НДФЛ для граждан белоруссии

Добавить в «Нужное»

Обновление: 29 ноября 2019 г.

Трудоустройство иностранных граждан на работу в России имеет свои особенности. Здесь и уведомление миграционной полиции о заключении или расторжении трудового договора с безвизовыми иностранными работниками, и особое налогообложение выплат иностранцам. Рассмотрим правила трудоустройства белорусов в России в 2019 г.

Уведомление о приеме на работу граждан Белоруссии

По общему правилу работодатели (организации, предприниматели) должны уведомлять о заключении или расторжении трудового договора с безвизовыми иностранцами органы МВД. Срок для уведомления – 3 рабочих дня с даты заключения или расторжения договора (п. 8 ст. 13, п. 1 ст. 13.3 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). За невыполнение этой обязанности предусмотрены довольно большие административные штрафы (ст. 18.15 КоАП РФ).

В то же время для граждан Белоруссии сделано исключение. О трудоустройстве граждан Белоруссии уведомлять миграционную полицию не нужно (Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4).

Налогообложение выплат гражданам Белоруссии

Как мы выяснили, трудоустройство белорусов в России в 2019 г. ничем не отличается от трудоустройства российских граждан. А будут ли отличия в порядке налогообложения выплат работникам?

НДФЛ с выплат белорусам всегда рассчитывается по ставке 13% (ст. 73 Договора о ЕАЭС (подписан 29.05.2014)). Такая ставка применяется с первого дня их работы на территории РФ и не зависит от статуса работника: налоговый резидент или нерезидент. Вместе с тем, по мнению Минфина, если по итогам календарного года работник – гражданин Белоруссии так и не приобрел статуса налогового резидента РФ, то его доходы за год должны облагаться НДФЛ по ставке 30% (Письмо Минфина от 23.05.2018 N 03-04-05/34859). Напомним, статус зависит от времени пребывания в РФ в течение последних 12 месяцев. А вот Налоговая служба считает, что пересчитывать доходы по ставке 30% не надо (Письмо ФНС от 28.11.2016 N БС-4-11/22588@).

Посмотреть ставку налога, а также определить статус иностранного работника вам поможет Виртуальный помощник по НДФЛ для налоговых агентов.

Страховые взносы с выплат белорусам

Страховые взносы по выплатам гражданам Белоруссии начисляются так же, как по выплатам россиянам. То есть применяются те же ставки, что и для работников – граждан РФ (ст. 425 НК РФ).

Ставка взносов на травматизм также не зависит от категории иностранного работника. Всегда применяется единый тариф, установленный работодателю органами ФСС (п. 1 ст. 22 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Прием на работу белоруса при оформлении по трудовому договору приравнен к приему на работу гражданина РФ. Чтобы принять на работу гражданина из Республики Беларусь, не требуется разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Самому белорусу разрешение на работу в РФ также не нужно.
Работодатель не должен уведомлять органы ФМС и занятости о заключении/расторжении трудового договора с работником из Беларуси. Но, работодатель всегда является принимающей стороной для иностранного работника, обязан поставить его на миграционный учет в течение 30 суток со дня въезда в Россию. Правда, у белорусов нет документов, подтверждающих дату въезда в РФ, ведь при пересечении российско-белорусской границы штамп погранслужбы не ставится, а миграционные карты белорусы не заполняют. В этом случае ориентиром могут служить железнодорожные, авиа- или автобусные билеты, отметка в гостинице.

НДФЛ белоруса

НДФЛ с заработной платы сотрудников — граждан Беларуси удерживается и уплачивается в российский бюджет по той же ставке, что и с выплат гражданам России, то есть по ставке 13%. Право на данную ставку предоставляет положения ст.73, п.10 ст. 98 Договора о ЕАЭС, которыми налогообложение доходов граждан государств — членов ЕАЭС не ставится в зависимость от срока пребывания в РФ. Однако, статус налогового резидента РФ важен при предоставлении налоговых вычетов, установленных ст. 218 — 221 НК РФ, поскольку право на вычеты имеют физлица — налоговые резиденты РФ.

Страховые взносы белоруса

Взносы ранее отличались и зависели от статуса иностранного работника.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем ее получения, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

Теперь разницы нет.

Ст. 98 Договора о ЕАЭС гарантирует право сотрудникам гражданам Беларуси, в том числе и право на социальное обеспечение. Оно осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и социальное обеспечение граждан РФ. Согласно ст. 96 Договора о ЕАЭС под социальным обеспечением (социальным страхованием) подразумевается:

  • обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обязательное медицинское страхование.

Пенсионное обеспечение граждан Беларуси, трудоустроенных в России, Договором о ЕАЭС не предусмотрено, однако согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», застрахованными лицами считаются в том числе иностранные граждане, работающие по трудовому договору, в частности, постоянно или временно проживающие на территории РФ, временно пребывающие на территории РФ. Таким образом, налогообложение заработной платы сотрудников граждан Беларуси не отличается от налогообложения заработной платы сотрудников граждан РФ.

Взносы НДФЛ ФСС несчастные случаи ФСС нетрудоспособность и материнство ПФ ФОМС
Ставка 13% 0,2%-8,5% 2,9% 22% 5,1%

Еще на эту тему:

Регистрация ИП белорусом

Бухгалтерские услуги для ООО и ИП от Фирммейкер, 2013
Светлана Маркина (Митюхина)
При использовании материала ссылка на статью обязательна

Если граждане государств – членов ЕАЭС работают по найму в России, то с первого дня работы их доходы облагаются НДФЛ по ставке 13%. Имеется в виду выполнение обязанностей как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам. Дело в том, что в соответствии со ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе указанные доходы должны облагаться по ставкам, предусмотренным для физлиц-налоговых резидентов той страны, где работает гражданин государства – члена ЕАЭС (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 июня 2018 г. № 03-04-05/40970).

Однако при этом следует учесть, что такие работники могут воспользоваться налоговыми вычетами по НДФЛ только после того, как приобретут статус налогового резидента. А именно, напомним, им нужно фактически находиться на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 Налогового кодекса).

Но при этом если работники из указанных государств не являются налоговыми резидентами, а их доходы не связаны с работой по найму, то применяется налоговая ставка в размере 30% в соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ. Речь идет, например, о доходах социального характера, а также о тех, которые не считаются оплатой труда и не зависят от условий выполнения трудовой деятельности (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 мая 2018 г. № 03-04-06/32214).

Как заполнять поле «Статус налогоплательщика» в справке 2-НДФЛ в отношении иностранных работников – граждан государств – членов ЕАЭС? Узнайте ответ из материала «НДФЛ с доходов работников – граждан ЕАЭС (Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии)» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Соответствующая информация размещена на официальном сайте журнала «Налоговая политика и практика», учредителем которого является ФНС России. Напомним, что с 15 апреля этого года действуют измененные правила освобождения от НДФЛ доходов нерезидентов от продажи имущества.

В соответствии со ст. 209 НК РФ доходы физических лиц от источников в РФ признаются объектом налогообложения по НДФЛ вне зависимости от того, являются эти лица налоговыми резидентами Российской Федерации или нет.

Однако в силу действия положений ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Из положений п. 1 и 2 ст. 1 Протокола от 24.01.2006 к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95 (далее — Протокол) следует, что доходы граждан Республики Беларусь, работающих в Российской Федерации в соответствии с трудовым договором, заключенным на срок не менее 183 дней, подлежат обложению НДФЛ по налоговой ставке 13% с даты начала этой работы. Никаких дополнительных условий применения такой налоговой ставки НДФЛ — 13% — Протоколом не предусмот­рено.

Согласно п. 5 ст. 1 Протокола в случае прекращения лицом с постоянным местожительством в одном договаривающемся государстве работы по найму в другом договаривающемся государстве до истечения 183 дней нахождения в другом договаривающемся государстве, определяемых с учетом п. 3 и 4 данной статьи, производится перерасчет налоговых обязательств указанных лиц по ставкам и в соответствии с порядком, действующим в отношении физических лиц, не являющихся лицами с постоянным местожительством в этом другом государстве. Вместе с тем обязанность по уплате уточненной в результате перерасчета суммы НДФЛ исполняется физическими лицами самостоятельно. Пени и штрафы в таких случаях не применяются.

Таким образом, перерасчет суммы НДФЛ по ставке 30% производится только в том случае, если гражданин Республики Беларусь прекратит трудовые отношения до истечения 183 календарных дней нахождения его на территории Российской Федерации. При этом не важно, на какой срок был заключен трудовой договор.

Учитывая, что обязанность уплатить дополнительную сумму НДФЛ возлагается на самого белорусского работника, у организации как налогового агента не возникает обязанности доудержать сумму НДФЛ из доходов такого работника.

Организация-работодатель должна лишь сообщить в налоговый орган и самому работнику о сумме задолженности и о невозможности ее удержать. Сделать это организация обязана в течение месяца с даты окончания налогового периода, в котором работник уволился (п. 5 ст. 226 НК РФ). Для этих целей используется форма 2-НДФЛ, утвержденная приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611. После уведомления налогового органа и бывшего работника о невозможности удержать соответствующую сумму НДФЛ обязанности налогового агента прекращаются. Дальнейшее взыскание неудержанной суммы НДФЛ контролирует налоговый орган.

Что касается налогообложения выплат за последний месяц работы, то они облагаются по ставке 30%. Основанием для применения такой ставки является все тот же п. 5 ст. 1 Протокола: применение положений законодательства о налогах сборах, касающихся физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

В свою очередь, п. 3 ст. 224 НК РФ предусмотрено, что в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, устанавливается налоговая ставка 30%. В соответствии с п. 3 ст. 226 НК РФ сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 30%, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику. При этом налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Таким образом, на дату осуществления окончательного расчета с гражданином Республики Беларусь в отношении указанных выплат соблюдаются все требования для применения налоговой ставки 30%, которую организация как налоговый агент должна применить для исчисления, удержания и перечисления в бюджет ­НДФЛ.

Работник — гражданин Республики Беларусь должен при необходимости подать налоговую декларацию. Такая необходимость может возникнуть в двух случаях. Во-первых, если до окончания налогового периода он пробудет в Российской Федерации менее 183 дней. Налоговая декларация представляется в общеустановленном порядке, то есть не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ).

Второй случай — если работник выезжает за пределы Российской Федерации. В такой ситуации налоговая декларация о доходах в налоговый орган по месту пребывания в Российской Федерации должна быть представлена не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации. Соответствующую сумму НДФЛ следует уплатить не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации (абз. 2 и 3 п. 3 ст. 229 НК РФ).

НДФЛ для граждан белоруссии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *