Междисциплинарный подход

Общие положения

Необходимости расширения научного мировоззрения во многом способствовала научно-техническая революция 60-х — 70-х годов XX века, требующая от науки более глубокого и интенсивного проникновения в суть законов природы и общества, чем это удавалось сделать при помощи дисциплинарного и междисциплинарного подходов.

Термин «трансдисциплинарность» и предложение обсудить тему «трансдисциплинарности в науке», было предложено Жаном Пиаже в 1970 году. Ему же принадлежит первое определение трансдисциплинарности. «После этапа междисциплинарных исследований, — писал он, следует ожидать более высокого этапа — трансдисциплинарного, который не ограничится междисциплинарными отношениями, а разместит эти отношения внутри глобальной системы, без строгих границ между дисциплинами».

Активное обсуждение трансдисциплинарности в мировой науке началось с середины 80-х годов XX века. Однако, в силу своего семантического потенциала, термин «трансдисциплинарность» до сих пор не получил однозначного определения. Можно выделить несколько, наиболее часто употребляемых, значений этого термина, а также, сложившихся видов трансдисциплинарности.

Часто употребляемые значения термина «трансдисциплинарность»

  • В первом значении трансдисциплинарность понимается как «декларация», провозглашающая равные права известных и малоизвестных ученых, больших и малых научных дисциплин, культур и религий, в исследовании окружающего мира. В таком значении, трансдисциплинарность играет роль «охранной грамоты» для любой частной точки зрения, не противоречащей знаниям научных дисциплин.
  • Во втором значении «трансдисциплинарность» трактуется как высокий уровень образованности, разносторонности, универсальности знаний конкретного человека. Про таких людей обычно говорят, что они обладают энциклопедическими знаниями.
  • В третьем значении «трансдисциплинарность» трактуется как «правило исследования окружающего мира». Предполагается, что трансдисциплинарность будет реализована, если проблема исследуется сразу в нескольких уровнях. Например, на физическом и ментальном уровнях, глобально и локально.
  • В четвёртом значении «трансдисциплинарность» используется как «принцип организации научного знания», открывающий широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении комплексных проблем природы и общества. Следует отметить, что трансдисциплинарность, в четвёртом значении, позволяет учёным официально выходить за рамки своей дисциплины, не опасаясь быть обвиненными в дилетантстве. В зависимости от того, в каком количестве и в каком сочетании учёные будут использовать другие дисциплины в своём дисциплинарном исследовании, трансдисциплинарность, в четвёртом значении, будет называться мультидисциплинарностью (мultidisciplinarity), плюродисциплинарностью (pluridisciplinarity), интердисциплинарностью (interdisciplinarity).

Основные виды трансдисциплинарности

Согласно результатам исследований бельгийского ученого Э. Джаджа (Judge, A), в современной науке существует четыре вида трансдисциплинарности.

Наиболее общим видом, является трансдисциплинарность-1. Этот вид трансдисциплинарности основывается на усилиях формальной взаимосвязи пониманий отдельных дисциплин. Он обеспечивает формирование логических мета-рамок, посредством которых, их знания могут быть интегрированы на более высоком уровне абстракции, чем это происходит в междисциплинарности. Трансдисциплинарность-1 часто используется при работе различных экспертных систем, и экспертных групп.

Трансдисциплинарность-2 имеет более тесную внутреннюю связь с личным опытом исследователя, включая медитацию. Трансдисциплинарность-2 и трансдисциплинарность-1 контрастируют с двумя другими видами трансдисциплинарности. Так, например, иллюстративное использование метафоры и образного языка может рассматриваться, как исходная форма трансдисциплинарности (трансдисциплинарность-0). В этом её отличие от другого вида трансдисциплинарности (трансдисциплинарность-3), связанной с использованием генеральных метафор, имеющих фундаментальное познавательное значение.

Перспективы развития трансдисциплинарности

Каждая форма трансдисциплинарности имеет свои недостатки и преимущества, проявляющиеся при решении конкретных проблем. Однако очевидная целесообразность использования трансдисциплинарности, позволила считать её, одним из основных способов решения проблем XXI века. Об это свидетельствует текст «Всемирной Декларации о Высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры», принятой участниками Международной конференции по Высшему образованию, состоявшейся в октябре 1998 года в Париже, в Штаб-квартире ЮНЕСКО. Статья 5 и статья 6, данной Декларации, содержат рекомендации — поощрять трансдисциплинарность программ учебного процесса и учить будущих специалистов, использовать трансдисциплинарный подход для решения сложных проблем природы и общества.

В свою очередь, для того чтобы трансдисциплинарность стала доступной и понятной преподавателям, студентам ВУЗов, её следует представить в виде научного подхода (трансдисциплинарность-4). Иными словами, трансдисциплинарность-4 должна быть самостоятельным научным направлением, обладающим своим предметом исследования и концепцией, трансдисциплинарным подходом и языком, единицами измерения и моделями действительности, методом анализа информации и методикой анализа риска принимаемых решений. В таком контексте, трансдисциплинарность-4 позволит осуществить общенаучную классификацию и систематизацию дисциплинарных знаний. После такой обработки, дисциплинарные знания становятся полностью готовыми к их совместному использованию в решении научно-исследовательских и практических проблем любой сложности и комплексности.

В качестве примера развития трансдисциплинарности в направлении самостоятельной научной дисциплины (Трансдисциплинарность-4), можно привести Русскую школу трансдисциплинарности. Примером развития трансдисциплинарности в направлении поиска формальной взаимосвязи отдельных дисциплин (Трансдисциплинарность-1) являются Американская школа трансдисциплинарности и Швейцарская школа трансдисциплинарности. Французская школа трансдисциплинарности отдаёт предпочтение более тесной внутренней связи с личным опытом исследователя, а также, использованию генеральных метафор, имеющих фундаментальное познавательное значение (Трансдисциплинарность-2,3).

Трансдисциплинарный системный подход в классификации научных подходов

Подходом называется совокупность способов и приёмов изучения объекта, его структурных, функциональных особенностей, свойств, а также взаимодействий с окружающим миром. Появление новых подходов обусловлено, прежде всего, целью исследований. В науке нет ограничений на число подходов. Главное чтобы они соответствовали существующему научному мировоззрению. Поэтому подходы появляются, совершенствуются и устаревают и исчезают вместе с развитием науки, научного мировоззрения, обусловливая успех или неудачу решения конкретных проблем. Если в качестве критерия классификации научных подходов выбрать степень полноты познания окружающего мира, то все подходы можно свести к четырём основным видам: дисциплинарный подход, междисциплинарный подход, мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход и трансдисциплинарный системный подход

Дисциплинарный подход

Главное место в классификации подходов занимает дисциплинарный подход. Этот подход делает обычного человека специалистом в конкретной области. Например, биолог становится обладателем совокупности способов и приемов изучения живой природы. Дисциплинарный подход позволяет физику профессионально изучать свойство и строение материи. Психологу удается изучать процессы и закономерности психической деятельности. Дисциплинарный подход «нарезает» окружающий мир на отдельные предметные области. Обозначив эти области как «предмет своего исследования», дисциплинарный подход позволяет провести это исследование. Если решение проблемы выходит за рамки возможностей дисциплинарных подходов, то принято считать, что оно находится «на стыке научных дисциплин». Каждая дисциплина сильна, прежде всего, своим дисциплинарным образом «предмета исследования». Поэтому учёные стремятся сохранить этот образ, а также дисциплинарную методологию его исследования. Однако такое стремление, зачастую, превращает литературную метафору «стык дисциплин» в реальную непреодолимую границу «дисциплинарных коробок». В результате возникает диполь, обусловливающий накопление дисциплинарных знаний, с одной его стороны, и установление естественного ограничения полноты познания окружающего мира, с другой стороны. Выход из создавшегося положения был обозначен следующим тезисом — «если нельзя выйти за пределы дисциплинарной коробки, то можно расширить область применения дисциплинарной методологии». В свою очередь расширение области применения дисциплинарной методологии привело к появлению междисциплинарных и мультидисциплинарных научных подходов, которые составили следующие уровни классификации научных подходов. Процесс развития этих подходов привел к тому, что метафора «стык дисциплин» постепенно приобрела вид междисциплинарных и мультидисциплинарных коробок, каждая из которых на сегодняшний день имеет свои особенности решения, стоящих перед ними задач.

Междисциплинарный подход

Особенность междисциплинарного подхода состоит в том, что он допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую. Перенос методов, в этом случае, обусловлен обнаружением сходств исследуемых предметных областей. Например, кровеносная система организма схожа с системой трубопроводов технического объекта. Это обстоятельство позволяет биологу исследовать кровеносную систему организма, методом, который применяется в физике для описания движения жидкости по трубам. В результате появляется «междисциплинарная дисциплина» — биофизика, использующая междисциплинарный подход. По такому принципу организованы и другие бинарные (двойные) междисциплинарные дисциплины. Продолжая пример с биологией, можно продолжить список таких междисциплинарных дисциплин — биохимия, биомеханика, социобиология, бионика, а также многие другие. Однако использование «чужой» дисциплинарной методологии редко приводит к изменению дисциплинарного образа предмета исследования. Иными словами, несмотря на то, что работа кровеносной системы была хорошо описана при помощи методов физики, для биолога — человек так и остался одним из биологических видов, состоящим из клеток, тканей и органов. Биологический образ человека не превратился в образ киборга, имеющего в своем теле разветвленную систему трубопроводов. Следует отметить, что, для сохранения границ дисциплинарных коробок, в междисциплинарных исследованиях всегда присутствуют «ведущая» и «ведомая» дисциплины. Все результаты, даже те, которые получены при помощи методологии «ведомой» дисциплины, как это было в приведенном примере, интерпретируются с позиции дисциплинарного подхода «ведущей» дисциплины. Поэтому междисциплинарный подход предназначен, прежде всего, для решения конкретных дисциплинарных проблем, в решении которых какая-либо конкретная дисциплина испытывает концептуальные и методологические трудности.

Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход

Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход основан на рассмотрении обобщенной картины предмета исследования, по отношению к которой отдельные дисциплинарные картины предстают в качестве частей. При этом переноса методов исследования из одной дисциплины в другую, как правило, не происходит. Например, с точки зрения мультидисциплинарного подхода, человека следует рассматривать, как сложный объект, отличающийся от других объектов рядом особенностей (анатомическими, химическими, психологическими, психическими, физиологическими и т. д.). Для изучения этих особенностей применяются только, соответствующие им, дисциплинарные подходы и методы. Однако, сопоставляя результаты дисциплинарных исследований в рамках мультидисциплинарного подхода, удается найти новые, ранее не обнаруживаемые, сходства исследуемых предметных областей. А это, в свою очередь, позволяет специалистам организовать новые междисциплинарные исследования. Накопление результатов междисциплинарных исследований в сходных областях дисциплинарных знаний приводит к появлению новых мультидисциплинарных дисциплин, например, таких, как физико-химическая биология, экология.

Свое практическое применение мультидисциплинарный подход нашёл, прежде всего, в работе экспертных групп. Он выглядит предпочтительнее других подходов, в ситуации, когда для решения дисциплинарной проблемы требуется учесть множество известных факторов, являющихся предметом исследования других дисциплин. Благодаря этому свойству современные научные дисциплины и их «междисциплинарные дополнения» существенно расширили свои практические возможности и приблизились к достаточной полноте знаний. Но, так же как и в междисциплинарных исследованиях, в мультидисциплинарных исследованиях, интерпретация полученных дисциплинарных результатов производится с позиции «ведущей» дисциплины. Поэтому мультидисциплинарный подход способствует накоплению дисциплинарных и междисциплинарных знаний, но он не способствует выявлению общих закономерностей и механизмов их взаимодействия внутри предмета исследования. Практическая значимость мультидисциплинарного подхода настолько высока, что зачастую его сравнивают с трансдисциплинарным подходом. Однако, это не так. Трансдисциплинарный системный подход использует лишь знания, сформированные и накопленные дисциплинарными, междисциплинарными и мультидисциплинарными (полидисциплинарными) подходами.

Трансдисциплинарный системный подход

Термин система, применяющийся в дисциплинарных и междисциплинарных мультидисциплинарных (полидисциплинарных) подходах для выделения, в окружающем мире, объекта исследования, имеет ряд очевидных трудностей, при исследовании самого окружающего мира. Так, например, с позиции равновесной или классической термодинамики, объекты, представляющие собой изолированные системы, не обменивающиеся с внешней средой энергией и/или веществом, и находящихся при этом в состояниях, близких к равновесным, ожидала «тепловая смерть». С позиции неравновесной термодинамики, разработанной Пригожиным, и руководимой им брюссельской школой термодинамики, все разномасштабные развивающиеся системы, изучаемые в разных научных дисциплинах, являются открытыми неравновесными системами. Это означает, что все такие системы в той или иной степени взаимодействуют с внешней средой, обмениваясь с ней энергией и/или веществом. Но и в той и в другой позиции сам окружающий мир оставался «за скобками» исследований. От него можно изолировать систему, либо начать обмениваться с ним энергией и/или веществом, но что такое сам окружающий мир? Ограничивается ли обмен системы с окружающим миром веществом и энергией или в состав обмена входят законы, закономерности и программы, благодаря которым открытые неравновесные системы обретают самоорганизацию?

Попытки устранения этих трудностей ведут своё начало от Платона и Плотина. В свою очередь, от их представления о Едином, ведёт своё начало Трансдисциплинарности-4 и, соответственно, её трансдисциплинарный системный подход. С точки зрения трансдисциплинарного системного подхода (Трансдисциплинарность-4), Мир является единой упорядоченной средой (One Orderly Medium). Элементами единой упорядоченной среды (ЕУС) являются: совокупность причин и следствий её существования; общих и частных закономерностей и законов; явлений, объектов и процессов, а также их свойств, связей и взаимодействий на любом уровне действительности. В рамках этой лингвистической формулы единая среда выступает в роли единственной (всеобщей) среды. Применительно к такой среде, множественность принципиально возможных сред, в том числе и объектов, требующих осмысления и исследования, будет рассматриваться не иначе, как совокупность её естественных фрагментов.

Быть естественным фрагментом — означает иметь ряд атрибутов, признаков, свидетельствующих о его органической принадлежности к ЕУС, но теряющих смысл при его принципиально независимом существовании. Главным из них является то, что каждый естественный фрагмент имеет принципы внутреннего устройства, внешних и внутренних взаимодействий, тождественные порядку, обусловливающему единство упорядоченной среды. Из него следует предрасположенность фрагментов иметь строго определённые размеры собственного пространства, позволяющие воплотить и реализовать такой порядок, а также свойство непрерывно отражать и отображать общее состояние ЕУС, позволяющие осуществлять внешние и внутренние взаимодействия. Эти атрибуты имеют определяющее значение для формирования методологии трансдисциплинарного исследования.

В методологии трансдисциплинарного исследования, каждый фрагмент Мира или, проще говоря, всякая его область, имеющая естественные физические и/или логические границы, изначально рассматривается, как «упорядоченная среда», к исследованию которой можно применить одни и те же принципы, подходы и модели. Среда естественного фрагмента, в отличие от ЕУС, трактуется, как уникальная упорядоченная среда. Уникальной упорядоченной средой являются: атом и Галактика, банк и государство, опушка леса и автомобиль, человек и идея, предприятие и технология.

Единая упорядоченная среда (и, следовательно, каждая уникальная упорядоченная среда), обладает потенцией (от лат, potentіа — сила) — скрытой силой, присутствующей в ней естественным образом, или заложенной в неё человеком (для искусственных упорядоченных сред). Следует отметить, что утверждение «обладает потенцией» в данном случае имеет отношение к внутреннему устройству ЕУС, благодаря которому она способна проявлять собственное общее состояние потенции, различающееся напряжённостью и целеустремлённостью.

Трансдисциплинарные понятия излагаются в виде лингвистических формул и логико-геометрических моделей, максимально приближающих их суть к однозначному толкованию, в том числе и при их использовании в других научных дисциплинах. В результате удалось расширить смысл и сферу практического применения существующих научных понятий. Это обстоятельство необходимо учитывать при первоначальном знакомстве с обновлёнными формулировками этих понятий. Распознаванию ЕУС способствуют её атрибуты — форма и имеющие объективный характер. В соответствии с логикой трансдисциплинарного системного подхода, форма ЕУС является способом существования её многогранного (всестороннего) содержания, и, следовательно, также должна быть многогранной (всеохватывающей). Именно многогранность формы обусловливает «всестороннюю упорядоченность содержания, его внутреннюю связь и порядок». Благодаря многогранности формы и многогранности содержания, ЕУС обретает естественные физические и/или логические границы, являющиеся необходимыми условиями её существования в статусе единой и/или уникальной среды.

Лингвистические формулы основных «граней» формы представлены следующими базовыми понятиями: Пространство — это форма существования потенции ЕУС; Информация — это форма проявления общего состояния потенции ЕУС; Время — это форма преобразования потенции ЕУС; Система — это форма организации (порядок) пространства, времени и информации, обусловливающая единство упорядоченной среды.

В свою очередь, основные «грани» содержания представлены базовыми понятиями, лингвистические формулы которых, выглядят следующим образом:

Функция — это способность потенции ЕУС воплощаться в строго определённые явления, объекты и процессы; Энергия — это способность потенции ЕУС совершать конкретную работу в строго определённых явлениях, объектах и процессах; Развитие — это способность потенции ЕУС направленно преобразоваться в определённых явлениях, объектах и процессах; Цель — это способность потенции ЕУС полностью раскрывать своё многогранное содержание, сохраняя единство ЕУС.

Так как речь идёт о единой упорядоченной среде, то трансдисциплинарные базовые понятия, раскрывающие многогранность формы и многогранность содержания, представлены единым блоком. В таком блоке, смысл формулировок каждого понятия вытекает «один из другого» и продолжается «один в другом», проявляя их причинно-следственные связи.

Каждая научная дисциплина имеет в своём основании блок базовых понятий, отвечающий принципу их необходимости и достаточности. Блок трансдисциплинарных базовых понятий, также, отвечает этому принципу. Однако статус гипердисциплины предполагает, что смысл трансдисциплинарных базовых понятий может иметь не прямую, а ассоциативную связь с соответствующими понятиями, несколько иначе трактующимися, в других научных дисциплинах. Например, «Развитие(трансдисципл.) — это способность потенции ЕУС направленно преобразоваться в определённых явлениях, объектах и процессах», непосредственно ассоциируется с «Развитие (философ.) — необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство». В других дисциплинах развитие, трактуется как процесс. Например, «Развитие (биолог.) — процесс тесно связанных количественных и качественных преобразований особей»; «Развитие (общ.) — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное». В данном случае, развитие, как процесс преобразования, является производным от способности общего состояния ЕУС направленно преобразовываться. Таким образом, ассоциативная связь различных формулировок одного понятия соблюдается. Такое же требование предъявляется к понятиям, не вошедшим в блок базовых понятий. Это не значит, что они менее важные. Это значит, что они являются атрибутами или следствиями трансдисциплинарного блока базовых понятий.

Анализируя блок базовых понятий, появляется возможность точно определить «систему координат», которую использует Наблюдатель (ученый, практик): уникальную — дисциплинарную, или универсальную — трансдисциплинарную. Таким образом, появляется возможность не противопоставлять, а осознанно подбирать базовый блок понятий, «систему координат» Наблюдателя, для решения конкретной исследовательской или практической задачи.

В практически полезных целях, ЕУС и уникальные упорядоченные среды рассматриваются, как «единый функциональный ансамбль» (One Functional Ensemble). Единый функциональный ансамбль (ЕФА) бывает трёх видов.

К первому виду относится природный функциональный ансамбль (ПФА). Его представителями являются все естественные природные объекты — атомы и галактики; экосистемы и природные ландшафты; растения, животные и люди.

Искусственный функциональный ансамбль (ИФА) представляют объекты, созданные человеком — от МКС (международной космической станции) до АЭС, от компьютера до гвоздя.

И, наконец, смешанный функциональный ансамбль (СФА) представляют «объекты цивилизации» — от квартиры до города, от территориально-промышленного комплекса до государства.

Природные функциональные ансамбли (ПФА) и, в большей части, смешанные функциональные ансамбли (СФА) являются, с точки зрения современной науки, «открытыми системами». Развитие этих систем во многом зависит от многофакторного влияния внешней среды и собственного состояния, сложившегося на момент принятия решения. А, так как методами дисциплинарного и междисциплинарного системных подходов учесть влияние всех принципиально возможных факторов не удаётся, то проблемы, с участием ПФА и СФА, представляются в науке наиболее сложными и, зачастую, неразрешимыми. Несмотря на наличие методологической возможности решения подобных проблем с помощью трансдисциплинарного системного подхода, всё же потребовалось введение дополнительных понятий, способных придать этой возможности необходимую убедительность. Достичь этой убедительности позволили такие понятия, как истина (Truth) и правда (Reality).

В трансдисциплинарном системном подходе эти понятия имеют сугубо прагматичное значение. Трансдисциплинарной лингвистической формулой «истины» служит формулировка «истина — это то, как должно быть в действительности». А всё должно быть так, чтобы единый функциональный ансамбль (ЕФА), в процессе своего существования, сохранял единство и полностью раскрывал своё многогранное содержание. Такое общее состояние ЕФА называется истинным.

Лингвистической формулой «правды» является формулировка: «правда — это то, как есть в действительности». В действительности ЕФА может иметь истинное состояние. В этом случае, говорят об истинной правде (одно из широкораспространённых в русском языке, выражений). Однако в реальной действительности, под действием различных обстоятельств, ЕФА может не полностью сохранять единство или не до конца раскрывать своё многогранное содержание. Это проявляется, прежде всего, в изменении его основных свойств и не полностью реализованных способностях. Такое состояние ЕФА называется реальным.

В контексте вышеприведённых рассуждений, появляется возможность говорить и об истинности граней формы и граней содержания ЕУС. Многогранная форма считается истинной, если она обеспечивает проявление, сохранение и полное раскрытие многогранного содержания ЕУС. С другой стороны, многогранное содержание считается истинным, если оно является следствием истинной многогранной формы. Следовательно, чтобы получить доступ к истинному многогранному содержанию ЕУС (содержанию уникальных упорядоченных сред), необходимо воспользоваться моделями основных граней формы. Методологически такой доступ осуществляется посредством использования трансдисциплинарной единицы порядка или трансдисциплинарной системы. Для целей практического использования, трансдисциплинарная единица порядка реализована в специальные логико-геометрические модели её основных аспектов: пространственного, временного и информационного

> См. также

  • Теория систем

> Примечания

Литература

  • Transdisciplinarity: reCreating Integrated Knowledge. Editer by Margaret A Somervill & David J Rapport. 271 pages. Published in 2000 by EOLSS Publishers Co. Ltd. Oxford, UK. ISBN 0-9534944-1-1
  • System and Informological Approach to Cognition and Practical Work. Nikiforov A.L., Mokiy M.S. & Mokiy V.S. 140 pages. Published in 1999 by New Centre Publishers. Moscow, Russia. ISBN 5-89117-035-3
  • Spatial and temporal factors in education. V.S.Mokiy, A.O.Zhamborova, O.E. Shegay. 72 pages, Published in 1999 by New Centre Publishers. Moscow, Russia. ISBN 5-89117-033-7
  • Гребенщикова Е.Г. Трансдисциплинарная парадигма: наука-инновации-общество. — М.: «Либроком», 2011. ISBN 978-5-397-02784-7
  • Гребенщикова Е.Г. Трансдисциплинарная парадигма в биоэтике // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – №2. – С. 79-83.
  • Гребенщикова Е.Г. Новый интерфейс науки и общества: трансдисциплинарные стратегии в биомедицинских исследованиях // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2011. – №1 – (26). – С. 149-155.
  • Киященко Л. П. Опыт философии трансдисциплинарности: (казус «биоэтика») // Вопросы философии. — 2005. — № 8.- С. 105—117.
  • Краткое введение в информологию. В. С. Мокий, А. О. Жамборова, О. Е. Шегай. 150 страниц. Издано в 1999 году, Издательство «Новый Центр», Москва, Россия. ISBN 5-89117-028-0
  • Пространственно-временные факторы в развитии экономических систем. М. С. Мокий. 184 страницы. УДК 330.8 ББК 65.050 М74 Издано в 2001 году, МАЭП (Московская Академия Экономики и Права), ИИК «Калита», Москва, Россия.

ISBN 5-93417-034-1

  • Феномен трансдисциплинарности. Л. П. Киященко /опыт философского анализа — Л. П. Киященко, П.Д Тищенко. УДК 165 ББК 87.22 Институт философии РАН, Издано в 2006 году, издательство «НАУКА», г. Москва, Россия. ISBN 5-02-033857-5
  • Основы трансдисциплинарности. В. С. Мокий. 368 страниц. УДК 101.1:316 ББК 60.011 М749 Издано в 2009 году, ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 года», Нальчик, Россия. ISBN 978-5-9996-0011-0
  • Философия трансдисциплинарности. Л. П. Киященко, В. И. Моисеев. 205 страниц. УДК 168.5 ББК 73 К46 Издано в 2009 году, Институт философии Российской Академии Наук, Москва, Россия. ISBN 978-5-9540-0152-5
  • История и философия исторической науки. Философия и методология экономической науки. /учеб. пособие/ М. С. Мокий, В. С. Мокий, А. Л. Никифоров. 220 страниц. (Серия «Путь в науку»). Издано в 2010 году, ГОУ ВПО «РЭА имени Г. В. Плеханова», Москва. Россия. ISBN 978-5-7307-0719-1
  • В.С. Мокий Трансдисциплинарная философия ноуменального мира. — Нальчик: Институт трансдисциплинарных технологий, 2011. — 50 с.
  • В.С. Мокий Методология Трансдисциплинарности-4. — Нальчик: Институт трансдисциплинарных технологий, 2011. — 59 с.

Междисциплинарный подход

Смотреть что такое «Междисциплинарный подход» в других словарях:

  • Междисциплинарная терапия (interdisciplinary treatment) — Междисциплинарный бригадный подход предполагает использование двух и более лиц, имеющих подготовку в различных профессиональных дисциплинах. Его целью является повышение качества лечения путем интеграции различных сведений, почерпнутых из разных… … Психологическая энциклопедия

  • Трансдисциплинарность — Трансдисциплинарность способ расширения научного мировоззрения, заключающийся в рассмотрении того или иного явления вне рамок какой либо одной научной дисциплины. Содержание 1 Общие положения … Википедия

  • Междисциплинарность — Трансдисциплинарность (Трансконтинентальность) способ расширения научного мировоззрения, заключающийся в рассмотрении того или иного явления не ограничиваясь рамками какой либо одной научной дисциплины. Содержание 1 Общие положения 2 Часто у … Википедия

  • ДРАКОН — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/28 сентября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью мож … Википедия

  • Университетская клиника Гамбург-Эппендорф — Тип медицинский центр Год основания 1884 год Расположение … Википедия

  • НИХОНДЗИН РОН — (япон. “теории о японцах), другое название НИХОН БУНКА РОН (япон. “теории японской культуры”) общее название для исследований о япон. культурном своеобразии, включающее две их разновидности: а) в широком смысле исследования о япон … Энциклопедия культурологии

  • Касавин, Илья Теодорович — Илья Теодорович Касавин Дата рождения: 7 ноября 1954(1954 11 07) (58 лет) Место рождения: Москва Страна … Википедия

  • Научные школы и направления менеджмента — Информация о наличии организационных структур в практике управления обнаружена на глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры. Однако, хотя само управление достаточно старо, идея управления как научной дисциплины, профессии … Википедия

  • Касавин, Илья Теодорович — (р. 07.11.1954) спец. по теории познания; д р филос. наук, проф. Род. в Москве. Окончил филос. ф т МГУ (1980) и асп. того же ф та (1983). С 1983 работал в ИФ РАН в секторе теории познания: мл. н.с, н.с, ст. н.с, вед. н. с. В наст. вр. гл. н. с.… … Большая биографическая энциклопедия

  • КАСАВИН Илья Теодорович — (р. 1954) специалист по теории познания, философии науки, современной нем. и амер. философии; доктор филос. наук (1989), главный научный сотрудник сектора теории познания Ин та философии РАН (2000), проф. Ун та Российской академии образования… … Философская энциклопедия

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОРТАЛА «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ»

  • предоставить студентам, аспирантам, преподавателям вузов, учёным и практикам постоянно обновляющуюся информацию о трансдисциплинарности, как о современном способе расширения научного мировоззрения, позволяющего специалистам различных научных направлений правильно сформировать единый образ (гештальд) сложных многофакторных проблем современного общества;
  • знакомить со значительными событиями (конференциями, круглыми столами, монографиями и статьями) по тематике трансдисциплинарности, а также сопровождать информацию об эти событиях обобщающими комментариями от специалистов Русской школы трансдисциплинарности;
  • рассказать об этапах становления и прицинах появления различных направлений трансдисциплинарности в современной науке и философии, религии и мифе;
  • ознакомить с содержанием существующих видов и форм трансдисциплинарности, а также с литературой (научными статьями и книгами) по соответствующей тематике;
  • показать место различных видов и форм трансдисциплинарности в классификации классических академических и аналогичным им системных научных подходов;
  • ознакомить с философскими, концептуальными и методологическими принципами «сильной трансдисициплинарности» и системно-трансдисциплинарного подхода, как основы общей теории систем;
  • рассказать о перспективах развития системно-трансдисциплинарного подхода;
  • ознакомить с результатами практического применения методологии системно-трансдисциплинарного подхода в решении сложных многофакторных проблем науки и современного общества;
  • обеспечить непосредственный контакт посетителей информационного портала с руководством Русской школы трансдисциплинарности и Института трансдисциплинарных технологий (см. Вопросы и ответы);
  • предоставить полную информацию о деятельности Русской школы трансдисциплинарности и Института трансдисциплинарных технологий.

Системно-трансдисциплинарный подход – это активно развивающееся направление системного подхода. В процессе этого развития происходит постоянное уточнение его концепции и методологии, усиливается доказательная база. Поэтому одной из главных целей ИНФОРМАЦИОННОГО ПОРТАЛА «ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ» состоит в том, чтобы знакомить читателей с этими уточнениями не дожидаясь того момента, когда они появятся в новых статьях и книгах по теме системно-трансдисциплинарного подхода.

Ключевые слова: трансдисциплинарность, трансдисциплинарный подход, терминология трансдисциплинарности, трансдисциплинарность новости, трансдисциплинарность в науке, трансдисциплинарность в структуре принципов научного познания, виды и формы трансдисциплинарности, мировые школы трансдисциплинарности, трансдисциплинарность в классификации научных подходов, идеи трансдисциплинарности, феномен трансдисциплинарности, философия трансдисциплинарности, трансдисциплинарная картина мира, методология трансдисциплинарности, трансдисциплинарность примеры, книги трансдисциплинарности, системно-трансдисциплинарный подход, системно-трансдисциплинарные технологии, системно-трансдисциплинарные исследования, трансдисциплинарность в архитектуре, трансдисциплинарность в экономике, трансдисциплинарность в экологии, трансдисциплинарность в медицине, трансдисциплинарность в образовании, трансдисциплинарность в национальной безопасности, концепция трансдисциплинарности-4, методология, трансдисциплинарности-4, материалы о трансдисциплинарность для рефератов, материалы о трансдисциплинарность для научных статей, хартии трансдисциплинарности. Русская школа трансдисциплинарности, Институт трансдисциплинарных технологий.

Системно-трансдисциплинарный подход в обобщенной классификации системных подходов

Арсенал современных познавательных средств, созданный в основном классической наукой, имеет ярко выраженную аналитическую природу и не пригоден для анализа целостности, иерархичности и организованности, присущих системе. Однако системное мышление может быть развито путем модификации наличных познавательных средств . Логично, что с учетом различия приведенных выше мировоззренческих позиций и интерпретаций понятия «система» такая модификация подходов классической науки будет состоять из аналогичных, но уже системных подходов в их классификации (см. приложение). Подходами к познанию мира и к исследованию сложных объектов и многофакторных проблем, представленных в традиционном образе системы, в образе трансдисциплинарных функциональных ансамблей или некой глобальной системы, являются соответственно: системно-дисциплинарные, системно-междисциплинарные, системно-мультидисциплинарные и системио-трансдисци- плинарные подходы.

Системно-дисциплинарный подход — это способ корректного выделения и моделирования объекта или проблемы в образе локальной дисциплинарной системы, позволяющий применить к их исследованию и решению соответствующую системно-дисциплинарную методологию.

Системно-дисциплинарные подходы демонстрируют особый способ интеграции дисциплинарных знаний в ходе классического системного исследования, приводящий к позитивным результатам . К процессу такой интеграции допускаются не все существующие знания, а только те, которые специально отбираются исследователем по определенным критериям при моделировании объекта как системы (совокупности определенных дисциплинарных знаний и предметных областей, частей или фрагментов объекта или самих объектов, находящихся в закономерной связи). В этом случае системно-дисциплинарные подходы, по сути, являются формой восприятия методов и принципов классического системного исследования, которая используется специалистами конкретных научных дисциплин, работающих в области конкретного научного знания. Развитие системно-дисциплинарных подходов способствовало появлению в среде многообразного дисциплинарного знания так называемых эмпирических системных научных дисциплин (системных теорий — Systemics), например системной психологии, системной биологии, системной психиатрии и т.п.

Системно-междисциплинарный подход — это способ корректного выделения и моделирования объекта или проблемы в образе локальной междисциплинарной системы, позволяющий применить к их исследованию и решению комплементарные системно-дисциплинарные методы- приемы.

Системно-междисциплинарные подходы демонстрируют способ интеграции дисциплинарных знаний сходных предметных областей объектов в рамках моделирования их отношений как системы. В результате такой интеграции происходит усложнение логики и методологии системных исследований, обогащение языка системных теорий (эмпирических системных дисциплин). В своей высшей форме системно-междисциплинарные подходы способны формировать так называемые междисциплинарные системные парадигмы .

Системно-дисциплинарные и системно-междисциплинарные подходы наиболее эффективны при системном исследовании хорошо структурированных и формализованных целенаправленных систем. Эти подходы в большей степени зависят от эмпирического описания процедур системного исследования, от способов моделирования объекта и его предметных областей в образе системы, подкрепленного их строгим математическим выражением. Тем самым они выдают свою принадлежность к методам- приемам и процедурам, реализованным в рамках методологии системного анализа. Однако принцип упрощения образа объекта и его предметных областей при его системном моделировании переносится и на формирование локальных (частнонаучных) картин мира. Поэтому упрощение картины мира, субъективное избавление ее от некоторых характеристик, несущественных для целей конкретного системного исследования, может привести к тому, что неучтенными могут оказаться объекты или их характеристики, которые в определенных условиях начнут играть роль определяющих факторов развития мира, объекта как системы.

Устранить это обстоятельство позволяют следующие два подхода обобщенной классификации системных подходов: системно-мультидисципли- нарный и системно-трансдисцинлинарный. Отличительная особенность этих подходов состоит в том, что они в меньшей степени зависят от эмпирического описания процедур системного исследования. «…Они в большей степени зависят от существующих общефилософских решений, от образа естественнонаучной картины мира, влияющих на содержание онтологических и гносеологических аспектов исследования систем, оценку перспектив и основных направлений развития системных исследований» . В этом случае важными для развития этих видов системного подхода являются эвристические, систематизирующие и мировоззренческие функции картины мира, которые сами имеют системную организацию. Важными являются представления о пространстве и времени как философских категориях, имеющих непосредственное отношение к фундаментальным объектам (мир, вселенная), а также определение понятия «истина» в субъективном и объективном контекстах. Следует отметить, что в рамках системно-мультидисцигишнарного подхода «общефилософские» решения формируются исходя из очевидных структуры и функции исследуемых систем, подразумевая присутствие неформализованного целого. В результате создаются теории, имеющие общенаучное значение, которые обусловливают эволюционные изменения научного мировоззрения. В рамках системно-трансдисциплинарного подхода «общефилософские» решения формируются исходя из философских теорий о форме и содержании исследуемого объекта, рассматриваемых в рамках формализованного единого. В результате создаются теории, имеющие общенаучное значение, которые способны приводить к революционным изменениям научного мировоззрения.

Системно-мультидисциплинарный подход — это способ корректного выделения и моделирования сложного объекта или сложной многофакторной проблемы в образе целостной мультидисциплииариой системы, позволяющий применить к их исследованию и решению соответствующий комплекс системно-дисциплинарных методологий.

Формирование целостности сложного объекта или сложной многофакторной проблемы предполагает нахождение порядка сочетания и согласованности их сходных и несходных предметных областей. В этом случае системное исследование стремится отобразить сложный объект или многофакторную проблему в виде хорошо организованной системы, в которой выражение, связывающее цель со средствами, аналогично критерию функционирования или показателю эффективности. Предметные области такой системы играют роль элементов платоновской системы. Это обстоятельство задает вектор поиска истинной правды, уменьшая тем самым область возможных компромиссов между всеми элементами системы и консенсуса между субъективными мнениями исследователей. Например, «…сегодня предпринимаются попытки устранить недостатки экономической науки путем вовлечения в системную экономическую парадигму новых объектов и предметов исследования . При этом недостаточно внимания уделяется очевидному факту, что основной недостаток современной методологии развития экономической науки заключается в том, что она не отражает закономерностей развития мира, закономерностей развития природы и общества. В результате современная экономическая теория приспособилась к реальной жизни и стала ее толковать в манере субъективистского мироощущения. Такой путь является тупиковым. Все это говорит о том, что экономическая теория должна иметь системное, научно обоснованное содержание, искать пути своего генетического оздоровления и развития в системе более общего уровня» .

Отсутствие или непринятие во внимание объективного системообразующего фактора, имеющего непосредственное отношение к такой системе «общего уровня», наделяет системно-мультидисциплинарный подход парадоксами системных исследований. Один из парадоксов системных исследований демонстрирует следующее утверждение: для того чтобы корректно выделить самоорганизующуюся систему, мы должны знать условия и причины самоорганизации; для того же, чтобы понять эти условия и причины, мы должны выделить самоорганизующуюся систему как необходимый момент их теоретического изучения . Возможно, при построении исследования и управлении техническими системами, сложными системами «человек — машина» можно пренебречь неопределенностью, которую привносят парадоксы системных исследований. В этом случае системные исследования и их результаты могут быть правдивыми. Однако когда речь идет об исследовании функциональных ансамблей, роль которых играют геологические, социальные, экологические и экономические системы — составляющие глобальной планетарной системы, то их системные исследования должны максимально исключать любые неопределенности. В этом случае системные исследования и их результаты должны быть истинными.

Системно-трансдисцишшнарный подход — это способ корректного выделения и моделирования сложного объекта или сложной многофакторной проблемы в образе единой трансдисциплинарной системы, позволяющий применить к их исследованию и решению универсальную системно- трансдисциплинарную методологию.

Постулируя наличие у каждого объекта четырех элементов формы: существования, проявления, преобразования потенции, а также всеобщего порядка, обусловливающего их единство, — в рамках системно-трансдис- циплинарного подхода появляется возможность не только постулировать существование тотального изоморфизма, присущего всем объектам единого мира, но и обосновать его суть. Иными словами, каждый объект, процесс и их функциональные ансамбли на любом уровне действительности идентифицируются (распознаются) посредством наличия у них определенного пространства, собственного времени, количественных и качественных признаков информации, а также тождественного внутреннего устройства, которое можно представить, понять и изучить посредством системно- трансдисциилинарных моделей пространственной, временной и информационной единиц порядка. Это обстоятельство свидетельствует о принадлежности системно-трансдисцинлинарного подхода к подходам-методам, реализованным в рамках методологии системного синтеза, открывая тем самым новые возможности познания объектов органической и неорганической природы, познания всеобщих законов развития природы и общества, в решении сложных многофакторных проблем. Можно предположить, что в таком качестве системно-трансдисциплинарный подход (трансдисципли- нарность-4) способен стать основой общей теории систем как академической научной дисциплины и тем самым предоставить возможность свести знания человечества во всеобъемлющую, согласованную науку, основанную на едином комплексе понятий и метаязыке .

Таким образом, перспективы «сильной» трансдисциплинарности в роли системно-трансдисцинлинарного подхода связаны с ее дальнейшим развитием в составе многообразия системных подходов и системного мышления, с решением сложных многофакторных проблем природы и общества.

Резюмируем сказанное.

Научное познание мира — это целенаправленный, упорядоченный процесс, который характеризуется чередующимися этапами дифференциации и интеграции знаний. В этот процесс вовлечены люди, обладающие научным мировоззрением. Каждый цикл дифференциации и интеграции научного познания осуществляется посредством определенных научных подходов, различающихся идентификационными признаками, практическими возможностями и уровнем моральной ответственности ученых и специалистов за результаты научных исследований и практической деятельности. Последовательность таких циклов не только развивает науку, но и продвигает ее к определенным результатам, к достижению целей научного познания мира. Это обстоятельство позволяет утверждать, что на фоне «бесконечного» процесса познания мира человечеством научное познание мира научным сообществом «конечно». Иными словами, научное познание, усиленное новыми подходами-методами, в ходе упорядоченного циклического процесса неизбежно получит истинное (такое, которое должно быть) знание, полно характеризующее объект и предметы научного исследования. Это приведет к смене «вертикального» вектора развития науки (постановки и достижения фундаментальных научных целей) на «горизонтальный» вектор развития (постановку и достижение целей общественного блага и сохранение окружающей среды). В этом случае можно предположить, что пройдя определенное число циклов, научное познание, в его высшей — системно-трансдисциплинарной форме, обеспечивающей единство всех форм знаний, заложит неизменную содержательную основу общей системной научной парадигмы.

К основным элементам общей системной научной парадигмы будут отнесены:

  • — истинное решение общих философских проблем, касающихся онтологических и гносеологических аспектов исследования сложных многофакторных систем (объектов и проблем);
  • — концептуальный образ единого мира как глобальной системы (единого функционального ансамбля объектов, их связей и взаимодействий);
  • — порядок, обусловливающий единство мира, играющего роль универсального системообразующего фактора глобальной системы;
  • — системно-трансдисциплинарные модели единиц такого порядка, объясняющие структуру контекста, задающего и контролирующего, поддерживающего и развивающего процесс целенаправленного преобразования планетарной материи всеми участниками вертикального планетарного функционального ансамбля как глобальной системы;
  • — логика и методология системных исследований глобальной системы;
  • — истинные нормативные содержательные и временные параметры преобразования планетарной материи всеми участниками функциональных ансамблей на всех уровнях действительности;
  • — истинное нормативное содержание общечеловеческого мировоззрения, которое с определенного этапа развития общества обусловит истинные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации как участников единого планетарного функционального ансамбля;
  • — истинные нормативные параметры всего комплекса социальных, экономических и экологических вопросов развития современного общества, которые взаимно усиливают друг друга и не могут решаться поодиночке.

Признание таких результатов научного познания позволит своевременно, с помощью прежде всего системных подходов и в рамках специальных общественных институтов целенаправленно реформировать структуры высшего образования для формирования истинного научного мировоззрения; сформировать «дорожную карту» устойчивого развития природы и общества, обосновать содержание, последовательность и продолжительность ее этапов, а также предложить линейку прорывных технологий, поддерживающих такое развитие. Это обстоятельство станет условием перехода общества к научно обоснованному управлению глобальным социально-экономическим процессом, адаптированным к индивидуальным местным контекстам и потребностям развития, а также к приоритетам в разных странах.

Междисциплинарный подход

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *