Менеджер по ВЭД

Что делает логист-международник на предприятии

Менеджер ВЭД отвечает за поставки импортного товара. Я выстраиваю цепочку поставки и контролирую ее выполнение. Для того, чтобы работать специалистом по ВЭД, надо хорошо владеть иностранным языком. Чтобы переводить документацию, звонить или писать сообщения иностранным контрагентам, надо знать английский или еще один-два языка. Немец всегда охотнее будет общаться с Вами на родном ему языке. Поэтому логисту со знанием английского и немецкого языков работу будет найти значительно проще — хоть в Москве, хоть в любом другом городе.

Многие компании желают вырастить специалиста под себя, поэтому очень часто ищут студента или выпускника университета без опыта работы.

Чтобы правильно организовать поставку партии товара, менеджер ВЭД должен знать наизусть терминологию Incoterms. Это правила, которые используются в международной торговле. Вам будет легче справиться с работой менеджера ВЭД, если Вы усидчивы, исполнительны, внимательны к деталям, имеете аналитический склад ума, способны определять приоритетность заданий и доводить решение задач до конца.

Какое нужно образование для работы менеджером ВЭД

Чтобы получить должность менеджера по логистике и ВЭД, Вам необходимо либо иметь профильное образование, либо смежное – экономика, международная экономика, логистика. Данные специальности представлены во многих высших учебных заведениях. Главный ВУЗ РФ по этому направлению — МАДИ. Также можно пройти курсы менеджера ВЭД и таможенного оформления. В России этому направлению обучает АсМАП, например.

Для меня эта работа – это «learning by doing», т. е. обучение в процессе. Обычно на собеседовании обращают внимание именно на желание претендента обучаться. Менеджер по закупкам ВЭД в каждой компании будет иметь дело со своей спецификой продукции, с разными поставщиками, условиями поставок и видами транспортировки товара.

Перспективы студентов

Молодой специалист может рассчитывать на довольно неплохую начальную заработную плату. Знание одного или более иностранных языков добавит ему баллов. Зарплата будет расти с повышением квалификации. Первичное обучение, как правило, состоит из объяснения специфики продукции и поставщиков, текущих требований к таможенной очистке товара и обучения работы в компьютерных программах, если такие используются в работе.

Внешнеэкономическая деятельность — что это такое и как это работает

На практике в один день может пересекаться множество таких цепочек. На одном заводе происходит размещение заказа на товар, за другой товар сегодня производится оплата, третий товар сейчас загружается, четвертый находится в пути к месту таможенной очистки, пятый оформляется в таможне, а шестой выгружается на складе.

В этой работе важно уметь просчитывать все на несколько ходов вперед. Если производится предоплата, нужно начинать искать и бронировать транспорт. Если размещается заказ, нужно выяснять у брокера разрешительные документы и передавать бухгалтеру информацию по планируемой сумме предоплаты. Если товар уже в пути, нужно передать сотруднику склада перечень товара, который ожидается и под который необходимо подготовить место и т. д.

В моей работе человеческий фактор играет очень важную роль. Спокойнее, если ты можешь довериться надежному человеку по ту сторону монитора. Но бывает по-разному. Особенно тревожно становится, когда постоянный представитель завода идет в отпуск.

Примеры из моей рабочей практики

Запомнился случай, когда пришлось долго вызванивать заменяющего сотрудника. Был конец рабочего дня и рабочей недели. Наш груз погрузили на транспортное средство. Копий документов, как обычно, не прислали. Тем не менее, водителя попросили покинуть завод. Но все благополучно разрешилось.

Хотя было и наоборот. После беспрерывных полутора лет работы с одним таможенным брокером в ее временное отсутствие я особенно готовилась к подаче документов на оформление товара ее коллеге. Написала несколько уточняющих сообщений. Далее еще предоставила декларации по предыдущим оформлениям. Как только закончила писать последнее сообщение, мне позвонил заменяющий брокер и сообщил, что груз благополучно растаможен еще полчаса назад. Наверное, многолетний опыт позволил ему очень быстро понять нашу цепочку поставки, специфику товара и закончить оформление намного раньше, чем я ожидала.

Плюсы и минусы работы

Самый большой плюс в этой работе для меня — это то, что она интересная. Скучать не приходится. Ты все время в работе. Всегда радует результат, который получаю от слаженной работы нескольких звеньев одной цепочки под моим руководством. Нравится общаться с иностранными партнерами. Всегда есть место юмору и позитиву.

В работе, конечно же, есть минусы. Будь готов всегда быть виноватым. Руководство или твои коллеги не будут разбираться, кто был слабым звеном в очередной поставке. Виновным в том, что мало от тебя зависит, будешь ты. Срывы сроков поставок, отсутствующий важный товар в поставке, товар не того цвета, неправильная маркировка товара и многое другое. Каждый такой нюанс заставляет тебя не терять бдительность, а контролировать процесс поставок еще лучше.

Карьерный рост

В крупных компаниях возможен карьерный рост. Начав с рядового специалиста, Вы можете рассчитывать на должность начальника отдела или заместителя директора по вопросам ВЭД.

В нашей компании трудится порядка 30-ти сотрудников, и я единственный менеджер ВЭД. Поэтому здесь я вижу для себя только возможность профессионального роста.

Пробуйте, и у Вас получится

Несмотря на возникающие трудности в работе менеджера ВЭД, считаю эту работу престижной и хорошо оплачиваемой. Если Вы хотите доказать себе и всем, что Вы чего-то стоите, если получаете удовольствие от результатов выполненной работы, пробуйте себя в этой профессии. Возможно, она станет Вашей любимой работой.

Немного юмора

У нас часто менеджера ВЭД называют логистом. Не могу ни вспомнить мой любимый анекдот, который очень точно описывает то, чем я занимаюсь.

Анекдот про короля, бизнесмена и логиста.

После смерти на небо попадает король, бизнесмен и логист. Каждому разрешили сделать по одному телефонному звонку. Король звонит домой узнать, как дела в королевстве и семье. За короткий звонок с него потребовали 10 000 долларов. Бизнесмен позвонил, чтобы узнать, как дела в компании, подписан ли важный контракт, как семья. Звонок тоже был недолгий. За него пришлось заплатить 100 000 долларов. Звонит логист. Сначала в порт – пришло ли судно. Потом водителю машины – есть ли топливо, когда погрузится, когда приедет с грузом и т. д. Говорил больше часа. С него за звонок взяли 10 долларов. Король и бизнесмен возмутились: «Почему так мало? Он ведь так долго разговаривал. С нас взяли намного больше, а звонки были короткие». На что им ответили, что у логиста звонок был из ада в ад. Тарифицируется как местный.

Менеджер по ВЭД

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *