Ликвидация ООО налоговой последствия для учредителей

Федеральная налоговая служба (ФНС) может ликвидировать ООО, если оно более года не сдает отчетность, а по его счетам нет движения средств. Но чем грозит учредителям исключение из ЕГРЮЛ такой брошенной компании? Объясняет юрист и налоговый консультант Анна Максимова.

Основными причинами, заставляющими бизнесменов ликвидировать свои юрлица, как правило, не связаны с неудачами в делах. Ведь фирма — это лишь инструмент для ведения бизнеса. Как в ремесле, для вытачивания нужен рубанок, а для шитья — иголка, так и в бизнесе для разных задач используют разные фирмы. Поэтому если кто-то задумал одну из своих компаний закрыть, это еще не значит, что всему бизнесу конец. Просто в данном предприятии как в инструменте отпала необходимость, его нет смысла больше содержать — платить банку за обслуживание счетов, а бухгалтеру за подготовку и сдачу отчетности. Однако и сам процесс ликвидации — сложная, длительная, а порой и совсем недешевая процедура.

Нежелание проходить ликвидацию понятно. Когда принято решение отказаться от бизнеса или закрыть ненужное ООО или когда бизнес оказался неэффективным — вряд ли захочется снова тратить время и деньги. Проще рискнуть и бросить фирму в надежде на то, что налоговая сама ликвидирует такую фирму.

Но давайте разберемся, насколько это все-таки проще.

Содержание

Начнем с предыстории

До 2017 года ФНС практически не обращала внимания на чистоту реестра, и некоторые фирмы висели в нем десятилетиями. Хотя уже давно не работали. Однако в конце 2016 года в законы об ООО и госрегистрации юрлиц и ИП были внесены поправки, которые положили начало «крестовому походу» на «брошенные» компании.

По официальным данным ФНС, в 2017 году исключено полмиллиона компаний, в 2018 более 330 тысяч компаний. В 2019 году 560 тысяч недействующих компаний, а также компаний с недостоверными сведениями в ЕГРЮЛ исключены в административном порядке. Для сравнения в 2016 году из ЕГРЮЛ было исключено только чуть больше 4 тысяч недействующих юридических лиц.

Как быстро налоговая исключает брошенные компании?

Однако исключение недействующих юридических лиц по-прежнему лишь право, а не обязанность налоговой. И несмотря на то, что в последнее время она достаточно активно чистит реестр, никто не может предугадать, как быстро налоговая закроет ООО.

Могу сказать лишь одно: минимум 12 месяцев компания не должна сдавать отчетность, чтобы ее признали недействующей. Не ждите, что ровно через год налоговая начнет исключать вашу компанию. На практике это случается тогда, когда у налоговой доходят руки до каждой конкретной компании. Плюс сама процедура длится от 4 месяцев.

Какие компании считаются брошенными?

Для того, чтобы налоговая могла исключить компанию из ЕГРЮЛ, одновременно должны присутствовать такие критерии:

  • фирма не сдает отчетность в течение 12 месяцев;
  • нет оборотов хотя бы по одному из счетов.

При этом у компании могут быть активы и деньги на счету, а также задолженности перед третьими лицами. Эти факторы не влияют на признание компании недействующей и как следствие на исключение из реестра.

Порядок действий ФНС при исключении недействующей фирмы:

  1. Налоговая принимает решение об исключении конкретной фирмы из ЕГРЮЛ.
  2. В течение трех дней она обязана опубликовать свое решение в журнале «Вестник государственной регистрации». Информация должна дополняться адресом, по которому можно будет отправить возражения об исключении компании из реестра. На отправку такого заявления у заинтересованных лиц есть 3 месяца с момента выхода статьи в Вестнике.
  3. Если в течение этих 3-х месяцев находятся лица, которые возражают против исключения компании из ЕГРЮЛ, то налоговая не имеет права исключать данную компанию из реестра.
  4. Если же возражений от заинтересованных лиц не поступило, то налоговая вносит запись о прекращении деятельности данной компании, в связи с исключением из ЕГРЮЛ как недействующей на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ.

Неизбежные последствия исключения для учредителей с долей в уставном капитале более 50% и директоров — наложение ограничения на участие в юридических лицах.

Что же это значит?

Это значит, что учредители с долей более 50% и генеральные директоры компаний, исключенных из ЕГРЮЛ по решению налоговой и имевших на момент исключения задолженность перед бюджетом, в течение трех лет с момента исключения такой компании из ЕГРЮЛ не смогут стать учредителями и/или директорами при создании новых компаний и не смогут войти в состав участников и назначаться директорами действующих юрлиц.

Хочу обратить внимание, что с точки зрения буквы закона ограничение на участие будет только в том случае, если имелся долг перед бюджетом. Причем, долг этот может быть совсем символическим — даже 1 копейка уже будет считаться задолженностью, которая будет влиять на наложение данных ограничений. Если же компания была исключена, но долга перед бюджетом у фирмы не было, то ограничения для собственников быть не должно.

Но ситуации с отсутствием задолженностей почти не встречаются на практике, так как если компания перестала отчитываться, ей обязательно начислят штрафы за несдачу отчетности. Да и возникновение из ниоткуда пеней, думаю, никого из предпринимателей не удивит.

При этом один инспектор в частной беседе сообщил мне, что они ставят данные запреты всем участникам и директорам исключенных компаний, не разбираясь, есть ли реально у компании задолженность.

Если вы были участником и/или генеральным директором компании, которую налоговая исключила из ЕГРЮЛ, при этом свято верите в то, что у компании заложенности не было или просто сомневаетесь в том, есть у вас такие ограничения — можете проверить наличие ограничения на официальном сервисе ФНС «Прозрачный бизнес».

Дополнительные последствия исключения для учредителей, директоров и других контролирующих компанию лиц — субсидиарная ответственность.

Еще сложнее ситуация обстоит, если бросить решили компанию с приличной задолженностью, полагая, что нет компании — нет проблем, не нужно ничего возвращать.

Но не тут-то было.

С 1 сентября 2017 года были внесены поправки в закон о банкротстве и закон об ООО, которые позволили кредиторам компании предъявлять требование непосредственно к ее бывшему руководителю/собственнику даже после принудительного закрытия компании налоговым органом на протяжении трех лет, минуя процедуру банкротства брошенной компании.

Поэтому «бросание» компаний с задолженностью — самый быстрый и прямой путь к субсидиарной ответственности.

Как остановить исключение из реестра?

До 2017 года административное исключение из реестра могла остановить подача заявления в простой письменной форме самим юридическим лицом, кредитором или другим заинтересованным лицом. Особых требований к такому заявлению не было.

После 1 сентября 2017 года появилось специальное возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации по форме P38001.

Заявление можно подавать в виде электронного документа, однако тогда должна быть электронная подпись.

Если же вы больше доверяете бумажным документам, то можете направить его почтой, подать лично заявителем или по доверенности. В этом случае заявление должно быть заверено нотариальной подписью.

Когда бросить компанию проще, чем закрывать

У меня в практике бывали ситуации, когда ко мне обращались собственники и генеральные директора компаний, которые уже давно не сдают отчетность, но, тем не менее, до сих пор не исключены из ЕГРЮЛ.

Также неоднократно ко мне обращались пенсионеры-владельцы ООО, открытые в далекие 90-е. Из-за того, что они значатся генеральными директорами в компаниях, им не начисляется надбавка к пенсии, которая положена всем неработающим пенсионерам.

Они бы и рады добровольно ликвидироваться, но для этого им нужно сдать всю отчетность за много лет и уплатить все штрафы, совсем немалые. Если говорить точнее, то минимум 20 тысяч рублей за каждый год. Это не считая работы бухгалтеров, которые помогут сдать отчетность, и юристов, которые проведут добровольную ликвидацию. В итоге получается довольно крупная сумма денег.

Что важно: эти люди не планируют вести бизнес в дальнейшем. А нынешняя фирма не нужна ни самим основателям, ни их наследникам.

Так как иная бизнес-деятельность не планируется, а о субсидиарной ответственности тут говорить не приходится, в таких случаях проще бросить компанию, чем заниматься ее ликвидацией.

Подводим итоги

Как мы видим, возможностей «оставить все как есть, понадеявшись на случай судьбы», все меньше. Конечно, налоговая может самостоятельно закрыть компанию, но велики риски, что придется отвечать по обязательствам.

ФНС активно подводит предпринимателей к законным способам исключения из ЕГРЮЛ — банкротству и ликвидации. Поэтому если компания приносит сплошные огорчения и вы не видите методов улучшения ситуации, я советую не оставлять ситуацию на самотек, а выбрать наиболее подходящий способ закрытия юридического лица.

Регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении ООО из ЕГРЮЛ. Решение опубликовано в журнале «Вестник госрегистрации».
ООО до истечения трехмесячного срока обратилось к своему должнику с уведомлением о заключении им договора уступки права требования к ИП (руководителю и участнику ликвидируемого ООО). Дата договора уступки права требования — 19.04.2019, решение о предстоящем исключении — от 22.04.2019 (в данный период времени руководитель ООО находился в местах лишения свободы).
Возможно ли заключение указанного договора и подписание актов сверки после принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении ООО из ЕГРЮЛ?

25 июля 2019

1) Согласно ст. 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Решение о предстоящем исключении публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение трех дней с момента его принятия. Одновременно с указанным решением должны быть опубликованы, в частности, сведения о порядке и сроках направления заявлений исключаемым юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением этого юридического лица из ЕГРЮЛ, а также об адресе, по которому могут быть направлены заявления указанных лиц (п. 3 ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон о госрегистрации, п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ и п. 2.5 раздела I и раздел II приложения N 2 к указанному приказу).
В случае направления вышеуказанных заявлений решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается (п. 4 ст. 21.1 Закона о госрегистрации), а процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего прекращается. Повторная процедура не может быть инициирована регистрирующим органом в соответствии с п. 1 той же статьи до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры (п. 3.2 Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2018), направленного письмом ФНС России от 09.07.2018 N ГД-4-14/13083, постановление АС Северо-Кавказского округа от 10.10.2018 N Ф08-8653/18).
В случае непоступления в трехмесячный срок со дня опубликования решения о предстоящем исключении вышеуказанных заявлений от юридического лица или иных заинтересованных лиц регистрирующий орган вносит запись об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган не исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ при наличии у регистрирующего органа сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве (пп. «и.2» п. 1 ст. 5, п. 7 ст. 22 Закона о госрегистрации).
Юридическое лицо считается прекратившим свое существование после внесения сведений в ЕГРЮЛ о его прекращении путем исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего орган (п. 9 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 и пп. «и» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации).
2) Правоспособность юридического лица, подразумевающая в том числе возможность приобретать права и возлагать на себя обязанности путем заключения различных договоров, подписания актов сверки и т.п., возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (п.п. 1 и 3 ст. 49 ГК РФ). Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).
Отсюда следует, что принятие решения о ликвидации юридического лица или о его предстоящем исключении из ЕГРЮЛ не влечет прекращения его правоспособности. Заключаемые таким юридическим лицом сделки не могут признаваться недействительными только на том основании, что они заключены лицом, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. До исключения юридического лица из ЕГРЮЛ оно сохраняет правоспособность и, следовательно, вправе совершать не противоречащие закону сделки, в том числе уступать другим лицам возникшие у него из договоров права требования.
Ничто не препятствует и заключению ООО таких договоров с собственным руководителем и единственным участником (смотрите подробнее, например, в ответе на Вопрос: Генеральный директор возглавляет ООО, в котором он является единственным учредителем. Правомерным ли будет заключение договора аренды помещения, где арендодателем будет генеральный директор ООО (физическое лицо, собственник данного помещения), а арендатором будет являться ООО, в котором он является генеральным директором? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2016 г.)).
3) Согласно ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
Уведомление должника о переходе права имеет для него силу независимо от того, первоначальным или новым кредитором оно направлено. Должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до предоставления ему доказательств перехода права к этому кредитору, за исключением случаев, если уведомление о переходе права получено от первоначального кредитора (ст. 385 ГК РФ).
Из приведенных норм, а также из ст. 312 ГК РФ следует, что с момента надлежащего уведомления о состоявшейся уступке должник обязан осуществить исполнение именно новому кредитору (смотрите также п.п. 19-22 постановления Пленума ВС РФ от 21.12.2017 N 54).
В заключение отметим, что сами по себе приведенные в вопросе обстоятельства не свидетельствуют о том, что уплата обществом долга новому кредитору повлечет неблагоприятные последствия для общества.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

Полное описание

Защита кредиторов ликвидированного предприятия возможна только путем обжалования ненормативного акта регистрирующего органа – решения о внесении сведений в ЕГРЮЛ. Данное право кредитора закреплено в ч. 1 ст. 198 АПК РФ, где указано условие обжалования, а именно – не соответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и нарушение им прав и законных интересов кредитора в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оспаривание ликвидации предприятия в соответствии с действующим законодательством возможно, но представляется достаточно проблематичным. Это связано с рядом материально- и процессуально-правовых трудностей, которые возникают в процессе оспаривания и обусловлены последствиями такого оспаривания.

Сугубо процессуальная проблема заключается в том, что в момент оспаривания предприятие уже ликвидировано, и привлечь его к участию в деле невозможно. Но в соответствии со ст. 270, 288 АПК РФ отсутствие привлечения компании является безусловным основанием для отмены решения суда.

Что касается материально-правовых оснований, то первое, на что стоит обратить внимание, это установленный в п. 4 ст. 198 АПК РФ срок, в течение которого может быть подано заявление в суд об оспаривании ненормативного акта регистрирующего органа. Указанный срок составляет три месяца, с момента, когда организации стало известно о нарушении прав и законных интересов. Определить данный момент достаточно сложно, т.к. созданная в процессе ликвидации ликвидационная комиссия обязана в течение двух месяцев опубликовывать данные о ликвидации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 ст. 63 ГК РФ). Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица. Поэтому вероятность того, что кредитор не знал о проходящей ликвидации, практически равна нулю. И, следовательно, уложиться в трехмесячный срок достаточно проблематично, учитывая, что решение о внесении записи в ЕГРЮЛ уже вынесено, вступило в силу и выдан исполнительный лист. А данные процессуальные действия чаще всего бывают затянуты по времени более, чем на три месяца.

Вместе с тем в ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрен специальный срок. В статье указано, что исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

В большинстве случаев течение указанного срока давности начинается с момента официального опубликования решения регистрирующего органа об исключении недействующего предприяти в Вестнике государственной регистрации. Именно с этого момента лицо должно было узнать о нарушении своего права. При этом в каждом конкретном случае суд оценивает все обстоятельства, в том числе и определяет момент начала и окончания течения срока исковой давности, предусмотренного настоящей статьей. По истечении срока исковой давности указанные лица утрачивают право на судебное обжалование решения регистрирующего органа, за исключением случаев, когда пропущенный срок восстанавливается на основании судебного акта (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.02.2010 по делу № А53-9580/2009).

Представляется, что в данном случае должен применяться годичный срок, указанный в ФЗ 08.08.2001 № 129-ФЗ, в качестве специальной нормы, установленной для оспаривания решения налогового органа о ликвидации ЮЛ.

Как показывает судебная практика, случаи удовлетворения требований кредитора о признании решения налогового органа недействительным имеют место (Постановление ФАС Московского округа от 22.09.2011 по делу № А40-22042/11-84-1, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2011 по делу № А78-2635/2010). Наиболее распространенным основанием для удовлетворения является несоблюдение установленных законом требований к процедуре ликвидации. В качестве примера выступает представление документов, свидетельствующих об отсутствии имущества у ЮЛ, в то время, как суд установил наличие такого имущества (Постановление ФАС Московского округа от 11.10.2010 № КГ-А40/9931-10,2 по делу № А40-72974/09-120-387). Также в случае предоставления обществом недостоверного ликвидационного баланса и невыполнении своих обязательств перед кредиторами суд отказал в признании незаконным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией общества (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2010 № 09АП-11430/2010 по делу № А40-3235/10-149-46).

Отдельно необходимо указать, что до внесения сведений в ЕГРЮЛ о ликвидации кредитор предъявляет свои требования к ликвидационной комиссии, как единственному действующему органу ЮЛ в период ликвидации. После внесения сведений в ЕГРЮЛ обращаться нужно уже к налоговому органу, который произвел соответствующую запись о ликвидации.

Второй вопрос, вызывающий трудность, заключается в отсутствии имущества у вновь восстановленного предприятия. В случае, если суд примет решение о том, что внесение записи в ЕГРЮЛ было осуществлено с нарушением закона, и запись будет отменена, то юридическое лицо будет считаться вновь действующим. Но главная задача, стоящая перед кредитором, а именно получение определенной задолженности от ликвидированного предприятия, не может быть достигнута по причине отсутствия у последнего имущества. Анализ действующего законодательства позволяет говорить, что оно не содержит прямого указания на обязанность вернуть или право истребовать имущество, которое было распределено в процессе ликвидации предприятия. Данный механизм просто не предусмотрен действующим законодательством.

Оспаривать сделки по отчуждению и признавать их недействительными нет никаких оснований. Нельзя также истребовать имущество из чужого незаконного владения или от добросовестного приобретателя. Нет причины говорить и о том, что распределенное имущество можно рассматривать как неосновательное обогащение, и как следствие об обязанности его вернуть.

Таким образом, вернуть имущество восстановленному юридическому лицу невозможно, и тем более нельзя говорить о каком-либо автоматическом возвращении распределенного ликвидационной комиссией имущества, имевшегося у общества на момент принятия решения о ликвидации.

Между тем один из основных признаков юридического лица состоит в том, что общество имеет «обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом» (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Во исполнение данной нормы суды отказывают в удовлетворении различных требований к ликвидированной организации, например, о признании сделки недействительной (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.03.2010 по делу N А17-6805/2008), по трудовым спорам (Апелляционное определение Омского областного суда от 21.11.2012 по делу N 33-7307/2012).

В момент завершения ликвидации юридического лица прекращается его правоспособность (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
И, как следствие, признание записи в ЕГРЮЛ недействительной и восстановление ЮЛ, не является автоматическим основанием удовлетворения требований кредитора. Это невозможно осуществить по причине отсутствия у ЮЛ имущества.

Отдельно нужно указать, что на момент восстановления юридического лица его органы оказываются не сформированными, т.к. в процессе ликвидации действует ликвидационная комиссия, которая и является органом ЮЛ. Говорить об автоматическом восстановлении прежних органов нет законных оснований. В конечном счете в юридическом лице помимо отсутствия имущества и сформированных органов не будет и ликвидационной комиссии.

Проведенный анализ свидетельствует о многочисленных дефектах, неизбежных при проведении процедуры восстановления юридического лица.

На основании вышеизложенного следует констатировать, что действующее законодательство не предусматривает не только механизма восстановления юридического лица, но и последствий данных действий. Нельзя забывать, что как технически, так и юридически очень сложно себе представить такой институт, как восстановление юридического лица без восстановления его имущества, которое получило уже новых собственников.

На основании изложенного можно прийти к выводу, что оспаривание решения налогового органа о ликвидации ЮЛ не будет способствовать удовлетворению требований кредитора. Это обусловлено отсутствием имущества у ЮЛ, которое может быть восстановлено.

Юридическая фирма

Ликвидировать (закрыть) фирму могут не только учредители общества в добровольном порядке по своему желанию, но и налоговый орган может исключить общество из ЕГРЮЛ как недействующее. При этом долги кредиторам и участникам общества не выплачиваются, фирму просто исключают из реестра ЕГРЮЛ, таким образом фирма считается закрытой по инициативе налоговой.

При каких условия налоговая исключает ООО из ЕГРЮЛ

Для того, чтобы налоговый орган признал ООО недействующей, необходимо чтобы выполнилось одно из условий:

  • ООО в последние 12 месяцев не представляет налоговую и бухгалтерскую отчетность;
  • по расчетным счетам ООО не было ни одного денежного движения;
  • Юридический адрес общества признали недостоверным и в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности более шести месяцев.

Если у общества есть задолженность перед бюджетом по налогам и взносам, которая не гаситься в течении 3-х календарных месяцев, то налоговый орган вправе обратиться в суд с требованием признать данное общество банкротом. Однако на практике, налоговой инспекции не выгодно данное мероприятие, так как такие долги признаются безнадежными и не подлежат возврату.

Как налоговая исключает ООО из ЕГРЮЛ

Если одно из вышеперечисленных условий имеет место быть, налоговый орган вправе ликвидировать ООО в добровольном порядке.

О предстоящем исключении фирмы из реестра ЕГРЮЛ должны узнать ее потенциальные кредиторы. Для этого налоговая размещает текст решения в журнале «Вестник государственной регистрации». Сообщение в журнале приравнено к уведомлению заинтересованных контрагентов ликвидируемой компании.

Если в течение трех месяцев после публикации ни один из кредиторов не прислал налоговой заявление о своих требованиях, такая организация исключается из реестра ЕГРЮЛ. Таким образом фирма считается ликвидируемой.

Последствия для ООО, которую ликвидировала налоговая

За коммерческую деятельность фирмы отвечают учредители и гендиректора компании. Если компанию ликвидировала налоговая инспекция, вывод один: ее бросили и не захотели добровольно ликвидировать ее собственники. Наказание от государства в этом случае следующее:

  • учредитель исключенной из реестра ЕГРЮЛ, владевший более 50 % доли в обществе, при наличии долгов по налогам, сборам и взносам в бюджет на момент закрытия, в течение трех лет не сможет зарегистрировать новую компанию, стать участником уже действующей организации, и не имеет право назначаться директором;
  • аналогичный запрет на открытие новой фирмы, руководство ею и покупку доли в другом юридическом лице распространяется и на генерального директора недействующего ООО, которое закрыла инспекция.

Принято решение о предстоящем исключении недействующего юрлица из ЕГРЮЛ

Можно ли отменить решение о предстоящем исключении фирмы из ЕГРЮЛ? Ответ — можно!

Если ООО исключают за недостоверный юридический адрес, то в срочном порядке нужно сменить юридический адрес, после смены, которая занимает полторы недели запись о недостоверности адреса и запись о предстоящем исключении автоматически уберут.

Стоимость — 6 000 руб. (все включено, включая подготовку заявления на регистрацию изменений, протокола или решения, новой редакции устава, подачу документов в налоговую без вашего участия) Срок регистрации — 7 дней

Если исключают ООО как недействующее, то отменить можно двумя способами:

1) административный порядок обжалования путем подачи в налоговую заявления по форме Р38001.

Заключается в подаче заявлении об оспаривании государственной регистрации исключения недействующей компании в налоговую инспекцию, которая занимается ликвидацией общества.

К заявлению необходимо приложить документы, которые будут свидетельствовать о вашей правоте и просьбе.

Заявление могут подать кредиторы ООО, собственники (учредители) и даже работники фирмы. Через 5 рабочих дней налоговая инспекция выносит заключительное решение, если оно вас не устраивает, то следующий способ обжалования — Судебный порядок.

2) судебный порядок обжалования.

Обращение (исковое заявление) составляется в письменной форме или с помощью сервиса «Мой арбитр».

При обращении в суд оплачивается госпошлина в размере 3000 рублей для юридических лиц. Дело разбирается в срок не более 3 месяцев с даты поступления заявления. Решение суда вступает в силу сразу же после его принятия (ч. 7 ст. 201 АПК РФ).

Содержание искового заявления:

  • название суда;
  • данные заявителя, место его нахождения или жительства, телефоны, электронная почта;
  • наименование налогового регистрирующего органа;
  • реквизиты решения, номер и дата записи в реестре, которые оспариваются;
  • описание ситуации, какие права и законные интересы затронуты решением/действием;
  • информация о том, каким нормативным актам не соответствует решение/действие. В частности, они могут противоречить п. 1, 2, ст. 21.1, п. 7 ст. 22 закона № 129-ФЗ. Также при несоблюдении правил публикации решения о предстоящем исключении речь идет о нарушении п. 3 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ.
  • требование о признании незаконным:
  • решения инспекции о предстоящем исключении из реестра;
  • действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности организации.

И обязательно указываете перечень приложений.

Прикладываются к заявлению в силу ч. 2 ст. 199, ст. 126 АПК РФ:

  • квитанция об оплате госпошлины;
  • доказательства по доводам заявителя (перечень зависит от доводов);
  • копия документа о регистрации ООО или ИП (например, лист записи о регистрации ООО);
  • доверенность;
  • выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о заявителе и органе, решение которого оспаривается;
  • копия оспариваемого акта.

Итак, делаем краткий вывод: если вашу ООО исключают из выписки ЕГРЮЛ (появилась запись об исключении) то можно все решить в досудебном порядке, написав жалобу в налоговый орган или уже воспользоваться услугами арбитражного суда. В первом случае-все пройдет быстрее и без госпошлины, если же действовать через суд- то есть вероятность добиться желаемого положительного результата.

Ликвидация ООО налоговой последствия для учредителей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *