Наименование некоммерческой организации

Законодательное закрепление индивидуализации

В отличие от ранее действовавшего законодательства IV часть ГК РФ закрепила общий принцип решения проблемы коллизии прав между различными средствами индивидуализации. На основании п. 6 ст. 1252 ГК РФ «если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном настоящим Кодексом, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения». Таким образом, «ключевым принципом при столкновении прав на различные средства индивидуализации в соответствии с положениями IV части ГК РФ должен стать принцип старшинства права».

Особую важность исследование взаимосвязи и различий коммерческих обозначений и сходных средств индивидуализации приобретает в случае, когда права на них принадлежат разным субъектам.

Поэтому, необходимо определить общие черты и отличительные признаки коммерческих обозначений от смежных объектов интеллектуальной собственности в рамках гл. 76 ГК РФ. Основная функция фирменного наименования состоит в индивидуализации коммерческой организации, что сближает указанный объект с коммерческим обозначением. Так же как и коммерческое обозначение, фирменное наименование организации, имеющей хорошую деловую репутацию, может выполнять рекламную функцию. Их схожесть определяется совпадением некоторых аспектов правовой охраны, а также и способами защиты указанных прав, права на них являются абсолютными, исключительными и возникают в явочном порядке. К другим чертам сходства рассматриваемых объектов можно отнести, в частности то, что в коммерческие обозначения, как и в фирменные наименования, нельзя включать символы, способные ввести в заблуждение третьих лиц.

Коммерческое обозначение и фирменное наименование

Вместе с тем между коммерческим обозначением и фирменным наименованием есть существенные различия:

1) коммерческое обозначение позволяет индивидуализировать предприятие как имущественный комплекс, а фирменное наименование индивидуализирует само юридическое лицо, характеризует репутацию коммерческой организации в целом.

2) коммерческое обозначение, в отличие от фирменного наименования, может существовать не только в словесной, но и в иной форме. Следовательно, возможность столкновения прав на указанные объекты существует лишь в отношении словесных коммерческих обозначений либо комбинированных коммерческих обозначений со словесным элементом. Кроме того, фирменное наименование содержит ряд обязательных реквизитов (указание на организационно-правовую форму и др.), что не характерно для коммерческих обозначений. При этом довольно часто коммерческое обозначение повторяет оригинальную отличительную часть фирменного наименования.

3) фирменное наименование могут использовать только коммерческие организации (пункт 4 статьи 54, ст. 1473 ГК РФ). К числу же субъектов права на коммерческое обозначение относятся как юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (коммерческие организации, а также некоммерческие юридические лица, которые в соответствии с их учредительными документами могут осуществлять приносящую доходы деятельность), так и граждане-предприниматели (п. 1 ст. 1538 ГК РФ).

4) право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования (п. 2 ст. 1475 ГК РФ). Основания возникновения права на коммерческое обозначение в законодательстве четко не определены. При определенных условиях к таким основаниям можно отнести начало фактического использования коммерческого обозначения в гражданском обороте. Исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование (п. 1 ст. 1541 ГК РФ).

5) в отличие от права на коммерческое обозначение, распоряжение правом на фирменное наименование не допускается (п. 2 ст. 1474 ГК РФ). Обладатель права на коммерческое обозначение может предоставить другому лицу право на использование обозначения в порядке и на условиях, предусмотренных договором аренды предприятия или договором коммерческой концессии. Кроме того, возможен переход исключительного права на коммерческое обозначение, но только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется.

Статья на тему: «Наименование некоммерческой организации: требования по законодательству Российской Федерации»

Наименование некоммерческой организации: требования по законодательству Российской Федерации

Наименование является одним из важнейших признаков юридического лица и основным показателем самостоятельности юридического лица в гражданском обороте и в отношениях с судебными органами. Наименование также служит информированию других участников гражданского оборота о существенных признаках данного юридического лица — возможном объеме его ответственности по обязательствам, составе органов управления, целях деятельности и т.п.

Некоммерческим организациям, обладающим исключительной (уставной) правоспособностью, наименование тем более необходимо, так как оно не только позволяет отличать некоммерческие организации от других хозяйствующих субъектов, но и способствует и индивидуализации ее целей и задач, а также характера и результатов ее деятельности.

Необходимо также иметь в виду разъяснения, данные в п. 58.2 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 26.03.2009 № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»: право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией; наименования некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, на них не распространяется правовая охрана, установленная параграфом 1 главы 76 Гражданского кодекса Российской Федерации…

Пунктом 5 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наименование юридического лица указываются в его учредительных документах. Требование об указании в учредительных документах некоммерческих организаций их наименования, содержащего указание на характер деятельности и организационно-правовую форму, закреплено также в пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Согласно пункту 4 статьи 3 вышеназванного федерального закона печать некоммерческой организации должна содержать ее полное наименование. Там же предусмотрено, что некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием.

Наименование и место нахождения юридических лиц содержатся также в Едином государственном реестре юридических лиц.

Действующее законодательство устанавливает ряд требований к наименованию некоммерческих организаций. Прежде всего, согласно общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму. В указанном пункте также установлено, что наименования некоммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Таким образом, некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Кроме того, наименование некоммерческой организации должно быть указано на государственном языке Российской Федерации – русском. На практике встречаются случаи, когда заявители подают учредительные документы с указанием наименования некоммерческой организации на иностранном языке или на языке народов России, что является нарушениями требований действующего законодательства и влечет за собой отказ в государственной регистрации такой некоммерческой организации.

Действующим законодательством также четко регламентировано использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования. Согласно статье 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», такое использование допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» утверждены Правила выдачи такого разрешения; согласно пункту 2 данных правил разрешение выдается Минюстом России.

Приказом Минюста России от 27.09.2011 № 345 «О Межведомственном экспертном совете по вопросам включения в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» образован названный Совет, а также утверждены Положение о названном Совете и состав названного Совета.

Следует отметить, что законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд случаев, когда разрешение на использование официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, не требуется (пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Такое разрешение не требуется для использования в наименованиях следующих юридических лиц: централизованных религиозных организаций, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации; некоммерческих организаций, созданных на основании федеральных законов, а также в соответствии с актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; общероссийских общественных объединений; структурных подразделений общероссийских общественных объединений в случае использования в наименованиях указанных структурных подразделений полного наименования такого общественного объединения; общероссийских и общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей и т.д.

В отношении слов, производных от слов «Российская Федерация» или «Россия», представляется уместным учитывать разъяснение, данное в Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 26.03.2009 № 5/29: под словами, производными от официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», … следует понимать в т.ч. и слово «российский» (и производные от него) …».

В случае отзыва разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, некоммерческая организация, согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», обязана внести соответствующие изменения в свои учредительные документы в течение трех месяцев.

Следует отметить, что требования к наименованию и порядку использования наименования некоммерческих организаций также регулируется иными федеральными законами: статьей 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьей 6 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», пунктами 5, 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и т.д.

Например, статья 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусматривает, что «официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности». Аналогичные нормы существуют и в отношении религиозных объединений. Примером допустимых указаний территориальной сферы деятельности общественных и религиозных объединений является применение наименований субъектов Российской Федерации или муниципальных образований или слов «региональный», «местный», но с последующим указанием в наименовании или в уставе конкретной территории.

Кроме того, в названии общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, существующих на территории Российской Федерации политических партий, а также партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».

Закон Российской Федерации от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» устанавливает, что наименование «торгово-промышленная палата» и образованные на его основе словосочетания могут быть использованы только в названиях общественных организаций, созданных в соответствии с положениями указанного закона. Другие организации не вправе использовать в своих названиях словосочетания «торгово-промышленная палата», «торговая палата» или «промышленная палата» и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти словосочетания.

В отношении религиозных организаций пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» требует, чтобы наименование религиозной организации содержало сведения о ее вероисповедании; свое полное наименование религиозная организация обязана указывать при осуществлении деятельности.

Несоответствие наименования некоммерческой организации требованиям законодательства Российской Федерации может явиться причиной отказа в ее государственной регистрации. Так, подпункты 2, 3 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривают возможность отказа в государственной регистрации некоммерческой организации, если «ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием», и если «наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан».

Наличие юридических лиц с одинаковым наименованием в пределах той же территории может помешать нормальному ходу гражданского оборота. Наименование некоммерческой организации может оскорблять нравственность, если в нем содержатся унижающие честь и достоинства других лиц выражения, например, пропаганда порнографии, антиобщественного образа жизни, аморального поведения. Оскорбление национальных чувств граждан может быть связано с действиями, направленными на возбуждение национальной и расовой вражды, унижением национального достоинства граждан, пропагандой исключительности и превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности. Оскорбление религиозных чувств граждан может касаться свободного исповедания и распространения веры; совершения богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний; обучения религии и религиозного воспитания. Отметим, что указание в наименовании некоммерческой организации сведений, оскорбляющих нравственность, национальные и религиозные чувства граждан, влечет не только отказ в государственной регистрации некоммерческой организации, но и может привести к уголовному преследованию.

Учитывая, что наименование некоммерческой организации будет фигурировать во всех ее документах, к выбору наименования стоит подойти очень ответственно. В случае неправильно подобранного названия некоммерческая организация может как столкнуться с трудностями при осуществлении своей деятельности, так и получить отказ в государственной регистрации такой некоммерческой организации еще на стадии ее создания.

Наименование некоммерческой организации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *