
Кроме того, если уж инспекция выставляет требование лишь на основании карточки расчетов с бюджетом, делает она это не для того, чтобы проводить сверку, а чтобы списать в бесспорном порядке деньги со счетов организации. Ну или в надежде, что вы сами заплатите эти суммы, особенно если все возможные сроки на взыскание налоговики пропустили.
Чтобы решить, будем мы обжаловать требование или нет, присмотримся к нему.
В требовании должны быть (Пункт 4 ст. 69 НК РФ):
— сумма задолженности по налогу;
— сумма пеней, начисленных на момент направления требования;
— срок уплаты налога;
— срок исполнения требования;
— меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Обычно налоговые органы все это указывают.
А вот с чем постоянно возникают проблемы, так это с основаниями начисления пени. Ведь, выставляя требование на уплату пени, инспекторы должны указывать (Статьи 69, 75 НК РФ; п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5):
— сумму пени;
— сумму недоимки, на которую начислены пени (Пункт 2 ст. 11 НК РФ);
— основание взимания налога, за неуплату которого начислены пени;
— ставку рефинансирования, действующую в дни начисления пени;
— количество дней просрочки уплаты.
Посмотрите на типичное требование, выставленное налоговиками одной организации на основании карточки РСБ. В нем, по сути, нет ни одного из указанных показателей.

Инспекция Федеральной налоговой
службы N 22 по г. Москве,
111024, г. Москва, Энтузиастов ш., 14

Руководителю ООО «Надежда»,
ИНН/КПП 7722016168/772212345;
Авиамоторная ул., 5, г. Москва, 111020

Требование N 53751
об уплате налога, сбора, пени, штрафа
по состоянию на 04.03.2011

Инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по г. Москве ставит в известность ООО «Надежда», ИНН/КПП 7722016168/772212345; Авиамоторная ул., 5, г. Москва, 111020, о том, что за Вашей организацией (Вами) числится (выявлена) задолженность по налогам, сборам, пеням, штрафам. На основании действующего в Российской Федерации законодательства о налогах и сборах Ваша организация (Вы) обязана уплатить:

N

Наименование
налога
(сбора)

Установленный
законодательством
о налогах
и сборах срок
уплаты налога
(сбора)

Недоимка,
руб.

Пени, руб.

Штрафы,
руб.

Код бюджетной
классификации

ОКАТО

1

Налог на
добавленную
стоимость на
товары
(работы,
услуги),
реализуемые
на
территории
РФ, прочие
начисления
2008 г.

01.01.2008

16 521 439,27

18210301000012000110

45290564000

2

Налог на
добавленную
стоимость на
товары
(работы,
услуги),
реализуемые
на
территории
РФ, прочие
начисления

01.09.2008

564 848,36

18210301000012000110

45290564000

3

Налог на
добавленную
стоимость
на товары
(работы,
услуги),
реализуемые
на
территории
РФ, прочие
начисления
за
I квартал
2011 г.

21.02.2011

313 756,00

18210301000011000110

45290564000

Итого

х

313 756,00

17 086 287,63

х

х

Справочно:
По состоянию на 04.03.2011 за Вашей организацией (Вами) числится общая задолженность в сумме 63 349 175,94 руб., в том числе по налогам (сборам) 5 546 676,00 руб.
Инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по г. Москве предлагает числящуюся за ООО «Надежда» задолженность погасить.
Основание взимания налога (сборов) — невыполнение обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством. Обязанность налогоплательщика (иного обязанного лица) уплатить указанные налоги (сборы) установлена п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 части первой Налогового кодекса РФ.
Основание взимания пени: ст. 75 части первой НК РФ. Процентная ставка пени рассчитана исходя из одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России 8,000% годовых.

Итак, 313 756 руб. — это сумма недоимки, но:
— понятно, что 17-миллионные пени образовались до возникновения задолженности в размере 313 756 руб. А это значит, что в требовании должна быть указана недоимка, на которую начислены эти огромные пени. Об этом прямо сказано и в НК РФ (Пункт 4 ст. 69 НК РФ), и в Постановлении Пленума ВАС РФ (Пункт 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5). Однако недоимка, на которую начислены эти пени, в требовании не указана;
— в требовании одна-единственная ставка рефинансирования. Хотя за период с первой даты, указанной в требовании (01.01.2008), по дату его выставления (04.03.2011) ставка менялась 21 раз;
— в требовании есть лишь не внушающие доверия «установленные законодательством о налогах и сборах сроки уплаты налога», не соответствующие срокам, установленным гл. 21 НК. Соответственно, нельзя понять, с какой даты начали начисляться пени (Пункт 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5);
— в требовании нет оснований взимания налога. Имеется лишь ссылка на ст. ст. 23, 45 и 75 НК РФ, которые предусматривают общие положения об обязанностях по уплате налога и порядке исчисления пени, но не содержат конкретные нормы законодательства по конкретному налогу — НДС.
К тому же налоговый орган, в частности, неправильно указал срок на добровольное исполнение требования (16.03.2011), который истек к моменту получения требования (20.03.2011) (Пункт 6 ст. 6.1, п. п. 4, 6 ст. 69 НК РФ). А между тем в требовании все должно быть предельно четко и ясно. И это забота налоговых органов.
Сейчас же ясно одно — мы не станем добровольно исполнять это требование и будем спорить!

Шаг 2. Решаем, что будем обжаловать

Понятно, что обжаловать надо требование. Но только ли требование? В ситуации, когда оно выставлено на основании карточки «Расчеты с бюджетом», есть своя специфика: мы знаем, что указанная в таком требовании задолженность не может быть взыскана по НК РФ, так как истекли все возможные сроки. И в таком случае для организации (да и для бухгалтера) важно не только признать незаконным требование налогового органа, чтобы избежать взыскания указанных в нем сумм, но и заставить налоговиков привести в порядок карточку «Расчеты с бюджетом». Ведь если не будет скорректирована карточка РСБ:
1) налоговые органы на ее основании могут выставлять повторные требования, называя их уточненными (Статья 71 НК РФ). И разбираться с такими требованиями вам придется уже отдельно (как — читайте в шаге 4);
2) налоговые органы могут зачесть имеющуюся у вас переплату в счет погашения числящейся в карточке РСБ задолженности (Пункт 1 ст. 78 НК РФ);
3) организация не сможет вернуть имеющуюся у нее переплату по налогу того же вида, что и тот, по которому начислены пени (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011 N 09АП-2215/2011-АК);
4) организация не получит справку об отсутствии задолженности перед бюджетом (она получит справку по форме N 39-1 о состоянии расчетов по налогам с «висящей» в карточке РСБ задолженностью (Приложение 4 к Приказу ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@)), а это, как известно, влечет невозможность:
— участия в конкурсах и тендерах (Постановление ФАС ЗСО от 10.01.2007 N Ф04-8609/2006(29664-А75-33));
— получения кредитов.

Вывод
Если у вас есть «нереальная» задолженность в карточке РСБ, обязательно обжалуйте требование и требуйте корректировки данных в карточке РСБ (как — расскажем далее, см. шаг 4).

Шаг 3. Решаем, куда будем жаловаться

Всего вариантов три, у каждого свои плюсы и свои минусы.
Вариант 1. Подаем жалобу только в вышестоящий орган (УФНС России по вашему субъекту). Для требования такая досудебная процедура необязательна, но возможна (Статья 101.2, п. 1 ст. 138 НК РФ).
(+) Порой этот способ оказывается эффективным (позволяет быстро признать недействительным не только требование, но и решение о взыскании и отозвать инкассовые поручения).
(+) Не нужно тратиться на представителя и госпошлину, как при обращении в суд (Подпункт 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).
(-) Часто подача жалобы оказывается бесполезной.
(-) Практически невозможно приостановить обжалуемое требование, то есть пока жалобу рассматривают, ваша инспекция будет продолжать взыскание сумм по спорному требованию.
Вариант 2. Подаем заявление только в суд.
(+) Вы можете обратиться с ходатайством о приостановлении обжалуемого требования путем запрещения инспекции принудительно исполнять его (выносить решение о взыскании, выставлять инкассовые поручения, приостанавливать операции по счетам) (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2010 N 09АП-24027/2010-АК; ч. 3 ст. 99 АПК РФ).
(-) Придется потратить деньги на госпошлину, может быть, и на представителя (Подпункт 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Правда, если дело вы выиграете, вы сможете взыскать с налоговиков свои судебные расходы (Статьи 101, 110 АПК РФ).
(-) Судебное обжалование может затянуться надолго (Статья 152, ч. 1 ст. 259, ч. 1 ст. 276 АПК РФ).
Вариант 3. Одновременно обжалуем требование и в вышестоящий налоговый орган, и в суд. Минусы здесь те же, что в вариантах 1 и 2, а плюсы такие:
(+) Так же как и в варианте 2, вы можете обратиться с ходатайством о приостановлении обжалуемого требования.
(+) Вы используете все возможные механизмы обжалования и не теряете время.
(+) Вы готовите жалобу в вышестоящий налоговый орган и заявление в суд с минимальными трудозатратами — ведь текст этих документов практически идентичен.
Определились, куда надо жаловаться? Тогда переходим к следующему шагу.

Шаг 4. Обосновываем свои претензии

Претензии к требованию

Основные претензии к требованию мы выявили еще на первой стадии, когда решали, обжаловать требование или нет (см. шаг 1). Но зачастую есть еще одно глобальное основание для признания требования об уплате налога, выставленного лишь на основании карточки РСБ, недействительным. Налоговые органы выставляют такие требования за пределами срока взыскания задолженности.
Ведь требование об уплате налога, пени и штрафа должно быть направлено налогоплательщику:
(или) если недоимка выявлена по результатам налоговой проверки, то в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проверке;
(или) в остальных случаях (недоимка выявлена не по результатам налоговой проверки, как в нашем случае) — не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.
И некоторые налоговые органы искренне считают, что можно пропустить все мыслимые сроки, а потом заглянуть в карточку РСБ, а там — ба, недоимка! Инспекторы быстренько составляют документ о выявлении недоимки и направляют требование.
К сожалению, с тем, что срок на выставление требования по п. 1 ст. 70 НК РФ начинает течь с момента составления документа о выявлении недоимки, иногда соглашались и суды (Постановления ФАС ВСО от 27.02.2008 N А19-12234/07-30-Ф02-105/08; ФАС СЗО от 20.12.2007 по делу N А26-3314/2007).

Предупреждаем руководителя
Попытки налоговиков взыскать старые долги, числящиеся в вашей карточке РСБ, надо пресекать. Правда, спорить, скорее всего, придется в суде.

Но единственно верной «датой выявления недоимки» является следующий день после того, как наступили два события:
— вы представили декларацию с суммой налога к уплате;
— наступил срок уплаты налога, а налог не уплачен (Пункт 2 ст. 11 НК РФ).
Три коротких примера. Предположим, последний день уплаты налога за I квартал — 20.04.2011. Этот же день — последний день подачи налоговой декларации.
Ситуация 1. Вы представили декларацию 15 апреля. Но какая бы огромная сумма налога к уплате в ней ни значилась, до 20 апреля (включительно) вы можете ее не платить, и недоимки у вас не возникнет. Недоимка появится только 21 апреля. С этого же числа потекут 3 месяца на выставление требования. Таким образом, последним днем выставления требования будет считаться 21 июля (Пункт 5 ст. 6.1 НК РФ).
Ситуация 2. Вы представили декларацию 20 апреля — срок на выставление требования такой же, как в ситуации 1.
Ситуация 3. Декларация представлена с нарушением срока — 29 апреля. Несмотря на то что срок уплаты налога нарушен, до представления декларации инспекция не могла выставить требование: она банально не знала сумму, которую нужно указать в требовании. Поэтому срок на выставление требования начнет течь с 29 апреля и закончится 29 июля (Пункт 5 ст. 6.1 НК РФ).
А теперь взгляните еще раз на само требование. Очень часто в графе «Установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты налога (сбора)» налоговики указывают абсолютно непонятные сроки. Ну откуда там такие сроки уплаты НДС: 01.01.2008 и 01.09.2008? Ведь всем хорошо известны сроки уплаты этого налога — не позднее 20-го числа каждого из 3 месяцев налогового периода, следующего за истекшим налоговым периодом (Пункт 1 ст. 174 НК РФ) (до III квартала 2008 г. налог уплачивался одним платежом не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (Статья 163, п. 1 ст. 174 НК РФ (ред., утратившая силу)).
Очевидно, что если налоговый орган указывает такие «установленные законодательством о налогах и сборах сроки уплаты налога (сбора)», как 01.01.2008 и 01.09.2008, то сроки для выставления требования об их уплате давно истекли.
Более того, еще в 2009 г. истекли все возможные сроки на принудительное взыскание такой задолженности (Статьи 46, 70 НК РФ; п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71; Постановления Президиума ВАС РФ от 24.10.2006 N 5274/06, от 24.01.2006 N 10353/05). Покажем, как исчисляются такие сроки.

———————————
<*> Указанные сроки начинают течь со следующего дня (Статья 6.1 НК РФ).

Вывод
Срок на выставление требования «при выявлении недоимки» начинает течь со дня, следующего за днем представления любой декларации (первичной или уточненной), в которой заявлена сумма налога к уплате, но не ранее чем со дня, следующего за последним днем установленного срока уплаты налога.
Во всех остальных случаях мы говорим не о выявлении недоимки, а о том, что налоговый орган обнаружил какие-то цифры в своих внутренних документах, базах, карточках и тому подобном. Причем так как это документы налогового органа, то и набор этих цифр полностью зависит от действий его должностных лиц, но сам по себе ни наличия недоимки, ни наличия переплаты не означает.

Претензии к повторному требованию

Уточненное (а на самом деле повторное) требование и отзыв предыдущего требования — вот типичная реакция налоговиков:
— на заявление в суд;
— на определение суда, обязывающее налоговый орган «документально подтвердить задолженность по каждой позиции требования»;
— на удовлетворение жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом.
Почему требование может оказаться повторным, а не уточненным? Дело в том, что налоговый орган обязан направить организации уточненное требование, если ее обязанность по уплате налога изменилась после направления требования об уплате налога, пеней и штрафа (Статья 71 НК РФ). А измениться обязанность по уплате налога может только по основаниям, установленным НК РФ (Пункт 1 ст. 44 НК РФ).
Если же суммы явно «переходят» из одного требования в другое, а инспекция ссылается на такое основание для выставления уточненного требования, как, например, «уточненный расчет к уменьшению по НДС внутри карточки РСБ», то имейте в виду, что законодательством такое основание для возникновения, изменения или прекращения обязанности по уплате налога не предусмотрено (Статьи 44, 71 НК РФ).
Факт отзыва ранее выставленного требования сам по себе также не может изменять обязанность налогоплательщика по уплате налога. Ведь НК РФ не предоставляет налоговому органу права ни направлять повторное требование, ни отзывать ранее выставленное направлением нового (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 N 2599/09; Постановления ФАС ДВО от 03.11.2009 N Ф03-5755/2009; ФАС МО от 29.07.2009 N КА-А40/7060-09; ФАС ПО от 04.02.2010 по делу N А12-16625/2009).
Налогоплательщик, который получил требование N 53751, приведенное в качестве примера в этой статье, позже получил вот такое повторное требование.

Претензии к карточке «Расчеты с бюджетом»

Как мы разобрались, обжалуя требование, выставленное на основании карточки РСБ, нужно требовать исключения из карточки РСБ суммы задолженности. Для этого вам надо обосновать, каким образом задолженность в карточке нарушает права вашей организации (Постановление Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16507/04). Помогут в этом следующие аргументы.
Конечно, в 2005 г. Президиум ВАС РФ прямо указал, что если задолженность просто числится в карточке РСБ — нарушения прав нет. Однако у нас иная ситуация: налоговые органы не просто ведут карточку РСБ как личную записную книжку. Они в любое удобное для них время выявляют в этой карточке недоимки, составляют на их основании документ о выявлении недоимки и выставляют на его основании требования об уплате налога. При этом инспекторы и в первоначальном, и в повторном требованиях без зазрения совести указывают, что задолженность у организации есть «согласно лицевым счетам». Следовательно, уже нельзя говорить о том, что задолженность просто числится в карточке и сама по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Кстати, есть решения, в которых суды занимают другую позицию, высказанную Президиумом ВАС РФ в 2004 г., и обязывают налоговые органы скорректировать карточку РСБ, исключив из нее спорную задолженность, так как внесение изменений в карточку является способом исполнения судебного акта (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2004 N 15889/03; Постановления ФАС МО от 08.08.2007, 13.08.2007 N КА-А40/7844-07, от 26.06.2007, от 02.07.2007 N КА-А41/5870-07; ФАС СЗО от 17.09.2007 по делу N А05-2894/2007, от 04.06.2007 по делу N А21-6847/2006). Например, решения суда о признании требования недействительным.

>Взыскание недоимки по страховым взносам

Взыскание пеней, начисленных на задолженность по страховым взносам, срок взыскания которой истек (Лермонтов Ю

В Постановлении от 21.06.2013 N А46-24791/2012 ФАС Западно-Сибирского округа, исследовав причины, послужившие препятствием к своевременному обращению территориального управления ПФР в суд с соответствующим заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам, а также заявленные Управлением доводы, положенные в основу ходатайства о восстановлении пропущенного срока для взыскания недоимки по страховым взносам, пеням (в частности, первое предъявление заявления в суд своевременно, но оставление его судом без движения, в дальнейшем повлекшее возврат заявления в связи с неисполнением Управлением требований, явившихся основанием для оставления его без движения), не усмотрел оснований для признания их уважительными, влекущими юридические препятствия для своевременного обращения с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Поскольку материалами дела подтверждено обращение Управления в арбитражный суд за пределами срока, суд указал на утрату Управлением права на взыскание недоимки в судебном порядке, а с учетом положений ч. 7 ст. 25 Закона N 212-ФЗ и права на взыскание пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам, срок для взыскания которой пропущен.

Взыскание недоимки по страховым взносам

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2019 N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2019 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФР), органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС России) по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2019 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В ч. 5.2 ст. 19 Закона N 212-ФЗ установлено следующее: если отраженная в требовании сумма не превышает 1500 руб. в части платежей в ПФР (500 руб. — в ФСС РФ), решение о взыскании недоимки (пеней, штрафов) за счет денежных средств может быть принято в течение одного года и двух месяцев после окончания срока, определенного в требовании. Постановление о взыскании такой суммы за счет имущества плательщика принимается в течение двух лет (ч. 3 ст. 20 Закона N 212-ФЗ). Если решение (постановление) принимается по нескольким требованиям, данные сроки исчисляются с момента окончания срока исполнения самого раннего требования.

О приостановлении взыскания задолженности по страховым взносам, переданной органами ПФР и ФСС

Это связано с тем, что в большинстве случаев суды отказывают в удовлетворении требований налоговых органов по причине предъявления заявлений о взыскании задолженности, право на взыскание которой утрачено органами ПФР и органами ФСС РФ до момента передачи налоговым органам функций по администрированию страховых взносов.

После передачи ФНС России полномочий по администрированию страховых взносов ФСС РФ продолжает контролировать доходы и расходы только по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («на травматизм»).

В статье рассмотрим недоимку по страховым взносам в ПФР, ФСС, ФФОМС: процедуру взыскания, срок, а также расчет пени. Плательщики взносов обязательного страхового характера несут обязанность по своевременной уплате страховых сумм в полном объеме, а также по представлению соответствующих бланков расчетов с достоверными сведениями по обязательным страховым платежам.

В случае неисполнения данных обязанностей возникает задолженность перед фондами, именуемая недоимкой. В таких случаях орган контроля формирует требование регламентированной формы для должника по погашению возникшего долга в принудительном порядке.

Недоимка по страховым взносам в ПФР, ФСС, ФФОМС

Недоимка возникает, если плательщик не перечислит положенную величину страховых пенсионных, медицинских и социальных платежей в срок до 15-го числа включительно за завершившийся месяц. Причем на каждый вид обязательного страхования следует формировать самостоятельную платежку с перечислением средств в пользу фонда.

Ежемесячный обязательный страховой платеж предусмотрен для лиц, выплачивающих вознаграждения наемным работникам и отчисляющих с этих сумм взносы на различные виды страхования (для работодателей, в роли которых могут выступать иностранные или российские юрлица, ИП, частнопрактикующие лица).

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Для тех плательщиков, которые не имеют сотрудников, предусмотрены обязательные платежи медицинского и пенсионного характера, уплачиваемые на счета ФФОМС и ПФР в срок до конца текущего года. Данные платежи осуществляются за себя и носят обязательный характер, исчисляются они плательщиками самостоятельно с учетом текущего МРОТ и уровня дохода в части его превышения 300000 руб. в год.

Перечисление социальных взносов не входит в число обязательных платежей для таких страхователей и носит исключительно добровольный характер.

При отсутствии перечислений в установленные даты или при неполной оплате положенных сумм у плательщиков возникает недоимка, требующая взыскания в порядке, определенном в Законе №212-ФЗ. Процедура взыскания для организаций и ИП прописана в 19 и 20 статьях указанного закона, для физических лиц, не образующих ИП – в 21 статье.

Срок взыскания недоимки по страховым взносам

Данные требования подготавливаются органом, контролирующим своевременность и полноту оплаты страховых сумм плательщиками. Причем закреплены конкретные сроки для направления требований должникам – 3 месяца с моменты обнаружения недоимки.

При этом в момент установления наличия задолженности по взносам за плательщиками указанным органом формируется справка по форме 3-ПФР в части пенсионных и медицинских отчислений и 3-ФСС в части социальных отчислений. Бланки указанных справок утверждены теми же законодательными документами, что бланки требований.

Если наличие недоимки выявлено по факту проведенной проверки страхователя, то требование следует направить в адрес должника в 10-ти дневный срок с даты вынесения решения.

Требование передается либо лично в руки руководителю или ИП (или их доверенным лицам) под расписку, либо путем почтовой передачи заказным письмом, либо в электронном виде посредством соответствующих каналов связи.

Сформированное контролирующим органом требование должно включать:

  • Величину долга на день составления требования (недоимка и пени);
  • Срок для перечисления данной суммы;
  • Основания для взыскания указанной суммы;
  • Меры, которые применятся при неисполнении требования должником;
  • Ссылки на пункты нормативных документов, позволяющих предъявлять данные требования по взысканию недоимки.

Плательщик при получении требования должен погасить недоимку в пределах 10-ти календарных дней, если в самом бланке требования не указан иной временной промежуток.

При отсутствии действий со стороны должника фонд проводит процедуру принятия решения о взыскании суммы долга в принудительной форме, данный процесс регулируется 19-м пунктом Закона №212-ФЗ. На проведение данной процедуры отводится 2 месяца, в пределах которых решение должно быть подготовлено. Не позднее 6-ти дней принятое решение следует донести до самого должника

Чтобы взыскать величину недоимки за счет денежных сбережений, имеющихся на счетах должника, фонд переедет в банковское учреждение, обслуживающее счета этого лица, поручение с указанием суммы долга. По поручению банк в пределах одного дня обязан произвести операцию по списанию необходимой денежной суммы и передаче ее в пользу фонда по соответствующим реквизитам. Если сумма выражена в иностранной валюте, то добавляется еще один день на осуществление процедуры. Если денег на счетах должника не хватает на покрытие возникшего долга, то банк будет их списывать в пользу фонда по факту их поступления.

При отсутствии необходимой суммы денег у должника, недоимка может быть изъята также в виде другого имущества, порядок данной процедуры определен 20-м пунктом Закона №212-ФЗ.

Если двухмесячный срок для вынесения решения пропущен, то вопрос о взыскании недоимки можно перенести в судебные органы. Заявление допускается направить в суд в пределах полугода со дня окончания отведенного срока для погашения долга. Если шестимесячный период пропущен, и причина того уважительная, то срок возможно восстановить через суд.

Пени по недоимке по страховым взносам

Величину пени по выявленной недоимке орган контроля фондов вычисляет самостоятельно и указывает в требовании, которое направляется должнику. Однако страхователю следует знать, как рассчитывается эта величина. Данное знание пригодится в двух случаях:

  • Для проверки корректности проведенных расчетов фондом;
  • Для исчисления пени при самостоятельном выявлении ошибки и подаче уточненки с целью избежания штрафа.

Формула для расчета пени по недоимке:

Пени = долг по взносам * (ставка рефинансирования ЦБ РФ / 300) * число дней посрочки.

Ставка рефинансирования берется на момент просрочки. Причем при изменении данной величины на протяжении периода просрочки, следует считать пени по каждой ставке отдельно. До 14.09.12 ставка составляла 8%, после 8,25%. В 2016 году ставка рефинансирования соответствует величине ключевой ставки и составляет 11%.

Число дней просрочки считается, начиная с 1-го дня после крайней даты для оплаты взносов по день оплаты включительно.

Пример расчета:

Компания не оплатила в срок взносы в фонды за январь 2016г., возникшая задолженность была погашена 27.05.2016. Последний день для перечисления страховых платежей за январь – 15 февраля. Общая сумма выплат сотрудников за январь составила 300 000 руб. Компания исчисляет взносы по основным тарифам.

Следует рассчитать сумму недоимки по взносам и величину пени к оплате.

Наименование фонда Неуплаченная величина взноса за январь, руб. Число дней просрочки, кал.дн. Пени, руб.
ПФР 66000 103

(с 15.02.16 по 27.05.16)

2492,6

(66000*11%/300*103)

ФФОМС 15300 577,83

(15300*11%/300*103)

ФСС 8700 328,57

(8700*11%/300*103)

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Недоимка по страховым взносам в ПФР

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *