Личные качества лидера

АНАЛИЗ ЛИДЕРСТВА В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ

Лидерство в современном мире является одним из важнейших источников управления. А успех компании во многом зависит от того, насколько эффективно лидер выполняет свою роль. В России действует множество крупных компаний, которые занимают лидирующие позицииПоэтому, безусловно, вопрос руководства его анализ является одним из наиболее актуальных и дискуссионных вопросов.

Объект исследования: глобальное лидерство

Предмет исследования: лидерство в российских компаниях

Цель исследования: изучить теоретические аспектыодной из основных функций управления – лидерство и провести анализ реализации и развития лидерства в российских компаниях.

Задачи работы формируются в соответствие с целью:

  1. Рассмотреть подходы к изучению лидерства и основные теории
  2. Выделить особенности лидерства в российских компаниях и причины, тормозящие его развитие
  3. Провести анализ реализации лидерства в российских компаниях
  4. На примере нескольких компаний составить сравнительные характеристики лидерства, реализованного в них.

Теоретические основы лидерства

Сущность понятия «лидерство»

Безусловно, проблема лидерства в организации – одна из важнейших в современном бизнесе.Лидерство выступает одной из основополагающих функций менеджмента и значение его постоянно возрастает. Все вопросы, касающиеся организационных изменений в компании, являются основными элементами, рассматриваемые в концепции лидерства.

Каждая организация стремится достичь максимально эффективной и результативной деятельности.А руководитель в свою очередь способствует достижению поставленных целей: он ежедневно имеет дело с сотрудниками компании и ведет переговоры с членами других организаций, стремится оказать на них свое влияние или воздействия, чтобы побудить их к эффективной работе.

Так какой же смысл вкладывают в понятие «лидерство»? «Под лидерством (руководством) понимается использование влияния менеджера для мотивации работников к достижению целей организации».

Концепции изучения лидерства

Основными подходами к изучению лидерства являются: поведенческий, ситуационный и основанный на личностных качествах.

Рассмотрим каждый более подробно, выделяя теории, на которых они базируются.

Подход, основанный на личностных качествах лидера

Концепция личных качеств основывается на идее существования определенного набора личных качеств, который является общим для всех лидеров.

Рассматривая подход, основанный на личностных качествах необходимо обратить внимание на теорию лидерских качеств Стогдила. В 1948 году он пришел к выводу, что лидеру присущи пять главных качеств: ум, господство, уверенность в себе, активность и энергичность, знание дела.

Однако стоит отметить, что личные качества не гарантируют успех в руководстве, на эффективность лидера в значительной степени влияют множество других факторов. Но не стоит забывать о том, что в рамках данного подхода была выстроена научная база для осуществления процесса приема на работу персонала и его дальнейшего продвижения по личным качествам.

Поведенческий подход

Безусловно, личностные качества лидера играют огромную роль в его деятельности. Но все же важнее, не то, что представляет собой личность лидера, а то, как данная личность себя ведет и что делает. Вследствие данного утверждения, исследователями лидерства было предложено несколько теорий, описывающих поведение лидера, которое можно охарактеризовать как стиль лидерства.

Основными моделями лидерства, характеризующие поведенческий подход являются: теория » Х и Y» Д. МакГрегора, теория стилей лидерства К. Левина, континуум лидерского поведения Танненбаума – Шмидта, управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутона, исследования стилей лидерства университета штата Огайо и др.

Рассмотрим лишь те, которые вызывают наибольший интерес в нашем исследовании.

Первым, кто дал определение и классификацию стилей лидерства был Е. Левин. Автор теории выделял три стиля: авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный стиль опирается на законные принуждения и возможность

влиять на других людей. Порой такие лидеры ведут себя агрессивно по отношению к подчиненным. К характерным признакам авторитарного стиля также относятся строгий контроль и дисциплина, ориентация только на результат и отрицание социально-психологических факторов. Хотя данный стиль лидерства отлично подходит для кризисных ситуаций, постоянное его использование нерационально.

Демократический стиль лидерства характеризуется коллегиальностью, то есть лидер разделяет со своими подчиненными процесс принятия решений, доверием, самодисциплиной, поощрением лидером своих подчиненных, инициативой и ответственностью. Данный стиль ориентирован не только на сам результат, но и на способы его достижения.

Либеральный стиль лидерства можно охарактеризовать незначительным влиянием лидера на группу либо полным его отсутствием. Главным отличием от других стилей является то, что руководитель пассивен и предоставляет подчиненным полную свободу действий.

Однако данная теория не получила широкого распространения. И были предприняты попытки усовершенствовать поведенческий подход к изучению лидерства.

Позднее У. Шмидт и Р. Танненбаум предложили модель «континуум лидерского поведения», которая показывает, что лидер имеет широкий спектр образцов поведения по отношению к своим последователям. Важной особенностью подхода Танненбаума-Шмидта был акцент на том, что стиль лидерства должен выбираться в зависимости от того, каков источник полномочий лидера. Если власть лидера основывается преимущественно на его личностных качествах, то поведение лидера в большей степени демократическое и ориентировано на отношения; лидер при этом предоставляет последователям большую свободу действий и считает, что они обладают способностью к самоуправлению в условиях правильного мативирования. Авторитарный же стиль лидерства ориентирован на решения задач, последователям лидер предоставляет наименьшую свободу действий.

А наибольшую популярностьсреди теорий в поведенческом подходе к изучению лидерства получила «Управленческая решетка» Р.Блейка и Дж. Моутона. «Управленческая решетка» представляет собой матрицу, горизонтальная ось которой отражает интерес лидера к производству(увеличивается по шкале от 1 до 9), а вертикальная — его интерес к людям( увеличивается от 1 до 9).

Наилучшем стилем управления в данной системе выступает групповое управление(9,9). Отношения при таком стиле управления строятся на доверии и уважении. Несмотря на это, изменения в организации могут потребовать смены стилей лидерства. И тогда перед нами возникает вопрос: чем же следует руководствоваться при выборе стиля лидерства? Ответить на него нам помогут теории ситуационного лидерства.

Ситуационный подход

В ситуационном подходе к изучению лидерства полностью отвергаются личностные и поведенческие качества руководителя.

К основным теориям ситуационного лидерства относятся: модель руководства Ф. Фидлера, подход «путь-цель» Т. Митчела и Р. Хауса, модель ситуационного лидерства П. Херсеяи К. Бланшара (теория жизненного цикла), модель принятия решений В. Врума и П. Йеттона и др.. Для проводимого исследования наибольший интерес представляет теория теория жизненного цикла.

Теория основана на том, что стиль лидерства зависит от «зрелости». Зрелость включает две составляющие: профессиональную (квалификация, опыт, навыки) и психологическую (мотивированность работника). В соответствии уровню зрелости в данной теории выделяются четыре типа лидерства:

S1 – высокая ориентация на задачу и низкая на людей (давать указания);

S2 – одинаково высокая ориентация на задачу и людей (продавать);

S3 – низкая ориентация на задачу и высокая на людей (участвовать);

S4 – одинаково низкая ориентация на задачу и людей (делегировать).

Несомненно, ситуационный подход имеет большое значение, так как теории, лежащие в его основе, определяют эффективные стили лидерства в зависимости от конкретной ситуации. Согласно данному подходу единый универсальный стиль лидерства отсутствует, и руководитель должен обладать гибкостью и умением приспосабливаться к конкретной ситуации.

Лидерство в российских компаниях

Рассмотрев теоритическую часть исследования, перейдем к анализу лидерства в российских компаниях.

Проводя анализ, необходимо уделить внимание развитию лидерства в России.Перед российскими компаниями сейчас стоит ключевая задача – развитие лидерского потенциала на всех уровнях организации. Для достижения данной цели многие топ-менеджеры приглашают зарубежных специалистов, которые бы смогли внести и свой вклад в развитие лидерства и корпоративной культуры.

Из истории развития российского бизнеса мы можем понять, что страна обладает мощным потенциалом для развития лидеров. Дух предпринимательства за десятилетия существования в стране плановой экономики не погиб. Время после распада СССР показало, что в России бизнес-лидерыспособны составить конкуренцию на глобальном рынке.

Порой удивляет, какой волей к победе обладают российские бизнесмены, они привыкли добиваться своей цели любой ценой. Перед сложностями они отступать не привыкли, чему содействует также высокая вера в свои силы и желания действовать.

Однако в российских компаниях существуют некоторые особенности, затормаживающие процесс развития лидерства:

Личные отношения находятся в приоритете над профессиональными( в российских компаниях зачастую складывается иерархия, основанная на личных связях противоречащая профессиональным требованиям);

Большинство российских бизнес-лидеров не умеют работать в команде и налаживать командный подход в организации;

Так как в российских компаниях остается актуальна проблема коррупции на разных уровнях организации, руководители применяют тотальный контроль. Такие методы препятствуют децентрализации и делегированию полномочий, необходимых для развития лидерства;

Во многих российских компаниях нет достаточного опыта в развитии персонала.

Российским компаниям необходимо как можно раньше осознать, основные препятствия, тормозящие развитие лидерства, тогда и процесс развития лидерского потенциала у бизнесменов не заставит себя ждать.

Но какие методы необходимо предпринять для его развития?

Для начала российским компаниям необходимо провести децентрализацию и делегирование полномочий, отказаться от иерархичного контроля, как традиционного метода повышения ответственности сотрудников. Эффективной мотивацией для сотрудников послужит распределение полномочий и ответственности.

Одним из обязательных методов должно также послужить развитие лидерского потенциала на всех уровнях организации.

Первостепенной задачей для руководителей российских компаний должно стать развитие и воспитание будущих лидеров.

Но и наконец, топ-менеджеры должны работать над собой, развивая в себе качества лидера (например, при помощи ситуационных теорий лидерства).

Анализ развития и реализации лидерства в российских компаниях

Первый аспект в нашем анализе развития и реализации лидерства в Российских компаниях состоит в рассмотрении вопроса «А нужны ли вообще российским компаниям лидеры?» Возьмем за основу нашего анализа исследования «Лучшие компании в развитии лидеров в России 2011», проводимые «Малакут — HR-исследования и решения».

Рис.1 «Нужны ли российским компаниям лидеры?»

Рис.2 «Нужно ли развивать лидерство в российских компаниях?»

На основании проведенного исследования были составлены две диаграммы, показывающие, как сотрудники компании относятся к необходимости лидеров и их развитию. Из анализа полученных данных были сделаны выводы:1) опрошенные на 100% не уверены в необходимости лидеров и их развитии; 2)положительной тенденцией является то, что руководители компаний осознают значимость лидеров. По данным 2 таблицы видно, что в вопросах развития лидерства четкого мнения руководители не имеют; 3) Поэтому мы наблюдаем явный разрыв между необходимостью в лидерах и их обучению и развитию в ряде компаний.

Итак, далеко не все убеждены, что российские компании нуждаются в лидерах, но еще меньше придерживаются мнения о развитии лидерства.

Сравнение лидерства в МТС, Сбербанк и ОАО «Магнит»

Данные компании были выбраны не случайно, так как именно они занимают лидирующие позиции на рынке товаров и услуг, как в России, так и за рубежом. А их руководители – яркие представители лидеров. Так как же в них реализуется и развивается лидерство? Проведя небольшое исследование, представим сравнительные характеристики в области реализации лидерства и его стилях в трех представленных компаниях.

Начнем мы с компании МТС, которая вошла в пятерку лучших по результатам исследования «Кто лучший в развитии лидеров в России». За основу анализа был взят кейс компании МТС на портале Trainings.ru , проекты компании по развитию лидерства, а также опубликованное в «Вестнике McKinsey» интервью экс-президента организации Василия Сидорова, в котором он рассуждает о проблеме развития лидерства.

На основании исследованных материалов удалось узнать, что:

Развитию эффективного лидерства в компании уделяют огромное значение. В МТС существуют несколько программ по развитию лидерского потенциала сотрудников: «Академия успеха», созданная для директоров регионов и их преемников и уникальный проект «ДНК лидерства МТС», направленная на развитие ключевых руководителей.

В компании действует как культура развития лидерства, так и культура лидерства. Культура лидерства отражена в слогане компании «На шаг впереди».

Говоря о теориях, которые легли в основу программ по развитию лидерства, то в компании придерживаются нескольких, а именно: ситуационного подхода и подхода «поддерживающего» лидерства, т.е. руководитель всячески помогает сотрудника компании развиваться и развивает их для достижения эффективности и результативности.

Экс-президент компании, отвечая на вопрос о стиле управления, отметил, что не придерживается жесткого иерархического управления. Он старается выслушать сотрудников, позволяет им высказаться и применяет командный подход к обсуждению различных аспектов деятельности организации.

Сопоставляя проанализированные материалы с теоритическими данными, сделаем вводы: стиль лидерства – демократический, управление соответствует наилучшему типу – групповому управлению, а тип руководства по теории жизненного цикла – делегирующий.

Рассмотрим теперь, как реализуется лидерство в компании Сбербанк.

Изучив стратегию развития Сбербанка на 2014-2018 года, выяснилось:

Деятельность банка базируется на трех важных ориентирах: «Я – лидер», «Мы – команда», «Все – для клиента». Именно под ориентиром «Мы – команда» и кроется реализация лидерства.

Под лидерством в Сбербанке понимается «готовность принимать на себя ответственность, постоянное развитие и совершенствование». Руководство компании подчеркивает, что лидерство должно реализоваться на всех уровнях организации – «наша задача, чтобы сотрудники были лидерами вне зависимости от занимаемой ими должность, активными участниками процессов развития и улучшения работы Банка», а также «эффективными руководителями». Главная задача Сбербанка – работать на общий результат сплоченной командой и помогать расти и развиваться коллегам.

Что касается программ по развитию лидерства то в Сбербанке, то к компании их множество: от деловых игр до семинаров западных преподавателей и тренеров.

Итак, бесспорно то, что в компании руководство применяет демократический стиль лидерства, ориентированные на отношения; в Сбербанке придерживаются наилучшего стиля управления – групповое управление (по «управленческой решетке» Р. Блейка и Дж. Моутона).Ориентируясь на модель ситуационного лидерства П. Херсея и К. Бланшарда, можно сказать о делегирующем типе руководства в компании.

Что же касается реализации лидерства в ОАО «Магнит», то она явно находится на порядок ниже, чем в МТС и Сбербанк.

Проанализировав интервью Сергея Галицкого, лидера компании «Магнит» в программе «Капиталисты на Дожде, были полученные следующие данные:

Сергей Галицкий придерживается мнения, что лидерами рождаются, а не становятся, и только 3-4% людей имеют дар топ-менеджера или лидера.Он выделил ключевые качества, которыми должен обладать управленец, к которым относятся: готовность учиться, открытое сознание, энергичность. Несмотря на то, что четкого ответа о программах развития лидерства получить не удалось, стоит отметить, что руководитель стремится создать мягкий климат для работников, чтобы они чувствовали себя внутри компании как в семье.

В программе также были представлены мнения сотрудников компании. Все сотрудники убеждены, что Сергей Галицкий проявляет мягкое отношение к сотрудникам, он старается вовлечь подчиненных в детальные обсуждения стратегий, изменений в компании, предоставляет им право принимать решения, а также оставляет и право на ошибку. Сам же руководитель ОАО «Магнит» подчеркивает, что раз топ-менеджеры проявляют желание дополнительно работать, то его стиль управления выбран правильно. Итак, мы получили такие результаты: стиль управления – демократический, тип руководства – ориентация в равной высокой степени, как на задачу, так и на отношения, стремление к групповому управлению, но пока он в компании Магнит не достигнут, стиль управления – «управление посередине».

Обобщив полученные данные, построим таблицу, отражающую сравнительные характеристики реализации лидерства в трех компаниях.

Таблица.1 «Сравнительный анализ реализации лидерства»

Название компании

МТС

Сбербанк

Магнит

Проекты по развитию лидерства

«ДНК лидерства МТС»

от деловых игр до семинаров западных преподавателей и тренеров

Нет четких программ по развитию лидерства

Стиль лидерства

демократический

Демократический, ориентированный в большей степени на отношения

демократический

Тип руководства

Делегирующий(S4)

Делегирующий(S4)

Высокая ориентация и на задачу и на отношения (S2)

Лидерское поведение

Групповое управление

Групповое управление

Управление посередине

Таблица 1. (продолжение).

Заключение

В заключение необходимо сказать, что достигая поставленных задач, мы пришли к выводу, что главная цель, стоящая перед российскими компаниями сегодня – достижение эффективного развития лидерства на всех уровнях организации, как это происходит в Сбербанке и МТС. Для ее реализации компаниям следует разработать четкие программы по развитию лидерства, а также провести опросы сотрудников об их видениях на систему управления в компаниях. Также руководителям компании стоит пересмотреть свои взгляды на иерархичную структуру руководства и тотальный контроль и стараться открывать более широкие горизонты сотрудникам в структурных проблемах организации.

Поделиться в соц. сетях

Библиографический список

  1. Гришакова Н., Ужакина Ю. «Нужны ли компаниям лидеры?» // «Малакут —HR-исследованияи решения» URL: (дата обращения 15.01.2014).
  2. Дафт Р. Л. Менеджмент. 6-е изд. /Пер. с англ. – СПб.:Питер. – 2007. – Т. 832. – С. 572.
  3. Лучшие в развитии лидеров в России. Кейс компании МТС 2011URL: (дата обращения 19.01.2014).
  4. Мельников О.Н.,Ларионов В.Г.Подходы к изучению лидерства и лидерских качеств // Российское предпринимательство. 2001. № 5 (17). c. 54-58.
  5. Стратегия развития «Сбербанка» на период 2014-2018 гг. // URL: (дата обращения: 24.01.2014).
  6. Эберхард фон Лёнайзен Развитие лидерства: российский контекст // Вестник MacKinsey2004 №1 (6) С. 7-22.
  7. Эберхард фон Лёнайзен, Аузан В. Интервью: СломатьИерархию // ВестникMacKinsey 2004 №1 (6) С. 91-100.
  8. Hersey, P. and Blanchard, K. H. Life cycle theory of leadership. Training and Development Journal, 23 (5), 26–34.
  9. Lewin, K. Lippitt, R. & White, R.K. Patterns of aggressive behavior in experimentally created “social climates,” Journal of Social Psychology, 10, 271-299.
  10. Stogdill, R. Personal factors associated with leadership: A survey of the literature. Journal of Psychology, Vol.25,P. 35-71.
  11. HenmanLinda. D, Ph. D. Leadership: Theories and Controversies. // URL(дата обращения 17.01.2014).
  12. Linda Smircich Gareth Morgan Leadership: The Management of Meaning the journal of Applied Behavioral Science 1982 Vol. 18 (3) P. 257-270.
  13. Видео интервью Сергея Галицкого в программе капиталисты на Дожде.URL: (дата обращения 17.01.2014)

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Зеленкова Анастасия Сергеевна»

>НИКОЛАЙ СЫСОЕВ

Как стать лидером

Один из вопросов, который задавали себе большинство исследователей: «Лидерами рождаются или становятся?». Как ты ответишь на этот вопрос? Мое мнение, что лидерами становятся. Любой может стать любым. Но не сразу! В подтверждение этому есть большое количество примеров людей, которые слепили себя своими собственными руками и стали лидерами во многих областях. Да, лидерские потенциал может и есть у определенного процента людей, но сам потенциал еще не является гарантией, что человек станет настоящим лидером по жизни.

Понятие лидерства довольно широкое и неоднозначное. Поэтому я приводить его не буду. Лучше прочитай вот эту цитату.

У лидера есть две важные черты; во-первых, он сам куда-то идет, во-вторых, он может повести за собой людей.

— Максимилиан Робеспьер, один из лидеров Великой Французской революции

Более важным является понимание, как необходимо развиваться, чтобы стать лидером. А для этого следует пройти определенные этапы развития личности успешного лидера. И всего их 4.

Сам себе лидер. Это нулевой уровень, являющийся предпосылкой для становления лидера. Здесь необходимо понимать себя, брать ответственность за свою жизнь, уметь мотивировать и дисциплинировать себя, ставить цели и достигать их.

Лидер в ситуации. Это первый уровень — лидерство на микроуровне, когда человек берет на себя ответственность за действия целой группы в какой-либо ситуации. Такое лидерство мы больше всего видим в детстве или юношестве, когда среди друзей в компании появляется лидер.

Лидер в коллективе. Это второй уровень – лидерство уже на более высоком уровне. Такое лидерство предполагает решение более важных и сложных целей. Как правило, лидерские качества начинают остро проявляться именно на это уровне от 20 до 30 лет, когда человек устраивается на работу.

Лидер в команде. Это третий уровень – лидерство на макроуровне. У человека появляется амбициозная цель в жизни и он собирает команду для ее достижения. Для успешного руководства на этом уровне требуется развитие определенных лидерских качеств.

Естественно, я думаю, что ты хочешь дойти до последнего уровня! Поэтому теперь поговорим о том, какие качества необходимо развивать, чтобы стать лидером.

Скачай мою книгу, которая поможет тебе достичь счастья, успеха и богатства

1 уникальная система развития личности

3 важных вопроса для осознанности

7 сфер для создания гармоничной жизни

+ секретный бонус для читателей

уже скачали 7 259 человек

С этого навыка и начинается лидерство. В основе видения лидера должна быть идея создания или реформирования чего-либо. Видение позволяет создавать образ нового и помогает рисовать картины будущего, выстраивая перспективы. Благодаря этому лидерскому качеству лидер может поставить глобальную и дерзкую цель. Умение создавать видение поможет ему сплачивать и вдохновлять людей, возбуждая у них желание следовать за ним. В отличие от фантазера или фантаста лидер постоянно задает себе один очень важный вопрос: «А как это сделать реальностью?». И здесь уже можно переходить к следующему лидерскому качеству – умению ставить цели.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Целеполагание позволяет лидеру сформулировать свое видение в совершенно конкретный осязаемый результат. Этот лидерский навык позволяет ясно видеть цель, а не только отдаленные перспективы. Когда сформулирован результат деятельности, то цель становится четкой, понятной, ясной. Цель лидера всегда должна быть амбициозной, она должна содержать в себе вызов! Такой подход дает определенное состояние – состояние страстности. Именно поэтому лидер достигает намного больше, чем многие другие люди.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ ИЛИ НАСТОЙЧИВОСТЬ

Лидерское качество, которое позволяет, столкнувшись с трудностями, не останавливаться, а находить решения задачи и двигаться дальше. Преград не существует, есть недостаточное количество ресурсов на данный момент времени. Достаточно проявить настойчивость и собрать их, двигаясь дальше, пока результат не будет достигнут. Перепрыгнуть пропасть на 98% и на 100% — не одно и то же. Не путай целеустремленность с упрямство и упертостью. Для развития настойчивости помни, что не бывает поражений, а есть только обратная связь, которая помогает тебе получить опыт и сделать необходимые выводы на пути достижения цели.

ГИБКОСТЬ

В процессе движения к цели лидер должен проявлять гибкость. Это возможность обладания большим количеством стратегий и выборов. Это позволяет в каждой конкретной ситуации поступать наиболее эффективно. Одной из разновидностей гибкости ума и поступков является умение выйти за рамки системы. В качестве рекомендаций по развитию этого лидерского качества, ставя перед собой цель, необходимо представить как минимум 3 пути ее достижения и попытаться определить оптимальный. Помни, что самый прямой путь не всегда короткий! Найди интересный путь достижения, по которому еще никто не ходил.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

В современном мире ценность этого лидерского качества очень высока. Быть коммуникабельным важно не только в качестве лидера, но и в любых других ситуациях. Умения эффективно общаться с необходимыми тебе людьми – залог успеха. Выделим несколько значимых элементов. Это умение быстро устанавливать контакт, располагать к себе собеседника, слушать и слышать, умение задавать вопросы и получать информацию. Коммуникабельность позволит создавать тебе нужные связи в нужное время для более эффективного достижения цели. В современном мире это называется нетворкинг.

УМЕНИЕ МОТИВИРОВАТЬ И ВДОХНОВЛЯТЬ

Умение мотивировать заключается в создании импульса действия, стимулирующего как самого себя, так и других. Обычно выделяют 2 типа мотивации: «От» и «К». От страха или К любви. От минуса или К плюсу. В разных ситуациях необходимо применять разную мотивацию. Более эффективным будет их чередование. Вдохновение – это особый способ мотивации, позволяющий не просто создать кратковременный импульс, а устойчивую и долгосрочную мотивацию. Будущее должно быть настолько красочным и притягательным, что хочется попасть в него быстрее и погрузиться туда с головой. Лидер, обладающий хорошим видением, с большой легкостью сможет вдохновлять людей.

ОРГАНИЗОВАННОСТЬ

Очень важно лидеру уметь собирать команду из первоклассных профессионалов своего дела и организовывать сам процесс деятельности. Сюда входят такие качества, как планирование, делегирование, отметание лишних действий и так далее. Вся команда должна вместе с лидером работать на повышение основных показателей в дружественной обстановке. Этому помогает создание групповой работы, когда результат зависит от общий усилий. Это сближает членов команды и позволяет более эффективно справляться с поставленными задачами.

ПОДДЕРЖКА

Это лидерское качество как создателя и члена команды включает в себя способность оказать поддержку своим единомышленникам и последователям в трудной ситуации. Люди будут поддерживать именно такого лидера, который заботится не только о своих интересах, но и о них тоже. Без этого качества лидеру будет сложно держать свой авторитет. Движение к цели – это не только сложные задачи, но и еще прочные отношения.

ЦЕЛОСТНОСТЬ

Внутрення целостность – лидерский навык, который интегрирует все вышеперечисленные качества. Это создание баланса всех частей и проявлений человека. Личность является целостной, когда вся сущность человека направлена как поток в одном направлении, как будто подчинена единому замыслу. За лидером хочется идти тогда, когда он не просто знает, куда идти, но и транслирует это всей своей сущностью. Шагом к обретению целостности является осознание лидером своей миссии или собственной уникальности. Человек, обладающий пониманием своей миссии, знает или чувствует, что необходимо сделать, получая при это удовольствие от самого процесса собственной деятельности и жизни в целом.

УВЕРЕННОСТЬ

Уверенность определяется как базовое состояние, которое должно быть у лидера. Состояние уверенности связано с надежностью, кажется, что на такого человека можно положиться, ему можно доверять, за ним хочется идти. Уверенного человека можно определить по телу: расправленные плечи, стройная осанка, дыхание ровное, речь медленная и внятная, удержание взгляда на собеседнике. Все это относится к личностной уверенности. А есть еще духовная вера в положительный исход задуманного. Это уверенность напорядок выше первой. И не каждому ее удается развить.

ПРОАКТИВНОСТЬ

Лидер должен быть активным во всех отношениях. Он старается идти на полшага впереди времени. Ему необходимо обладать новейшей информацией и быть в центре потоков событий, с тем, чтобы действовать первым. В современном мире огромных скоростей промедление грозит проигрышем как в моральном, так и в финансовом эквиваленте, что в итоге превращается в упущенную выгоду. Только как поставлена цель начинается движение, а затем необходимо управлять всей системой на основе ключевых параметров по ходу движения.

САМООБЛАДАНИЕ

Лидерское качество, которым должен обладать каждый лидер. В понятие самообладания входит ряд таких качеств, как стрессоустойчивость, умение держать удар, выдержанность, которые связаны с критическими ситуациями и проявлением негативных эмоций. Давление извне может вызвать плохое самочувствие, апатию, раздражительность и даже гнев. Всегда будет появляться соблазн подавить в себе эмоции. Но этого делать совершенно не нужно. Что же делать? Стараться в них не попадать с самого начала. Но если стресс неизбежен? В состоянии стресса необходим применить дыхательную практику: глубокий вдох, задержка дыхания, глубокий выдох, улыбка. И так «по квадрату» до необходимого расслабленного или управляемого эмоционального состояния.

50 признаков лидера

1. Лидер – это, прежде всего, сильный характер.
2. Лидер не ждет приказа – лидер действует сам.
3. Лидера отличает от всех остальных смелость поступков.
4. Лидер, как правило, лидер во всем.
5. Лидер способен вести за собой тысячи.
6. У лидера много советчиков.
7. Лидерами не рождаются – лидерами становятся.
8. Все люди от рождения лидеры.
9. В корне лидерства лежит оптимизм.
10. Главный соперник лидера – это он сам.
11. Лидера отличают хорошее настроение и трезвый рассудок.
12. Лидер всегда знает, чего он хочет.
13. Лидер любит жизнь.
14. Уход лидера может стать причиной распада организации.
15. Лидер не боится разрушить, чтобы построить вновь.
16. Лидер, как правило, развит не только физически.
17. Лидер обладает теми качества, которыми не обладают те, кто его окружает.
18. Лидеру пытаются подражать.
19. Лидер знает, зачем просыпается.
20. Утверждения лидера не оспоримы.
21. Лидера может понять только другой лидер.
22. Лидеры не воюют друг с другом, а сотрудничают.
23. Лидер не стремится быть кем-то, он всегда остается собой.
24. Лидеру комфортно и одному.
25. Кризисы и перемены для лидера время – активных действий.
26. Главный авторитет для лидера – он сам.
27. Лидер не отрицает чужих мнений, за счет них он обосновывает свою точку зрения.
28. Для лидера нет сложностей – есть задачи.
29. Лидер успевает все.
30. Даже самый ярый неудачник рядом с лидером чувствует себя успешным.
31. Лидер всегда идет только вперед.
32. Хотеть быть лидером и делать для этого что-то, две разные вещи.
33. Лидерство – это, прежде всего, волевые решения.
34. Лидер – это человек не стандартных взглядов.
35. Лидер не воюет – он завоевывает.
36. Целый коллектив не может подавить волю лидера.
37. Настроение лидера создает настроение всем окружающим.
38. Лидер вдохновляет людей совершать подвиги.
39. Девиз лидера: «Один в поле воин».
40. Никто и ничто не заставит лидера свернуть с пути без его желания.
41. Только смерть может оставить лидера.
42. Лидер является эталоном веры.
43. Лидер смеется над трудностями.
44. Преграды в лидере пробуждают азарт и интерес.
45. Даже в спокойствии лидер остается лидером.
46. Лидер не напрягается – он живет.
47. Жизнь лидера всегда впечатляет.
48. Лидера нельзя создать по шаблону.
49. Лидерство периодически просыпается в каждом.
50. О лидерах складывают легенды.

5 обязательных качеств настоящего лидера

«Лидерство — это процесс социального влияния, которое позволяет одному лицу заручиться помощью и поддержкой других для достижения определенной цели»

— пишет Саймон Оутс (Simon Oates), автор блога Leadership Expert. Всем лидерам, независимо от того, компанией какого размера и направления они управляют, присущие конкретные черты характера. Например, лидер всегда должен быть уверен в собственных решениях независимо от давления, которое на него оказывается; должен быть смелый и уметь находить подход к другим людям.

Ниже приведены пять обязательных атрибутов, без которых лидер не может существовать.

1. У лидера всегда должно быть видение. Настоящий лидер всегда знает, чего он хочет достичь. Если у лидера нет видения — тогда у него нет и реального направления и цели. А только цель способна объединить вокруг себя последователей лидера. Если они не знают, куда двигаются — то очень быстро теряют веру в свое дело, а потом и у лидера.

2. У лидера должен быть план. Самой по себе наличие видения — мало. У лидера должен быть четкий пошаговый план достижения установленных целей. Такой план выступает своеобразным путеводителем, который, как компас, определяет направление движения в каждый конкретный момент времени. К тому же план (и успешное достижение краткосрочных целей) вселяет уверенность в последователей и мотивирует их на упорный труд.

3. Лидер всегда должен излучать оптимизм и уверенность. Эффективный лидер ни на минуту не сомневается, что он и его команда сможет преодолеть любые трудности, с которыми придется столкнуться. Его оптимизма должно хватать не только на себя, но и на последователей. Именно уверенность лидера не дает опустить руки его команде, когда компания сталкивается с трудностями, и помогает выходить из любых сложных ситуаций с высоко поднятой головой.

4. Лидер должен быть экспертом по коммуникациям. Если вы лидер имеете задатки лидера — тогда эффективные коммуникации должны стать вашим вторым «я». Именно благодаря сверхъестественным способностям к коммуникации и чувства других людей, лидеры вдыхают уверенность и лояльность в своих последователей и способны привести их к свершениям, которые недоступны другим людям.

5. Лидер должен сам быть примером того, что он проповедует. Настоящий лидер никогда не попросит другого сделать то, чего он не готов сделать сам. Поэтому говорят, что лидер руководит собственным примером. Не последнее значение имеет и тот факт, каким образом лидеру удалось достичь своего высокого статуса. Хорошо, если это был естественный развитие, сопровождавшегося упорным трудом и умением преодолевать трудности.

Категория: | Опубликовано 23.01.2011

Лидерские
качества

Альфа Леди — Энциклопедия мира женщины

Лидерские качества сегодня — одни из самых востребованных. Они требуются при трудоустройстве на более-менее престижную работу, их развитием предлагают заняться многочисленные тренеры личностного роста, об этих качествах говорят психологи.

Лидерские качества человека – безусловно, залог успешности его жизни. Однако, что же это за качества, являются ли они врожденными или их можно воспитать и развить? Как определить задатки лидерских качеств у детей и что делать взрослым, которые не чувствуют себя достаточно реализованными, успешными и гармоничными в своей семейной, профессиональной или социальной жизни?

Если говорить о лидерских качествах, требуемых для создания успешной карьеры, то черты, которые делают человека хорошим лидером, могут варьироваться в зависимости от организации, коллектива, руководителя и рабочего пространства, окружения, в котором человек работает.

Лидерство также имеет различные стили: вы можете быть одним из тех, кто предпочитает диктовать группе свое мнение и не прислушиваться к мнению других членов группы; руководить с помощью бюрократических или демократических процедур. В зависимости от стиля у человека преобладают те или иные лидерские качества.

«Каждый лидер имеет свой личный стиль лидерства, который является врожденным. Однако, поведение, отношение, методы и способы донесения своего мнения и указаний другим, которые эффективны в одной группе (предприятии, коллективе и пр.), могут быть совершенно непродуктивными в другой», считают специалисты в области лидерства. «Великие лидеры осознают и понимают свой стиль лидерства и прилагают усилия для изучения того, как их стиль может быть подходящим данной группе людей. Они учатся подстраивать свoй стиль руководства индивидуально под каждую команду, коллектив или другую группу людей, которую они возглавляют в данный период. Они взаимодействуют с другими и ведут себя таким образом, чтобы мотивировать и вдохновлять других».

Таким образом, лидерские качества руководителя – это не стандартный набор, который подходит во всех случаях, на любых должностях и в любых сферах деятельности.

Ниже мы приводим мнения различных специалистов в сфере лидерства о том, какие же качества человека можно назвать лидерскими, и кто является хорошим лидером.

Следует отметить, что эти мнения и советы применимы как в случаях, когда под понятием «лидер» имеется в виду руководитель предприятия или подразделения в компании, так и в любых других случаях, когда человек занимает позицию ведущего или ответственного за других людей и за результаты, достигнутые с помощью этих людей. В любом из этих случаев человеку нужны хорошо развитые лидерские качества.

До определенного возраста детей, позиция родителей по отношению к ним тоже является позицией лидера, поскольку дети перенимают и копируют поведение родителей, их способы взаимодействия с миром, а также невольно «записывают» в подсознании мировоззрение своих родителей. Так что, если вы хотите, чтобы ваши дети были успешны и гармоничны (возможно, даже более, чем вы), то задумайтесь о своей лидерской позиции: чему вы учите своих детей своим примером ? Возможно, вам тоже стоит овладеть навыками лидерства и развивать свои лидерские качества.

Лидерские качества

Рассмотрим сначала те качества и навыки, которыми должен обладать каждый человек, который стремиться к лидерству, в чем бы оно ни проявлялось.

1.Честность. Это лидерское качество не требует расшифровки. Даже если у вас высокая этическая «планка», важно поднимать ее еще выше, если вы отвечаете за группу людей. Ваш бизнес и ваши подчиненные, ваши работники являются отражением вас самих (как и ваши дети). Если вы можете сделать честное и этичное поведение ключевой ценностью вашей команды (вашей семьи), то члены команды будут следовать ей вслед за вами. Честность – одно из ключевых лидерских качеств руководителя, которое востребовано всегда.

2.Целенаправленность. Это ясное понимание того, куда вы идете и к чему ведете людей. Если вы не уверенны в достижении цели и не знаете, ради чего вы занимаетесь тем или иным делом, то как ваша команда (семья, коллектив) могут быть в этом уверены и верить вам?

3. Страстность. Чем бы вы ни занимались, вам необходимо испытывать к этому страсть. Живите, дышите тем, что вас вдохновляет, к чему вы устремлены. Не будучи увлеченным тем, что вы делаете, не испытывая к этому страсти, даже имея хорошо развитые другие лидерские качества, вы не сможете увлечь и повести за собой других людей.

4.Уважение к людям. Это – одно из важнейших лидерских качеств. Не играйте с людьми, не заводите «любимчиков» среди подчиненных, не оценивайте людей в зависимости от их должности, социального или материального положения или в зависимости от других факторов. Уважение к человеку лежит в основе любой созидательной деятельности. Уважайте своих детей независимо от возраста: стучитесь, когда заходите к ним в комнату, читайте их дневники и смс-ки на их телефонах только с их позволения, не подслушивайте их разговоры с друзьями, не кричите на них и не сравнивайте с другими. Делая это из лучших побуждений, вы унижаете их достоинство, проявляете недоверие и неуважение, а также теряете свое достоинство в их глазах.

5. Отличные способности убеждать. Люди должны верить в вас и в то, что вам можно доверять. Имидж – это все для лидера, также как и вера в вас, в то, что вы предлагаете, в вашу миссию; доверие тем фактам, на которые вы ссылаетесь, вашей репутации. Умение убедить людей в том, во что вы верите, поддерживать их доверие – это ключ к тому, чтобы быть лидером.

6. Уверенность. Если вы не уверены в себе, никто не будет верить в вас. Некоторые руководители опасаются демонстрировать уверенность в себе, чтобы их не сочли высокомерными. Но на самом деле, люди хотят понимать в чем вы уверены, как лидер, а в чем — нет, и верите ли вы сами в себя. В то же время, некоторые руководители считают, что если они признаются в том, что чего-то не знают, или в чем-то не уверенны, то это будет воспринято как проявление их слабости и поставит под сомнения их лидерские качества и саму позицию лидера. От этого они надевают маску и выглядят фальшиво.

Порою для того, чтобы сказать «я этого не знаю», необходимо быть очень уверенным в себе человеком, к тому же – честным.

7. Ясность. Единственный способ обрести уверенность в себе, как считают некоторые специалисты в области лидерства, — это обретение реального и ясного представления о себе, о том, кто вы есть на самом деле и что является самым важным для вас. Если вы пытаетесь делать много дел одновременно и мечтаете осчастливить всех и сразу, то вас ожидает провал. Ясное понимание, чего вы хотите достигнуть, и что в ваших силах , позволит вам расставить приоритеты и отделить главное от второстепенного.

8. Забота о людях. Наиболее сильные и эффективные лидеры заботятся не только о бизнесе, но и о людях. Эта забота выражается и на словах, и действиями. Через заботу о людях проявляются лучшие человеческие и лидерские качества.

9.Порядочность. Это качество личности подразумевает, что человек действует в соответствии со своими убеждениями и общепризнанными моральными нормами. Другими словами, он не только на словах является честным, но и подтверждает свою честность своими действиями, его слова и поступки не расходятся.

Такие люди – действительно уважаемые, к ним прислушиваются, и они этого достойны. В любых сложных ситуациях люди ориентируются на лидеров, которые честно себя ведут в соответствии с ожиданиями своих последователей.

Применительно к семейным отношениям порядочность родителей по отношению к детям выражается в том, что то, чему родители учат детей, они же сами выполняют в своей собственной жизни. Вы часто встречали курящих родителей, которые строго запрещали курить своим детям? Случай очень распространен. Является ли поведение курящего родителя порядочным по отношению к своему ребенку? Если ты говоришь о вреде курения, но сам куришь, может ли тебе ребенок верить? Это уже потом, когда он станет взрослым, он сможет понять, что курение – это зависимость, и родитель искренне хотел оградить ребенка от нее, при этом не имея силы избавиться от нее самому. Но будет ли даже такой взрослый воспринимать своего родителя лидером? Скорее всего – нет.

Порядочность – это предпосылка для доверия. Если вас не считают порядочным и последовательным человеком, то вам не будут доверять. Без умения создать доверие других остальные лидерские качества могут остаться невостребованными.

10. Способность сопереживать, сострадание. Это лидерское качество, пожалуй, нуждается в большем разъяснении, чем другие.
Что же означает способность сострадать другим людям и почему это качество специалисты относятся к лидерским качествам?

Согласно английской Википедии сострадание – это чувство переживания за других. Это – эмоция, которую испытывает человек в ответ на страдания другого, и которая мотивирует его оказать помощь.

Сострадание часто рассматривается только в своем эмоциональном аспекте. В этих случаях вряд ли можно говорить о лидерстве.

Однако, когда сострадание основано не на эмоциях, а на разумности и практичности, и таких осознанных убеждениях как честность, справедливость и взаимосвязь людей, оно рассматривается как рациональное по своей природе и его практическая ценность состоит в том, что сострадание выражается в действиях, направленных на оказание реальной помощи.

Другими словами, способность сострадать, сопереживать не ограничивается выражением сочувствия, а направлена на поиск эффективных и подходящих для данной ситуации и данного человека реальных действий, способных исправить травмирующую ситуацию, решить проблемы или поддержать человека психологически и морально, понимая, какие именно для него (или для данной группы людей) слова поддержки или действия будут эффективными. Умение сострадать – не значит страдать вместе с другими, умение сострадать – это лидерское качество, благодаря которому человек находит возможность уменьшить или прекратить страдания других.

11. Скромность. Настоящие лидеры достаточно уверены в себе и знают себе цену. Однако, они точно знают границы, за которыми уверенность переходит в высокомерие, и сознательно придерживаются их. Хвастовство, высокомерие и пренебрежительное отношение к другим – это способ самоутверждения, а значит, отсутствия настоящей уверенности в себе. Скромность – это осознание собственного достоинства, которое не нуждается в подтверждениях извне.

12. Способность к сотрудничеству. Это лидерское качество означает, что человек всегда готов к получению обратной связи от членов группы, готов выслушать мнение других, в том числе и критику, а также вовлекать людей в то, чтобы они генерировали идеи и высказывали свое видение в решении поставленных задач. В таких случаях лидер действует не как диктатор, авторитарно принимающий решение, а как член команды, который сотрудничает с другими, но при этом несет личную ответственность результат.

Способность к сотрудничеству привлекает в команду такого лидера людей активных, инициативных и развивающихся.

13. Отлично развитые коммуникативные навыки.

Ваше знание о том, каким вы хотите видеть результат, может быть достаточно понятным лично вам.

Однако, его получение в значительной степени зависит от того, достаточно ли ясно представляют себе это результат ваши подчиненные.
Умение четко, доступно и кратко излагать цели, задачи, делиться своим видением и описывать результаты, которые вы хотите получить, является очень важным лидерским качеством.

14.Принципиальность. Необходимо выработать четко обозначенные и ясные для себя моральные нормы, принципы деятельности и ценности. Конечно, речь идет о нравственных и общечеловеческих ценностях. И такое качество, как принципиальность, означает наличие смелости и выдержки строго следовать раз и навсегда принятым для себя правилам и придерживаться выбранным ценностям. Отступление от выбранных и, тем более, продекларированных принципов, может стать одной из серьезнейших причин провала и потери авторитета.

15. Способность мотивировать других и стимулировать мотивацию. Мотивация – это то «топливо», которое поддерживает человека в его стремлениях. Уровень мотивации бывает разным на разных этапах движения к цели. Способность к мотивации означает, что человек имеет представление о том, что движет людьми и что может стимулировать их к движению.

В семейной жизни, в воспитании детей вы можете проявлять свои лидерские качества, направляя и поддерживая в них мотивацию для хорошей учебы, развития своих способностей, четко показывая им преимущества этого: хорошая карьера, благосостояние, интересная и насыщенная жизнь. Стимулировать их мотивацию к успехам вы можете развивая в них решительность, творческий поиск, находя такие способы взаимодействия с ними, чтобы они с радостью следовали вашим советам, воспринимая ваши убеждения как свои, а не просто уныло подчинялись родительской воле.

Лидерские качества руководителя

Кроме указанных выше, необходимых всем, существуют и специфические лидерские качества руководителя, которые необходимы в бизнесе и в карьере.

1. Умение приобретать сторонников и последователей, разделяющих ваше видение.

Хорошие руководители и бизнес-лидеры умеют сделать своих подчиненных своими сторонниками и единомышленниками. Они делают это, увлекая их своими идеями и целями, умея показать преимущества и пользу от достигнутых целей для всех; предлагают сделать то, что кажется невозможным, мотивируют выйти за рамки привычного, вдохновляя людей, изучая их идеи и поддерживая их.

2. Умение делегировать.

Хороший лидер умеет делегировать часть своих полномочий и функций подчиненным или последователям, при этом делая это так, чтобы каждый член группы был ответственным за порученное задание.

Возможно, вам встречались руководители, которые делают все сами и действуют по принципу «хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам». Такие люди, на самом деле, не являются лидерами, они не умеют доверять членам своей группы, не верят в их способности, не считают их ответственными, поэтому все задачи взваливают на себя. От этого эффективность их выполнения, безусловно, снижается, т.к. человек просто физически порой не в состоянии все проконтролировать и выполнить свои задачи качественно. Поэтому, лидеру важно понимать, какие функции целесообразно выполнять самому, а какие — передать для выполнения другим. Однако, важно не просто умение делегировать, важно делать это так, чтобы люди чувствовали себя поощренными и значимыми, а не просто исполнителями, чье мнение никого не интересует.

3. Готовность рисковать. Лидеру часто приходится действовать в условиях неопределенности. Любая неопределенность всегда содержит в себе риски. Умение выявить эти риски, оценить, и принять обоснованные риски – одно из главных качеств лидера в бизнесе.

4.Самосознание. Это качество означает, что человек точно знает свои сильные стороны и знает, какие дополнительные сильные качества он может приобрести от других. Для этого необходимо понимание других людей и умение использовать их сильные стороны наилучшим образом. Некоторые не очень мудрые лидеры считают, что все должны быть такими, как они.

Но такое суждение – шаг к неудаче. Они окружают себя людьми, думающими так же, как и они сами. Однако, «групповое мышление» и отсутствие в окружении лидера отличных от его собственного мнения и способов восприятия действительности, может завести в тупик.

5. Умение оптимизировать работу команды.

Это качество лидера тесно связано с предыдущим. Частью осознанности является понимание, что людей нельзя изменить и не стоит от них ожидать, что они изменятся. Но, вместе с тем, это не означает, что не надо способствовать развитию людей и их росту (личностному, духовному, карьерному).

Не стоит ожидать, что люди начнут вести себя по-другому, так же как не стоит ожидать этого даже от себя. Мы те, кто мы есть. Однако, задача лидера — понять и определить сильные стороны каждого и распределить роли и задачи таким образом, чтобы люди, выполняя их, могли использовать свои сильные стороны или развить их. Не стоит поручать человеку, не умеющему выступать на публике и четко излагать свои мысли, выступление на конференции. Используйте для этого того, кто владеет ораторским мастерством или имеет к этому способности.

6. Ответственность. Сознательная способность брать на себя ответственность, в том числе за свою команду и за ее результат – несомненно лидерское качество.

И, пожалуй, одно из наиболее важных для руководителя. Без принятия на себя ответственности невозможно продвигаться к цели. Вряд ли вы будете считать лидером человека, который неудачи сваливает на своих подчиненных, а успехи приписывает себе. Роль лидера – расставлять приоритеты, вырабатывать стратегию и принимать решения. Если вы принимаете решение, вы отвечаете за его результаты. Они не всегда будут такими, как вы ожидаете. Лидеры тоже ошибаются. Однако, принятие на себя ответственности позволяет человеку сделать выводы, осознать ошибки и вносить коррективы в дальнейшие действия.

Как видим, в основном лидерские качества – такие, которые приобретаются человеком, воспитываются, осознанно развиваются и совершенствуются. Конечно, есть врожденные лидеры, но и им стоит свои лидерские качества развивать и совершенствовать.

Поэтому, если вы считаете, что вам необходимы лидерские качества, обратите внимание на приведенный список и решите, какие именно вам стоит развить, а какими вы уже обладаете. Также стоит помнить о том, что развитие лидерских навыков и качеств – это постоянный процесс, который требует осознанного подхода и понимания конечной цели, к которой вы хотите прийти на том или ином этапе вашей жизни.

Личные качества лидера

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *