Лишение специального права

42 Лишение специального права

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

В ст. 3.8 КоАП РФ, определяющей лишение специального права как вид административного наказания, в отличие от аналогичной ст. 30 ранее действовавшего КоАП РСФСР, не уточняется содержание специальных прав, которых может быть лишен гражданин. В Особенной части КоАП РФ предусмотрено лишение права охоты; права на управление транспортным средством, самоходной машиной или другими видами техники; права на управление воздушным судном; права на управление судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном; права на управление автомототранспортными средствами.

Следует отметить, что в ст. 32.5 и 32.6 КоАП РФ упоминается лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Однако в статьях Особенной части Кодекса не установлены правонарушения, предусматривающие лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Таким образом, сейчас законодательством реально предусмотрены административные наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, только в отношении права охоты и права управления транспортными средствами.

Для управления транспортным средством, равно как и для занятия охотой, необходимо наличие специального права. Так, чтобы приобрести право на управление автотранспортными средствами, необходимо сдать квалификационные экзамены и получить водительское удостоверение. Управление другими транспортными средствами предполагает аналогичную процедуру. Применить данный вид административного наказания можно лишь к физическому лицу, которому специальное право было ранее предоставлено и которое этого права не лишено или не утратило его по иным основаниям. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права фактически означает для него запрет заниматься соответствующим видом деятельности на определенный срок.

Подчеркнем, что лишение специального права устанавливается лишь за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Так, например, лишение права управления автомототранспортными средствами может быть назначено (причем только как наказание, альтернативное административному штрафу) за самые опасные нарушения Правил дорожного движения. К ним относятся:

управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, или передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час;

пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на железнодорожном переезде;

выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения;

непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;

нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов;

нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего;

невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Кроме того, лишение права управления транспортными средствами предусмотрено в качестве альтернативного наказания административному штрафу или административному аресту за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Так, в соответствии со ст. 8.37 КоАП РФ нарушение правил охоты влечет в качестве возможного альтернативного наказания лишение права охоты на срок до двух лет. Установленные же в настоящее время статьями Особенной части КоАП РФ сроки лишения права управления транспортными средствами находятся в пределах от одного месяца до одного года.

Лишение специального права назначается только судьей. Это новое положение законодательства об административных правонарушениях (до вступления в силу КоАП РФ лишение специального права, предоставленного физическому лицу, осуществлялось во внесудебном порядке).

Выше отмечалось, что возмездное изъятие или конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Исходя из тех же посылок, законодатель определил в ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ, что для таких лиц не может применяться и лишение специального права в виде права охоты.

Статьей 3.8 КоАП РФ установлено также, что лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев:

управления транспортным средством в состоянии опьянения;

уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

оставления указанным лицом в нарушение существующих правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Трудовая деятельность работников отдельных категорий осуществляется только при наличии документа, подтверждающего их специальное право. К таким лицам относятся медицинские работники, водители, аудиторы и др. Документ, подтверждающий такое право, имеет определенный срок, соответственно, если он заканчивается или лицо вообще лишают специального права, работать оно не имеет права. В статье рассмотрим приостановление срока действия и лишение специального права работника и расскажем, как должен поступить работодатель с таким сотрудником.

Специальное право и его обладатели

Четкого определения, что такое специальное право, трудовое законодательство не дает. Но определено, что специальное право – это право на управление транспортным средством, право на ношение оружия, другое право, подтвержденное лицензией. Однако специалисты определяют специальное право как один из видов трудового права: оно выступает в качестве трудовой функции или ее элемента и имеет документальное воплощение в виде определенного документа – удостоверения, свидетельства, сертификата. Кроме этого, специальное право является юридическим фактом, с которым связано возникновение, изменение, приостановление и прекращение трудовых правоотношений.

Специальное право по сравнению с трудовыми правами характеризуется следующими особенностями:

  • на законных основаниях дает лицу возможность заниматься определенной деятельностью;
  • предоставляется в установленном законом порядке уполномоченным органом;
  • подтверждается особым документом;
  • как правило, носит срочный характер;
  • законодательством предусмотрена возможность лишения лица специального права.

Среди категорий лиц, которые при осуществлении трудовой деятельности должны обладать специальным правом, можно выделить:

  1. медицинских работников. В силу п. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское (фармацевтическое) образование в России и имеющие сертификат специалиста. Это документ единого образца со сроком действия пять лет, действующий на всей территории РФ, который свидетельствует о достижении его обладателем уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной медицинской (фармацевтической) деятельности (п. 1 Порядка № 982н);
  2. водителей транспортных средств. Специальное право на управление транспортным средством установлено Федеральным законом от 10.12.1995 № 196‑ФЗ «О безопасности дорожного движения». Специальное право на управление мотоциклами, мотороллерами, легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами, машинами с прицепами подтверждается водительским удостоверением. Водительские удостоверения выдаются на 10 лет, по истечении которых они считаются недействительными;
  3. аудиторов. Аудитором считается физическое лицо, получившее соответствующий квалификационный аттестат. Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.12.2008 № 307‑ФЗ «Об аудиторской деятельности» квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия, но при этом аудитор обязан раз в год подтверждать свою квалификацию;
  4. детективы и охранники. Право на осуществление частной детективной деятельности подтверждается лицензией, а право на охранную деятельность – удостоверением частного охранника (Закон РФ от 11.03.1992 № 2487‑1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»). Лицензия на осуществление детективной деятельности выдается подразделениями ОВД на пять лет. Удостоверение охранника выдается также ОВД на пять лет. Срок действия удостоверения продлевается на пять лет после повышения квалификации.

Также к специальным правам относятся, например:

  • право на ношение оружия. Данным правом наделены должностные лица государственных органов и лица, подлежащие государственной защите (судья и др.); работники юридических лиц при исполнении служебных обязанностей (организации военизированной охраны, службы спецсвязи и инкассации, банковские структуры); работники организаций, занимающихся оленеводством в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, специализированных предприятий, ведущих охотничий или морской зверобойный промысел; военнослужащие и др. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются ОВД сроком действия шесть месяцев со дня выдачи (ст. 9 Закона об оружии);
  • право на охоту. Удостоверением, подтверждающим данное право, является охотничий билет с отметками о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим огнестрельным оружием, а также об уплате государственной пошлины (ст. 15 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 10.10.1960 № 1548). Охотничий билет выдается дееспособным физическим лицам, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия (ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 № 209‑ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Основания расторжения трудового договора

Пунктом 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ предусмотрено несколько оснований прекращения трудового договора, связанных со специальным правом:

  • истечение срока действия специального права;
  • приостановление действия на срок более двух месяцев;
  • лишение работника специального права.

Истечение срока действия специального права наступает, когда заканчивается установленный законодательством срок действия разрешения (сертификата, удостоверения и т. д.). Такие разрешения считаются недействительными. Вопрос о том, кто должен осуществлять контроль за сроком истечения специального права, законодательством не урегулирован. Как правило, кадровая служба (например, в медицинских учреждениях) напоминает работнику о том, что у него заканчивается действие сертификата и ему необходимо пройти обучение с целью подтверждения сертификата. Но и самому работнику следует позаботиться о том, чтобы не пропустить истечение срока действия своего права на осуществление трудовой деятельности.

Лишение лица специального права заключается в том, что в течение определенного срока лицу запрещается пользоваться ранее предоставленным ему правом. Это наказание назначается судьей. А срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет (ст. 3.8 КоАП РФ). Лишить специального права можно за совершение административного правонарушения, то есть за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных КоАП РФ, а также за уклонение лица от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом. Возможны и другие обстоятельства, не связанные с совершением правонарушения и виновными действиями работника.

При лишении права происходит изъятие в установленном порядке документа, удостоверяющего наличие такого права (например, водительского удостоверения). По истечении указанного срока документы, изъятые у лица, подлежат возврату (ст. 32.6 КоАП РФ).

КоАП РФ предусмотрено, например, лишение: права охоты (ч. 1 ст. 8.37); права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники (ст. 9.3); права управления воздушным судном (ст. 11.5); права управления судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст. 11.7 и др.); права управления автомототранспортными средствами (ст. 12.8 и др.); права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия (ч. 4 ст. 20.8, ч. 3 ст. 20.12, ст. 20.13).

К сведению

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется ТС в связи с инвалидностью, а права осуществлять охоту – к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию (ст. 3.8 КоАП РФ).

Срок лишения специального права начинает течь со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения этого права (ст. 32.7 КоАП РФ).

Лишить специального права может также орган, осуществляющий выдачу разрешений, лицензий и т. д. В случае нарушения гражданином требований, связанных с таким правом, уполномоченный орган может:

  • приостановить действие специального права;
  • аннулировать лицензию, удостоверение и другой документ, которым подтверждено право.

Не следует путать лишение специального права с дисквалификацией, хотя эти понятия очень похожи. Дисквалификация тоже представляет собой ограничение права гражданина на осуществление предпринимательской или иной не запрещенной законом деятельности и применяется за грубое или неоднократное злоупотребление таким правом.

В силу ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация применяется к определенным лицам – замещающим должности государственной гражданской и муниципальной службы, должности в исполнительном органе управления юридического лица, входящим в совет директоров (наблюдательный совет), осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществляющим управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо осуществляющими деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет.

И при лишении специального права, и при дисквалификации выполнение работником трудовых функций невозможно. Разница заключается в том, что расторжение трудового договора при дисквалификации не зависит от того, на какой срок дисквалифицирован работник. Увольнение в данном случае будет осуществляться на основании п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Процедура увольнения

Итак, при утрате специального права работник не может выполнять свои трудовые обязанности, то есть трудовой договор подлежит прекращению по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. При этом увольнение производится, только если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 2 ст. 83 ТК РФ). Для этого работнику в письменной форме направляется предложение вакансии. Если работник согласен, оформляется временный перевод – заключается дополнительное соглашение к трудовому договору. В соглашении указываются новые условия работы и срок перевода, если он известен. Если же дата восстановления специального срока неизвестна, в соглашении можно, например, указать: «До дня восстановления специального права на управление транспортным средством». На основании соглашения работодатель издает приказ о временном переводе, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись.

Если работник не согласен на перевод или в организации отсутствуют вакантные должности, трудовой договор расторгается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, – по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Запись в трудовой книжке будет выглядеть так: «Трудовой договор расторгнут по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с лишением работника специального права (управления транспортным средством), что повлекло невозможность исполнения им трудовых обязанностей, пункт 9 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации».

Однако не во всех случаях при отказе работника от перевода или отсутствии вакантных должностей работник подлежит увольнению. В силу ст. 76 ТК РФ, если специальное право было приостановлено на срок до двух месяцев, работодатель обязан отстранить работника, оформив это приказом. В период отстранения зарплата работнику не начисляется.

После того, как специальное право восстановлено, работник приступает к своим трудовым обязанностям. Если в приказе об отстранении не был указан его период, восстановление работника также оформляется приказом. Здесь возникает вопрос: может ли работодатель отстранить от работы сотрудника, у которого истек срок действия специального права, до того, как он его восстановит? Ведь в ст. 76 ТК РФ такого основания нет. Например, медицинский работник в силу тех или иных обстоятельств пропустил срок прохождения обучения и получения сертификата, а срок предыдущего истек. Как показывает судебная практика, отстранить такого работника можно, поскольку ст. 76 ТК РФ не содержит исчерпывающего перечня оснований отстранения от работы. В соответствии с абз. 8 указанной статьи работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника и в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 03.04.2013 по делу № 33‑906). Однако при этом суды также учитывают, по чьей вине работник не смог пройти обучение и был ли он уведомлен о прохождении такого обучения.

  1. Условия и порядок выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, утв. Приказом Минздрава РФ от 29.11.2012 № 982н.
  2. Постановление Правительства РФ от 15.12.1999 № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений».
  3. Постановление Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».
  4. Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».
  5. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150‑ФЗ «Об оружии» (далее – Закон об оружии), Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Статья 3.8. Лишение специального права

Статья 3.8. Лишение специального права

1. Анализ правил ч. 1 ст. 3.8 позволяет сделать ряд выводов о том, что:

1) они посвящены такому виду административного правонарушения, как лишение специального права. Это право:

а) предоставляется только физическим лицам соответствующим государственным органом или органом местного самоуправления. Таким образом, ст. 3.8 не касается специальных разрешений, лицензий, выдаваемых ЮЛ;

б) должно быть у лица на момент совершения административного проступка. Если такое право было предоставлено после его совершения, то нельзя применить административное наказание, предусмотренное в ст. 3.8;

2) лишение специального права возможно лишь постольку, поскольку:

а) совершенное лицом административное правонарушение выражается:

— в однократном, но грубом нарушении порядка пользования этим специальным правом;

— в систематическом (т.е. два и более раза в течение календарного года) нарушении этого порядка;

б) это прямо предусмотрено в нормах Особенной части КоАП (например, возможность лишения права предусмотрена в ст. 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения», см. коммент. к ней);

3) в ч. 1 ст. 3.8 императивно предусмотрено, что лишение специального права назначается лишь судьей. В этом комментируемая статья существенно отличается от норм КоАП РСФСР, допускавших, что лишение специального права может быть применено другими органами и должностными лицами.

2. Правила ч. 2 ст. 3.8 императивны: ни правоприменительные органы, ни законы субъектов Российской Федерации не могут установить сроки лишения специального права большей или меньшей продолжительности.

Минимальный срок лишения специального права — 1 календарный месяц. Иначе говоря, если:

а) первый день срока совпадает с 1-м числом месяца, то он оканчивается в последний день этого месяца;

б) первым днем срока является любое другое число месяца, то (начиная со следующего дня) следует отсчитать 30 календарных дней.

Максимальный срок лишения специального права — до 01.01.08 составлял 2 календарных года. С 01.01.08 (после вступления в силу изменений, внесенных в ст. 3.8 Законом N 210 от 24.07.07) максимальный срок лишения специального права составляет 3 календарных года. При этом исчисление срока также начинается со следующего дня (после дня назначения этого вида административного наказания).

3. Специфика правил ч. 3 ст. 3.8 состоит в том, что:

1) они применимы только в отношении лиц, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью (независимо от ее группы);

2) упомянутые лица не могут быть лишены специального права, поскольку это повлечет невозможность управлять транспортным средством. Однако из данного правила есть ряд изъятий:

а) управление транспортным средством в состоянии опьянения (речь идет не только об алкогольном, но и о наркотическом или токсическом опьянении) либо управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления ТС или лишенным этого права (см. коммент. к частям 1 и 3 ст. 12.8);

б) отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования (см. коммент. к ст. 12.26) на предмет выявления этого состояния. Однако если медицинское освидетельствование нарушает установленные правила и процедуры, то отказ от его прохождения не является основанием для лишения специального права;

в) оставление места ДТП:

— если это лицо было непосредственным участником этого ДТП;

— в нарушение установленных правил. Однако если, например, это лицо уехало для доставки в больницу лица, получившего травму во время ДТП, оснований для применения данной меры нет (см. об этом подробнее коммент. к части 2 ст. 12.27). О судебной практике см. п. 2 Пост. N 18.

4. Характеризуя правила ч. 4 ст. 3.8, нужно учесть, что они:

1) подлежат применению постольку, поскольку административное правонарушение было совершено лицом, которому ранее было предоставлено такое специальное право, как право на осуществление охоты;

2) запрещают лишать упомянутых лиц специального права, если охота для них является:

а) основным источником средств к существованию;

б) не только основным, но и законным источником. Если же лицо допускает неправомерные действия, если охотится незаконно, то и к нему может быть применена данная мера — лишение специального права. Редакционные изменения, внесенные в ч. 4 Законом N 209 от 24.07.09 вступили в силу с 01.04.2010.

Лишение специального права может сочетаться с одним из дополнительных административных наказаний.

ТолкованиеПеревод  Отрасль законодательства ОТРАСЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА — часть системы законодательства, предназначенная для регулирования определенных сфер деятельности. В юридической теории и практике термины «отрасль права» и «отрасль законодательства» используются как нетождественные.
Отрасли законодательства по кругу регулируемых отношений могут совпадать с отраслями права (гражданское, административное, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и др.) либо представлять массив нормативных актов, содержащих нормы, не образующих отрасль права.

Отрасль законодательства

О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Барковского Константина Олеговича на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 127 УПК РСФСР, пунктом 1 части первой статьи 6 и пунктом 3 части первой статьи 7 Федерального закона „Об оперативно-розыскной деятельности“».

  • Постановление ФАС Московского округа от 03.12.2007 г. № КА-А40/11501-07 по делу № А40-51413/05-4-241
  • Черданцев А. Ф. Толкование права и договора. М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2003.
    Инфо С. 173 — ISBN 5-238-00623-3
  • Смирнов А. В., Манукян А. Г. Толкование норм права. М.: Проспект, 2008. С. 44 — ISBN 978-5-392-00017-3
  • Чичерин Б.
  • Н. Курс государственной науки.

  • Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая.
    Общие положения.
  • Смирнов А. В., Манукян А. Г. Толкование норм права. М.: Проспект, 2008. — 144 с.

Такое подразделение нормативных актов законодательства осуществляется в зависимости от их назначения. В отличие от предыдущих классификаций нормативных актов (по их юридической силе и масштабу действия), имеющих универсальный характер, классификация по их назначению является специальной, отражающей по существу соотношение гражданского и коммерческого права.

Общие нормативные акты предназначены для всех субъектов частного права, в том числе и для предпринимателей, и закрепляют общие правила поведения без учета тех или иных особенностей предпринимательской деятельности. Специальные нормативные акты отражают особенности правового регулирования в сфере предпринимательства. Так, статус юридического лица определен в общих нормах ГК (п. 1 ст. 48), статус коммерческой организации — в специальных нормах ГК (ст. 50), а статус акционерного общества, кроме того (п. 1 ст. 96 ГК), в специальном нормативном акте — Законе РФ «Об акционерных обществах».

Практическое значение деления нормативных актов на общие и специальные, как отмечалось, заключается в том, что специальным актам в процессе правоприменения отдается предпочтение перед общими. Нормы общих актов применяются лишь тогда, когда отношение не урегулировано либо не в полной мере урегулировано в специальном нормативном акте.

Между общим и специальным законодательством имеется неразрывная связь. Специальное законодательство базируется на общем законодательстве и зависимо от него, поскольку использует конструкции и категории общих нормативных актов как данные. В этом смысле без общих нормативных актов невозможно существование и тем более применение специальных нормативных актов. Так, применяя нормы о сделках, участниками которых являются предприниматели (например, по поставке), необходимо учитывать общие правила о сделках, в том числе общие положения о купле-продаже, применяемые к отношениям по поставке.

Общее законодательство более стабильно, так как оно отражает систему объективного права непосредственно и содержит достаточно абстрактные (общие) нормы: о лицах, о сделках, о сроках и т. п. Специальное законодательство более подвижно, поскольку связано с объективной системой права опосредованно через общее законодательство. Оно содержит более конкретные нормы, отражающие экономическую политику данного периода развития общества. Это наглядно проявляется в том, что многие специальные законы за последние несколько лет претерпели изменения и действуют в настоящее время в новой редакции. Например, Закон РФ «О банках и банковской деятельности» действует в редакции от 3 февраля 1996 г.

Такая высокая динамичность коммерческого законодательства как раз и является объяснением того, что оно развивается главным образом за пределами ГК.. Так, правовой статус большинства коммерческих организаций определяется отдельными специальными законами. Отмечая изменчивость специального законодательства, следует подчеркнуть, что в то же время предпринимательство не терпит нестабильности, поэтому следует стремиться облечь правила о нем в максимально стабильные нормативно-правовые формы — законы.

Обшедозволительный режим правового регулирования проявляет себя в содержании как общих, так и специальных нормативных актов коммерческого законодательства, но в первом случае исключений из общего правила («можно все…») меньше, чем во втором, который может характеризоваться значительной дифференциацией правового регулирования. Может случиться так, что количество исключений (специальных правил) сведет на нет сам общедозволительный режим регулирования (общее правило), что нередко и происходит.

На наш взгляд, в настоящее время первостепенное значение имеет не столько дифференциация законодательства (хотя это и необходимое условие эффективности законодательства, учитывающего особенности правового регулирования), сколько его унификация. Новые законодательные акты в сфере предпринимательства носят общий характер, но это не столько недостаток, сколько их достоинство. Такова прогрессивная тенденция, свидетельствующая о том, что свобода субъектов предпринимательства имеет широкие рамки и в значительной мере устранено жесткое, всепроникающее «нормативное администрирование» — корень зла тоталитарных режимов.

Дифференциация законодательства, принятие специальных нормативных актов, безусловно, необходимая черта современного законодательства, но их чрезмерность практически всегда свидетельствует о значительном усилении регулирующей (детально регламентирующей) роли государства, о его вмешательстве в ту или иную сферу частной жизни общества, о сужении инициативы и самостоятельности субъектов частного права. Достаточно сравнить, например, правовой режим имущества предприятий по прежнему законодательству и по действующему. В первом случае — это детальная дифференциация фондов и их правового режима, отсутствие свободы владения, пользования и распоряжения имуществом, во втором — это широкие возможности самой коммерческой организации по формированию фондов и определению направлений их использования.

Унификация законодательства ведет к укрупнению и упрощению нормативного материала и тем самым — к установлению более общих и стабильных требований, предъявляемых к участникам частной жизни. В этой связи уже в настоящее время становится актуальной проблема унификации коммерческого законодательства и, в частности большинства его институтов: законодательства о приватизации, налогового, инвестиционного, внешнеэкономического и ряда других, которые представляют собой необозримое количество специальных указов, постановлений, инструкций, писем, телеграмм и т. п. и создают благоприятные условия для злоупотреблений.

Лишение специального права

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *