Налоговые проверки 2018

Хуже выездной проверки может быть только внеплановая выездная проверка. Такую проверку спрогнозировать сложнее, а значит, время на подготовку к ней очень ограничено. Выездные проверки, как правило, проводятся в отношении компаний, заранее включенных в план выездных проверок на текущий период.

«Основания для выездной налоговой проверки»

Но отсутствие организации в графике, утвержденном территориальными ИФНС, не означает, что налоговики не могут прийти без предупреждения. По каким причинам проводится внеплановая выездная проверка и как избежать ее назначения – читайте в нашей публикации.

В каких случаях проводится внеплановая выездная проверка

Основания для проведения выездных проверок закреплены в нескольких официальных источниках.

В Налоговом кодексе в качестве поводов для проведения внеплановой проверки упоминается только реорганизация и ликвидация предприятия. В этом случае инспекторы могут обрадовать своим визитом независимо от того, когда и по какой причине проводилась предыдущая налоговая проверка, но проверять они могут период не более 3-х лет.

Специалисты 1С-WiseAdvice помогут подготовиться к процедуре реорганизации / ликвидации так, чтобы у налоговой не осталось возможности напоследок доначислить компании налоги, пени и штрафы. Размер подобного ущерба несопоставим со стоимостью консалтинговых услуг.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ не называет напрямую основания, которые непосредственно касаются деятельности ФНС. Перечисленные ситуации относятся к функциям других контролирующих органов – технических, санитарных, трудовых инспекций, Роспотребнадзора и пр. Однако некоторые пункты можно косвенно отнести к зоне ответственности инспекторов в качестве дополнительного контроля в компании с другими ведомствами. Их ключевой посыл: поводом для налоговой внеплановой проверки предпринимателя могут послужить сведения, поступившие от физических или юридических лиц, предписания прокуратуры.

Зачастую собственник даже не задумывается, у какого числа потенциальных недоброжелателей есть возможность организовать незапланированный визит инспекторов. Учитывая, что заинтересованная в проверке сторона должна подтвердить предоставленную информацию – документально или другим способом, – лучше доверить ведение налогового учета специалистам и лишить оппонента шанса обосновать свое обращение.

В Письме ФНС от 30.05.17 № ЕД-2-15/678@ говорится, что основанием для визита налоговиков могут послужить «полученные от граждан документы и иные доказательства, свидетельствующие о возможных нарушениях налогового законодательства организациями и физическими лицами». Нужно учитывать, что сведения недоброжелатель может передать в налоговую не напрямую, а через прокуратуру, ОВД, ФСБ или ОБЭП.

На подозрительные финансовые операции, связанные с фирмами-однодневками, может также указать АСК-НДС 3.

Наличие взаимодополняющих нормативных актов свидетельствует о том, что налоговики не ограничены по возможностям назначения внеплановой ревизии настолько, насколько этого хотелось бы собственникам бизнеса.

Эксперты 1С-WiseAdvice всегда учитывают возможные риски при ведении налогового учета и формировании отчетности. Мы точно знаем, что именно будет смотреть ИФНС и какие данные сопоставлять. Наши специалисты, где это возможно и не противоречит требованиям законодательства, ведут бухгалтерский учет по правилам налогового – поэтому инспекторы попросту не захотят тратить свое время, чтобы искать несуществующие расхождения. Интересы и безопасность бизнеса, необходимость реорганизации и ликвидации предприятий, не будут зависеть от внешних угроз.

Отличие внеплановой ВНП от обычной выездной проверки

Порядок проведения внеплановой выездной проверки и ее особенности следуют из оснований для проведения данной проверки.

Целесообразность внеплановой проверки юридического лица в случае ликвидации и реорганизации инспекторы определяют, исходя из имеющейся у них информации о данном предприятии, в том числе данных ликвидационного баланса или передаточного акта. Если у сотрудников ФНС нет поводов усомниться в добросовестности компании, вряд ли они будут тратить время на «бесперспективную» ревизию.

Когда инспекторы получают «сигнал» на компанию от недоброжелателя, запрос прокуратуры или другого ведомства, проводится предварительная проверка: запрашиваются документы и пояснения. В интересах собственника не упустить шанс убедить налоговиков в необоснованности поступивших к ним сведениям. От того, как поведет себя компания, какие документы и пояснения будет давать, может зависеть итоговое решения ФНС о назначении выездной проверки. Распоряжение о визите налоговиков вы не получите – согласно письму ФНС России от 10 марта 2016 г. № ЕД-4-2/3936@), НК не устанавливает сроки уведомления о проведения проверки.

В процессе бухгалтерского обслуживания специалисты 1С-WiseAdvice анализируют и выдерживают около сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности клиента, на которые опираются инспекторы, принимая решение о более тщательной камеральной проверке или назначении выездной ревизии.

В зоне налогового учета, которому наши эксперты уделяют первостепенное внимание, основные риски клиента. Благодаря такому подходу снижается риск проведения внеплановой выездной проверки.

Параллельно инспекторы могут попросить пояснения, а также доказательства нарушения и у инициировавшего проверку ведомства или «оппонента». Если им удастся бросить тень на какие-то сделки или процессы, связанные с бизнесом, налоговики могут истребовать у компании дополнительные документы, а потом еще и еще. Главный способ «насытить» налоговиков в этом случае – своевременно предоставлять корректные подтверждающие документы. Тогда ИФНС поймет, что никаких секретов от нее у компании нет и искать у нее нечего.

Уникальная технология обработки «первички», разработанная специалистами 1С-WiseAdvice, позволяет в режиме реального времени отслеживать наличие, полноту, качество этих документов, а соответственно, максимально быстро подготавливать запрашиваемые инспекцией документы.

Результаты предварительной проверки не являются основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности. Но если в ходе предпроверочного анализа инспекторам удалось подтвердить факты нарушения или преступления, значит, вскоре руководитель ИФНС получит на подпись мотивированное представление о назначении внеплановой проверки. Поэтому правильнее разубедить налоговиков выезжать к вам с ревизией на этапе предварительной проверки, а еще лучше – на стадии формирования отчетности.

Признаки того, что в компанию придет внеплановая выездная проверка

Предсказать внеплановую выездную проверку сложно, поскольку при назначении проверки данного типа не последнюю роль в ее организации играет человеческий фактор.

Если инспекторы вдруг истребовали у компании пакет документов или пояснения, значит, задумываются о целесообразности внеплановой выездной проверки. И предшествовать этому может сам факт сотрудничества с сомнительным контрагентом. Конфликт с ним или конкурентом может усугубить ситуацию и стать поводом для их обращения в прокуратуру или другое ведомство.

Эксперты 1C-WiseAdvice могут сформировать бизнес-справку, которая будет содержать всю необходимую достоверную информацию о потенциальном партнере, из Премиального Контур.Фокус. Данная справка является одним из неопровержимых доказательств проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов.

В случае, когда вы все-таки ошиблись с выбором партнера, и инспекторы уже требуют пояснений по конкретным сделкам, лучше не игнорировать запрос ИФНС. 1C-WiseAdvice обладает богатым опытом в сопровождении сложных сделок. Но несмотря на это, эксперты нашей компании рекомендуют изначально соблюдать должную осмотрительность при выборе партнеров: благодаря системе АСК НДС-3 сегодня прослеживается вся цепочка контрагентов, а значит, не стоит привлекать лишнее внимание к вашей компании.

В разделе 3 приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ перечислены некоторые критерии, которые могут сыграть против компании, если по каким-то основаниям она все-таки попала в поле зрения налоговиков. В их числе:

  • налоговые отчисления компании меньше средних показателей по отрасли;
  • значительные отклонения финансово-хозяйственных показателей текущего периода от показателей аналогичных периодов за предыдущие года;
  • несвоевременные оплаты налоговых платежей, а также уменьшение их размера по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и сведениям, которыми располагает налоговая;
  • ошибки, противоречия и неточности, допущенные при формировании налоговой базы.

Запатентованный 1С-WiseAdvice «Электронный аудитор» каждый день в автоматическом режиме проверяет бухгалтерские базы клиентов на предмет отклонения от стандартов учета, ошибок и подозрительных ситуаций в учете. При обнаружении таковых программой далее уже специалист получает оповещение и перепроверяет операцию вручную, правя при необходимости.

Что делать, чтобы у компании не возникало нежданных выездных проверок?

Передать бухгалтерию на аутсорсинг команде профессионалов, а самим заняться управлением бизнеса и не вникать в нюансы бухгалтерского учета, беспокоясь о возможных проблемах с налоговой.

Правила безопасного поведения, чтобы внеплановая выездная проверка прошла с наименьшими потерями

Если избежать внеплановой выездной проверки не удалось, и инспекторы уже стоят на пороге, необходимо помнить: даже во время ревизии у вас есть права, а у полномочий сотрудников ИФНС – ограничения. Поэтому с правилами проведения проверок и составления акта выездной проверки лучше ознакомиться заранее, на этапе предварительного анализа. Таким образом, в руки к налоговикам не попадут лишние документы и прочие доказательства.

Не менее внимательно следует ознакомиться и с решением о проверки, убедиться, что незваные гости действительно сотрудники ИФНС.

Проверяющих лучше максимально быстро изолировать и лишить возможности случайно получить не предназначенную для них информацию. Необходимо проинформировать сотрудников компании как себя вести в случае ВНП, а также что на рабочих местах должен соблюдаться порядок и все документы должны храниться надлежащим образом, а доступ к компьютеру должен блокироваться при отлучении от рабочего места. В офисе не должно находиться незаконных документов, предметов и бумаг, принадлежащим другим организациям.

Экспертная поддержка наших специалистов защитит интересы клиента на всех этапах взаимоотношений с ИФНС. Мы не только подготовим аргументированные ответы на запросы и требования налоговиков, дадим пояснения, но и при необходимости будем бороться за благоприятный для вас исход по итогам проверки вплоть до суда.

Как себя вести на выездной проверке

Связаться с экспертом

Иван Кузнецов, руководитель Центра налоговой и корпоративной безопасности бизнеса «Комплаенс Решения»,
аттестованный налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов.

Согласно статистике, опубликованной на сайте ФНС, за 4 месяца 2018 года было проведено 4000 выездных налоговых проверок. Среднее доначисление на одну проверку — 20,1 млн. рублей. За прошлый год средний размер доначислений составлял 16,1 млн., при этом за весь год было проведено больше 19 тыс. проверок. То есть тенденция прежняя: количество выездных налоговых проверок сокращается, а их эффективность – увеличивается. Но это вовсе не означает, что фискальный контроль за бизнесом слабеет, а налогоплательщики перестают использовать спорные или прямо незаконные способы оптимизации налогов. Тем более это не означает, что проверяют только крупный бизнес или совсем отчаянных «оптимизаторов», все проще – для того, чтобы доначислить налоги, выездная проверка теперь нужна далеко не всегда.

Конечно, статистика среднего размера доначислений по результатам выездной налоговой проверки во многом лукава – ведь это среднеарифметическое значение, на которое влияют лидеры доначислений. Так 01.06.2018 года Арбитражный суд Уральского округа оставил в силе решение суда первой инстанции по делу А50-10718/2017 о доначислении организации 606 665 475 руб. по НДС; пени за неуплату в установленный срок НДС, налога на прибыль организаций в общей сумме 260 005 016 руб.; штрафы в общей сумме 32 164 264,90 руб. (при установлении смягчающих налоговую ответственность обстоятельств размеры штрафов снижены в 4 раза). Итого стоимость проверки – 898,8 млн. рублей — почти миллиард (связь с однодневками, вывод денег через Британские Виргинские острова и Белиз и т.д.).

Естественно, такие суммы оказывают значительное влияние на средний размер доначислений по результатам всех выездных налоговых проверок как в субъекте РФ, так и в целом по стране. Но растет эффективность не только выездных проверок, но и камеральных, по результатам которых с налогоплательщиков взыскиваются миллионы рублей.

Так 01.06.2018 года 8 арбитражный апелляционный суд по делу А70-810/2018 оставил без удовлетворения апелляционную жалобу налогоплательщика о взыскании с него штрафа в сумме 3 403 269 руб.; налога в сумме 17 016 346 руб.; пеней в сумме 1 112 565 руб. за несвоевременную уплату налога, выявленную в ходе камеральной налоговой проверки организации по НДС за квартал. ФНС в рамках камеральной проверки удалось доказать, что к вычетам НДС были поставлены суммы по взаимоотношениям с фирмами-однодневками.

Процесс доказывания незаконности вычетов по НДС был аналогичен указанному в решении АС Республики Коми 04.06.2018 по делу А29-17285/2017 (по результатам камеральной налоговой проверки доначислено 4,2 млн. рублей). На этом деле мы остановимся подробнее, так как оно типовое и раскрывает логику работы налоговиков. Доказательства необоснованности вычетов по НДС:

  • в договорах поставки не определен ассортимент товара;

  • отгрузка товара должна была осуществляться со складов поставщиков, которых у них не было ни в собственности, ни в аренде;

  • счета-фактуры были выставлены ранее даты заключения договоров;

  • в товарных накладных к счетам-фактурам отсутствуют сведения об отгрузке товара (не заполнены реквизиты «Отпуск груза произвел», отсутствуют номер и дата доверенности, кем и кому выдана), а также отсутствуют реквизиты транспортной накладной;

  • у поставщиков нет имущества и транспорта, а среднесписочная численность – один человек;

  • у поставщиков минимальная налоговая нагрузка, почти весь НДС заявляется к вычету;

  • руководитель поставщика сообщил, что деловая переписка с покупателем утеряна, при поставках товара он лично никогда не присутствует, объемы, качество закупаемого и затем реализуемого товара не контролирует. Владеет информацией о количестве фур, которыми поставляется товар и сроках поставки, датах перевозки товара только со слов руководителей покупателей, с которыми поддерживает телефонную связь. Сведений о марках транспортных средств, которыми перевозился товар, о водителях, кому принадлежат ТС, не имеет. Сведениями о местах погрузки товара не владеет. В ходе допросов пояснил, что владеет той информацией, которая расположена на сайте налоговой службы. От себя отметим, что это не самый худший вариант – руководитель поставщика не настаивал на своей номинальности;

  • данные ТТН и товарных накладных расходятся. При этом водители физически не могли осуществить перевозки, поскольку по данным ТТН, находились в других субъектах РФ;

  • сотрудник поставщика, якобы отпустивший товар, в указанные даты находился в другом регионе, что подтверждает протокол привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД;

  • машина перевозчиков не зарегистрирована в системе Платон и не предъявлена налоговому органу, что не позволяет установить ее фактическое наличие и техническое состояние;

  • ИФНС по месту регистрации поставщика составлен акт обследования, согласно которому он в юридическом адресе не располагается. Данный адрес является адресом массовой регистрации. Согласно базе данных Федеральных информационных ресурсов ФНС России поставщику присвоены риски: отсутствие работников и лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера, отсутствие по юридическому адресу, неисполнение требований налогового органа. Заметим, что сотрудники ФНС в качестве косвенных доказательств, все чаще предоставляют в суды данные своих информационных систем.

  • нализ движения денежных средств по счету поставщика говорит об их транзитном характере, остатки обналичивались через выдачу подотчет;

  • поставщика проверяемого налогоплательщика не было своих поставщиков товара, поэтому ему нечего было поставлять, что подтверждается в том числе данными АСК НДС-2;

  • уководитель поставщика сообщил, что он номинал и получал 10 т. р. за подписание каких-то документов. Подтверждение номинальности – показания брата директора, данные УЭБ и ПК МВД.

Все эти факты были установлены налоговиками не выходя из кабинета (задействованы были сотрудники полиции и налоговой инспекции в другом субъекте РФ), в рамках камеральной проверки, более того, необходимости в выездной проверки, вообще не было. Камеральщик, действуя в рамках ст. 88 НК РФ (камеральные проверки), в отличие от отдела выездных налоговых проверок ограничен сроками (3 месяца, вместо теоретически возможных 12 месяцев при выездной), не имеет возможности приостанавливать проверку, проверяет только текущий налоговый период и не может проводить выемку или инвентаризацию. Но имеющихся инструментов достаточно, чтобы выявить схемы «оптимизации» налогов с помощью фирм-однодневок.

В завершении еще немного статистики: за 4 месяца 2017 года было проведено 10,6 млн. камеральных проверок (из них с нарушениями налогоплательщиков – 698 тыс.), а за 4 месяца 2018 года – 14,9 млн. камеральных проверок (из них с нарушениями налогоплательщиков – 864 тыс.), то есть количество и эффективность проверок выросла. Правда, за первые четыре месяца 2017 года средний размер доначислений составлял 23 тыс. рублей, а в 2018 – 21 тыс. рублей, но это последствия среднеарифметического результата, так как доначисления по камеральным проверкам могут составлять и копейки, но формально попадать под проверки, выявившие нарушения.

По нашим прогнозам, эффективность камеральных проверок продолжит расти вместе с автоматизацией налогового контроля, что еще раз подтверждает: использование типовых примитивных способов налоговой «оптимизации» (в том числе популяризируемых раскрученными московскими налоговыми «специалистами» на семинарах), будет приводить к существенным доначислениям и это коснется всех независимо от системы налогообложения и размера бизнеса.

12.12.2014 Комитет государственного контроля обнародовал планы проверок всех контролирующих и надзорных органов на очередное полугодие Сегодня на официальном сайте Комитета госконтроля (www.kgk.gov.by) размещены координационные планы контрольной (надзорной) деятельности в областях и г. Минске на I полугодие 2015 года.
Всего в январе-июне 2015 г. проверками будет охвачено свыше 21 тысячи субъектов хозяйствования, что составляет менее 5% от общего количества состоящих на учете в налоговых органах субъектов предпринимательства, в том числе 17362 организаций и предприятий, 3680 индивидуальных предпринимателей, 11 лиц, осуществляющих деятельность в сфере агроэкотуризма и антикризисного управления. Каждая четвертая проверка – совместная, она будет проводиться с участием нескольких контролирующих (надзорных) органов. И если число запланированных на очередное полугодие проверок в сравнении с аналогичным периодом 2014 года снизилось незначительно, то благодаря координации проверок количество охватываемых ими субъектов хозяйствования удалось уменьшить более чем на полтысячи.
Практически три четверти запланированных проверок традиционно занимают надзорные проверки – 74% (в первом полугодии 2014 г. – 69,6%). На проверки финансово-хозяйственной деятельности приходится 26% (в первом полугодии 2014 г. – 30,4% ). При этом основное количество проверок финансово-хозяйственной деятельности (63,6%) будет проведено налоговыми органами.
Среди надзорных органов наибольшее количество проверок запланировано органами Минздрава – 8978 (29,7% от общего количества всех запланированных проверок или 40,1% от количества надзорных проверок) и органами МЧС – 7133 (23,6% и 31,9% соответственно.).
Удельный вес проверок органов Комитета госконтроля в планах первого полугодия 2015 г. составляет 0,7%.
Большинство включенных в координационные планы проверок субъектов хозяйствования (60,6%) отнесено контролирующими и надзорными органами к высокой группе риска. Средняя и низкая группа риска установлена соответственно в отношении 21,4% и 15,1% планируемых к проверке субъектов. На проверки в рамках ведомственного контроля приходится 2,9%.
В ходе формирования координационных планов органами Комитета госконтроля предотвращено более 100 проверок, несоответствующих требованиям законодательства (проверки в рамках ведомственного контроля в отношении неподчиненных субъектов хозяйствования; проверки без наличия соответствующих полномочий на их проведение, проверки, запланированные без учета контрольных списков вопросов (чек-листов) органами, для которых применение чек-листов обязательно, проверки на которые в соответствии с пунктом 21 Указа № 510 требования названного Указа не распространяются, проверки ликвидированных субъектов хозяйствования и т.д.).
Включение новых субъектов предпринимательской деятельности в размещенный на сайте Комитета госконтроля координационный план не допускается. Вместе с тем законодательством предусмотрена возможность подключения к включенным в план поверкам других контролирующих (надзорных) органов при наличии у них оснований, прописанных в Указе Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510. Кроме того, в координационные планы допускается внесение изменений в части изменения срока проведения проверки, выхода из состава соисполнителей, исключения проверки.
На сайте Комитета госконтроля координационные планы обновляются с учетом внесенных изменений еженедельно по четвергам.
Все контролирующие и надзорные органы, которые запланировали проверку, должны приступить к ее проведению в течение месяца, указанного в плане.
В случае нарушения порядка назначения проверки данная проверка может быть признана незаконной. Заявление (жалоба) о признании проверки незаконной может быть подано проверяемым субъектом в течение десяти дней со дня начала проверки и рассматривается контролирующим (надзорным) органом (руководителем контролирующего (надзорного) органа) в срок не позднее десяти дней со дня его получения. Пропуск срока подачи заявления (жалобы) является основанием для отказа в его рассмотрении.
Контроль за выполнением Указа № 510 контролирующими органами, осуществляющими контроль за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов, осуществляет Комитет государственного контроля, а надзор за выполнением данного указа контролирующими и надзорными органами – органы прокуратуры.
Ознакомиться с планами проверок можно в разделе «Координационные планы».

ФНС опубликовала сводный план налоговых проверок на 2020 год. Проверки коснутся как ИП, так и юрлиц.

Скачать сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год в Excel

Как проходят налоговые проверки в 2020 году

Инспекторы ФНС могут проверить фирму по одному и тому же налогу не чаще одного раза за налоговый период. Проведение повторной инспекции назначает вышестоящий налоговый орган для проверки работы конкретной ИФНС. Также проверить фирму дважды могут после представления уточненной декларации.

Налоговая проверка длится не более двух месяцев. Только вышестоящий орган может продлить инспекцию на 2-4 месяца или приостановить.

Вероятность проверки компании можно спрогнозировать, руководствуясь критериями ФНС для назначения мероприятий налогового контроля.

Основания для выездной инспекции фирмы:

  • налоговая нагрузка фирмы ниже среднеотраслевой;

  • организация несет убытки несколько налоговых периодов подряд;

  • регулярные контракты с предприятиями-однодневками;

  • среднемесячная зарплата персонала ниже средней по виду деятельности в субъекте РФ;

  • непредставление пояснений по запросу инспекции.

Больше критериев для самоконтроля вы найдете в Приказе ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007.

Сомнительная деятельность налогоплательщика насторожит ФНС, и проверка может прийти на фирму вне плана. И напротив: если компания попала в список проверок, инспекторы могут и не приходить в офис.

Важно: налоговая предупреждает о плановых проверках не позднее чем за три рабочих дня до начала. О внеплановых проверках фирму уведомят не позднее чем за 24 часа.

Налоговая инспекция в рамках плановой проверки прежде всего направляет налогоплательщику требование. Если предприниматель обосновал то или иное действие договором, чеками и другими документами, инспектора не станут продолжать проверку.

Если фирма игнорирует требование ФНС или не может пояснить спорные моменты, предпринимателя пригласят в инспекцию для беседы. Тогда понадобятся документы, которые подтвердят законность и целесообразность спорных решений.

Также налоговики могут запросить информацию у банков. И только в крайнем случае инспектора придут в компанию, а плановый контроль закончится выемкой и экспертизой.

Облачный сервис Новый Астрал Отчет поможет вовремя ответить на требования ФНС. Он автоматически отправляет в налоговую подтверждение о получении требования, предоставляя пользователю время для подготовки ответа.

Сервис помогает подготовить отчеты быстро и без ошибок благодаря интерактивным подсказкам и автозаполнению форм. С сервисом Новый Астрал Отчет отправка отчетности в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат и РАР проще, чем кажется.

Налоговые проверки 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *