Можно ли учиться в воскресенье

К 1 апреля уфимские школы будут готовы перейти на пятидневную учебную неделю. Об этом рассказали в городской администрации. Со слов чиновников, часть образовательных учреждений уже знакомы с 5-дневкой. Эту практику ввели ещё в 2016 году.

Елена Хаффазова, начальник Управления образования Администрации ГО г.Уфа: «На сегодняшний день по пятидневному режиму обучаются 57 133 человека, в основном это обучающиеся начальной школы. Если говорить о количестве школ, то это 81 школа. 14 школ сочетают 5-ти и 6-ти дневные режимы на разных уровнях образования. 12 школ полностью перешли на пятидневку».

Ещё 61 тысяча учеников посещают школу 6 раз в неделю. При переходе на 5-дневку для них может увеличиться количество уроков. Но есть строгие ограничения.

Елена Хаффазова, начальник Управления образования Администрации ГО г.Уфа: «Объём максимальной нагрузки в течение дня для учеников 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, 2 — 4-х классов – не более 5 уроков, 5 — 6-х классов – не более 6 уроков, 7 — 11-х классов – не более 7 уроков».

Ульфат Мустафин, глава Администрации ГО г.Уфа: «С переходом на пятидневную учебную неделю никакие предметы не пострадают?».

Елена Хаффазова, начальник Управления образования Администрации ГО г.Уфа: «Нет. Линейка предметов останется все та же самая. Учебный план по пятидневной рабочей неделе предусматривает немного меньше количество часов по некоторым предметам. В среднем оно уменьшится где-то 1-2 два часа, а все предметы сохранятся».

Школы, в которых две смены, тоже смогут перейти на пятидневку. Придется только сократить продолжительность уроков до 40 минут. При таких условиях занятия будут завершаться к семи часам вечера. Школам предстоит изменить расписание уроков, скорректировать образовательные программы, учебные планы и календарные графики. Также чиновники напомнили, что переход на 5-дневку не скажется на доходе учителей.

Елена Хаффазова, начальник Управления образования Администрации ГО г.Уфа: «При переходе на новый режим работы средний размер заработной платы педагогических работников не изменится».

1 февраля врио Главы Башкирии Радий Хабиров в соцсетях запустил опрос о переходе на пятидневную учебную неделю. В голосовании приняли участие более 170 тысяч человек.

Елена Хаффазова, начальник Управления образования Администрации ГО г.Уфа: «Идея поддержана большинством голосов».

Ульфат Мустафин, глава Администрации ГО г.Уфа: «По опросу положительные отзывы. А школы готовы?».

Елена Хаффазова, начальник Управления образования Администрации ГО г.Уфа: » Готовы!».

В этом году я заканчиваю школу. Семь лет из одиннадцати я учусь по шесть дней в неделю. Получается, что у меня нет нормальных выходных, зато есть переутомление. Вот, что я об этом думаю.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Нет полноценных выходных

Номинально один выходной всё-таки есть — воскресенье. Но де-факто на выходной он похож мало. В понедельник начинается новая неделя, а вместе с ней — 37 уроков, консультации, репетиторы. Ко всему нужно готовиться. Время есть только в воскресенье. Колесо сансары даёт оборот.

Психологический барьер

Суббота традиционно воспринимается как выходной. Трудно заставить себя выйти из дома, когда вся семья крепко спит и не реагирует на волны возмущения, исходящие от несчастного школьника. В школе по субботам заниматься не очень продуктивно: атмосфера выходного дня действует и на учеников, и на учителей. Из-за этого медленный темп работы, опоздания, пропуски под невнятными предлогами: «болела голова», «сидел с младшим братом», «ходил на УЗИ. А, в прошлую субботу уже было УЗИ? Ну, тогда кровь сдавал», массовые паломничества в кабинет классного руководителя со справками и записками от родителей по понедельникам.

Мешает учёбе

Увеличенная учебная нагрузка мешает сосредоточиться на профильных предметах. Учитывая, что и у тех, кто учится по пять дней, она достаточно большая (максимально — 34 часа в неделю), то нас, жертв шестидневки с нашими 37 уроками, можно только пожалеть. Нельзя объять необъятное: если увеличивать время, отводимое на профильные предметы, то остальные нужно сократить до установленного ФГОС.

Переутомление

Старшеклассники — тоже люди (хотя чем ближе к ЕГЭ, тем больше сомнений возникает по этому поводу). В одиннадцатом классе поступление в вуз — главная цель. Но иногда внутренний абитуриент затихает, и хочется простых радостей: провести больше времени с семьёй, сходить на выставку или в кино, встретиться с друзьями, выспаться. Шестидневная учебная неделя с половинкой выходного сокращает этот список до последнего пункта. И это зачастую не удаётся, потому что нужно готовиться к ЕГЭ и делать домашнее задание. Два выходных позволят если не уменьшить нагрузку, то, по крайней мере, рационально её распределить.

Как это прекратить

Радикально: сократить количество уроков до 34 в неделю и переходить на пятидневку. В идеале — позволить в старших классах самостоятельно расставить приоритеты. Например, уменьшить число обязательных предметов до минимума и дать возможность выбора профильных предметов
из списка. И обязательно — два выходных в неделю.

10 главных изменений в новом учебном году

10 неправильных способов мотивировать ребенка

«Дети выходят из школы полными нулями»

Ах, высшее образование! Как же найти для тебя время, когда крутишься целыми днями, словно белка в колесе: работа — дом, дом — работа. Пойти на заочное отделение — тогда прощай желанный отпуск на долгие шесть лет; идти на дневное — придется расстаться с амбициями и карьерой. И что же я, недотепа, раньше не училась? Хотя у меня, кажется, появилась идея…

Группа выходного дня: кому это надо? Семейным, занятым и четко осознавшим необходимость высшего образования. «Студентами групп выходного дня редко становятся выпускники средних школ, — рассказывает Алла Шестакова, ответственный секретарь приемной комиссии Института экономики и предпринимательства. — Как правило, это взрослые люди, четко ориентированные на получение знаний. Средний возраст — 28-30 лет. Они впервые учатся в вузе или приходят за вторым (третьим) высшим образованием, необходимым для дальнейшего карьерного роста. Новую специальность предпочитают осваивать на заочной форме в группе выходного дня. Это вполне осознанное решение».

Сколько людей, столько и судеб: кто-то ограничился в свое время средне-специальным образованием, кто-то бросил вуз и пошел работать, а кто-то вынужден переучиваться и получать второе высшее. И те, и другие часто выбирают группу выходного дня, которая по своей популярности уступает разве что дневной форме обучения. Для многих учеба по выходным — единственный выход из положения. По будням — работа, на вечерние лекции нет времени, зато провести один из выходных дней в институте — самый оптимальный вариант. «Группа выходного дня очень популярна, причем ее востребованность с каждым годом растет, — говорит Галина Белькова, методист учебной части Института бизнеса и права. — Студенты — определившиеся в жизни люди, жадные до знаний. Выпускники школ с ними не сравнятся — многие из них не знают, чего хотят. Но это естественно в таком возрасте».

Группа выходного дня выигрывает и по сравнению с заочной формой обучения, ведь далеко не каждый работодатель (особенно в коммерческих организациях) предоставляет работнику оплачиваемый учебный отпуск. Уходить дважды в год в отпуск за свой счет — для многих непозволительная роскошь.

Мозговой штурм

Занятия обычно проходят в один из выходных дней — в субботу или воскресенье. Иногда бывают задействованы оба выходных и даже вечерние часы по будням (очень редко). Расписание лекций вывешивается на месяц вперед. При стандартном графике учебы (один раз в неделю) студенты отсиживают в институте по 8 часов. Занятия могут быть как теоретическими, так и практическими. Конечно, тяжело выдержать подобный «мозговой штурм» — зато этот многочасовой информационный поток обрушивается на вас всего раз в неделю. Остальные шесть дней студенты должны переваривать в голове услышанное и пополнять свои знания самостоятельно.

Что следует уточнить, выбирая группу выходного дня

  • Какая форма обучения будет указана в будущем дипломе
  • Сможете ли вы пользоваться по выходным библиотекой, компьютерным залом и т. п.
  • Какая форма проверки знаний принята в этом вузе — фиксированная или текущая сессия — иногда этот вопрос принципиально важен.

Многие вузы, особенно негосударственные, практикуют в группах выходного дня нестандартную схему сдачи экзаменов и зачетов — так называемую «текущую сессию». Зачет или экзамен студенты сдают сразу после окончания курса лекций по конкретному предмету. В такой системе много плюсов:

  • материал не успевает забыться — студенты сдают экзамен, что называется, по свежим следам
  • на полученные знания не наслаивается множество другой, столь же важной информации по другим дисциплинам
  • не нужно учить несколько предметов одновременно, как это происходит во время классической сессии (обычно студенты дневных и заочных отделений идут на экзамены с «квадратной» головой).

Согласитесь, учить и сдавать несколько предметов последовательно куда легче, чем делать это одновременно.

В некоторых вузах студенты групп выходного дня сдают в течение семестра только зачеты, а экзамены переносятся на сессию. Но даже такая схема значительно облегчает жизнь, ведь подчас сдать зачет бывает куда сложнее, чем экзамен.

А что написано в дипломе?

Группы выходного дня, несмотря на свою популярность, есть пока не во всех вузах. Но время диктует свои правила: эта форма обучения востребована и перспективна, поэтому все больше вузов использует ее в своей практике.

Самое интересное состоит в том, что официально такой формы обучения не существует. Конечно, это вовсе не значит, что вузы нарушают закон. Формально группа выходного дня является видом заочного обучения, а как организовать это самое обучение — каждый вуз решает по-своему. Получается, что занятия по выходным — это своеобразная адаптация вузов к потребностям студентов.

Что касается будущего диплома, который получит выпускник группы выходного дня, — здесь ситуация довольно туманная. По всем правилам, в этом документе должна быть указана заочная форма обучения. Но одни вузы трактуют группу выходного дня как очно-заочную форму, а другие в дипломе пишут о заочной форме, а во вкладыше уточняют: обучение проходило по выходным дням. Вряд ли эти тонкости станут проблемой при устройстве на работу (тем более, что, скорее всего, вы уже работаете), но если хотите, чтобы все было по правилам, узнайте эти детали до поступления. Потом «махать кулаками» будет поздно.

Студенты группы выходного дня учатся столько же, сколько и заочники, — от пяти до шести лет (в зависимости от вуза). Если студент получает второе или третье образование — три-четыре года.

Pro et contra

Учебный материал, который получают студенты групп выходного дня, безусловно, дается в сокращении. Но, в отличие от классической «заочки», занятий здесь все-таки больше. К тому же у студентов всегда есть возможность пообщаться с преподавателем и выяснить интересующие их вопросы. И все-таки стоит заранее себя подготовить к тому, что учиться вы будете большей частью дома.

Все вузы, практикующие обучение по выходным, стараются обеспечить своих студентов теми же возможностями, какие есть у студентов дневного отделения. Библиотека, компьютерный класс, лингафонный кабинет, курсы иностранного — в хорошем вузе все это должно функционировать в субботу и воскресенье. Но все-таки, чтобы не попасть впросак, лучше уточнить этот вопрос, перед тем как будете подавать документы. И, желательно, у самих студентов — они точно не обманут.

Еще одним препятствием может стать ваша работа. Хорошо, если у вас — обычная пятидневка, а если вдруг скользящий график? Хочешь — не хочешь, а рабочие дни периодически будут совпадать с выходными. «Часто наши студенты буквально сбегают с работы, чтобы сдать экзамен, — говорит Алла Шестакова. — Работодатели очень суровы в этом отношении — требуют доказательств того, что сотрудник пошел именно в институт, а не на День рождения к любимой бабушке. Так что некоторым приходится выдавать справки почти каждый выходной — был в институте, сдавал зачет». Если у вас посменный график работы, лучше заранее обговорить с начальством, каким образом вы будете посещать лекции, выпадающие на рабочие дни.

Трудности, с которыми придется столкнуться во время обучения:

  • нужно смириться с тем, что вы не будете получать учебный материал в полном объеме. 50% информации, а то и больше, придется черпать из учебников
  • выходной у вас будет, в лучшем случае, один раз в неделю. А иногда придется работать и учиться сутки напролет…
  • готовьте себя морально и физически к тому, что в течение одного дня вас будут «грузить» огромным количеством новой и разноплановой информации
  • учиться, по сравнению с дневным отделением, придется дольше (впрочем, как и вообще на заочке) на полгода — год
  • вряд ли удастся ощутить все прелести студенческой жизни
  • забудьте про стипендию и льготный проездной.

Положительных сторон тоже немало:

  • можно совмещать учебу и работу
  • выходных мало, зато есть отпуск, который не придется расходовать на сессию (как на обычной «заочке»), и после окончания рабочего дня вы абсолютно свободны (в отличие от вечернего отделения)
  • будете постоянно общаться и консультироваться с преподавателями
  • платить за обучение в группе выходного дня придется меньше, чем за обучение на дневном или вечернем отделении
  • во многих вузах в группе выходного дня фиксированная сессия отсутствует — зачеты и экзамены сдают после каждого пройденного предмета.

«Котировка» на рынке труда
Оксана Соколова, генеральный директор кадрового агентства «ГОСТ-Юнивер»:
— Форма обучения, указанная в дипломе, не так важна. Большее значение имеет, насколько хорошо соискатель прошел собеседование, как ярко он показал свои профессиональные навыки и личные качества. Некоторые организации принимают именно выпускников дневных отделений. Но в основном на рынке труда высоко котируется именно опыт, а не «корочка». Причем каждый человек всегда оценивается индивидуально.
На мой взгляд, к выпускникам групп выходного дня у работодателя нет какого-то особенного отношения. Одно могу сказать точно: способность пожертвовать ради знаний своими выходными (при загруженности на работе), — черта, присущая целеустремленному, трудолюбивому и мотивированному человеку. Это показатель его активной жизненной позиции, которая на рынке труда ценится очень высоко.

Можно ли учиться в воскресенье

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *