Налоговые поступления

НАЛОГОВЫЕ

ПОСТУПЛЕНИЯ

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ (англ. tax yield) – суммы, фактически поступающие в доход определенного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией. В общем случае Н.п. – функция двух осн. факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к увеличению гос. доходов от налогов только до определ. предела: пока не начнет сокращаться облагаемая база. По превышении этого предела рост налоговой ставки приведет не к увеличению Н.п., а к сокращению доходов бюджета (см. также Лэффера кривая). Н.п. – основной источник формирования доходной части бюджета. Так, напр., Н.п. в бюджет г. Москвы обеспечивали в годы переходного периода к рынку подавляющую часть доходов: 1995 – 85%, в 2000 – 93%; в Московском областном бюджете этот показатель составил соответственно 75 и 89%. Примерная структура основных Н.п. консолидированного бюджета и их распределение по уровням бюджетной системы, характерное для РФ 90-х годов (в %), приведены в таблице. Н.п. – инструмент бюджетного регулирования. Так, часть Н.п., аккумулируемая в федеральном бюджете, перераспределяется между нижестоящими бюджетами – региональными (субъектов РФ) и местными. Н.п. от части федеральных налогов и одного регионального (налог на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников. Н.п. по налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соотв. бюджет, за к-рым они закреплены. Др. часть федеральных налогов (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц) являются регулирующими источниками. Н.п. по налогам используются для регулирования Н.п. в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от Н.п. по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый период (как правило, на год, но на практике могут утверждаться и на квартал). Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередь, представительный орган субъекта Федерации устанавливает ставки (нормативы) отчислений по регулирующим доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета. Начиная с 1998 введена новая схема формирования и распределения средств федерального Фонда финансовой поддержки субъектов Федерации (см. Межбюджетные отношения): доходная часть этого фонда образуется в размере 14% суммы Н.п. федерального бюджета за исключением доходов от таможенных пошлин, сборов и др. платежей. В федеральном бюджете все регионы, нуждающиеся в поддержке, разделены на три группы: регионы Крайнего Севера; регионы, относящиеся к р-нам Крайнего Севера, имеющие такие р-ны или приравненные к ним; остальные субъекты РФ. Также ежегодно Федеральным законом «О федеральном бюджете» устанавливаются перечень налогов и проценты от Н.п. по ним, к-рые зачисляются в бюджеты субъектов федерации.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.

Сегодня уделим внимание доходной части федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Попытаемся понять, какие налоги приносят больше всего денег, какая доля средств приходится на налоговые доходы, а какая – на неналоговые, разберемся с нефтегазовыми доходами и поступлениями, которые не зависят от углеводородов и т.д.

Федеральный бюджет – это ключевая система, в которой запланированы все доходы и расходы государства на ближайшую перспективу. От того, какие статьи расходов и доходов включены в основной документ, будет зависеть жизнь каждого гражданина страны.

Условно доходы бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые. Согласно Бюджетному кодексу РФ, к налоговым доходам относят, прежде всего, сборы, полученные при уплате тех или иных налогов.

Неналоговые сборы бюджета – это доходы от внешнеэкономической деятельности государства, деньги, полученные от передачи в аренду госимущества, сборы за оказанные госуслуги, выручка от приватизации госимущества, различные штрафы, удержанные с нарушителей и т.д.

Налоговые и неналоговые доходы бюджета в 2017 г. (Данные Росстата)

Статья дохода Федеральный бюджет, млрд руб Бюджеты субъектов РФ, млрд руб
Налоги, сборы за пользование природными ресурсами в т.ч. налог на добычу полезных ископаемых 4090,3 72,6
НДС на товары, услуги, реализуемые на территории РФ 3069,9 0,3
Доходы от внешнеэкономической деятельности 2602,8 0,0
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 2067,2 0,1
Акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ 909,6 611,7
Налог на прибыль организаций 762,4 2527,7
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 485,4 401,1
Платежи при пользовании природными ресурсами 341,0 28,5
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 122,6 60,5
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 119,3 128,9
Акцизы по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ 78,2 0,0
Безвозмездные поступления 41,5 1771,7
НДФЛ 0,0 3252,3
Налог на имущество 0,0 1250,5
Налог на совокупный доход 0,0 446,9

Как видим из таблицы, ключевым для федерального бюджета является налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Они приносит больше всего денег в казну. На втором месте находится НДС. Также в тройку лидеров попали средства, вырученные в ходе внешнеэкономической деятельности государства.

Если с НДПИ и НДС, которые являются налоговыми доходами бюджет, все понятно, то вот по доходам от внешнеэкономической деятельности у граждан могут возникнуть вопросы. Это неналоговые доходы, которые, как видим, приносят тоже немалую часть средств в федеральный бюджет. В доходы от внешнеэкономической деятельности включают различные таможенные сборы и пошлины, полученные проценты по кредитам, выданным государством зарубежным правительствам, различные поступления от внешнеэкономических операций.

Кроме доходов от ВЭД, к неналоговым доходам из таблицы также относятся полученные средства от использования госимущества, выручка за оказанные услуги населению, реализация госактивов, безвозмездные поступления. Все остальные статьи доходов являются налоговыми.

Если для федерального бюджета основной статьей доходов является НДПИ, то бюджеты субъектов РФ больше всего денег получают благодаря налогу на доходы физлиц, то есть НДФЛ. Вторая по значимости статья доходов для региональных бюджетов – это налог на прибыль организаций. Но данных средств отдельным регионам все равно не хватает, поэтому третьим источником пополнения местной казны являются безвозмездные поступления из федерального бюджета.

За 2018 год пока есть данные только за 8 месяцев. При этом эти данные предоставлены ФНС, что означает отсутствие в них сведений по неналоговым доходам федерального бюджета. Но несмотря на это, даже такая информация позволяет сделать важные выводы.

Например, заметно, как в 2018 году темпы роста доходов по НДПИ существенно опережают динамику 2017 года. Объясняется это довольно легко. Цены на нефть в 2018 году активно росли, что отразилось и на поступлениях в федеральный бюджет.

Характеристика, роль и значение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет

Налоговые поступления — это все виды налогов, которые являются обязательными денежными платежами в бюджет, производимыми в опре-деленных размерах, носящими безвозвратный и безвозмездный характер.
К налоговым поступлениям относятся и другие обязательные платежи в бюджет, как то: плата, сборы, пошлины, устанавливаемые Налоговым кодексом РК.

Налоговые поступления составляют основную часть доходов. Также, как и в других странах, этот вид поступлений представляет собой основу бюджетно-налоговой системы без которой немыслимо су-ществование государства и реализация государственных программ. С помощью налогов мобилизуются и перераспределяются средства физи-ческих и юридических лиц — налогоплательщиков. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%.

Экономическое содержание налоговых поступлений обуславливается составляющими их основу налогами, которые, участвуя в перераспреде-лении материального источника доходов — национального дохода, являются специфической формой производственных отношений.
Налоговые поступления характеризуются устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами про-явления. Они обусловлены реально существующими денежными отноше-ниями и, как часть финансовых отношений, постоянно находятся в движе-нии.
Налоги, сборы, пошлины могут способствовать ускоренному развитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных экономических территорий или замедлять их развитие, играть антимонопольную и антиинфляционную роль, регулировать доходы отдельных групп населения, стимулировать определенную экономическую деятельность, или заставляют отказаться от нее.
Налоги играют важную роль в перераспределении чистого националь-ного продукта между хозяйствующими субъектами (юридическими и фи-зическими лицами) и государством, в распоряжении которого концентри-руется более одной трети чистого национального продукта.
В соответствии с Бюджетным кодексом РК в состав налоговых по-ступлений всех видов бюджетов включены следующие виды налогов:
1. Корпоративный подоходный налог.
2. Индивидуальный подоходный налог.
3. Налог на добавленную стоимость.
4. Акцизы.
5. Рентный налог на экспортируемую сырую нефть.
6. Специальные платежи и налоги недропользователей.
7. Социальный налог.
8. Земельный налог.
9. Налог на транспортные средства.
10. Налог на имущество.
11. Налог на игорный бизнес.
12. Фиксированный налог.
13. Единый земельный налог.
К налоговым поступлениям относятся также различные сборы, платы и пошлины, перечень которых по видам и уровням бюджетов, установлен Бюджетным кодексом. Например, сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, сбор за госу-дарственную регистрацию морских, речных и маломерных судов, плата за использование особо охраняемых природных территорий, плата за раз-мещение наружной (визуальной) рекламы, таможенные пошлины на ввози-мые и вывозимые товары и др.
В Бюджетном кодексе РК определенные виды налоговых поступлений закреплены за соответствующим уровнем бюджетной системы. За респуб-ликанским бюджетом закрепляются такие налоговые поступления, которые имеют наиболее важное фискальное и экономическое значение. Это обусловливается необходимостью использования в государственных ин-тересах функций налогов, как финансовой категории, поскольку фискальная функция налогов предопределяет создание объективных предпосылок для вмешательства государства в экономические отношения. Тем самым у государства появляется возможность, используя экономическую (регу-лирующую) функцию налогов, существенно влиять на процессы, происхо-дящие в экономике страны, на воспроизводство, на накопление капитала, на платежеспособный спрос населения.
Источниками поступлений республиканского бюджета являются:
1) Корпоративный подоходный налог (кроме корпоративного подоход-ного налога с юридических лиц организаций нефтяного сектора);

2) Налог на добавленную стоимость (НДС);
3) Акцизы на все виды спирта, алкогольной продукции, табачной про-дукции, бензин (кроме авиационного), дизельное топливо, легковые авто-мобили (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов), импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме товаров таможенного союза, ввозимых с территории Российской Федерации и Республики Беларусь;
4) Налог на сверхприбыль, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора;
5) Рентный налог на сырую нефть и газовый конденсат;
6) Налог на игорный бизнес.
Источниками поступлений местных бюджетов являются:
1) Индивидуальный подоходный налог;
2) Акцизы на все виды спирта, алкогольной продукции, табачной про-дукции, бензин (кроме авиационного), дизельное топливо, легковые авто-мобили (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов), произведенные на территории Республики Казахстан;
3) Социальный налог;
4) Налог на имущество;
5) Земельный налог;
6) Налог на транспортные средства;
7) Единый земельный налог;
8) Фиксированный налог.
На контрольный счет наличностей Национального фонда РК поступают следующие налоги:
1) Корпоративный подоходный налог с юридических лиц организаций нефтяного сектора;
2) Налог на сверхприбыль от организаций нефтяного сектора;
3) Налог на добычу полезных ископаемых от организаций нефтяного сектора;
4) Рентный налог на экспорт от организаций нефтяного сектора;
5) Дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего дея-тельность по контракту о разделе продукции, от организаций нефтяного сектора.
Корпоративный подоходный налог (КПН) занимает значительное место в поступлениях государственного бюджета РК. Плательщиками КПН являются юридические лица-резиденты Республики Казахстан, применяю-щие общеустановленный порядок, а также юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в Республике Казахстан. Объектом корпоративного подоходного налога служат:
1) налогооблагаемый доход,
2) доход, облагаемый у источника выплаты,
3) чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение.
КПН платится по следующим ставкам:
— 10 % — применяется к налогооблагаемому доходу налогоплательщика, для которого земля является основным средством производства
— 20%применяется к налогооблагаемому доходу налогоплательщика, принявшего общеустановленный порядок
— 15% — применяется к сумме выплачиваемого дохода (за исключением доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан). Некоторые виды доходов облагаются у источника выплаты. К ним относятся, в част-ности, дивиденды, доходы нерезидентов из источников в Республике Казах-стан, вознаграждение, выплачиваемое юридическим лицам, и другие. Налог удерживается у источника выплаты при выплате доходов независимо от формы и места выплаты дохода и перечисляется, по общему правилу, не позднее пяти рабочих дней после окончания месяца, в котором была осуществлена выплата.

Плательщиками индивидуального подоходного налога (ИПН) являются физические лица — резиденты, нерезиденты РК имеющие объекты нало-гообложения. Объектом ИПН служат:
1) доходы, облагаемые у источника выплаты — доход работника, доход от разовых выплат, доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов, стипендии, доход по договорам накопительного страхования.
2) доходы, не облагаемые у источника выплаты — имущественный доход, налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя, доход адвокатов и частных нотариусов, доходы, полученные из источников за пределами Республики Казахстан
3) доходы физических лиц, не подлежащих налогообложению — адресная социальная помощь, вознаграждения по вкладам в банках, алименты, доходы от операций с государственными ценными бумагами, все виды выплат военнослужащим при исполнении обязанностей воинской службы, выигрыши по лотерее в пределах 50-ти % от минимальной заработной платы, выплаты для оплаты медицинских услуг, компенсации при служеб-ных командировках в пределах установленных норм и некоторые другие доходы.
ИПН платится по следующим ставкам:
— доходы, облагаемые ИПН у источника выплаты — по ставке 10 %
— доходы в виде дивидендов — по ставке 5 %.
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, до-бавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан. НДС, подлежащий уплате в бюджет по облагаемому обороту, определяется как разница между суммами НДС, начисленными за реали-зованные товары (работы, услуги) и суммами НДС, подлежащими уплате за полученные товары (работы, услуги), т.е. разница между купленным и проданным НДС. Плательщиком НДС являются:
— лица, которые встали или обязаны встать на учет по налогу на до-бавленную стоимость в Республике Казахстан;
— индивидуальные предприниматели;
— юридические лица, за исключением государственных учреждений;
— нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение;
— структурные подразделения юридического лица, признанные само-стоятельными плательщиками налога на добавленную стоимость.
Плательщиками НДС при импорте товаров являются лица, импорти-рующие эти товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.
Объектом обложения НДС служат:
1) облагаемый оборот — оборот по реализации товаров (работ, услуг) в Республике Казахстан, совершаемый плательщиком НДС, за исключе-
21-1467
нием оборота, освобожденного от НДС. В случае получения работ, услуг от нерезидента, не являющегося плательщиком НДС в Республике Казахстан, указанные работы, услуги включаются в облагаемый оборот получателя;
2) облагаемый импорт — товары, ввозимые или ввезенные на террито-рию Республики Казахстан (за исключением освобожденных от НДС), подлежащие декларированию в соответствии с таможенным законода-тельством Республики Казахстан.
НДС взимается по следующим ставкам:
— 12 % — по облагаемому обороту и по облагаемому импорту;
— 0 % — оборот по реализации товаров на экспорт (за исключением экспорта лома цветных и черных металлов) и выполнение работ, оказание услуг всвязи с международными перевозками.
Акцизы, также как и НДС, представляют собой надбавку к цене товара и непосредственно не связаны ни с доходом, ни с имуществом налого-плательщика.
Подакцизными товарами являются:
• все виды спирта;
• алкогольная продукция;
• пиво с объемным содержанием этилового спирта не более 0,5 процента;
• табачные изделия;
• бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо;
• моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 и более человек с объемом двигателя более 3 000 кубических сантиметров, за исключением микроавтобусов, автобусов и троллейбусов;
• автомобили, легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей с объемом двигателя более 3 000 кубических сантиметров (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвали-дов);
• моторные транспортные средства на шасси легкового автомобиля с платформой для грузов и кабиной водителя, отделенной от грузового отсека жесткой стационарной перегородкой;
• сырая нефть, газовый конденсат.
Плательщиком акцизов являются физические и юридические лица, про-изводящие, реализующие или импортирующие подакцизные товары. Ставки акцизов устанавливаются в процентах к стоимости товара и (или) в абсолютной сумме на единицу измерения (твердые) в натуральном выра-жении.
Социальный налог является одним из видов налогов, поступающих в местный бюджет. Плательщиками социального налога являются:
— юридические лица — резиденты Республики Казахстан, а также нере-зиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалы и представительства иностранных юри-дических лиц;
— индивидуальные предприниматели, за исключением применяющих специальные налоговые режимы, кроме специального налогового режима для отдельных видов деятельности;
— частные нотариусы, адвокаты.
Объектом обложения социальным налогом служат:
— для юридических лиц — расходы работодателя, выплачиваемые работникам-резидентам и нерезидентам в виде доходов, а также доходы иностранного персонала и выплаты физическим лицам по договорам воз-мездного оказания услуг.
— для частных нотариусов, адвокатов — численность работников, вклю-чая самих плательщиков.
Социальный налог выплачивается по следующим ставкам:
— 11 % для юридических лиц-резидентов Республики Казахстан, а также нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение филиалов и представительств иностранных юридических лиц;
— 4,5% для специализированных организаций, в которых работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения;
— индивидуальные предприниматели, за исключением применяющих специальные налоговые режимы, кроме специального налогового режима для отдельных видов деятельности, частные нотариусы, адвокаты уплачи-вают социальный налог в размере двух месячных расчетных показателей за себя и одного месячного расчетного показателя за каждого работника.

Следующим видом налогов является налог на имущество, плательщи-ками которого выступают:
— юридические лица, имеющие объект налогообложения на праве соб-ственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на тер-ритории Республики Казахстан;
— индивидуальные предприниматели, имеющие объект налогообложения на праве собственности на территории Республики Казахстан;
— юридические лица-нерезиденты Республики Казахстан по объектам обложения, находящимся на территории Республики Казахстан;
— физические лица, имеющие объект налогообложения на праве соб-ственности, при этом установлены определенные категории лиц, не явля-ющихся плательщиками налога на имущество (в том числе военнослужащие срочной службы, отдельно проживающие пенсионеры, герои Советского Союза, Соцтруда, и прочие).
Объектом налогообложения являются здания, сооружения, жилые стро-ения, помещения, а также иные строения, прочно связанные с землей (далее
— здания), находящиеся на территории Республики Казахстан, являющиеся основными средствами или инвестициями в недвижимость. Исчисление налога производится самостоятельно, путем применения соответствующей ставки налога к налоговой базе по следующим ставкам:
— 1,5 % к среднегодовой стоимости объектов налогообложения приме-няют юридические лица, работающие по общеустановленному режиму;
— 0,5 % применяют индивидуальные предприниматели и юридические лица, работающие на основе упрощенной декларации;
— по объектам обложения, переданным в пользование или аренду, исчисляется налог по ставке 1 %;
— 0,1 % применяют некоммерческие организации и организации, осуще-ствляющие деятельность в социальной сфере и т д.;
— от 0,05 до 0,5 процента для физических лиц от стоимости объекта налогообложения по прогрессивной шкале.
Плательщиками налога на транспортные средства выступают:
— физические лица, имеющие объекты обложения на праве собствен-ности;
— юридические лица, их структурные подразделения, имеющие объекты обложения на праве собственности, хозяйственного ведения или опера-тивного управления;
— лизингополучатель — по объектам обложения, переданным (получен-ным) по договору финансового лизинга.
Объектом обложения налогом на транспортные средства служат транс-портные средства, за исключением прицепов, подлежащие государственной регистрации и (или) состоящие на учете в Республике Казахстан. Исчисление налога на транспортные средства производится по ставкам по каждому транспортному средству, установленным в месячных расчетных показателях (МРП). Например для легковых автомобилей — от 1 до 117 МРП, а для грузовых и специальных автомобилей — от 3 до 9 МРП.
Следующим видом налогов является налог на землю, плательщиками которого выступают физические и юридические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности, на праве постоянного землепользования и на праве первичного безвозмездного временного землепользования, кроме плательщиков единого земельного налога, религиозных объединений и прочих.
Налогооблагаемым объектом является земельный участок, за исклю-чением земельных участков общего пользования населенных пунктов, земельных участков, занятых сетью государственных автомобильных дорог общего пользования, и земельных участков, занятых под объекты, находящиеся на консервации по решению правительства Республики Казах-стан, земельные участки, приобретенные и используемые для реализации инвестиционного проекта.

В целях налогообложения в зависимости от целевого назначения, все земли распределяются по категориям. При этом, обложению земельным налогом подлежат только земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов и земли промышленности. Остальные категории земель облагаются только в случае их передачи в постоянное или первичное безвозмездное временное землепользование. На основании такого распре-деления устанавливаются базовые ставки земельного налога. Так, например, базовые ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения устанавливаются пропорционально баллам бонитета в расчете на 1 гектар и дифференцируются по качеству почв от 0,48 тенге до 202,65 тенге.
Плательщиками рентного налога на экспортируемую сырую нефть и газовый конденсат являются физические и юридические лица, реализующие на экспорт сырую нефть, газовый конденсат, уголь, за исключением недропользователей.
Объектом обложения рентным налогом служит объем сырой нефти, газового конденсата, угля, реализуемый на экспорт. Ставки рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат устанавливаются в зависимости от определяемой рыночной цены за баррель от 0% до 32%:
Плательщиками фиксированного налога являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг с использованием:
— игровых автоматов без выигрыша;
— персональных компьютеров, используемых для проведения игры;
— игровых дорожек (боулинг, кегельбан);
— картов (картинг);
— бильярдных столов (бильярд).
Объектом налогообложения фиксированным налогом являются:
— игровой автомат без выигрыша, предназначенный для проведения игры с одним игроком;
— игровой автомат без выигрыша, предназначенный для проведения игры с участием более одного игрока;
— персональный компьютер, используемый для проведения игры;
— игровая дорожка;
— карт(картинг);
— бильярдный стол.
Размеры минимальных и максимальных базовых ставок фиксированного налога на единицу налогообложения в месяц от 1-го до 25-ти МРП.
Налог на игорный бизнес был введен с 2007 года. Плательщиками этого вида налога выступают юридические лица и индивидуальные пред-приниматели, осуществляющие деятельность по оказанию услуг: казино, зала игровых автоматов, тотализатора, букмекерской конторы.
Объектом обложения налогом на игорный бизнес служат: игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора и букмекерской конторы, а также электронная касса тотализатора и букмекерской конторы. Исчисление налога производится самостоятельно, путем применения соответствующих ставок налога к объектам налогообложения:
— игровой стол — 830 месячных расчетных показателей в месяц;
— игровой автомат — 30 месячных расчетных показателей в месяц;
— касса тотализатора — 125 месячных расчетных показателей в месяц;
— электронная касса тотализатора — 125 месячных расчетных показа-телей;
— касса букмекерской конторы — 75 месячных расчетных показателей в месяц;
— электронная касса букмекерской конторы — 75 месячных расчетных показателей в месяц.
Под неналоговыми поступлениями понимаются обязательные, невозв-ратные платежи в бюджет, установленные Бюджетным кодексом, кроме предусмотренных в Налоговом кодексе платежей. Эти платежи не относятся к поступлениям от продажи основного капитала, но в составе неналоговых поступлений учитываются также гранты и деньги, переданные в бюджет на безвозмездной основе (кроме официальных трансфертов).

Неналоговые формы мобилизации финансовых ресурсов имеют харак-терные черты, отличающие их от налоговых поступлений:
— порядок установления, исчисления и взимания регламентируется ком-плексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе;
— не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;
— большая целевая направленность использования поступлений, зак-репленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа;
— нет жесткого планирования; на практике оно осуществляется исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды, с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.
В группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания.
В состав неналоговых поступлений входят:
1) доходы от государственной собственности;
2) поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета;
3) поступления денег от проведения государственных закупок, органи-зуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государ-ственного бюджета;
4) штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) Нацио-нального Банка Республики Казахстан;
5) гранты;
6) прочие неналоговые поступления.
Основным источником неналоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РК являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности. В рассматриваемой группе неналоговых доходов учитываются: поступления части чистого дохода государственных предприятий, Национального банка РК; дивиденды на государственные пакеты акций, находящихся в государственной собствен-ности; доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности; вознаграждения за размещение бюджетных средств на банковских счетах и по кредитам, выданным из государственного бюджета и др. Поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета включают в себя поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского и местного бюджетов.
Поступления денег от проведения государственных закупок, организу-емых государственными учреждениями, финансируемыми из государствен-ного бюджета состоят из:
1) поступлений денег от проведения государственных закупок, органи-зуемых государственными учреждениями, финансируемыми из республи-канского бюджета;
2) поступлений денег от проведения государственных закупок, органи-зуемых государственными учреждениями, финансируемыми из государ-ственного бюджета.
В структуре штрафов, пеней, санкций, взысканий, налагаемых госу-дарственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюд-жета, а также содержащиеся и финансируемые из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, учитываются админис-тративные штрафы, исполнительские санкции, поступления удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам, администра-тивные штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые центральными государственными органами, их территориальными подразделениями на организации ненефтяного сектора и другие поступления.

Гранты включают в себя: техническую и финансовую помощь.
В состав прочих неналоговых поступлений входят:
1) поступления от дебиторской, депонентской задолженности государ-ственных учреждений, финансируемых из республиканского и местного бюджетов;
2) возврат неиспользованных средств, ранее полученных из республи-канского и местного бюджетов.
3) другие неналоговые поступления в государственный бюджет.
В отличие от налоговых поступлений, неналоговые поступления не имеют твердо установленной ставки, т.е. фискально-постоянного характера и, как правило, они планируются на уровне поступлений предыдущего года.
Неналоговые поступления принято классифицировать:
а) по территориальному признаку;
б) по методам формирования и взимания;
в) по конкретным основаниям для взимания платежей.
По первому признаку различают неналоговые поступления, подлежащие зачислению в бюджет определенного уровня (в доходы республиканского, областного или районного бюджета). По второму признаку выделяют обязательные и добровольные платежи. По третьему признаку неналоговые поступления подразделяются на конкретные виды, в зависимости от формирующего платеж основания (например, поступления от реализации товаров государственными учреждениями, финансируемыми из бюджета).
Перечень неналоговых поступлений устанавливается Бюджетным ко-дексом для юридических и физических лиц отдельно по уровням и видам бюджетов в форме обязательных платежей. Обязательные платежи харак-теризуются значительно большей целевой направленностью использования, нежели налоговые поступления, что закреплено в Налоговом кодексе в виде механизма исчисления и взимания каждого конкретного платежа.
В составе доходов государственного бюджета роль и значение налого-вых и неналоговых поступлений весьма велика, поскольку 80-90% всех доходов приходится на долю этих поступлений. По отношению к валовому внутреннему продукту величина налоговых и неналоговых поступлений составляет около 25%. При этом ежегодный рост налоговых поступлений составляет в среднем 12 — 13%. По неналоговым поступлениям такого стабильного ежегодного роста ожидать не следует, поскольку их прогно-зирование подвержено влиянию различных внешних и внутренних факторов.
Немаловажное значение в составе государственного бюджета имеет определение соотношений поступлений от предприятий нефтяного и не-нефтяного секторов экономики. Это обусловливается значительной зави-симостью финансирования экономики республики за счет экспорта нефти. В этой связи, налоговая политика должна быть направлена в большей степени на стимулирование развития не нефтяного сектора экономики, на снижение зависимости доходной части бюджета от колебаний мировых цен на нефть. Достижению этих целей способствует проводимая диверсификация экономики и система регулирования потока нефтедоходов через Национальный фонд республики.
Функционирование Национального фонда осуществляется, по опреде-лению, в целях стабильного социально-экономического развития страны посредством использования его функций: сберегательной (финансовые сред-ства накапливаются для будущих поколений) и стабилизационной (снижа-ется зависимость экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов).
Планирование доходов республиканского и местных бюджетов и по-ступлений в бюджет, направляемых в Национальный фонд Республики Казахстан, является процессом разработки предложений по определению объемов поступлений республиканского и местных бюджетов на планиру-емый период и направлений их использования с учетом стратегических задач, приоритетности и в соответствии с задачами социально-экономи-ческого развития государства. Основными источниками формирования государственного бюджета продолжают оставаться корпоративный подо-ходный налог, таможенные платежи и налоги, налог на добавленную сто-имость на товары внутреннего производства, поступления за использование природных и других ресурсов и индивидуальный подоходный налог.
При формировании местных бюджетов основными доходными источ-никами бюджета города являются подоходный и социальный налоги (65,4%), доходы от продажи и аренды земельных участков (14,3%), налоги на собственность (7,1%). В совокупности данные поступления составляют 86,8% от общего объема доходов.
Ключевыые слова: плата, сборы, пошлины, чистый национальный продукт, резидент, нерезидент, налоговая база, налоговая ставка, гранты, санкции, республиканский бюджет, местные бюджеты, государственные закупки, лизинг, налогоплательщик.

по налогу на прибыль организаций – на 4,2 млрд. руб. или 4,8 %.
В федеральный бюджет за 10 месяцев 2014 года перечислено более 149 млрд. руб. с ростом к уровню прошлого года на 12,9 млрд. руб. или на 9,5 процента.
Основной доходный источник федерального бюджета – налог на добавленную стоимость, его доля поступлений в отчетном периоде составила 84,7 процента. Вторым по значимости является налог на прибыль организаций – его доля составляет 7,3 процента.
В консолидированный бюджет Московской области в январе-октябре 2014 года мобилизовано 297,3 млрд. рублей, из которых в бюджет Московской области – 220,8 млрд. руб., в бюджеты муниципальных образований – 76,4 млрд. рублей.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы консолидированного бюджета Московской области увеличились на 24,6 млрд. рублей.
Основным доходным источником консолидированного бюджета Московской области является налог на доходы физических лиц, поступления которого составили 128,6 млрд. руб., поступления налога на прибыль организаций составили 80,7 млрд. руб., имущественных налогов – 64,8 млрд. рублей.
В структуре имущественных налогов наибольший удельный вес приходится на налог на имущество организаций – 33,9 млрд. руб. или 52,3% от общей суммы имущественных налогов. Поступления земельного налога составили 22,2 млрд. руб. с ростом к прошлому году на 6,9 млрд. рублей. Транспортным налогом обеспечено поступление 6,5 млрд. рублей. Поступления налога на имущество физических лиц составляют 2,1 млрд. рублей.
Поступления налогов, взимаемых в связи с применением налогоплательщиками специальных налоговых режимов, составили 19,3 млрд. рублей. Прирост поступлений по данной группе налогов составил 1,2 миллиарда.

Налоговые поступления

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *