Налог на аренду земли

Содержание

Арендодателю — о последствиях экономии на земельном налоге

О. П. Гришина

Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» № 11/2016

Арендодатель вправе переложить на арендатора уплату земельного налога (в виде компенсации сумм налога) по участку, которым владеет на праве собственности. Нужно ли возмещение земельного налога считать дополнительным доходом от реализации и включать в облагаемую базу по НДС?

Если земля принадлежат арендодателю, то он вправе переложить на арендатора уплату земельного налога. При этом арендатор, конечно, не будет непосредственно осуществлять платеж в бюджет, поскольку плательщиком данного налога является владелец участка – арендодатель. Но условиями сделки на арендатора может быть возложена обязанность компенсировать арендодателю сумму уплаченного земельного налога. Между тем экономия на земельном налоге в подобной ситуации может обернуться для арендатора дополнительными расходами, в частности, в виде НДС, так как обозначенную сумму компенсации следует включить в налоговую базу по нему. Судьи категоричны – сумма возмещения земельного налога является дополнительным доходом от реализации, подлежащим налогообложению.

Арендатор не является плательщиком земельного налога.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено названным пунктом.

Указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации (ч. 1 ст. 131 ГК РФ), которая в силу п. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Проще говоря, если лицо в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не указано как обладающее правом собственности, постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения на участок, такое лицо не признается плательщиком земельного налога (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54).

Отметим: обязанность уплачивать земельный налог обусловлена лишь наличием одного из названных прав в отношении земельного участка и не зависит от применяемой его владельцем системы налогообложения (ОСНО, УСНО или ЕНВД). Это следует из п. 1 ст. 388 НК РФ, а также из Письма Минфина России от 02.09.2016 № 03-05-04-02/51336.

С учетом сказанного логичен такой вывод: если организация пользуется земельным участком на основании договора аренды, то не является плательщиком земельного налога. Вместе с тем в договоре аренды можно предусмотреть компенсацию этого налога арендодателю, которая будет считаться составной частью арендной платы.

О компенсации суммы земельного налога.

Действующее законодательство РФ не запрещает сторонам арендных отношений включать в договор условие об обязанности арендатора компенсировать арендодателю затраты, связанные с уплатой обозначенного налога. Поясним.

В соответствии с ч. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Согласно пп. 5 ч. 2 данной статьи арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде, в том числе, возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества. Стороны могут предусматривать в договоре сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды. В части 1 ст. 424 ГК РФ сказано, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предписанных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Таким образом, в гражданско-правовых отношениях цена договора определяется соглашением сторон договора, если закон не требует иного. Но если сумма компенсации земельного налога имеет прямое отношение к сдаче земельного участка в аренду (то есть фактически связана с оплатой аренды участка), ее следует рассматривать в качестве дополнительной платы по договору аренды. Значит, с точки зрения уплаты НДС компенсация квалифицируется как денежная сумма, связанная с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), и учитывается в базе при налого­обложении.

Компенсацию земельного налога нужно включить в налоговую базу. Почему?

Реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).

При определении облагаемой базы выручка от реализации определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).

По общему правилу налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ). Проще говоря, базой для исчисления НДС является стоимость товаров (работ, услуг), рассчитанная на основании указанных в договоре цен, без учета налога.

Кроме того, п. 8 ст. 154 НК РФ установлено, что в зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со ст. 155 – 162 НК РФ. А в пп. 2 п. 1 ст. 162 закреплено, что облагаемая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Получается, что сумма компенсации земельного налога подлежит включению в базу по НДС, так как:

  • является составной частью арендной платы;
  • прямо связана с оплатой аренды земельного участка.

Добавим: АС МО в Постановлении от 05.05.2016 № Ф05-5070/2016 по делу № А40-144005/2015 пришел к выводу, что арендодатель обязан исчислить и уплатить в бюджет НДС с денежных средств, полученных от арендатора земельного участка в виде возмещения расходов по уплате земельного налога. Более того, выводы кассационной инстанции были поддержаны судьей Верховного суда. В Определении от 12.08.2016 № 305-КГ16-10312 (по данному делу) указано, что возмещение арендодателю сумм земельного налога, который налогоплательщик в соответствии с законом обязан уплачивать в бюджет за свой счет, представляет собой экономическую выгоду в размере сумм земельного налога, компенсируемых арендатором. А раз так, дополнительная плата в виде компенсации затрат арендодателя на уплату земельного налога в силу ст. 39, 153, 154 и 162 НК РФ подлежит учету в базе по НДС.

Таким образом, если цена в договоре аренды в соответствии со ст. 614 ГК РФ включает в себя не только арендную плату за использование земельного участка, но и компенсацию расходов на уплату земельного налога, то обложению НДС в равной степени подлежит и арендная плата (ст. 146 НК РФ), и сумма обозначенной компенсации (п. 2 ст. 162 НК РФ), так как возмещаемая сумма земельного налога представляет собой экономическую выгоду. Подобная квалификация указанной компенсации (см. Определение ВС РФ № 305-КГ16-10312), на наш взгляд, является экономически корректной.

Пример

В соответствии с условиями договора аренды арендатор возмещает арендодателю затраты, связанные с уплатой земельного налога. Так, авансовый платеж за II квартал 2016 года в размере 143 524 руб. был возмещен арендатором в августе 2016 года.

Сумму компенсации земельного налога арендодатель в силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ должен включить в базу по НДС.

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 3, 7 – 11, 13 – 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Следовательно, арендодатель должен учесть обозначенную сумму компенсации в облагаемой базе за III квартал 2016 года и уплатить налог по сроку 20.10.2016. С полученной компенсации НДС исчисляется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

В описанной ситуации размер налога к уплате в бюджет составит 21 894 руб. (143 524 руб. х 18/118).

При этом счет-фактура при увеличении базы по НДС в порядке, установленном ст. 162 НК РФ, оформляется в одном экземпляре (п. 18 Правил ведения книги продаж).

Если арендодатель не перечислит указанную сумму, он будет оштрафован на основании ст. 122 НК РФ. Размер штрафа – 4 378 руб. (21 894 руб. х 20%).

И это не считая пеней, исчисление которых производится за каждый календарный день текущей просрочки уплаты налогового платежа исходя из 1/300 ставки рефинансирования (п. 3, 4 ст. 75 НК РФ). В данном случае пени начнут исчисляться с 21.10.2016. День погашения налоговой задолженности не должен учитываться при ее расчете, что следует из Письма Минфина России от 05.06.2016 № 03-02-07/39318.

* * *

Итак, Гражданский кодекс не запрещает сторонам арендных отношений включать в договор условие об обязанности арендатора компенсировать арендодателю затраты, связанные с уплатой земельного налога по участку, являющемуся предметом аренды. Между тем сумма компенсации налога (если она имеет прямое отношение к сдаче земельного участка в аренду) может быть квалифицирована в качестве дополнительной платы по договору аренды. С точки зрения уплаты НДС обозначенная компенсация связана с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Следовательно, ее нужно учесть в базе при налогообложении. Такой вывод сделан в Определении ВС РФ № 305-КГ16-10312. Не учитывать его – рискованно.

Федеральный закон от 21.07.1997 №?122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137.

>Земельный налог при аренде земельных участков: кто и сколько?

Общие моменты и положения

Выплата за землю регулируется Налоговым кодексом РФ. Объектом налогообложения является земельный участок. Для определения его границ существует специальная документация, карты и планы. Наиболее точная информация о земельном участке находится в кадастровом паспорте.

Размер налога на землю определяется финансовым доходом владельца или пользователя, полученным с этого участка, а также плодородностью участка, его расположением и другими факторами. Налог на участки сельскохозяйственного назначения зависит от качества земли, размера общей площади и местонахождения.

Юридическое лицо самостоятельно рассчитывает размер земельного налога, если это не относится к сельскохозяйственным участкам. Существует специальная формула, согласно которой можно высчитать размер налогообложения.

Размер налогообложения (Рн) несельскохозяйственного участка нужно рассчитать по такой формуле:

Рн=Сн*К1*К2*Оп, где:

  • Сн — существующая ставка налога (за 1 м2 участка) с учетом размера города и экономического района;
  • К1- коэффициент увеличения это ставки в курортных районах;
  • К2 — коэффициент увеличения ставки налога в связи со статусом города, где располагается участок;
  • Оп- общую площадь земли (в квадратных метрах).

Налоговая ставка не должна превышать 0,3% если земля:

  • используется в сельском хозяйстве;
  • задействована в жилищном фонде, а также куплена с целью строительства жилищного комплекса;
  • приобретена для личного пользования, огородничества, выращивания цветов или растений, разведения хозяйства.

Во всех других случаях налоговая ставка составляет 1,5%. Она определяется муниципальными органами в законодательных актах.

Процент исчисляется от стоимости участка, указанной в кадастровом паспорте.

Налогоплательщики, у которых есть льготы, могут представить соответствующие документы в налоговую инспекцию, которая находится в районе расположения участка.

Кто платит?

Налогообложение бывает таких видов:

  • земельный налог;
  • арендная плата.

Земельный налог – плата, которая является обязательной. Согласно главе 31 Налогового кодекса РФ (статья 387), размер ставки земельного налога устанавливается муниципальными организациями, которые контролируют территории, где находится участок.

Такой налог обязаны платить владельцы целых участков или долей, а также те, кто постоянно пользуется землей на законных основаниях. Данное положение регулируется статьей 388 НК РФ.

Арендная плата представляет собой выплаты, которые арендатор обязать отдавать арендодателю за то, что он пользуются его собственностью. Таким образом, земельный налог в большинстве случаев платит арендодатель, а не арендатор.

Земельный налог не платят те лица, которые выплачивают единый налог. Это происходит только при условии, что они будут использовать свой участок для осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с главой 31 НК РФ, земельный налог требуется за участки земли с арендодателя, что используются для обслуживания сооружений (как жилых, так и нет), которыми пользуются юридические или физические лица по договору аренды. Арендодатель также платить налог на земельную площадь в том случае если в аренду сдаются части строений, находящиеся на этой земле.

С арендатора взимается плата, если участок, а также другое имущество, находящиеся на этой земле, является собственностью государства.

Арендатор, который возводит постройки на территории арендованного участка, платит земельный налог арендодателю.

Оплата по договору аренды

Чтобы получить арендную плату, нужно сначала заключить договор аренды. Также этот документ устанавливает размер налога, сроки выплаты и условия, согласно которым будет происходить оплата. В договоре прописывается, в какой форме будет выплачиваться аренда – в денежном эквиваленте или натуральном.

Если кроме земли, в аренду отдаются и другие объекты недвижимости, то плата может взиматься как в совокупности за все, так и отдельно, за участок.

Договор предусматривает денежную плату (указывается в рублях), натуральную (перечень продукции), отработки (виды и место работ). Тут же указываются сроки, за которые арендодатель должен получить плату в указанном эквиваленте. Если плата не отдается в указанные сроки, то арендатор в договоре указывает пеню (процент, который арендатор платит за каждый последующий день долга).

Размер платы фиксированный, но может изменяться только в таких случаях:

  • если договором предусмотрены изменения условий хозяйствования;
  • изменения установленного земельного налога, который ежегодно платит арендодатель;
  • общее повышение тарифов и цен, а также инфляция;
  • не по вине арендатора состояние земельного участка ухудшилось (при наличии документального подтверждения);
  • ситуации, предусмотренные законодательством РФ.

В договоре аренды обязательно описываются основные характеристики земельного участка, которые должен знать арендатор.

Указание срока действия договора является обязательным.

Если арендатор будет намерен продлить соглашение, то устанавливается количество дней, за которое он должен сообщить арендодателю о своем решении.

Размер платы, в зависимости от вида собственности

Сумма выплаты за землю, которая является владением государства, а также муниципальной собственностью, устанавливается согласно типу земельного использования и разновидности арендатора. Базовый тариф устанавливается представителями исполнительной власти.

Существует такое понятие как «нормативная цена земли». Оно введено правительственными органами РФ. Такая цена устанавливается для того, чтобы обеспечить экономическую стабильность в земельных отношениях при различных сделках: продажи участков другому собственнику, дарении, получении кредита (земельный участок – залог), передачи в наследство.

Нормативная цена земли определяется каждый год. Она устанавливается в зависимости от цели земельного пользования.

Местное самоуправление имеет полное право расширить или сузить рамки земельной площади, которая арендуется, изменить стоимость аренды, при этом максимум на 25%.

Оплата за площадь, которая является частным владением, устанавливается по желанию арендодателя с учетом месторасположения участка, отдаленность от технического оснащения, цели арендатора, дохода, получаемого от использования и других условий, которые оговариваются в договоре аренды.

Информацию о размере налога нужно сдавать в налоговую инспекцию, которая имеет свое отделение в районе нахождения участка. Срок сдачи – 1 июля каждого года. Если собственник имеет два участка и более в одном районе, то можно рассчитать общую плату налога. Если земли находятся в разных районах, то оплата происходит отдельно в каждое из отделений налоговой инспекции.

Земельная площадь облагается сбором, который обязательно нужно оплачивать ежегодно в органы государственного муниципалитета.

Сдавая землю в аренду, арендодатель получает деньги за землю. Плата состоит из налога на прибыль арендатора, месторасположения участка, технического оснащения, цели использования.

Земля, которая арендуется у государственных органов, считается предоставленной в пользование. Именно поэтому арендатор платить земельный налог за использование государственных ресурсов и площади.

Больше о категории лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, вы прочитаете

>Кто платит земельный налог арендатор или арендодатель

Налог за аренду земли кто платит арендатор или арендодатель

Это участки, которые заняты: Если договор аренды земельного участка заключается на срок один год и более, то он подлежит государственной регистрации ст.

Если этого сделано не будет, то договор аренды земельного участка считается незаключенным.

Земельный налог при аренде земельного участка

Данный вывод подтверждается и судебной практикой, в частности постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 04. Еще одно существенное условие договора аренды земельного участка — это объект аренды п.

  1. Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
  2. Требования к порядку выплат налога Основы правил выплат зем. Ошибка может стоить признанием факта уклонения от уплаты обязательного платежа.
  3. Если собственник имеет два участка и более в одном районе, то можно рассчитать общую плату налога. Должен ли арендатор-единщик компенсировать арендодателю налог на землю Категория.
  4. Решение Арбитражного суда Пензенской области от 21. Таким образом, организация-арендатор по такому договору является не только арендатором помещения, но и землепользователем части участка, занятого зданием на основании договора аренды Напомним, что согласно статьи 1 Закона Российской Федерации от 11.

В договоре должно быть четко оговорены месторасположение земельного участка, его целевое назначение, границы, кадастровый номер и т. Без наличия такого условия договор аренды земельного участка может быть признан незаключенным постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.

Также существенным условием договора аренды является размер платы за пользование землей.

При этом если участок находится в частной собственности, то размер платы и порядок, а также сроки ее внесения стороны договора устанавливают самостоятельно п. Если же участок находится в собственности Российской Федерации или в собственности региональных или муниципальных властей, то сроки, порядок внесения и размер платы определяются следующим образом.

Для земель Российской Федерации — Правительством РФ, для региональных земель — властями субъектов РФ, для муниципальных — органами местного самоуправления.

Такой порядок закреплен в п. Из статьи 388 НК РФ следует, что организации в отношении арендованных участков не являются плательщиками земельного налога.

  • Игнорирование данного требования закона, является поводом для сомнений в юридической чистоте соглашения, с признанием его по решению суда незаключенным;
  • Оно введено правительственными органами РФ;
  • К важным условиям договорных отношений по аренде п;
  • В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается решение в части признания недействительным предписания налоговой инспекции от 03.

Налог исчисляют физические лица, которые владеют участками на праве собственности, праве постоянного бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Следовательно, уплачивать налог должен арендодатель, у которого участок находится в собственности или на правах постоянного бессрочного пользования.

  • Напомним, что арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, с 31;
  • В остальной части иск оставлен без рассмотрения;
  • Рыночные, так сказать, отношения;;;
  • Федеральный арбитражный суд Поволжского округа Постановлением от 09;
  • Поскольку общество являлось фактическим землепользователем участка площадью 4 423,8 кв;
  • Притом плательщиком земельного налога за данный участок остается его собственник — арендодатель.

Такой порядок сохраняется и в случае, когда организация арендует участок у физического лица. В данном случае земельный налог должны уплачивать физические лица. Если организация купила здание, земельный участок под которым был у прежнего владельца на правах аренды, то организация не является в данном случае плательщиком земельного налога.

  • Причем она может быть отнесена к названному объекту только при условии ее нахождения на территории определенного муниципалитета или же на территории Москвы и Санкт-Петербурга — городов федерального значения ст;
  • Налог исчисляют физические лица, которые владеют участками на праве собственности, праве постоянного бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения;
  • Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, право аренды на соответствующий земельный участок при передаче истцу имущества в аренду договором не определено;
  • Именно поэтому арендатор платить земельный налог за использование государственных ресурсов и площади.

Объясняется это тем, что если прежнему владельцу земля под зданием принадлежала на правах собственности, то и к новому владельцу она переходит на тех же правах п. Если участок не находился в собственности прежнего владельца, а к примеру, был им арендован, то и покупатель пользуется землей на аналогичных условиях.

Это следует из п.

  1. Притом плательщиком земельного налога за данный участок остается его собственник — арендодатель.
  2. Дело в этой части направить на новое рассмотрение. Правильно ли арендодатель выставляет счета на возмещение налога на землю?
  3. Она определяется муниципальными органами в законодательных актах. По установившей практике вместе с уведомлением гражданину одновременно представляется форма заявления на случай несоответствия данных, которые содержаться в уведомлении, фактическим обстоятельствам формирования сумм налога по конкретному объекту налогообложения.
  4. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, право аренды на соответствующий земельный участок при передаче истцу имущества в аренду договором не определено.

Получается, в рассматриваемом случае к покупателю здания перешло право пользования земельным участком в виде аренды. И у него возникает обязанность по уплате арендной платы, а не земельного налога.

В случае когда организация арендует офис или часть здания, у нее не возникает обязанности уплачивать земельный налог. При заключении договора аренды право собственности на часть здания и соответствующую часть земли организации не переходит абз.

Арендная плата за пользование зданием включает плату за пользование земельным участком, на котором оно расположено или передаваемой вместе с ним соответствующей частью участкае сли иное не предусмотрено законом или договором п. Поэтому, если арендодатель хочет покрыть часть своих расходов по земельному налогу, необходимо предусмотреть в договоре аренды такие выплаты.

Аренда индивидуального рабочего места

В противном случае требования арендодателя возместить расходы на уплату земельного налога являются неправомерными. При этом в договоре нельзя прописывать условие о том, что земельный налог вместо собственника участка будет платить арендатор.

Ведь налоги в соответствии с налоговым законодательством должны уплачивать лица, являющиеся налогоплательщиками. Земельный налог и аренда:

Должен ли арендатор платить земельный налога и кто должен оплачивать

Стороны, закрепив в договорной форме все условия аренды земельного участка, в будущем вынуждены будут обратиться к разрешению вопросов, связанных с порядком начисления и выплаты земельного налога. Оценка названого налога, как составляющая аренды земли, тесно связана, прежде всего, с его правовой природой.

Земля в аренде – базовая основа начисления налога на землю

Законодатель закрепил за собственником право передачи в аренду земельного участка (ст. 607 ГК РФ). К важным условиям договорных отношений по аренде п. 3 ст. 607 ГК РФ относит полное и четкое описание предмета – участка земли. Сторонам необходимо зафиксировать в соглашении об аренде:

  • данные о местонахождении земли;
  • цель использования;
  • границу;
  • номер кадастровый.

Игнорирование данного требования закона, является поводом для сомнений в юридической чистоте соглашения, с признанием его по решению суда незаключенным.

Понятие налога на землю

Каждый собственник или пользователь, независимо от несения бремени оплаты использования участка земли, несет ежегодную обязанность выплат на счет государственного бюджета налога на землю. Земельный налог обязателен в силу закона. Фиксирование величины его ставки принадлежит муниципалитету, территориально контролирующему участок земли (ст. 387 НК РФ). Названый обязательный платеж вменен (ст.388 НК РФ):

  • каждому владельцу участка земли (доли);
  • постоянному пользователю земли на праве закона (например, в силу аренды или пожизненного владения).

Получатель платежа — бюджет субъекта РФ, так как это местный налог. Наименование налога определяет объект налогообложения — земля. Причем она может быть отнесена к названному объекту только при условии ее нахождения на территории определенного муниципалитета или же на территории Москвы и Санкт-Петербурга — городов федерального значения (ст. 389 НК РФ).

Факт арендных правоотношений на землю служит основанием для уплаты налога из личных средств собственника или постоянного пользователя, но не арендатора. Например, аренда земли предприятием у физлица послужит причиной бюджетного требования у последнего. Специфика взиманий налога на землю заключается именно в этом.

Аренда офисного помещения или функционального здания (его части) не влечет за собой обязанности выплат зем. налога в силу того, что не происходит переход права собственности на помещение или его часть и, соответственно, на землю под ним (абзац 1 статьи 606, пункт 1 статьи 650 ГК РФ).

Суммарный состав арендной платы, в этом случае, может включать в себя статью расходов арендодателя по внесению в бюджет зем. налога, но лишь при закреплении в договорной форме условия о такой выплате.

Важно! Но при этом налог платит в бюджет сам арендодатель и только он. Договор силу действующего законодательства не может содержать норму о возможности внесения в бюджет зем. налога арендатором вместо арендодателя. Последнее вытекает из прямого указания налогового закона о выплате налоговых обязательств непосредственно налогоплательщиком.

При вхождении земельного надела в имущественную массу паевого инвест. фонда бюджетное требование должно быть отнесено в адрес управляющего этим фондом.

Юридические и физ. лица, являясь плательщиками единого налога (ЕНВД), освобождаются от зем. налога при условии использовании принадлежащей им земли в целях предпринимательства.

Налоговая ставка тесно связана с категорией участка – его качественными характеристиками. При этом тот или иной муниципалитет имеет право вносить корректировки в процентную ставку. Не редки случаи, когда ставка зем. налога за прошедший период может отличаться по размеру от установленной на текущий годовой период. Это может быть связано, прежде всего, с внесением изменений в кадастровую стоимость земли в текущем году.

Требования к порядку выплат налога

Основы правил выплат зем. налога зафиксированы в ст. 397 НК РФ.

Законодатель предоставил местным органам самоуправления разрабатывать процедуру, вносить временные корректировки по уплате, жестко определив, что принятые ими нормы и организационные решения не должны входить в противоречие с НК РФ.

Это требование распространяется, например, на формирование списка освобожденных от уплаты платежей налогоплательщиков. Как пример такой правоприменительной практики может являться снижение сумм его оплаты пенсионерам на необлагаемую часть, применяемой в некоторых регионах РФ.

Для физ. лиц срок уплаты, в том числе и при аренде земельного участка – один раз в год после получения квитанции на оплату – налогового уведомления. В нем содержатся все необходимые для оплаты реквизиты и приведен размер налога. Такое уведомление налоговые органы должны сформировать до 01 марта года, следовавшего за отчетным.

По установившей практике вместе с уведомлением гражданину одновременно представляется форма заявления на случай несоответствия данных, которые содержаться в уведомлении, фактическим обстоятельствам формирования сумм налога по конкретному объекту налогообложения. Иными словами, для физических лиц расчетная составляющая налога производится соответствующими подразделениями налоговых органов.

Для юр. лиц законодатель предусмотрен несколько иную процедуру. Во-первых, расчет этого обязательного платежа производится ими своими силами. Соответственно, формирование платежных документов, в частности, для уплаты зем. налога при аренде земли осуществляется ими самостоятельно. Проявление внимания – это главное при их заполнении.

Перепутать банковский счет или налоговые реквизиты разных муниципальных образований нельзя. Ошибка может стоить признанием факта уклонения от уплаты обязательного платежа. Для предприятия и предпринимателя периодичность выплат зем. налога – четыре раза в течение года.

При этом платеж в первом квартале, полугодии и по истечении девяти месяцев признается как авансовый, а годовой – формирующий и окончательный. Аванс обязателен к оплате в течение 30 дней. Первый квартал — до 30 апреля, полугодие – до 30 июля, девять месяцев – до 30 октября. Окончательный расчет юр. лицу и ИП надлежит произвести до первого февраля, следующего за отчетным годом.

Муниципалитету предоставлено право внести изменения в срок уплаты как для физических, так и для юр. лиц. Однако устанавливать срок, превышающий максимальный временной норматив налогового законодательства, муниципалитет не вправе.

При приобретении юр. лицом земли для строительства на нем жилого дома для населения, платеж устанавливается в 2-кратном размере к последующим платежным периодам на срок три года с государственной регистрации права на землю. Физ. лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя, осуществляет расчет и выплату зем. налога по тем же правилам, что и юр. лица.

Для предпринимателя существует лишь одна существенная особенность – земельный налог подлежит уплате только на объекты, которые используются в целях предпринимательства. Так, если в собственности или на праве владения у ИП имеется земельный надел и он, как физ. лицо, распоряжается им только для личных целей, то эта земля попадает в налоговый режим, который установлен физ.

лицам.

Порядок расчета при аренде земли у государства

Земля арендуемая у государства, находится в правовом режиме предоставленной в пользование. Налог, в таком случае, будет являться формой платы за пользование гос. ресурсами и площадью. Данные о земле, как объекте налогообложения приведены в плане, карте, специальной документации и кадастровом паспорте конкретного участка. Кадастровый паспорт содержит наиболее точную информацию.

Для определения налога существенной является информация о финансовом доходе владельца или пользователя, полученном с земельного участка, а также фактические данные, подтверждающие его плодородность и расположение. При расчете платежа на землю сельхоз. назначения, в первую очередь, учитывается ее качественные характеристики.

Разработан и законодательно утвержден специальный алгоритм расчета земельного налога: Нр=Нс*К1*К2*Оп.

  • Нс — действующая налоговая ставка (за 1 м2 участка) с учетом размера города и экономического района;
  • К1 — увеличивающий коэффициент ставки в курортных районах;
  • К2 — увеличивающий коэффициент ставки в связи со статусом города, где находится участок;
  • По — общая площадь земли (в кв. м).

Для земельных участков, используемой в сельском хозяйстве, задействованной в жилфонде, а также купленной для возведения жилья, приобретенной для выращивания цветов или растений, огородничества и личного подворья ставка по налогу не должна превышать 0,3%.

Использование земли в иных целях повлечет за собой применение налоговой ставки, исчисленной исходя из 1,5% от ее стоимости, зафиксированной в кадастровом паспорте. Далее посмотрите полезное видео по уплате земельного налога.

Налоги, сроки и стоимость аренды земли у администрации

Для муниципальных властей сдача земель в аренду – один из важнейших источников бюджетных доходов, а для арендаторов – способ получить участок в свое пользование с наименьшими издержками. При заключении арендного договора одними из наиболее существенных условий для сторон являются сроки, размер арендной платы и другие вероятные издержки, которые предстоит понести землепользователю.

На какие сроки можно взять в аренду землю у администрации

Когда договор аренды заключается между частными лицами стороны могут по своему усмотрению определить сроки его действия. Но в случае если арендодателем являются муниципальные органы власти, то они обязаны опираться на нормы Земельного кодекса. В статье 39.8 прописаны особенности заключаемого арендного договора, в том числе сроки его заключения с гражданами и юрлицами.

Минимальные и предельные сроки аренды зависят от категории земли и ее предполагаемого использования.

В некоторых случаях законодательно прописан только максимальный период для заключения договора, а его минимальное значение определяется по соглашению сторон.

Договор аренды земельных участков с администрацией заключается на следующие сроки:

  • для строительства/реконструкции зданий – 3-10 лет;
  • под линейные объекты – до 49 лет;
  • для ИЖС – 20 лет;
  • юрлицам для комплексного освоения территории – 3-5 лет;
  • для завершения строительства объекта – до 3 лет;
  • для сельскохозяйственного производства – 3-49 лет;
  • для огородничества, сенокошения и выпаса скота – до 3 лет;
  • при наличии договора с государством (например, охотхозяйственного или концессионного соглашения) – на период действия подобного соглашения или реализации инвестпроекта.

После завершения срока действия договора он может быть пролонгирован. Но согласно последним правкам преимущественное право прежнего арендатора на заключение нового арендного договора было аннулировано. Он при желании сможет принять участие в процедуре выделения участка на прежних условиях.

Как определяется стоимость аренды

Ставка арендной платы, периодичность и порядок ее внесения определяются на уровне Правительства, субъектов РФ или непосредственно органами местного самоуправления. Это зависит от того, в чьей собственности находится земля: государственной, региональной или муниципальной.

Правительством РФ (Минэкономразвития) утверждены общие принципы определения арендной платы, которые должна учитывать администрация на местах. В частности, должна приниматься во внимание экономическая обоснованность платежей. При этом необходимо учитывать категорию земель и потенциальную доходность от ее использования.

Для того чтобы избежать возможных злоупотреблений со стороны администрации все производимые расчеты должны быть предсказуемы и отличаться простотой. Это позволит не допустить необоснованные предпочтения в пользу определенных арендаторов, а любой желающий сможет при необходимости проверить правильность и правомерность установленной арендной платы.

Сегодня размер арендной платы определяется разными способами, среди которых выделяется четыре основных:

  • по кадастровой цене земельных участков (она должна быть максимально приближена к рыночной и регулярно актуализироваться: не реже раза в 3-5 лет);
  • по результатам проводимых торгов (обычно лот выставляется на торги по цене, привязанной к кадастровой, а в ходе аукциона арендная плата может возрасти);
  • в соответствии с установленными ставками арендной платы;
  • по рыночной стоимости участков земель с опорой на законодательство об оценочной деятельности.

Согласно общему правилу ставка арендной платы не является фиксированной и ежегодно корректируется на прогнозируемый уровень инфляции, прописанный в бюджете. Если арендаторов несколько, то платеж распределяется между ними пропорционально принадлежащей им доле вправе аренды.

Периодичность внесения платежей обычно прописывается в договоре, но арендная плата должна поступать в бюджет не реже раза в полгода.

В большинстве случаев стоимость аренды земельных участков, передаваемых пользователям без торгов, устанавливается в привязке к кадастровой оценке. Арендная плата рассчитывается по формуле: кадастровая стоимость*коэффициент, применяемый в зависимости от целевого использования земли.

Корректирующий коэффициент может принимать значения от 0,01 до 2%.

  • Самый низкий коэффициент (0,01%) применяется в отношении участков, которые загрязнены радиоактивными и токсичными отходам, изъяты из оборота (если подлежат аренде) предназначенные для размещения диппредставительств и консульств или могут устанавливаться для арендаторов, обладающих льготами по земельному налогу.
  • Коэффициент 0,06% действует по отношению к наделам, предназначенным для ИЖС, ведения ЛПХ, садоводства и огородничества, дачного хозяйства, сенокошения или выпаса с/х животных. Но если арендатор за три года так и не построит на земле под ИЖС жилой дом, то ставка аренды для него возрастет. Она должна будет составлять не менее двухкратного размера земельного налога для этой земли.
  • Аналогичный коэффициент 0,6% установлен и по отношению к юридическим лицам, которые берут землю под организацию крестьянско-фермерского хозяйства.

Приведем пример. Гражданин решил взять в аренду участок земли для строительства здесь частного дома. После проведения инженерных работ этот участок был оценен в 1,52 млн.руб. Согласно действующему законодательству после поступления заявки на него власти выставили его на торги, но другие претенденты так и не объявились. Годовая плата в этом случае составит (1 520 000 * 0,6%) = 9120 руб.

Наиболее высокий коэффициент 2% установлен для землепользователей, которые предполагают использовать его для освоения недр.

Полученное значение может корректироваться на зональный и базовый коэффициенты, так как очевидно, что в разных регионах ценность земли будет отличаться.

Рыночная стоимость участка применяется в отношении тех земель, на которых есть объекты незавершенного строительства. Такая оценка должна быть приведена не позднее чем за полгода до заключения договора. Если за основу определения арендной платы взята рыночная стоимость земель, то она корректируется с учетом действующей ключевой ставки ЦБ.

Например, земельный надел был оценен в 350 000 руб. Действующая ключевая ставка сегодня составляет 9%. Таким образом, годовая арендная плата рассчитывается как 350000*9/100=31500 руб.

Фиксированные ставки аренды используются в редких случаях в отношении специфичных объектов: автомобильных и железных дорог, космической инфраструктуры, ЛЭП, нефте- и газопроводов, аэродромов, объектов утилизации ТБО и пр.

Налогообложение муниципальных земель взятых в аренду

Многих арендаторов волнует вопрос: нужно ли им платить земельный налог в период использования участком. Согласно действующему Налоговому кодексу обязанность по уплате налогов возложена в России исключительно на собственников, а также эксплуатирующих землю на правах бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Таким образом, арендаторы земельный налог не уплачивают. В качестве платы за землепользование в данном случае выступает стоимость аренды, которая перечисляется в бюджет муниципального образования.

В состав арендной платы не включается НДС, так как аренда земли в государственной или муниципальной собственности освобождается от этого налога.

Стоит понимать, что если пользователь арендовал землю под ИЖС, то после постройки там дома и узаконивания постройки ему придется платить имущественный налог. Ставка и размер имущественного налога определяется на уровне муниципалитет, но она не должна превышать 2,2% от кадастровой стоимости недвижимости.

Обязанность по уплате земельного налога возникнет у арендатора, который выкупит землю у государства и переведет участок в свою собственность.

Таким образом, сроки, стоимость, и налогообложение арендованных у муниципалитета земель зависит от комплекса фактора: их целевого предназначения, местоположения, наличия построек и пр.

Налог на аренду земли

Принцип платности использования земли закреплен в ст. 1 Земельного кодекса. Формами такой платы являются земельный налог и арендная плата за землю. Они устанавливаются на основании документа, удостоверяющего право собственности, владения, пользования, аренды земельного участка, либо на основании фактического пользования земельным участком. О том, кто должен платить земельный налог, как содержание договора аренды земли, его заключение и переоформление влияют на налоговое бремя, читайте в статье.

Не каждая фирма, предприниматель или обычный гражданин может позволить себе приобрести в собственность земельный участок, чтобы начать бизнес. В этом случае как вариант можно арендовать земельный участок.

Договор аренды земельного участка, заключенный на срок один год и более, подлежит государственной регистрации в территориальных органах Росреестра (частные земли) или Росимущества (государственные и муниципальные земли). Отсутствие регистрации договора является достаточным основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 7.

1 Кодекса об административных правонарушениях за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Представление договора на регистрацию после возбуждения дела об административном правонарушении не освобождает от ответственности, а может быть учтено лишь как смягчающее обстоятельство.

За пользование землей надо платить. Формами такой платы являются земельный налог и арендная плата за землю. Какие факторы определяют обязанность того или другого платежа?

Земельный налог или арендная плата?

В налоговом законодательстве четко закреплено, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Важно четко знать, что юридическим основанием для взимания земельного налога является наличие правоустанавливающих документов, которые подтверждают зарегистрированные в установленном порядке указанные права.

Не платят земельный налог организации и физические лица за земельные участки, находящиеся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданные им по договору аренды, то есть арендаторы (ст. 388 гл. 31 «Земельный налог» НК РФ).

Отсутствие подписанного договора аренды, а также документов, подтверждающих уплату арендных платежей, само по себе не влечет признание арендатора плательщиком земельного налога при наличии фактических арендных отношений между собственником земельного участка и арендатором.

Этот вывод подтверждает судебная практика (например, Постановление ФАС Поволжского округа от 11 декабря 2008 г. по делу N А12-8999/2008). Арендаторы платят арендную плату.

Плата за право аренды

В соответствии с градостроительным и земельным законодательством в некоторых случаях (госземли, строительство и др.) предоставление в аренду земельного участка осуществляется посредством проведения аукциона (конкурса), на котором продается право на заключение договора аренды. Для участия в конкурсе необходимо подать заявку с определенным пакетом документов, оформление которого потребует денежных затрат.

Приобретение права на заключение договора аренды земельного участка не влечет обязанность уплачивать земельный налог или арендную плату (Определение ВАС РФ от 18 января 2007 г. N 14292/06).

Земля в придачу

Налоговики не перестают предъявлять претензии к арендаторам земли и привлекать их к ответственности по ст. 122 Налогового кодекса за неуплату в принципе или неполную уплату земельного налога. Зачастую это происходит в следующей ситуации: организация владеет на праве собственности зданием или его частью. Проверяющие предъявляют налоговые требования в отношении земельного участка под зданием. Правомерность требований зависит от того, какими правами обладает собственник недвижимости на земельный участок.

При переходе права собственности на здание, строение, сооружение на чужом земельном участке к другому лицу последнее приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник (п. 1 ст. 35 ЗК РФ).

Если в собственность приобретено здание (его часть), вместе с ним к покупателю переходят и права на землю, какими обладал прежний собственник. То есть при смене собственника объекта земля под ним не должна «повиснуть» в воздухе. Это правило закреплено в п. 1 ст. 552, в ст. 652 Гражданского кодекса и в ст. 35 Земельного кодекса.

По законодательству РФ использование земель является платным. Формами оплаты выступают арендная плата за землю и налоги.

Арендная плата закрепляется договором по соглашению сторон в соответствии с нормативно-правовыми актами местного и государственного уровня.

Налоги, в свою очередь, представляют собой властные предписания государства пользователям земли на обязательную уплату определенных Налоговым кодексом платежей. При уплате налогов предусмотрены изъятия земель из тех, которые подлежат оплате налога, а также льготы на выплаты налогов по земельным участкам.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Законодательство

За земельные участки, передаваемые в аренду, взимается арендная плата (п. 3 ст. 65 ЗК РФ). Определение размера оплаты аренды земельного участка — существенное условие договора аренды земельного надела.

Статья 39.7 Земельного кодекса РФ устанавливает величину платы за аренду земельного участка, который принадлежит государству или муниципальной администрации.

В соответствии с пунктом 1-м размер данной статьи плата определяется основополагающими принципами, установленными российским Правительством.

Это принципы:

  • Предсказуемости расчета размера платы за аренду, по которому нормативно-правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления закрепляется порядок определения суммы арендной платы и ситуации, при которых возможно пересмотреть размер оплаты по требованию арендодателя в одностороннем порядке;
  • При расчете арендной платы должна быть организована предельно допустимая простота расчета, что означает определение платы на основе кадастровой стоимости;
  • Недопущение ухудшения экономического состояния пользователей и владельцев земельного участка в ходе переоформления ими своих прав на землю. Данный принцип закрепляет невозможность превышения размера платы за аренду в связи с переоформлением прав на землю более чем в 2 раза по сравнению с земельным налогом на такой земельный участок;
  • Принятие во внимание необходимости в поддержке социально значимой деятельности путем фиксирования размера арендной оплаты в границах, не превышающих земельный налог. Принцип также защищает интересы лиц, которые по законодательству освобождаются от уплаты налога на землю;
  • Запрет необоснованных предпочтений. Это означает, что размер арендной платы не должен различаться за земли публично-правового образования, относящиеся к одной земельной категории, применяемые для одного и того же назначения и предоставляемые по одинаковым основаниям.

Пункт 4 статьи 22 ЗК РФ об аренде земельных участков устанавливает, что размер платы за аренду земли определяется договором аренды. Естественно, при определении размера оплаты в договоре необходимо опираться на вышеназванные законодательные принципы.

Формы платы за землю

Арендная плата, земельный налог, налог на недвижимость и нормативная цена земли являются формами платы за земельный участок (ст. 65 ЗК РФ).
Налогообложению подлежат арендованные земельные участки, их части и доли земельных участков в общей долевой собственности, предоставляемые физическим и юридическим лицам на праве собственности, владения и пользования.

Важно! Результаты хозяйственной деятельности не влияют на размер земельного налога.

Земельный налог — местный сбор, относящийся к доходам в бюджет муниципальных властей. Среди всех источников налоговых поступлений налог на землю составляет 12-20 %.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Важным показателем является нормативная стоимость земли — размер вложенных в участок средств или стоимость произведенной на земле продукции. К нормативной стоимости земли также относят рентообразующую способность участка, объем и соотношение спроса и предложения на земельном рынке, спрос платежеспособного населения, инфляцию, налоговые вычеты и прочие факторы.

Нормативная стоимость земли необходима для возмещения ущерба из-за отчуждения земли и вынужденной консервации (долгосрочное сохранение).

Что такое арендная плата?

Арендная плата — разновидность внесения платежей за использование земельного участка, устанавливаемая договором аренды. Арендная плата является регулярными платежами за аренду земельного надела по договору аренды земли.

Величина, сроки и условия внесения платы за аренду земли определяются договором на основании нормативно-правовых актов.

Как определяется размер арендной платы?

Размер ставки арендной платы прямо зависит от собственника участка.

Собственником участка может быть:

  • Физическое или юридическое лицо (гражданин или организация);
  • Муниципалитет, субъект РФ, государство.

Земли физических и юридических лиц

Земли граждан и организаций сдаются в аренду за плату, которая рассчитывается по определенной формуле:

А = С * Р, где

  • А — размер платы за аренду;
  • С — рыночная цена земли, рассчитываемая путем независимой экспертизы. Независимую экспертизу необходимо проводить не ранее, чем за полгода до даты получения прав арендатора на землю;
  • Р — ставка рефинансирования Центробанка РФ. Ставка рефинансирования устанавливается в начале года и будет действовать только для договоров найма земли, заключенных в этот год.

Земли государства и муниципалитета

Государственные и земли местных региональных властей — это преобладающая часть всех земельных участков территории России. Регламентация размеров арендной платы является важнейшей частью определения доходов в казну государства.

По Земельному кодексу РФ арендатор государственных и муниципальных земель может вносить оплату 2-мя способами:

  1. Земельный налог;
  2. Налог на недвижимость.

Налог на недвижимость был введен 1 января 2015 года и пока не нашел своего закрепления во всех регионах страны, поэтому основная форма расчета арендаторов земли с государством — земельный налог.

В соответствии с пунктом 2 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации размер арендной платы определяется следующими методами:

  • На основании кадастровой цены земельных наделов;
  • По итогам торгов, проводимых на аукционе;
  • По ставкам арендной платы либо методическим указаниям по ее расчету, утверждаемым Министерством экономического развития РФ;
  • На основании рыночной цены земель, которая устанавливается законодательством России об оценочной деятельности.

Если арендуемый земельный участок предоставляется арендатору без организации торгов с определенной целью, то плата рассчитывается по кадастровой стоимости в размере:

  1. 0,01 % от ее суммы в отношении земельных наделов:
    • Предоставленных физ. или юр. лицу, у которых есть право освободиться от внесения земельного налога, что закреплено нормативной базой о налогах и сборах;
    • Предоставленных физическому лицу с правом на снижение налоговой базы в случае, если при таком снижении налоговая база оказывается равной нулю;
    • Предоставленных физическому лицу с правом на снижение налоговой базы в случае, если налоговый вычет меньше налоговой базы. В такой ситуации 0,01 % будет действовать в отношении платы, которая равняется размеру такого налогового вычета.
    • Изъятых из оборота, если земля может быть передана в арендные отношения в соответствии с федеральным законодательством;
    • Загрязненных отходами высокой токсичности, радиоактивными веществами. Также земли, на которых произошло заражение, загрязнение и деградация, не включая ситуации с консервацией земель и изъятием их с оборота;
    • Предоставленных в целях расположения диппредставительств других стран и консульских учреждений в России, если иной порядок не установлен международными соглашениями.
  2. 0,6 % от кадастровой стоимости в отношении земель:
    • Предоставленных физ. лицу или индивидуальному предпринимателю, чтобы построить жилье, вести личное подсобное хозяйство, садоводство, огородничество, дачное хозяйство, сенокошение или проводить выпас животных сельхозназначения;
    • Предоставленных для крестьянско-фермерского хозяйства (сельскохозяйственных земель) в целях осуществления им своей деятельности;
  3. 1,5 % от цены по кадастру для земельных наделов в случаях, предусмотренных статьей 39.7 ЗК РФ пунктом 5.
  4. 2 % от кадастровой стоимости при земельных участках:
    • Предоставленных недропользователю в целях осуществления работ, касающихся использования недр;
    • Предоставленных без организации торгов, на котором нет зданий, сооружений, объектов неоконченного строительства и пр.

Как на размер арендной платы влияет месторасположение земельного участка?

При определении размеров арендной платы за землю в разных регионах на различных уровнях применяются свои системы коэффициентов.

К примеру, по Закону Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» в определенных ситуациях размер платы за аренду измеряется формулой с 3-мя коэффициентами:

А=Аб×Кд×Пкд×Км×S, где

А — арендная плата за землю, Аб — базовый размер платы, Кд — коэффициент, учитывающий разновидность разрешенного способа применения земли, Пкд — корректирующий коэффициент, Км – коэффициент, учитывающий территориальное местонахождение надела в муниципальном регионе, S — площадь арендуемой земли.

Если участок подходит арендодателю, то ему будет интересно узнать, как оформить землю в собственность если она в аренде.
Что такое поквартирная карточка и где ее можно получить? Узнайте об этом .
Планируете приобрести апартаменты? Подробно узнать всю информацию о данном виде недвижимости можно в нашей статье.

Что такое налог на аренду земельного участка (НДС)?

Земля относится к природным ресурсам в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса России. В то же время право пользования природными ресурсами не облагается налогом на добавленную стоимость (пп. 17 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).

Учитывая данные нормы, плата за аренду, вносимая организациями или гражданами, арендующими землю у государственных органов или муниципалитета, освобождается от НДС согласно пункту 17 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Юридическим лицом, являющимся арендатором, представляется в налоговую по месту своей регистрации соответствующая налоговая декларация по НДС. Но так как вышеуказанные нормы освобождают арендную плату за земельные участки от НДС, то налоговым агентам необходимо только заполнить раздел 7-ой налоговой декларации об операциях, не подлежащих налогообложению.

Второй раздел декларации по такой операции не заполняется. Декларацию необходимо заполнить в соответствии с Приказом Минфина РФ от 15.10.2009 № 104н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения».

Как рассчитывается налог на земельный участок?

Налоговая сумма рассчитывается в конце налогового периода (1 год) соответственно процентной доле налоговой базы по налоговой ставке, если иной порядок не предусматривается пунктами 15 и 16 НК РФ.

Оплачивается налог на сданный в аренду земельный участок налогоплательщиками в бюджет по месту расположения земли. Порядок и сроки уплаты устанавливаются нормативными документами представительных органов муниципалитета (законы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга).

Расчет суммы налога производится формулой:

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв,

  • в которой Кст — кадастровая цена земельного надела (кадастровую стоимость можно выяснить на официальном сайте Росреестра либо с помощью кадастровой карты);
  • Д — размер доли в праве на землю;
  • Ст — размер налоговой ставки (налоговая ставка отображается в справочной информации о ставках и льготах по имущественным налогам на сайте Федеральной налоговой службы);
  • Кв — коэффициент владения землей (используется лишь в ситуации, когда владение составляет неполный год).

Как рассчитывается налог на земли лесного фонда?

Налогообложение за земли лесного фонда определяется за время лесопользования на единицу площади освоенного леса эксплуатационного характера, на которых заготавливается древесина. Взимается налог вместе с платой за использование лесов в размере 5 % от платы за древесину, которая отпускается на корню.

Как рассчитывается налог на земли водного фонда?

Земельные участки водного фонда облагаются налогом в размере 0,3% от денежной стоимости за единицу площади пашни по региону.

Ставка налога на земли водного фонда за границами населенных пунктов, предоставленные предприятиям сфер промышленности, транспорта, связи и прочего назначения в целях создания продукции из рыбы также будет равняться 0,3 %.

При этом не имеет значения, какому предприятию была предоставлена земля водного фонда, главное — это наличие целевого назначения в виде производства рыбных продуктов.

Когда аренда земли не облагается НДС?

Продажа прав (реализация долей) земельных наделов не облагается налогом (НДС) согласно части 2, главы 21, ст. 146, п. 2 Налогового кодекса РФ.

Объектом налогообложения также не будут признаваться земли, на которых государственные органы в целях осуществления возложенных на них законодательством полномочий в какой-либо сфере государственной деятельности оказывают услуги населению.

Налог на добавленную стоимость не будет взиматься с земель, исключенных из оборота, на которых расположены объекты культурного наследия, определенные участки лесного и водного фондов.

Уплата налогов и арендной платы при переходе аренды земли по наследству

Если на протяжении года право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования земельными наделами перешли от одного лица к другому, налог на землю будет считаться и предъявляться к оплате прежним собственником земли, землевладельцем, землепользователем с 1 января данного года и до того месяца (включая его), в котором было утрачено право на земельный надел. Новый арендатор-наследник платит только со следующего месяца после месяца возникновения прав на землю.

За земельные участки, на которых расположены наследуемые жилые дома, нежилые здания и сооружения, платить налог следует с даты открытия наследства. Дата, время, момент открытия — день смерти наследодателя.

Если наследодатель объявляется умершим по решению суда, то открытие наследства происходит в день вступления решения в силу.

Наследники, принявшие наследство до того, как наступил срок налогового учета, платят налог вместе со всеми налоговыми обязательствами наследодателя.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

>Как рассчитывается арендная плата за землю и облагается ли временное пользование участком земельным налогом и НДС?

Описание понятий

В соответствии с положениями гражданского кодекса, под арендной платой понимаются платежи в адрес владельца земельного участка за временное пользование имуществом. Земельный кодекс Российской Федерации, в свою очередь, относит арендную плату к существенным условиям договора – она должна в обязательном порядке зафиксирована в договоре аренды, без нее договоренность признается недействительной.

Если в аренду предоставляется земельный участок, находящийся в частной собственности, то размер и форма арендной платы устанавливается по итогам переговоров сторон.

В отношении земель, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, действует другой порядок определение размера арендной платы – по решению органов самоуправления.

Для тех, кто заинтересован в заключении сделки по аренде земельного участка, мы подготовили полезные статьи о том, каков порядок оформления земли, как написать заявление на аренду, а также о нюансах оформления документов.

Кроме того, мы советуем вам ознакомиться с информацией о том, как получить надел без торгов.

В ГК РФ установлено, что арендная плата может предоставляться в следующих формах:

  • В виде «твердых» ежемесячных платежей, вносимых в национальной валюте.
  • Через долю от полученных в результате использование земли продукции или доходов.
  • При помощи предоставления владельцу земли определенных услуг.
  • В виде переданной в собственность вещи.
  • Через возложение на арендатора обязанностей по улучшению арендованного имущества.
  • При помощи смешанной формы арендной оплаты.

Менять ее стороны имеют право только через двенадцать месяцев. Если в договоре прописана смена раз в квартал или ежемесячная, сделка будет признана ничтожной.

Земельный налог прописан на законодательном уровне (статьи 387-398 Налогового кодекса). Оплачивается в пользу государства как юридическими, так и физическими лицами, обладающими земельными участками.

Под налоговой базой подразумевается кадастровая стоимость земли (она, в свою очередь, определяется в соответствии с Земельным законодательством). Налоговый период соответствует одному году.

Налоговые ставки устанавливаются муниципалитетами, но с учетом статьи 394 НК РФ, не могут превышать 1,5%, и 0,3% для земельных участков, используемых с такими целями:

  1. Для сельскохозяйственного производства.
  2. Под объекты инженерной инфраструктуры ЖКХ.
  3. Для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.

Как видите, между понятиями арендной платы и налога – есть множество различий. Первый вид платежа уплачивается теми, кто использует землю в адрес ее владельца, а налоговые отчисления ложатся на самого владельца и перечисляются в пользу государства.

Облагается ли НДС или нет?

НДС – он же налог на добавленную стоимость – часто путают с земельным, но они существенно отличаются. Чтобы разобраться, кто и когда должен платить НДС, необходимо учесть несколько факторов. И первый – у кого осуществляется аренда.

Если договор заключается с муниципалитетом, то об НДС арендатор может забыть. Если же владельцем земельного участка в договоре аренды выступает частное лицо (физическое или юридическое), НДС будет присутствовать наравне с земельным налогом и арендной платой.

Четкие критерии по начислению НДС расписаны в пп. 17 п. 2 статьи 149 НК Российской Федерации. НДС начисляется и на договоры субаренды.

Например, физическое лицо, арендовав у государства участок, решило заключить дополнительный договор с частным предпринимателем. В этом случае первоначальный арендатор платить НДС не будет, но ЧП, заключивший договор с физическим лицом (хотя и на земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации) вынужден будет оплачивать и этот налог.

НДС имеет фиксированную ставку – 18%.

Пример:налогооблагаемая база составляет 1000 рублей, чтобы вычислить размер НДС, необходимо 1000 умножить на 18% – получаем 180 рублей налога.

Сколько платить арендодателю?

Если владелец физическое лицо

Для определения размера арендной платы в случае передачи земли во временное пользование физическим лицом используется утвержденная формула.

Стоимость надела на рынке x Ставка рефинансирования на текущий период = Арендная плата

Стоимость надела определяется экспертом и не позднее, чем за шесть месяцев до сдачи участка в аренду, а ставка рефинансирования определяется Центральным банком РФ. В 2017 году ставка рефинансирования (она была приравнена к ключевой ставке) установлена на отметке 7,75%.

Если хозяин организация

При оформлении аренды у юридического лица, используется та же формула, что и для физического лица. Вам необходимо узнать стоимость надела (кадастровую стоимость участка) и ключевую ставку Центробанка Российской Федерации.

Пример расчета: ставка равна 7,75%, а кадастровая стоимость гипотетического участка составляет 10 тысяч рублей. 10 000 умножаем на 7,75% и получаем размер арендной платы – 775 рублей.

Когда собственником является муниципалитет или государство

У муниципалитетов и федерального правительства есть сразу несколько методик для определения арендной платы – при помощи аукциона, по кадастровой стоимости, по рыночной стоимости, руководствуясь арендой ставкой. Например, если стоимость рассчитывается по КС – то будет соответствовать следующему показателю – от 0,01% до 2% кадастровой стоимости.

Если же муниципалитет выбирает расчет по рыночной стоимости – он умножает рыночную стоимость на ставку рефинансирования ЦБ. Арендная ставка используется крайне редко, для участков, на которых расположена инфраструктура, инженерные объекты.

О том, как рассчитать арендную плату на землю на основе рыночной и кадастровой стоимости, вы можете прочитать .

Налог на аренду земли

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *