Можно ли совмещать госслужбу с другой работой

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия на безвозмездной основе в управлении органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии и органа профессионального союза, в том числе выборного органа первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа), кроме участия на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента РФ или Правительства РФ; представления на безвозмездной основе интересов Российской Федерации или субъекта РФ в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является Российская Федерация или субъект РФ, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ или нормативными правовыми актами субъекта РФ, определяющими порядок осуществления от имени Российской Федерации или субъекта РФ полномочий учредителя организации либо управления находящимися в федеральной собственности или собственности субъекта РФ акциями (долями участия в уставном капитале); иных случаев, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» не признаются объектом налогообложения доходы государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений.

То есть госслужащие могут стать самозанятыми, но только в том случае, если они сдают в аренду (наем) жилое помещение. Например, квартиру. В вашем случае в настоящее время статус самозанятого законом не предусмотрен.

Могут ли госслужащие получать подарки?

Госслужащие могут получать подарки стоимостью не более 3 000 руб. О подарке в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями необходимо уведомить госорган, в котором служит госслужащий. Подарки стоимостью свыше 3 000 руб. госслужащий может выкупить.

Определение подарка и ограничения госслужащих в получении подарков

Понятие подарка законодательно не определено. В то же время из определения договора дарения следует, что подарок — это прежде всего вещь или имущественное право, которые даритель безвозмездно передает одаряемому в собственность. Если имеет место встречное обязательство, то такая передача вещи (права) дарением не признается (п. 1 ст. 572 ГК РФ).

По общему правилу государственным гражданским служащим (далее — госслужащим) запрещено получать подарки в связи с исполнением должностных обязанностей. Подарки, полученные госслужащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта РФ и подлежат сдаче в орган, в котором госслужащий проходит службу (п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ; п. 7 ч. 3 ст. 12.1 Закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).

Подарок в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями — это подарок, полученный госслужащим от физических или юридических лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей. Не относятся к таким подаркам канцелярские принадлежности, которые предоставлялись каждому участнику официальных мероприятий в целях исполнения обязанностей, цветы и ценные подарки, которые вручены в качестве поощрения (награды) (п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 10).

Также установлен запрет на дарение подарков госслужащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Исключением являются обычные подарки, стоимость которых не превышает 3 000 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ).

Отметим, что законодательство не содержит явного запрета на получение подарков госслужащими в случаях, не связанных с их должностным положением (в семейных, дружественных отношениях).

Вместе с тем должностным лицам не рекомендуется получать подарки или какие-либо иные вознаграждения, в том числе на личных торжественных мероприятиях, от своих друзей или связанных с ними людей, если они одновременно являются лицами, в отношении которых должностные лица непосредственно осуществляют функции управления или контроля. Прием таких подарков может их скомпрометировать и повлечь возникновение сомнений в их честности, беспристрастности и объективности (Письмо Минтруда России от 11.10.2017 N 18-4/10/В-7931).

Действия госслужащего при получении подарка

Госслужащие обязаны уведомлять обо всех случаях получения подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями государственный орган, фонд или иную организацию, в которых они проходят государственную службу или осуществляют трудовую деятельность (далее — госорган) (п. 4 Положения N 10).

При получении подарка подтвержденной стоимостью до 3 000 руб. госслужащему необходимо представить в уполномоченное структурное подразделение госоргана уведомление о получении подарка в двух экземплярах. К нему нужно приложить документы, подтверждающие стоимость подарка (кассовый или товарный чеки, иной документ об оплате (приобретении) подарка). Уведомление представляется в течение трех рабочих дней со дня получения подарка или возвращения из командировки. Подарок при этом госслужащий вправе оставить себе (п. п. 5, 6 Положения N 10).

Если подтвержденная стоимость полученного подарка превышает 3 000 руб. или неизвестна, одновременно с уведомлением необходимо сдать подарок в уполномоченное структурное подразделение госоргана в течение пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления. До передачи подарка по акту приема-передачи госслужащий несет ответственность за утрату или повреждение подарка.

Если стоимость подарка неизвестна, она определяется экспертным путем. Подарок стоимостью не более 3 000 руб. должен быть возвращен госслужащему. При стоимости подарка свыше 3 000 руб. госслужащий вправе его выкупить. Для этого нужно не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка направить на имя представителя госоргана заявление (п. п. 7 — 9, 12 Положения N 10).

Отличие подарка от взятки

За нарушение установленных ограничений, в том числе в отношении получения подарков, госслужащий может быть привлечен к дисциплинарной (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия), а также к административной ответственности (ст. 19.28 КоАП РФ; п. 1.1 ч. 1 ст. 37, ст. ст. 59.1, 59.2 Закона N 79-ФЗ).

Также возможно привлечение госслужащего к уголовной ответственности за взятку при наличии в его действиях состава преступления (ст. 290 УК РФ).

Подарок и взятка различаются по мотиву и характеру получения.

Мотивами для вручения подарка является уважение, симпатия, благодарность, чувство морального долга у дарителя к одаряемому. В связи с подарком у одаряемого не возникает встречных обязательств.

Мотивом для дачи взятки является корыстный умысел в виде достижения правовой, имущественной, коммерческой, иной цели для получения выгоды, обогащения либо освобождения от ответственности. У взяткополучателя также присутствует мотив обогащения.

Взятка носит возмездный характер, так как от взяткополучателя ожидается соответствующее поведение (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24):

· входящие в служебные полномочия действия либо бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;

· способствование в силу должностного положения совершению указанных действий (бездействию);

· общее покровительство или попустительство по службе;

· совершение незаконных действий (бездействие).

Прежде всего отметим, что Федеральный закон от 31.07.95 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ). Закон № 79-ФЗ вступил в силу с 01.02.2005 (ст. 71Закона № 79-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 14 Закона № 79-ФЗ гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам (п. 1 ст. 19 Закона № 79-ФЗ).

Запреты, связанные с гражданской службой, установлены ст. 17 Закона № 79-ФЗ. Среди них отсутствует запрет на занятие педагогической, научной или творческой деятельностью.

Правовое регулирование труда совместителей осуществляется главой 44 ТК РФ (ст. 282—288 ТКРФ).

В соответствии сост. 282 ТК РФ совместительством является выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Помимо этого, в настоящее время продолжает действовать Положение об условиях работы по совместительству, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 09.03.89 № 81/604-К-3/6-84 (далее — Положение).

В приложении к данному Положению приведен перечень работ, которые не являются совместительством. Среди них, в частности, педагогическая работа с почасовой оплатой труда в объеме не более 240 часов в год. При этом такая работа допускается в рабочее время по основному месту работы с согласия руководителя организации без удержания из заработной платы (п. 3, 12 Перечня).

На наш взгляд, данные пункты не вступают в противоречие с ТК РФ и Законом № 79-ФЗ. Поэтому в настоящее время государственные гражданские служащие вправе в рабочее время выполнять педагогическую работу с почасовой оплатой труда в объеме не более 240часов в год с согласия руководителя организации и при условии, что это не повлечет конфликт интересов.

Со вчерашнего дня все госслужащие получили указание не выезжать за границу в отпуск и праздники, а также отменить деловые поездки и командировки, которых нет крайней необходимости. Об этом сообщили источники Profi.Travel близкие к оперативному штабу по коронавирусу на выставке «Интурмаркет».

Напомним, ранее негласный запрет на выезд получили сотрудники прокуратуры и других силовых ведомств, а также некоторых госкорпораций. Кроме того, во многих регионах России сейчас действует неофициальное распоряжение не вывозить никуда детей из-за ситуации с коронавирусом. Подобные распоряжения получили и учителя.

По мнению турагентов, в нынешних условиях на турбизнесе эти запреты практически никак не скажутся. Директор агентства «Триатур» Анна Цицулина заявила, что сейчас, когда серьезные ограничения уже введены из-за коронавируса, турагенты это просто не заметят. «Вы знаете, нам в этой ситуации по большому счету уже все равно. Тем более, если учесть, что многим госслужащим и раньше нельзя было выезжать за границу, так как помимо официальных действовали негласные запреты и уведомления сотрудников», — рассказала Цицулина.

Больше новостей и аналитики на тему распространения коронавируса из Китая.

Можно ли совмещать госслужбу с другой работой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *