Может ли казенное учреждение оказывать платные услуги

При каких условиях казенные учреждения могут оказывать платные услуги?

28 октября 2011

Письмо Минфина РФ от 29 сентября 2011 г. N 12-08-25/4392 Об осуществлении казенными учреждениями деятельности приносящую доход

Казенные учреждения являются некоммерческими организациями.

Согласно действующему законодательству казенные учреждения могут оказывать платные услуги при следующих условиях. Такая деятельность закреплена в уставах учреждений, ее осуществление соответствует целям создания этих организаций и отраженным в их уставах.

Формируется перечень услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями. В него могут быть включены только те услуги (работы), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными российским законодательством полномочиями органов госвласти, а также местного самоуправления.

Платные услуги включаются в названный перечень, только если федеральным законом определено, что они могут оказываться в рамках государственного (муниципального) задания. Кроме того, отмечается, что формирование последнего для государственных (муниципальных) казенных учреждений не обязательно.

Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2016 N 1401-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации Минераловодского муниципального района Ставропольского края на нарушение конституционных прав и свобод рядом положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»

пункта 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение, поскольку в силу своей неопределенности он допускает взыскание средств с ответчика, являющегося учреждением, в отсутствие у него выделенных из бюджетов денежных средств, и возложение на него тем самым финансовой ответственности;

Постановление Верховного Суда РФ от 23.05.2016 N 18-АД16-143 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 15.15.10 КоАП РФ, за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку действия должностного лица, не исполнившего свои служебные обязанности надлежащим образом, квалифицированы верно. Административное наказание назначено должностному лицу в минимальном размере санкции ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение (второй абзац указанного пункта).

Постановление Верховного Суда РФ от 06.04.2016 N 18-АД16-38 Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден материалами дела, процедура привлечения к ответственности административным органом не нарушена, наказание назначено в минимальном размере санкции статьи КоАП РФ.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение (второй абзац указанного пункта).

Постановление Верховного Суда РФ от 06.04.2016 N 18-АД16-39 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку на момент принятия обязательств остаток доведенных лимитов бюджетных обязательств отсутствовал, что подтверждено уведомлением о превышении бюджетным обязательством неиспользованных доведенных бюджетных данных, установленные административным органом и судами обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение (второй абзац указанного пункта).

Постановление Верховного Суда РФ от 06.04.2016 N 18-АД16-37 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 15.15.10 КоАП РФ, за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлена вина должностного лица в совершении вмененного правонарушения, так как на момент принятия обязательств остаток доведенных лимитов бюджетных обязательств отсутствовал, что подтверждено уведомлением о превышении бюджетным обязательством неиспользованных доведенных бюджетных данных.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение (второй абзац указанного пункта).

Постановление Верховного Суда РФ от 25.03.2016 N 18-АД16-35 Требование: О привлечении к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств. Решение: Требование удовлетворено, так как факт совершения указанного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение (второй абзац указанного пункта).

Постановление Верховного Суда РФ от 25.02.2016 N 18-АД16-18 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 15.15.10 КоАП РФ, за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлена вина должностного лица в совершении вмененного правонарушения, так как на момент принятия обязательств остаток доведенных лимитов бюджетных обязательств отсутствовал, что подтверждено уведомлением о превышении бюджетным обязательством неиспользованных доведенных бюджетных данных.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение (второй абзац указанного пункта).

Постановление Верховного Суда РФ от 25.02.2016 N 18-АД16-17 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 15.15.10 КоАП РФ, за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлена вина должностного лица в совершении вмененного правонарушения, так как на момент принятия обязательств остаток доведенных лимитов бюджетных обязательств отсутствовал, что подтверждено уведомлением о превышении бюджетным обязательством неиспользованных доведенных бюджетных данных.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение (второй абзац указанного пункта).

Постановление Верховного Суда РФ от 25.02.2016 N 18-АД16-16 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 15.15.10 КоАП РФ, за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлена вина должностного лица в совершении вмененного правонарушения, так как на момент принятия обязательств остаток доведенных лимитов бюджетных обязательств отсутствовал, что подтверждено уведомлением о превышении бюджетным обязательством неиспользованных доведенных бюджетных данных.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение (второй абзац указанного пункта).

Постановление Верховного Суда РФ от 25.02.2016 N 18-АД16-27 Требование: Об отмене судебных актов о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.15.10 КоАП РФ за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств. Решение: В удовлетворении требований отказано, поскольку состав правонарушения доказан, процедура и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в установленных пределах.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение (второй абзац указанного пункта).

Казенное учреждение (не наделено полномочиями по администрированию) по исполнительному листу частично удержало в доход бюджета из заработной платы работника стоимость основного средства, которому сотрудник нанес ущерб. Окончательную сумму работник внес в следующем году самостоятельно.
Как следует отразить данные операции в бухгалтерском учете учреждения и у администратора дохода?

5 марта 2020

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расчеты между администратором дохода и подведомственным казенным учреждением по поступившим суммам от возмещения ущерба, причиненного нефинансовым активам, отражаются с применением счетов 1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджеты» и 1 304 04 172 «Внутриведомственные расчеты» на основании Извещения (ф. 0504805).

Обоснование вывода:
В рассматриваемой ситуации основным средствам казенного учреждения был нанесен ущерб. Стоимость ущерба частично удержана из заработной платы виновного лица по исполнительному листу, оставшаяся сумма внесена виновным лицом в кассу казенного учреждения.
Казенное учреждение полномочиями по администрированию доходов не наделено, соответственно, сумма возмещения ущерба в полном объеме перечислена в доход бюджета: согласно п. 3 ст. 41 БК РФ средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ, то есть подлежат зачислению в доход бюджета.
Для учета расчетов по суммам причиненного ущерба имуществу учреждения в части основных средств, подлежащим возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, предназначен счет 0 209 71 000 «Расчеты по ущербу основным средствам» (п.п. 220, 221 Инструкции N 157н, п. 85 Инструкции N 162н).
Для учета расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим полномочия по администрированию кассовых поступлений, и казенным учреждением, которому поступило возмещение ущерба, применяются счета 1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджеты» и 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» (п.п. 260, 262, 263, 276 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н). В адрес администратора кассовых поступлений направляется Извещение (ф. 0504805) по планируемым к поступлению в доход бюджета суммам.
Поступления в доход бюджетов от возмещения ущерба, нанесенного основным средствам, отражаются у администратора дохода по подстатье 410 «Уменьшение стоимости основных средств» КОСГУ (пп. 12.1 п. 12 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н). В то же время на лицевом счете получателя бюджетных средств суммы не могут отражаться в разрезе доходных кодов бюджетной классификации. В связи с этим поступившие суммы, как правило, отражаются по тем кодам бюджетной классификации, по которым отражалось перечисление средств.
С учетом изложенного, а также с учетом положений Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, рассматриваемая ситуация подлежит отражению в бюджетном учете следующим образом.
В бюджетном учете казенного учреждения:
1. Дебет КДБ 1 209 71 560 Кредит КДБ 1 401 10 172
— отражен причиненный имуществу ущерб, отнесенный на счет виновного лица по исполнительному листу;
2. Дебет КДБ 1 304 04 172 Кредит КДБ 1 303 05 730
— на основании Извещения (ф. 0504805) в учете казенного учреждения отражена передача администратору дохода информации о планируемых к поступлению в доход бюджета суммах (на всю сумму ущерба);
3. Дебет КРБ 1 302 11 830 Кредит КРБ 1 304 03 730
— часть суммы ущерба удержана из заработной платы виновного лица;
4. Дебет КРБ 1 304 03 830 Кредит КРБ 1 304 05 211
— перечислены в бюджет суммы, удержанные из заработной платы виновного лица;
5. Дебет КДБ 1 303 05 830 Кредит КДБ 1 209 71 660
— отражена сумма, удержанная из заработной платы виновного лица и перечисленная в доход бюджета в возмещение причиненного ущерба имущества;
6. Дебет КИФ 1 201 34 510 Кредит КДБ 1 209 71 660
— внесены виновным лицом в кассу учреждения денежные средства в погашение причиненного ущерба;
7. Дебет КДБ 1 210 03 560 Кредит КИФ 1 201 34 610
— внесены наличные денежные средства на лицевой счет казенного учреждения;
8. Дебет КРБ 1 304 05 310 Кредит КДБ 1 210 03 660
— зачислены наличные денежные средства на счет на основании выписки из лицевого счета;
9. Дебет КДБ 1 303 05 830 Кредит КРБ 1 304 05 310
— перечислены в бюджет средства, поступившие на лицевой счет учреждения в возмещение причиненного ущерба имуществу.
В бюджетном учете администратора дохода:
1. Дебет КДБ 1 303 05 830 Кредит КДБ 1 304 04 172
— на основании Извещения (ф. 0504805) отражена информация о планируемых к поступлению в доход бюджета суммах;
2. Дебет КДБ 1 210 02 410 Кредит КДБ 1 303 05 730
— отражено поступление сумм возмещения от ущерба основным средствам казенного учреждения на лицевой счет администратора доходов.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Учет операций по возврату дебиторской задолженности казенному учреждению (органу власти, местного самоуправления).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волгина Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
руководитель направления «Бюджетная сфера» Пименов Владимир

Может ли казенное учреждение оказывать платные услуги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *