Метод предельных затрат

5.3.2. Метод предельных издержек

Метод предельных издержек предполагает учет в цене продукции только тех затрат, которые возникают при выпуске каждой дополнительной единицы продукции сверх уже освоенного производства (гл. 3. п. 3.1). Эти издержки в экономической литературе называют по-разному: маржинальные, предельные, сокращенные, прямые, а в практической деятельности таковыми принято считать переменные расходы. В этом случае цену рассчитывают по формуле (5.8):

где Ипер– сумма предельных (переменных) издержек на единицу, руб.

Как уже отмечалось, применение этого метода основано на принципе маржинальной прибыли, за счет которой возмещаются постоянные затраты.

Если предприятие формирует цену методом предельных издержек и планирует получить заданную норму прибыли на вложенный капитал, то рентабельность продукции рассчитывают по формуле (5.9):

где Ипост– сумма постоянных издержек предприятия в целом, руб.

Метод предельных издержек является более сложным, чем метод полных издержек, так как ориентирован на многофакторный подход к ценообразованию. В случае его использования предприятие должно оценивать потенциальный объем продаж по каждой предполагаемой цене. Применяют его в различных ситуациях:

если у предприятия имеются свободные производственные мощности и постоянные затраты уже покрываются текущим объемом производства. В данном случае с целью расширения объема продаж предприятие может пойти на формирование цены с учетом только переменных издержек;

если предприятию необходимо завоевать долю рынка и оно намеревается использовать ценовую стратегию проникновения на рынок, то есть цена на его изделие устанавливается ниже цены аналогичного товара на рынке. В этом случае необходимо учесть, что длительное время использовать этот метод невозможно, так как в конечном счете необходимо возмещать все затраты и получать прибыль. У предприятия должны быть финансовые ресурсы, чтобы продержаться на данном уровне цены на свою продукцию, или такой метод используется только при определении цены на несколько видов выпускаемых товаров.

Наиболее эффективно его использование при принятии управленческих решений:

о цене на изделия при имеющихся свободных производственных мощностях;

о принятии заказа от государства или другого предприятия при гарантированном сбыте;

производить или закупать комплектующие изделия;

о целесообразности выпуска той или иной продукции при ограниченных производственных возможностях.

Пример 1. Предприятие предполагает увеличить объем производства продукции, так как имеет свободные производственные мощности.

Определите:

а) минимальную цену на дополнительно выпускаемую продукцию;

б) цену изделия в дополнительном выпуске при сохранении уровня рентабельности;

в) уровень рентабельности дополнительного выпуска при фактической цене;

г) как отразится на выручке от продажи и прибыли предприятия расширение объемов производства.

В настоящее время предприятие выпускает 1000 изделий, планирует увеличить выпуск на 30 %, данные о затратах и цене представлены в табл. 5.7.

Таблица 5.7

Калькуляция цены выпускаемого изделия

Решение

Переменные затраты на единицу изделия составляют:

44 + 35 + 13,5 + 30 + 24,5 = 147 (руб.).

Постоянные расходы в сумме 23 тыс. руб. во внимание не принимаем, так как они уже возмещаются действующим объемом производства.

Маржинальная прибыль на единицу изделия равна:

200-147 = 53 (руб.).

Она идет на покрытие постоянных расходов 23 руб. и образование прибыли 30 руб. Рентабельность продукции составляет:

30 : 170 ? 100 = 17,6 (%).

Следовательно, минимальной ценой при увеличении объемов производства может быть цена 147 руб. При сохранении действующего уровня рентабельности (17,5 %) цена единицы изделия может быть равна:

147 + 147 ? 17,6: 100 = 147 + 25,87 = 172,87 (руб.).

При этой цене предприятие не понесет убытков при наращивании объемов производства, а если оно установит цену на уровне 200 руб. (т. е. ту, по которой реализует уже выпускаемую продукцию), то с каждой единицы изделия будет иметь прибыль (200–147) 53 руб., а рентабельность вновь выпускаемой продукции составит:

53 : 147 ? 100 = 36,05 (%).

Выручка предприятия от продажи основного выпуска продукции составляет:

200 ? 100 = 200 000 (руб.).

Прибыль от продажи равна:

2 000 000 – (170 ? 1000) = 30 000 (руб.).

Выручка от дополнительного выпуска при реализации по цене 172,87 руб. составит:

172,87 (1000 ? 30: 100) = 51 861 (руб.).

Прибыль от продажи:

51 861 – (300 ? 147) = 7761 (руб.).

Следовательно, при освоении производства предприятие получит дополнительную выручку в размере 51 861 руб., а прибыль увеличится на 7761 руб. и составит 37 761 руб.

Если предприятие будет реализовывать изделия по фактически сложившейся цене, то прирост выручки составит:

200 ? 300 = 60 000 (руб.).

Прибыль предприятия увеличится на:

(200–147) ? 300=15 900 (руб.).

Таким образом, предприятие оценивает свои возможности и результаты при различных уровнях цены. Естественно, эти результаты будут достигнуты только при наличии спроса на эту продукцию.

Пример 2. Предприятие производит 1500 изделий в месяц, реализуя их по цене 450 руб. за единицу. Данные о себестоимости представлены в табл. 5.8. Мощности позволяют выпускать 2000 изделий. Предприятие получило предложение от фирмы на выпуск 500 изделий по цене 380 руб. на условиях долгосрочного контракта. Имеет ли смысл принимать заказ и как это отразится на выручке и прибыли предприятия?

Таблица 5.8

Себестоимость производства единицы изделия

Решение

Постоянные издержки возмещаются при выпуске 1500 изделий, их во внимание не принимаем. Расходы, связанные со сбытом продукции, не учитываем, так как это заказ и сбыт гарантирован. Следовательно, сравнивать надо затраты в размере:

(150,2 + 40 + 15,4 + 50) = 255,60 (руб.) и цену заказа 380 руб.

Рентабельность производства выпускаемой продукции равна:

(450–395, б):395,6 ? 100 = 13,75 (%).

Рентабельность производства продукции в заказе составляет:

(380–255,6):255,6 ? 100 = 48,7 (%).

При кажущейся невыгодности приема заказа (цена на 70 руб. ниже) фактически предприятие получит дополнительную прибыль на сумму:

(124,4 ? 500) = 62 200 (руб.).

Общий объем продаж составит:

450 ? 1500+380 ? 500=675 000+190 000=865 500 (руб.).

Затраты будут равны:

395,60 ? 1500+255,60 ? 500=593 400+127 800=721 200 (руб.).

Рентабельность производства в целом повысится и составит:

(865 500–721 200): 721 200 ? 100 = 144 300: 721 200 ? 100 = = 20 (%).

Если у предприятия нет свободных мощностей, то оно может принять заказ при условии сокращения основного выпуска. В этом случае ему необходимо просчитать, во что обойдется выполнение заказа и как это отразится на результатах работы, а постоянные расходы распределяются на себестоимость всего выпуска. Если в нашем примере мощности предприятия ограничены и составляют 1500 изделий, то расчеты показывают (табл. 5.9):

Таблица 5.9

Расчет экономических показателей

Рентабельность производства в целом составит:

116,6: 523,4 ? 100 = 22,27 (%), т. е. повысится. Следовательно, предприятию целесообразно принять заказ на таких условиях.

Пример 3. Предприятию необходимо принять решение, выпускать товар А или Б, так как у него ограничены возможности 3000 машиночасов в неделю. Данные о производстве представлены в табл. 5.10. Определите, какое изделие выгоднее производить, составив сравнительную калькуляцию (табл. 5.11) и рассчитав экономические показатели (табл. 5.12).

Таблица 5.10

Решение

При принятии решения нет смысла учитывать постоянные расходы, поскольку они будут одинаковыми при выпуске изделия А или Б. Решение принимается на основе сравнительной калькуляции переменных затрат.

Таблица 5.11

Сравнительная калькуляция

Выгоднее производить изделие Б, так как маржинальная прибыль на единицу выше. Проверим принятое решение путем расчета прибыли предприятия (табл. 5.12):

Таблица 5.12

Расчет экономических показателей

Пример 4. Рассчитайте цену изделия методом предельных издержек, если переменные затраты на производство 1000 изделий составляют 148,0 тыс. руб., постоянные расходы предприятия равны 30,5 тыс. руб., норма прибыли на вложенный капитал для предприятий данной отрасли – 15 %. По данным баланса, средняя сумма активов предприятия 395 тыс. руб.

Решение

Определим рентабельность продукции для обеспечения нормы прибыли на вложенный капитал в размере 15 %:

Найдем цену методом предельных издержек:

Ц = 148 + (148 ? 60, б4): 100=148 + 89,75 = 237,75 (руб.).

Следовательно, цена 237,75 руб. обеспечит предприятию норму прибыли на вложенный капитал в размере 15 % при формировании цены методом предельных издержек. Проверим правильность расчетов.

Норма прибыли на вложенный капитал 15 % должна обеспечить предприятию прибыль от продажи в размере:

Ценовая политика является одной из составляющих комплекса маркетинга ООО «ТВОЙ ДОМ» и направлена на достижение стратегических целей. При обосновании отпускной и рыночной цены предприятию ООО «ТВОЙ ДОМ» следует учитывать свою маркетинговую стратегию. На основе анализа проведенного во второй главе можно наметить следующие пути совершения ценовой политики.

При формировании свободных цен ООО «ТВОЙ ДОМ» необходимо учитывать следующие факторы:

конъюнктуру потребительского рынка (соотношение спроса и предложения);

укрепление положения предприятия на рынке;

цены и качество товаров-конкурентов;

уровень обслуживания покупателей и многие другие.

Разработка ценовой политики предприятия должна быть связана с обоснованием величины дифференцированных размеров торговых (оптовых) надбавок на реализуемые товары и определением мер по их оперативной корректировке в зависимости от конъюнктуры потребительского рынка, условий хозяйствования и других факторов. Все это позволяет, в конечном счете, установить свободную розничную (оптовую) цену товара (услуги).

К числу основных принципов, на которых должна строится ценовая политика предприятия, относятся:

увязка ценовой политики с общими целями предприятия и обеспечением непрерывного увеличения объёма продаж;

постоянный учет конъюнктуры рынка и особенностей сегментов, в которых работает предприятие;

формирование оптовых надбавок с учетом уровня торгового обслуживания покупателей;

дифференцированный подход к установлению размеров оптовых надбавок в зависимости от особенностей размещения торговых точек в населенных пунктах, ценового уровня реализуемых товаров.

Для того, что бы постоянно ориентироваться на проведение активной ценовой политики ООО «ТВОЙ ДОМ» необходимо:

постоянно устанавливать размеры надбавок и рыночных цен, которые могут обеспечить реализацию товаров;

оценивать, каким должен быть объем продаж при этих ценах;

устанавливать объемы производства продукции в соответствии с ожидаемыми объемами продаж;

рассчитывать средние издержки производства и обращения, которые соответствуют этим объемам производства и реализации товаров;

изучать ожидаемые показатели рентабельности как отношение прибыли в процентах к объёму продаж и активам предприятия, которые могут быть достигнуты при избранных торговых (оптовых) надбавках и достигнутых объемах производства.

Среди методов контроля за ценами предприятия и увеличения объёма реализации продукции можно предложить следующие мероприятия, способствующие увеличению сбыта и, как следствие, увеличению выручки и прибыли предприятия.

) Для повышения эффективности планирования и организации управления ООО «ТВОЙ ДОМ» необходимо разрабатывать ежегодный план маркетинга, где взаимосвязаны по срокам, содержанию, средствам все мероприятия проводимые в рамках службы маркетинга. Кроме того, можно разработать и оформить Справочник по продажам, как для внутреннего, так и для внешнего пользования, что будет способствовать созданию имиджа предприятия и повысит его авторитетность.

) Для изучения системы ценностей потребителей и уровня удовлетворения их запросов в ООО «ТВОЙ ДОМ» необходимо проводить непрерывное исследование рынка, постоянное выявление предпочтений потребителей, как с позиции устных опросов в местах продажи, по телефону, так и письменного анкетирования по почте.

) Повышая конкурентоспособность своей продукции ООО «ТВОЙ ДОМ» должно провести ряд мероприятий: улучшить качество, дизайн, расширить ассортимент сувенирной продукции, использовать брендинг. Качество можно улучшить, используя современное оборудование для производства строительных работ и продукции, а также более жесткого контроля за качеством поступающего сырья необходимого для производства продукции. Современный дизайн упаковок будет способствовать более глубокому проникновению продукции на рынки России. Этикетка, напечатанная на металлизированной основе, придаст упаковке яркость и блеск, а также привлечет внимание потребителей. Также ООО «ТВОЙ ДОМ» можно предложить разрабатывать мероприятия в отношении использования брэндинга, для закрепления устойчивого положительного имиджа предприятия в сознании покупателей.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи

Страховая компания РЕСО-Гарантия
Общие сведения о компании РЕСО-Гарантия — универсальная страховая компания, созданная в 1991 году. Компания имеет лицензию на 104 вида страховых услуг и перестраховочную деятельность. РЕСО-Гарантия предоставляет широкий спектр услуг по страхованию физических и юридических лиц. П …

Метод предельных затрат

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *