Налоговый кодекс ст 172

1. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 2.1, 3, 6 — 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов. В случае создания налогоплательщиком нематериальных активов (собственными силами и (или) с привлечением третьих лиц) вычеты сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации либо фактически уплаченных им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для создания таких нематериальных активов, в том числе сумм налога, предъявленных налогоплательщику по договорам на создание нематериальных активов, производятся после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При приобретении за иностранную валюту товаров (работ, услуг), имущественных прав иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или в условных денежных единицах, налоговые вычеты, произведенные в порядке, предусмотренном настоящей главой, при последующей оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав не корректируются. Разницы в сумме налога, возникающие у покупателя при последующей оплате, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса или в составе внереализационных расходов в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса.

1.1. Налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 настоящего Кодекса, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

При получении счета-фактуры покупателем от продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до установленного статьей 174 настоящего Кодекса срока представления налоговой декларации за указанный налоговый период покупатель вправе принять к вычету сумму налога в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с того налогового периода, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. Утратил силу с 1 января 2009 г.

3. Вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 — 8 статьи 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 настоящего Кодекса.

Вычеты сумм налога, указанных в пункте 10 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0 процентов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса, при наличии на этот момент документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Положения настоящего пункта не распространяются на налогоплательщиков, отказавшихся от применения налоговой ставки, указанной в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в порядке, установленном пунктом 7 статьи 164 настоящего Кодекса, а также на операции по реализации товаров, указанных в подпункте 1 (за исключением сырьевых товаров) и подпункте 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса.

4. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 5 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа.

5. Вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 настоящей статьи.

Вычеты сумм налога, указанных в абзаце третьем пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на момент определения налоговой базы, установленный пунктом 10 статьи 167 настоящего Кодекса.

В случае реорганизации организации вычет указанных в абзаце третьем пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса сумм налога, которые не были приняты реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету до момента завершения реорганизации, производится правопреемником (правопреемниками) по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного реорганизованной (реорганизуемой) организацией при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса.

6. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 8 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий).

Вычеты сумм налога, исчисленных с оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 и пунктами 2 — 4 статьи 155 настоящего Кодекса, производятся с даты передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного в соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 154 настоящего Кодекса.

7. При определении момента определения налоговой базы в порядке, предусмотренном пунктом 13 статьи 167 настоящего Кодекса, вычеты сумм налога осуществляются в момент определения налоговой базы.

8. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 11 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся после принятия на учет имущества, в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав, полученных в качестве оплаты вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд).

9. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 12 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм.

10. Вычеты суммы разницы, указанной в пункте 13 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном пунктами 5.2 и 6 статьи 169 настоящего Кодекса, при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, но не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.

11. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 4.1 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на основании документа (чека) для компенсации суммы налога при наличии на нем отметки таможенного органа Российской Федерации, подтверждающей вывоз товаров физическим лицом — гражданином иностранного государства, указанным в пункте 1 статьи 169.1 настоящего Кодекса, за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (за исключением вывоза товаров через территории государств — членов Евразийского экономического союза) через пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, и при условии, что указанному физическому лицу была осуществлена компенсация суммы налога.

При полном или частичном неподтверждении таможенным органом Российской Федерации факта вывоза товаров физическим лицом — гражданином иностранного государства, указанным в пункте 1 статьи 169.1 настоящего Кодекса, за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (за исключением вывоза товаров через территории государств — членов Евразийского экономического союза) через пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации вычеты сумм налога производятся только в отношении товаров, фактический вывоз которых подтвержден таможенным органом Российской Федерации.

Вычеты сумм налога производятся в пределах одного года с даты компенсации суммы налога физическому лицу — гражданину иностранного государства, указанному в пункте 1 статьи 169.1 настоящего Кодекса.

Ошибки в документах (чеках) для компенсации суммы налога, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать налогоплательщика — организацию розничной торговли, иностранное государство, уполномоченным органом которого выдан паспорт физическому лицу — гражданину иностранного государства, указанному в пункте 1 статьи 169.1 настоящего Кодекса, наименование реализованных товаров, а также сумму налога, исчисленную организацией розничной торговли по реализованным товарам, не являются основанием для отказа в принятии к вычету суммы налога.

Комментарий к Ст. 172 НК РФ

Комментируемая ст. 172 НК РФ посвящена порядку применения налоговых вычетов по НДС.

Налоговые вычеты представляют собой уменьшение суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым операциям, на суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг) или уплаченные налогоплательщиками по иным основаниям (с авансов, штрафов и т.д.).

Налоговые вычеты у покупателя товаров (работ, услуг), а также имущественных прав возникают в двух случаях:

1) при перечислении аванса (предварительной оплаты).

Согласно п. 12 ст. 171 НК РФ вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы предварительной оплаты (аванса) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав. В этом случае согласно нормам ст. 168 НК РФ, продавец товаров (работ, услуг) не позднее пяти календарных дней со дня получения аванса выставляет счета-фактуры. Налоговые ставки при этом должны соответствовать 18/118 или 10/110.

Для того чтобы воспользоваться правом на применение налоговых вычетов по суммам предварительной оплаты, необходимо наличие следующих документов:

надлежаще оформленных счетов-фактур, выставленных продавцом при получении аванса

(предоплаты); подтверждающих факт оплаты документов (платежных поручений); условия в договоре, что расчеты будут производиться с предварительной оплатой.

В случае невыполнения одного из перечисленных условий, воспользоваться налоговым вычетом при перечислении предварительной оплаты налогоплательщик не имеет права. После того как товар будет передан покупателю и полностью оприходован согласно нормам ст. 170 НК РФ, ранее возмещенные суммы налога, исчисленные с сумм перечисленных авансов, подлежат восстановлению и уплате в бюджет. Восстановление сумм налога с аванса производится покупателем в том налоговом периоде, в котором эти же суммы налога по оприходованным товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат вычету.

Восстановление сумм налога с аванса также происходит в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты, полученных налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету в момент осуществления предварительной оплаты; 2) при оприходовании товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Воспользоваться налоговым вычетом можно только по тем товарам (работам, услугам), которые были приобретены для последующей перепродажи или для осуществления операций, облагаемых НДС. Данная норма установлена п. 2 ст. 171 НК РФ. Даже если товар приобретается для осуществления операций, облагаемых НДС, этого недостаточно, чтобы получить налоговый вычет. Согласно п. 2 ст. 171 и п. п. 1 — 2 ст. 172 НК РФ для получения налогового вычета необходимо выполнить установленные требования.

1. Должен быть доказан факт предъявления НДС. К подтверждающим документам можно отнести договор либо иные документы, на основании которых сумма НДС подлежит уплате. В зависимости от условий поставки товара выделяют несколько условий использования налогового вычета.

Если товар (работы, услуги) приобретался на территории РФ путем осуществления денежных расчетов, суммы налога подлежат вычету, если они были предъявлены налогоплательщику. Данный способ расчетов является самым распространенным. Подтвердить факт предъявления НДС можно большим количеством документов: счетом-фактурой, актом приемки, счетами, актами сверки и т.д. Стоит отметить, что наличие счета-фактуры является самостоятельным условием принятия НДС к вычету. В случае когда счета-фактуры предъявляются с какими-либо ошибками, при рассмотрении спора о наличии НДС в цене будут учитываться иные перечисленные документы.

Если товар ввозился на таможенную территорию РФ в таможенном режиме, то подтвердить факт предъявления НДС можно только в том случае, если сумма НДС уплачена при ввозе, при этом сам факт уплаты для целей возмещения НДС не имеет значения. Это — условие принятия НДС к вычету только в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории или при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ без таможенного контроля и таможенного оформления.

2. Обязательным условием для возмещения сумм НДС является наличие счетов-фактур. В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав. Данное требование не распространяется на такие случаи, когда иное не предусмотрено законодательством. Так, например, наличие счетов-фактур не обязательно при удержании налога налоговыми агентами и т.д. Таким образом, только при фактическом наличии счетов-фактур сумма НДС может быть принята к вычету.

Обратите внимание, что Письмом от 21 октября 2013 г. N ММВ-20-3/96@ ФНС России выпустила разработанную на основе счета-фактуры форму универсального передаточного документа (далее — УПД).

Данная форма может быть использована хозяйствующими субъектами для оформления наиболее распространенных фактов хозяйственной жизни, в том числе для оформления сдачи-приемки услуг. Применение формы УПД носит рекомендательный характер. Неприменение данной формы для оформления фактов хозяйственной жизни не может быть основанием для отказа в учете этих фактов хозяйственной жизни в целях налогообложения.

ФНС России в Письме от 21 октября 2013 г. N ММВ-20-3/96@ указала, что заполнение всех реквизитов УПД, установленных в качестве обязательных для первичных документов ст. 9 Закона N 402-ФЗ и для счетов-фактур — ст. 169 НК РФ, позволяет использовать его одновременно и в целях исчисления налога на прибыль и расчетов с бюджетом по НДС.

3. Деятельность, для которой приобретается товар (работы, услуги), должна являться налогооблагаемой. В данном случае речь идет о следующих операциях:

производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализация которых влечет уплату НДС, в

том числе при безвозмездной передаче;

передаче на территории РФ товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд,

расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; перепродаже приобретенных товаров (работ, услуг), подлежащая налогообложению.

4. Приобретаемые товары (работы, услуги) должны быть приняты на учет с соответствующим оформлением первичной документации. В связи с этим согласно абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные либо фактически уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов. При этом вычеты сумм НДС, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию РФ основных средств, в том числе оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, в том числе оборудования к установке, и (или) нематериальных активов.

Стоит отметить, что право на вычет возникает только при наличии всех четырех условий.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. ст. 172 НК РФ была дополнена новым пунктом — п. 1.1 ст. 172 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации»).

Согласно положениям нового п. 1.1 ст. 172 НК РФ предусматривается, что налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах 3 лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

При получении счета-фактуры покупателем от продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до установленного ст. 174 НК РФ срока представления налоговой декларации за указанный налоговый период покупатель вправе принять к вычету сумму налога в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с того налогового периода, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ.

Будет имущество использоваться в деятельности, облагаемой НДС, или не будет? Может или не может? От этого зависит получение налогового вычета.

Как правило, налоговики полагают, что «скорее, нет», а налогоплательщики – «скорее, да». Противостояние разрешается в судах. Разберем для примера показательное Постановление АС УО от 30.05.2017 № Ф09-2375/17 по делу № А60-35785/2016. Очень уж интересный объект рассматривался – мост.

Частный мост.

Сделал – отдай?

Все как‑то привыкли, что дороги и мосты в нашей стране принадлежат государству. Возможно, именно поэтому налоговики решили, что мост, построенный обществом (выполненные строительно-монтажные работы приняты к учету на счете 08 «Капитальные вложения»), в принципе не может быть использован в деятельности, облагаемой НДС.

Судя по косвенным признакам, налоговики предполагали, что мост будет безвозмездно передан в пользу государства, то есть в отношении моста действует пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ, в котором говорится об операциях, не признаваемых объектом налогообложения.

А раз это так, то «входной» НДС, относящийся к строительству моста, никак не может быть предъявлен к вычету.

На это компания напомнила налоговикам о существовании п. 12 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257‑ФЗ. Там говорится, что к собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные ими за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках. Поэтому к рассматриваемому случаю положения пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ не относятся.

На момент рассмотрения дела в суде передавать мост органам государственной власти компания-владелец не собиралась. Напротив, было решено использовать объект именно в облагаемой НДС деятельности.

Все в порядке, кроме одного…

Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные в ней налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, работ, услуг, а также имущественных прав на территории РФ или уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в соответствующих таможенных режимах, приобретаемых для операций, признаваемых объектами обложения НДС, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ.

В силу ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, установленные в ст. 171 НК РФ, производятся на основании:

  • счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  • документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
  • документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами;
  • иных документов в случаях, определенных в п. 3, 6 – 8 ст. 171 НК РФ.
  • Вычетам подлежат, как правило, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, работ, услуг, имущественных прав после принятия их на учет при наличии соответствующих первичных документов.

Основанием для применения налоговых вычетов в силу ст. 169 НК РФ являются счета-фактуры, оформленные в установленном порядке.

Согласно Определению КС РФ от 15.02.2005 № 93‑О буквальный смысл п. 1 ст. 172 НК РФ позволяет сделать однозначный вывод, что обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике-покупателе, так как именно он заинтересован в получении налогового вычета.

Однако компания вправе применить налоговые вычеты по НДС при соблюдении всех предусмотренных налоговым законодательством условий:

  • принятие к учету товаров, работ, услуг, приобретенных для операций, облагаемых НДС;
  • наличие счетов-фактур, оформленных в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ.

Представление компанией налоговикам всех надлежащим образом оформленных документов в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения (если только налоговики не докажут, что сведения, содержащиеся в этих документах, не соответствуют действительности, – п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).

Как убедился суд, с документами у компании – владельца моста все в порядке.

Осталась единственная загвоздка: налоговики считают, что мост невозможно использовать в облагаемой НДС деятельности.

Еще как можно!

Налоговики настаивали, что организация платного проезда по мосту невозможна.

Тогда компания указала на другие возможности монетизации своих прав на владение объектом:

  • сдача моста в аренду железной дороге;
  • сдача моста в аренду иной организации для его последующей эксплуатации за счет бюджетных субсидий;
  • использование конструкций и пролетов моста для наружной рекламы;
  • установка информационных стендов;
  • размещение точек обслуживания автомобилей и прочих объектов дорожной инфраструктуры на платной основе.

Мост имеет единую функциональную цель и предназначен для перевозки грузов по железной дороге и обеспечения круглогодичной автомобильной связи между населенными пунктами, находящимися на противоположных берегах реки. (Об этом сказано в заключении Главгосэкспертизы, представленном компанией.)

Суд пояснил, что согласно ст. 133.1 ГК РФ мост может быть зарегистрирован как единый недвижимый комплекс. В силу ст. 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, ее повреждения или изменения назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части. Это значит, что, если компании не удастся реализовать план по взиманию платы за проезд машин по мосту, она вполне способна взимать плату за проезд поездов. И мост‑то при этом тот же самый!

Частное владение железнодорожным мостом не противоречит приложению 1 к Решению Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 710 и федеральным законам от 10.01.2003 № 18‑ФЗ (ст. 3) и № 17‑ФЗ (ст. 2).

«Жених не будущий, но потенциальный».

Судьи напомнили, что в ст. 172 НК РФ в качестве одного из условий применения налоговых вычетов называется приобретение товаров для операций, признаваемых объектом обложения НДС.

При этом гл. 21 НК РФ не связывает право на получение вычетов с моментом дальнейшей реализации или использования товаров.

По смыслу положений ст. 171, 172 НК РФ право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по приобретенным товарам, работам, услугам не ставится в зависимость от их использования для налогооблагаемой деятельности именно в периоде их приобретения, равно как и от начала использования товаров, работ, услуг в такой деятельности.

Мост представляет собой самостоятельный объект основных средств, который в силу своего назначения может использоваться в предпринимательской деятельности и являться источником получения прибыли при оказании возмездных услуг, то есть участвовать в операциях, облагаемых НДС. Соответственно, определяющими моментами в данном случае служат назначение приобретенных товаров, работ, услуг и потенциальная возможность их использования в облагаемой НДС деятельности.

Решение вопроса о возможности принятия налогоплательщиком к вычетам сумм НДС, уплаченных их поставщикам, не может быть обусловлено намерениями налогоплательщика об использовании товаров или результатов работ или услуг в облагаемой или не облагаемой НДС деятельности. Временное неиспользование моста в облагаемой НДС деятельности не означает отсутствие такой возможности в дальнейшем.

Так что препятствий к возмещению «входного» НДС, относящегося к использованию моста, суд не видит.

Частная инфраструктура.

На стороне налогоплательщиков, например, в похожей ситуации оказались и судьи Уральского округа в Постановлении от 11.11.2016 № Ф09-9885/16 по делу № А60-61701/2015.

Компания построила коттеджный поселок, но его инфраструктуру оставила в своей собственности.

Налоговики отказали в вычетах «входного» НДС, относящегося к постройке этой инфраструктуры. И одним из аргументов было то, что у компании-застройщика нет ни сил, ни средств, чтобы самостоятельно эксплуатировать инженерную инфраструктуру. Следовательно, она должна будет передать ее в ведение местных властей. Значит, возмещение «входного» НДС невозможно на основании пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ. (Какой знакомый аргумент, не правда ли?)

Судьи же посчитали, что данная инфраструктура представляет собой самостоятельный объект основных средств, который в силу своего назначения может использоваться в предпринимательской деятельности и участвовать в операциях, облагаемых НДС.

Работы по созданию инфраструктуры были выполнены с целью обеспечения возможности технологического присоединения домов к сетям инженерно-технического обеспечения и не могут быть признаны работами по строительству жилых домов.

Инфраструктура не была передана местным органам власти.

Решение вопроса о возможности принятия налогоплательщиком к вычетам сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров, работ, услуг, не может быть обусловлено его намерениями и планами об использовании товаров или результатов работ или услуг в облагаемой или не облагаемой НДС деятельности.

Право на применение налоговых вычетов должно определяться объективными, а не субъективными критериями.

Иначе говоря, если заранее точно нельзя сказать, будут ли товары, работы или услуги использоваться в облагаемых или не облагаемых НДС операциях, относящийся к ним «входной» НДС (при наличии всех остальных формальных оснований) предъявить к вычету можно. И только если товары, работы или услуги действительно будут задействованы в не облагаемых НДС операциях по факту, «входной» НДС придется восстановить.

На стороне закона.

Судьи и раньше не одобряли желания налоговиков «предвосхитить» действия налогоплательщиков для того, чтобы отказать им в вычетах.

То, что для правомерности вычета важны именно цель приобретения товаров, их предназначение для использования в облагаемых НДС операциях, было сказано еще, например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.05.2007 № 485/07. (Десять лет прошло, а споры так и идут.)

Временное неиспользование товаров в облагаемой НДС деятельности по каким‑либо причинам не может являться основанием для отказа в применении налогового вычета – см., в частности, Постановление ФАС УО от 08.10.2013 № Ф09-10579/13 по делу № А60-47421/2012.

Этот же суд в Постановлении от 22.11.2012 № Ф09-11393/12 по делу № А07-4183/2012 и ФАС МО в Постановлении от 07.12.2011 по делу № А40-54399/10‑114‑301 также решили, что для получения вычета главное – цель приобретения товаров, работ или услуг. Если их можно использовать в деятельности, облагаемой НДС, то при соблюдении всех формальных условий для применения вычета по НДС, прописанных в НК РФ, вычет должен быть предоставлен, если того требует налогоплательщик. Если же товары, работы или услуги будут фактически использованы в не облагаемых НДС операциях, то уже налоговики имеют право требовать восстановить ранее правомерно принятый к вычету «входной» НДС.

Мотивы налоговиков вполне понятны: гораздо легче и проще не предоставлять вычет и не выплачивать деньги из бюджета с самого начала, чем выбивать их потом из налогоплательщика, с которого, возможно, просто нечего будет взять.

Но закон не на их стороне.

НДС: проблемы и решения, №3, 2018 год

1. При определении налоговой базы налога на прибыль за налоговый период затраты и внереализационные расходы по видам работ, услуг, имущественных прав и по иным обязательствам, указанным в подпункте 2.3 пункта 2 настоящей статьи (далее в настоящей статье – работы (услуги)), учитываются белорусской организацией исходя из сумм фактически понесенных затрат и внереализационных расходов, если их размер не превышает сумм, рассчитанных в соответствии с положениями настоящей статьи (далее в настоящей главе – сумма предельных затрат). Сумма предельных затрат подлежит определению, если на последний день налогового периода у белорусской организации имеется контролируемая задолженность, сумма которой в три и более раза (для белорусской организации, производящей в налоговом периоде подакцизные товары, – более, чем в один раз) превышает величину ее собственного капитала.

Величина собственного капитала подлежит определению по данным бухгалтерского учета на последний день налогового периода и (или) на дату составления ликвидационного баланса (акта проверки, в ходе которой были установлены обстоятельства, являющиеся основанием для ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа) (далее в настоящей статье – последний день налогового периода).

Если величина собственного капитала отрицательная или равна нулю (0), белорусская организация не вправе учитывать затраты и внереализационные расходы по контролируемой задолженности при определении налоговой базы налога на прибыль.

2. Для целей настоящей главы:

2.1. под контролируемой задолженностью белорусской организации понимается задолженность по работам (услугам) перед:

учредителем (участником) белорусской организации, владеющим на последний день соответствующего налогового периода прямо и (или) косвенно не менее чем 20 процентами акций (паев, долей в уставном фонде) этой организации (далее в настоящей статье – учредитель (участник)), и иным ее взаимозависимым лицом;

взаимозависимым лицом учредителя (участника) белорусской организации;

иным лицом, которому учредитель (участник) белорусской организации или его взаимозависимое лицо гарантировали (обязались) погасить задолженность белорусской организации по работам (услугам).

Контролируемой задолженностью белорусской организации не является долговое обязательство перед банком, не признаваемым ее взаимозависимым лицом;

2.2. под собственным капиталом белорусской организации понимается разница между суммой активов и суммой всех обязательств без учета суммы обязательств по налогам, сборам (пошлинам), обязательным страховым взносам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, а также суммы налогов, сборов (пошлин) и пеней, по которым предоставлены отсрочка и (или) рассрочка уплаты, суммы бюджетных займов;

2.3. сумма контролируемой задолженности определяется как совокупность сумм задолженностей перед всеми лицами, указанными в подпункте 2.1 настоящего пункта, по следующим видам работ (услуг):

заемным средствам по кредитам, займам (за исключением коммерческих займов) без учета суммы задолженности по процентам по ним;

инжиниринговым услугам, маркетинговым услугам, консультационным услугам, услугам по предоставлению информации, управленческим услугам, посредническим услугам, услугам по поиску и (или) подбору персонала, найму персонала, предоставлению персонала для осуществления деятельности, вознаграждению за передачу (предоставление) имущественных прав в отношении объектов права промышленной собственности;

неустойкам (штрафам, пеням), суммам, подлежащим уплате в результате применения иных мер ответственности, включая возмещение убытков, за нарушение договорных обязательств.

При этом сумма контролируемой задолженности:

включает суммы стоимостных показателей каждой хозяйственной операции, в результате которой возникает задолженность, а также суммы задолженности, не погашенной на начало соответствующего налогового периода;

включает суммы курсовых разниц, возникающих при переоценке обязательств в иностранной валюте, по сумме контролируемой задолженности;

2.4. коэффициент капитализации рассчитывается по формуле:

К = (Кз / Ск) – для белорусских организаций, производящих подакцизные товары в налоговом периоде,

К = (Кз / Ск) / 3 – для иных белорусских организаций,

где: Кз – контролируемая задолженность в налоговом периоде перед всеми лицами, указанными в подпункте 2.1 настоящего пункта;

Ск – собственный капитал белорусской организации;

2.5. для целей настоящей статьи к подакцизным товарам относятся товары, подлежащие маркировке акцизными марками Республики Беларусь, пиво, пивной коктейль, слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов (слабоалкогольные натуральные напитки, иные слабоалкогольные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов.

3. Суммы предельных затрат определяются путем деления подпадающих под действие статей 169, 170 и 175 настоящего Кодекса сумм затрат и внереализационных расходов, указанных в абзацах третьем и четвертом части первой подпункта 2.3 пункта 2 настоящей статьи, по которым возникла контролируемая задолженность, и процентов за пользование заемными средствами, по которым возникла контролируемая задолженность, на коэффициент капитализации.

4. Правила, установленные настоящей статьей, не применяются банками, страховыми организациями и организациями, у которых сумма арендной платы (лизинговых платежей), полученная (причитающаяся к получению) в налоговом периоде, по состоянию на последний день налогового периода превышает 50 процентов общей выручки организации от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и доходов от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) имущества.

Налоговый кодекс ст 172

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *