Налог на землю проводки

Содержание

Как начисляется земельный налог и какое ПБУ при этом применять

Для того чтобы определить ПБУ, к которому стоит обращаться для бухгалтерского учета земельного налога, нужно понять, к какой бухгалтерской категории его стоит относить.

В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ налог на земельный участок является формой оплаты за его использование. Участки земли в бухучете учитываются в составе основных средств, таким образом, плата за пользование землей (объектом ОС) является ничем иным, как расходом, который связан с процессом эксплуатации и использования объекта ОС.

О том, как рассчитывается земельный налог и что меняется в порядке его уплаты в 2020 году, читайте .

Учет расходов по организации ведется в бухучете в соответствии с нормами ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Земельный налог может быть отражен в составе:

  • издержек по основным видам деятельности (пп. 5, п. 7 ПБУ 10/99);
  • прочих издержек (п. 11 ПБУ 10/99).

Важно! Учитывать в составе издержек земельный налог можно, если на данном земельном участке не производится капитальное строительство, он введен в эксплуатацию и является объектом ОС.

В том случае, если на участке осуществляется капитальное строительство, то плата за землю в виде земельного налога должна учитываться в бухучете в составе капитальных затрат по строительству. Эта норма отражена в ПБУ 6/01 (п. 8 и п. 14).

Рассмотрим все возможные проводки по начислению земельного налога более детально.

Проводки для учета расчетов с бюджетом по земельному налогу (счет 68, субсчет «Земельный налог»)

Все налоги в бухучете отражаются на счете 68 «Налоги», а для каждого налога должен быть открыт субсчет — в нашем случае субсчет «Земельный налог». Эту процедуру осуществляют посредством утверждения рабочего плана счетов для организации, который является неотъемлемым приложением к такому важному и необходимому документу в бухучете, как «Учетная политика».

Поскольку счет 68 является пассивным, то все начисления по земельному налогу будут производиться по кредиту этого счета.

Теперь разберемся со счетами, которые могут дебетоваться в корреспонденции с указанным 68-м счетом.

  1. Земельный налог относится к издержкам по основной деятельности.

Когда участок земли используется в процессе осуществления определенного вида деятельности организацией, то затраты в виде платежей за землю (налога) должны отражаться на следующих счетах бухучета:

  • счет 20, если расходы относятся к основному производству;
  • счет 23, если расходы касаются вспомогательного производства;
  • счет 25, если затраты общепроизводственные;
  • счет 26, если затраты общехозяйственные;
  • счет 29, если затраты касаются обслуживающих хозяйств и производств;
  • счет 44, если это издержки при реализации.

Если резюмировать все вышесказанное, то проводки по начислению земельного налога при отнесении издержек по оплате за землю (налогу) на расходы по виду деятельности будут такие:

Дебет

Кредит

20, 23, 25, 26, 29, 44

68 (субсчет земельного налога)

  1. Земельный налог относится к прочим издержкам.

Если участок земли сдается организацией в аренду, то плата за землю должна отражаться в составе прочих издержек.

Важно! Это правило действует в том случае, если сдача в аренду земли не является основополагающим направлением деятельности, а таким способом просто эффективно используются невостребованные организацией активы.

Прочие расходы отражаются в бухучете на счете 91.2. Проводка будет такой:

Дебет

Кредит

68 (субсчет земельного налога)

  1. Начисление земельного налога в составе капитальных издержек по строительству.

При капстроительстве издержки собираются в разрезе каждого объекта на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по открытому к нему субсчету «Строительство ОС». В данном случае, когда начислен земельный налог, проводка будет иметь следующий вид:

Дебет

Кредит

08 (субсчет строительство ОС)

68 (субсчет земельного налога)

Мы рассмотрели начисление земельного налога в соответствии с различным характером использования участка. Теперь рассмотрим проводку при уплате этого налога. Она будет следующей:

Дебет

Кредит

68 (субсчет земельного налога)

Образец платежного поручения на уплату земельного налога (образец) ищите .

Об особенностях уплаты земельного налога и отчетности по нему читайте в «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

В том случае, если вы хотите произвести погашение обязательств по земельному налогу перед бюджетом за счет существующей у вашей организации переплаты по другому налогу (налогам), проводка будет следующая:

Дебет

Кредит

68 (субсчет земельного налога)

68 (субсчет налога, за счет которого производится перезачет)

Итоги

При начислении земельного налога проводки зависят от назначения использования участка. Начисляя земельный налог, обязательно проанализируйте характер использования участка, чтобы не ошибиться с корреспонденцией счетов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Документальное оформление

Расчет земельного налога (авансовых платежей по налогу) оформите бухгалтерской справкой. Бухгалтерская справка является основанием для начисления земельного налога (авансовых платежей) и его отражения в учете (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ письмо ФНС России от 9 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9163).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете расчеты по земельному налогу отражайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Расчеты по земельному налогу» (Инструкция к плану счетов). Также в нашей статье узнайте про счет на налог на имущество.

Порядок начисления земельного налога в бухгалтерском учете зависит от характера использования земельного участка.

Если земельный участок используется в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), то земельный налог учитывайте в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 и 7 ПБУ 10/99):

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»

– начислен земельный налог.

Если земельный участок предоставляется за плату во временное пользование по договору аренды (и это не является предметом деятельности организации), земельный налог учитывайте в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99):

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»

– начислен земельный налог.

Если на земельном участке организация ведет строительство здания или сооружения, сумму налога, начисленную в период строительства (до включения строения в состав основных средств), отнесите на увеличение первоначальной стоимости объекта. Такой порядок предусмотрен пунктами 8 и 14 ПБУ 6/01.

Начисление земельного налога отразите проводкой:

Дебет 08 субсчет «Строительство объектов основных средств» Кредит 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»

– учтен начисленный земельный налог при формировании первоначальной стоимости строящегося объекта.

Перечисление земельного налога в бюджет отражайте проводкой:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» Кредит 51

– перечислен земельный налог в бюджет.

Порядок отражения земельного налога при расчете налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.

ОСНО

При расчете налога на прибыль сумму земельного налога (авансовых платежей по земельному налогу) включите в состав расходов, уменьшающих налоговую базу (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Подтвердить затраты в виде начисленных сумм авансовых платежей по земельному налогу можно первичными документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством и содержащими все необходимые реквизиты.

Например, такими документами могут быть:

  • справка бухгалтера;
  • расчет суммы авансового платежа по земельному налогу;
  • регистры налогового учета и т. д.

Название документа в данном случае значения не имеет. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 9 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9163.

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль сумму земельного налога по земельным участкам, не используемым для получения дохода?

Ответ: да, можно.

Исходя из буквального толкования положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, налоговую базу по налогу на прибыль уменьшают любые налоги, начисленные в соответствии с действующим законодательством (кроме налогов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 388 НК РФ). При этом Налоговый кодекс РФ не ставит обязанность по уплате земельного налога в зависимость от того, используется земельный участок в деятельности организации или нет. Следовательно, сумму земельного налога, уплаченную в бюджет по земельным участкам, не используемым для получения дохода, можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы в виде сумм земельного налога по земельным участкам, занятым объектами непроизводственной сферы (обслуживающих производств, подсобных хозяйств и т. п.)?

Ответ: да, можно.

Исходя из буквального толкования положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, налоговую базу по налогу на прибыль уменьшают любые налоги, начисленные в соответствии с действующим законодательством (кроме налогов, указанных в ст. 270 НК РФ). Земельный налог уплачивается организацией по требованию законодательства, поэтому его сумму можно учесть при расчете налога на прибыль (в т. ч. и по участкам, не используемым в деятельности организации) (ст. 388 252 НК РФ).

Вместе с тем, доходы и расходы, связанные с деятельностью объектов непроизводственной сферы (обслуживающих производств, подсобных хозяйств и т. п.), формируют отдельную налоговую базу по налогу на прибыль. Поэтому, если на земельном участке, принадлежащем организации, расположен объект непроизводственной сферы (например, база отдыха, сауна, спорткомплекс), сумму земельного налога по этому участку при расчете налога на прибыль нужно включать в расходы в особом порядке. То есть с учетом положений статьи 275.1 Налогового кодекса РФ. Такая точка зрения отражена в письме Минфина России от 28 февраля 2008 г. № 03-03-05/14.

Момент учета расходов на уплату земельного налога при расчете налога на прибыль зависит от того, какой метод признания расходов применяет организация.

Если организация использует метод начисления, то расходы на уплату земельного налога и авансовых платежей по земельному налогу включите в базу по налогу на прибыль в момент начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Авансовые платежи спишите в расходы на конец I, II и III кварталов, земельный налог – на конец года. Такой порядок отражения в расходах следует применять несмотря на то, что расчеты авансовых платежей по земельному налогу с 2011 года организации не сдают. Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в письме от 20 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/254.

Если организация применяет кассовый метод, то расходы на уплату земельного налога включите в базу по налогу на прибыль в момент его уплаты в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на уплату земельного налога. Организация применяет общую систему налогообложения

ОАО «Производственная фирма Мастер» принадлежит на праве собственности земельный участок. Организация занимается производством продуктов питания. Земельный участок занят административным зданием.

Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января – 3 425 000 руб. Ставка земельного налога, установленная местным законодательством в отношении данной категории земли, составляет 1,5 процента.

Также местным законодательством установлены отчетные периоды по земельному налогу, поэтому организация должна рассчитывать и платить авансовые платежи по нему.

Авансовые платежи по земельному налогу бухгалтер организации перечислил в бюджет в следующие сроки:
за I квартал – 29 апреля;
за II квартал – 29 июля;
за III квартал – 31 октября.

В бухучете начисление и перечисление авансовых платежей по земельному налогу за I квартал отражены следующим образом:

31 марта:

Дебет 26 Кредит 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»
– 12 844 руб. – начислен авансовый платеж по земельному налогу за I квартал.

29 апреля:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» Кредит 51
– 12 844 руб. – перечислен авансовый платеж по земельному налогу в бюджет за I квартал.

Такие же проводки бухгалтер сделал при начислении и уплате авансовых платежей по налогу:
за II квартал – соответственно 30 июня и 29 июля;
за III квартал – соответственно 30 сентября и 31 октября.

При расчете налога на прибыль организация использует метод начисления. Бухгалтер включил авансовые платежи по земельному налогу в расходы по налогу на прибыль в следующих размерах:
12 844 руб. за I квартал – 31 марта;
25 688 руб. (12 844 руб. × 2) за полугодие – 30 июня;
38 532 руб. (12 844 руб. × 3) за девять месяцев – 30 сентября.

Сумма земельного налога за год равна 51 375 руб. (3 425 000 руб. × 1,5%).

Сумма налога, которую нужно перечислить в бюджет по итогам года, составляет 12 843 руб. (51 375 руб. – 12 844 руб. – 12 844 руб. – 12 844 руб.).

При начислении и уплате земельного налога за год бухгалтер организации сделал проводки.

В последний день налогового периода:

Дебет 26 Кредит 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»
– 12 843 руб. – начислен земельный налог за отчетный год.

В срок, установленный местным законодательством:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» Кредит 51
– 12 843 руб. – перечислен земельный налог в бюджет за отчетный год.

При расчете налога на прибыль сумму земельного налога бухгалтер включил в расходы 31 декабря отчетного года.

УСН

Если организация на упрощенке выбрала объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, включите сумму земельного налога в расходы при расчете единого налога (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Ситуация: можно ли при расчете единого налога при упрощенке учесть сумму земельного налога по земельным участкам, не используемым для получения дохода? Организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами

Ответ: да, можно.

Исходя из буквального толкования положений подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, налоговую базу по единому налогу уменьшают налоги, начисленные в соответствии с действующим законодательством.

Плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 388 НК РФ). При этом Налоговый кодекс РФ не ставит обязанность по уплате земельного налога в зависимость от того, используется земельный участок в деятельности организации или нет. Следовательно, сумму земельного налога, уплаченную в бюджет по земельным участкам, не используемым для получения дохода, можно учесть при расчете единого налога (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в письмах от 18 апреля 2011 г. № 03-03-06/2/64 от 26 июня 2009 г. № 03-03-06/1/430 от 11 июля 2007 г. № 03-03-06/1/481 от 19 июля 2006 г. № 03-03-04/1/589. Несмотря на то что выводы, сделанные в этих письмах, относятся к организациям на общей системе налогообложения, их можно распространить и на организации на упрощенке, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами (п. 2 ст. 346.16 п. 1 ст. 252 НК РФ).

Расходы на уплату земельного налога включайте в базу по единому налогу в момент его уплаты в бюджет (подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Если на земельном участке организация ведет строительство здания или сооружения, сумму налога, начисленную в период строительства, отнесите на увеличение первоначальной стоимости объекта. Так поступайте до момента принятия строения на учет в составе основных средств. Такой порядок установлен в абзаце 9 пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, пунктах 8 и 14 ПБУ 6/01.

Расходы на уплату земельного налога отразите в разделе I книги учета доходов и расходов.

Если организация на упрощенке выбрала в качестве объекта налогообложения доходы, то земельный налог при расчете единого налога не учитывайте. Пунктом 3 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ это не предусмотрено.

ЕНВД

Уплата земельного налога на величину ЕНВД не влияет, так как при определении единого налога расходы организации в расчет не берутся (ст. 346.29 НК РФ).

ОСНО и ЕНВД

Если организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД, а земельный участок используется в обоих видах деятельности организации, сумму земельного налога нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Это связано с тем, что при расчете налога на прибыль расходы, относящиеся к деятельности на ЕНВД, учесть нельзя.

В состав расходов для расчета налога на прибыль включите только ту часть земельного налога, которая относится к деятельности организации на общей системе налогообложения (п. 9 ст. 274 НК РФ).

  • Штрафные санкции за неуплату или несвоевременную уплату единого социального взноса (ЕСВ) и неподачу отчетности
  • Штрафные санкции за непредставление отчетности
  • Штрафные санкции за неуплату или несвоевременную уплату налоговых обязательств
  • Штрафные санкции за занижение налоговых обязательств, выявленное в результате проверок
  • Штрафные санкции за неведение, ненадлежащее ведение, потерю или ведение незарегистрированной книги учета доходов предпринимателем
  • Штрафные санкции за вовлечение в деятельность неоформленного работника, за невыплату заработной платы, невыплату в полном объеме
  • Штрафные санкции за неоприходование наличности в кассу
  • Штрафные санкции за получение дохода за деятельность не указанную в свидетельстве единого налога
  • Штрафные санкции за нарушение условий пребывания на едином налоге

Если у Вас возникли проблемы с налоговой службой, и Вы не в силе самостоятельно решить вопрос, немедля обратитесь к специалистам! Чем раньше Вы это сделаете, тем меньше штрафов Вам придется уплатить. Обращайтесь за консультацией, мы поможем решить Ваши проблемы.

Налоговый Кодекс Украины содержит широкий перечень функций, прав и обязанностей органов государственной налоговой службы. Одной из них является применение и взыскание финансовых (штрафных) санкций.

Основываясь на статистике консультаций в нашей компании, мы пришли к выводу, что множество вопросов возникает у налогоплательщиков, связанных с применением и разъяснением норм Налогового кодекса относительно штрафных санкций, ответственности юридических лиц и предпринимателей.

На данной страничке представлен обобщающий анализ штрафов и пени за такие налоговые правонарушения, как неуплата налогов, несвоевременное предоставление (непредставление) налоговой отчетности в соответствии с нормами НКУ: их размер, порядок применения и взыскания. Информация касается и физических и юридических лиц.

Если интересует тема штрафных санкций для предпринимателей – плательщиков единого налога, читайте об этом на отдельной страничке нашего сайта: штрафы для предпринимателей.

Порядок начисления и уплаты штрафных санкций, которые применяются к налогоплательщикам налоговыми органами, установлен в Налоговом Кодексе Украины в разделе ІІ главы 11.

Начисление штрафных санкций осуществляется налоговыми органами по фактам нарушения требований законодательных и нормативных актов, установленным в результате проведения проверок.

Штрафная санкция (финансовая санкция, штраф) – определена Налоговым Кодексом Украины (далее НКУ) как плата в виде фиксированной суммы и/или процентов, которая взимается с налогоплательщика в связи с нарушением им требований налогового законодательства и другого законодательства, а также за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности.

Штрафные санкции, налагаемые на налогоплательщиков, условно можно разделить на следующие группы:

  • штрафные санкции за непредставление налоговых деклараций;
  • штрафные санкции за занижение налоговых обязательств, выявленное в результате проверок налоговым органом;
  • штрафные санкции в результате выявления арифметических или методологических ошибок в представленной налоговой декларации;
  • штрафные санкции в случае, когда начисление налогового обязательства возлагается на налоговый орган;
  • штрафные санкции за неуплату или несвоевременную уплату налоговых обязательств;

Рассмотрим более подробно штрафные санкции, налагаемые на налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства в соответствии с Налоговым Кодексом Украины.

Штрафные санкции за непредставление отчетности (налоговых деклараций)

Предусмотрены в размере 10 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (170 гривен) за каждый случай непредставления или задержки декларации. Если же к налогоплательщику в течение года уже было применено взыскание за подобное правонарушение, сумма штрафа увеличивается до 1020 гривен.

Для признания предоставляемого в налоговый орган документа налоговой декларацией должны быть выполнены следующие условия:

  • законодательством предусмотрено представление документа;
  • установлены сроки его представления;
  • на основании представляемого документа осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа).

Чтобы не пришлось платить указанные выше штрафные санкции, приводим для информации сроки предоставления отчетности. Согласно п. 49.18 ст. 49 НКУ налоговые декларации подаются за следующие базовые отчетные (налоговые) периоды:

  • календарный месяц (в т.ч. в случае уплаты месячных авансовых взносов) — в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца;
  • календарный квартал или календарное полугодие (в т. ч. в случае уплаты квартальных или полугодовых авансовых взносов) — в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала (полугодия);
  • календарный год (кроме налога на доходы физических лиц и физических лиц — предпринимателей) — в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года;
  • календарный год для плательщиков налога на доходы физических лиц — до 1 мая года, следующего за отчетным;
  • календарный год для плательщиков налога на доходы физических лиц — предпринимателей — в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года.

Если последний день срока представления налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, который наступает за выходным или праздничным днем.

Согласно налогового кодекса уплатить указанную в декларации сумму налогового обязательства налогоплательщик обязан самостоятельно в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока подачи налоговой декларации, за некоторыми исключениями (читайте ниже). Налог, не уплаченный в установленный срок, считается не уплаченным своевременно.

Обращаем внимание: если срок подачи в связи с выходным днем или праздничным переносится на следующий день, то срок в 10 дней при наличии последнего выходного или праздничного дня, для уплаты налога не переносится.

Примером указанных выше исключений из 10-дневного срока могут служить следующие случаи:

  • Уплата налога физическими лицами по оплате налога на доходы. Физическое лицо подает налоговую декларацию о полученных доходах до 1 мая следующего года в орган налоговой службы по месту жительства налогоплательщика, однако оплатить налоговое обязательство он обязан до 1 августа следующего за отчетным годом (п. 179.7 НК), независимо от принятия или отказа в принятии налоговой декларации.
  • Плательщики единого налога первой и второй групп, независимо от отчетного периода, уплачивают единый налог путем осуществления авансового взноса не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца (п. 295.1 ст. 295 НКУ).

Штрафные санкции за неуплату или несвоевременную уплату налоговых обязательств

Если налогоплательщик в течение определенных Кодексом сроков самостоятельно не уплачивает сумму указанного в декларации денежного обязательства, ему грозит штраф в размере 10 процентов от этой суммы — при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, и 20 процентов — при задержке более 30 календарных дней (ст. 126 НКУ).

Обратите внимание, для начисления штрафных санкций должны выполняться следующие условия:

  • налоговое обязательство должно быть согласованным;
  • нарушены предельные сроки уплаты, определенные налоговым кодексом.

Неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика влекут наложение штрафа в размере 25 процентов суммы налога. За аналогичное повторное в течение 1095 дней правонарушение штраф составит 50 процентов суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет.

Обращаем внимание, неуплата (неперечисление) физическим лицом — плательщиком единого налога первой и второй групп авансовых взносов единого налога в порядке и в сроки, определенные настоящим Кодексом, влечет наложение штрафа в размере 50 процентов ставки единого налога, выбранной плательщиком единого налога в соответствии с кодексом.

Во всех случаях неуплатой считается как полное отсутствие платежа, так и уплата самостоятельно определенной суммы налога без нарушения сроков, однако не в полном объеме.

Штрафные санкции за занижение налоговых обязательств, выявленное в результате проверок

Если в результате проверки, налоговой службой будет доначислено налоговое обязательство, то налогоплательщик обязан будет заплатить штраф в размере 25 процентов суммы начисленного налогового обязательства. При повторном в течение 1095 дней определении контролирующим органом суммы налогового обязательства по этому налогу штраф составит уже в размере 50 процентов суммы начисленного налогового обязательства (ст. 123 НК Украины). При этом штраф будет применен за каждое совершенное правонарушение отдельно: в размере 25 процентов — за первое правонарушение и в размере 50 процентов — за повторное.

Кроме штрафных санкций, после окончания установленных налоговым кодексом сроков погашения согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга также начисляется пеня. Пеней считается сумма средств в виде процентов, начисленных на суммы денежных обязательств, не уплаченных в установленные законодательством сроки. Пеня рассчитывается из расчета 120 процентов годовых учетной ставки НБУ. Порядок ее начисления и уплаты детально регламентирован в главе 12 раздела II НКУ.

При самостоятельном начислении налогоплательщиком суммы обязательства пеня начисляется на сумму налогового долга из расчета 120 процентов годовых учетной ставки НБУ, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок больше. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки в его уплате. Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, а при начислении контролирующими органами — с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, определенного в налоговом уведомлении-решении.

Пеня начисляется в день наступления срока погашения налогового обязательства, начисленного контролирующим органом или налогоплательщиком налогов в случае выявления его занижения на сумму такого занижения и за весь период занижения (в том числе за период административного и/или судебного обжалования). Начисление осуществляется из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на день занижения. При отмене по решению суда доначисленного денежного обязательства, пеня за период занижения такого денежного обязательства (его части) отменяется. Если плательщик самостоятельно выявляет занижение обязательства и погашает до проверки налоговой службой, то пеня не начисляется.

Если у налогоплательщика есть задолженность перед бюджетом, то из суммы оплаты первым погашается налоговый долг, после – штрафы и самой последней – погашается пеня.

Обращаем внимание, что срок применения к налогоплательщикам штрафных санкций равен сроку исковой давности, согласно ст. 102 НКУ. Налоговая служба может начислить сумму денежных обязательств не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации (уточняющего расчета к ней) и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом. При подаче налоговой декларации с опозданием — за днем ее фактического представления.

По истечению указанного выше срока давности доначисленное денежное обязательство становится безнадежным налоговым долгом и списывается с налогоплательщика самим налоговым органом. В таких случаях, спор относительно деклараций (налогового уведомления) не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.

Обращаем внимание, что срок принудительного взыскания с налогоплательщика налогового долга, согласно с НКУ также составляет 1095 дней со дня его возникновения. Если платеж взимается по решению суда, сроки взыскания устанавливаются до полного погашения такого платежа или определения долга безнадежным.

Штрафные санкции за неведение, ненадлежащее ведение, потерю или ведение незарегистрированной книги учета доходов предпринимателем

Ведения книги учета доходов – это неотъемлемая ответственная составляющая предпринимательской деятельности. Ответственность за неведение, ненадлежащее ведение, потерю или ведение незарегистрированной книги учета доходов регламентируется Кодексом Украины об административных правонарушениях. Ст. 164-1 Кодекса, за указанные нарушения, предусмотрено предупреждение или наложение штрафа в размере от трех до восьми необлагаемых минимумов доходов граждан, т.е. от 51 до 136 грн. Повторное в течение года, такое нарушение влечет штраф в размере от 85 до 136 грн.

Штрафные санкции за вовлечение в деятельность неоформленного работника, за невыплату заработной платы, невыплату в полном объеме

Если наемный работник предпринимателя не трудоустроен официально, то соответственно ему не начисляется и не выплачивается официально заработная плата, как следствие не перечисляется в бюджет налог с выплаченного дохода физическому лицу. За неудержание и неперечисление налогов с доходов налоговый агент, согласно ст. 127 НКУ, несет ответственность в виде штрафа в размере 25% суммы налога подлежащей уплате в бюджет. За повторное такое нарушение в течение 1095 дней штраф увеличивается, соответственно, в два раза. В дальнейшем предпринимателю начисляются штрафные санкции за недоплаченное денежное обязательство и пеня. Конечно, факт выплаты дохода в пользу наемного работника нужно еще доказать.

Выплата доходов в пользу наемного работника подразумевает сдачу отчетности в налоговую. С 2011 года такой отчетностью, в соответствии с п. 176.2 НКУ, является форма 1-ДФ, которая подается за квартал. Ответственность за неподачу отчетности определена ст. 120 НКУ и составляет 170 грн. за каждую неподачу. Повторное такое нарушение, налогоплательщиком к которому в течение года уже был применен штраф, влечет наложение штрафа в размере 1020 грн. за каждую неподачу.

Нарушение сроков выплаты заработной платы, выплаты в полном объеме, влечет привлечение к административной ответственности в размере штрафа от 510 до 1700 грн. Если безосновательная невыплата длилась более одного месяца, то возможно привлечение к уголовной ответственности, согласно Уголовному кодексу Украины. Уголовная ответственность предусматривает уже штраф от 8500 грн. до 17000 грн., либо исправительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет с запретом занимать соответствующие должности либо заниматься соответствующей деятельностью на срок до трех лет.

Штрафные санкции за неоприходование наличности в кассу

Данный пункт рассматривается в общем, в независимости от системы налогообложения, сотрудники налоговой службы при неоприходовании выручки — начисляют штрафные санкции в пятикратном размере неоприходованной суммы.

Пример. Для предпринимателя – плательщика единого налога неоприходование наличности в кассу приравнивается к внесению соответствующей записи в книге учета доходов на полную сумму выручки. Согласно Закона Украины «О РРО» сотрудники налоговой службы при неоприходовании выручки в книге предпринимателя начисляют штрафные санкции в пятикратном размере неоприходованной суммы. Следует отметить, что факт получения выручки и неоприходования очень трудно доказать. Но тем не менее. Штрафы достаточно жесткие, поэтому следует с должным вниманием относиться к такого рода правонарушениям.

Штрафные санкции за получение дохода за деятельность не указанную в свидетельстве единого налога

Здесь все очень просто. В том случае, если контролирующими органами будет выявлен факт получения предпринимателем доходов от осуществления деятельности, не указанной в свидетельстве о праве уплаты единого налога, то такой доход будет обложен налогом на общих основаниях для физических лиц по ставке 15%.

Штрафные санкции за нарушение условий пребывания на едином налоге

Если единщик в период пребывания на едином налоге допускает одно из указанных ниже правонарушений, то он с полученных с нарушением сумм, уплатит налог с доходов в размере 15-20% и со следующего квартала будет вынужден перейти на общую систему налогообложения.

К таким правонарушениям относят:

  • получение дохода от вида деятельности, не указанного в свидетельстве плательщика единого налога
  • использование неденежных расчетов;
  • превышение установленного лимита дохода от реализации для соответствующей группы плательщиков единого налога.

Например: получен доход с использованием бартера в сумме 6 тыс. грн. Это означает, что единщик уплатит 900 грн единый налог по ставке 15% и со следующего квартала станет плательщиком на общих основаниях.

Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый Кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых налоговых норм» №4834-VI от 24.05.2012 г. введен мораторий на применение штрафных санкций за нарушения в 2012 году, порядка исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций плательщиками единого налога. Также мораторий введен на применение административной ответственности за неправильное заполнение предпринимателями на едином налоге книги учета доходов и книги учета доходов и расходов за 2012 год.

Штрафные санкции за неуплату или несвоевременную уплату единого социального взноса (ЕСВ) и неподачу отчетности

За неуплату или несвоевременную уплату единого социального взноса Пенсионный фонд применяет штрафные санкции в размере 20% от суммы неуплаты (п.11 ст.25 Закона «О ЕСВ”). За каждый день просрочки платежа на сумму недоимки начисляется пеня в размере 0,1% от суммы за каждый день недоплаты.

Ст. 165.1 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрен административный штраф за указанные нарушения, который составляет от 340 до 510 грн. За повторное такое нарушение в течение года предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 510 до 680 грн.

Анализируя сказанное, хочется отметить, что наибольшие финансовые потери ожидают налогоплательщиков в случае сознательного укрывательства от уплаты налогов, неоприходования наличности, наличия неоформленных работников, отсутствия разрешительной документации, РРО (при общей системе налогообложения), лицензий и т.д. Дабы сократить количество возможных штрафных санкций плательщику необходимо учитывать следующее:

  • обеспечить качественное ведение учета и отчетности;
  • обеспечить своевременное оформление и сохранность документации и отчетности;
  • обеспечить своевременное реагирование на уведомление органов налоговой службы;
  • осуществлять оптимизацию налогообложения и минимизацию налоговых выплат в рамках законодательства.

На страничках об Оптимизации налогообложения юридических лиц и физических лиц, мы рассказывали о том, что оптимизация предполагает: минимизациюналоговых выплат и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов. Результаты любой оптимизации и налогового планирования могут быть сведены к нулю, несоответствующим законодательству ведением учета, сдачи отчетности и т.д. Что в результате приводит к штрафным санкциям и убыточности не отдельно взятой сделки, а финансовой деятельности предприятия в целом. Только четкое понимание и соблюдение норм законодательства позволит избежать возможных проблем в их взаимоотношениях с налоговыми органами.

Если у Вас возникли проблемы с налоговой службой, и Вы не в силе самостоятельно решить вопрос, немедля обратитесь к специалистам! Чем раньше Вы это сделаете, тем меньше штрафов Вам придется уплатить. Обращайтесь за консультацией, мы поможем решить Ваши проблемы.

Налог на землю проводки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *