Налоговые выплаты

Что дает ВНЖ


Статус наделяет мигранта большими преимуществами. В своих возможностях он практически сравнивается с гражданином, из весомых привилегий не имея, пожалуй, только права голоса (учитываются выборы регионального и федерального уровня). Перечислим, что дает ВНЖ в России:

  • право длительного проживания (при условии ежегодного посещения УВМ для продления статуса);
  • возможность выезжать и возвращаться в страну неограниченное количество раз (при условии, что иностранец будет проводить за рубежом не дольше 6 месяцев за год);
  • право пользоваться всеми социальными благами гражданина;
  • разрешение работать или учиться в стране.

После получения ВНЖ в России человек не утрачивает гражданства своей страны.

Кто может получить

Данным правом обладают все иностранцы при условии нахождения в России в течение года на основе полученного в рамках квоты разрешения на временное пребывание. Требование оформлять РВП не обязательно для ряда категорий, среди них:

  • те, кто прежде отказался от гражданства РФ;
  • русскоязычные иностранцы;
  • соискатели политического убежища и беженцы;
  • высококвалифицированные специалисты;
  • участники Госпрограммы возвращения соотечественников;
  • граждане Беларуси и Киргизии.

Указанные лица вправе обращаться в ГУВМ за ВНЖ непосредственно после пересечения границы.

В чем разница между резидентом и нерезидентом

Поскольку оба понятия больше относятся к налоговому и финансовому законодательству, разница выражается именно в деньгах.

  1. Налоговый нерезидент обязан отдавать 30% доходов в государственную казну. Резидент платит привычные 13% (п. 1, 3 ст. 224 НК РФ).
  2. Финансовые резиденты имеют полное право открывать вклады в иностранной валюте на территории РФ и выполнять иные банковские операции. На нерезидентов накладываются существенные ограничения.

Как видно, вопрос, является ли человек с видом на жительство резидентом, довольно запутан. Разберемся в том, кому и когда предоставляется рассматриваемый статус.

В каких случаях человек получает статус резидента

Действующих в 2019 г. оснований не так мало. Помимо вида на жительство, на наличие статуса резидента влияют и иные факторы.

  1. Таковыми считаются все граждане РФ, кроме россиян, проживающих за рубежом более года с ВНЖ, на основании трудоустройства или в целях обучения.
  2. Иностранцы, находящиеся в РФ дольше 183 суток в течение года, также становятся резидентами и платят НДФЛ 13%.
  3. Финансовыми резидентами — иностранцами являются только лица с действующим ВНЖ.
  4. Если выйти за рамки физических лиц, то резидентами будут признаны все юридические лица (компании), оформленные в рамках российских законодательных требований на территории РФ, а также их зарубежные филиалы и иные подразделения.
  5. Аналогичным статусом обладают дипломатические органы РФ по всему миру.

Для резидентов и нерезидентов в России действуют разные условия открытия и обслуживания банковских счетов, осуществления валютных операций, получения/отправки денежных переводов, многих других банковских операций и не только.

Права нерезидента

На лиц с этим статусом не накладывается практически никаких преград. Единственное, им будет ограничена возможность выполнения валютных операций с российскими банками. Таким лицам закрывается ипотечное кредитование. Однако нерезиденты с видом на жительство также могут пользоваться всеми благами статуса, включая правом на социальные дотации, медицинское обслуживание и учебу для детей.

Расчет времени пребывания в России

Период пребывания в Российской Федерации (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702).

Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается.

Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Продолжительность таких поездок включается в расчет 183 дней, которые необходимы для получения статуса резидента.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Цель поездки, дни которой включаются в расчет 183 дней, необходимо подтвердить документально.

Ситуация: на основании каких документов можно установить время пребывания в России, чтобы определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент) в целях расчета НДФЛ?

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств – участников Таможенного союза), при определении налогового статуса не учитываются: они не могут подтверждать продолжительность пребывания человека на территории России (письмо Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-557).

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал с Украины или из Республики Беларусь), то в качестве доказательства пребывания в России можно использовать другие документы. Например, квитанции о проживании в гостинице, а для работающих граждан – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для граждан, обучающихся в России, такими документами могут быть справки с места учебы, которые подтверждают фактическое посещение учебного заведения в соответствующем периоде. Следует отметить, что документы с отметкой о регистрации по местожительству не могут использоваться в качестве подтверждения налогового статуса – сами по себе они не позволяют установить фактическую продолжительность пребывания в России. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, от 27 июня 2012 г. № 03-04-05/6-782, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Ситуация: как при определении налогового статуса (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ учесть дни нахождения в загранкомандировках и отпусках за рубежом?

Когда человек выезжает за границу, он покидает территорию России.

При определении налогового статуса (лицо нерезидент или резидент) учитываются только дни фактического пребывания человека в РФ.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым нерезидентом.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

При этом в период пребывания в России (менее или более 183 дней) включается как день прибытия (въезда) в Россию, так и день отъезда (выезда) из нее. Такой порядок расчета подтверждает Минфин России в письмах от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, от 4 июля 2008 г. № 03-04-06-01/187 и от 3 июля 2008 г. № 03-04-05-01/228.

Если человек выезжает за границу, то пока он не вернется, отсчет 183 дней прерывается. Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Подтверждает данный вывод и Минфин России в письме от 26 июля 2007 г. № 03-04-06-01/268.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ. В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2015 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

Кроме того, Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

  • за границей – 184 дня (160 дн. + 24 дн.);
  • на территории России 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.

Кондратьев признается налоговым нерезидентом.

Ситуация: прерывается ли 12-месячный период при определении налогового статуса иностранца, который в связи с окончанием срока разрешения на пребывание в России выезжает из страны? В следующем году он вновь въезжает в РФ.

Нет, не прерывается.

Законодательством установлен единый порядок, по которому определяется налоговый статус человека при расчете НДФЛ для недезидентов.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым нерезидентом.

Это следует из положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 5 мая 2008 г. № 03-04-06-01/115.

Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно. При этом если НДФЛ со своего дохода человек платит самостоятельно, то 12-месячный период равен календарному году, в котором получен доход (п. 2 ст. 207, ст. 216 и 228 НК РФ). Прерывание данного срока законодательством не предусмотрено (в т. ч. по причинам, например, расторжения или повторного заключения трудового договора, выезда и обратного въезда на территорию России). В то же время количество дней пребывания человека в России (менее или более 183 дней) в течение 12-месячного периода прерываться может. Это подтверждают положения пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Если человек выезжал за границу для лечения или обучения (на срок не более шести месяцев), то 12-месячный период не прерывается. Продолжительность поездок включается в расчет 183 дней (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом цель поездки необходимо подтвердить документально (например, при прохождении лечения – договором с медицинским учреждением, справкой с указанием времени его проведения и копией паспорта с отметкой пограничного контроля) (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).

Если человек покидал РФ по другим причинам (в т. ч. в связи с переоформлением миграционных документов, прекращением трудового договора), то 12-месячный период, по которому определяется налоговый статус человека, также не прерывается. Однако дни пребывания за границей из расчета 183 дней нужно исключить (письмо Минфина России от 26 мая 2011 г. № 03-04-06/6-123).

Документы, подтверждающие краткосрочное пребывание за рубежом

К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение);
  • справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет.

Об этом сказано в письмах Минфина РФ от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182, ФНС России от 15 октября 2015 г. № ОА-3-17/3850 и от 20 июля 2012 г. № ОА3-13/2525.

Выезд за рубеж имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России (менее или более 183 дней). Он не прерывает течение 12-месячного периода.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Возможно, что в течение года (например, за семь месяцев) количество дней пребывания человека в России достигнет 183 дней. В этом случае он становится резидентом. И этот статус до конца года измениться уже не может. Это подтверждают письма Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

В июне 2014 года А.В. Львов получил доход от продажи автомобиля.

НДФЛ с полученной суммы Львов должен рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Чтобы узнать, какую ставку взять для расчета НДФЛ, Львов должен определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент).

Налоговым периодом по НДФЛ является год (ст. 216 НК РФ). Рассчитать и перечислить налог в бюджет Львов должен по его итогам – когда год закончится (п. 4 ст. 228 НК РФ). Поэтому свой налоговый статус Львов определил по состоянию на 1 января 2015 года (когда закончился 2014 год, в котором он получил доход от продажи автомобиля).

12 месяцев, которые предшествуют этой дате, – это период с 1 января по 31 декабря 2014 года (365 дней).

За этот период Львов покидал Россию только один раз – на 28 дней во время отпуска (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). На это время не прерывается течение 12-месячного периода, за который Львов должен определить свое время нахождения в России (более или менее 183 дней). Однако 28 дней, которые Львов отдыхал за рубежом, в расчет времени нахождения в России (более или менее 183 дней) не включаются.

Таким образом, за 12 следующих подряд месяцев 2014 года Львов провел в РФ:
365 дн. – 28 дн. = 337 дн.

Так как Львов провел в России более 183 дней (337 дн. > 183 дн.) за 12 следующих подряд месяцев 2014 года, он является налоговым резидентом России.

Ситуация: подтверждает ли вид на жительство время фактического пребывания человека в России? Фактическое время пребывания в РФ необходимо рассчитать, чтобы определить налоговый статус человека (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ

Нет, не подтверждает.

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы. Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице. Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения.

Это следует из писем Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Вид на жительство подтверждает только право иностранного гражданина (лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны. Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Таким образом, вид на жительство подтверждает право гражданина на проживание в Российской Федерации (удостоверяет его личность), но не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения человека на территории страны.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина РФ от 17 июля 2009 г. № 03-04-06-01/176, от 14 апреля 2008 г. № 03-04-05-01/108, от 26 октября 2007 г. № 03-04-06-01/362.

­НДФЛ

Доходы иностранных граждан, работаю­щих на территории РФ, облагаются ­НДФЛ. Порядок налогообложения доходов таких работников зависит от многих факторов. Например, являются ли иностранные граждане резидентами РФ, есть ли у них статус беженцев, прибыли ли они в Россию в безвизовом режиме, являются ли они гражданами стран Евразийского союза.

Новые правила для безвизовых граждан

Если иностранный гражданин прибывает в Россию в безвизовом режиме (например, с территории Украины), то с этого года для получения возможности трудоустройства на территории нашей страны ему необходимо получить патент (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ). Обратите внимание: гражданам Белоруссии, Казахстана и Армении не нужно получать патент для работы в России (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

За период действия патента безвизовые иностранцы уплачивают фиксированные авансовые платежи по ­НДФЛ. Сумма платежа установлена в размере 1200 руб. в месяц. Она индексируется на коэффициент-дефлятор, а также на региональный коэффициент, устанавливаемый на соответствующий календарной год субъектами РФ. Напомним, что коэффициент-дефлятор на 2015 г. равен 1,307 (приказ Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685). Такие правила установлены в ст. 227.1 НК РФ.

В случае заключения с иностранным гражданином трудового договора организация признается налоговым агентом по ­НДФЛ. То есть компания в любом случае должна исчислить, удержать из доходов работника сумму ­НДФЛ. В отношении безвизовых иностранных работников ст. 226 НК РФ устанавливает особые правила. Так, согласно п. 2 ст. 226 НК РФ в таком случае сумма налога уменьшается на сумму фиксированных авансовых платежей по ­НДФЛ, которую иностранец перечислил самостоятельно в бюджет. Для этого у работодателя должно быть соответствующее заявление от работника и до­кумен­ты, подтверждающие уплату фиксированных авансовых платежей.

Кроме того, налоговому агенту необходимо получить из налоговой инспекции уведомление о подтверждении права на уменьшение исчисленной суммы ­НДФЛ. Сделать это можно, подав в инспекцию заявление на получение уведомления. Обратите внимание: письмом ФНС России от 19.02.2015 № БС-4-11/2622 налоговые органы направили для использования в работе рекомендованные формы заявления и уведомления.

Резидент — нерезидент

Основная ставка ­НДФЛ для налоговых резидентов в силу ст. 224 НК РФ равна 13%, а для нерезидентов — 30%. Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в России в совокупности не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом требований о непрерывности течения указанного срока в Налоговом кодексе нет.

Подсчет указанных 183 дней производится налоговыми агентами — организациями, которые заключили договоры с иностранными работниками, на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, определяемую в соответствии с положениями ст. 223 НК РФ.

В письме от 22.10.2014 № ОА-3-17/3584 специалисты ФНС России отметили, что для исчисления сумм ­НДФЛ при каждой выплате доходов иностранному работнику налоговый агент должен принимать во внимание количество дней пребывания иностранца в РФ на дату фактического получения дохода за 12-месячный период, предшествующий этой дате. Датой фактического получения дохода в виде зарплаты признается последний день календарного месяца, за который она выплачивается (п. 2 ст. 223 НК РФ).

Таким образом, при определении размера налоговой ставки в отношении заработной платы, например, за май 2015 г., принимается совокупное количество дней пребывания физического лица в РФ за период с 1 июня 2014 г. по 31 мая 2015 г.

Тонкости перерасчета

Налоговый агент рассчитывает сумму ­НДФЛ ежемесячно нарастающим итогом с начала года применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Такой порядок установлен п. 3 ст. 226 НК РФ. А как применять эту норму Кодекса, когда в течение налогового периода (календарного года) статус работника меняется с нерезидента на резидента?

Ответ на этот вопрос содержится в письме Минфина России от 01.09.2011 № 03-04-06/6-195. Финансисты указали следующее. Если в течение налогового периода работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (то есть физическое лицо находится в РФ более 183 дней в текущем налоговом периоде), все суммы вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала налогового периода, подлежат налогообложению по ставке 13%. Следовательно, начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в Российской Федерации в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы налога, удержанные по ставке 30%, подлежат зачету при определении налоговой базы нарастающим итогом.

Как видите, из разъяснений Минфина России следует, что перерасчет ранее удержанного ­НДФЛ в связи с изменением налогового статуса работника производится на дату, после которой налоговый статус работника за текущий налоговый период уже не изменится.

Пример 1

Иностранный работник прибыл в Россию 1 октября 2014 г. и продолжал работать до конца 2015 г.

183 дня пребывания в России, необходимые для установления налогового резидентства, истекли для него 1 апреля 2015 г. То есть с апреля 2015 г. его доходы облагаются по ставке 13%. Однако, исходя из позиции Минфина России, на эту дату перерасчет делать еще рано. Ведь налоговый агент пока не знает, сколько дней иностранный работник будет находиться на территории РФ в 2015 г.

Перерасчет можно будет произвести только в июле 2015 г., так как 2 ­июля 2015 г. истекут 183 дня нахождения работника в России в 2015 г. С этого момента налоговый агент должен пересчитать иностранцу ­НДФЛ по ставке 13% с начала 2015 г.

Обратите внимание: в п. 1.1 ст. 231 НК РФ сказано, что возврат суммы ­НДФЛ налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогам налогового перио­да в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговиками при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, в порядке, установленном в ст. 78 НК РФ. Но это не означает, что работодатель должен отправить иностранного работника в налоговую инспекцию за возвратом налога. В письме от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1301 специалисты Минфина России сообщили, что в этом случае налоговые агенты — работодатели должны руководствоваться все-таки п. 3 ст. 226 НК РФ.

Таким образом, иностранный работник обратится в налоговую инспекцию только в том случае, если по итогам года сумма налога, удержанная по ставке 30%, окажется больше суммы налога, исчисленной по ставке 13%.

Особый статус

В письме ФНС России от 06.03.2015 № БС-4-11/3628 налоговики рассказали о некоторых тонкостях налогообложения доходов беженцев. Понятие «беженец» содержится в подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.93 № 4528-1 «О беженцах» (далее — Закон № 4528-1). Беженцем на территории РФ признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлеж­ности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Если российские влас­ти признают человека беженцем, ему выдается соответствующее удостоверение. Этот статус теряется, когда беженец получает разрешение на проживание в России или гражданство РФ, либо уезжает из России (ст. 9 Закона № 4528-1).

Федеральный закон от 04.10.2014 № 285-ФЗ внес изменения в п. 3 ст. 224 НК РФ. Согласно им ставка ­НДФЛ от осуществления трудовой деятельнос­ти иностранными гражданами, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с законом о беженцах, устанавливается в размере 13% вне зависимости от наличия налогового резидентства РФ.

Обратите внимание: такой порядок налогообложения относится к доходам только от трудовой деятельности. Если беженец получает еще какие-то доходы и при этом не является налоговым резидентом России, ему придется платить ­НДФЛ по ставке 30%.

Беженец, получивший вид на жительство в РФ, с одной стороны, получает право на проживание и работу в России, но, с другой стороны, если он не имеет необходимых для налогового статуса резидента 183 дней, то с момента получения вида на жительство тут же лишается права на ставку ­НДФЛ в размере 13%. Работодатель при получении работником статуса беженца удерживает ­НДФЛ по ставке 13%, а после того, как работник получит вид на жительство, — по ставке 30%. Такой вывод следует из письма ФНС России от 06.03.2015 № БС-4-11/3628.

Пример 2

Украинский гражданин получил статус беженца 13 января 2015 г. На следующий день он устроился на работу. 13 мая 2015 г. беженец получил вид на жительство в РФ.

За январь — апрель 2015 г. работник получил доход от своей трудовой деятельности в размере 123 300 руб., с которых был удержан ­НДФЛ по ставке 13%. Сумма налога составила 16 029 руб.

Так как беженец в 2015 г. до момента получения вида на жительство пробыл в России только 120 дней, то он не является налоговым резидентом РФ. Следовательно, после получения вида на жительства он потерял статус беженца и право на ставку 13%. Поэтому налоговый агент должен дополнительно удержать с него ­НДФЛ в размере 20 961 руб. .

Обратите внимание: если бывший беженец продолжит жить и работать в России в 2015 г., то уже в этом году он приобретет статус налогового резидента РФ, и работодателю как налоговому агенту придется опять пересчитать ­НДФЛ с доходов работника по ставке 13%.

Льгота для союзников

С 1 января 2015 г. вступил в силу До­говор о Евразийском экономическом ­союзе от 29.05.2014 (далее — Договор). Его подписали четыре страны — Россия, Респуб­лика Беларусь, Республика Казахстан и Армения. Статья 73 Договора предусмат­ривает особый порядок обложения доходов, полученных гражданами указанных стран от работы по найму. В частности, доходы граждан Белоруссии, Казахстана и Армении от трудовой деятельности на территории РФ облагаются по ставкам, предусмотренным для налоговых резидентов РФ, то есть по ставке 13%, с первого дня их работы в России.

Правомерность использования данной ставки подтвердили специалисты Минфина России и ФНС России (письмо Минфина России от 27.01.2015 № 03-04-07/2703, доведенное до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 03.02.2015 № БС-4-11/1561).

Страховые взносы

Сразу скажем, что порядок обложения страховыми взносами доходов иностранных граждан, временно проживаю­щих в России, ничем не отличается от правил, предусмотренных для обычных российских граждан. Дело в том, что иностранные работники, временно проживающие на территории РФ и работающие по трудовым договорам, подлежат обязательному страхованию наравне с гражданами Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № ­255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ), п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ) и ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 326-ФЗ)).

Трудности возникают при обложении страховыми взносами на обязательное социальное и пенсионное страхование доходов иностранных граждан, временно пребывающих в РФ. Обратите внимание: иностранные граждане, временно пребывающие в России, на основании ст. 10 Закона № 326-ФЗ не подлежат обязательному медицинскому страхованию.

ФСС России

Стандартный тариф страховых взносов в ФСС России равен 2,9%. В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), с 1 января 2015 г. применяется страховой тариф в размере 1,8% (подп. 2.1 ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Обратите внимание: иностранные граждане, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. Основание — п. 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ.

Пенсионный фонд

Согласно п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ застрахованными лицами являются в том числе иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории РФ.

Для временно пребывающих в России иностранных граждан работодатели должны уплачивать страховые взносы по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой пенсии, независимо от года рождения указанных иностранцев. Об этом сказано в ч. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ. Страховые взносы в ПФР с оплаты труда иностранных работников начисляются в размере 22%, пока сумма выплат не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов. После достижения этой величины ставка в отношении суммы превышения становится равной 10% (ч. 2 ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ). В 2015 г. эта предельная величина равна 670 000 руб. (постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316).

Если у иностранного работника нет страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, то работодателю придется его оформить (ст. 15 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Страхование от несчастных случаев

Как сказано в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», такому страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем. В пунк­те 2 этой же статьи сказано, что действие данного закона распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Соответственно, все начисления иностранному работнику от работодателя по трудовому договору являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и включаются в базу для начисления таких страховых взносов на основании п. 1, 2 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ.

Страховые взносы для союзников

Особенности начисления обязательных страховых взносов в отношении работаю­щих в России граждан Белоруссии, ­Казахстана и Армении Минтруд России разъяснил в письме от 13.03.2015 № ­17-3/ООГ-268.

Специалисты трудового ведомства указали, что в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данными законами, то применяются правила международного договора РФ (ст. 1.1 Закона № 255-ФЗ, ст. 2 Закона № 326-ФЗ и ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Согласно п. 3 ст. 98 Договора социальное страхование (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом п. 5 ст. 96 Договора определено, что социальное обеспечение означает в том числе обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.

Таким образом, с 1 января 2015 г. доходы граждан указанных выше государств, временно пребывающих в РФ и работаю­щих в российских компаниях по трудовым договорам, облагаются страховыми взносами в ФСС России и ­ФФОМС по тарифам, применяемым в отношении выплат в пользу граждан РФ. Соответственно, с этого года указанные иностранцы получают право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с первого дня работы на территории России.

Не так все просто с пенсионными отчислениями. В пунк­те 3 ст. 98 Договора определено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов регулируется законодательством государства постоянного проживания или в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами. Однако по поводу начисления страховых пенсионных взносов в Договоре ничего не сказано.

Специалисты Минтруда России делают из этого вывод, что в отношении граждан Белоруссии, Казахстана и Армении должно действовать законодательство страны трудоустройства. Иначе говоря, если они работают в России, то российского. А это означает, что в силу п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ на оплату их труда должны начисляться взносы в ПФР.

НДФЛ и страховые взносы с доходов иностранца

В последнее время работодатели все чаще и чаще нанимают специалистов-иностранцев. А бухгалтерам приходится разбираться с порядком исчисления страховых взносов и НДФЛ с их доходов. Ведь налоговые ставки зависят от времени пребывания в России, миграционного статуса работника, срока на который заключен трудовой договор с иностранцем и даже от размера предполагаемого дохода. Разберемся, как и на выплаты каким работникам надо начислять налоги и взносы.

НДФЛ

Налогом облагаются доходы всех иностранных граждан вне зависимости от миграционного статуса (п. 1 ст 207 НК РФ). Исчислять и удерживать НДФЛ поручено организации-работодателю как налоговому агенту.

Для того чтобы понять, какую ставку налога начислять, нужно сначала разобраться, является ли он налоговым резидентом. Напомним, что работник, вне зависимости от гражданства, будет считаться налоговым резидентом, если находится в России не менее 183 дней в течение последних 12 месяцев. Причем дни приезда и отъезда из страны тоже учитываются (письмо ФНС России от 5 марта 2013 г. № ЕД-3-3/743@ «По вопросу определения налогового статуса физического лица»). Налоговое резидентство сотрудника определяется каждый раз при получении им дохода. Если бухгалтер посчитал дни нахождения работника в России за последний год и их оказалось меньше 183, то нужно начислить налог по ставке 30%, а вот если работник в общей сложности пробыл в России больше полугода, то ставка уже будет 13%.

СПРАВКА

Физические лица, постоянно проживающие в Автономной Республике Крым и городе Севастополе на 18 марта 2014 года и оставшиеся на постоянное жительство в России, до 1 января 2015 года признаются налоговыми резидентами вне зависимости от фактического времени нахождения в России в предыдущие 12 месяцев (п. 9 Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утв. постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. № 2010-6/14 «Об утверждении Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период» , ст. 16 Закона города Севастополя от 18 апреля 2014 г. № 2-ЗС «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период»; письмо ФНС России от 4 июля 2014 г. № БС-4-11/13108@ «О налогообложении доходов физических лиц»). С 1 января 2015 года к ним уже будут применяться нормы п. 2 ст. 207 НК РФ.

Когда же наберется нужное количество дней, бухгалтер должен сделать пересчет начисленного ранее налога и вернуть излишне удержанную сумму. Но здесь есть одно условие. Пересчитывать налог бухгалтер может только за последний год.

ПРИМЕР

10 августа 2013 г. иностранец прибыл в Россию. 10 февраля 2014 г. он получил статус налогового резидента. Бухгалтер сможет пересчитать ему налог, исчисленный только в 2014 году.

Возвратить переплаченный налог сотрудник может сам, подав заявление о возврате, налоговую декларацию по форме № 3 НДФЛ и документы, подтверждающие статус налогового резидента. Несколько лет назад на таком порядке настаивал Минфин России (письмо Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-04-06/6-108, письмо Минфина России от 28 апреля 2011 г. № 03-04-06/6-102, письмо Минфина России от 14 апреля 2011 г. № 03-04-05/6-256). Но сейчас в некоторых случаях он разрешает поступать иначе. Если сотрудник получил статус налогового резидента, и этот статус уже не изменится в течение года (то есть в текущем налоговом периоде он находится в России уже 183 дня и более), то все доходы сотрудника, полученные с начала года, облагаются по ставке 13%. А организация, в свою очередь, руководствуется п. 3 ст. 226 НК РФ и начисляет НДФЛ нарастающим итогом с начала года по ставке 13%. Суммы налога, которые были удержаны с зарплаты иностранца до истечения 183 дней и облагались по ставке 30% должны быть зачтены при определении налоговой базы нарастающим итогом по всем суммам доходов работника (письмо ФНС России от 9 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9150 «О порядке возврата налога иностранным гражданам», письмо ФНС России от 5 сентября 2011 г. № ЕД-2-3/738@ «О рассмотрении обращения», письмо ФНС России от 21 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15413@ «О возврате налога», письмо Минфина России от 15 ноября 2012 г. № 03-04-05/6-1301, письмо Минфина России от 5 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-443, письмо Минфина России от 10 февраля 2012 г. № 03-04-06/6-30). Если налог по итогам отчетного периода был зачтен не полностью, то возврат переплаты сотрудник уже должен попросить у своей территориальной налоговой инспекции (письмо Минфина России от 3 октября 2013 г. № 03-04-05/41061).

Особые случаи:
ВКС

Высококвалифицированные специалисты (далее – ВКС) – это отдельная категория работников. Их опыт, навыки и достижения в той или иной области высоко ценятся и хорошо оплачиваются. Для таких сотрудников государство предусмотрело льготу – НДФЛ взимается по ставке 13% вне зависимости от сроков пребывания в России (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Сотрудник признается ВКС, если его предполагаемый годовой доход составит не менее 2 млн руб. (подп. 3 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее – Закон № 115-ФЗ).

Из этого правила есть исключения: для преподавателей и научных работников, приглашенных для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью годовая зарплата должна составлять не менее 1 млн руб., а также для специалистов, привлеченных резидентами промышленно-производственных, туристско-рекреационных и портовых особых экономических зон (подп. 1 п. 1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ). Такое же правило недавно было установлено и для специалистов, привлекаемых организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий (ст. 1 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 164-ФЗ). При этом компания, привлекающая IT-специалиста, должна иметь государственную аккредитацию на осуществление деятельности в области информационных технологий.

Выплаты вахтовым работникам-нерезидентам

Доходы вахтовых сотрудников облагаются так же, как и других: по ставке 13% у налоговых резидентов и 30% для нерезидентов. Но есть несколько нюансов. На вахте работодатель оплачивает проживание и зачастую питание своим работникам. А считается ли это доходом для целей налогообложения, и если да, то облагается ли налогом? Минфин России разъяснил этот вопрос (письмо Минфина России от 28 июня 2013 г. № 03-04-06/24677).

ТК РФ предусматривает обязанность работодателя обеспечить вахтовых работников помещением для проживания или компенсировать им расходы по найму жилого помещения (абз. 3 ст. 297 ТК РФ). Такие выплаты носят компенсационный характер и аналогичны возмещению по найму помещения для командированных сотрудников. А такие выплаты освобождаются от обложения НДФЛ. И доходы иностранных работников – не исключение (абз. 12 п. 3 ст. 217 НК РФ).

А вот насчет оплаты питания позиция Минфина России не такая лояльная. Возмещение сотрудников расходов на питание считается его доходом в натуральной форме (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). А значит, и подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке: 13% для резидентов и 30% для нерезидентов.

Страховые взносы

В отличие от НДФЛ, для расчета и начисления страховых взносов на доходы сотрудника-иностранца количество проведенных дней в России не важно. Самое главное – это какой миграционный статус у работника: постоянно проживающий, временно проживающий или временно пребывающий. Рассмотрим по отдельности начисление взносов для каждого варианта.

НАША СПРАВКА

Постоянно проживающий иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.

Временно проживающий иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Временно пребывающий иностранный гражданин – это лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем ее получения, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Закона № 115-ФЗ).

Если у сотрудника статус постоянно или временно проживающего, то взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС начисляются в стандартном порядке (ч.1 ст. 58.2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее Закон № 212-ФЗ; п.1 ст. 22.1, ст. 33.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», далее – Закона № 167-ФЗ):

  • 22% в ПФР, 5,1% в ФФОМС и 2,9% в ФСС, если доход с начала года нарастающим итогом не превысил установленного предела. Для 2014 года установлен максимальный порог в 624 тыс. руб. (Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2013 г. № 1101 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.»)
  • 10% в ПФР с дохода, превысившего установленный порог.

Если с первыми двумя категориями иностранных работников все достаточно просто, то насчет взносов с выплат временно пребывающим сотрудникам есть несколько нюансов.

Правила уплаты взносов в ПФР такие же как и для временно проживающих (п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ, п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ):

  • ставка 22% с доходов в пределах лимита и 10% с доходов сверх установленного лимита;
  • работник должен работать в России;
  • с сотрудником должен быть заключен или бессрочный трудовой договор, или один или несколько договоров в совокупности на срок не менее шести месяцев в течение одного года.

Если с работником был заключен один срочный трудовой договор на срок менее шести месяцев, а потом продлен или заключен второй, причем так, что в общей сложности получится более полугода в течение календарного года, то взносы нужно начислять с даты заключения первичного договора (письмо Минтруда России от 27 февраля 2013 г. № 17-4/342, письмо Минтруда России от 29 августа 2013 г. № 17-3/1436). Такие корректировки нужно внести в предоставляемую в ПФР отчетность (по форме РСФ-1), но пени за неуплаченные ранее суммы начисляться не будут (письмо Минтруда России от 27 февраля 2013 г. № 17-4/342).

Взносы в ФФОМС и ФСС сейчас платить не нужно. Но в настоящее время в Госдуме находится на рассмотрении законопроект, предусматривающий обязанность организаций отчислять взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с выплат временно пребывающих иностранных граждан, если с ними заключен трудовой договор на неопределенный срок или же не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (Законопроект № 577906-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о распространении на иностранных граждан обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»1). Однако на ВКС эти поправки не распространяются. Планируется, что положения законопроекта вступят в силу с 1 января 2015 года.

Взносы с ВКС

Так же как и с НДФЛ, обложение выплат ВКС страховыми взносами имеет свои особенности.

На выплаты постоянно и временно проживающим ВКС организация должна начислять взносы в ПФР по ставке 22% в пределах установленного порога и 10% сверх этой суммы.

Такие же правила, как и для российских граждан, действуют и в отношении взносов в ФСС – они начисляются по ставке 2,9% с выплат ВКС. А на взносах в ФФОМС организации-работодатели могут сэкономить – их перечислять с доходов работников не нужно.

Что касается временно пребывающих ВКС то с их выплат ни взносы в ПФР, ни в ФФОМС, ни в ФСС начислять не нужно.

Налоговые выплаты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *