НДС 13 или 18?

Какую ставку НДС применять при реализации кормовых добавок в 2016-2018 годах?

Цитата (Минфин):МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 февраля 2019 г. N 03-07-11/12108
В связи с письмом по вопросу о размере ставки налога на добавленную стоимость, применяемой при реализации продовольственных товаров, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации в том числе зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте 2 статьи 164 Кодекса, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ЕАЭС) определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации товаров в соответствии с ОКПД2. В связи с этим организация вправе применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации продукции, указанной в данном перечне. В отношении реализации продукции, не включенной в перечень, применяется ставка 18 процентов.
Одновременно сообщается, что присвоение продукции кода по ОКПД2 подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
О.Ф.ЦИБИЗОВА
25.02.2019

Сельхозпроизводители теперь должны доплатить НДС за три года, считает Минфин

Сельхозкомпании стали получать требования о доплате НДС по ставкам 18 и 20 процентов с импортных кормовых добавок, которые купили до 1 апреля 2019 года.

Споры вокруг ставки НДС для кормовых добавок набирают обороты. Без такой продукции животноводческие компании не могут растить поголовье и конкурировать на рынке. Закупать добавки приходится за рубежом, так как чаще всего на российском рынке аналогов нет. К зерну, комбикорму, кормовым смесям, зерновым отходам применяется налоговая ставка НДС 10 процентов (подп. 1 п. 2 ст. 164 НК). Больше льготной продукции – в шпаргалке.

  • Какие продовольственные товары облагаются НДС по ставке 10 процентов
  • Скот и птица в живом весе, мясо и мясопродукты
  • Молоко и молокопродукты
  • Яйца и яйцепродукты
  • Масло растительное, маргарин
  • Зерно, комбикорм, кормовые смеси, зерновые отходы, маслосемена
  • Сахар, соль, мука, макароны, крупы
  • Хлеб и хлебобулочные изделия
  • Рыба и морепродукты
  • Овощи, в том числе картофель

Теперь выясняется, что сельхозкомпании, которые уплатили на таможне НДС по пониженной ставке, должны доплатить налог по общей – 18 или 20 процентов в зависимости от налогового периода. Все потому, что в список льготной продукции чиновники внесли изменения. Стоимость юридических услуг по сопровождению судебных дел, предметом которых является доначисление НДС с кормовых добавок, в среднем составляет 200 000 руб. Далее подскажем, какие аргументы обычно срабатывают.

Что случилось

Федеральная таможенная служба – ФТС доначисляет сельхозкомпаниям НДС с импортных поставок кормовых добавок за трехлетний период до 1 апреля 2019 года. Если речь идет о закупке в 2018 году или раньше, таможенники требуют доплатить 8 процентов (18 – 10). За январь – март 2019 года – 10 процентов (20 – 10).

ФТС руководствуется разъяснениями Минфина. Чиновники ссылаются на то, что изменился перечень кодов видов продтоваров, облагаемых по ставке НДС 10 процентов при ввозе на территорию России. Теперь в нем появилась конкретная номенклатура. А если раньше ее не было в списке, то и льготу применять оснований не было (письмо Минфина от 14.05.2019 № 03-07-07/34252). В том числе это касается холин хлорида (от 29.12.2018 № 03-07-03/96635). Хотя еще два года назад представители министерства придерживались противоположного мнения (письмо от 13.07.2017 № 03-07-03/44559).

Поменялось не только мнение Минфина, но и аргументы таможенников в судах. До декабрьского письма № 03-07-03/96635 ФТС игнорировала все предыдущие письма Минфина, в которых шла речь о необходимости применения 10-процентной ставки. Таможенники говорили, что письма регулятора не являются нормативными документами. А значит, учитывать их при разрешении вопросов о НДС с кормовых добавок нельзя. Но уже с 2019 года таможенники неожиданно вспомнили о том, что ФТС подведомственна Минфину и мнение министерства имеет значение. Контролеры активно используют декабрьское письмо как основание для проверок после выпуска товаров, что в итоге приводит к доначислению НДС за три года.

Откуда взялась дата 1 апреля

С 1 апреля кормовые добавки поименованы в Перечне кодов видов продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10 процентов при ввозе на территорию России. Эта номенклатура числится в группе с кодом 2309 90, который присваивает таможня при оформлении импорта (постановление Правительства от 06.12.2018 № 1487).

Раньше кормовые добавки не фигурировали в списке напрямую. Поэтому возникали споры по поводу ставки НДС. Импортеры считали, что кормовые добавки облагаются пониженной ставкой в размере 10 процентов. Таможня утверждала, что нужно применять общую ставку. Судьи соглашались с контролерами. Если импортные корма не поименованы в Перечне либо не имеют готовую форму к употреблению, то применять льготную ставку налога нельзя (определения Верховного суда от 25.03.2019 № 303-ЭС19-1582, от 11.09.2018 № 308-КГ18-13197).

Поскольку неясность устранили только 1 апреля 2019 года, ФТС решила доначислить сельхозкомпаниям НДС на разницу между общей и пониженной ставкой за периоды до этой даты. Максимальный срок давности – три года.

С проверяющими можно спорить. Шансы доказать, что действия таможенников незаконны и необоснованны, у сельхозкомпаний есть. Победные аргументы – далее.

Изменится ставка НДС для фруктов, ягод и пальмового масла

Сельхозкомпании будут платить НДС по общей ставке 20 процентов с пальмового масла. Такой законопроект Госдума приняла в ключевом третьем чтении. Чиновники планируют отменить льготную ставку НДС в размере 10 процентов для такой продукции. Напомним, что привилегия действует с 2004 года. Зато на отдельные виды плодово-ягодной продукции российского производства ставка может снизиться с общей 20-процентной до пониженной 10-процентной. Федеральный закон от 02.08.2019 № 268-ФЗ уже опубликован. Поправки вступят в силу с 1 октября 2019 года. Подробнее об этом расскажем в рассылках и ближайших номерах.

Как переспорить таможню

Таможенники используют два главных аргумента. Первый заключается в том, что добавки не являются продуктами для кормления животных. Ведь их дают животным не в чистом виде, а только в составе кормов. Это не соответствует не только назначению добавок, но и здравому смыслу. Можно провести аналогию с продуктами питания. Большое количество продуктов тоже не используют в чистом виде, но никто не спорит, что речь идет о продуктах питания. В Европе, в частности, кормовые добавки относятся к категории кормов.

Второй аргумент – кормовые добавки не относятся к таким категориям товаров, как зерно, комбикорма, кормовые смеси и т. д. Но в этом же разделе Перечня указаны такие товары, как, например, мука из мяса. К сожалению, суды формально подходят к рассмотрению споров по кормовым добавкам и соглашаются с таможенниками. Тем не менее импортерам иногда удается успешно оспорить доначисления НДС. Недавний пример – решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2019 по делу № А32-45755/2018.

Масштаб налога и единица налога

Тема: Основные понятия системы налогообложения

1. Субъекты налогообложения.

2. Предмет и объект обложения.

3. Масштаб налога и единица налога.

4. Налоговая база.

5. Налоговый период.

6. Ставка налога и метод обложения.

7. Налоговые льготы.

8. Порядок и способы исчисления налога.

9. Порядок и способы уплаты налога.

10. Сроки уплаты налога.

Субъект налогообложения

Субъект налогообложения (налогоплательщик) – лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

По российскому законодательству налогоплательщиками и плательщиками сборов выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. В ст. 19 НК указано, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и подразделения осуществляют функции организации. В ст. 20 НК для целей налогообложения введено понятие «взаимозависимые лица».

Взаимозависимыми лицамидля целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода. Поэтому следует отличать налогоплательщика и носителя налога.

Носитель налога – это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге.

Именно за счет носителя налога налоговый платеж уплачивается в бюджет. Российское законодательство запрещает использование налоговых оговорок, по которым обязанность по уплате налога перекладывается на иное лицо. Например, при взимании НДФЛ работодатель (налоговый агент) не может включать в договоры оговорки, в соответствии с которыми он принимает на себя обязанность нести расходы, связанные с уплатой налога за своего работника (как носителя налога). В противном случае на них налагаются соответствующие штрафные санкции.

Налоговые агенты – лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налогоплательщик может представлять свои интересы в налоговых отношениях через законного представителя (по закону) или уполномоченного представителя (представительство по доверенности). Примером первого может служить обязанность родителей уплатить подоходный налог с доходов, полученных ребенком. Примером представительства по доверенности выступает юридическое или физическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы во всех взаимоотношениях, регулируемых НК. Например, налогоплательщик может поручить третьему лицу уплатить налог в бюджет в счет погашения долга.

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства).

Резиденты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, прожившие не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Их доходы, полученные на территории РФ и за рубежом, подлежат налогообложению (полная налоговая обязанность).

Нерезиденты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, прожившие менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Налогообложению подлежат только те их доходы, которые получены на территории РФ.

Налоговый статус физических лиц определяется с помощью теста физического присутствия, а при необходимости используются дополнительные критерии: место расположения привычного местожительства, гражданство, место обычного проживания, а так же по договоренности налоговых органов.

Для юридических лиц – место центрального управления компанией, юридический адрес и др.

Все юридические лица, зарегистрированные в России, являются резидентами и несут по налогу на прибыль полную налоговую обязанность.

Предмет и объект обложения

Предмет налогообложения – это реальные вещи (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (экономические показатели, государственная символика и т.п.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.

Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог. К ним относятся:

· совершение оборота по реализации товара;

· владение имуществом;

· совершение сделки купли-продажи;

· получение дохода и др.

Например, предметом является земельный участок, который не порождает никаких налоговых последствий, объектом же налога является право собственности на землю.

В общетеоретическом аспекте объекты налогообложения можно подразделить на виды:

1. права имущественные (право собственности на имущество, право пользования) и неимущественные (право пользования, право на вид деятельности);

2. действия (деятельность) субъекта (реализация товаров, операции с ценными бумагами, ввоз и вывоз товаров на территорию страны);

3. результаты хозяйственной деятельности (добавленная стоимость, доход, прибыль) (ст. 38 НК).

Объект налогообложения необходимо отличать от источника налога.

Источник налога – это резерв, используемый для уплаты налога (доход или капитал налогоплательщика).

Масштаб налога и единица налога

Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких-либо единицах налогообложения, поэтому сначала выбирают ту или иную физическую или экономическую характеристику (параметр измерения) из множества возможных, тем самым определяя масштаб налога.

Масштаб налога определяется через экономические (стоимостные) и физические характеристики. При измерении дохода или стоимости товара – денежные единицы, для исчисления акцизов – крепость напитков, при исчислении транспортного налога – мощность двигателя.

Единица налогообложения – единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. При налогообложении земель, в этом качестве выступают гектар, квадратный метр, при налогообложении НДС – рубль, при исчислении транспортного налога – лошадиная сила.

Налоговая база

Налоговая база – представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 НК). Например: сумма дохода, объем реализованных услуг, объем добытого сырья.

Налоговая база как количественное выражение предмета налогообложения выступает основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

Существует два основных метода формирования налоговой базы:

1. Кассовый метод – доходом объявляются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами – реально выплаченные суммы.

2. Метод начисления (накопительный метод) – доходами признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде, и не имеет значения, произведены ли выплаты по этим обязательствам.

В НК РФ кассовый метод используется при налогообложении физических лиц (НДФЛ), в других случаях налогоплательщик сам определяет метод признания доходов и расходов (НДС, налог на прибыль организаций).

В теории и практике налогообложения используют различные способы определения налоговой базы:

1. Прямой способ на основании данных бухгалтерского и налогового учета;

2. Косвенный способ (расчет по аналогии), основанный на определении налогооблагаемой базы, на основании данных бухгалтерского и налогового учета аналогичных предприятий. Используется только ФНС в отношении налогоплательщиков, у которых нарушены принципы бухгалтерского и налогового учёта;

3. Условный способ(презумптивный) – основан на определении условной суммы дохода с помощью вторичных признаков (единый налог на вмененный доход);

4. Паушальный способ, который основан на определении суммы налога помощью какого-либо косвенного признака. Например, за рубежом взимается налог с пенсионеров, равный 12% суммы их расходов на проживание.

Налоговый период

Налоговый период – срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства (ст. 55 НК).

Кроме того, налоговый период является:

· базой для определения по временному фактору налогового резидентства;

· основой для определения круга соответствующих обязанностей у налогоплательщика;

· необходимым элементом в отношениях по налоговому контролю и в отношениях по привлечению к ответственности.

В рамках одного налогового периода формирование налоговой базы может происходить по кумулятивной (нарастающим итогом с начала года: НДФЛ, налог на прибыль и др.) или некумулятивной системе (т.е. по частям: НДС, НДПИ и др.).

  1. I 3) сумму налога к возврату по итогам года.
  2. А) совокупность предусмотренных законодательством видов и ставок налога, принципов, форм и методов их установления.
  3. Административные правонарушения, заключающиеся в неисполнении обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и связанных со сроками исполнения.
  4. Антропогенные воздействия на биосферу (виды загрязнений, масштабы, объемы)
  5. Аудит расчетов по налогам с бюджетом и внебюджетным платежам
  6. Бухгалтерский и налоговый учет в системе налога
  7. Види і масштаби забруднення навколишнього середовища
  8. Виды средних издержек. Эффект отдачи от масштаба производства в положительных и отрицательных действиях и динамика средних издержек. Предельные издержки.
  9. Возможности оптимизации единого социального налога
  10. Глава 1. ИСЧИСЛЕНИЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ И ПРИБЫЛЬ
  11. Глава 10. Масштабы и новейшие тенденции развития международного… 297
  12. Госпитальная заболеваемость: назначение, единица наблюдения, учётные и отчётные документы, расчёт показателей.

Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких-либо единицах налогообложения, поэтому сначала выбирают ту или иную физическую или экономическую характеристику (параметр измерения) из множества возможных, тем самым определяя масштаб налога.

Масштаб налога определяется через экономические (стоимостные) и физические характеристики. При измерении дохода или стоимости товара – денежные единицы, для исчисления акцизов – крепость напитков, при исчислении транспортного налога – мощность двигателя.

Единица налогообложения – единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. При налогообложении земель, в этом качестве выступают гектар, квадратный метр, при налогообложении НДС – рубль, при исчислении транспортного налога – лошадиная сила.

4. Налоговая база

Налоговая база – представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 НК). Например: сумма дохода, объем реализованных услуг, объем добытого сырья.

Налоговая база как количественное выражение предмета налогообложения выступает основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

Существует два основных метода формирования налоговой базы:

1. кассовый метод – доходом объявляются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами – реально выплаченные суммы.

2. накопительный метод –доходами признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде, и не имеет значения, произведены ли выплаты по этим обязательствам.

В НК РФ кассовый метод используется при налогообложении физических лиц (НДФЛ), в других случаях налогоплательщик сам определяет метод признания доходов и расходов (НДС, налог на прибыль организаций).

В теории и практике налогообложения используют различные способы определения налоговой базы:

1. Прямой способ на основании данных бухгалтерского и налогового учета;

2. Косвенный способ (расчет по аналогии), основанный на определении налогооблагаемой базы, на основании данных бухгалтерского и налогового учета аналогичных предприятий;

3. Условный способ(презумптивный) – основан на определении условной суммы дохода с помощью вторичных признаков (единый налог на вмененный доход);

4. Паушальный способ, который основан на определении с помощью вторичных признаков условной суммы налога. Например, за рубежом взимается налог с пенсионеров, равный 12% суммы их расходов на проживание.

5. Налоговый период

Налоговый период – срок, в течении которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства (ст. 55 НК).

Кроме того, налоговый период является:

· базой для определения по временному фактору налогового резидентства;

· основой для определения круга соответствующих обязанностей у налогоплательщика;

· необходимым элементом в отношениях по налоговому контролю и в отношениях по привлечению к ответственности.

В рамках одного налогового периода обложение налоговой базы может происходить по кумулятивной (нарастающим итогом с начала года) или некумулятивной системе (т.е. по частям).

6. Ставка налога и метод обложения

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53 НК). Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливается соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК.

В зависимости от способа определения суммы налога выделяют:

1. равные ставки – для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога;

2. твердые ставки – на каждую единицу налогообложения определен зафиксированный размер налога;

3. процентные ставки.

В зависимости от степени изменяемости ставок различают:

· общие ставки – 13% (НДФЛ)4

· повышенные ставки – 30 и 35%4

· пониженные ставки – 0 и 9% (НДС при общей ставке 18%).

‡агрузка…

В зависимости от содержания различают ставки:

1. Маргинальные – представляют налоговый оклад по данному налогу. (Например, 200 000 х 13% : 100% = 26 000 руб.);

2. Фактическая – маргинальная ставка делится на облагаемый доход (26 000 : 200 000 х 100% = 13%);

3. Экономическая – определяется как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу (26 000 : 268 000 х 100% = 9,7%, где 68 000 – налоговые вычеты).

Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. В зависимости от изменения величины налоговой базы различают:

· равное – для каждого налогоплательщика не зависимо от величины налоговой базы ставка налога одинакова;

· регрессивное – с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога;

· прогрессивное – с ростом налоговой базы растет ставка налога.

6. Налоговые льготы

Льготами по налогам и сборам признаются предусмотренные НК преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. При этом налоговые льготы не могут носить индивидуальный характер (ст. 56 НК). Налоговые льготы используются для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа (налоговый или налоговый инвестиционный кредит – бесплатно или на льготных условиях). Налогоплательщик может отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Налоговые льготы подразделяются на три вида:

1. Изъятия – это налоговые льготы, направленные на выведение из под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения (НДС на религиозную литературу);

2. Скидки (вычеты) – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы (налоговые вычеты по НДФЛ – стандартные. Социальные, профессиональные, имущественные);

3. Налоговые кредиты – льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Как правило, эти кредиты безвозвратные и бесплатные. Существуют в виде вычета из налогового оклада. Отсрочки или рассрочки уплаты налога, целевого (инвестиционного) налогового кредита (ст. 64 НК).

Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

6. Порядок и способы исчисления налога

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК). Например: юридические лица рассчитывают налог на прибыль организаций, НДС и акцизы.

Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на третье лицо, выступающее в роли налогового агента. Например: организация перечисляет в бюджет сумму НДФЛ. Исчисление налога может быть возложено и на налоговый орган. Например: для физических лиц налоговые органы определяют сумму налога на их имущество и сумму земельного налога.

Исчисление налоговой базы (ст. 54 НК) осуществляется:

1. Налогоплательщиками – организациями по итогам каждого налогового периода на основании данных бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных;

2. Индивидуальными предпринимателями – по данным учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

3. Физические лица как налогоплательщики – на основе получаемых сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 313 – 333 НК.

Исчисление налога может осуществляться:

1. по некумулятивной системе (обложение налоговой базы осуществляется по частям) – НДС;

2. по кумулятивной системе (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода) – НДФЛ;

3. по глобальной системе – определение суммы платежа осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика;

4. по шедулярной системе – разделение дохода на его составные части (шедуры) в зависимости от источника дохода и обложение налогом каждой части по отдельности.

6. Порядок и способы уплаты налога.

Порядок уплаты налога – это способы внесения суммы налога в соответствующий бюджет (фонд).

Налоговый оклад – сумма, вносимая плательщиком в бюджет по данному налогу. Бюджет – основной элемент правильной уплаты налога, поэтому случаи уплаты налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Уплата налога производится налогоплательщиком, налоговым агентом или представителем разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке в установленные сроки в наличной или безналичной форме (ст. 58 НК) через банк или государственную организацию связи.

Существует пять основных способов уплаты налога:

1. уплата налога по декларации – на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый официальное заявление о своих налоговых обязательствах;

2. уплата налога у источника дохода – момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода (перечисление НДФЛ налоговым агентом);

3. кадастровый способ уплаты налога – налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. В зависимости от объектов обложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры.

4. уплата налога в момент расходования доходов – характерно для косвенного налогообложения, когда налог входит в цену товара (НДС, акцизы).

5.уплата налога в процессе потребления или использования имущества (движимого и недвижимого) – налог взимается из дохода налогоплательщика ежегодно в установленном порядке.

6. Сроки уплаты налога

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти (ст. 57 НК).

Поэтому в зависимости от сроков уплаты выделяют налоги срочные (например: уплата государственной пошлины) и периодично-календарные (декадные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые), например: акцизы, НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество, НДФЛ.

Сумма налога не внесенная в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установленного срока рассматривается как недоимка (ст. 57 НК).

В НК при этом отмечено:

1. Срок уплаты налога устанавливается и изменяется только актами законодательства о налогах и сборах.

2.Изменение срока уплаты налога не отменяет действующий и не создает новой обязанности по уплате налога (ст. 61 НК).

Налоговая система и ее основные характеристики

Налоговая система – взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения, к которым относятся:

1. Принципы налоговой политики и налогообложения.

2. Система и принципы налогового законодательства.

3. Порядок установления и ввода в действие налогов.

4. Система налогов, т.е. виды налогов и их элементы и др.

Налоговую систему характеризуют экономические показатели и факторы политико-правового характера.

1. Экономические характеристики налоговой системы – это налоговый гнет, соотношение прямых и косвенных налогов, а также между налогами от внутренней и внешней торговли. Кроме того, налоговые системы раскрываются через те или иные типы налогообложения.

Налоговый гнет (налоговое бремя) – отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту (либо ВВП), показывающая, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.

На макроуровне применяется также понятие «полная ставка налогообложения», которая показывает, какая часть добавленной стоимости, полученной в процессе производства и реализации товаров и услуг, изымается в бюджет. В 1990-х гг. эта величина составляла 53-60%, с 2002 г. Оценивается как 40-45%.

Налоговая нагрузка хозяйствующего субъекта – относительная величина, характеризующая долю налогов в выбранном результативном показателе (доход, добавленная стоимость, прибыль и т.д.).

Соотношение прямых и косвенных налогов в разных странах различно. В менее развитых странах высока доля косвенных налогов, так как механизм их взимания и контроля более прост по сравнению с прямыми налогами. В России также низка доля прямых налогов в доходной части бюджета и высока доля косвенных налогов. В России основная ставка НДФЛ – 13%, в Японии варьируется от 10 до 50%, в США – от 15 до 39,6%. Кроме того доля зарплаты в структуре себестоимости продукции в развитых странах составляет около 50%, в России – около 20%. Поэтому в странах с развитой рыночной экономикой данный налог составляет 24-72% совокупных налоговых поступлений, в России на 2 порядка ниже.

Особенности налоговых систем связывают с преобладанием тех или иных типов налогообложения. Для налоговой системы РФ характерны и пропорциональное (НДФЛ, налог на прибыль) и прогрессивное и регрессивное налогообложение.

2. Политико-правовые характеристики налоговой системы – это характеристики, отражающие:

· пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти;

· роль налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней;

· степень контроля центральной администрации за органами местной власти.

2. Налоговая политика

Налоговая политика — это система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов.

По своему содержанию налоговая политика охватывает выработку концепции налоговой системы, рассмотрение основных направлений и принципов налогообложения; разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в области экономического и социального развития общества.

При проведении налоговой политики преследуются следующие цели:

1. Фискальная – формирование доходов бюджета посредством налогов и сборов.

2. Экономическая – регулирование экономики с помощью налогового механизма для проведения структурных преобразований, стимулирования бизнеса, а также инвестиционной и инновационной активности, регулирования спроса и предложения.

3. Социальная – снижение через систему налогообложения неравенства в уровнях доходов различных слоев населения, социальная защита граждан.

4. Экологическая – рациональное использование ресурсов и защита окружающей среды за счет усиления роли соответствующих налогов и штрафов.

5. Контрольная – проведение налоговых проверок с целью реализации государством стратегических и тактических решений в экономике и социальной политике.

6. Международная – заключение с другими странами соглашений об избежании двойного налогообложения, снижение таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности.

3. Перечень налогов, взимаемых на территории РФ

Система налогов – это совокупность налоговых платежей взимаемых на территории страны. Согласно НК РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ (региональные); местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК и являются обязательными к уплате на всей территории России.

С 1 января 2005 г. Согласно ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ» и признании утративших силу некоторых законодательных актов от 29 июля 2004 г. № 95 ФЗ в России взимается 14 налогов.

К федеральным налогам и сборам относятся 9 налоговых платежей:

1. Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК);

2. Акцизы (гл. 22 НК);

3. Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК);

4. Единый социальный налог (гл. 24 НК);

5. Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК);

6. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК);

7. Водный налог (гл. 25.2 НК);

8. Государственная пошлина (гл. 25.3 НК);

9.Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК).

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с НК, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории субъектов РФ. К региональным налогам и сборам с 01.01.05 г. относятся три налоговых платежа:

1. Транспортный налог (гл. 28 НК);

2. Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК);

3.Налог на имущество организаций (гл. 30 НК).

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с НК, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам с 01.01.05 г. относятся:

1. Налог на имущество физических лиц;

2. Земельный налог (гл. 31 НК).

Сведения о действующих местных налогах должно публиковаться в прессе региональными налоговыми органами не реже одного раза в год, сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях – ежеквартально.

Во вторую часть НК также введены специальные налоговые режимы:

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК);

2. Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК);

3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК);

4.Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК).

Тема 8. Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ)

Налог на прибыль организации относится к числу прямых налогов. Он является непосредственным изъятием в доход государственного бюджета части дохода налогоплательщика.

Налогоплательщики Объект налогообложения
1. Российские организации 1. Доходы, уменьшенные на величину расходов
2. Иностранные организации, осуществля-ющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства 2. Доходы, уменьшенные на величину расходов
3. Иностранные организации, получающие доход от источников на территории РФ 3. Доходы, полученные от источников в РФ

По-разному толкуется и такое понятие, как единица налогообложения подоходным налогом может облагаться доход каждого члена семьи раздельно или единый доход семьи. Например, в Швейцарии ставки федерального подоходного налога меняются от 0,5 до 11,5%. При этом муж должен за-  

В перечне элементов юридического состава налогов, приведенном в ст. 17 части первой НК РФ, некоторые позиции укрупнены. Например, в качестве одного из элементов указана налоговая база. Однако налоговую базу нельзя рассчитать без определения предмета и масштаба налога, единицы налогообложения, метода учета.  
Большинство предметов налогообложения нельзя непосредствен но выразить в каких-либо единицах налогообложения. Для измерения такого предмета первоначально необходимо избрать какую-либо физическую характеристику, какой-либо параметр измерения из множества возможных, т.е. определить масштаб налога.  
Под единицей налогообложения понимают единицу масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы.  
Так, масштабом налога с владельцев автотранспортных средств является мощность двигателя автомобиля. Мощность может быть определена в различных единицах — в лошадиных силах или в киловаттах. Избранная единица измерения мощности в целях налогообложения и будет являться единицей налогообложения.  
Выбор той или иной единицы налогообложения из ряда возможных диктуется соображениями удобства, а также традициями. Например, при обложении земель используются единицы измерения, принятые в стране (акр, гектар, сотка, квадратный метр и др.). При установлении акцизов на бензин в качестве единицы налогообложения могут фигурировать литр, галлон, баррель и т.д. При налогообложении прибыли и доходов единицей налогообложения принята национальная денежная единица.  
Ставка налога — размер налога на единицу налогообложения.  
По методу установления выделяют ставки твердые и процентные (квоты). При методе твердых ставок на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога (например, 10 руб. за гектар пашни). Процентные ставки характерны для налогообложения прибыли и дохода и устанавливаются в процентах от единицы налогообложения (например, 12% каждого рубля налогооблагаемого дохода).  
Под освобождениями понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Окладная сумма (валовой налог)—это результат умножения количества единиц налогообложения, входящих в налоговую базу, на ставку (ставки) налога. В налогах, размер которых определяется путем раскладки между налогоплательщиками общей суммы, намеченной к поступлению (раскладочные налоги), окладная сумма существует как заранее определенная величина.  
Национальный режим налогообложения субъектов иностранного права проявляется и в наиболее важных элементах конкретных налоговых обязательств. Это прежде всего такие элементы юридического состава налогов, как объект и предмет налогообложения (естественно, с учетом принципа территориальности), налоговая база и масштаб налога, единица налогообложения, ставка налога, методы налогообложения и учета налоговой базы, налоговые льготы.  
Ставка налога — размер налога на единицу налогообложения. Налоговый кодекс РФ определяет налоговую ставку как величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.  
НАЛОГОВАЯ СТАВКА — величина налога в расчете на единицу налогообложения. Если налог взимается с доходов в денежной форме, то налоговая ставка устанавливается в виде процента с облагаемого налогом дохода. Налоговые ставки могут также устанавливаться в виде денежной суммы, приходящейся на один объект налогообложения (например, налог на транспортное средство) или на показатель, характеризующий этот объект (единица земельной площади, кубический сантиметр объема  
А определенность налогообложения (согласно ст. 11 Закона в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты о конкретных налогах устанавливают и определяют субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который налог зачисляется)  
В России принципы налогообложения закреплены Конституцией РФ и Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Среди этих принципов следует выделить а) всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы -ст. 57 Конституции) б) верховенство представительной власти в их установлении (ст. 57, 71, 76, 105, 106 Конституции, ст. 1 Закона) в) прямое действие во времени законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции) г) однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида (уровня) два раза за один период налогообложения — ст. 6 Закона) д) очередность взимания налогов из одного источника (в целях уменьшения налогового бремени — ст. 22 Закона) е) временное ограничение налоговых притязаний (ст. 24 Закона) ж) определенность налогообложения (согласно ст. 11 Закона в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты о конкретных налогах устанавливают и определяют субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который налог  
Налоговая ставка — элемент налогов, определяющий размер налога на единицу налогообложения (денежную единицу страны и др.). Существуют несколько видов налоговой ставки твердая (в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от величины доходов), Пропорциональная (в равных долях, независимо от размера дохода), прогрессивная (увеличение налога по мере возрастания доходов).  
СТАВКА НАЛОГА — величина налога в расчете на единицу налогообложения, то есть доля от стоимости объекта налогообложения, которую подлежит уплатить в виде налога, или величина налога, приходящаяся на единицу земельной площади, веса, количества товара или на другую единицу, в которой измеряется величина объекта налогообложения. Если налог взимается с доходов в денежной форме, то налоговая ставка устанавливается в виде процента с облагаемого налогом дохода. Налоговые ставки могут устанавливаться и в виде денежной суммы, приходящейся на один объект или на показатель, характеризующий этот объект, например налог на транспортное средство, или с единицы земельной площади, с кубического сантиметра объема двигательной установки. Различают твердые налоговые ставки в абсолютной сумме, не зависящие от величины дохода (реальные налоги), пропорциональные ставки, действующие в одинаковом проценте к доходу вне зависимости от его величины (пропорциональное обложение), и прогрессивные ставки, возрастающие по мере роста облагаемого дохода (прогрессивное обложение).  
ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ — определяемые законодательными актами государства принципы, правила, категории, термины, применяемые для установления, введения, взимания налога. К важнейшим элементам налогообложения относятся его субъект (плательщик), объект, единица налогообложения, ставка налога.  
ЕДИНИЦА ОБЛОЖЕНИЯ (единица налога, единица налогообложения) — единица измерения объекта налога (денежная единица, единица земельной площади, единица измерения товара, единица мощности двигателя и пр.). Также под Е. о. понимается условная единица принятого масштаба налога, используемая для количественного выражения налогооблагаемой базы в том случае, когда нельзя предмет налогообложения выразить непосредственно в каких-либо Е.о. Например, транспортное средство как предмет налога на владельцев транспортных средств в разных странах может облагаться исходя из мощности двигателя, веса автомобиля, объема рабочих цилиндров, года приобретения. Выбор Е.о. определяется целесообразностью и традициями (принятыми в стране единицами измерения земель, объемов, национальными денежными единицами, см. Элементы налога).  

Н.о. налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. В целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют налогоплательщика (субъект налога) объект и источник налога единицу налогообложения налоговую ставку (норму налогового обложения) сроки уплаты налога бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад. Обязанности налогоплательщика установлены Налоговым кодексом РФ и Законом РФ Об основах налоговой системы в РФ от 27.12.91 г.  
В определенных случаях требуется указать единицу налогообложения, т.е. часть объекта налогообложения, при помощи которой исчисляется налог (например, 1 кв. м земли, 1 га пашни и др.).  
Определение ставки, т.е. размера налога, который взимается с единицы налогообложения или объекта налогообложения в целом.  
Единица налогообложения — 328 Единый налог на вмененный доход — 463 Единый сельскохозяйственный налог — 467 Единый социальный налог — 464  
НАЛОГОВАЯ СТАВКА — величина налога в расчете на единицу налогообложения, в которой измеряется объект налогообложения доля от стоимости облагаемого налогом объекта, которую нужно выплатить как налог. Если налог взимается с доходов в денежной форме, то налоговая ставка устанавливается в виде процента с облагаемого налогом дохода.  
СЕМЬЯ КАК ЕДИНИЦА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  
Основной единицей налогообложения в Соединенных Штатах выступает не отдельный человек, а семья. Двое, решившие вступить в брак (и таким образом изменить свое семейное положение), обнаруживают, что их налоговые обязательства меняются. Налоговый кодекс стремится сделать некоторые ограничения корректировки для семей, находящихся в разных условиях. Семьи, в которых только один взрослый, облагаются по налоговым ставкам в промежутке между ставками для отдельного лица и семьи с двумя взрослыми. Семьи с детьми имеют освобождение от налога на каждого ребенка, как уже отмечалось ранее. Семьи с двумя работающими родителями имеют возможность получить налоговую скидку для ухода за ребенком. Насколько все перечисленное «справедливо» или «то, что и нужно» — вопрос, который мы рассмотрим позднее.  
В законодательных актах по отдельным видам налогообложения должны были устанавливаться и определяться налогоплательщик (субъект налога), а также следующие обязательные эелементы налогообложения объект и источник налога единица налогообложения налоговая ставка (норма налогового обложения) сроки уплаты налога бюджет или внебюджетный фонд, в который подлежал зачислению налоговый оклад.  
В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно переход к подушной подати. Напомним, что до 1678 г. единицей налогообложения была соха , устанавливаемая сошным письмом. С 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов дворы родственников, а порой и просто соседей стали огораживаться единым плетнем.  
Является ля ход дают игры я рулетку (игровой стол), я Котором игра ведется на двойном игровом поде е одним колесом, одной или двум единицами налогообложения  
НАЛОГОВАЯ СТАВКА — величина налога в расчете на единицу налогообложения, то есть доля от стоимости объекта налогообложения, которую подлежит уплатить в виде налога, или величина налога, приходящаяся на единицу денежного дохода земельной площади, веса, количества товара или на другую единицу, в которой измеряется величина объекта налогообложения. Если налог взимается с доходов в денежной форме, то налоговая ставка уста-нашгавается в виде процента с облагаемого налогом дохода. Налоговые ставки могут устанавливаться и в виде денежной сум-  
НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ — форма налоговой льготы, направленная на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Окладная сумма (валовой налог) определяется умножением числа единиц налогообложения, входящих в налоговую базу, на ставку (ставки) налога. Для раскладоч-  
СОШНОЕ ПИСЬМО — описание городских и сельских земельных владений с целью налогообложения. Единица налогообложения — соха. С.п. использовалось в период существования в России посошного обложения (15-17 вв.) Составление письма предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы — сохи и определение на этой основе прямых налогов. Соха измерялась в сельской местности в четвертях или четях (около 0,5 десятины), в городах и посадах — по количеству дворов. Размер сохи был различен в разных местностях и в разные времена. С.п. составлял писарь с состоявшими при нем подьячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги.  

НДС 13 или 18?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *