Методические рекомендации по трудоустройству инвалидов

Количество специальных рабочих мест, так же как и размер квоты для приема на работу инвалидов, рассчитываются работодателями самостоятельно.
5. Кто освобождается от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов?
От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
6. Освобождается ли организация с вредными и опасными условиями труда от выполнения квоты для приема на работу инвалидов?
При исчислении работодателями размера квоты для приема на работу инвалидов, установленного Законом Иркутской области от 9 мая 2009 года № 27-оз «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области», в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Работодатели, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек, не освобождаются от обязанности по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, но вправе предоставить в Центр занятости населения подтверждающие документы о результатах проведения аттестации по условиям труда или специальной оценки условий труда для перерасчета количества квотируемых рабочих мест.
7. Особенности производственной деятельности не позволяют принимать на работу граждан, имеющих инвалидность. Существуют ли альтернативы квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов? Возможно ли, учитывая специфику организации, освободить работодателя от выполнения квоты?
Обязанность по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов возлагается на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории Иркутской области и имеющих численность работников более 35 человек, без исключения.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
В свою очередь Закон Иркутской области от 29 мая 2009 года № 27-оз «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов Иркутской области» (далее – Закон № 27-оз), предусматривает, что работодатели, в случае отсутствия у них возможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов, имеют право арендовать квотируемые рабочие места у другого работодателя, либо создавать и (или) выделять рабочие места иными способами в соответствии с законодательством.
Под иными способами квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, рассматривается, в том числе возможность заключения работодателем соглашения об организации квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов у другого работодателя.
В рамках соглашения работодатель (направляющая сторона), в целях выполнения установленной ему квоты для приема на работу инвалидов, за счет собственных средств создает или выделяет рабочие места для трудоустройства инвалидов у другого работодателя (принимающей стороны).
Соглашением закрепляются обязанности работодателя — направляющей стороны по финансированию организации квотируемого рабочего места для трудоустройства инвалида (приобретение, адаптация оборудования, компенсация расходов на заработную плату трудоустроенного инвалида и т.п.), работодателя — принимающей стороны — по трудоустройству инвалида и соблюдению в отношении него всех норм трудового законодательства. Организация такого трудоустройства считается выполнением квоты для приема на работу инвалидов.
В случае, если арендодателю, предоставившему в аренду рабочее место арендатору в счет установленной квоты, или работодателю — принимающей стороне установлена квота для приема на работу инвалидов, то они не освобождаются от обязанности выполнения квоты, установленной для них в соответствии с Законом № 27-оз.
Инвалиды считаются трудоустроенными на квотируемые рабочие места, если с ними заключены трудовые договоры в соответствии с трудовым законодательством.
8. Каким образом выполнить квоту для приема на работу инвалидов, если у работодателя нет свободных вакансий?
Отсутствие у работодателя свободных рабочих мест (должностей) не освобождает работодателя от исполнения обязанности по квотированию рабочих мест для инвалида, если такая обязанность предусмотрена законодательством.
Действующим законодательством предусмотрена возможность создания или выделения рабочих мест за пределами местонахождения работодателя, в том числе с использованием альтернативных способов исполнения квоты (абзац второй части 5 статьи 2 Закона № 27-оз).
9. Организация формально отчитывается по квоте, подает сведения о вакантных местах, но в приеме на работу инвалидам отказывает. Какая ответственность за это предусмотрена?
В соответствии с частью 1 статьи 5.42 Кодекса об административных правонарушениях отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей.
10. Предусмотрено ли в случае не заполнения работодателем рабочего места, выделенного в соответствии с квотой для приема на работу инвалидов, внесение платы за каждого нетрудоустроенного инвалида?
Закон Иркутской области от 29 мая 2009 года № 27-оз «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» внесение платы за не трудоустройство инвалида в счет квоты не предусматривает.
11. Юридическое лицо со всеми структурными подразделениями осуществляет деятельность в разных районах и городах Иркутской области. В какой Центр занятости работодатель должен направлять ежемесячную отчетность об исполнении квоты для трудоустройства инвалидов и сведения о вакансиях для инвалидов?
В соответствии с абзацем четвертым статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации под работодателем понимается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Таким образом, филиал, представительство или иное структурное подразделение организации (далее – структурные подразделения), наделенные в установленном порядке функциями работодателя (право на заключение трудовых договоров на основании доверенности или положения о филиале, представительстве, структурном подразделении), и имеющие численность работников свыше 35 человек, обязаны самостоятельно квотировать рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты и ежемесячно предоставлять информацию о квотировании в органы службы занятости населения, в порядке и сроки, установленные региональным законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется их деятельность.
На территории Иркутской области действует Порядок предоставления органам службы занятости Иркутской области информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, утвержденный постановлением Правительства Иркутской области от 10 сентября 2014 года № 435-пп (далее — Порядок) , в соответствии с пунктом 3 которого работодатели обязаны ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять по месту осуществления своей деятельности в Центры занятости населения информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (в том числе, в случае фактического отсутствия свободных рабочих мест и вакантных должностей).
В соответствии с пунктом 4 Порядка работодатели, численность работников которых превышает 35 человек, за исключением работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или по результатам специальной оценки условий труда, дополнительно предоставляют в сроки и в порядке, установленные пунктом 3 настоящего Порядка, информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов по форме.
Таким образом, информация, указанная в пунктах 3, 4 Порядка направляется работодателем в Центр занятости населения по месту фактического осуществления деятельности организации.
Например, если организация зарегистрирована в городе Иркутске, а осуществляет свою деятельность, в том числе, в городах Бодайбо и Братск (где находятся ее структурные подразделения), то соответствующую информацию согласно Порядку необходимо представить, в том числе в Центры занятости населения городов Бодайбо и Братска.
12. У работодателя трудоустроен работник-инвалид. По запросу он представил ИПРА инвалида. Исходя из ее содержания выяснилось, что работник-инвалид не может работать по той профессии, по которой сейчас трудится. Однако сотрудник справляется со своими обязанностями и хотел бы продолжать работать на том же рабочем месте. Возможно ли это при условии, что работник напишет на имя работодателя заявление, что не возражает от продолжения работы на своем месте работы, несмотря на то, что данная работа ему противопоказана, и возьмет всю ответственность за возможное ухудшение здоровья на себя?
Нет, такое заявление не избавит работодателя от возможной ответственности в случае ухудшения здоровья работника, вызванного условиями труда.
13. Где работодателю можно получить консультацию о том, какие условия необходимо создать инвалиду на рабочем месте?
Работодатель вправе самостоятельно определить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с требованиями трудового законодательства, а также с учетом методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 года № 515.
Приложение № 1 «Перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функции и ограничений их жизнедеятельности» методических рекомендаций позволит определить для инвалида:
возможный характер рабочей нагрузки,
возможные характеристики трудового процесса,
возможную форму организации трудовой деятельности,
возможный предмет труда,
возможный признак основных орудий,
возможную сферу производства.
Приложение № 2 «Перечень рекомендуемых инвалидам профессий и должностей с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» поможет определить, по каким профессиям может работать инвалид с тем или иным нарушением здоровья, а по каким нет. Если в ячейке на месте пересечения графы «Наименование профессии и должности» и графы «Нарушение функций» стоит «+», то эта профессия для инвалида рекомендована, если ячейка пустая, то такая работа не рекомендуется. Безусловно, в таблице перечислены не все существующие профессии (всего 448 наименований), но искать можно по похожему по содержанию трудовой функции наименованию профессии.
Для получения консультации по оборудованию рабочего места для инвалида при трудоустройстве можно обратиться в федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (664075, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 206, 3 этаж, тел/факс: 8 (395-2) 488-621, e-mail: gb_mseirk@mail.ru, сайт: www.38.gbmse.ru), указав основные сведения о гражданине, в отношении которого необходимо уточнить информацию о допустимых видах труда и необходимых условиях труда.
Также проконсультироваться можно у специалистов территориального Центра занятости населения. Информация о месте расположения, часах работы, телефонах Центров занятости населения размещена на официальном интернет-портале министерства труда и занятости Иркутской области: irkzan.ru.
14. Когда обязанность работодателя по созданию квотируемых рабочих мест для инвалидов считается исполненной?
Выполнением работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов считается создание или выделение указанных рабочих мест в количестве, соответствующем размеру установленной квоты.
В это количество входят как уже замещенные инвалидами рабочие места, так и вакантные рабочие места, заявленные в установленном порядке в Центр занятости населения.
Выполнением установленной квоты для приема на работу инвалидов считается трудоустройство инвалидов на все рабочие места, созданные или выделенные в рамках квоты.
15. Будет ли считаться исполнением квоты самостоятельное трудоустройство работодателем инвалида на вакансию, которая была заявлена в Центр занятости населения?
Самостоятельное трудоустройство работодателем инвалидов в счет установленной квоты может считаться исполнением квоты.
16. Что понимается под дискриминацией по признаку инвалидности при приеме на работу инвалида?
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» запрещается (не допускается) дискриминация по признаку инвалидности (понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области).
Ограничение в трудовых правах и свободах или установление каких-либо прямых или косвенных преимуществ, в том числе при заключении трудового договора, в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (статьи 3 и 64 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), а также установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками (статья 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») также могут рассматриваться как дискриминация инвалидов. Нарушение данных норм в соответствии со статьей 5.62 Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП) влечет наложение административного штрафа на граждан – от 1 000 до 3 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
Также запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора (статья 64 ТК РФ). В соответствии с частью 1 статьи 5.42 КоАП отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей.
Пунктом 6 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлен запрет для работодателей на распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера).
Лица, распространяющие информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, привлекаются к административной ответственности, установленной статьей 13.11.1 КоАП РФ.
Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, влечет наложение административного штрафа на граждан — от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 3000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 10000 до 15000 рублей.
В соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов работодатель обязан создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов также может рассматриваться как одна из форм дискриминации инвалидов. В соответствии с частью 1 статьи 5.42 КоАП это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей.
В приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 ноября 2017 года № 777 «ОБ утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости» также содержатся необходимые рекомендации и разъяснения по данному вопросу. Так, необходимо учитывать, что:
а) прямая дискриминация в отношении инвалидов при решении вопросов занятости выражается в не связанном с деловыми качествами инвалида отказе в приеме на работу и продвижении по службе, в профессиональной ориентации и обучении (переподготовке), трудоустройстве преимущественно на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места;
б) косвенная дискриминация представляет собой требования, которые формально являются едиными для всех, но фактически ставят в неравное положение инвалидов.
Косвенная дискриминация имеет место, когда положения локальных нормативных актов (нормативных предписаний) работодателя и практика их применения создают условия, препятствующие или ограничивающие выполнение работы инвалидом по сравнению с другими работниками.
Основными формами возможного проявления дискриминации являются:
а) отсутствие доступа к информации о вакансиях, о конкурсном избрании, в том числе для инвалидов по зрению и слуху (непредоставление в установленном порядке информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, несоблюдение порядка обеспечения условий доступности официальных сайтов федеральных органов государственной власти, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и порядка предоставления услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу);
б) непроведение с учетом рекомендуемых в ИПРА показанных (противопоказанных) видов трудовой деятельности мероприятий по сопровождаемому содействию занятости нуждающемуся в нем инвалида;
в) отказ в создании условий для осуществления сопровождаемого содействия занятости инвалида путем приспособления с учетом его потребностей маршрута передвижения по территории организации, обеспечения доступности для него необходимых служебных помещений и информации (в том числе, несоблюдение гигиенических требований к условиям труда инвалида);
г) отказ в разумном приспособлении (в том числе, невыполнение работодателем комплекса мероприятий по дооборудованию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями рабочего места для инвалида таким образом, чтобы не имелось ограничений или препятствий при выполнении им работы по сравнению с другими работниками);
д) неоказание помощи в организации труда при дистанционной работе и работе на дому;
е) отказ в закреплении при необходимости наставника;
ж) несоблюдение требований трудового законодательства в отношении условий труда инвалидов;
з) непредоставление инвалидам услуг, связанных с выбором профессии, специальности или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости;
и) отказ инвалидам в переводе на другую имеющуюся в организации работу в соответствии с рекомендациями о показанных (противопоказанных) видах трудовой деятельности, содержащимися в ИПРА;
к) отказ в приеме на работу на основании наличия у претендента инвалидности;
л) наличие при приеме на работу избыточных требований, не связанных с трудовой деятельностью инвалида и направленных на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу;
м) увольнение работников по признаку инвалидности.
17. Реализуются ли в Иркутской области государственные программы поддержки работодателей по созданию (оснащению) рабочих мест для инвалидов?
Работодатель может организовать рабочие места для трудоустройства инвалидов за счет собственных средств, а также принять участие в реализуемых в Иркутской области целевых программах, направленных на расширение возможностей трудоустройства граждан с инвалидностью, адаптацию граждан с ограниченными возможностями к особенностям современного рынка труда, а также сокращение издержек работодателей, связанных с созданием и оборудованием рабочего места для данной категории работников.
Приказом министерства труда и занятости Иркутской области утверждена ведомственная целевая программа «Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места в Иркутской области» на 2019-2024 годы (далее — Программа).
В рамках мероприятий Программы работодателям предоставляются субсидии на возмещение затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения (оборудования) рабочего места для трудоустройства незанятых инвалидов.
Размер субсидии составляет от 65 до 100 тысяч рублей в зависимости от группы инвалидности трудоустраиваемого гражданина: I группа – 100 тысяч рублей, II группа – 72 тысячи рублей, III группа – 65 тысяч рублей.
Работодатель обязан заключить трудовой договор с работником-инвалидом на неопределенный срок, сохранять созданное рабочее место на срок не менее двух лет.

Об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 9 ноября 2017 года N 777

Об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости

В соответствии с пунктом 13 приложения N 4 к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы»,
приказываю:
Утвердить прилагаемые методические рекомендации по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости.

Министр
М.А.Топилин

Методические рекомендации по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 9 ноября 2017 года N 777

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи государственным учреждениям службы занятости населения, работодателям, профессиональным сообществам, образовательным организациям профессионального образования и другим организациям по исключению случаев проявления дискриминации при решении вопросов занятости инвалидов, для организации работы по выявлению возможных признаков прямой и косвенной дискриминации в сфере труда и занятости инвалидов с учетом основных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы защиты инвалидов от дискриминации.

2. При решении вопросов занятости инвалидов необходимо учитывать следующее:

а) прямая дискриминация в отношении инвалидов при решении вопросов занятости выражается в не связанном с деловыми качествами инвалида отказе в приеме на работу и продвижении по службе, в профессиональной ориентации и обучении (переподготовке), трудоустройстве преимущественно на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места;

б) косвенная дискриминация представляет собой требования, которые формально являются едиными для всех, но фактически ставят в неравное положение инвалидов.
Косвенная дискриминация имеет место, когда положения локальных нормативных актов (нормативных предписаний) работодателя и практика их применения создают условия, препятствующие или ограничивающие выполнение работы инвалидом по сравнению с другими работниками.

3. Основными формами возможного проявления дискриминации являются:

а) отсутствие доступа к информации о вакансиях, о конкурсном избрании, в том числе для инвалидов по зрению и слуху (непредоставление в установленном порядке информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, несоблюдение порядка обеспечения условий доступности официальных сайтов федеральных органов государственной власти, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и порядка предоставления услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу);

б) непроведение с учетом рекомендуемых в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (далее — ИПРА) показанных (противопоказанных) видов трудовой деятельности мероприятий по сопровождаемому содействию занятости нуждающемуся в нем инвалида;

в) отказ в создании условий для осуществления сопровождаемого содействия занятости инвалида путем приспособления с учетом его потребностей маршрута передвижения по территории организации, обеспечения доступности для него необходимых служебных помещений и информации (в том числе, несоблюдение гигиенических требований к условиям труда инвалида);

г) отказ в разумном приспособлении (в том числе, невыполнение работодателем комплекса мероприятий по дооборудованию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями рабочего места для инвалида таким образом, чтобы не имелось ограничений или препятствий при выполнении им работы по сравнению с другими работниками);

д) неоказание помощи в организации труда при дистанционной работе и работе на дому;

е) отказ в закреплении при необходимости наставника;

ж) несоблюдение требований трудового законодательства в отношении условий труда инвалидов;

з) непредоставление инвалидам услуг, связанных с выбором профессии, специальности или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости;

и) отказ инвалидам в переводе на другую имеющуюся в организации работу в соответствии с рекомендациями о показанных (противопоказанных) видах трудовой деятельности, содержащимися в ИПРА;

к) отказ в приеме на работу на основании наличия инвалидности;

л) наличие при приеме на работу избыточных требований, не связанных с трудовой деятельностью инвалида и направленных на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу;

м) увольнение работников по признаку инвалидности.

4. В целях обеспечения реализации прав инвалидов на труд путем разумного приспособления решаются задачи по преодолению возможных барьеров, обеспечению свободы передвижения инвалида и эффективности его трудовой деятельности.
Обеспечение инвалиду разумного приспособления означает, что работодатель, любое лицо или организация принимают меры, создающие условия для инвалидов в степени, необходимой и достаточной для решения вопроса занятости в конкретной ситуации.

5. Примерами действий работодателя, которые могут выступать в качестве разумных приспособлений, являются:

а) приспособление помещения, обстановки и оборудования под нужды инвалида;

б) предоставление информации в доступной для инвалида форме;

в) изменение режима работы или обучения;

г) предоставление инвалиду другого рабочего места или места обучения, или перевод на работу на дому;

д) перевод инвалида на другую работу в соответствии с рекомендациями ИПРА;

е) освобождение инвалида от работы или обучения для прохождения курса реабилитации в период временной нетрудоспособности и лечения;

ж) корректировка проведения обучения или переподготовки, или предоставление наставника;

з) приобретение или модификация оборудования в соответствии с потребностями инвалидов с различными нарушениями функций организма;

и) изменение процедуры тестирования при приеме на работу инвалида с учетом нарушенных функций организма и ограничений его жизнедеятельности;

к) предоставление помощи сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;

л) предоставление помощи наставника или другой поддержки.

6. Основными задачами, решение которых позволяет исключить проявление дискриминации при осуществлении трудоустройства (занятости) инвалидов, являются:

а) информирование инвалидов о вакансиях;

б) проведение конкурса на замещение вакантных должностей;

в) профессиональная ориентация;

г) профессиональная подготовка;

д) сопровождение и наставничество в целях формирования трудовых навыков;

е) оснащение (оборудование) рабочих мест;

ж) своевременное получение инвалидами полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), участвовать в трудовом и учебном процессе;

з) обеспечение доступности мест целевого посещения и обеспечения беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений;

и) обеспечение безопасности путей движения (в том числе эвакуационных);

к) устранение или преобразование элементов производственной среды, которые могут являться барьерами на пути передвижения инвалидов к рабочим местам;

л) оборудование бытовых и санитарно-гигиенических помещений, столовой, буфета или комнаты приема пищи в соответствии с потребностями инвалидов с различными нарушениями функций организма.

II. Организация деятельности по недопущению проявления признаков дискриминации при решении вопросов занятости инвалидов

7. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в области содействия занятости населения (далее — орган службы занятости), в случае отсутствия у инвалида ИПРА или наличия в ИПРА некорректных рекомендаций, требующих уточнения соответствия предлагаемой инвалиду, в том числе по результатам проведения профессиональной ориентации, вакансии для трудоустройства рекомендациям о доступных видах труда, с письменного согласия инвалида, в соответствии с Порядком обмена сведениями между органами службы занятости и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 872н, направляет запрос в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы, содержащий описание фактов, препятствующих подбору вакансии для инвалида (ребенка-инвалида) с учетом нарушенных функций организма для формирования соответствующих рекомендаций (доступные виды труда; трудовые действия (функции), выполнение которых затруднено; рекомендуемые условия труда; рекомендации по оснащению (оборудованию) специального рабочего места для трудоустройства инвалида с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности и производственной адаптации).

8. В случае, если инвалид считает, что его право на труд нарушается работодателем, он (его законный представитель) может обратиться с заявлением в письменном виде или в форме электронного документа в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации либо через официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости по адресу — www.онлайнинспекция.рф провести самопроверку соблюдения требований трудового законодательства в своей организации, а также оставить электронное обращение о нарушении его норм.

9. В целях предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяется порядок проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда (статья 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

10. Органом службы занятости осуществляется государственная функция надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты и их закреплением (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 181н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов»).

11. Установление фактов дискриминации со стороны работодателя в отношении гражданина в связи с установлением ему инвалидности осуществляется судами по заявлению граждан, считающих, что они подверглись дискриминации в сфере труда (часть четвертая статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации).
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт Минтруда России

по состоянию на 20.11.2017

Методические рекомендации по трудоустройству инвалидов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *