Может ли директор

Не так давно екатеринбургским арбитрам пришлось искать ответ на такой вопрос: директор сам хочет уйти из компании, а владельцы бизнеса еще не нашли ему замены, и один из учредителей общества хотел доказать, что решение его компаньонов о прекращении полномочий директора – незаконно. По его мнению, прекращение полномочий лица как единоличного исполнительного органа общества должно быть сопряжено с назначением на должность иного лица. Следовательно, директор вне зависимости от своего желания обязан выполнять функции единоличного исполнительного органа до момента избрания нового руководителя.

Но судьи всех трех инстанций пришли к выводу, что освобождение «старого» директора и избрание «нового» – два самостоятельных вопроса, и нерешенность одного из них никак не может сделать недействительным решение второго (решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 июля 2015 г., постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2015 г., АС Уральского округа от 20 февраля 2016 г. по делу № А60-18198/2015). Другими словами, арбитры подтвердили законность сложения директором с себя статуса ЕИО без одновременного избрания нового «представителя без доверенности».

Обратите внимание

Не стоит надеяться, что бразды правления может взять на себя учредитель, который действовал от имени компании без доверенности при ее первичной регистрации. Дело в том, что участник, неизбранный в предусмотренном законом порядке ЕИО, не имеет на это права. Представлять фирму без доверенности может только директор.

Однако одно дело сделать выводы, а другое дело – претворить в жизнь то, что из этих выводов следует. И речь в данном случае не о процедуре увольнения в рамках трудового законодательства. «Как раз тут все несложно, – подтверждает московский адвокат Сергей Воронин, – потому как начинают действовать правила статьи 280 Трудового кодекса. Согласно нормам, руководитель вправе «уйти» досрочно, уведомив об этом учредителей не позднее чем за месяц. Обратите внимание: в уведомлении следует не только проинформировать о своем увольнении, но и попросить провести по этому поводу общее собрание. Если есть хоть малейшие подозрения, что учредители проигнорируют извещение, процесс увольнения можно ускорить, приложив к извещению заявление об увольнении и направив все это ценным письмом с описью вложения. Тогда по истечении месяца директор вправе сложить с себя обязанности, согласно статье 80 ТК РФ. Останется лишь оформить уход соответствующим приказом, и самому внести «увольнительную» запись в свою трудовую книжку».

Это будет сложно

Однако, как уже было сказано выше, одного аккуратного соблюдения вышеописанной процедуры для «ухода» директора недостаточно. Ведь уволившийся руководитель продолжает присутствовать в Едином государственном реестре юридических лиц как ЕИО предприятия. Как же можно внести изменения в ЕГРЮЛ, если «бывший» директор уже освобожден от должности, а новый – не избран?

Интернет-обращение

Есть случай, когда юрист, сопровождавший аннулирование из госреестра сведений об уволившемся директоре при отсутствии внесения в него данных о новом руководителе, направил вопрос о правомерности процедуры у самих регистраторов. И в ответ на его интернет-обращение налоговики сообщили, что «…форма Р14001 и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, не исключает возможности оформления вышеназванного заявления при изменении сведений о директоре ООО с заполнением одного Листа К в отношении лица, полномочия которого прекращены». При необходимости можно последовать примеру находчивого специалиста и отправить в налоговую подобный запрос, а ответ потом добавить к пакету документов с заявлением Р14001.

Об этом вопросе следует позаботиться уже на стадии составления протокола общего собрания и заявления об уходе. Там можно указать, что директор «освобождается» не с даты проведения собрания, а с более поздней – так, чтобы сдавая пакет документов, он еще «был у власти» (эта же дата должна значиться и в заявлении об увольнении, и в соответствующем приказе). Далее, перед тем как предоставить в налоговую бумаги, директор должен заверить заявление по форме Р14001 у нотариуса. На этом этапе «уходящий» руководитель, скорее всего, не встретит особых препятствий. Как показывает практика, чаще всего нотариус запрашивает следующий пакет документов: заполненное, но не подписанное заявление по форме Р14001, «свежая» выписка из ЕГРЮЛ, устав общества, свидетельство о регистрации компании (ОГРН), свидетельство о присвоении ИНН/КПП, а также протокол об избрании директора. Если в выписке и в протоколе об избрании директора будет значиться одно и то же лицо, нотариус без вопросов заверит его подпись на заявлении.

Затем директору предстоит подать документы в госреестр. В принципе, этот вопрос тоже решаем. Например, ряд инспекторов допускают, что «убрать» сведения о «старом» руководителе, не «заменяя» их на данные о «новом», – вполне возможно. Для этого, во-первых, нужны соответствующие даты в протоколе (о чем мы уже говорили выше), и во-вторых, грамотное заполнение приложений к форме Р14001. В этом случае, по словам инспектора одного из подмосковных отделений госрееста, директор заполняет только приложение на прекращение своих полномочий (лист К): в пункте 1 указывается код «2» – «прекращение полномочий». А лист о возложении полномочий на нового руководителя в данном случае трогать не нужно. Если же сотрудники госреестра откажутся принимать бумаги у «уходящего» руководителя, можно обратиться в суд с требованием обязать фирму исключить директора из госреестра.

«Обратите внимание, – подчеркивает Сергей Воронин, – судебная практика по этому вопросу имеет положительные примеры того, как директору удалось добиться исключения записи о нем из ЕГРЮЛ и путем оспаривания решения самих налоговиков-регистраторов. Тогда судьи пришли к выводу, что после даты увольнения бывший директор не может считаться исполнительным органом общества, он не вправе действовать от его имени без доверенности и управлять текущей деятельностью фирмы. Ведь в ЕГРЮЛ должны указываться достоверные данные, соответствующие фактическим обстоятельствам (ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), а субъект персональных данных (т. е. «уходящий» директор) вправе требовать от ИФНС уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения (ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»). В итоге, арбитры решили, что запись в госреестре о человеке как об актуальном ЕИО компании, который, по сути, таковым уже не является и официально заявил об этом, – это незаконное бездействие регистраторов, и обязал ИФНС исключить недостоверную информацию из ЕГРЮЛ. А то, что процедура аннулирования из госреестра записи о «старом» директоре при отсутствии сведений о «новом» специально не оговорена в законе, подчеркнули судьи, не может стать причиной отказа в удовлетворении заявления бывшего руководителя (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28 августа 2013 г. по делу № А43-26295/2012).

Законно, но нежелательно

Мы выяснили, что директор, в принципе, может сложить с себя полномочия, даже если учредители не могут сразу назначить нового руководителя. Но! Даже если предположить, что все вышеперечисленные манипуляции совершить удалось – тут же появляется следующая проблема: в госреестре в разделе «Сведения о количестве физических лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица» будет обозначено «нет». Соответственно, она будет означать, что без доверенности от имени общества не может действовать никто! А отсутствие такого лица фактически лишает компанию возможности работать (налоговая отчетность, отношения с банками и т. п.). Да и подписать заявление о внесении изменений сведений в ЕГРЮЛ может тоже только директор.

Обратите внимание: в данном случае не стоит надеяться, что бразды правления может взять на себя учредитель, который действовал от имени компании без доверенности при ее первичной регистрации. Дело в том, что участник, неизбранный в предусмотренном законом порядке ЕИО, не имеет на это права. Представлять фирму без доверенности может только директор (ст. 40 Закона об ООО).

Получается что, с одной стороны, законодательство действительно не предусматривает, что прекращение полномочий «старого» директора обязательно должно быть сопряжено с избранием нового. И если оставляющего свой пост руководителя интересует исключительно его собственное спокойствие – в частности, отсутствие его «привязки» к компании в ЕГРЮЛ, – то по крайней мере два пути решения данной проблемы изложены выше. Но если экс-руководитель не хочет намерено обрекать фирму на проблемы – ни один из вышеперечисленных вариантов «расставания» лучше не использовать! Потому что возможности внесения в ЕГРЮЛ информации о прекращении полномочий руководителя без одновременного внесения сведений о новом директоре без вреда для будущего компании, по моему мнению, нет.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Может ли ООО работать без генерального директора?

Цитата:Директор ООО написал заявление об увольнении по собственному желанию на имя единственного участника общества. Директора уволили, но нового не назначили, поскольку нет кандидата.
Нужно ли сообщать в регистрирующий орган об увольнении директора (прекращении полномочий единоличного исполнительного органа)?
Может ли общество какое-то время (например месяц или два) осуществлять свою деятельность без генерального директора? Должен ли единственный участник принять на себя полномочия по руководству текущей деятельностью общества ?
21 января 2013
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Общество с ограниченной ответственностью не обязано сообщать об увольнении директора до избрания нового и не может этого сделать. Единственный участник не обязан незамедлительно после увольнения директора назначать нового. Однако нормальное функционирование общества без директора невозможно.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст.ст. 32, 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) единоличный исполнительный орган — директор, генеральный директор, президент (далее — директор) общества с ограниченной ответственностью (далее — общество) осуществляет руководство текущей деятельностью общества (если в обществе сформирован коллегиальный исполнительный орган — совместно с ним). Только в отношении директора законом установлено, что он вправе действовать от имени общества без доверенности (п. 3 ст. 40 Закона N 14-ФЗ). Иными словами, директор является именно тем органом, через который общество приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности (п. 1 ст. 53 ГК РФ).
Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, то есть, как следует из сказанного выше, в первую очередь — о директоре, согласно пп. «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) должны содержаться в Едином государственном реестре юридически лиц (далее — ЕГРЮЛ). При смене единоличного исполнительного органа общество обязано в течение трех дней сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ)*(1). При этом в соответствии с пп. «а» п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридических лиц заявителем может выступать исключительно руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. Отсюда следует, что заявление об изменении содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о единоличном исполнительном органе может быть подписано только новым руководителем общества, назначенным в установленном порядке, подлинность подписи которого должна быть нотариально удостоверена (смотрите решение ВАС РФ от 29.05.2006 N 2817/06, постановления Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 12049/05, N 12580/05, письмо Минфина РФ от 07.07.2006 N 03-01-11/3-64).
Таким образом, законодательством не предусмотрена возможность внесения в ЕГРЮЛ информации о прекращении полномочий руководителя общества без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице. Поэтому до избрания нового директора внести изменения в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о руководителе общества невозможно.
Ни Закон N 14-ФЗ, ни какой-либо иной закон не предусматривает обязанности избрания нового директора общества одновременно с прекращением полномочий прежнего и не возлагают на единственного участника общества обязанность принять на себя руководство обществом. (Заметим, что единственный участник в соответствии с законом не имеет полномочий на руководство текущей деятельностью общества и может принять их на себя только путем назначения себя директором). Поэтому то, что новый директор не назначен сразу после увольнения прежнего, не является нарушением законодательства, и никакой ответственности за это не установлено.
Однако отсутствие лица, уполномоченного без доверенности действовать от имени общества, фактически лишает это общество возможности осуществлять текущую деятельность. Так, например, в отсутствие лиц, которые на основании выданных бывшим директором ООО доверенностей уполномочены подписывать документы налоговой отчетности, общество до момента избрания нового директора не сможет надлежащим образом исполнять обязанности налогоплательщика, связанные с представлением налоговой отчетности (п. 1, п. 3 ст. 29, п. 5 ст. 80 НК РФ, ст. 185 ГК РФ). Кроме того, как было сказано выше, подписать заявление о внесении изменений сведений в ЕГРЮЛ (необходимость чего может возникнуть и по иным причинам, независимо от смены директора) может только новый директор. Наконец, если в обществе отсутствуют сотрудники, имеющие доверенности на совершение сделок, в отсутствие избранного директора контрагенты общества будут иметь основания для отказа от исполнения обязательств перед обществом, требующего подписания фиксирующих такое исполнение документов (например акта приемки выполненных работ п. 2 ст. 720 ГК РФ), ввиду отсутствия у общества органа, имеющего полномочия на совершение от его имени сделок, в том числе принятия исполнения по договорам (ст. 312 ГК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Коробейников Евгений
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий

«Может ли ООО работать без генерального директора?» — вопрос, который часто встречается в Сети, на многочисленных бизнес-форумах и сообществах. Не всегда ясно, чем чревата подобная деятельность, можно ли работать без руководителя, и что в этом отношении говорит законодательство.

Как происходит на практике?

Работа ООО без директора может осложнить работу компании, ведь именно это лицо по законодательству вправе выступать от имени организации без оформления доверенности. В противном случае сдать отчетность в ФНС, оформить новое соглашение с клиентами или партнерами, принять сотрудника или уволить — все это вызывает проблемы.

Теоретические упомянутые манипуляции могут осуществить и работники ООО, но только при наличии на руках доверенности, выданной лично директором компании. В документе четко оговаривается, какие действия вправе осуществлять человек, и какой период будет действовать бумага.

Стоит отметить, что лицо, которое первый раз было назначено генеральным директором, находит отображение в ЕГРЮЛ до момента, пока не избирается новый руководитель. Это связано с тем, что государственный реестр должен содержать информацию о директоре ООО.

Сказанное выше означает, что компании желательно как можно быстрее выбрать нового руководителя. Если учредители не могут в течение продолжительного времени определиться с кандидатурой, на этот период может быть назначено исполняющее обязанности лицо. При этом уведомлять об этом ФНС или вносить корректировки в ЕГРЮЛ не нужно. По крайней мере, в российском законодательстве такой позиции нет.

Особенности оформления руководителя

Чтобы понять, может ли ООО существовать без директора, стоит разобраться с принципами назначения должностного лица. Так, у руководителя компании имеется двойственный статус. С одной стороны, он работник ООО, а с другой — ее исполнительный орган, который единолично выполняет руководящие обязательства. С позиции директора он принимает решения в отношении управленческих и хозяйственных вопросов. Как сотрудник он должен действовать в пределах соглашения и соблюдать действующие в компании правила.

Процесс назначения на должность проходит по обычному алгоритму. В ООО принимается решение о назначении нового директора на должность. Оно может быть принято советом директоров или общим собранием учредителей. В последнем случае оформляется протокол, в котором фиксируется вынесенное участниками решение.

Если организация имеет только одного владельца, генеральный директор должен быть назначен после принятия решения одного держателя акций. Перед заключением соглашения с новым руководителем рекомендуется проверить, насколько корректно организована процедура назначения. Важно, чтобы решение было принято с учетом рекомендаций законодательства и корректно оформлено.

Чтобы убедиться в правильности решения, необходимо обратиться к уставу ООО и проверить, какой орган вправе формировать исполнительный орган в виде директора. Кроме того, стоит проверить четкость соблюдения процедуры сбора заседания и правильность принятия решения (по факту кворума). Здесь же стоит выяснить, кто должен принимать решение о назначении директора и ставить подпись под документом.

Если на должность претендует лицо, которое не входит в число работников компании, необходимо провести проверку претендента на факт того, имеется ли его фамилия в реестре дисквалифицированных участников. Для решения этой задачи готовится запрос в бумажной или электронной форме, после чего направляется в ФНС. Если запрос готовится в электронном виде, его можно передать через официальный ресурс налоговой службы РФ или портал муниципальных услуг.

Бумажный вариант может быть подан в любую ФНС несколькими путями — с помощью представителя компании или почтой. Принципы оформления запросов подробно прописаны в приказе ФНС еще от 06.03.2012 года. За передачу интересующих данных необходимо внести платеж в размере одного МРОТ. Если оказалось, что сотрудник ранее подвергался дисквалификации, ему запрещено занимать должность руководителя в течение 6-36 месяцев. Если же на посту окажется работник, который был дисквалифицирован, возможна уголовная ответственность, а трудовое соглашение с таким сотрудником должно быть разорвано.

Итоги

После снятия с должности старого гендиректора на его место должно быть назначено новое лицо. При этом законодательно не предусматривается срока, который ООО может существовать без руководителя. Да в этом и нет необходимости, ведь ведение деятельности без директора или исполняющего такие обязанности невозможно. Перекладывание полномочий на других сотрудников является временной мерой, которую нельзя использовать в постоянном режиме.

Руководитель организации (генеральный директор, директор) является единоличным исполнительным органом и руководит текущей деятельностью общества (если в обществе сформирован коллегиальный исполнительный орган – совместно с ним). Только в отношении руководителя законом установлено, что он вправе действовать от имени общества без доверенности. Иными словами, руководитель является именно тем органом, через который общество приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности.
Подтверждение: п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса РФ, пп. 1 п. 3 ст. 40 Федерального закона № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 г., абз. 3 п. 2 ст. 69 Федерального закона № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г.

При этом законодательством формально не предусмотрен срок, в течение которого необходимо назначить на должность генерального директора (директора):
– при государственной регистрации вновь создаваемой организации;
– при увольнении (смене) руководителя.
Также не установлена обязанность по возложению полномочий руководителя на участника общества.

Вместе с тем сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (о генеральном директоре, директоре), содержатся в ЕГРЮЛ. И если при государственной регистрации вновь создаваемой организации заявителем может выступать не только руководитель (но и, например, учредитель), что не вынуждает организацию производить его назначение, то при внесении других изменений, подлежащих регистрации в ЕГРЮЛ (в т. ч. информации о смене руководителя), без назначения нового руководителя не обойтись (потому что именно он в общем случае является заявителем такой регистрации).

Например, при изменении информации о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации, у нее возникает необходимость в установленном порядке сообщить об этом в налоговую инспекцию для внесения (регистрации) этих изменений в ЕГРЮЛ. Для этого в налоговую инспекцию нужно представить заявление о смене руководителя, которое составляется по унифицированной форме № Р14001, утв. Приказом ФНС России № ММВ-7-6/25 от 25 января 2012 г. (см. Образец заполнения при смене генерального директора). Подписать его должен не прежний, а уже новый руководитель организации или иное уполномоченное лицо, которое вправе быть заявителем (письмо ФНС России № ГВ-6-14/846 от 23 августа 2006 г.). То есть законодательством не предусмотрена возможность внесения в ЕГРЮЛ информации о прекращении полномочий руководителя общества без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице. Поэтому до избрания нового директора внести изменения в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о руководителе организации невозможно.

Отсюда следует вывод, что формально организация вправе вести свою деятельность без руководителя. Однако отсутствие лица, уполномоченного без доверенности действовать от имени общества, фактически лишает его возможности вести текущую деятельность, в частности:
– организация не сможет исполнять обязанности налогоплательщика по представлению налоговой отчетности. При этом за ее непредставление предусмотрена налоговая и административная ответственность;
– в случае несвоевременного внесения изменений в сведения в ЕГРЮЛ (наличия недостоверных сведений) организации могут грозить негативные последствия (вплоть до ликвидации).

Подтверждение: ст. 185, 312, п. 2 ст. 720 Гражданского кодекса РФ, п. 1, 3 ст. 29, п. 5 ст. 80 Налогового кодекса РФ.

Беспроблемный вариант

Для полноценного функционирования и ведения предпринимательской деятельности учредителям (участникам) целесообразно утвердить и принять лицо, которое будет исполнять обязанности руководителя организации.

Кроме того, ведение деятельности без наемных работников (в т. ч. назначенного генерального директора) может привести к претензиям со стороны контролирующих ведомств (в частности, налоговой инспекции).

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Может ли руководитель НКО работать на общественных началах

С руководителем некоммерческой организации заключается трудовой договор с установлением заработной платы. О том, как заключить трудовой договор с руководителем, читайте в рекомендации ниже.

Статья 7.1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ предусматривает заключение трудового договора между благотворительной организацией и добровольцем, предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя.

Остались вопросы по работе генерального директора? Ответ найдется в Системе Юрист

Однако, Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ не предусматривает передачу функций исполнительного органа по гражданско-правовому договору.

С исполнительным органом НКО трудовой договор в порядке Главы 43 ТК РФ (пункт 1 статьи 28, статья 30 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как оформить прием на работу генерального директора.

«Избрание на должность

У генерального директора организации двойственный статус*. Он является одновременно и сотрудником, состоящим с организацией в трудовых отношениях, и единоличным исполнительным органом организации (ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Как руководитель он решает все хозяйственные и управленческие вопросы организации. Как сотрудник – обязан действовать в рамках трудового договора и соблюдать Правила трудового распорядка*.

До заключения трудового договора с генеральным директором должно быть принято решение собственника организации о его избрании (назначении) на должность.

Такое решение может принять*:

  • общее собрание участников (акционеров) общества, оформив его протоколом (например, в ООО – протоколом общего собрания участников общества);
  • совет директоров (наблюдательный совет) общества (если решение данного вопроса отнесено уставом к его компетенции), оформив его решением.

Это предусмотрено статьей 63 и пунктом 3 статьи 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, статьей 37 и пунктом 1статьи 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

Если в организации только один собственник, то генеральный директор назначается на основании решения единственного участника (акционера) (п. 2 ст. 7 и п. 1 ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, п. 2 ст. 2 и ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Внимание! Исполнять функции руководителя организации могут сразу несколько лиц

Они наравне с руководителем организации вправе выдавать доверенности, издавать приказы, подписывать любые юридически значимые, финансовые и кадровые документы, а также давать необходимые пояснения контролерам. При этом организация может самостоятельно решить, как именно они будут действовать – совместно или независимо друг от друга – и какие полномочия будет исполнять каждый из них. Полномочия директоров нужно прописать в уставе или ином внутреннем документе организации.

Такой порядок установлен в пункте 3 статьи 65.3 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, если заболеет, уйдет в отпуск руководитель организации или случится какой-то форс-мажор, решить важные вопросы за него сможет тот, кому предоставлены необходимые полномочия.

Можно ли на должность руководителя организации назначить гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя

Можно, если организация, в которой его назначают руководителем, не является:

  • государственным или муниципальным унитарным предприятием;
  • государственным или муниципальным органом власти.

Гражданин вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Действующее законодательство в общем случае не содержит запрета для индивидуального предпринимателя занимать должность руководителя организации, в том числе руководителя государственного или муниципального учреждения (ст. 66 и 123.22 ГК РФ, ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Исключение установлено лишь в отношении руководителей унитарных предприятий, а также государственных и муниципальных органов власти, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью (п. 2 ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Нарушение указанного запрета является основанием для расторжения трудовых отношений (подп. «ж» п. 2 постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 234, ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Решение об избрании

Прежде чем заключить договор с генеральным директором, проверьте, нет ли нарушений в процедуре принятия решения о его избрании (назначении). Решение должно быть не только принято с соблюдением всех требований законодательства, но и правильно оформлено (ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ)*. Чтобы проверить правильность решения, обратитесь к уставу организации. В первую очередь необходимо проверить, к компетенции какого органа относится вопрос образования единоличного исполнительного органа, соблюдена ли процедура созыва собрания или заседания, соблюден ли необходимый для принятия решения кворум, кому поручено от имени организации подписать с избранным генеральным директором трудовой договор.

Является ли должность генерального директора в коммерческой организации выборной

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

Существует точка зрения, согласно которой должность генерального директора коммерческой организации относится к выборным. Она основана на том, что назначение на должность единоличного исполнительного органа хозяйственного общества представляет собой частный случай «избрания (выборов) на должность», предусмотренный статьей 17 Трудового кодекса РФ.

Противоположная точка зрения заключается в том, что корпоративным правом не предусмотрено замещение руководящих должностей в коммерческих организациях через механизм избрания. Кроме того, сторонники этой концепции аргументируют подобный подход анализом статьи 70 Трудового кодекса РФ. Данной нормой, с одной стороны, предусматривается установление испытательного срока для руководителей на срок до шести месяцев, а с другой – запрещается устанавливать испытание при приеме на работу для лиц, избранных (выбранных) на выборную должность. Очевидно, что, если руководители относятся к категории избираемых на должность, вводить для них условие о прохождении испытательного срока повышенной продолжительности лишено смысловой нагрузки.

Таким образом, утверждение о том, что должность генерального директора коммерческой организации относится к категории выборных, представляется неоднозначным.

Отметим, что в отдельных случаях Трудовой кодекс РФ содержит прямые указания на то, что ряд должностей относятся к категории выборных. Это должности декана факультета и заведующего кафедрой, сотрудники выборного органа профсоюза (ч. 11 ст. 332, ч. 1 ст. 375 ТК РФ).

Проверка по реестру дисквалифицированных лиц

Если на должность генерального директора претендует человек не из числа сотрудников организации, проследите, чтобы он не состоял в реестре дисквалифицированных лиц (ст. 32.11 КоАП РФ).

Для этого обратитесь в ФНС России с соответствующим запросом (ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ, подп. 5.5.13 п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506).

Сведения из реестра дисквалифицированных лиц предоставляются ФНС России на основании административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 177н. За предоставление сведений нужно будет заплатить 100 руб. (п. 1 постановления Правительства РФ от 3 июля 2014 г. № 615)..

В реестре указывают следующие сведения о дисквалифицированном лице*:

  • фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства гражданина;
  • название организации и должности, которую гражданин занимал во время совершения правонарушения;
  • дату совершения правонарушения, его суть и квалификацию;
  • срок дисквалификации;
  • дату начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, который вынес постановление о дисквалификации;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
  • основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • дату исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

Запрос о дисквалификации можно направить в любую территориальную налоговую инспекцию вне зависимости от адреса местонахождения (местожительства) работодателя или лица, о котором запрашиваются сведения, или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Запрос может быть направлен как на бумажном носителе (непосредственно в налоговый орган или МФЦ либо по почте), так и с использованием сети Интернет, через официальный сайт ФНС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг. Такие правила установлены пунктами 14, 20административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 177н. Формы запроса для физических лиц и организаций установлены соответственно приложением № 1 и приложением № 2 к письму ФНС России от 28 декабря 2011 г. № ПА-4-6/22455.

При наличии сведений о дисквалификации лица, о котором запрошены сведения, налоговый орган выдает выписку из реестра по форме, установленной приложением 2 к приказу ФНС России от 31 декабря 2014 г. № НД-7-14/700@. Отсутствие сведений о дисквалифицированном лице налоговый орган подтвердит справкой, а при невозможности однозначно определить запрашиваемое лицо известит об этом заявителя информационным письмом. Об этом говорится в пункте 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 31 декабря 2014 г. № НД-7-14/700@.

C момента направления запроса информацию обязаны предоставить в течение пяти дней (п. 10 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 31 декабря 2014 г. № НД-7-14/700@).

Также проверить, не внесен ли гражданин в реестр дисквалифицированных лиц, можно с помощью специального сервиса на официальном сайте ФНС России. Об этом говорится в письме ФНС России от 13 февраля 2014 г. № СА-4-14/2279.

Сотрудникам, которые подверглись дисквалификации, запрещено занимать руководящие должности в исполнительном органе организации на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). Если на руководящем посту окажется дисквалифицированный сотрудник, работа в качестве руководителя организации будет означать неисполнение административного постановления, что может повлечь для данного гражданина уголовную ответственность (ст. 315 УК РФ). Трудовой договор, заключенный с таким сотрудником, должен быть прекращен

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

Здравствуйте, может ли руководитель бюджетного учреждения быть внутренним совместителем в этом же учреждении по другой должности? Спасибо

Добрый день!
Директор учреждения вправе работать по совместительству в данном учреждении!
Согласно статье 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, определяются главой 44 ТК РФ.

Статьей 276 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) установлено, что руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).

Таким образом, законодательством предусмотрено ограничение работы по совместительству для руководителя организации, только в случае внешнего совместительства. Следовательно, полагаем, что директор вправе работать по внутреннему совместительству. При этом при решении вопроса о внутреннем совместительстве директора следует руководствоваться положениями статьи 60.1 ТК РФ.

Согласно статье 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Согласно абзацу 4 статьи 20 ТК РФ работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Согласно пункту 27 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения предусматривает в нем:

1) права и обязанности руководителя;

2) показатели оценки эффективности и результативности его деятельности;

3) условия оплаты труда руководителя;

4) срок действия трудового договора, если такой срок установлен учредительными документами бюджетного учреждения;

5) условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Таким образом, орган, выполняя функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных учреждений, заключает трудовые договоры с руководителями указанных учреждений.

Статьей 60.1 ТК РФ предусмотрено, что работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство).

Таким образом, при заключении трудового договора на работу по внутреннему совместительству работодатель (единоличный исполнительный орган управления учреждением – руководитель организации) и работник не могут совпадать в одном лице. Следовательно, не допускается заключение руководителем государственного учреждения трудового договора о работе по совместительству с самим собой.

Данная позиция подтверждается правоприменительной практикой, в том числе определением Московского городского суда от 12.09.2011 по делу № 33-28903.

Как установлено Московским городским судом в соответствии с положениями статей 16, 20, 56, 57 ТК РФ − трудовые правоотношения возникают между двумя сторонами − работодателем с одной стороны и работником с другой стороны − на основании трудового договора, заключенного ими в соответствии с положениями статьи 57 ТК РФ. В соответствии с положениями статьи 61 ТК РФ − трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем. Трудовое законодательство не предусматривает возможности заключения трудового договора одним лицом, выступающим как в качестве работодателя, так и в качестве работника.

Ввиду того, что трудовой договор с директором Учреждения заключен органом государственной власти (местного самоуправления), то и договор на внутреннее совместительство также заключается с указанным органом.

Таким образом, считаю, что заключать трудовой договор о внутреннем совместительстве с работником, являющимся по основной должности директором Учреждения, следует органу государственной власти (местного самоуправления).
PS. Пожалуйста, не забудьте оценить ответ на Ваш вопрос. Для экспертов это очень важно.

Может ли директор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *