Не вправе вмешиваться в деятельность судов

Утверждено постановлением

Высшего судейского совета

Республики Узбекистан

от 29 января 2018 года,

№ СОКҚ–490-III

Надежная судебная защита прав и свобод, а также законных интересов граждан достигается посредством обеспечения независимости, беспристрастности и компетентности правосудия, которое предполагает соблюдение каждым судьей конституционных норм и законов, правил «Кодекса этического поведения судей» (далее – Кодекс), осуществление своей деятельности основываясь на принципах справедливости и объективности.

Государственные гарантии независимости, неприкосновенности судей, недопустимости вмешательства в их деятельность, высокий уровень материального и социального обеспечения являются факторами достижения правосудия – вынесения законных, обоснованных и справедливых судебных решений.

Беспрекословное соблюдение судьей правил настоящего Кодекса, честное и добросовестное исполнение своих служебных обязанностей, имеют первостепенное значение в сохранении чести, достоинства и деловой репутации судьи и авторитета суда в целом.

Настоящий Кодекс разработан в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан «О судах», «О Высшем судейском совете Республики Узбекистан», а также общепризнанными принципами международного права, регулирующими этическое поведение судей.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет и сфера регулирования настоящего Кодекса

Кодекс устанавливает обязательные для каждого судьи правила поведения при осуществлении профессиональной деятельности по отправлению правосудия и во внесудебной деятельности, основанные на высоких нравственно-этических требованиях, положениях законодательства Республики Узбекистан, международных стандартах в сфере правосудия и поведения судей.

Необходимость соблюдения настоящего Кодекса определяется статусом судьи, самим фактом наделения конкретного лица судейскими полномочиями принимать окончательное решение по вопросам, затрагивающим права, свободы и обязанности лиц, обращающихся за судебной защитой.

Судьи Республики Узбекистан обладают всеми правами, предусмотренными Конституцией Республики Узбекистан, законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, с учетом ограничений, установленных для них законодательством Республики Узбекистан.

Настоящий Кодекс не ограничивает гарантируемые Конституцией Республики Узбекистан права и свободы судьи.

Положения настоящего Кодекса, устанавливающие повышенные нравственно-этические требования к судье, обусловленные его статусом, не должны толковаться как ограничивающие гарантируемые Конституцией Республики Узбекистан его гражданские права и свободы.

В случае возникновения вопросов, не урегулированных настоящим Кодексом, судьи руководствуются общими принципами нравственно-этического поведения в обществе, а также общепризнанными принципами международного права, регламентирующими этическое поведение судей.

Статья 2. Обязанность судьи по соблюдению настоящего Кодекса

Судья обязан следовать высоким стандартам морали и нравственности, беспрекословно соблюдать нормы настоящего Кодекса, быть честными в любой ситуации, воздерживаться от действий, которые могли бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи, поставить под сомнение его объективность, независимость и беспристрастность.

Соблюдение настоящего Кодекса должно быть внутренним убеждением судьи, правилом его жизни, должно способствовать укреплению доверия общества к судебной системе, его уверенности в том, что правосудие осуществляется компетентно, независимо, беспристрастно и справедливо.

Судья должен быть верным своей присяге, обладать качествами проницательности, вежливости, честности, стойкости, стремления к знаниям и обязан быть достойным высокого статуса судьи в обществе.

Судья всегда должен помнить, что не обладая высокими морально-этическими качествами и квалификацией, он не в праве осуществлять свои полномочия.

Судья при реализации права свободы мысли, не должен причинять ущерб авторитету правосудия.

При рассмотрении обращений физических и юридических лиц судья, проявляя справедливость и объективность, не должен допускать волокиты.

Судья всегда должен помнить, что суд в Республике Узбекистан призван осуществлять судебную защиту прав и свобод граждан, провозглашенных Конституцией Республики Узбекистан и другими законами, международными актами о правах человека, а также прав и охраняемых законом интересов предприятий, организаций и учреждений, что деятельность суда направлена на обеспечение верховенства закона, социальной справедливости, мира и согласия граждан.

Статья 3. Пределы деятельности судьи по отправлению правосудия

Осуществление судебных функций имеет приоритетный характер по отношению к другим видам деятельности суда.

Судья, не может быть сенатором, депутатом, состоять в политических партиях, участвовать в политических движениях, а также заниматься какими-либо другими видами оплачиваемой деятельности, за исключением научной и педагогической.

Судья может занимать неоплачиваемые должности в общественных объединениях судей.

Судья участвует в работе по рассмотрению судебных дел, заявлений, ходатайств и жалоб, а также изучению и обобщению судебной практики.

Статья 4. Общие требования к этическому поведению судьи

При осуществлении правосудия судья должен исходить из того, что судебная защита прав и свобод человека определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти.

Судья в любой ситуации обязан сохранять свою честь и личное достоинство, соблюдать этические нормы, быть скромным, вежливым и не допускать грубого отношения.

Судья всегда должен помнить, что оценку деятельности судьи даст сам народ.

Судья не должен использовать свой статус в целях получения каких-либо благ, услуг, коммерческой или иной выгоды для себя, своих родственников и других лиц, пользоваться своим служебным положением при обращениях по личным вопросам в различные государственные органы, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, к должностным лицам, в органы самоуправления граждан и другие институты гражданской общественности.

Судья не должен совершать каких-либо действий либо давать повод другим лицам совершать такие действия, которые позволяли бы сделать вывод об оказании влияния на осуществление судьей его полномочий и усомниться в независимости и беспристрастности судьи.

В случаях нарушений требований законодательных актов и этических норм со стороны работников аппарата суда и участников судебного процесса судья обязан принимать соответствующие меры.

Судье следует принимать соответствующие меры в отношении публичных обвинений в свой адрес – о злоупотреблении служебным положением, корыстной или иной заинтересованности в исходе рассмотрения дела.

Судья должен быть осторожным при выборе друзей и знакомых, воздерживаться от связей, которые могут нанести ущерб его репутации и авторитету суда.

Глава II. Принципы и правила этического поведения судьи при осуществлении профессиональной деятельности

Статья 5. Независимость судьи

Независимость судьи гарантируется государством путем подчинения его только закону, порядком назначения (избрания) на должность, недопустимости какого-либо вмешательства в его деятельность по отправлению правосудия и привлечения к ответственности за такое вмешательство.

При осуществлении профессиональной деятельности судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию и другие законы Республики Узбекистан, пресекать любое постороннее воздействие, противостоять угрозам, давлению и неправомерному воздействию, прямому или косвенному вмешательству в судебный процесс, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, их чести, достоинства и имущественных интересов, прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций.

При отправлении правосудия судья, уважая процессуальные права всех участников судебного процесса, обязан действовать независимо от любых прямых или косвенных внешних воздействий, желаний, давления или вмешательств, исходить исключительно из оценки фактов и в соответствии с внутренним убеждением, руководствоваться законом и правосознанием.

Публичное обсуждение деятельности судьи, критические высказывания в его адрес не должны влиять на законность и обоснованность выносимого им решения.

Статья 6. Принципы объективности и беспристрастности судьи

Обязательными условиями надлежащего осуществления правосудия являются объективность и беспристрастность судьи. Поведение судьи в ходе судебного разбирательства и внеслужебное время должно способствовать поддержанию уверенности общества и участников процесса в объективности и беспристрастности судьи и органов судебной власти.

При исполнении своих профессиональных обязанностей в целях объективного рассмотрения дела судья должен быть свободен от каких-либо предпочтений, предубеждений или предвзятости и должен стремиться к исключению каких-либо сомнений в его беспристрастности.

Самоотвод судьи в предусмотренных законом основаниях является важным фактором, обеспечивающим его объективность и беспристрасность.

Статья 7. Принцип равенства

Приоритетным условием осуществления объективного и беспристрастного осуществления правосудия является справедливое судебное разбирательство и равное отношение ко всем лицам.

Судья обязан исполнять свои обязанности проявляя объективность, одинаково относясь ко всем участникам судебного процесса без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.

Судья при исполнении своих обязанностей должен руководствоваться принципом равенства, поддерживать баланс между сторонами, обеспечивая каждой из них равные возможности, проявляя объективность и беспристрастность, с одинаковым вниманием относиться ко всем участникам судопроизводства.

При осуществлении правосудия судья должен проявлять корректность в общении с гражданами, с уважением относиться к нравственным обычаям и традициям народов, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию, не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету судебной власти.

Судья должен исполнять свои профессиональные обязанности без какого-либо предпочтения и без действительной либо видимой предвзятости, дискриминации, обеспечивая необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав, обеспечивая справедливое рассмотрение дела в разумный срок.

Статья 8. Справедливость судьи

Судья должен исполнять свои обязанности справедливо, оперативно, добросовестно и на высоком профессиональном уровне.

Судья обязан тщательно готовиться к организации и проведению судебных заседаний, предоставлять участникам судебного процесса равные возможности для свободного выражения своего мнения, рассматривать дела в установленные законом процессуальные сроки, не допускать необоснованного и частого отложения рассмотрения дела, выносить законные и справедливые решения и обеспечивать своевременное их отправление заинтересованным лицам.

Судья для обеспечения справедливости, должен общаться с народом, хорошо знать, что его волнует и заботит, знать его жизненные проблемы и потребности.

Статья 9. Честность судьи

Честность является необходимым условием надлежащего исполнения судьей своих обязанностей.

Честность судьи выражается в добросовестном исполнении своих обязанностей, правдивости, в воздержании от нежелательных действий и наличии безупречной репутации.

Судья должен избегать общественных мероприятий и других публичных мест, если это может навредить его репутации.

Судья в установленном порядке должен сообщать в Высший судейский совет Республики Узбекистан и (или) квалификационную коллегию судей о фактах давления и вмешательства в его деятельность по отправлению правосудия, а также о предложениях вознаграждения за выполнение или невыполнение определенных действий.

Статья 10. Компетентность судьи

Судья должен добросовестно, на высоком профессиональном уровне исполнять свои обязанности, принимать все меры для своевременного и квалифицированного рассмотрения дела, а также содействовать примирению сторон, мирному урегулированию спора.

Судья обязан постоянно повышать свою квалификацию и профессиональные знания, совершенствовать свои практические навыки и личные качества, необходимые для надлежащего исполнения своих обязанностей. В этих целях судья должен использовать как возможности самостоятельного обучения, так и систематически проходить переподготовку в государственной системе повышения квалификации.

Опытные судьи, поддерживая традиции «наставник-ученик», обязаны обучать своему опыту и знаниям впервые назначенных судей.

Статья 11. Взаимоотношения с коллегами и подчиненными

Судья должен быть корректным и сдержанным по отношению к коллегам и другим работникам суда, терпимо относиться к критике, не допускать прямого или косвенного преследования за критическое мнение о себе, не вмешиваться в рассмотрение дел, находящихся в производстве другого судьи.

Судья обязан требовать от помощника судьи и других работников аппарата суда соблюдения правил должностных инструкций, поддержания высокого профессионального уровня, соблюдения соответствующих запретов и ограничений, выполнения обязанностей, предусмотренных законодательными актами Республики Узбекистан.

Председатели суда должны помнить, что залогом эффективной деятельности суда являются в первую очередь самоотверженность, патриотизм, преданность, профессионализм, трудолюбие и высокая ответственность его руководителей.

Председатель суда (председатель коллегии) при осуществлении организационно-административных полномочий не вправе допускать действий, ограничивающих независимость судей, оказывать давление на них, а также использовать иные методы административного воздействия, имеющие целью повлиять на деятельность судей по отправлению правосудия.

Председатели судов обязаны предпринимать все необходимые меры для обеспечения эффективного исполнения другими судьями своих обязанностей, назначать работников на должности аппарата суда на основании прозрачного конкурса и при этом избегать клановости, местничества и покровительства.

Председатели судов должны постоянно анализировать отношение судей и работников аппарата суда к работе и принимать соответствующие меры при несоответствии их занимаемой должности.

Председатели судов обязаны в установленном порядке обеспечивать справедливое распределение служебной нагрузки среди судей и работников аппарата суда. Недопустимы покровительство (незаслуженное поощрение и необоснованное повышение в должности), а также попустительство (непринятие мер за упущения в деятельности, нереагирование на неправомерные действия).

Председатель суда, судья должны ответственно относиться к составлению отзыва, характеристики (рекомендации) кандидатам на должности судьи, быть объективными и беспристрастными.

Не должны представлять в Высший судейский совет и квалификационную коллегию характеристику на кандидата в судьи, отмечая личные, профессиональные, духовные и другие качества, которые не присущи этому лицу.

Судья имеет право свободно выражать свое мнение и принимать участие в публичных дискуссиях, в том числе по вопросам эффективности судебной деятельности, разъяснять правовые мотивы принятых им или его коллегами судебных решений. При этом в своих разъяснениях судья должен проявлять сдержанность и осмотрительность, быть беспристрастным по отношению к лицам, участвующим в деле, и сохранять преданность к судебной власти.

Глава III. Правила этического поведения судьи во внеслужебное время

Статья 12. Ограничения, связанные с осуществлением деятельности во внеслужебное время

Судье во внеслужебное время не следует заниматься видами деятельности, которые выходят за рамки ограничений, установленных законом и могут оказать негативное влияние на авторитет суда, а также на объективность, независимость и беспристрастность судьи.

Судье не следует участвовать в массовых мероприятиях в форме митингов, собраний, демонстраций в духе культа насилия, жестокости, национализма, а также имеющих политическое и религиозное содержание.

О факте совершения преступления членами семьи, близкими родственниками судья должен в установленном порядке незамедлительно предоставить достоверную информацию в Судебную инспекцию по обеспечению неприкосновенности судей Высшего судейского совета (далее – Судебная инспекция).

Судья должен исполнять обязанности по содержанию, воспитанию своих несовершеннолетних детей, заботиться о родителях и других нетрудоспособных членах семьи.

Судья не должен использовать судебные ресурсы в личных целях и давать работникам распоряжения по личным делам.

При разрешении конкретного дела судья не вправе консультировать кого-либо и выражать свое мнение.

Статья 13. Участие в хозяйственной деятельности

Судья не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении коммерческой организацией.

В случаях дарения или получения по наследству доли в уставных фондах коммерческих организаций, а также ценных бумаг, которые предоставляют право участия в управлении коммерческими организациями, судья должен предоставить об этом информацию в Высший судейский совет Республики Узбекистан и незамедлительно принять меры по передаче управления ими другим.

Судья обязан располагать информацией о получаемых им, супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми доходах и их источниках, об имуществе, находящемся во владении на основании права собственности и вещного права, а также об обязательствах имущественного характера и в установленном порядке предоставлять информацию об этом в Верховный суд Республики Узбекистан.

Судья не должен участвовать в сборе средств в пользу любой организации, призывать кого-либо участвовать в сборе средств, а также не должен использовать или позволять другим лицам и членам своей семьи использовать авторитет судьи для указанных целей.

Статья 14. Взаимоотношения со средствами массовой информации

Эффективность судебной деятельности зависит от доверия к ней со стороны общества, от должного понимания обществом правовых мотивов принятых судом решений.

В целях объективного, достоверного и оперативного информирования общества о деятельности суда судья должен взаимодействовать с представителями средств массовой информации и способствовать профессиональному освещению в средствах массовой информации работы суда, так как это не только помогает формированию правосознания граждан и укреплению доверия к суду, повышению авторитета правосудия, но и содействует выполнению средствами массовой информации их важной общественной функции ­информированию граждан обо всех социально значимых событиях.

Судья не вправе выступать в средствах массовой информации по делам, находящимся в производстве суда, до вступления в законную силу принятых по ним судебных актов.

Если в результате распространения сведений о деятельности судьи в средствах массовой информации складывается искаженное представление о работе судов и судей, на такие выступления средств массовой информации судья имеет право реагировать о предусмотренными законодательством способами.

В случае отсутствия иных способов защиты, судья вправе обратиться в правоохранительные органы с целью защиты чести и достоинства или в средства массовой информации для публичного ответа на критику.

Судья, отвечая на публичную критику, должен проявлять сдержанность и осмотрительность. В случаях, когда в результате необоснованной критики действий судьи в средствах массовой информации могут пострадать авторитет и объективность правосудия, в ответ на такую критику целесообразно обратиться в Высший судейский совет.

Судья может участвовать в социальных сетях, интернет-форумах и других видах общения в сети интернет, однако не должен распространять информацию, наносящую вред репутации судебной власти, государственных органов, чести и достоинству других лиц.

Статья 15. Сотрудничество с органами государственной власти, самоуправления граждан и другими общественными организациями

Судья в своей деятельности сотрудничает с законодательными и исполнительными органами власти, органами самоуправления граждан, а также другими общественными организациями по вопросам права, законодательства, судебной системы, судебной практики в той мере, в какой это будет восприниматься как высказывание собственной позиции, основанной на личном опыте и знаниях в той области, в которой он специализируется. При этом он не должен допускать оказания какого-либо воздействия на него со стороны должностных лиц, а также возникновения сомнений в его объективности, независимости и беспристрастности.

Судья должен воздерживаться от публичной критики, выражения мнения и оценки деятельности государственных органов.

Судья не должен участвовать в деятельности комитетов и комиссий, созданных государственными органами и органами самоуправления граждан, если это будет препятствовать выполнению его судейских профессиональных обязанностей, наносить ущерб доверию общества авторитету судебной власти или порождать сомнение в объективности, независимости и беспристрастности правосудия.

Статья 16. Взаимоотношения с участниками судебного процесса

Во взаимоотношениях с участниками судебного процесса судья обязан избегать ситуаций, которые могут ставить под сомнение его объективность, независимость и беспристрастность, а также могут создать видимость наличия у него каких-либо предпочтений и предвзятости.

Судья должен исключить не процессуальные контакты, под которыми понимается любое, не предусмотренное процессуальным и иным законодательством общение с лицами, участвующими в деле, их представителями, прокурором, адвокатом, иными заинтересованными лицами по конкретному судебному делу, если эти действия могут привести к обоснованным сомнениям в объективности и беспристрастности судьи.

Судья не вправе разглашать информацию, полученную при исполнении своих обязанностей. Конфиденциальная информация, ставшая известной судье в силу его должностного положения, не может быть использована им и (или) раскрыта кому-либо в целях, не связанных с исполнением обязанностей судьи.

Статья 17. Соблюдение норм этического поведения в быту

Соблюдение этических норм в быту является неотъемлемой частью этического поведения судьи.

При исполнении обязанностей судье следует воздерживаться от демонстрации своих религиозных убеждений и принадлежности.

При осуществлении права на свободу совести, судья во всех случаях должен проявлять сдержанность и умеренность, чтобы не наносить ущерб авторитету суда.

Своим внешним видом, скромностью и простотой судья должен быть примером для других. Судья не должен носить чрезмерно привлекающие внимание одежду, украшения и другие аксессуары.

Судья обязан контролировать соблюдение норм этических поведений судей членами своей семьи, не допускать их некорректного обращения по отношению к кому-либо, что может причинить ущерб репутации судьи.

Судья должен не допускать влияния со стороны членов своей семьи, родственников и иных лиц на его действия, связанные с отправлением правосудия, а также на принятие им судебных актов.

Судья не вправе заниматься адвокатской и иной юридической практикой, оказывать юридические услуги.

Статья 18. Особенности осуществления научной, педагогической и иной деятельности

Судья может заниматься научной, педагогической, творческой и общественной деятельностью, если это не противоречит законодательству Республики Узбекистан и не препятствует осуществлению правосудия.

Глава IV. Заключительные положения

Статья 19. Контроль за соблюдением настоящего Кодекса

Судебная инспекция и соответствующие квалификационные коллегии судей принимают меры по предупреждению нарушений правил настоящего Кодекса и осуществляют надзор за их соблюдением.

Судебная инспекция вносит предложения в Высший судейский совет Республики Узбекистан о применении соответствующих мер в отношении судьи, допустившего нарушение настоящего Кодекса.

Статья 20. Сообщение о нарушении правил настоящего Кодекса

Каждый судья, узнавший о нарушении своим коллегой правил настоящего Кодекса, должен напомнить ему правила Кодекса и предупредить о прекращении такого поведения.

При необходимости по факту нарушения правил настоящего Кодекса должен обратиться в Высший судейский совет Республики Узбекистан или соответствующую квалификационную коллегию судей.

  • 1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
  • 2. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.
  • 3. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.
  • 4. Ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению про- курора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.

Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.

  • 1. Комментируемая статья, исходя из смысла ее названия и содержания, формирует еще один принцип организации и деятельности прокуратуры РФ — принцип недопустимости вмешательства в деятельность прокурора. При этом следует признать, что в условиях многофункциональности прокурорской деятельности акцентирование в названии статьи внимания исключительно на прокурорский надзор как один из выполняемых прокурорами видов деятельности, является недоработкой законодателя, поэтому заложенный в норме посыл необходимо рассматривать как распространяющийся на всю, а не только надзорную деятельность органов прокуратуры. В определенной мере данный принцип корреспондирует рассмотренному в комментарии к ст. 4 Закона о прокуратуре принципу независимости, поскольку в последнем провозглашается осуществление прокурорских полномочий независимо от абсолютно того же круга субъектов, кроме средств массовой информации.
  • 2. Пункт 1 ст. 5 Закона о прокуратуре содержит запрет, во-первых, на воздействие указанных лиц в какой-либо форме на прокурора, а, во-вторых, на воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности. По сути, воздействие может выражаться в попытке прямо или косвенно влиять на принятие прокурором решения либо отмену уже принятого решения. Прямое воздействие выражается в попытке установить прямой контакт с прокурором путем назначения встречи, передачи сообщения, телефонного звонка, правда с учетом обладания признаками доказательства в случае возможного разбирательства последние две формы едва ли применяются часто. Косвенное воздействие может осуществляться как через знакомых и иных лиц (в том числе коллег прокурора по работе), так и посредством задействования ресурсов вышестоящего прокурора, имеющего возможность повлиять, например, на отзыв внесенного нижестоящим прокурором акта прокурорского реагирования.

В силу ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» прокурор обязан уведомить своего работодателя обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц, в том числе коллег по работе в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, а таковыми будут являться как противоречащие интересам службы действия, так и непринятие предусмотренных законом мер в интересах определенных лиц.

По большому счету воспрепятствование также может быть прямым либо косвенным, когда реализуются схожие с отмеченными выше схемы поведения.

Частью 2 ст. 294 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (далее — УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора в целях воспрепятствовать всестороннем}’, полному, и объективному расследованию уголовного дела, которое наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок do 480 часов, либо арестом на срок до 6 месяцев. Если фигурантом является лицо, использовавшее свое служебное положение, то согласно ч. 3 ст. 294 УК РФ оно может быть наказано штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок do 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Статьей 295 УК РФ предусмотрено, что посягательство на жизнь прокурора, а равно его близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного следствия, совершенное в целях воспрепятствования его законной деятельности либо из мести за такую деятельность, наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью. В свою очередь в силу ч. 2 ст. 296 УК РФ угроза убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении прокурора, а равно его близких в связи с производством предварительного расследования, рассмотрением дел или материалов в суде, наказывается штрафом в размере

до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет. Эти же деяния, совершенные с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья (ч. 3 ст. 296 УК РФ), наказываются принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на тот же срок, а при опасном для жизни или здоровья насилии (ч. 4 ст. 296 УК РФ) — принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Клевета в отношении прокурора в связи с производством предварительного расследования (ч. 2 ст. 298.1 УК РФ) наказывается штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет либо обязательными работами на срок до 320 часов, а в случае совокупности с обвинением прокурора в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 3 ст. 298.1 УК РФ) — штрафом в размере до 5 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо обязательными работами на срок до 480 часов.

Таким образом, как показывает анализ приведенных норм уголовного законодательства, они предусматривают ответственность за незаконное воздействие на прокурора при осуществлении им надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия либо уголовного преследования, преимущественно в процессе поддержания государственного обвинения.

Необходимо также отметить, что ст. 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, о чем подробнее см. в комментарии к ст. 6 Закона о прокуратуре.

3. Пункт 2 ст. 5 изложен в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 156-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации”»1 и в совокупности с дополнившим этим же законодательным актом комментируемую статью п. 4 в настоящее время отвечает позиции, высказанной в постановлении Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 № 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации” в связи с жалобой гражданина Б. А. Кехмана»- о том, что в первоначальной редакции рассматриваемая норма не соответствовала ряду норм Конституции РФ постольку, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, она во всех случаях приводила к отказу гражданину в предоставлении материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих оснований, связанных с содержанием указанных материалов, и препятствовала тем самым судебной проверке обоснованности такого отказа.

Таким образом, спустя 13 лет после вынесения указанного постановления законодатель создал надлежащий механизм, однако следует отметить, что в отсутствие такового органы прокуратуры руководствовались положениями оперативно принятого и.о. Генерального прокурора РФ указания от 05.05.2000 № 93/7 «О применении статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации” в связи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000» .

Анализ положений комментируемой статьи позволяет говорить о том, что допустимо ознакомление в установленных законом случаях с находящимися в производстве прокурора делами и материалами только граждан, поскольку какие-либо иные лица законодателем не называются. Безусловно, при этом имеются в виду и законно находящиеся на территории России иностранные гражданине, и лица без гражданства. На просьбы или требования иных лиц о даче им объяснений по существу находящихся в производстве прокурора дел и материалов, а также предоставлении их для ознакомления прокурор должен отвечать отказом, поскольку иное не вытекает из положений Закона.

4. Пункт 3 комментируемой статьи содержит запрет на разглашение материалов проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Приведенная норма может рассматриваться, во-первых, как сопутствующая реализации органами прокуратуры принципа гласности, охарактеризованного в комментарии к ст. 4 Закона о прокуратуре. Действительно, информируя органы публичной власти и представителей гражданского общества, прокурор обязан взвешенно подходить к вопросу распространения сведений, которые должны подтверждать завершенность процесса, каковым является та же прокурорская проверка исполнения закона, быть проверенными и непротиворечивыми. При этом оперативный работник прокуратуры не вправе по своему усмотрению, то есть без ведома своего непосредственного руководителя — прокурора или начальника подразделения, предавать огласке какие-либо материалы.

Во-вторых, носителями определенных сведений о результатах проверки, в том числе до ее окончания, могут быть привлекаемые к ее проведению работники контрольно-надзорных и иных органов, а также представители средств массовой информации. В подобных случаях прокурор обязан разъяснять таким лицам установленный Законом о прокуратуре запрет, а также контролировать характер и объем изложения в СМИ данных о прокурорской деятельности. Так, в п. 1.9 Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 29.12.2011 № 4501, содержится требование о необходимости обеспечения тщательной проверки данных, готовящихся к освещению в СМИ, недопустимости содержания в них сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также информацию конфиденциального характера. В свою очередь п. 1.13 Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утвержденного приказом Генерального прокурора РФ от 11.05.2016 № 276 (далее — Регламент Генеральной прокуратуры РФ) , определяет, что руководители подразделений органов прокуратуры несут ответственность за достоверность и полноту передаваемых в СМИ для опубликования материалов.

Анализ отдельных публикаций, в том числе в центральных печатных органах свидетельствует о несколько вольном и не всегда терминологически грамотном подходе к изложению журналистами тех или иных фактов. Преждевременное обнародование не проверенной информации может привести к последующим репутационным искам в адрес прокуратуры как первоисточника, на который будет содержаться ссылка в СМИ.

5. Пункт 4, как было отмечено выше, дополнил комментируемую статью в связи с принятием Федерального закона от 02.07.2013 № 156-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации”», что было вызвано необходимостью включения в Закон о прокуратуре корректирующих норм, исключающих неконституционность отдельных ее положений, установленных в постановлении Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 № 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации” в связи с жалобой гражданина Б. А. Кехмана».

Исходя из содержания п. 4, можно сделать вывод о распространении его действия исключительно на граждан, что, собственно, и было предметом рассмотрения жалобы в конституционном судопроизводстве. Таким образом, иные категории обращающихся в органы прокуратуры лиц (должностных, индивидуальных предпринимателей, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций и др.) не вправе апеллировать к комментируемым положениям.

Вместе с тем полагаем, что законодателю необходимо было также упомянуть о законных представителях физического лица, поскольку в правоприменительной деятельности могут возникать ситуации, когда сам гражданин в силу определенных обстоятельств, например, по состоянию здоровья, вследствие недостаточного владения русским языком не может соответственно лично ознакомиться с запрашиваемыми материалами либо грамотно оценить их характер1.

Закон ограничивает вид предоставляемой гражданину информации только материалами проверки, что исключает положительное решение по обращению гражданина об ознакомлении с материалами, не являющимися принадлежностью надзорного производства, отражающего данные по прокурорской проверке . При этом объем запрашиваемых для ознакомления документов должен касаться прав и свобод непосредственно обратившегося в прокуратуру с заявлением гражданина. Если в документах имеется информация, затрагивающая права, свободы и интересы других граждан и иных лиц, то такие сведения не должны становиться достоянием обратившегося гражданина. Ему также не могут быть предоставлены для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну (подробнее об охраняемых законом видах тайны см. в комментарии к ст. 4 Закона о прокуратуре).

Обращение гражданина может быть адресовано непосредственно прокурору — руководителю органа прокуратуры либо направлено просто в конкретную прокуратуру, а также принято с личного приема, что предполагает обязательную регистрацию его в канцелярии, поскольку Закон предусматривает принятие решения в течение 10 дней со дня подачи обращения, которым считается день регистрации обращения.

При этом прокурор-руководитель вправе сам принять решение о предоставлении затрагивающих права и свободы гражданина материалов проверки либо поручить этот вопрос на усмотрение прокурора — исполнителя (помощника прокурора района, прокурора отдела в прокуратуре субъекта РФ, прокурора отдела в Генеральной прокуратуре РФ и т.д.), что целесообразнее в силу более полного владения последним соответствующей информацией.

Закон предполагает вынесение в письменной форме решения, которое может быть двух видов:

  • 1) решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки;
  • 2) решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки, которое должно быть мотивированным и содержать разъяснение о праве гражданина обжалование его вышестоящему прокурору и (или) в суд.

В контексте комментируемой нормы важное значение имеет правильное понимание термина «вышестоящий прокурор». Пунктом 4.16 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации определено, что письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами, об изготовлении копий документов принимают: в Генеральной прокуратуре РФ — Генеральный про- курор РФ, его заместители, начальники главных управлений и управлений; в Главной военной прокуратуре — Главный военный прокурор, его заместители, начальники управлений; в прокуратурах регионального звена — прокуроры и их заместители, начальники управлений (отделов); в прокуратурах районного звена — прокуроры и их заместители. При необходимости решение об ознакомлении заявителя либо его представителя с конкретно указанным им документом и снятии с него копий может принять непосредственный исполнитель, рассматривавший обращение, по согласованию со своим руководителем. Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя с документами, составляет и приобщает к надзорному (наблюдательному) производству справку о том, с какими материалами заявитель ознакомлен.

В Генеральной прокуратуре РФ, а также в Главной военной прокуратуре, ознакомление с документами и материалами производится работником подразделения, в котором рассматривалось обращение. В нижестоящих прокуратурах порядок ознакомления определяется организационно-распорядительными документами прокуроров регионального звена1.

* * *

  • СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954 (с поел. изм.).
  • СЗ РФ. 2013. № 27. Ст. 3448.
  • СЗ РФ. 2000. № 9. Ст. 1066.
  • СПС «КонсультантПлюс».
  • Законность. 2016. № 8.
  • Например, в п. 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральногопрокурора РФ от 30.01.2013 № 45, прямо называется представитель гражданина (дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия от заявителя),который имеет возможность знакомиться с документами и материалами, касающимисярассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств.
  • В п. 1.10 Инструкции по делопроизводству упоминается о возможности ознакомлениягражданина и его представителя также с наблюдательными производствами, иными материалами и документами, в которых затрагиваются права и свободы конкретного гражданина, что явно выходит за рамки предусмотренного в комментируемой норме объемаисточников информации.
  • См. образцы решения о предоставлении материалов проверки для ознакомления и решения об отказе в предоставлении материалов проверки для ознакомления в кн.: Образцы документов прокурорской практики… С. 48.

Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В настоящем ФЗ особый акцент делается на недопустимость вмешательства органов прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Поэтому сотрудникам прокуратуры всегда необходимо проводить точный правовой анализ имеющихся в их распоряжении фактических данных. В тех же случаях, когда для решения правовых вопросов требуется характеристика оперативно-хозяйственной деятельности, привлекают к помощи соответствующих специалистов.

Законодательство возлагает контроль за законностью на различные органы власти и управления. Прокуратура должна постоянно видеть ту грань, которая отделяет их деятельность от деятельности других органов, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, и не переходить ее. Она не подменяет другие государственные органы, а лишь осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица (прежде всего правоохранительных и контролирующих органов) выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законов всеми органами, организациями и гражданами, на которые распространяется их компетенция.

Поступившие в органы прокуратуры обращения граждан, содержащие сведения о нарушениях закона, выявление и устранение которых, а также проведение первичных проверок по которым, относится к компетенции органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, направляются на рассмотрение непосредственно в контролирующие органы и тем должностных лицам, которые уполномочены рассматривать указанные обращения во избежание подмены и дублирования полномочий органов власти и контролирующих органов.

Прокурорский надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина исключает подмену государственных органов и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Но и от тесного взаимодействия с контролирующими органами органы прокуратуры не должны уходить. Прокуратура одновременно в полной мере использует имеющиеся в ее распоряжении возможности для воздействия на указанные органы и лица с тем, чтобы они обеспечивали неуклонное и качественное выполнение возложенных на них обязанностей. Существенную роль в этом плане могут сыграть прокурорские проверки законности мер, принимаемых контролирующими органами, принципиальное реагирование на нарушения закона в их деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина.

Не вправе вмешиваться в деятельность судов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *