Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике:
Статья 11.14.1. КоАП РФ. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси
1. Отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.
2. Невыдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, предусмотренных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и подтверждающих оплату пользования легковым такси, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.
3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства –
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.
Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения:
Часть 2.1 статьи 12.3. КоАП РФ. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, а также разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси
Перевозка пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
Статья 12.4. КоАП РФ. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси
Часть 2. Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси, —
Часть 3. Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.
Статья 12.5. КоАП РФ. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена
Часть 4.1. Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Часть 7. Управление транспортным средством, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
Контроль со стороны уполномоченного органа – Минтранса Чувашии
В случае выявления нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 16 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», уполномоченный орган выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать один месяц.
В установленный предписанием срок юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет в уполномоченный орган отчет об исполнении предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания.
В случае неисполнения выданного предписания (в том числе в случае, если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в уполномоченный орган до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания) уполномоченный орган принимает решение о приостановлении действия разрешения на срок, не превышающий одного месяца. Уполномоченный орган в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия разрешения вносит соответствующую запись в реестр выданных разрешений. Срок действия разрешения на время приостановления его действия не продлевается.
Разрешение подлежит отзыву (аннулированию) на основании решения суда по заявлению уполномоченного органа в случае:
1) повторного нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 части 16 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в течение срока действия разрешения;
2) неисполнения выданного предписания, указанного в части 10 настоящей статьи, в течение срока приостановления действия разрешения либо в случае, если представленный до истечения указанного срока отчет об исполнении предписания не подтверждает его исполнение;
3) выявления нарушения требования, предусмотренного пунктом 2 части 16 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
4) совершения водителем легкового такси дорожно-транспортного происшествия, повлекшего смерть либо причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью пассажира или третьих лиц.
Уполномоченный орган в течение трех дней со дня принятия решения об отзыве (аннулировании) разрешения вносит соответствующую запись в реестр выданных разрешений.
К правоотношениям, связанным с осуществлением контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требований, установленных частью 16 настоящей статьи (за исключением правоотношений, возникающих при осуществлении контроля за соблюдением указанных требований непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси), применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции настоящего Федерального закона) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Порядок осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных частью 16 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяется законом субъекта Российской Федерации.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:
1) выдачи юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю первого разрешения;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) проверка сведений, подтверждающих исполнение предписания, при поступлении в уполномоченный орган указанных в частях 11 и 13 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» документов, содержащих такие сведения;
2) поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, должностных лиц уполномоченного органа, органов местного самоуправления и средств массовой информации о фактах нарушения требований, указанных в пункте 3 части 16 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если такое нарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо повлекло причинение такого вреда и возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
3) наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в пункте 2 части 21 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», может быть проведена уполномоченным органом незамедлительно после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.
Предварительное уведомление юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 части 21 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не требуется.
Подробно Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно ознакомится на сайте Минтранса Чувашии в разделе «Нормативно-правовые документы» .
В целях защищенности объектов транспортной инфраструктуры от противоправных деяний, в том числе террористических актов, а также недопущения причинения вреда жизни и здоровью людей, Постановлением Правительства РФ от 15.11.2014 № 1208 утверждены требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся
на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта.
Физические лица, следующие либо находящиеся на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, обязаны:
1) Осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности
в установленном субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком порядке, с обязательным проведением досмотра, включающего в себя обследование физических лиц, а также транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, и иных материальных объектов живой или неживой природы. Данный досмотр проводится в порядке, определенном приказом Минтранса России от 23 июля 2015 года № 227, в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ,
в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.
2) Выполнять требования сил обеспечения транспортной безопасности, направленные на обеспечение транспортной безопасности, а также не предпринимать действий, препятствующих выполнению ими служебных обязанностей.
3) Информировать силы обеспечения транспортной безопасности о событиях или действиях, создающих угрозу транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства.
Физическим лицам, следующим либо находящимся на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, запрещается:
1) Проносить (провозить) в зону транспортной безопасности предметы
и вещества, запрещенные или ограниченные для перемещения на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве. Так, в настоящее время, согласно приказа Минтранса России от 23 июля 2015 года № 227, запрещено (ограничено) на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть:
— всех видов оружия (в том числе сигнальное; ограниченного поражения; пневматическое (с дульной энергией свыше 3 Дж) и газовое; механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществам; электрошоковые устройства и искровые разрядники);
— взрывчатые вещества (в том числе: пиротехнические средства; пороха; перхлораты; самодельные взрывчатые вещества; составные части взрывных устройств (заряды, взрыватели, детонаторы и т.п.); снаряжение и прочие составные части взрывных устройств);
— предметы и вещества, содержащие опасные радиоактивные агенты;
— предметы и вещества, содержащие опасные химические агенты;
— предметы и вещества, содержащие опасные биологические агенты (в том числе: бактерии (включая риккетсиозы и хламидии); вирусы, вызывающие болезни; простейшие и т.д.);
— предметы, содержащие взрывчатые вещества (в том числе: патроны к гражданскому и служебному оружию (в том числе: травматического, газового, светозвукового действия; сигнальные патроны; патроны к огнестрельным изделиям производственного назначения, конструктивно сходным с огнестрельным оружием; патроны испытательные и т.д.);
— изделия, конструктивно сходные с огнестрельным оружием, пневматическим оружием и холодным оружием, а также способные применяться в качестве таких видов оружия (за исключением столовых приборов, соответствующих параметрам и размерам, установленным ГОСТ Р 51687-2000.
2) Препятствовать функционированию технических средств обеспечения транспортной безопасности, расположенных в зоне транспортной безопасности (в том числе досмотрового оборудования).
3) Принимать материальные объекты для их перевозки на транспортном средстве без уведомления сил обеспечения транспортной безопасности и прохождения процедуры досмотра в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности.
4) Совершать действия, создающие препятствия (в том числе с использованием транспортных и других технических средств) функционированию транспортного средства или ограничивающие функционирование объектов транспортной инфраструктуры, включая распространение заведомо ложных сообщений о событиях или действиях, создающих угрозу транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, а также действия, направленные на повреждение (хищение) элементов объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, которые могут привести их в негодное для эксплуатации состояние либо состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, пассажиров и других лиц.
5) Передавать документы, предоставляющие право прохождения процедуры досмотра в особом порядке, сторонним лицам для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности.
6) Осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства вне (в обход) установленных субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком проходов (проездов).
7) Предпринимать действия, имитирующие подготовку к совершению либо совершение актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства.
8) Использовать пиротехнические изделия без разрешения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве.
9) Использовать маломерные самоходные и несамоходные суда (плавательные средства) на участках акваторий морских портов, используемых для посадки (высадки) пассажиров и (или) перевалки грузов повышенной опасности, определенных обязательными постановлениями в морском порту, утверждаемыми Министерством транспорта Российской Федерации.
Административная ответственность физических лиц за несоблюдение требований по транспортной безопасности и иные правонарушения на транспорте
Согласно статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) неисполнение гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа
в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Повторное совершение гражданином указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Умышленное нарушение гражданином требований по обеспечению транспортной безопасности влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до десяти суток.
Согласно статьи 11.1 КоАП РФ совершение гражданином:
— повреждения железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов, влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток;
— повреждения защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений или других путевых объектов влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей;
— нарушения установленных ПДД правил проезда гужевым транспортом и прогона скота через железнодорожные пути, а равно нарушения правил выпаса скота вблизи железнодорожных путей влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей;
— прохода по железнодорожным путям в неустановленных местах влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей;
— нарушения установленных правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования или на железнодорожных переездах, за исключением вышеуказанных случаев, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Согласно статьи 11.3 КоАП РФ совершение гражданином:
— размещения в районе аэродрома, вертодрома или посадочной площадки знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов, вертодромов или посадочных площадок, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
— применения на территории аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки либо в полосе воздушных подходов к аэродрому, вертодрому или посадочной площадке пиротехнических изделий без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения;
— повреждения оборудования аэродрома, вертодрома или посадочной площадки, аэродромных знаков либо воздушного судна влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей;
— прохода либо проезда без разрешения по территории аэропорта (за исключением аэровокзала) или аэродрома либо объекта радио- или светообеспечения полетов влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
— нарушения установленного порядка организации движения специального транспорта и средств механизации на аэродроме влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей;
— невыполнения установленных правил размещения на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании или других объектах дневных и ночных маркировочных знаков и устройств, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Согласно статьи 11.3.1. КоАП РФ доставка либо содействие в доставке на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов,
не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Согласно статьи 11.6. КоАП РФ совершение гражданином:
— нарушения порядка установки и устройства запаней и лесных гаваней, устройство заколов и иных приспособлений для добычи (вылова) водных биологических ресурсов в не установленных для этой цели местах без согласования в установленном порядке с администрацией районов водных путей и гидросооружений, а равно проведение без надлежащего разрешения водолазных работ в портовых водах или несоблюдение правил подачи сигналов во время проведения этих работ влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей;
— уничтожения или повреждения сооружений и устройств связи и сигнализации на судах морского транспорта, внутреннего водного транспорта, плавучих и береговых средств навигационного оборудования или технических средств и знаков судоходной и навигационной обстановки, средств связи и сигнализации, а равно повреждение портовых и гидротехнических сооружений, срыв или установка без надлежащего разрешения (согласования) знаков, сооружений, источников звуковых и световых сигналов, создающих помехи в опознании навигационных знаков и сигналов, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Согласно статьи 11.14. КоАП РФ нарушение гражданами правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов:
— на воздушном транспорте влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
— на морском и внутреннем водном транспорте влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей;
— на железнодорожном транспорте влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.
Согласно статьи 11.15. КоАП РФ совершение гражданином:
— повреждения имущества на транспортных средствах общего пользования, если причиненный имущественный ущерб не превышает сто рублей; повреждения грузовых вагонов, плавучих и других транспортных средств, контейнеров или иного оборудования, предназначенных для перевозки и хранения грузов на транспорте, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
— повреждения пломб или запорных устройств грузовых вагонов, контейнеров, трюмов, грузовых отсеков и других грузовых помещений плавучих средств и воздушных судов, повреждение отдельных грузовых мест или их упаковки, пакетов, а также ограждений на пассажирских платформах, нанесения ущерба помещениям железнодорожных станций и вокзалов либо повреждение ограждений грузовых дворов (терминалов) железнодорожных станций, контейнерных пунктов (площадок), портов (пристаней, посадочных площадок), шлюзов и складов, используемых для выполнения операций по перевозке грузов, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Согласно статьи 11.16. КоАП РФ нарушение гражданами установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте требований пожарной безопасности влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
Согласно статьи 11.17. КоАП РФ :
— проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей;
— выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы либо за борт судна морского или внутреннего водного транспорта влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей;
— нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей с конфискацией пленки;
— невыполнение лицами, находящимися на судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
— невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Согласно статьи 11.18. КоАП РФ безбилетный проезд:
— на судне морского транспорта пригородных линий или на судне внутреннего водного транспорта пригородного сообщения влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей;
— на судне морского транспорта дальних (транзитных) линий или на судне внутреннего водного транспорта дальних (транзитных) линий влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей;
— на судне воздушного транспорта влечет наложение административного штрафа в размере двухсот рублей.
При этом, провоз без билета детей, проезд которых подлежит частичной оплате, влечет наложение административного штрафа в размере половины штрафа, налагаемого на взрослых пассажиров за безбилетный проезд на транспорте соответствующего вида.
Согласно статьи 11.19. КоАП РФ:
— провоз ручной клади сверх установленных норм без оплаты на воздушном, морском, внутреннем водном или железнодорожном транспорте влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей;
— провоз в ручной клади, багаже или грузобагаже веществ и предметов, запрещенных к перевозке, а равно сдача опасных веществ на хранение в железнодорожные камеры хранения влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.
— провоз без оплаты домашних животных и птиц влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей.
Кроме того, необходимо отметить, что путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог относятся местам, в которых запрещено проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо различных сочетаний этих форм публичных мероприятий. В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Нарушение гражданами указанных требований, а также иных правил проведения публичных мероприятий, если они повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, является административным правонарушением и согласно статьи 20.2.2. КоАП РФ и влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Указанные действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до двадцати суток; на должностных лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.
Нарушение гражданами запрета проведения массовых публичных мероприятий на путепроводах, железнодорожных магистралях, полосах отвода железных дорог влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до двадцати суток.
Уголовная ответственность за несоблюдение требований по транспортной безопасности и иные правонарушения на транспорте
Согласно статьи 263.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (свыше одного миллиона рублей) наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо ограничением свободы на срок до одного года. Указанные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового; совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц, наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Согласно статьи 267 УК РФ разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (свыше одного миллиона рублей) наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до восьми лет; смерть двух или более лиц, — лишением свободы на срок до десяти лет.
Согласно статьи 267.1 УК РФ совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств, наказывается штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. При этом, под деяниями, совершенными из хулиганских побуждений, следует понимать умышленные действия, направленные против личности человека или его имущества, которые совершены без какого-либо повода или с использованием незначительного повода.
Согласно статьи 268 УК РФ нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (за исключением уполномоченных лиц) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.
Новая редакция Ст. 12.23 КоАП РФ
1. Нарушение правил перевозки людей, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
2. Перевозка людей вне кабины автомобиля (за исключением случаев, разрешенных Правилами дорожного движения), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла или вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
3. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.
4. Организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.
5. Нарушение требований к перевозке детей в ночное время, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.
6. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Содержание
- Комментарий к Статье 12.23 КоАП РФ
- Другой комментарий к Ст. 12.23 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
- Правила перевозки
- Условия наступления уголовной ответственности
- Ответственность по КоАП
- Административная ответственность за перевозку людей вне кабины
- Административная ответственность за нарушение правил перевозки детей
- Новые записи:
Комментарий к Статье 12.23 КоАП РФ
1. Объект административного правонарушения — безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан, правила перевозки людей.
2. Объективная сторона ч. 1 данной статьи характеризуется действием или бездействием и выражается в несоблюдении правил перевозки людей. Для привлечения виновного к административной ответственности следует указывать, какое правило перевозки людей нарушено. Правонарушение считается оконченным с момента начала движения транспортного средства, осуществляющего перевозку людей.
3. Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.
4. Субъектом правонарушения по данной статье выступает водитель транспортного средства, нарушивший правила перевозки людей, или должностное лицо, организующее перевозку людей без соблюдения установленных требований перевозки людей.
Другой комментарий к Ст. 12.23 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объект административного правонарушения — безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан, Правила дорожного движения. Непосредственным объектом административного правонарушения выступают правила перевозки людей.
2. Объективная сторона ч.1 ст.12.23 характеризуется действием (бездействием) и выражается в несоблюдении правил перевозки людей. Это может проявляться: в перевозке людей в кузове грузового автомобиля водителями, не имеющими удостоверения на право управления таким транспортным средством или имеющими стаж управления транспортными средствами данной категории менее трех лет; в отсутствии у военного водителя допуска к перевозке людей на грузовых автомобилях; в перевозке людей в кузове грузового автомобиля с превышением количества оборудованных для сидения мест, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей; в организованной перевозке группы детей без осуществления в соответствии со специальными правилами в автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей», или без взрослого сопровождающего.
Учитывая, что диспозиция ч.1 ст.12.23 является бланкетной, для привлечения виновного к административной ответственности следует указывать в каждом конкретном случае, какое правило перевозки людей нарушено.
Нарушение правил перевозки людей квалифицируется по ч.2 ст.12.23 в случае, если действие (бездействие) выразилось в форме перевозки людей вне кабины автомобиля, трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла или вне предусмотренных конструкций мотоцикла мест для сидения.
По юридической конструкции административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, образует формальный и сложный состав. Оно считается оконченным с момента начала движения транспортного средства, осуществляющего перевозку людей.
3. С субъективной стороны административное правонарушение характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
4. Как вытекает из содержания диспозиции ст.12.23, субъектом административного правонарушения может быть водитель транспортного средства, нарушивший правила перевозки людей; должностное лицо, организующее перевозку людей без соблюдения установленных Правилами дорожного движения требований перевозки людей.
Правила перевозки людей и требования к водителю, осуществляющему перевозку, зафиксированы в ПДД. Ответственность за нарушение правил перевозки людей устанавливается, в зависимости от тяжести последствия нарушения, статей 264 УК РФ и статьей 12.23 КоАП РФ.
Правила перевозки
Перевозка людей может осуществляться как в легковых автомобилях и автобусах, так и в специально оборудованных грузовых автомобилях. При этом водителю необходимо иметь права соответствующей категории и должны соблюдаться условия перевозки, предусмотренные правилами дорожного движения.
Перевозка людей в кузове грузового автомобиля допускается при наличии у водителя прав категории «C» или C1″ в течение трех и более лет. Для осуществления перевозки людей в грузовом автомобиле в количестве 8 — 16 человек (включая пассажиров в кабине) необходимо наличие прав категории «D» или подкатегории «D1».
Для перевозки в грузовом автомобиле более чем 16 пассажиров (включая пассажиров в кабине) необходимо наличие у водителя прав категории «D» (п. 22.1 ПДД).
Помимо требований к водителям, осуществляющим перевозку людей, ПДД содержат также и правила самой перевозки. Так:
- в соответствии с п.п. 22.3, 22.9 ПДД количество перевозимых пассажиров должно соответствовать техническим характеристикам анспортного средства;
- в соответствии с п.22.7 ПДД недопустимы посадка или высадка людей до полной остановки транспортного средства, а равно движение пассажирского транспорта с открытыми дверьми или открытие дверей до полной остановки ТС;
- в соответствии с п.22.5 ПДД запрещена перевозка пассажиров в кузове грузовика, не предназначенного и не оборудованного под перевозку людей. Исключение составляют случаи, когда пассажир сопровождает груз, находящийся в кузове грузового автомобиля и только при наличии посадочного места ниже уровня борта кузова;
- в соответствии с п.22.4 ПДД водитель грузового автомобиля, перевозящий пассажиров в кузове ТС, обязан разъяснить им правила посадки, высадки и расположения в кузове;
- в соответствии с п.22.8 ПДД запрещена перевозка пассажиров вне кабины автомобиля, трактора за исключением грузовых автомобилей, приспособленных под перевозку людей;
- в соответствии с п.22.8 ПДД запрещена перевозка пассажиров в грузовых прицепах, прицепах-дачах, в грузовых отсеках мотоциклов и иных самоходных машин.
Пункт 22.9 ПДД специально отведен под описание правил перевозки детей в салонах и кабинах автомобилей. Так:
- запрещена перевозка детей до 7 лет без их фиксации специальными удерживающими устройствами;
- запрещена перевозка детей от 7 до 11 лет на передних сиденьях без специальных фиксирующих устройств, и на задних сиденьях – без использования специальных фиксирующих устройств либо стандартных ремней безопасности;
- запрещена перевозка детей в возрасте до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла;
- в соответствии с п.11 ПДД запрещена организованная перевозка детей при отсутствии специальных опознавательных знаков на транспортном средстве. К специальным опознавательным знакам относятся «Ограничение скорости» и «Перевозка детей».
Условия наступления уголовной ответственности
Причин, по которым может произойти ДТП, существует множество. Вне зависимости от того, виновен в ДТП водитель, перевозивший людей, или не виновен, он будет привлечен к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ при одновременном стечении двух условий:
- перевозка людей осуществлялась с нарушением ПДД;
- в результате ДТП серьезно пострадали или погибли перевозимые им люди.
Чтобы было легче понять, приведем пример.
Водитель Иванов вез школьников на экскурсию за город. При этом детей в его микроавтобусе было больше, чем посадочных мест, а кроме того, автобус не был оснащен специальными опознавательными знаками. На двухполосной трассе пьяный водитель грузика вышел на встречную полосу движения, в результате чего произошло столкновение грузовика с автобусом под управлением Иванова. В результате ДТП погибли двое детей, а 10 детям были причинены тяжкие телесные повреждения.
Как видно из условий примера, в ДТП был виновен пьяный водитель грузовика. Однако уголовное дело будет возбуждено не только в отношении виновника, но и в отношении Иванова, поскольку погибли дети, которые ехали в автобусе стоя, то есть в нарушение пунктов 22.3 и 22.9 ПДД. Дети, которые сидели в креслах и были пристегнуты, не пострадали. То есть водитель будет привлечен к уголовной ответственности не за нарушение ПДД, которое привело к ДТП, а за нарушения ПДД, которые привели к тяжким последствиям.
Статья 264 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение любого пункта Правил дорожного движения, если в результате этого нарушения либо был причинен тяжкий вред здоровью людей, либо имела место гибель людей.
Меры наказания будут различаться в зависимости от тяжести последствий и от некоторых сопряженных с нарушением ПДД обстоятельств. Так:
- ч.1 ст. 264 УК предусматривает ответственность за нарушение ПДД, если в результате нарушения был причинен тяжкий вред здоровью людей. Мерой наказания могут быть либо лишение свободы, либо принудительные работы, либо арест. Дополнительная мера наказания в виде лишения водительских прав будет применена по усмотрению суда;
- ч.2 ст.264 УК предусматривает ответственность по тем же основаниям, что и часть 1, но с условием совершения нарушения в состоянии опьянения либо с условием, что водитель покинул место ДТП;
- ч.3 ст.264 УК предусматривает ответственность за нарушение ПДД, если в результате этого нарушения наступила смерть человека. Мерой наказания могут быть либо лишение свободы, либо принудительные работы с обязательным лишением водительских прав;
- ч.4 ст.264 УК предусматривает ответственность за те же действия, что и ч.3, но с условием совершения нарушения ПДД в состоянии опьянения либо при условии, что водитель покинул место ДТП;
- ч.5 ст.264 УК предусматривает ответственность за нарушение ПДД, если в результате этого нарушения погибло более одного человека. Мерой наказания может быть только лишение свободы с обязательным лишением водительских прав;
- ч.6 ст.264 УК предусматривает ответственность за те же действия, что и ч.5, но с условием совершения нарушения в состоянии опьянения, либо с условием, что водитель оставил место ДТП.
Ответственность по КоАП
Административная ответственность за нарушение правил перевозки людей предусмотрена в следующих случаях:
- перевозка людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства (например, перевозка стоящих пассажиров в салоне маршрутного такси) (п. п. 22.3, 22.8 ПДД);
- посадка (высадка) пассажиров до полной остановки транспортного средства, а также начало движения при незакрытых дверях или открытие дверей до полной остановки транспортного средства (п. 22.7 ПДД);
- перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, за исключением лиц, сопровождающих груз или следующих за его получением (при условии, что эти лица обеспечены местом для сидения ниже уровня бортов) (п. 22.5 ПДД);
- непроведение водителем грузового автомобиля инструктажа пассажиров перед поездкой о порядке посадки, высадки и размещения в кузове, а равно начало водителем грузового автомобиля движения, не убедившись, что обеспечены безопасные условия перевозки (п. 22.4 ПДД).
За нарушение указанных правил перевозки людей предусмотрен штраф в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.23 КоАП РФ).
Административная ответственность за перевозку людей вне кабины
Административная ответственность предусмотрена за перевозку людей вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения (п. 22.8 ПДД).
За нарушение указанных правил перевозки предусмотрен штраф в размере 1 000 руб. (ч. 2 ст. 12.23 КоАП РФ).
Административная ответственность за нарушение правил перевозки детей
Административная ответственность за нарушение установленных ПДД требований к перевозке детей предусмотрена, в частности, в следующих случаях:
- перевозка детей младше 7 лет без использования детских удерживающих систем (устройств);
- перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) без штатных ремней безопасности транспортного средства или детских удерживающих систем (устройств);
- перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) на переднем сиденье автомобиля без использования детской удерживающей системы (устройства);
- перевозка детей младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.
За нарушение установленных ПДД требований к перевозке детей предусмотрен штраф для водителя в размере 3 000 руб. (ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ).
Кроме того, административным законодательством предусмотрена ответственность за нарушение Правил организованной перевозки групп детей автобусами.
Так, например, несоответствие водителя, осуществляющего организованную перевозку групп детей, установленным требованиям влечет наложение штрафа на водителя в размере 3 000 руб. (ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ; п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177).
Перевозка детей в ночное время с нарушением установленных требований влечет наложение штрафа на водителя в размере 5 000 руб. или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев (ч. 5 ст. 12.23 КоАП РФ; п. 11 Правил).
Управление транспортным средством при отсутствии опознавательных знаков «Ограничение скорости» и «Перевозка детей» при организованной перевозке групп детей влечет предупреждение или штраф в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ; пп. 7.15(1) п. 7 Приложения к Основным положениям, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090; п. 8 Основных положений, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090).
В случае совершения водителем деяния, одновременно содержащего составы двух и более административных правонарушений, ответственность водителя наступит по статье, предусматривающей более строгое наказание (ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ).
2. Использование водоотводных сооружений автомобильной дороги для стока или сброса вод; выполнение в границах полосы отвода автомобильной дороги, в том числе на проезжей части автомобильной дороги, работ, связанных с применением горючих веществ, а также веществ, которые могут оказать воздействие на уменьшение сцепления колес транспортных средств с дорожным покрытием; выполнение в границах полосы отвода автомобильной дороги работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, размещением объектов дорожного сервиса; размещение в границах полосы отвода автомобильной дороги зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги и не относящихся к объектам дорожного сервиса; установка в границах полосы отвода автомобильной дороги рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам Российской Федерации о безопасности дорожного движения, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности, прокладка, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги без заключения договора с владельцем автомобильной дороги, с нарушением такого договора или без согласования с владельцем автомобильной дороги планируемого размещения указанных инженерных коммуникаций; строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений автомобильных дорог с другими автомобильными дорогами и примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, прокладка, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах придорожных полос автомобильной дороги, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах придорожных полос автомобильной дороги без согласования с владельцем автомобильной дороги или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению —