Налоги и налогообложение

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие «налоги».

2) Функции налогов:

а) фискальная;

б) стимулирующая;

в) социально-воспитательная и др.

3) Принципы налогообложения:

а) принцип справедливости;

б) принцип определённости и точности налогов;

в) принцип экономической целесообразности и др.

4) Виды налогов:

а) прямые и косвенные;

б) местные, региональные, федеральные;

в) уплачиваемые физическими лицами и уплачиваемые юридическими лицами и т.д.

5) Системы налогообложения:

а) пропорциональный налог;

б) прогрессивный налог;

в) регрессивный налог.

6) Лица, являющиеся налогоплательщиками и плательщиками боров:

а) права;

б) обязанности.

7) субъекты налоговых отношений:

а) налогоплательщик;

б) налоговый агент;

в) налоговый орган.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

1. Функции и принципы налогообложения

Налоги являются важной экономической категорией, исторически связанной с существованием и эволюцией государства как такового. Согласно статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, налогом называют обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Как правило, выделяют несколько основных, так называемых сущностных признаков налога:

1) отношения власти и подчинения. Субъект налога не имеет права отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей по уплате налога. В случае отказа субъекта от обязательного внесения своего вклада в бюджетный фонд могут применяться санкции от штрафа до лишения свободы;

2) смена собственника. Посредством налогов некоторая доля частной собственности в денежном выражении становится государственной. Таким образом и формируется централизованный бюджетный фонд, в котором происходит обезличивание денег;

3) безвозвратность и безвозмездность. Налоги никогда не возвращаются плательщику обратно, и он не получает ничего взамен.

Кроме того, для понимания принципов налогообложения необходимо знать элементы налогов. К ним относятся:

1) субъект налога;

2) носитель налога;

3) объект налога;

4) единица и масштаб обложения;

5) ставка налога;

6) оклад налога;

7) налоговый период;

8) налоговая льгота;

9) налоговая квота;

10) налоговая политика;

11) налоговый кадастр;

12) система налогов.

Рассмотрим эти понятия немного подробнее.

Под субъектом налога обычно понимают лицо, на которое законодательно возлагается обязанность выплачивать налог. Переложить эту обязанность на другое лицо можно через механизм цен.

Носитель налога – это физическое или юридическое лицо, которое непосредственно уплачивает налог из своего дохода.

Объектом налога является то имущество или доход, который и облагается налогом, причем объектом налога могут быть самые разнообразные предметы, например недвижимость, предметы потребления, доходы.

Источник налога – это доход, за счет которого данный налог уплачивается.

Единицей или масштабом налога называется некоторая часть налога, принимаемая за основу при исчислении размеров налога.

Под ставкой налога понимают размер налога, установленный непосредственно на единицу налога. Ставка налога может быть установлена как в абсолютных единицах (денежном выражении), так и в процентах.

Оклад налога – это та сумма налога, которая получена со всего объекта налогообложения за определенный период. Она подлежит внесению в бюджетный фонд.

Налоговой квотой называется доля оклада налога в источнике налога. Именно налоговая квота показывает тяжесть налогового бремени, так как она демонстрирует, какую часть своего дохода плательщик изымает из общих доходов на каждый отдельный налог и все налоги в целом.

Налоговой льготой называют снижение размера налогообложения в связи с объективными причинами.

Налоговая политика – это меры, принимаемые в области налогообложения и направленные на достижение какой-либо конкретной цели.

Налоговый кадастр – это перечень объектов налога, в котором указывается их доходность.

Система налогов – это перечень предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых государством.

Чтобы разобраться в принципах налогообложения, надо прежде всего рассмотреть понятие принципов как таковых. Итак, принципами называют основные и главенствующие идеи или ведущие положения, определяющие начало чего-либо. По отношению к налогообложению принципами можно назвать основополагающие идеи, которые существуют в сфере налогов. Причем в различных налоговых сферах выделяют свою систему принципов. Существуют три основные системы принципов.

1. Экономические принципы налогообложения.

2. Юридические принципы налогообложения.

3. Организационные принципы налогообложения.

К экономическим принципам относят базовые сущностные положения, объясняющие целесообразность налогов и оценивающие их как отдельное экономическое явление. Среди этих принципов выделяют четыре основных:

1) принцип справедливости;

2) принцип соразмерности;

3) принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;

4) принцип экономичности (эффективности).

Правовые принципы налогообложения часто используют в международной практике. К ним относят:

1) принцип юридического равенства перед законом любых хозяйствующих субъектов и всех граждан;

2) все налоговые преференции обязательно утверждаются в законе;

3) принцип стабильности и последовательности в политике налогов;

4) принцип налоговой прозрачности;

5) обратная сила налогового закона запрещается, а именно: система ответственности основана на презумпции невиновности налогоплательщика, учитывая гибкое налоговое воздействие на нарушителей налогового законодательства;

6) принцип ориентации на прогрессивные формы налогообложения;

7) принцип антидискреционности решений налоговых органов;

8) принцип соразмерности распределяемых налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы с расходами, величина которых ежегодно утверждается финансовым законодательством.

Под организационными принципами налогообложения понимают, как правило, те положения, на основе которых строится и работает сама система налогообложения. К таким принципам относятся:

1) принцип единства;

2) принцип подвижности;

3) принцип стабильности;

4) принцип множественности налогов;

5) принцип исчерпывающего перечня налогов.

Итак, налогообложение в целом строится всегда на основе общих определенных принципов. Однако налоги являются стоимостной категорией, поэтому различаются по функциям, которые и показывают их социально-экономическую сущность и назначение. В основном выделяют такие функции налогов, как:

1) фискальная, подразумевает обеспечение финансирования государственных расходов, а именно отторжение части доходов организаций или граждан, идущей на содержание государственного аппарата, обороны и непроизводственной сферы, не имеющей своих источников доходов. Это первостепенная функция налогов;

2) регулирующая, представляет собой функцию поддержания социального равновесия посредством изменения соотношения между доходами различных социальных групп, что помогает сглаживать социальное неравенство. Это очень важная функция для страны, экономика которой основана на товарно-денежных отношениях. Для эффективного функционирования экономической системы в стране необходимо государственное регулирование, которое наиболее эффективно осуществляется посредством налогов. Грамотно изменяя налоговые ставки, льготы и штрафы, вводя и отменяя различные виды налогов, государство может способствовать развитию различных отраслей и производств и решать актуальные социальные проблемы страны;

3) стимулирующая функция выражается в том, что с помощью налоговых льгот и санкций государство может стимулировать технический прогресс и капитальные вложения в расширение производства и таким образом увеличивать число рабочих мест. Правильно организованная налоговая система подразумевает взимание налогов только со средств, которые идут на потребление, и таким образом, средства, идущие на капитальные вложения, освобождены от налогов полностью или частично;

4) социальная функция выражается в том, что посредством налогов в бюджете накапливаются финансовые средства, при помощи которых можно решать народнохозяйственные и социальные проблемы через финансирование специальных программ. Кроме того, посредством налогов государство может перераспределять некоторую часть прибылей предприятий и предпринимателей, а также доходов граждан, вкладывая впоследствии эти средства в капиталоемкие и фондоемкие отрасли, у которых длительные сроки окупаемости затрат.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Заключение диссертации по теме «Финансы, денежное обращение и кредит», Ростовцев, Вячеслав Вячеславович

Заключение

Существующие в России традиции в организации бюджетно-налогового процесса, при которых отсутствовали четкие критерии и процедуры отбора финансируемых направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики, привели к тому, что финансовые потоки (в том числе межбюджетное распределение налоговых доходов) и уровень налоговой нагрузки не соответствовал общепризнанным мировым приоритетам социально-экономического развития.

В последнее время произошли позитивные тенденции, в сфере бюджетно-налоговых отношений:

— перераспределение расходных полномочий от местных к региональным бюджетам;

— отказ от расщепления региональных и местных налогов;

— федеральным законодательством закрепляются на долговременной основе налоговые доходы за уровнями субъекта Федерации и местного бюджета;

— введение четырехуровневой, включающей в себя федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ, местные бюджеты, которые делятся на поселковые бюджеты, бюджеты муниципальных районов и городских округов;

— введение института временной администрации призванной для вывода региона из финансового кризиса и оздоровления его финансов;

— переход от планирования затрат к программно-целевым методам бюджетного планирования

— принятие и совершенствование среднесрочного бюджета на 2008-2010 годы.

Необходимо дальнейшее совершенствование системы государственного регулирования общественных финансов и, прежде всего, повышение эффективности их расходной составляющей, сбалансированной бюджетно-налоговой системы, обеспечивающей экономический рост и социальную направленность финансовой политики государства.

Сегодня требуется проводить не только неолибералистскую экономическую (в том числе активную промышленную и социальную) политику, но и сильную, высокоэффективную бюджетную и налоговую политику, как социально ориентированного государства. Основной задачей финансовой политики «социального государства» становится поиск путей перехода от примитивной политики суженного воспроизводства при жестких ограничениях денежного предложения, кредита, бюджетного финансирования (особенно в сфере образования, инновационной и инвестиционной деятельности) и налогового пресса к активной финансовой политике, ориентированной на экономический рост и социализацию.

В первой главе диссертационного исследования «Теоретико-методологические проблемы бюджетно-налоговой политики» раскрываются сущность, функции и их роль бюджета и налогов как особых экономических форм распределительных отношений, финансово-экономические основы устройства бюджетно-налоговой системы России, через представление роли государства и его бюджетно-налоговой политики в экономических отношениях, сущности бюджетной системы и налогового механизма формирования государственных доходов и расходов.

На первом этапе развития государства никаких налоговых форм практически не было. Существовали различные протоналоговые формы: дань, пожертвования, военные трофеи, использование труда рабов, дары, подарки главе государства, помощь государству, подать, домены регалии оброк, контрибуция, и т. д. Постепенно протоналоговые формы менялись, приближаясь к их современному содержанию, налог потерял свою сущность, основанную на рабовладельческом и феодальном праве и по форме, и по содержанию принимает экономическую форму, основанную на стоимостных отношениях. Таким образом, налог является продуктом вещных отношений, которые сложились с возникновением мануфактур, фабрик, капиталистических предприятий. Экономическая сущность налога определяется всей системой производственных отношений (производством, распределением, обменом и потреблением). Налог, таким образом, должен соответствовать, стимулировать, угадывая направление производственных отношений, но ни в коем случае не тормозить их развитие.

На основе анализируемых определений различных экономических школ и направлений делается вывод, что функции налога есть внешнее проявление его внутренней сущности как формы перераспределительных отношений между государством (фиском) и частными лицами. Мы считаем, что функции налога, как и изменение роли государства в воспроизводственном процессе определяются системой производственных отношений. Налоги приобретают те или иные функции благодаря развитию и изменению производственных отношений. В современной системе воспроизводственных отношений среди функций налоговой системы на первом месте должны находиться функции стимулирования и регулирования посредством налогов прямых и обратных связей товаропроизводителей и государства. На наш взгляд, все функции налогообложения должны быть увязаны между собой. Первичная собирательная функция последовательно перерастает в регулирующую и перераспределительную при единстве обслуживающих эти функции финансовых потоков. Регулирующая функция не может быть реализована без альтернативной стимулирующей функции и наоборот.

Однако, современная налоговая система все еще ориентирована не на народнохозяйственные интересы развития, а преследует, прежде всего, фискальные цели. Необходимо кардинальное реформирование созданной налоговой системы с целью превращения ее в движущий импульс социально-экономического развития.

По отношению к бюджету экономическая теория предъявляла ряд требо-ва-ний: бюджет должен быть публичным то есть должен быть составлен таким образом, чтобы каждый член общества мог понимать его язык и его цифры, за которыми всегда скрываются живые отношения. Бюджет как экономическая категория представляет собой систему экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов разного уровня.

Бюджетная система представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней, основанную на принципах построения бюджетной системы федеративного государства. Определение налоговой системы в качестве пусть и подчиненной, но составной части большой бюджетной системы, требует раскрытия налогового механизма формирования государственных доходов.

Во второй главе диссертационного исследования «Социально-экономическая направленность бюджетно-налоговой полиггики РФ» обосновывается, что основной особенностью бюджетной системы Российской Федерации на данный момент является низкая степень самостоятельности региональных и особенно местных органов власти в формировании своих бюджетных расходов. В такой ситуации, с одной стороны, невозможно обеспечить устойчивую сбалансированность территориальных бюджетов и, с другой стороны, определить сферу обязательств федерального бюджета как по отношению к населению (в части предоставления установленных федеральными законами социальных пособий и льгот, а также выплаты заработной платы), так и к бюджетам других уровней (в части предоставления средств на финансирование соответствующих обязательств).

Мы считаем, что необходимо обеспечивать не статистическую, а динамическую сбалансированность бюджетно-налоговой системы. Статическая сбалансированность предстает как своеобразное расписание которым в течение определенного времени руководствуются те или иные уровни бюджетной системы. Если это расписание в каких-либо отношениях нарушается, то образуются избытки на каком либо бюджетном уровне и недостатки на других. Необходимо обеспечить динамическую сбалансированность, предполагающую самонастройку и адаптацию сбалансированности бюджетно-налоговой системы. Но элементы системы (самонастраивающие и адаптирующие) — это люди и их организации. Их самонастройка — это потребность, интерес, мотив.

Таким образом, сбалансированность бюджетно-налоговой системы невозможно без повышения роли человеческого фактора, под участниками, агентами субъектами процесс динамической сбалансированности бюджетно-налоговой системы понимается организованный человеческий фактор, то есть сложное горизонтально-вертикальное взаимодействие и взаимозависимость: а) единого центра хозяйствования, б) экономических организаций, в том числе организаций и институтов гражданского общества, в) индивидов. Поэтому практически сбалансированность бюджетно-налоговой системы должна исходить из понятия налога как общественного (публичного) договора, налоговая система, помимо общероссийских налогов, должна включать специфические региональные налоги (прежде всего учитывающие природные ресурсы и производительные силы регионов), бюджетная и налоговая системы не могут и не должны представлять «перевернутую» пирамиду, так как экономическая, социальная и культурная жизнь проходит не только и не столько в центре, а в основном на местах.

Создание налоговой системы, обеспечивающей одновременно реализацию общественных функций государства и повышение деловой активности граждан, предприятий, муниципалитетов, регионов является основной задачей бюджетно-налоговой политики, направленной на сбалансированность между фискальной, стимулирующей и регулирующей функциями.

Необходимо смещение акцентов — от управления бюджетными ресурсами или затратами к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса в рамках четких среднесрочных перспектив. Необходимы конкретные шаги по повышению эффективности федеральных целевых программ, как одного из важнейших инструментов государственной бюджетной политики — количество их должно быть сокращено, а средств на их реализацию выделяться намного больше.

Граждане — и как налогоплательщики, и как потребители общественных услуг — должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека. Налогоплательщик — работодатель государства, налоги представляют собой отчисления граждан на содержание государства как особого общественного института. Поэтому для граждан эффективность налоговой системы — это, прежде всего, увеличение количества и повышение качества предоставляемых государством благ и услуг, безусловное выполнение конституционных прав и свобод. Эти права налогоплательщиков должны выполняться для всех граждан независимо от того, где они проживают. Налоги, как и любой экономически механизм, будут оправдывать себя до тех пор, пока учитывают последствия влияния на участников производственного процесса и достигнутый уровень социально-экономического развития общества, роль государства и налогоплательщика, а также обеспечивают совпадение их интересов.

Проведенные исследования позволили нам прийти к выводу, что приоритеты бюджетной и налоговой политики, так или иначе, сводятся к достижению основных показателей экономического роста, повышению уровня жизни, реальных доходов населения.

Определение путей повышения эффективности бюджетно-налоговой политики ее критериев и показателей в теории и на практике весьма противоречиво и, на наш взгляд, требует дальнейшего осмысления и проработки.

Такой подход требует научных исследований, содержание и методология которых определяются:

— согласованностью поведения налогоплательщиков и государства, их устремленностью к достижению согласия, равенства, компромисса;

— опираться на регулирующую и стимулирующие функции налога на мотивацию налогоплательщика и его поведение для успеха в труде и бизнесе;

— устойчивостью налогооблагаемых баз для соответствующих налогов;

— отказ от налогообложения фонда оплаты труда (по всем налогам, где он является налогооблагаемой базой), а в последствии и налогообложения других факторов производства;

— необходимостью налогоплательщиков быть в бизнесе предельно честными и соблюдать законность и этические нормы, платить налоги.

— обеспечения баланса между интересами пополнения бюджета и сохранения эффективности экономической деятельности;

— баланса между экономическими обязанностями государства и экономической самостоятельностью граждан и частного сектора экономики;

— обеспечение более разумного баланса прав налогоплательщиков и полномочий налоговых органов.

Требуется повышение прозрачности государственных расходов и качества услуг, их экономичности и эффективности — во-вторых. Важно определить правильный момент в осуществлении налоговых отношений — во взимании налога, а так же введения каких-то изменений в налогообложение, включая новые налоги и приемлемую для потребителей (налогоплательщиков) «цену налога» в данных экономических условиях.

Необходимо наладить взаимодействие субъектов хозяйствования и государства в процессе взимания налогов и последующего их использования для решения социальных проблем населения.

Создание справедливой налоговой системы государства — это многоэтапный процесс, основанный на четко сформулированных целях и приоритетах в рамках пользующейся поддержкой общества последовательной государственной налоговой политики. На современном уровне эффективная налоговая политика означает создание оптимальной национальной налоговой системы, которая, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.

Бюджетно-налоговая политика государства должна трансформироваться из категории перераспределительной в реальную воспроизводственную категорию. На практике это означает необходимость разработки национально ориентированной программы преобразования бюджетной и налоговой систем, опирающихся на рыночные механизмы и способных инициировать экономический подъем. Ключевым элемента этой программы должна стать реализация финансовых ресурсов в сферы, способные повысить эффективность и производительность налогово-бюджетных ресурсов государства.

Главный стратегический курс, по нашему мнению, состоит в переходе от директив жесткого снижения налогово-бюджетных расходов к политике роста доходных и расходных полномочий и результативности использования ресурсов на внутренние цели социально-экономического развития. Современная высокоэффективная бюджетная и налоговая политика должна иметь социально-экономическую направленность, которая определяет социальную организацию рынка и определяется теорией государства как социального. Целями социально ориентированной бюджетно-налоговой политики государства должно стать обеспечение достойной — долгой, обеспеченной, комфортной, безопасной — жизни нынешним и будущим гражданам страны.

В третьей главе «Организация и формы государственного регулирования налогово-бюджетных отношений в РФ» обосновывается необходимость обеспечения сбалансированности бюджетно-налоговой системы и создании условий для долгосрочной макроэкономической устойчивости российской экономики, определяются социально-экономические детерминанты бюджетно-налоговой политики РФ в реализации социальной направленности государства.

Профицитная бюджетная политика — это проблема соблюдения (а дефицитная — игнорирования) требований фискальной и монетарной организации общественного производства, без эффективного набора экономических ограничений будет вести к непрерывному росту расходов и налогов и будет игнорироваться регулирующая экономическая составляющая бюджетной политики, раскрываются организация и формы государственного налогового регулирования бюджетных и межбюдетных отношений, необходимость обеспечения сбалансированности бюджетно-налоговой системы РФ.

Система налогового регулирования представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению текущего процесса маневрирования финансовыми ресурсами в рамках национальной налоговой системы. Государственное регулирование с использованием налоговых платежей во многом определяется созданной налоговой системой и предоставляемыми субъектом хозяйствования налоговыми льготами, стимулирующими предпринимательскую деятельность. Налоговое регулирование отдельных сфер финансово-хозяйственной деятельности отличается от регулирования доходов бюджета.

Как часть государственного регулирования, налоговое регулирование, с одной стороны, должно преследовать, прежде всего, интересы государства в бюджетно-налоговой сфере и обеспечивать необходимые условия для роста благосостояния всех и каждого, с другой. Усиление роли государства в регулировании экономики, в том числе активизации бюджетного и налогового механизмов на основе научно-обоснованных приоритетов бюджетной и налоговой политики посткризисной России, нацелена на полноценное использование налогов, как инструмента экономического регулирования, что требует переосмысления внутреннего содержания фискальной задачи, а значит и финансовой цели в рамках необходимости обеспечения сбалансированности бюджетной и налоговой систем, в соответствии с достигнутым уровнем экономических отношений, социально-экономической политики, и экономического роста. Как было показано в диссертационном исследовании налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения.

В третьей главе диссертационного исследования показано, что действующие в России межбюджетные отношения еще в значительной степени не отвечают основополагающим требованиям бюджетного федерализма, преодолению тенденции роста иждивенческих настроений у региональных и местных органов власти, повышению заинтересованности и ответственности их в наращивании налогового потенциала на подведомственных территориях и проведении активной самостоятельной бюджетной политики, способствующей финансовой самодостаточности субъектов Федерации и муниципальных образований, рациональному и эффективному расходованию средств их бюджетов. Существующий механизм межбюджетных отношений в части разграничения доходных источников и расходов по вертикали бюджетной системы и межбюджетного регулирования сориентирован в основном на реализацию выравнивающей функции в ущерб стимулирующей.

Проблемная ситуация состоит в том, что несмотря на то, что провозглашается принцип отказа от расщепления региональных и местных налогов, федеральный центр считает возможным снизить региональные и местные налоги до двух-трех, понимая при этом, что регионы как никогда ранее сейчас будут нуждаться в дополнительных средствах. С учетом же фактического увеличения расходных обязательств региональных бюджетов и необходимости укрепления их финансовой самостоятельности представляется целесообразным расширить перечень собственных именно налоговых доходных источников региональных бюджетов. При этом важно закрепить за последними, прежде всего, немобильные и общераспространенные налоги, отдача от которых в максимальной мере зависит от усилий самих региональных и местных властей, — только тогда они обретут реальные полномочия по формированию своих бюджетных доходов.

Говоря о принципах разграничения и распределения доходных источников по уровням бюджетной системы, надо стремиться к тому, чтобы они в максимально возможной степени покрывали минимально необходимые расходы территориальных бюджетов, исходя из принципа опоры в первую очередь на собственные силы Необходимо минимизировать число регулирующих федеральных и региональных налогов и увеличить число налогов, закрепляемых за определенным уровнем бюджетной системы по принципу «один налог — один бюджет», при этом оставшуюся часть регулирующих доходов следует закрепить на постоянной основе, повысив уровень собственных доходов территорий без ущерба для федерального бюджета. Механизм межбюджетных отношений должен быть перестроен с учетом опоры субъектов Федерации и муниципальных образований в первую очередь на собственные силы, и лишь при недостаточности налогового потенциала на подведомственной территории по объективным причинам — привлечения средства вышестоящих бюджетов.

Конечной целью государственного регулирования экономики является построение эффективной системы налогообложения на всех уровнях, формирование и поддержка экономически независимого, способного к дальнейшему развитию среднего класса.

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

Уровень установления

Налоги

Федеральные

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акцизы;
  • Налог на доходы физических лиц;
  • Налог на прибыль организаций;
  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Водный налог;
  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Государственная пошлина.

Региональные

  • Налог на имущество организаций;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес.

Местные

  • Земельный налог;
  • Налог на имущество физических лиц.

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Субъект налогообложения

Налоги

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

  • Налог на прибыль;
  • Налог на имущество организаций.

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

  • Налог на доходы физических лиц;
  • Налог на имущество физических лиц.

Смешанные налоги

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес.

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Налоги и налогообложение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *