Лицензия на медицинские осмотры

Правомерно ли оказание медицинских услуг по проведению обязательных периодических осмотров работников организации выездными бригадами медицинских работников вне места осуществления деятельности (не по адресу поликлиники), указанного в лицензии? Возможно ли указать в договоре пункт о проведении медосмотра на территории заказчика? Является ли это нарушением законодательства РФ?

8 мая 2018

Прежде всего отметим, что деятельность медицинской организации по проведению медицинских осмотров является деятельностью, требующей получения лицензии (п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ), п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ), п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291).
В свою очередь, из п. 8 ст. 3, ч. 3 ст. 8, п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 13, п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 7 ст. 18 Закона N 99-ФЗ следует, что лицензируемая деятельность должна осуществляться по месту нахождения объекта (помещения, здания, сооружения, иного объекта), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, отвечает другим установленным требованиям, и при условии, что адрес места нахождения такого объекта (адрес места осуществления лицензируемой деятельности) указан в лицензии.
Отметим, правда, что в некоторых случаях из законодательства прямо следует возможность осуществлять медицинскую деятельность не по месту нахождения соответствующего объекта, предназначенного для осуществления такой деятельности: например, в случае оказания медицинской помощи по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации (п. 1 ч. 3 ст. 32 Закона N 323-ФЗ); в амбулаторных условиях в случае вызова врача на дом (п. 2 ч. 3 ст. 32 Закона N 323-ФЗ); мобильными медицинскими бригадами при оказании первичной медико-санитарной помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий (пп. 1 п. 7 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2012 N 543н (далее — Положение N 543н)).
Однако ст. 46 Закона N 323-ФЗ, посвященная медицинским осмотрам и диспансеризации, не содержит положений, которые прямо предусматривали бы возможность проведения периодических медицинских осмотров работников вне места нахождения объекта, предназначенного для осуществления медицинской организацией медицинской деятельности, адрес которого указан в лицензии такой организации. Отсутствуют такие положения и в иных нормативных правовых актах, регулирующих порядок прохождения работниками периодических медицинских осмотров. Напротив, некоторые из них прямо устанавливают, что для прохождения медицинских осмотров работник обязан прибыть в медицинскую организацию (смотрите, например, п. 28 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н). При этом медицинские осмотры, в том числе периодические, согласно Требованиям к организации и выполнению работ (услуг), утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.03.2013 N 121н, не относятся ни к первичной медико-санитарной помощи, оказываемой амбулаторно, ни к скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, поэтому соответствующие положения ст. 32 Закона N 323 и Положения N 543н, позволяющие оказывать соответствующие виды помощи за пределами объектов, по месту нахождения которых медицинская организация осуществляет свою деятельность, применению к проведению медицинских осмотров не подлежат.
На основании вышеизложенного правоприменительная практика также приходит к выводу о том, что проведение медицинских осмотров не по адресу, указанному в лицензии медицинской организации, в том числе по адресу, где находится заказчик медицинских услуг, является нарушением лицензионных требований, квалифицируемых в зависимости от обстоятельств дела и наступивших последствий по ч. 3 или ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (смотрите, например, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2017 по делу N А32-26477/2017, решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.08.2017 по делу N А03-9443/2017, решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.12.2016 по делу N А19-19494/2016, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.02.2015 по делу N А43-32311/2014, решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.02.2010 по делу N А70-859/2010*(1)).
Таким образом, из вышеизложенного следует, что проведение периодических медицинских осмотров вне объектов медицинской организации по месту нахождения работодателя квалифицируется как нарушение законодательства о лицензировании.
Вместе с тем необходимо помнить, что наказуемым согласно нормам КоАП РФ является фактическое осуществление медицинской организацией деятельности по адресу, не указанному в лицензии. Поэтому само по себе указание в договоре на то, что медицинские осмотры проводятся по месту нахождения работодателя, при отсутствии или недоказанности факта их проведения, не может служить основанием для привлечения медицинской организации к административной ответственности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

10 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Какая лицензия нужна медорганизации, чтобы проводить медосмотры водителей и владельцев оружия?

Прокуратура сочла, что медцентр не имеет право выдавать медсправки водителям и владельцам оружия, т.к. у него нет отдельных лицензий на осмотры врачей. Однако АС Северо-Западного округа пояснил, что, согласно законодательству, достаточно общей лицензии на проведение таких осмотров.

Суть дела

В результате прокурорской проверки было установлено, что:

  • ООО «Медпрофи» проводила платные медосвидетельствования об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и управлению транспортными средствами;
  • В отсутствие соответствующей лицензии осмотры проводили врач-терапевт, врач-офтальмолог, врач-невролог, врач-оториноларинголог.

Зампрокурора г. Великие Луки обратился в суд с заявлением о привлечении ООО «Медпрофи» (далее – медорганизация, общество) к административной ответственности по ч. 2 ст.14.1 КоАП.

Что решили суды?

Суд первой инстанции заявление удовлетворил и привлек общество к административной ответственности. Общество должно было выплатить штраф в размере 40 000 руб.

Апелляция также оставила это решение в силе.

Кассация с этими решениями не согласилась. Судьи напомнили:

1. Медицинская деятельность подлежит лицензированию (согласно п. 46 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Исключение: деятельность, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» (Положение о лицензировании меддеятельности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291).

2. Медосвидетельствование водителей транспортных средств имеют право проводить организации, имеющие лицензии на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по «медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством», «оториноларингологии», «офтальмологии», «неврологии» и «функциональной диагностике», «терапии» или «общей врачебной практике (семейной медицине)» (п. 3 Порядка № 344н*).

3. Медосвидетельствование для получения разрешения на оружие проводится в медорганизациях, у которых есть лицензия на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по «медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием», «офтальмологии» (п. 4 Порядка № 344н).

4. Обследование у врача-психиатра и врача-психиатра-нарколога осуществляется по месту жительства обследуемого в специализированных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по оказанию услуг (выполнению работ) по «психиатрии», «психиатрическому освидетельствованию», «психиатрии-наркологии» и «лабораторной диагностике» либо «клинической лабораторной диагностике» (согласно Порядку № 441н**).

Суды установили, что у общества имеется лицензия, согласно которой оно имеет право оказывать услуги (работы) по:

  • «медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством»;
  • «медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием».

Исходя из этого, осуществление осмотров врачами: терапевтом, офтальмологом, неврологом, оториноларингологом «является необходимым условием осуществления медицинской деятельности в рамках проведения медицинских освидетельствований и соответствует упомянутым положениям Порядка № 344н и Порядка № 441н».

Кассационный суд отметил: суды двух инстанций не учли, что, «как следует из пункта 3 Порядка № 344н, медицинской организации достаточно иметь лицензию на один из указанных видов медицинской деятельности, а не лицензии на все перечисленные виды медицинской деятельности». Аналогичное положение содержит и пункт 4 Порядка № 441н. Если бы осмотры врачей, которые входят в перечень, проводились не только в рамках освидетельствования, а как самостоятельные услуги, то в этом случае обществу необходимо было бы получать лицензии на них.

Арбитражный суд Северо-Западного округа решения отменил, не найдя состава административного правонарушения в действиях общества, и в удовлетворении требований прокуратуры отказал.

Прокуратура обратилась с жалобой в Верховный Суд РФ. Однако ВС отказал в рассмотрении жалобы подтвердив правомерность решения АС Северо-Западного округа.

Материал подготовлен сотрудниками Института судебных экспертиз и криминалистики. По вопросам оказания экспертных, оценочных и юридических услуг вы можете обращаться по телефону: +7 (800) 500-76-44

Источник: карточка дела № А52-2731/2018.

Сокращения в тексте:

*Порядок № 344н – это Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.06.2015 № 344н;

**Порядок № 441н – это Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 441н.

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Ранее, в одной из статей, был дан развернутый ответ на вопрос — нужно ли получать лицензию на проведение предрейсового медицинского осмотра водителей в организации. Вывод однозначный — нужно. Или, в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», необходимо заключать договор с организацией у которой уже есть такая лицензия. Если, всё-таки, принято решение получать лицензию, то эта статья для Вас.

Для начала рассмотрим требования, предъявляемые к соискателю лицензии. Требования описаны в следующих нормативных документах:

  • Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»;
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 марта 2013 года № 121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях»;
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 года № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»;
  • Письмо Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых осмотрах водителей транспортных средств»;
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ № 58 от 18 мая 2010 года «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Далее рассмотрим требования более детально.

Помещение

В соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10, установлены следующие требования к помещениям для проведения предрейсовых медицинских осмотров:

  • необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред;
  • комната для проведения осмотра — не менее 12 кв.м., комната для исследования биологических сред (мочи) экспресс методом площадью не менее 4-6 кв.м., совмещенное с моечной, туалет для забора биологических проб (или возможен вариант установки унитаза в помещении исследования биологических проб), помещение для ожидания (из расчета 0,3 кв.м. на 1 человека одновременно находящихся в помещении), помещение для хранения уборочного инвентаря и лечебных отходов;
  • высота потолков не менее 2,6 метра;
  • поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами;
  • покрытие пола: прилегает к основанию, закругленное сечение сопряжения стен и полов, герметичные стыки, пропаянные швы линолеума;
  • в местах установки раковин и других санитарных приборов, следует предусматривать отделку керамической плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м от пола и на ширину не менее 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны;
  • кабинет осмотра водителей должен иметь естественное и искусственное освещение, моечную допускается проектировать без естественного освещения (уровень искусственной освещенности принимается в соответствии с действующими нормативными документами);
  • кабинеты должны быть оборудованы централизованной системой горячего и холодного водоснабжения, канализацией, центральным отоплением;
  • кабинеты осмотра и исследования проб должны быть оборудованы моечными раковинами, в помещении исследования проб устанавливается двухгнездная моечная раковина;
  • кабинет осмотра водителей проектируется с естественной вытяжной вентиляцией, помещение забора и исследования биологических проб вытяжной вентиляцией с механическим побуждением без устройства организованного притока и местной вытяжной вентиляцией (вытяжной шкаф).

Оснащение

Согласно Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств», необходимо иметь следующий минимальный набор оборудования:

  • Кушетка медицинская;
  • Письменный стол;
  • Стулья;
  • Настольная лампа;
  • Шкаф для одежды;
  • Вешалка для верхней одежды;
  • Напольный коврик;
  • Сейф;
  • Прибор для определения артериального давления — 2 шт;
  • Термометр — 3 шт;
  • Стетофонендоском — 2 шт;
  • Прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе — 2 шт;
  • Экспресс-тесты на наркотики — 10 шт;
  • Столик для медицинского оборудования;
  • Шпатели медицинские — 10 шт;
  • Сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи;
  • Оборудованная комната для отбора биологических сред.

Кроме этого, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 № 835н, в кабинете должно быть:

  • Штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
  • Штамп «Прошел послерейсовый медицинский осмотр»;
  • Журнал регистрации предрейсовых, предсменных осмотров водителей;
  • Журнал регистрации послерейсовых, послесменных осмотров водителей;
  • Журнал регистрации водителей, отстраненных от управления транспортным средством.

Медицинский работник

Важной частью получения лицензии на проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителей являются требования к квалификации медицинских работников. Для получения лицензии на данный вид деятельности, необходимо предоставить следующие документы на специалистов:

Документы, подтверждающие соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию руководителя юридического лица и (или) уполномоченного им лица:

  • Диплом, подтверждающий наличие высшего медицинского образования;
  • Сертификат, свидетельство о повышении квалификации;
  • Трудовая книжка, подтверждающая стаж работы по основной специализации не менее 5 лет;
  • Документ, подтверждающий подготовку по программе «Организация здравоохранения и общественное здоровье» (не менее 500 часов).

Документы, подтверждающие соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию работников юридического лица:

  • Наличие среднего медицинского образования по специальности «Сестринское дело» или квалификации «Фельдшер»;
  • Сертификат специалиста;
  • Свидетельство/ удостоверение о повышении квалификации;
  • Сертификат о прохождении обучения по программе подготовки по вопросам проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.

С требованиями определились. Далее необходимо подготовить помещения и привести их в соответствие с лицензионными требованиями. После этого необходимо получить Санитарно-Эпидемиологическое заключение. Заключение выдает Роспотребнадзор. Санитарно-эпидемиологическое заключение выдается не на конкретный вид деятельности, а на соответствие санитарным нормам и правилам территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств используемых при осуществлении конкретных видов деятельности, которые установлены законом. При этом требуются следующие документы:

  • Устав организации (заверенная копия);
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе – ИНН (заверенная копия);
  • Выписка из ЕГРЮЛ, не более 10 дней (заверенная копия);
  • Свидетельство о праве собственности на помещение (заверенная копия);
  • Договор аренды и акт приема-передачи помещения — в случае если объект недвижимости находится в аренде. Договор должен быть заключен не менее чем на 11 месяцев (заверенная копия);
  • Свидетельство о регистрации организации – ОГРН (заверенная копия).

Если всё соответствует нормам, то Роспотребнадзор выдает заключение. После получения Санитарно-эпидемиологического заключения подаются документы на оформление лицензии в Росздравнадзор. Для этого необходимо подготовить следующие документы:

  • Устав организации (заверенная копия);
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе – ИНН (заверенная копия);
  • Выписка из ЕГРЮЛ, не более 10 дней (заверенная копия);
  • Свидетельство о регистрации организации – ОГРН (заверенная копия);
  • Свидетельство о праве собственности на помещение (заверенная копия);
  • Договор аренды и акт приема-передачи помещения — в случае если объект недвижимости находится в аренде. Договор должен быть заключен не менее чем на 11 месяцев (заверенная копия);
  • Информационное письмо о постановке на учет в органах статистики – Коды статистики (заверенная копия);
  • Протокол (решение) о создании предприятия (заверенная копия);
  • Подтверждение об оплате Государственны (7500 руб.);
  • План БТИ на помещение, в котором будет размещаться медицинский кабинет (заверенная копия);
  • Приказ о назначении Генерального директора (заверенная копия);
  • Сведения о наличии специалиста;
  • Диплом об образовании (высшем или среднем медицинском);
  • Сертификат на проведение предрейсовых осмотров непосредственно фельдшера или врача, работающего в кабинете с водителями;
  • Удостоверение Наркодиспансера о прохождении обучения по программе подготовки по вопросам проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров;
  • Перечень имеющегося медицинского оборудования в соответствии с заявленными видами медицинской деятельности;
  • Сертификаты соответствия на медицинское оборудование;
  • Регистрационные удостоверения на медицинское оборудование;
  • Договоры на техническое обслуживание медицинского оборудования;
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение.

Готовый пакет документов можно предоставить лично в Росздравнадзор, можно направить электронной почтой, курьером или Почтой России. Допускается любой вариант.

Максимальный срок рассмотрения лицензии, предусмотренный законом, составляет 45 дней. В течение этого времени департамент Здравоохранения или Росздравнадзор проводят выездную экспертизу объекта лицензирования и предоставленных документов. Если кабинет соответствует нормам, оборудован в соответствии с требованиями, а пакет документов полный, то проблем с получением лицензии на право организации предрейсового медосмотра не должно быть.

Выдают лицензию при предоставлении Доверенности, паспорта и печати организации. Лицензия бессрочная.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты», и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Постановление Верховного Суда РФ от 15 августа 2014 г. N 18-АД14-29
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу защитника ООО «Темрюкское управление морского транспорта» (далее ООО «Темрюкмортранс») Трефиловой Я.В. на постановление судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2012 г., решение судьи Краснодарского краевого суда от 15 января 2013 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 28 января 2014 г., вынесенные в отношении ООО «Темрюкмортранс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2012 г., оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 15 января 2013 г., ООО «Темрюкмортранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Постановлением заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 28 января 2014 г. указанные судебные акты оставлены без изменения.
Защитник Трефилова Я.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит об отмене состоявшихся в отношении ООО «Темрюкмортранс» судебных постановлений.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы защитника Трефиловой Я.В. свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения данной жалобы.
Частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (далее — Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования установлены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 г. N 121н.
Согласно пункту 7 указанных Требований, а также перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению), к данной деятельности отнесены медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения Главного государственного санитарного врача по Темрюкскому району от 26 сентября 2012 г. N 260р-22-2012 в ООО «Темрюкмортранс» проведена плановая выездная проверка соблюдения требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей (л.д. 6-8).
В ходе проверки выявлены нарушения требований санитарного законодательства, а также факт нарушения порядка проведения предварительных осмотров, что зафиксировано в акте проверки N 194 от 26 октября 2012 г. (л.д. 9 — 13).
26 октября 2012 г. должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Темрюкском районе в отношении ООО «Темрюкмортранс» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 25 октября 2012 г. в 10.00 часов в ходе планового мероприятия по контролю установлено, что в медицинском пункте Общества осуществляется медицинская деятельность по проведению медицинского осмотра водителей и докеров-механизаторов без наличия специального разрешения — лицензии, санитарно-эпидемиологическое заключение отсутствует.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 5), распоряжением о проведении проверки от 26 сентября 2012 г. N 260р-22-2012 (л.д. 6-8), актом проверки от 26 октября 2012 г. N 194 (л.д. 9-13), копией журнала медосмотра докеров-механизаторов (л.д. 24-33), копией журнала медосмотров водителей ООО «Темрюкмортранс» (л.д. 34-40), копией должностной инструкции медицинской сестры (л.д. 41-44), которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, совершенное ООО «Темрюкмортранс» деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что ООО «Темрюкмортранс» не может быть привлечено к административной ответственности за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), поскольку Общество является коммерческой организацией, и основная цель его деятельности состоит в извлечении прибыли, нельзя признать обоснованным.
Исходя из диспозиции части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административная ответственность за совершение предусмотренного данной нормой правонарушения наступает за осуществление без специального разрешения (лицензии) лицензируемого вида деятельности, не связанной с извлечением прибыли.
ООО «Темрюкмортранс» осуществляло подлежащую лицензированию медицинскую деятельность в виде медицинских осмотров водителей и докеров-механизаторов. Эти осмотры проводились в отношении работников данного Общества и для организации его работы. Другим организациям услуги по проведению медицинских осмотров с целью извлечения прибыли Обществом не предоставлялись.
Таким образом, осуществляемая ООО «Темрюкмортранс» медицинская деятельность не была связана с извлечением прибыли, а потому Общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
То обстоятельство, что ООО «Темрюкмортранс» является коммерческой организацией, и основная цель его деятельности состоит в извлечении прибыли, в данном случае для квалификации действий юридического лица по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правового значения не имеет.
Довод жалобы о том, что, исходя из Типового положения по организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, в случае проведения такого осмотра штатным медицинским сотрудником юридического лица, прошедшего соответствующую подготовку, лицензия не требуется, является несостоятельным.
Пунктами 1.2, 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (Письмо Минздрава РФ от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств») установлено, что предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение — лицензию.
Вместе с тем в соответствии с приведенными выше требованиями Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291, медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) являются медицинской деятельностью и подлежат лицензированию.
Однако указанное требование закона ООО «Темрюкмортранс» не выполнило, осуществляло данный вид деятельности, не связанный с извлечением прибыли, без лицензии, за что обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы не опровергают установленных судом обстоятельств и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных постановлений.
Постановление о привлечении ООО «Темрюкмортранс» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО «Темрюкмортранс» в пределах санкции части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2012 г., решение судьи Краснодарского краевого суда от 15 января 2013 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 28 января 2014 г., вынесенные в отношении ООО «Темрюкмортранс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника ООО «Темрюкмортранс» Трефиловой Я.В. — без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П. Меркулов

Лицензия на медицинские осмотры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *