Налог на бензин

Содержание

Включен ли транспортный налог в стоимость бензина?

Акциз в стоимости бензина вместо налога на транспорт

Перспектива внедрения законодательных инициатив

Акцизы на бензин: текущая схема

Включен ли акциз в стоимость бензина при продаже конечному потребителю

Итоги

Акциз в стоимости бензина вместо транспортного налога

Транспортный налог как отдельная юридическая категория регулируется положениями гл. 28 НК РФ. В ней не предусмотрено какой-либо корреляции соответствующих платежей в бюджет и расходов автовладельца на приобретение бензина.

Однако на протяжении последних лет в сообществе экспертов, деятельность которых связана с законотворчеством, возникают тезисы о необходимости корректировки положений гл. 28 НК РФ либо внесении в них существенных дополнений в части замены транспортного налога для физлиц дополнительными налогами или новыми акцизами на бензин (которые уже существуют как отдельная правовая категория — ее специфику мы также рассмотрим).

Основной аргумент инициаторов нововведений — автолюбители смогут делать перечисления в бюджет не за то, что владеют транспортным средством, а за то, что фактически пользуются им. Ведь многие граждане, являясь собственниками автомобилей, ездят на них крайне редко, например, только в летний сезон, но вынуждены платить транспортный налог.

Замена транспортного налога акцизами на бензин, привязанными к фактическим объемам расходуемого топлива, позволила бы значительно повысить эффективность налоговой политики государства: с одной стороны, платежная нагрузка на относительно пассивных владельцев машин снизилась бы, а сборы с относительно активных автолюбителей были бы пропорциональны интенсивности пользования ими транспортными средствами.

Подобные изменения в законах, как полагают инициаторы нововведений, избавили бы и законодателя от внедрения так называемого экологического налога, о необходимости установления которого в последнее время говорят многие эксперты и налоговики. Уплачивая акцизы на бензин пропорционально его расходованию, гражданин одновременно компенсировал бы вред экологии, наносимый продуктами сгорания топлива.

Перспектива внедрения законодательных инициатив

Инициативы, о которых идет речь, существуют уже давно, но пока не находят поддержки в структурах государственной власти. Так, Министерство финансов РФ считает, что акцизы на бензин, подлежащие уплате гражданами, на практике будет крайне сложно администрировать. Кроме того, как полагают чиновники Минфина, введение дополнительных акцизов может спровоцировать неоправданный рост стоимости топлива.

Несмотря на неоднозначное восприятие инициативы на уровне исполнительной ветви власти, депутаты Госдумы, а также их региональные коллеги в парламентах субъектов РФ считают необходимым продолжить диалог на тему замены транспортного налога акцизами. Технически администрирование данных платежей должен облегчить, как полагают депутаты, электронный документооборот, всё более активно внедряющийся в практику сбора налогов.

Настаивая на замене транспортного налога акцизами, следует также учитывать и возможные негативные последствия такого шага для самих плательщиков налога: с исчезновением налога исчезнут и льготы, которыми сейчас пользуются владельцы транспортных средств.

Со списком «транспортных» льготников вас познакомит материал.

Акцизы на бензин: текущая схема

Выше мы отметили, что акцизы на бензин — действующая юридическая категория. Рассмотрим ее сущность подробнее.

Важный момент, на который следует обратить внимание: российские автовладельцы уже сейчас фактически компенсируют продавцам топлива действующие акцизы на бензин.

Дело в том, что производитель подакцизных нефтепродуктов, реализовав покупателю топливо, должен до 25-го числа месяца, который следует за прошедшим налоговым периодом, перечислить сумму акциза в бюджет (п. 3 ст. 204 НК РФ).

Нефтепродукты, относящиеся к подакцизным:

  • автомобильный бензин;
  • моторные масла (для двигателей дизельного, карбюраторного типа);
  • прямогонный бензин;
  • дизельное топливо.

Исчисление акциза осуществляется в привязке к 1 тонне нефтепродукта. Акциз начисляется на топливо, как правило, в день отгрузки покупателю (п. 2 ст. 195 НК РФ).

Плательщиками акцизов на бензин и иные нефтепродукты из указанного перечня являются юрлица и ИП, которые реализуют произведенные ими подакцизные товары.

В случае если топливо изготовлено из давальческого сырья и передано организации либо физлицу, не имеющему свидетельства на выпуск нефтепродуктов, акцизные сборы должны перечисляться в бюджет переработчиком сырья.

Акцизы на бензин также платят юрлица и ИП на ЕНВД. На данный момент ЕНВД не заменяет платежных обязательств, о которых идет речь.

Как влияет класс бензина на ставку акциза, узнайте .

Включен ли акциз в стоимость бензина при продаже конечному потребителю

В положениях ст. 200 НК РФ установлены налоговые вычеты по акцизам на бензин. Но их не могут применять плательщики (в Налоговом кодексе нет на то соответствующих оснований), которые осуществляют продажу бензина конечным потребителям — к таковым относится большинство топливных компаний, владеющих заправками. В этом можно проследить отличие акциза на топливо от НДС, по которому вычеты АЗС применять могут так же, как и другие розничные виды бизнеса.

Подробнее о вычетах, установленных для плательщиков НДС, читайте в статье «Что такое налоговые вычеты по НДС?».

Нефтеперерабатывающие заводы, имеющие свидетельства на операции с нефтепродуктами, вправе использовать вычет. Что касается АЗС, то воспользоваться вычетом по акцизам они не могут, так как вычеты могут применить только налогоплательщики акцизов, к которым АЗС, занимающиеся перепродажей подакцизных товаров, не относятся (см. ст. 179, 200 НК РФ, письмо Минфина России от 20.04.2015 № 03-07-06/22469). Акцизы на бензин, моторные масла, дизельное топливо, предъявленные производителем, АЗС включает в стоимость этих товаров (п. 1 ст. 199 НК РФ). Таким образом, в стоимость ГСМ, реализуемых конечному потребителю, включены акцизы, которые АЗС уплатила производителю.

Поэтому уже сейчас автолюбители фактически платят акцизы в размере, пропорциональном расходованию топлива. В этом смысле сложно обнаружить в рассмотренной нами выше законотворческой инициативе принципиальную новизну.

Если инициатива по видоизменению транспортного налога, о которой мы сказали в начале статьи, будет реализована (то есть соответствующий налог для физлиц будет заменен акцизом), то можно предположить, что необходимость в дополнительном администрировании акцизов возникнет в целях раздельного учета объемов топлива, реализуемого физлицам и юрлицам, возможно, как результат появления новой разновидности акциза или налога с продаж, установленного только для физлиц.

Итоги

На сегодняшний день транспортный налог в стоимость бензина не включен, хотя депутаты Госдумы неоднократно выходили с такой инициативой. Предлагаемая депутатами замена транспортного налога акцизами, по их мнению, позволила бы одновременно компенсировать и наносимый дорогам ущерб, и вред экологии от сгорания топлива, так как оплата бензина производится пропорционально его расходованию.

Законодатели занимаются поисками альтернативных способов взимания с владельцев транспорта ущерба, наносимого дорогам (например, путем введения экологического налога).

Литры вместо лошадей

В пятницу, 28 мая, вице-премьер РФ Сергей Иванов на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи заявил о возможной отмене транспортного налога, причем, уже со следующего года. В случае, если эта инициатива будет реализована, взимать плату с автовладельцев будут через дополнительный акциз на топливо. А это, скорее всего, повлечет за собой очередной скачок цен на бензин.

Однако в рядах простых автомобилистов бытует мнение, что такой вариант взимания транспортного налога будет куда справедливее существующей схемы. Больше платить, как считают россияне, должен тот, кто больше ездит, а не тот, у которого больше лошадиных сил под капотом. Неужели правительство прислушалось к мнению простых автомобилистов?

Недолго думая

Всерьез о целесообразности изменения способа сбора транспортного налога на государственном уровне заговорили в конце 2009 года, когда Госдума обсуждала инициативу правительства повысить вдвое базовую налоговую ставку. Необходимость увеличения сборов, по словам чиновников, была продиктована нехваткой средств в региональных бюджетах, из которых финансируется содержание и строительство дорог.

Эта инициатива вызвала закономерное возмущение не только самих автомобилистов, но и ряда крупных политиков, включая членов Совета Федерации. В итоге, принятый в трех чтениях документ был отклонен президентом России Дмитрием Медведевым.

Чиновники, правда, своего все же добились — зайдя с другой стороны. Базовую ставку они оставили без изменений, однако с 2010 года регионам было разрешено повышать базовый тариф не в пять раз, как прежде, а в десять. И хотя с таким решением были согласны не все депутаты, благодаря большинству «Единой России» в Госдуме поправки были приняты и вступили в силу.

Между тем, первыми законопроект, предлагающий включить транспортный налог в стоимость бензина, на рассмотрение Госдумы внесли депутаты партии ЛДПР — еще в конце ноября прошлого года. Однако дальше обсуждений он так и не пошел.

В середине февраля практически такой же законопроект поступил на рассмотрение в комитет Госдумы по бюджету и налогам от депутатов Волгоградской областной думы. Изучив документ, комитет дал ему отрицательную оценку — из-за того, что новая система «непременно повлечет за собой рост цен на топливо». А это, как посчитали законотворцы, ударит по наименее обеспеченным слоям автомобильного сообщества.

После этого о целесообразности включения дорожных сборов в стоимость топлива говорили все кому не лень — лидеры общественных организаций, правозащитники, отдельные депутаты и простые автомобилисты, выражавшие свое мнение при помощи массовых акций протеста, прокатившихся по всей России. Но, как известно, пока гром не грянет…

В роли «грома» в очередной раз пришлось выступить премьер-министру Владимиру Путину, который неожиданно для всех заявил о необходимости создания на федеральном и региональных уровнях дорожных целевых фондов. Финансироваться эти фонды, по замыслу премьера, должны как за счет транспортного налога, так и за счет дополнительных акцизов на топливо. При этом, чтобы избежать двойного налогообложения, транспортный налог со временем предлагалось отменить.

Эту идею на заседании правительства поддержал сначала Минтранс, а затем и вице-премьер Сергей Иванов, объявивший о возможности отмены транспортного налога во всеуслышание. Получилось неожиданно, потому что еще в конце 2009 года правительство очень негативно отозвалось об аналогичном предложении парламентариев Волгоградской областной думы, посчитав его «усложняющим налоговое законодательство».

Большая разница

Сейчас процедура взимания транспортного налога выглядит следующим образом: каждый автомобилист ежегодно обязан платить определенную сумму, которая рассчитывается исходя исключительно из мощности двигателя автомобиля. И неважно — ездишь ты на машине или держишь ее «на приколе». На этом фоне идея включения налога в стоимость топлива кажется более логичной: за пользование дорогами должны платить те, кто эти самые дороги эксплуатирует активнее других.

Однако на практике это будет означать, что платить больше придется, в первую очередь, владельцам неэкономичных автомобилей. Причем затронет это не только обладателей мощных спорткаров, но и владельцев старых отечественных машин. Такого мнения придерживается, в частности, президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. Как пояснил правозащитник в интервью телеканалу «Вести», современная машина расходует меньше бензина, чем «шестерка» семидесятого или восьмидесятого года выпуска. А это значит, что при равном пользовании дорогами дедушка-пенсионер будет платить больше, чем владелец престижной «Ауди».

Есть и другая проблема — в начале 2010 года московские чиновники не одобрили такую схемы взимания транспортного налога, поскольку она не учитывает интересы льготников. В настоящее время инвалиды и ветераны войны платят минимальный налог на пользование автомобилем, а в некоторых регионах и вовсе освобождены от него. Новая система, между тем, не предполагает возможности льготного налогообложения.

Тратить или экономить?

Говоря о замене транспортного налога увеличением акциза на топливо, Сергей Иванов пока не уточнял никакие детали. Так что на данный момент неизвестно, какой процент от стоимости бензина автомобилистам придется заплатить за пользованием дорогами. Вероятнее всего, правительство воспользуются цифрами, которые указывались в предыдущих проектах — 3-5 процента от стоимости литра топлива. То есть, при нынешней стоимости бензина Аи-92 — 22,29 рубля (по данным на 28 мая) с каждого литра топлива водителю придется заплатить от 66 копеек до 1 рубля 11 копеек.

Попробуем посчитать, в какую сумму будет обходится содержание автомобиля в случае изменения схемы сбора транспортного налога. Для примера возьмем автомобиль класса «С» со 120-сильным мотором, зарегистрированный в Москве, с ежегодным пробегом 15 тысяч километров. При среднем расходе топлива девять литров на каждые сто километров владелец такой машины ежегодно будет отдавать государству 890-1500 рублей в виде акциза на топливо. Для сравнения, транспортный налог в 2010 году на такую легковушку в столице составит 2400 рублей.

Несмотря на то, что многие автомобилисты с нововведением только выиграют, изменение фактической схемы налогообложения может вызвать очередную порцию недовольства в водительских массах. Причина — неизбежный рост цен на топливо, которое в последние месяцы и так существенно подорожало.

К тому же, в настоящее время государство уже получает значительную долю дохода от продажи и потребления бензина в России. По словам вице-президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, сейчас на уплату налогов уходит 60 процентов прибыли нефтяных компаний, тогда как, например, в США эта сумма составляет всего 20 процентов. Понятно, что компенсируются эти 60 процентов, по большей части, как раз за счет розничных цен. То есть, за счет водителей.

Нельзя забывать и о владельцах старых машин, чей расход топлива далек от современных 8-10 литров на сто километров. «Раритета» в нашей стране, по данным Минпромторга, насчитывается около 15 миллионов машин — это почти половина от общего парка легковых автомобилей в России.

Сторонники новой схемы налогообложения считают, что такие меры оправданны: старые автомобили вредят окружающей среде во много раз больше, чем новые автомобили, в том числе и из-за повышенного расхода топлива. Поэтому логично, что транспортный налог на «старушки» будет выше. Однако, по замыслу Путина, полученные средства планируется направлять исключительно в дорожный фонд, а не тратить на улучшение экологической обстановки в стране.

По мощности не судят

Вне зависимости от того, будет ли в ближайшее время введена новая система налогообложения для владельцев автомобилей, большинство водителей и экспертов сходятся в одном: транспортный налог в его современном виде существовать не может. Как заметил Виктор Травин, нынешний метод абсурден: «Также можно привязывать ставку к цвету автомобиля или наличию подушек и ремней безопасности».

Альтернативы? Например, в Норвегии транспортный налог уплачивается за количество пройденных автомобилем за год километров. Однако в России недобросовестные граждане скручивают показания счетчиков за считанные минуты, а значит, данная мера в нашей реальности окажется неэффективной.

Возможно и то, что в поисках оптимальной схемы взимания транспортного налога в России будет выработан собственный механизм. Однако сколько на это уйдет времени и денег автомобилистов, не знает никто.

SpOilt ›
Блог ›
Кому будет выгодно включение транспортного налога в стоимость бензина. Отгадайте с трех раз

Включение транспортного налога в стоимость топлива многократно увеличит расходы 26 000 000 простых автовладельцев. С чего это вдруг многие высокопоставленные чиновники (а вслед за ними и СМИ) разом и с воодушевлением заговорили о трансформации транспортного налога в акцизную составляющую топлива? И в их интонациях даже появился праведный, «народнозащитительный» гнев: «Разве справедливо, что у многих владельцев автомобиль больше простаивает, чем ездит, а платить транспортный налог им приходится одинаково с теми, кто из-за руля не вылезает? А теперь будет, как во многих цивилизованных странах: чем больше утюжишь дороги, тем больше платишь». «Ну наконец-то! — звонит мне приятель. — Да сколько ж может доходить до нашей тупой власти эта очевидность! Наконец-то мы начинаем цивилизовываться».

Плюсы и минусы
И действительно, у такой схемы много серьезных плюсов:
— социальная справедливость: больше ездишь, эксплуатируешь дороги — больше платишь;
— рассрочка платежей по всему году;
— 100-процентная собираемость транспортного налога вместо сегодняшней 80-процентной;
— распределение средств по территориям пропорционально интенсивности движения на них;
— экономия — в связи с ликвидацией бухгалтерии, канцелярии и самого штата налоговых инспекторов и судебных приставов, занимающихся сбором и выколачиванием ТН;
— стимулирование приобретения экономичных автомобилей.
Но есть у нее и минусы:
— увеличение стоимости «транспортной составляющей» всех товаров и услуг;
— сложность расчета налога для транспорта, использующего электроэнергию, а также специфического транспорта, на который налоги высоки: снегоходов, катеров, гидроциклов, самолетов и т.п.;
— утеря льгот ветеранами и инвалидами, аграриями и военными.

Даже поверхностному взгляду ясно, что плюсы гораздо весомее, а почти все минусы могут быть преодолены дополнительными выплатами соответствующим категориям населения, как это и делается в западных странах с транспортным налогом, включенным в стоимость топлива.

Вот почему основная масса российских автомобилистов — ЗА. И ваш покорный слуга тоже был бы за, если бы… не глубокое осознание приоритетов нынешней власти. Я бы не спешил с выводами.

Российская «демократия» в баррелях

Цена на нефть падает. И даже на фоне ее фрагментарного повышения все прогнозы и все реалии говорят о том, что падать она будет продолжать. Если цифра 20 долларов за баррель вызвала крушение СССР, то для крушения сегодняшней российской олигархической власти — жирной, неповоротливой, «осебедумной» (но не о России) — хватит и 50 долларов.

Сейчас — 70. Дыхание катастрофы приближается. Чем наполнять бюджет?

Промышленность развалена. Мелкий и средний бизнесы задавлены милицейско-чиновничьим рэкетом. «Передовая» часть бизнесменов — российские миллиардеры никаких товаров, продукции, новых высоких технологий не производят — только добывание, переработка и перепродажа того, что должно принадлежать всем.

Засекречивание размеров Стабфонда в апреле этого года красноречивее любых откровений — и «углеводородное» благоденствие власти, и безумие ее фаворитов-олигархов, и крохи для мидл-класса с барских столов скоро закончатся. Начнутся «смутные времена». И для того, чтобы оттянуть их, надо наполнять бюджет.

(Добавлю в скобках, что любая «южная» война агонию российской власти продлит. Особенно не на ее территории — в Иране: нефть наверняка подорожает. И, судя по тому, что американцы начали расконсервацию некоторых своих нефтяных скважин, сгоняют к Ирану авианосцы, этой войны вряд ли удастся избежать. Симптоматично, что российское руководство впервые за новейшую историю пошло в этом вопросе в американском кильватере. Обидно, конечно, что этот факт наши американские «друзья» не оценили, залепив и России, и ее президенту шпионскую оплеуху. Нам, по сути, продемонстрировали настоящее, «непротокольное» отношение к нашей стране и указали ее истинное место в сегодняшней «табели о рангах» — в прихожей.)

Посчитали — прослезились

Короче — надо наполнять бюджет, экономить. Чем и на чем? Грядут платные автодороги, растет квартплата, коммунальные услуги растут, несмотря на окрики сверху. (Вероятно, потому, что эти окрики адресованы не столько творцам подорожания, сколько должны демонстрировать «пиплу» заботу о нем.)

Точно так же росли год и два года назад цены на бензин — путинско-медведевских окриков, штрафов и рычания ФАС хватило всего на два-три месяца. Да и то — не снижения, а стабилизации топливных цен, а потом опять пошел их рост.

Нам готовится новый пенсионный возраст — выше, чем средняя продолжительность жизни. Цинично, да, но зато какая грандиозная экономия!

А теперь давайте вернемся к «своим баранам»: от 700 до 2300 рублей транспортного налога платят сегодня владельцы 80 процентов легкового автопарка страны. Это самый обширный «средний класс» владельцев «Жигулей», «Лад» и самых дешевых иномарок с мощностью двигателей от 65 до 115 л.с. Их в стране 25—27 миллионов.

Нам уже начали внедрять в сознание, что при перенесении транспортного налога в стоимость топлива она увеличится. На сколько? Нам уже впрыснули в сознание эти цифры: от 1,5 до 3 рублей за литр.

(Вероятно, для того чтобы эти цифры нам показались благом, Оксана Дмитриева, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам, в программе «Позиция» эфира Русской службы новостей недавно назвала цифры другие: на 4—5 рублей за литр.)

Ладно, возьмем по минимуму — допустим, на 2 рубля увеличится стоимость литра бензина при отмене транспортного налога. (Замечу, опять же в скобках, что в США при той же системе включения транспортного налога в стоимость бензина последний стоит сегодня столько же, сколько и в России.)

Итак, среднегодовой пробег «усредненного» российского автомобилиста 25 тысяч километров. Это значит, что при опять же усредненном «жигулевском» расходе топлива 10 литров на 100 километров каждый автомобилист покупает 2,5—3 тонны бензина в год.

Умножаем 2500 и 3000 на 2 рубля — 5—6 тысяч рублей вместо 700—2300 придется платить самым неимущим автомобилистам, только эта сумма будет «размазана» по всему году.

И получается, что чем дороже, мощнее автомобиль, чем состоятельнее его владелец, тем меньше он пострадает от «ликвидации» транспортного налога.

А теперь умножим планируемую «маржу» от 1800 до 3700 рублей с одного автовладельца на 26 миллионов — казна пополнится на сумму примерно 50—100 миллиардов рублей. И это не считая 5,5 миллиона грузовиков, 1 миллиона автобусов и 4,5 миллиона единиц мототранспорта.

То есть реальный доход бюджета только от одного этого новшества лежит где-то в области 150 миллиардов рублей в год. И это будет первая волна, вымывающая из семейных бюджетов россиян деньги. Но пойдет и вторая.

Аркадий Дворкович, советник президента, экономист, на голубом глазу уверял недавно страну по ТВ о том, что на населении эта реформа никак не скажется. Я смотрел и думал: ну почему нас совсем уж за дураков считают! Ведь даже школьник скажет, что увеличение стоимости топлива увеличит и «транспортную составляющую» цены любого товара. А поскольку покупателями являются не только автомобилисты, но и все население страны, то это значит, что «исчезнувший» транспортный налог распределится и на него.

И вся эта подготовка к очередному «залезанию» в наши карманы идет на фоне заявлений главы Антимонопольного комитета Игоря Артемьева о том, что цены на нефтепродукты в России завышены на 15—20 процентов!

Вот такая арифметика.

А как в других странах

Франция

«Виньетка», то есть наклейка на ветровом стекле, подтверждавшая факт уплаты налога, просуществовала здесь без малого полвека: с 1956 по 2001 год. Исчислялся этот ежегодный налог в зависимости от объема двигателя, его возраста и того, в каком департаменте машина была поставлена на учет. К примеру, за малолитражку типа «Рено-Клио» тогда надо было платить в пределах 50— 60 евро, а за двухлитровый «Мерседес» — до 200 евро.

Забавная деталь: в те годы налог на автомобили-«пятилетки» и более возрастные автоматически сокращался в два раза, т.е. это была помощь малоимущим. То, что сейчас «виньетка» приказала долго жить, отнюдь не означает, что французам не приходится оплачивать государству свое право на владение автомобилем. Дело в том, что техпаспорт, который выдается в городских или районных префектурах, — услуга далеко не бесплатная. Его стоимость рассчитывается в зависимости от так называемых фискальных л.с., а они напрямую связаны с реальной мощностью двигателя. Принцип — прежний: чем больше л.с., тем выше цена техпаспорта. К примеру, техпаспорт ситроеновской «трешки» с объемом движка в литр с «хвостиком» обойдется полторы сотни евро, а лимузина шестой серии — 450 и более евро.

В последние годы, борясь с загрязнением окружающей среды, французское правительство предприняло ряд мер, которые всячески подталкивают граждан к приобретению щадящих экологию машин. Делается же это в том числе с помощью дополнительного налога, введенного в 2006 году. Он касается автомобильных «монстров», которые потребляют много горючего, а, значит, и выхлоп у них соответствующий. Для подобных «железных коней» предусмотрены следующие «наказания»: один «выхлопный» грамм в вилке от 201 до 250 граммов СО2 на км стоит два евро, от 350 граммов и выше — четыре евро. Так, на техпаспорт «Порше турбо 911» с объемом двигателя 420 л.с. (выхлоп 339 граммов СО2 на км) помимо 800 с лишним евро (обычный тариф) придется еще и «экологическая» нагрузка в 584 евро.

Это, так сказать, единовременная выплата. А вот с 1 января прошлого года для «самых грязных» машин, кстати, упомянутый спорт-кар входит в эту категорию, вводится уже ежегодный сверхналог в 160 евро. Полученные в результате средства пойдут на финансирование государственного Агентства по делам экологии и энергетического контроля.

США

Пресловутого «транспортного налога» в том виде, как он есть в России, в Америке не существует. Транспортные налоговые сборы в США изначально включены в цену топлива. С каждого галлона (3,78 л) около 2,5 цента отчисляется в федеральный дорожный фонд и еще от 18 до 60 центов пополняют бюджет штата, в котором заправился автовладелец. Именно за счет местных налогов идет строительство дорожной инфраструктуры в различных штатах.

Впервые подобная система транспортного налогообложения и финансирования дорожного строительства была применена в Соединенных Штатах еще в 1919 году в штате Орегон. Символично, что именно в этом штате ввиду падения собираемости бензинового налога из-за роста популярности малолитражек вновь проявили креативный подход. Местные власти пошли на эксперимент, и теперь автовладельцы платят сборы не по количеству купленного горючего, а за расстояние, которое проехал их автомобиль, — 1 миля обойдется в 1,2 цента. «Скручивание» показания пробега в США уголовно наказуемо, к тому же машины оснащаются системами GPS.

Испания

Автовладельцы в Испании как минимум трижды вступают в деловые отношения с налоговыми органами. Первый налог в государственную казну они платят прямо в салоне, где приобретают новую машину, это НДС — 16 процентов. Затем закон предписывает покупателю в течение 30 рабочих дней уплатить налог на регистрацию транспортного средства. Его размер зависит от количества вредных выбросов купленного автомобиля. Правительство стимулирует продажи экологически чистого транспорта. Поэтому если ваша машина выбрасывает в атмосферу менее 120 г углекислого газа на километр пробега (есть такие автомобили), то этот налог вы не платите вовсе. Покупатель средней машины с бензиновым двигателем до 1600 куб. см уплатит в казну уже около семи процентов ее стоимости. А самые экологически вредные авто (это обычно габаритные внедорожники) облагаются сбором максимального размера — 14,75 процента от базовой стоимости.

Не платят этот налог профессиональные таксисты и покупатели с ограниченными физическими возможностями (инвалиды). Кроме того, государство предоставляет скидку 50 процентов при уплате регистрационного налога многодетным владельцам автотранспорта.

Наконец, ежегодно владельцы автотранспорта платят «налог на механические транспортные средства», то есть собственно транспортный налог. Это местный, муниципальный сбор, и его размер колеблется в зависимости от региона, а в самом регионе — от мощности двигателя и от возраста машины.

Разница между провинциями подчас существенная. Самые большие сборы — в столице Каталонии Барселоне и в ряде городов Страны басков, где за право ездить на машине владельцы платят ежегодно в четыре раза больше, чем, например, в городе Мелилье. За среднюю машину в Барселоне вы будете платить 68,15 евро, в Мадриде — 58 евро, а в Мелилье — лишь 17,04 евро. Еще больше разница при уплате налога владельцами мотоциклов. Если в той же Мелилье владелец мотоцикла с объемом двигателя 500 куб. см ежегодно платит в местный бюджет 7,57 евро, то в Сан-Себастьяне уже 33,33 евро. Максимальная ставка транспортного налога в Испании — 224 евро.

Подобные различия в ставках побуждают многих испанцев искать «налоговые гавани». В результате, например, в пяти испанских населенных пунктах, в каждом из которых проживают лишь по нескольку сот жителей, оказалось зарегистрировано 23 процента всех корпоративных транспортных средств страны (то есть машин, числящихся за частными фирмами). Это означает, что на несколько тысяч жителей пяти маленьких поселков приходится более 140 тысяч автомашин.

Из-за большей экономичности дизельных двигателей по сравнению с бензиновыми и более низкой цены солярки испанцы давно уже отдают предпочтение дизелю. В первом квартале прошлого года в стране поставлено на учет 189 039 автомашин, из них только 56 715 с бензиновыми двигателями, остальные — дизельные.

Украина

Транспортный налог в Украине зависит исключительно от объема двигателя. Базовые ставки взимаются за каждые 100 кубических сантиметров. По объему двигателя все легковые автомобили разделены на шесть подгрупп: до 1000 кубических сантиметров, от 1001 до 1500, от 1501 до 1800, от 1801 до 2500, от 2501 до 3500, от 3501 кубических сантиметров и выше. Им соответствуют такие ставки налога: 3 гривны, 5, 7, 10, 25 и 40 гривен за каждые 100 кубиков. То есть автомобиль с движком 800 куб. см обойдется его хозяину в 24 гривны в год (около 3 долларов). Тогда как за двигатель в 4700 куб. см придется заплатить уже 1880 гривен (примерно 230 долларов).

При первой регистрации в Госавтоинспекции на двигатели меньше 1000 куб. см предусмотрен налог 3 гривны за 100 кубиков для новой, 4 гривны — для подержанной «моложе» восьми лет и 100 (примерно 12 долларов) для совсем уж раритетов. Для машин с объемом более 3501 куб. см эта триада выглядит так: 40, 45, 1000 гривен. Иными словами, знаменитый шестисотый «Мерседес», символ «лихих 90-х», окажись он сейчас в Украине, вылился бы его покупателю в дополнительные 60 тысяч гривен (7,5 тысячи долларов) в виде единовременного транспортного налога при первой его регистрации в Госавтоинспекции.

Китай

Здесь реализуется несколько забытый в некоторых других странах принцип: автомобиль лишь средство передвижения, но никак не показатель статуса или материального положения его владельца. Государство всячески поддерживает покупателей малолитражек. Снижает налоги при покупке, выдает беспроцентные кредиты. Это не считая широкой пропаганды в средствах массовой информации. Машины объемом двигателя литр и менее ежегодно облагаются налогом в 300 юаней (около 45 долларов). Но это в Пекине, где традиционно подобные сборы выше, чем в других городах. Правда, и самая высокая ежегодная ставка не такая уж критичная — 480 юаней (чуть больше 70 долларов).

Израиль

Аналогичного российскому транспортного налога в Израиле официально нет. Зато налог при покупке один из самых высоких в мире. Общая сумма платежей, включая НДС, достигает 117 процентов от стоимости машины. В Израиле до сих пор транспортный налог заменяет обязательное страхование автомобиля и дополнительное. Нынешний министр транспорта Исраэль Кац активно лоббирует снижение на 40 процентов налога на покупку автомобилей. Причиной реформаторского рвения Каца является стремление еврейского государства вступить в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), эксперты которого требуют понизить этот налог и ввести налог на транспортное средство.

Остальные

В Великобритании транспортный налог платится фактически на «пороге магазина», он составляет 15 процентов, а в Бельгии — 20 процентов стоимости автомобиля. Единственная страна Евросоюза, где такой налог выше, чем на Земле обетованной, — Дания. С целью ограничить использование автомобильного транспорта в пользу экологически чистого велосипедного датчане в буквальном смысле взвинтили налог на покупку моторного транспорта до 175 процентов.

Юрий Гейко

Транспортный налог включат в цену бензина

Правительство России решило включить транспортный налог в цену бензина. Судя по всему, автомобильное топливо подорожает значительно дороже, чем планировалось изначально. Кому выгодна грядущая реформа, а кто от нее пострадает – выясняли журналисты и эксперты издания «Русский Newsweek».

Расследованием махинаций при дорожном строительстве занимаются оперативники МВД. И сейчас они признаются, что нагрузки стало меньше. Последнее крупное расследование Следственного комитета МВД на этот направлении – знаменитое «дело МКАД» о хищении 350 млрд неденоминированных рублей в середине 1990-х. Его закрыли в прошлом году. В Следственном управлении МВД по Центральному федеральному округу подтверждают: ни одного дела нет. «Строить надо больше, тогда и появятся», – шутит высокопоставленный собеседник в МВД.

И действительно, анекдот: объемы строительства и особенно ремонта дорог за последние годы упали так, что даже здесь, в одной из самых лакомых для мошенников отраслей, почти нечего своровать. «Потребность в финансировании ремонта и содержания дорог удовлетворена на 33%» – значится в презентации Министерства транспорта, попавшей в распоряжение Newsweek. Не хватает и на прокладку новых дорог – так, московские власти уже заявили, что средства не позволяют достроить в срок Четвертое транспортное кольцо. Некоторые столичные чиновники тут же предложили новую схему финансирования: строить дороги на деньги «заинтересованных в этом» придорожных магазинов, ресторанов и мастерских.

В федеральном правительстве тоже объявили, что строительство дорог – снова один из главных приоритетов. Дорожная реформа, детали которой сейчас утрясаются в министерствах, предполагает создание специального бюджетного фонда, где будут аккумулироваться средства на строительство и ремонт дорожного полотна. Идея подается в лучшем свете. Президент берет под особый контроль опасно «танцующий» мост в Волгограде, а премьер твердо обещает через несколько месяцев присоединить к России Дальний Восток – достроить легендарный участок Чита–Хабаровск. В следующем году, уверены чиновники, деньги на такие проекты будут поступать уже из нового фонда.

Но чтобы его наполнить, заплатить придется не бюджету, а самим автомобилистам. Минтранс предлагает резко увеличить акциз на бензин и собирать «дорожные» с каждого литра, купленного на заправке. Формально платить за это будут нефтеперерабатывающие заводы, но их практика давно известна: любое подорожание перекладывается на потребителя.

Прекрасно это понимая, чиновники обещают отменить транспортный налог – тот самый, который взимается один раз в год и зависит от мощности двигателя. Впрочем, если верить презентации Минтранса, размен получится неравноценный. Бензин, солярка и моторные масла подорожают в среднем на 4 рубля за литр. Даже с учетом отмененного налога каждый владелец машины заплатит за эту реформу от нескольких до десятков тысяч рублей в год в зависимости от расхода топлива. И нет гарантий, что эти средства действительно пойдут на дороги, а не в карманы.

БОГАТЫЕ МЕНЬШЕ ПЛАТЯТ

В редакцию налогового портала Taxadvisor недавно пришел вопрос от читателя: «Просьба объяснить мне, тупому, почему я должен платить транспортный налог, несмотря на то, что машина уже два года стоит в гараже. И не ссылайтесь на свое дурацкое законодательство». Юристы попытались объяснить, что налог транспортный, а не ездовой, но читатель остался недоволен. Но с отменой налога, похоже, недовольных станет только больше.

Размер транспортного сбора зависит от количества лошадиных сил: чем их больше, тем выше налог. Так, владелец машины мощностью 75 л.с. сейчас платит чуть больше 500 рублей в год, а «заряженный» автомобиль с 250 л.с. под капотом обходится почти в 40 000 рублей. Несложно подсчитать, что владельцы недорогих и маломощных машин от отмены налога и удорожания бензина сильно проиграют, а хозяева навороченных джипов и спорткаров, наоборот, выиграют.

В любом случае, говорит собеседник Newsweek в аппарате правительства, повышение скорее всего будет идти постепенно в течение нескольких лет – слишком велики риски социальных взрывов. Рост цен в среднем на 4 рубля означает, что дизель в итоге подорожает на 2,5 рубля, а 95-й бензин – на 6 рублей, считает аналитик Банка Москвы Денис Боровов. Не исключают этого и в Минтрансе.

Больше других ездят дальнобойщики и таксисты, вот они больше всех и заплатят, говорят в министерстве. Те уже возмущаются. Таксисты грозят поднять тарифы, дальнобойщики – перекладывать затраты на перевозимый ими товар. «Они хотят перераспределить этот рост на каждый кусок хлеба и помидор», – пугает источник в ведомстве, но при этом отмечает, что льгот скорее всего не будет: кто много ездит и, соответственно, разрушает дороги, тот пусть и платит.

Водители действительно в бешенстве. «Они там с ума посходили?! – негодует председатель Межрегионального союза водителей-профессионалов Александр Котов. – Какая взаимосвязь между дорогами и топливом? Давайте еще цены на хлеб и молоко увеличим, заложим туда дорожные деньги». Котов обещает, что профсоюзы тут же отреагируют протестами.

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

В правительстве признают, что эти решения дались нелегко. Новый фонд надо чем-то пополнять, и транспортный налог для этого не годится: сборов мало, проблем много. В прошлом году его пытались увеличить, но случился скандал – народ бастовал сразу в нескольких городах. С акцизом на бензин не проще, но от него хотя бы денег больше. Если транспортный налог давал казне 62 млрд рублей, то выручка от акциза составит уже 277 млрд, говорят чиновники. Половину этих денег направят в дорожный фонд, остальное – в регионы.

Эксперты боятся, что новая реформа – возврат к хорошо забытой старой. В России уже был Федеральный дорожный фонд – отдельная от бюджета организация, примерно такая же, как Пенсионный фонд или Фонд социального страхования. Но в 2001 году фонд упразднили – слишком громко гремели вокруг него коррупционные скандалы. Профильных чиновников через день хватали за руку то за нецелевую растрату, то за серые схемы.

С ликвидацией фонда одной кормушкой стало меньше, но проблем с дорогами не убавилось – объемы строительства стали падать. Идея возникла снова. В конце прошлого года Минтрансу, где давно мечтают о внебюджетном фонде и ежегодной несгораемой сумме на дороги, поручили ее разработать.

Минфин тут же встал на дыбы – Алексей Кудрин всегда был против привязки расходов к доходам. Министерству удобно, когда можно без проблем перекидывать деньги из одной статьи в другую, а появление целевых фондов не позволяет этого делать, поясняет правительственный чиновник. «Нам идея категорически не нравилась, брыкались как могли», – вспоминает собеседник в Минфине. В итоге Кудрин смирился, но при одном условии: он не должен уходить из-под его крыла, то есть из бюджета. Путин дал добро.

Идей, чем наполнять этот фонд, все больше. Кроме акцизов на бензин, предлагается ввести плату за проезд по дорогам для тяжелых грузовиков. На этом планируют заработать 64 млрд рублей. Раскошелиться, возможно, придется и владельцам придорожных кафе, автозаправок и кемпингов. Это еще 2,8 млрд рублей в год. В Минтрансе также подумывают поднять цены на маломощные автомобили – взимать акцизы за легковушки мощностью до 90 л.с. Сейчас они акцизом не облагаются, потому что это машины экономкласса, то есть для народа.

Взамен чиновники обещают водителям, что хорошие дороги позволят сэкономить на эксплуатации автомобиля. Некачественное дорожное полотно – это треснутые диски, потертая резина и сломанная подвеска. В презентации Минтранса этому посвящена большая табличка. Эксперты подсчитали: несмотря на новые сборы, владелец легковушки сэкономит $2,5 на каждые 100 км, владелец грузовика – $100.

БЕЗ ГАРАНТИИ

В любом случае, не стоит ожидать, что российские дороги превратятся в немецкие автобаны, уверены эксперты. Станут строить больше дорог – вырастут масштабы хищений. «В строительстве дорог уровень воровства такой, что поглощает любые финансы. И контролировать невозможно, как не старайся», – говорит независимый эксперт Сергей Асланян. Зачастую и дороги еще нет, а махинации вокруг нее уже идут, рассказывает один из оперативников МВД: бизнесмены и чиновники скупают участки и недвижимость, фигурирующие в проекте, а затем получают за них крупные компенсации.

Чем дороже стройка, тем удобнее маскировать хищения. Строительство одного километра полосы в Москве обходится в $3–4 млн, эстакады – $10–12 млн, тоннеля – $40–60 млн. Поэтому в Москве очень любят строить тоннели. «Лефортовский, Северозападный, Алабяно-Балтийский – можно было обойтись обычными дорогами или виадуками», – считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Ему, кстати, идея фонда нравится. Но скорее потому, что лучше «хоть что-то делать в этом направлении, чем ничего».

По какой схеме фонд будет администрировать финансовые потоки, пока не решено. Но уже ясно, что сохранится тендерная система распределения денег. Вряд ли она что-то даст. «Когда ввели эти конкурсы, на которых побеждают те, кто предложил лучшую цену, ничего не изменилось», – говорит директор одной строительной компании. Если конкурс проводится для галочки, на него выставляют заочного победителя и несколько подставных фирм, добавляет оперативник Следственного комитета МВД.

«Законный» же тендер выигрывают другим способом. «Фирма-пустышка предлагает самую низкую цену строительства и короткие сроки, и отказать ей в победе по закону нельзя», – говорит оперативник. Получив деньги, генподрядчик нанимает армию субподрядчиков, но не платит им. Деньги просто исчезают.

Электронные торги тоже не преграда для коррупции. «Рынок строительства дорог очень маленький. В Москве это десять холдингов, у которых есть тысячи дочек», – говорит руководитель стройфирмы. Директора встречаются и договариваются, кому достанется очередной заказ. Дальше чиновник вызывает системного администратора, который отвечает за проведение электронных торгов, и ставит перед ним задачу – сделать так, чтобы выиграла определенная фирма. Так распределяются 95% заказов на дорожное строительство, не скрывают строители.

Когда заказы розданы, начинается самое интересное. «Каждая смета раздута примерно на 40%, – рассказывает директор одной из строительных фирм, – но доля самих строителей в этом всего 10%». Остальное идет чиновникам. Бывает, что откат существенно выше. В результате махинаций с материалами и техникой в карманах оседает еще до 30% стоимости заказа. Например, вместо указанного в проекте дорогого щебня покупают щебень подешевле. Или вместо полагаемых 100 проходов катком по дороге делают 50. «Я видел платежки за цемент, который считался не по весу, а по количеству бетономешалок», – рассказывает собеседник в МВД. В результате таких подмен страдает качество работы. Дороги быстро приходят в негодность, и уже через пару-тройку лет объявляется новый тендер – уже на ремонт.

Минтранс предлагает бороться с этим, обязав строителей отвечать за содержание дорог в течение 12 лет. «Для этого потребуется менять Гражданский кодекс. Договор подряда – это одно. Эксплуатация – совсем другое», – критикует идею собеседник Newsweek в Федеральном дорожном агентстве, которое управляет всем дорожным хозяйством страны. Он считает, что в таком случае строители будут вынуждены сильно повысить расценки, заложив потенциальные риски в стоимость работ. «Ведь никто их не прокредитует на закупку техники для последующего ремонта того, что они построили», – объясняет источник.

Михаил Блинкин из НИИ транспорта и дорожного хозяйства уверен, что предлагаемых мер недостаточно. Но если сделать то, что надо, признает он, это будет «за пределами экономической реальности». Так, по подсчетам Блинкина, акциз в цене бензина должен быть увеличен на 5 рублей только ради того, чтобы поддерживать дороги в нынешнем состоянии. А чтобы хватило на новые дороги, говорит эксперт, литр бензина должен стоить минимум 40 рублей.

ЦИФРЫ

Опираясь на данные о реальном расходе бензина и действующих ставках налога в Москве, мы подсчитали, кто потеряет или выиграет от предложенной реформы. Результат вполне ожидаемый: новая система налогообложения перекладывает расходы на ремонт и строительство дорог на владельцев недорогих автомобилей.

*Как мы считали

Мы взяли данные о расходе бензина на 100 километров в городском цикле* и умножили эту цифру на годовой пробег – 10, 20, 30, 50 или 100 тысяч километров. Получился годовой расход бензина. Согласно предложенной Минтрансом реформе бензин подорожает на 4 рубля с литра. Соответственно, умножив годовой расход на 4 рубля, получаем налоговую нагрузку на автовладельца по новой схеме обложения.

Мы рассчитали размер налога по старой схеме (транспортный налог) и сравнили два этих показателя. Если автовладелец выигрывает от реформы, мы пишем сумму выигрыша в плюс. Если проигрывает: мы записываем сумму проигрыша в минус.

«Почему литр бензина стоит 11 рублей, а продают его по 45?» Сколько реально стоит 1 литр бензина в России?

Здравствуйте дорогие читатели, сегодня мне стало интересно: «А сколько реально стоит 1 литр бензина?», так сказать — какова его фактическая себестоимость.

Ведь, многие из нас имеют своё авто, пользование которым встаёт в «копеечку» только из-за трат на бензин. Что же, давайте считать…

Готовы? Приступим.

Себестоимость бензина в России

На сегодня, цена АИ-95 бензина на заправках находится в пределах 45-46 рублей за 1 литр.

Его цена формируется из совокупности факторов:

  • Налоги (акцизы, НДС и НДПИ)
  • Переработка и транспортировка
  • Добыча сырья
  • Расхода заправочных станций на обслуживание
  • Прибыль нефтедобытчика

Интересное: Кому принадлежат природные ресурсы в России?

Для подсчёта фактической себестоимости литра бензина нам нужно сложить все затраты на добычу, переработку, транспортировку и реализацию данного продукта.

Фактическая себестоимость — сумма всех затрат на производство готовой продукции и доставки её до конечного потребителя.

Что же, давайте считать вместе.

То есть, реальная цена 1 литра бензина АИ-95 равна:

45,93 рубля (курс по Яндексу) * (7% + 7% + 10%) = 11,02 рубля за литр

Получается что фактическая (реальная) себестоимость 1 литра бензина составляет всего 11,02 рубля или 17 центов в 2019 году.

Читайте так же: Какие реальные зарплаты по России?

Всё, что выше этой суммы, это налоги и прибыль добывающих компаний.

Структура формирования стоимости 1 литра бензина на заправках для покупателя.

Почему же бензин в России такой дорогой?

Интересный вопрос, но ответ на него довольно простой — налоги.

Так получается, что свыше 71% от конечной стоимости литра бензина — это налоги государству, такие как: НДС, НДПИ и Акцизы.

Вот и скажи теперь что НДС платит продавец, а не покупатель, а НДПИ — добывающие компании… Платят то действительно они, но в итоге, всё оплачивает потребитель за счёт увеличения цены.

Вроде, как бы эти налоги уплачивают компании-добытчики и продавцы бензина, но в конце концов, все увеличения налоговых сборов ложиться на конечного потребителя.

45,93 рубля * 71% (НДС, Акцизы и НДПИ) = 32,61 рубль — налогов в 1 литре бензина. Хотите знать: Сколько всего мы платим налогов?

И только около 5% имеют прибыли сами компании и АЗС, за продажу нам этого бензина, или около 2,3 рубля с каждого проданного литра.

Самое смешное, что для цены бензина на внутреннем рынке, не имеет никакого значения, сколько стоит нефть на международном рынке.

Так что, в львиной доли, на рост цен на бензин влияет непосредственно государство, а не добытчик или мировые котировки цен на сырье.

Вывод

Вот как то так дорогие читатели, именно государство влияет на стоимость бензина на внутреннем рынке и именно поэтому, мы платим столько за бензин в нашей стране.

В условиях дефицитного бюджета, не удивительно, что власть принимает непопулярные решения в виде: повышения ставки НДС, введения налогов для самозанятых и даже рассматривает введение налога на тунеядство.

Налог на топливо

Часто от автолюбителей можно услышать жалобы по поводу того, что стоимость топлива неумолимо растет. А помимо этого транспортный налог и таможенные пошлины для иностранных автомобилей. Ну а в результате, дороги плохого качества, да и не везде они есть.

Из чего состоит стоимость топлива?

Если рассмотреть из чего состоит стоимость бензина, то можно выделить следующие категории, и узнать его реальную себестоимость:

  • НДС, составляет 18% от итоговой стоимости продукта. То есть, если цена бензина составляет 39 рублей, то налог на добавленную стоимость с нее будет равен 7 рублям с одного литра.
  • Акциз на топливо. На текущий момент сумма составляет 10,5 тысяч за одну тонну бензина. И если эту сумму приравнять в перерасчете на один литр бензина, то получится 7,5 руб. Но стоит знать, что чем ниже класс топлива, тем акциз на него будет выше. Делается это с той целью, чтобы автомобилисты отдавали предпочтение более дорогостоящему бензину.
  • Налог на добычу полезных ископаемых. Данный показатель рассчитывается с учета добытой нефти, а не уже с полученного результата, то есть, с выхода бензина. И для разных месторождений показатель будет иметь различные значения. Но если взять его примерную стоимость на одной конкретной заправочной станции, то она составит 8 рублей.

Это основные составляющие, из которых будет складываться итоговая стоимость бензина.

И если отнять это все из розничной стоимости топлива, представленного на заправке (к примеру, взято 39 рублей за литр), то себестоимость бензина выходит 16,5 рублей.

То есть, больше половины от всей стоимости составляют налоги. А если в дальнейшем акциз будет только возрастать, то цена топлива будет иметь постоянную тенденцию к увеличению.

С начала года в России бензин по данным Росстата подорожал на 5.3 процентных пункта. Происходит это главным образом из-за подорожания нефти, которая теперь стоит порядка 77.3 долларов за баррель, вместо 47.9. Однако, если разобраться в цене на бензин, то станет очевидно, что от цены нефти здесь мало что на самом деле зависит. Самая большая часть ценообразования – это акцизы и налоги, которые взымает государство.

Например, в мае 2018 года в цене бензина АИ-92 налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) занимал 38.1 процент стоимости. На акцизы в цене приходилось 19.1 процента. На НДС и прочие налоги еще 16.54 процента стоимости. Если все посчитать, то получится, что 73.8% цены бензина водитель, по сути, платит не перерабатывающей компании и АЗС, а государству.

Также читайте: Сколько стоил автобензин в Советском Союзе, и почему топливо оценивали по 10 литров

Для перекрытия себестоимости нефти от стоимости берется только 8.26 процентов, за транспортировку, переработку, хранение и отвалку – 10.36 процентов, а за содержание АЗС – 7.37 процентов. Таким образом, цена на горючее фактически не зависит от нефтяных компаний. Она напрямую регулируется государственной налоговой политикой.

Секрет в том, что формула расчёта стоимости не бензин включает в себя такие параметры, как курс доллара и котировки на нефтяных рынках. При этом в российских реалиях между курсом доллара и нефтяными котировками прямая взаимосвязь – чем дешевле нефть, тем слабее рубль.

Иронично, что нефть при этом перерабатывается в России, а значит, расчёт ведется все-таки в рублях. Несмотря на это, при каждом падении цен на ресурсы власти сразу же повышают акцизы на топливо. Делается это с одной простой целью – компенсировать недостающие доходы за счет подорожания топлива.

Но почему же цена на бензин растет, когда дорожает нефть? Здесь все еще проще. Так как торговать нефтью становиться выгодно, компании стремятся продать ее как можно больше, сокращая тем самым запасы для внутреннего потребления и закономерным образом повышая тем самым их цену.

Пока же российские власти объявили крайний срок, до которого будут удерживать текущие цены на топливо, как после этого изменится стоимость бензина — не известно, но скорее всего снова выростет.

Вопросы, касающиеся бензина, всегда были актуальными и злободневными. Сейчас они остаются не менее важными в связи с повышением цен на топливо. Автомобилистов волнует и НДС на бензин на заправке.

Рассмотрим в этой статье суть налога, возможность вычета, бухгалтерские тонкости и прочие моменты более подробно.

В нашей стране горюче-смазочные материалы имеют широкое распространение: в сфере производства, транспорта и во многих других. Для автомобилистов это может быть и не только бензин, но и дизель или газ, то есть на все ГСМ. И наверняка каждый, у кого даже нет машины, слышал о том, что стоимость на эти продукты значительно выросла.

На законодательном уровне было принято решение заменить транспортный налог сбором на топливо. Теперь тот, кто чаще пользуется автомобилем и у кого мощность выше, платит больше. Получается, что действует принцип справедливости.

Обратим внимание на то, что включает в себя стоимость бензина:

  • НДС. Сейчас, как и на большинство продукции в России он составляет 20%, то есть если, например, рассматривать по цене за один литр в среднем 39 рублей, соответственно, налога на добавочную стоимость будет составлять 7 рублей.
  • Акциз на топливный товар. Опять же если брать для расчётов один литр, то средняя цифра составит 7,5 рублей. Существует зависимость цены от класса. Чем класс ниже, чем выше акциз. Казалось бы, это весьма нелогично. Но если разбирать ситуацию со стороны государства, то эта схема является очень выгодной, так как она заставляет клиентов покупать более дорогой бензин. За счёт чего и пополняется бюджет.
  • Сбор на добычу полезных ископаемых. Здесь показатели рассчитывается с нефти, здесь важна именно она, а не её конечный продукт в виде бензина. Сейчас примерно этот показатель равен 8 рублям на одной АЗС.

Это основные части окончательной стоимости. Если повышается хотя бы одна из них, то повышается и общая цена.

Акциз на бензин и пошлины на нефть

Для начала стоит пояснить, что акциз – это косвенный налог, касающийся высокодоходных материалов, который включается в стоимость товара. Кроме этого, это эффективный инструмент регулирования спроса и предложения на продукт.

Налогоплательщиками при этом являются именно те юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые занимаются производством или переработкой топливного материала. Те, кто занимается торговлей, данный процент не оплачивают. Доказательством этого является ст.182 НК РФ.

В России с 1 января 2019 года ставки повысились, и акциз начал составлять 12314 рублей на тонну, это максимальная цена бензина. Сохраняется она и по сей день.

Вопросы о повышении пошлины на нефть не прекращают задаваться. Относительно недавно было заявлено, что экспортная пошлина на нефтяную продукцию повысилась с 1 июня текущего года на 5, 8 долларов США за тонну. Данную информацию предоставило Министерство Финансов России ещё в середине мая.

Налогообложение и НДС: бензин на АЗС

Чтобы понять, облагается ли НДС бензин, достаточно посмотреть на этот раздел статьи, где уже приводятся расчёты для уплаты.

Один налог был заменён другим. Обычному потребителю необходимо всё также их оплачивать. Поменялись только расчёты и некоторые цифры. Сейчас 1 литр бензина равен 285 сум.

Оплачивается сбор на основе счёта-фактуры. В нем зафиксирована вся информация, с помощью которой можно вычислить конкретную сумму.

Итак, чтобы узнать обычную стоимость бензина для покупателя, достаточно умножить установленную цену на количество. Здесь всё просто.

Сумма акциза рассчитывается как известная уже нам ставка* количество. Соответственно, для определения суммы поставки с учётом НДС необходимо из первого вычесть второе: цена бензина – сумма акциза. Полученную цифру делим на 120% и умножаем на 20%. Так мы узнаем сам НДС.

Если нужна сумма чистой поставки, то необходимо из суммы поставки с НДС вычесть этот самый процент.

На основе данных расчётов формируется платеж для внесения его в государственный капитал.

Особенности бухгалтерского и налогового учёта на АЗС: проводки

Несмотря на поправки, вносимые в закон, бухгалтерам всё так же приходится делать свою работу и производить учёт ставки, налога на добавленную стоимость. В основе этих учётов лежат следующие проводки:

  • Выручка. С ней соотносится запись Д4010-К9010.
  • 20% прикрепляется Д4010-К6410, здесь же фиксируется акцизная надбавка.
  • Списание бензина происходит по модели Д9110-К2920. Основанием ко всем вышеперечисленным действиям служит СФ за определённый срок. Это может быть сутки, неделя, месяц.
  • Процесс потери фиксируется как Д9410-К2920. Доказательство – акт списания.
  • Списание денег с карты терминала по выписке из банка и проводкой Д5110-К5530.
  • Инкассация наличных – Д5710-К5010. Подтверждающим документом является РКО и квитанция самого инкассатора.
  • Поступление денег с инкассации на счёт расчёта. Регистрируется схемой Д5110-К710.

Если основная документация отсутствует и заменяется справкой или другими формами, необходимо присутствие первичных реквизитов.

Возмещение входного НДС со стоимости ГСМ по кассовому чеку АЗС

Принятие НДС к вычету довольно щепетильный момент для многих организаций. Сложность заключается в том, что существуют два совершенно противоположных ответа на этот трудный вопрос.

Иногда автомобилисты оплачивают на автозаправочных станциях топливо наличными средствами. Конечно же, при этом никто не будет выдавать счёт-фактуру клиенту. Но при этом сумму процентов выводят отдельной строкой на чеках, и казалось бы, это очень удобно.

Если обращаться к таким инстанциям, как Минфин и Инспекция, то для них решение однозначное – без СФ вычет невозможен. С другой стороны, Высший арбитражный суд признаёт вычет на основе чеков, выдаваемых контрольно-кассовой техникой. Позиция была поддержана на федеральном уровне.

Топливные расходы и НДС вычеты

На АЗС, как уже было подмечено выше, всегда выдаётся чек. Некоторые водители могут расплачиваться специальными талонами, например, если это корпоративные расходы.

Чтобы было зафиксировано движение расходов, облагаемых налогом, нужно предоставить путевой лист либо накладные для приобретения этого самого талона.

В бухучёте лучше всего задействовать талоны как аванс, который был выплачен поставщикам. Далее необходима проводка К/т 60 Д/т 10-3. В итоге, списываются реальные суммы в зависимости от затрат, чему соответствуют Д/т 20, 26, 44 и другие. Чтобы не запутаться в собственных расчётах по талонам, стоит для простоты и удобства завести отдельную книгу или даже ведомость. Это обеспечит контроль над расходами.

Налог на бензин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *