НДС нулевая ставка

Порядок уплаты косвенных налогов теперь не зависит от страны происхождения товара

Действовавшее ранее российско-белорусское Соглашение распространялось на операции с теми товарами, которые были произведены в России или Белоруссии (Федеральный закон от 28.12.2004 N 181-ФЗ).

Поэтому налоговики от российских импортеров белорусских товаров часто требовали сертификат происхождения товаров по форме СТ-1 (его можно было получить в Торгово-промышленной палате Республики Беларусь). И несмотря на то что это требование неправомерно, только после представления сертификата ставили отметку на заявлении об уплате косвенных налогов, которое нужно было белорусскому экспортеру для подтверждения нулевой ставки НДС (Вопрос 1 Письма ФНС России от 08.08.2006 N ШТ-6-03/780@).

Для справки

Членами Таможенного союза являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан (Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000).

Новый порядок уплаты косвенных налогов распространяется на все товары — произведенные как в странах Таможенного союза (России, Белоруссии и Казахстане), так и в других странах (кроме товаров, следующих в РФ транзитом) (Пункт 2 Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 17).

Нулевую ставку экспортеры должны подтвердить в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров

Это новшество выгодно участникам российско-белорусских сделок: ведь раньше на подтверждение нулевой налоговой ставки у них было в два раза меньше времени — 90 дней (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов… от 15.09.2004 (далее — Соглашение с Беларусью)).

Для справки

Для целей «экспортного» НДС дата отгрузки — это дата первого первичного отгрузочного документа, оформленного на покупателя товаров или первого перевозчика (Пункт 3 ст. 1 Протокола о товарах ТС).

Для подтверждения нулевой ставки экспортные операции надо отразить в обычной декларации по НДС (Утверждена Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н) и представить ее в налоговую инспекцию вместе с документами (или их копиями) (Пункт 2 ст. 1 Протокола о товарах ТС):

— договорами (контрактами) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним;

— выписками банка, подтверждающими поступление выручки на ваш счет;

— полученным от вашего контрагента заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. На этом заявлении обязательно должна быть отметка налогового органа Белоруссии/Казахстана об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (Форма утверждена Приложением 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 (далее — Протокол об обмене информацией)).

Примечание

Для подтверждения нулевой ставки НДС по товарам, которые были предварительно задекларированы до 01.07.2010 и по которым иностранным контрагентом уже уплачены косвенные налоги, но которые будут отгружаться уже после этой даты, вместо заявления в налоговую надо представить копию таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров в свободное обращение (Пункт 4 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 293);

— транспортными (товаросопроводительными) документами. Это обычные транспортные документы (к примеру, форма N 1-Т «Товарно-транспортная накладная») (Письмо Минтранса России от 24.05.2010 N ОБ-16/5460; Письмо ФНС России от 08.06.2010 N ШС-37-3/3693@);

— иными документами, подтверждающими обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов.

Если вы не представите комплект подтверждающих документов в течение 180 дней, то придется заплатить НДС за квартал, на который приходится дата отгрузки, и пени (Статья 75 НК РФ). Причем сумму пеней вам не вернут даже в случае, если впоследствии вы подтвердите свое право на нулевую экспортную ставку.

Расчет «импортного» НДС изменился

Налоговую базу по «импортному» НДС надо определять на дату принятия на учет импортированных товаров (Пункты 2, 4 ст. 2 Протокола о товарах ТС). А считать НДС надо со стоимости ввезенных товаров, увеличенной на сумму акциза (если это подакцизные товары). Она должна определяться как цена сделки, подлежащая по условиям контракта уплате вашему поставщику (Пункт 2 ст. 2 Протокола о товарах ТС).

Внимание! «Импортный» НДС надо считать только с цены товара и суммы акциза, без учета транспортных и других дополнительных расходов.

Новое правило весьма выгодно импортерам белорусских товаров — ведь раньше «импортный» НДС приходилось платить с суммы, в которую, помимо стоимости приобретенных товаров и акцизов, включались (Пункт 2 разд. I Положения о порядке взимания косвенных налогов (Приложение к Соглашению с Беларусью)):

— затраты на доставку товаров, в том числе транспортировку, погрузку и экспедиторские услуги;

— страховая сумма;

— стоимость контейнеров и другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если эта тара — единое целое с товаром;

— стоимость упаковки, включая стоимость работ.

Примечание

Базу по договорам на изготовление товаров, договорам лизинга, товарообменным договорам, а также договорам товарного кредита (товарного займа) надо определять в особом порядке (Пункты 2, 3 ст. 2 Протокола о товарах ТС).

«Импортная» декларация по НДС — новая

Импортер должен представить в инспекцию «импортную» декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия товаров на учет. За просрочку с подачей декларации будет штраф по ст. 119 НК РФ (Пункт 8 ст. 2 Протокола о товарах ТС).

Форма новой декларации уже утверждена Минфином (Приказ Минфина России от 07.07.2010 N 69н). Применяться она будет начиная с декларации за июль 2010 г.

Уже есть и форма заявления о ввозе товаров, которое надо представлять в инспекцию вместе с «импортной» декларацией (Форма утверждена Приложением 1 к Протоколу об обмене информацией). Только теперь его надо подать в инспекцию и в бумажном виде — в четырех экземплярах (а не в трех, как ранее при импорте белорусских товаров), и в электронном виде. В инспекции должны на каждом из них сделать отметки и вернуть три экземпляра. Два из них надо направить своему контрагенту-экспортеру (Пункт 8 ст. 2 Протокола о товарах ТС; ст. 2 Протокола об обмене информацией; п. 1 Приложения 2 к Протоколу об обмене информацией).

Внимание! Платить «импортный» НДС и представлять декларацию по нему должны все импортеры, включая неплательщиков НДС и освобожденных от уплаты этого налога (Пункт 3 ст. 145, п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Кроме того, к декларации надо приложить другие документы (копии) (Пункты 1.2 — 1.5, п. 8 ст. 2 Протокола о товарах ТС):

— выписку банка, подтверждающую уплату «импортного» НДС (при наличии переплаты по НДС, как по «импортному» налогу, так и по обычному внутреннему, — решение о ее зачете в счет «импортного» налога);

— транспортные (товаросопроводительные) документы;

— счета-фактуры контрагента, оформленные им при отгрузке (если их выписка предусмотрена законодательством страны контрагента);

— договоры (контракты) на ввоз товара;

— информационное сообщение (оно нужно при импорте товара с территории третьего государства — члена Таможенного союза и в некоторых других случаях).

Примечание

Если вы приняли ввезенные товары на учет и в том же месяце возвратили их из-за ненадлежащего качества, то такие товары в налоговую декларацию включать не нужно. Если же вы вернете товары по истечении месяца, в котором они были приняты на учет, то надо будет представить уточненную декларацию (Пункт 9 ст. 2 Протокола о товарах ТС).

* * *

Для уплаты косвенных налогов при выполнении работ и оказании услуг в рамках Таможенного союза тоже есть свои правила. В целом (за некоторыми исключениями) они похожи на те, которые действовали в российско-белорусских отношениях (Статья 5 Соглашения ТС; Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009).

И имейте в виду: на сайте ФНС России в разделе «ФНС России» -> «Таможенный союз» размещены основные документы, относящиеся к деятельности Таможенного союза.

Экспортеры начали активно продавать валюту

На этой неделе курс российского рубля по отношению к американскому доллару вырос почти на 4 руб., укрепившись до 52 руб. за доллар. Евро к российской денежной единице ослаб еще больше — если в понедельник за европейскую валюту давали 70 руб., то на торгах утром в пятницу курс евро колебался у отметки 64 руб.

Конец года — это период налоговых выплат, отмечают аналитики, поэтому экспортерам нужны рубли. «На текущей неделе экспортеры действительно продавали выручку, однако связано это было с налоговым периодом (то есть они и так делают это каждый месяц). Продажа валюты в рамках налогового периода фундаментально играет в пользу укрепления рубля, однако только в том случае, если этому также сопутствуют и внешние факторы (например, не падает нефть или не растет доллар на Forex)», — говорит Юрий Кравченко, старший аналитик ИК «Велес Капитал»:

Аналитик Nordea Bank Дмитрий Савченко также отмечает, что на текущей неделе состоялись продажи валюты экспортерами для погашения налогов, правда в несколько больших, чем обычно, объемах, но оценить эту «повышенную активность» в каких-то суммах он затруднился. Аналитик БКС Иван Копейкин указывает, что объемы торгов на валютной секции ММВБ были в целом немного ниже обычных: судя по объемам торгов, экспортеры могли продавать в день по $1–2 млрд. Руководитель управления рыночных исследований ИФД «КапиталЪ» Константин Гуляев дает приблизительную оценку в $4–9 млрд за неделю.

«Экспортеры по факту заместили собой Центробанк, восстановив баланс спроса и предложения», — говорит Тимур Нигматулин из «Финама».

Ранее источники в правительстве называли похожие суммы, на которые экспортеры должны будут раскошелиться. Однако проверить эти данные действительно невозможно, поскольку графика и объемов продаж в виде какого-то документа не существует, а все соглашения — неформальные. Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев на этой неделе заявил, что правительство не давало жестких установок госкомпаниям. «Мы не будем ставить на контроль, и мы ничем не обязывали госкомпании. Никаких договоренностей об объемах, сколько они там должны на-гора выдать, — таких договоренностей нет», — сказал он.

Кроме того, агентство Reuters со ссылкой на источники сообщало, что Центробанк направил инспекторов в крупнейшие банки, чтобы отслеживать ситуацию с валютными сделками. Впрочем, в любом случае налоговые или «добровольно-принудительные» продажи валюты экспортерами помогли ЦБ отказаться от интервенций. По данным самого регулятора, с 17 по 25 декабря на рынок он выходил всего два раза – 19 и 22 декабря, продав валюты на 30,7 млрд и 25,17 млрд руб. соответственно. По курсам на эти дни это примерно $5 млрд и $4 млрд.

За неделю с 12 по 19 декабря золотовалютные резервы Банка России «похудели» на $15,7 млрд, до $398,9 млрд. Это самый низкий уровень с августа 2009 года.

В самом ЦБ отвергли версию, что все эти деньги были проданы на валютном рынке для стабилизации рубля. Регулятор объяснил, что падение резервов вызвано размещением валютных средств в российских банках на возвратной основе. «Основная часть сокращения международных резервов обусловлена размещением валютных средств в российских банках на возвратной основе (репо, своп) для преодоления дефицита валютной ликвидности. Эти средства вернутся в резервы, но на отчетную дату, в соответствии с международной методологией, они не были включены в расчет золотовалютных резервов», — сообщили РИА «Новости» в Центральном банке. Еще один фактор — это валютная переоценка из-за укрепления доллара по отношению к евро. Мнение регулятора можно проверить, посмотрев данные по валютному репо. Объем сделок, заключенных 15, 16 и 19 декабря, согласно данным ЦБ, составил $9,83 млрд, то есть почти две трети от сокращения ЗВР за 12–19 декабря.

По последним оценкам правительственных чиновников, курс рубля не должен больше падать при нынешних ценах на нефть (в районе $60 за баррель Brent).

Глава Минфина Антон Силуанов, выступая в Совете Федерации, заявил, что период ослабления российской денежной единицы завершен и теперь разворачивается тенденция его укрепления. «Понятно, что в условиях, когда курс снижается, есть желание вложиться в валюту, сбросить рубли и переждать этот период. Этот период, на наш взгляд, закончился», — отметил он. Министр также считает, что стабилизирующую роль сыграло повышение ключевой ставки ЦБ до 17%.

В целом аналитики согласны с тем, что меры ЦБ и вербальные интервенции правительства сработали и курс рубля вернулся к более обоснованному уровню. «Решающую роль сыграло повышение ключевой ставки. Тем самым он искусственно создал дефицит рублевой ликвидности и повысил интерес игроков к рублевым активам», — полагает Тимур Нигматулин. «У нас фундаментальных причин для резкого падения рубля не было», — отмечает Иван Копейкин.

Впрочем, это совсем не означает, что новые скачки курса невозможны. Например, если цена на нефть пойдет вниз, то рубль также войдет в пике и доллар вполне может достигнуть уровня в 70 руб.

Кроме того, если экспортеры продавали валюту на этой неделе не согласно договоренностям с правительством, а просто из-за необходимости выплаты налогов, то в начале следующей недели и на первых торговых сессиях следующего года на рынке может не оказаться нужного объема валюты. ЦБ придется либо распечатать свои резервы, либо наблюдать новый виток падения. Тем более что доверие к регулятору пока так и не восстановилось.

НДС 0 %: в каких случаях?

Какая реализация облагается НДС по ставке 0%, указано в п. 1 ст. 164 НК РФ.

К наиболее распространенному случаю, когда реализация облагается НДС по ставке 0%, относится экспорт товаров.

Кроме экспорта налогообложение НДС производится по нулевой ставке, в частности, при реализации:

  • товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
  • товаров, вывезенных с территории РФ на территорию государства – члена ЕАЭС;
  • услуг по международной перевозке товаров;
  • отдельных работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;
  • услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы территории РФ (ввозимого на территорию РФ);
  • работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
  • транспортно-экспедиционных услуг, а также услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава или контейнеров, оказываемых российскими организациями или ИП, для перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых (реэкспортируемых) товаров при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ;
  • услуг по перевозке товаров воздушными судами, оказываемых российскими организациями или ИП, при которой пункт отправления и пункт назначения находятся за пределами территории РФ;
  • услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя;
  • товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;
  • товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;
  • услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;
  • услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении;
  • построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов.

Обращаем внимание, что применение ставки 0% необходимо отличать от освобождения от обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ), а также от осуществления операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) (ст. 149 НК РФ). Ведь, в отличие от указанных случаев, использование ставки НДС 0% не лишает налогоплательщика права применять налоговые вычеты по НДС, если приобретенные товары (работы, услуги) используются в деятельности, облагаемой НДС (в т.ч. по ставке 0%).

При этом важно также учитывать, что обоснованность использования нулевой ставки НДС налогоплательщик должен подтверждать в своей инспекции путем предоставления соответствующих документов (ст.ст.164, 165 НК РФ). Напомним, к примеру, что для подтверждения ставки НДС 0% при экспорте товаров налогоплательщик должен в течение 180 календарных дней со дня выпуска товаров подать в налоговую инспекцию в общем случае копию контракта и таможенной декларации с отметками «Выпуск разрешен» и «Товар вывезен» (п. 1 ст. 165 НК РФ). А саму экспортную реализацию нужно будет включить в налоговую декларацию по НДС. Если не уложиться в срок 180 дней, НДС с реализации нужно будет начислить по ставке 10% или 20% (в зависимости от вида экспортируемых товаров) и подать уточненную декларацию по НДС за период отгрузки товаров на экспорт (п. 9 ст. 165 НК РФ).

Перечень товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке 0 процентов

В соответствии со статьей 164 Налогового кодекса РФ нулевая ставка НДС (0 процентов)применяется при реализации:

  • товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны;
  • работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в п.1:
    • по организации и сопровождению перевозок,
    • по перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте),
    • иных подобных работ (услуг),
    • работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории;
  • работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
  • услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
  • товаров (работ, услуг) в области космической деятельности:
    • космической техники,
    • космических объектов,
    • объектов космической инфраструктуры, подлежащих обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области космической деятельности, включая работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве, в том числе управляемой с поверхности и (или) из атмосферы Земли;
    • работ (услуг) по исследованию космического пространства, по наблюдению за объектами и явлениями в космическом пространстве, в том числе с поверхности и (или) из атмосферы Земли;
    • подготовительных и (или) вспомогательных наземных работ (услуг),необходимых и неразрывно связанных с выполнением работ (оказанием услуг) по исследованию космического пространства и (или) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве;
  • драгоценных металлов:
    • налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы,
    • Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации,
    • фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации,
    • Центральному банку Российской Федерации,
    • банкам;
  • товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации;
  • припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. Такими припасами являются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания;
  • выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке;
  • построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов.

Применение ставки НДС 0% регламентируется главой 21 Налогового Кодекса РФ и в основном обусловлено проведением экспортных операций, а также предоставлением определенного перечня документов налогоплательщикам. Именно на их плечи ложится обязанность обосновать правомерность применения нулевой налоговой ставки НДС при помощи соответствующих документов.

В каких случаях ставка НДС 0%

Согласно пункту 1 статьи 164 Налогового Кодекса РФ, ставкой НДС 0% при реализации облагаются:

  • Работы, которые оказываются организациями по ведению трубопроводного транспорта газа и нефти;
  • Товары, которые вывезены на экспорт или ввезены в свободную таможенную зону;
  • Услуги, связанные с международной перевозкой товаров;
  • Услуги по предоставлению в право аренды или собственности железнодорожного транспорта, подвижного состава или контейнеров для перевозки товаров через границу РФ;
  • Услуги, выполняемые организациями, зарегистрированными в РФ, в речных, морских портах по хранению либо перемещению товара через границы;
  • Экспорт электроэнергии;
  • Услуги по перевозке товара с пометкой таможенный транзит;
  • Услуги по переработки товаров, помещенных по предоставлению железнодорожного транспорта;
  • Товары космической деятельности;
  • Услуги, выполняемые для внутреннего водного транспорта;
  • Услуги по перемещению багажа и пассажиров за пределами РФ;
  • Драгоценных металлов, добытых или произведенных из лома и отходов;
  • Товаров для использования дипломатическими организациями или теми, кто приравнен к ним;
  • Припасы, покинувшие территорию РФ;
  • Услуги по перевозке экспортных товаров за территорию РФ;
  • Дерации продуктов переработки;
  • Услуги, связанные с транспортировкой дераций;
  • Услуги, связанные с перевозкой товаров из России в страны Таможенного Союза;
  • Услуги, связанные с транспортировкой товаров для иностранных государств;
  • Построенные суда, которые будут в обязательном порядке зарегистрированы в Российском международном реестре судов;
  • Товары, предназначенные для пользования международными организациями и их представительствами на территории России.

Также такая налоговая ставка может быть применена для товаров либо услуг, которые будут реализованы для официально и документально подтвержденного использования международными организациями либо же их представительствами на территории России. В таком случае компания-перевозчик и получатель освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.

Точный список операций, который облагается ставкой 0% по НДС, определяется федеральным органом исполнительной власти. Все постановления в обязательном порядке проходят проверку в Министерстве Финансов РФ.

НДС нулевая ставка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *