Мышка как списать со 105 счета

Имущество учреждений периодически подлежит списанию. Причины могут быть разными: ветхость и износ, чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие, утрата (хищение), безвозмездная передача. Чтобы списать имущество государственного (муниципального) учреждения, необходимо руководствоваться целым рядом нормативных документов и соблюдать определенные правила, а также своевременно и правильно отразить данную операцию в бухгалтерском учете. Порядок списания основных средств и отражения этого в учете мы и рассмотрим в консультации.

Порядок списания основных средств на федеральном уровне

Основная часть имущества государственных (муниципальных) учреждений не является их собственностью, а находится в оперативном управлении. На федеральном уровне разработано Положение о списании федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834). Этим документом регламентирован порядок списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности.

В соответствии с п. 3 Положения № 834 решение о списании федерального имущества принимается в случае, если оно:

– непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
– выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

Федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание и недвижимого и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых находятся (п. 4 Положения № 834).

Федеральные бюджетные и автономные учреждения могут самостоятельно принимать решения о списании в отношении движимого имущества (за исключением особо ценного движимого имущества (далее – ОЦДИ)) и имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности. Списание же всей недвижимости и ОЦДИ, приобретенного за счет средств, выделенных учредителем, бюджетные учреждения обязаны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя. Без согласования может списываться ­ОЦДИ, приобретенное бюджетными и автономными учреждениями за счет средств от приносящей доход деятельности, а также недвижимое имущество автономных учреждений, приобретенное за счет собственных доходов (п. 4 Положения № 834).

Согласно п. 5 Положения № 834 для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в организации создается специальная постоянно действующая комиссия. Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя учреждения. Она наделяется следующими полномочиями:

– производить осмотр федерального имущества, подлежащего списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
– принимать решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;
– устанавливать причины списания, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания данного имущества;
– подготавливать акт о списании федерального имущества в зависимости от вида списываемого имущества по установленной форме и формировать пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.

На комиссию могут быть возложены дополнительные полномочия по контролю использования федерального имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, при своевременной подготовке и принятии решений о списании федерального имущества.

В случае отсутствия у учреждения работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя могут приглашаться эксперты. Они включаются в состав комиссии на добровольной основе.

Порядок согласования списания федерального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 10.03.2011 № 96/30н «Об утверждении порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления» (далее – Приказ № 96/30н). В соответствии с этим документом для согласования решения о списании федерального имущества руководитель учреждения должен направить в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого оно находится:

– перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;
– копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя учреждения) – если такая комиссия создается впервые либо в положение или в состав внесены изменения;
– копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества;
– акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти.

Эти документы направляются с сопроводительным письмом, содержащим полное наименование организации.

В перечне объектов федерального имущества указываются:

– номер по порядку;
– наименование;
– инвентарный номер объекта в случае его присвоения;
– год ввода в эксплуатацию (год выпуска);
– балансовая стоимость имущества;
– остаточная стоимость имущества;
– срок полезного использования, установленный для данного объекта имущества, и срок фактического его использования.

Порядок списания основных средств на региональном уровне

Во многих регионах России на областном и муниципальном уровне приняты свои нормативные документы, регламентирующие порядок списания основных средств государственных (муниципальных) учреждений. Все они основываются на документах, названных выше (Положение № 834,Приказ № 96/30н), а также Инструкции № 157н. Приведем для примера несколько таких документов:

– Приказ Мингосимущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 06.04.2012 № 311-05-11-32/12;
– Постановление Правительства Забайкальского края от 28.12.2011 № 514;
– Распоряжение директора Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области от 22.03.2011 № 1196;
– Постановление Правительства Свердловской области от 26.12.2012 № 1589-ПП.

Действие этих документов распространяется на государственное имущество краев, областей и муниципалитетов, находящееся на праве оперативного управления и составляющее имущественную казну регионов. Во всех этих документах есть много общего, они достаточно конкретно описывают процедуру списания государственного (муниципального) имущества. Рассмотрим основные моменты списания основных средств госучреждений.

До получения разрешения министерств, правительств, департаментов на списание основных средств ликвидация, разборка или демонтаж государственного имущества не допускается.

Списанию подлежат основные средства:

– изношенные по истечении установленных сроков эксплуатации и не пригодные для дальнейшего использования, если их восстановление невозможно или экономически нецелесообразно;
– морально устаревшие, если они не могут быть реализованы за плату или переданы для дальнейшего использования;
– утраченные или уничтоженные в результате стихийных бедствий, пожаров, дорожно-транспортных происшествий, аварий, хищений и т. п.;
– здания, сооружения, подлежащие сносу в связи со строительством новых объектов или объектов, пришедших в ветхое и аварийное состояние (за исключением объектов недвижимости, относящихся к жилому фонду).

Начисленная амортизация в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для их списания (списания по причине «полной амортизации»).

Чтобы списать недвижимое имущество, ОЦДИ или движимое имущество, имеющее определенную в регионе балансовую стоимость (в регионах она колеблется от 20 000 до 250 000 руб.), необходимо согласие региональных министерств и департаментов по управлению имуществом, а также органов государственной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителей.

Рассмотрим, какие требования к процедуре списания основных средств установлены в Нижегородской области (Приказ Мингосимущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 06.04.2012 № 311-05-11-32/12).

Чтобы получить согласие на списание пришедшего в негодность движимого имущества, учреждение направляет в имущественное ведомство:

– письменное обращение о необходимости списания с баланса государственного имущества с указанием причины списания;
– документ, подтверждающий согласование с учредителем учреждения;
– копию приказа руководителя учреждения о создании постоянно действующей комиссии по списанию основных средств, заверенную в установленном порядке;
– акты о списании основных средств;
– копии паспортов и свидетельств о регистрации технических и транспортных средств;
– акт технического осмотра транспортного средства, самоходной машины, заверенный УГИБДД ГУ МВД, Гостехнадзора, подтверждающий неисправность движимого имущества, или заключение оценочной организации о его непригодности (пригодности) к дальнейшей эксплуатации;
– фотоматериалы;
– копию инвентарной карточки учета объекта основных средств, заверенную в установленном порядке;
– заключение комиссии предприятия (учреждения) о техническом состоянии подлежащего списанию основного средства с указанием причин невозможности его дальнейшего использования и (или) нецелесообразности восстановления;
– заключение специализированной организации, занимающейся обслуживанием и ремонтом оборудования, оргтехники, иного движимого имущества, подтверждающее его непригодность к дальнейшему использованию (при отсутствии в штате предприятия (учреждения) специалистов необходимой квалификации);
– копию лицензии или сертификата соответствия, иных документов, заверенную организацией, выдавшей заключение, подтверждающее непригодность объекта движимого имущества к дальнейшему использованию.

Дополнительно учреждение предоставляет сведения:

– о возможности использования частей объекта и (или) его материалов, в том числе о наличии в нем цветных, драгоценных металлов;
– о наличии в объекте (его частях) веществ, частей, потенциально опасных для человека (ртуть, радиоактивные вещества, иные сильнодействующие, отравляющие вещества и т. п.).

Для получения согласия на списание пришедших в негодность объектов недвижимости, кроме перечисленных выше документов, учреждение направляет в имущественное ведомство:

– свидетельство о регистрации прав на соответствующий объект;
– кадастровый паспорт объекта недвижимости или кадастровую выписку об объекте недвижимости;
– сведения о земельном участке, на котором располагается объект (кадастровый номер участка, оформление прав на него, размер, категория земель, к которой относится участок, возможность уничтожения объекта недвижимости без вреда для смежных землепользователей, предложения о дальнейшем использовании участка);
– заключение комиссии предприятия (учреждения) о техническом состоянии подлежащего списанию объекта недвижимости с указанием причин невозможности его дальнейшего использования и (или) нецелесообразности восстановления;
– заключение специализированных организаций, подтверждающее непригодность объекта недвижимости к дальнейшей эксплуатации (противопожарные службы, органы технической инвентаризации, оценочные организации, органы энергонадзора и т. д.).

При списании объектов основных средств, пришедших в негодное состояние в результате аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций (умышленного уничтожения, порчи, хищения и т. п.), дополнительно учреждение представляет документы, подтверждающие указанные обстоятельства:

– копию акта об аварии, хищении, порче и других чрезвычайных ситуаций, выданного соответствующим государственным органом;
– копию постановления о прекращении уголовного дела, либо копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, либо копию постановления (протокола) об административном правонарушении, либо сведения о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение объекта основных средств, сведения о возмещении ущерба;
– в случае стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций необходимо представить акт причиненных повреждений, справки, подтверждающие факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций, соответствующих органов либо служб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, противопожарных и других специальных служб.

После получения согласия на списание государственного имущества производится его демонтаж (при необходимости утилизация) и соответствующие операции отражаются в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет списания основных средств

Согласно п. 51 Инструкции № 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется в случаях:

– принятия решения о списании объекта основных средств по основанию их выбытия помимо воли учреждения (хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации активов);
– частичной ликвидации (в том числе при выполнении работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию);
– ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
– по завершению мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т. п.) по основанию морального и физического износа объекта основных средств, нецелесообразности дальнейшего использования, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления;
– передачи в порядке, предусмотренном законодательством РФ, объекта имущества другому государственному (муниципальному) учреждению, органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления (муниципальному органу);
– в иных случаях прекращения права оперативного управления, предусмотренных законодательством РФ;
– возврата объекта, являющегося предметом лизинга (сублизинга), лизингодателю;
– включения объекта имущества в состав государственной части Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ или национального библиотечного фонда.

Одновременно со списанием с балансового учета стоимости объектов основных средств подлежит списанию и сумма накопленных амортизационных отчислений по этим объектам. Выбытие инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3 000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете, отражается на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом (актом).

В соответствии с п. 52 Инструкции № 157н отражение в бухгалтерском учете производится на основании акта при наличии решения о списании объекта ОС в случаях, предусмотренных законодательством РФ, согласованного с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя), и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте. Отражение в бухгалтерском учете выбытия основных средств до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

У учреждения в результате разборки (демонтажа) основных средств могут оставаться материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования. Они должны быть соответствующим образом оприходованы и эти операции необходимо отразить в бухгалтерском учете.

Рассмотрим, как отражается в бухгалтерском учете учреждений различных типов выбытие основных средств в зависимости от основания списания этих объектов.

В казенных учреждениях эти операции будут отражаться в соответствии с Инструкцией № 162н, в бюджетных учреждениях – в соответствии сИнструкцией № 174н, в автономных – в соответствии с Инструкцией № 183н.

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Продажа, недостача, хищение, физический и моральный износ

1 104 хх 410
1 401 10 172

1 101 хх 410

0 104 хх 410
0 401 10 172

0 101 хх 410

0 104 хх 000
0 401 10 172

0 101 хх 000

Уничтожение, разрушение, приведение в негодность вследствие стихийных бедствий

1 104 хх 410
1 401 20 273

1 101 хх 410

0 104 хх 410
0 401 20 273

0 101 хх 410

0 104 хх 000
0 401 20 273

0 101 хх 000

Безвозмездная передача

Между головным учреждением и обособленными подразделениями

1 304 04 310
1 104 хх 410

1 101 хх 410

0 304 04 310
0 104 хх 410

0 101 хх 410

0 304 04 310
0 104 хх 000

0 101 хх 000

Между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям

Передача объектов учета органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе прекращение права оперативного управления

1 401 20 241
1 104 хх 410

1 101 хх 410

0 104 хх 410
0 401 20 241

0 101 хх 410

0 104 хх 000
0 401 20 241

0 101 хх 000

Передача организациям за исключением государственных (муниципальных)

1 401 20 242
1 104 хх 410

1 101 хх 410

2 401 20 242
2 104 хх 410

2 101 хх 410

2 401 20 242
2 104 хх 000

2 101 хх 000

Как отражаются в учете конкретные ситуации по списанию основных средств, рассмотрим на примерах.

Пример 1.

В казенном учреждении произведено списание сооружения, пришедшего в негодность в результате стихийного природного явления. Балансовая стоимость – 3 500 000 руб., к моменту разрушения начисленная амортизация составила 2 700 000 руб.

В бухгалтерском учете данные факты будут отражены в соответствии с п. 10 Инструкции № 162н следующим образом:

В 2019 году казенное учреждение согласно заключенному контракту закупило отдельными составными частями монитор и системный блок компьютера.
Возможен ли раздельный учет закупаемых материальный ценностей?

15 ноября 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действующее законодательство в области бюджетного учета не обязывает учитывать мониторы и системные блоки исключительно в составе персонального компьютера (рабочей станции). Вариант учета рассматриваемого имущества определяется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов исходя из специфики использования объектов.

Обоснование вывода:
Отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в п.п. 7, 8 Стандарта «Основные средства», п.п. 38, 39 Инструкции N 157н. Одним из критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев, а вот стоимость объекта имущества при отнесении его к основным средствам или материальным запасам значения не имеет. При этом согласно п. 10 Стандарта «Основные средства» объект должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций. Кроме того, в соответствии с положениями Стандарта «Основные средства» объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н (смотрите также раздел 3 «Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).
Вместе с тем согласно положениям абзаца 5 п. 10 Стандарта «Основные средства» единицей учета основных средств может признаваться часть объекта имущества, если:
— в отношении данной части самостоятельно можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала;
— это часть имущества, имеющая отличный от остальных частей срок полезного использования (способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала);
— стоимость части объекта имущества составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества.
При этом такая единица учета основных средств определяется вне зависимости от возможного физического обособления части объекта имущества.
Вопрос учета материальных ценностей находится в компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157).
При этом профильная комиссия учитывает как положения действующих нормативных актов, так и положения учетной политики учреждения. Специалисты финансового ведомства также указывают, что такие решения относятся к компетенции сотрудников организации бюджетной сферы, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (письмо Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099). Решение уполномоченных должностных лиц об учете материальных ценностей отдельно либо в составе одного основного средства основывается на их профессиональном суждении.
Отметим, что учет мониторов и системных блоков в качестве отдельных инвентарных объектов всегда был темой для споров и дискуссий. Причем специалисты финансового ведомства на протяжении достаточно длительного времени ранее давали разъяснения о необходимости их учета совместно в качестве единых инвентарных объектов. Такие рекомендации давались и для организаций некоммерческого сектора (смотрите, в частности, письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29.10.2004 N 03-03-01-04/1/89, от 02.06.2010 N 03-03-06/2/110). При этом суды, рассматривая подобные споры, ранее вставали как на сторону учреждений (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2011 N 08АП-8357/11), так и на сторону контролирующих органов (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.03.2012 N Ф02-601/12 по делу N А74-919/2011).
Вместе с тем судебная практика (постановление АС Волго-Вятского округа от 26.12.2017 N Ф01-6014/17 по делу N А29-1287/2017), поддержанная Верховным Судом РФ (определение Верховного Суда РФ от 26.04.2018 N 301-КГ18-3857), свидетельствует о возможном учете мониторов и системных блоков как в качестве отдельных основных средств, так и в качестве единых инвентарных объектов. Исходя из анализа нормативных актов, суд приходит к выводу, что каждый из спорных объектов (системных блоков и мониторов), эксплуатирующихся учреждением в составе рабочих мест, не теряет своего функционального назначения вне комплекса: они пригодны для монтажа в различной комплектации и легко заменяемые; не придут в негодность при отсоединении от комплекса и могут быть использованы в составе другого комплекса; монитор и системный блок не являются единым целым, не смонтированы на одном фундаменте и не имеют общего управления; замена и перемещение системных блоков и мониторов возможны без какого-либо ущерба их назначению и могут производиться исходя из определяемой целесообразности при осуществлении производственной деятельности. Соответственно, системные блоки и мониторы могут быть учтены не только исключительно в качестве единого объекта основных средств — персонального компьютера, но и в качестве самостоятельных основных средств как отдельные конструктивно обособленные предметы, предназначенные для выполнения определенных самостоятельных функций.
Таким образом, нормативные акты в области бюджетного учета не обязывают учитывать мониторы и системные блоки исключительно в составе формируемого ими персонального компьютера. Учет системных блоков и мониторов в качестве отдельных основных средств возможен и должен определяться решением профильной комиссии учреждения. Единые нормы и критерии для принятия профильной комиссией соответствующих решений в целях устранения возможных сомнений следует установить учетной политикой учреждения. Так, например, если учреждением будут приобретаться комплектующие для их сбора в один компьютер, то в этом случае целесообразно будет учитывать их как единый инвентарный объект. Если же специфика использования составных частей компьютера и технические характеристики предполагают их раздельный учет, то действующее законодательство не ограничивает учреждение в этом праве. При этом любое решение профильной комиссии должно быть обосновано и аргументировано, подход к учету основных средств, которые используются одинаково, единообразным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

Ответ прошел контроль качества

Актуально на 01.01.2019 г.

При заключении договора купли-продажи одним из требований покупателя порой (в т.ч. при закупке на конкурсной основе за счет бюджетных средств) является поставка товара в комплекте.

Справочно: под комплектацией товара подразумевают приобретение необходимого к поставке товара и реализацию его как единого целого в комплекте. При этом комплект может содержать как одинаковые составляющие, так и разные; в него может включаться товар разных производителей.

Комплектация товара происходит без изменения его элементов (элементы не перекрашиваются, новые детали к ним не добавляются и т.п.). Никаких дополнительных расходов, связанных с процессом комплектации, торговая организация не несет (отдельные составляющие комплекта не переупаковываются и т.п.).

Комплектацию товара оформляют первичным учетным документом, например актом комплектации товара, на основании которого приходуют скомплектованный товар (форма акта законодательством не утверждена).

Акт комплектации товаров подписывает комиссия, созданная приказом руководителя организации.

Мышка как списать со 105 счета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *