Льготы на прибыль

Конец фарисейству. Примерно так можно обозвать то, что сейчас происходит. Минфин утвердил Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 — 2022 годы. И в нем предложил переименовать разношерстные сборы в налоги. То есть назвать наконец вещи своими именами. Но только бизнесу и всем нам от этого не легче.

НАГРУЗКА БУДЕТ РАСТИ

«Основные направления» — документ стратегический. В нем чиновники описывают, что в идеале должно происходить в налоговой и тарифной сфере, чтобы бюджет чувствовал себя хорошо. Документ находится в Госдуме. Его сейчас изучают депутаты. Эксперты и бизнес-сообщества это уже сделали. И пришли к печальному выводу.

— Целый ряд предложений указывает на рост фискальной (читай — налоговой. — Ред.) нагрузки на экономику. Минфин планирует продолжить индексацию акцизов и страховых взносов, перевести больше имущества на кадастровую стоимость, а также ввести новый туристический сбор, — сетуют в Институте комплексных стратегических исследований (ИКСИ).

В последние пять лет налоговая нагрузка в России постоянно растет. Почти каждый год появлялся какой-нибудь новый сбор: на дороги, капремонт, утилизацию машин или сортировку мусора. Все это время власти по-фарисейски объясняли, что мы не налоги повышаем, а сборы. Это, мол, совсем другое. А теперь выяснилось, что между ними можно поставить знак равенства.

— Половина этих поборов появилась сугубо с фискальной целью (чтобы повысить доходы бюджета. — Ред.), — говорит Аркадий Брызгалин, глава группы компаний «Налоги и финансовое право». — К примеру, экологический и утилизационный сбор идут напрямую в бюджет. Там они растворяются, а не идут на целевые расходы.

Другими словами, сбор на капремонт — это действительно не налог. Деньги собираются и копятся в специальном фонде, а потом выдаются тем, кому нужно подлатать ветшающий дом. А если средства идут в общий котел, то это самый настоящий налог. Хотя бизнесу и гражданам все равно. Если государство хочет забирать у нас больше денег, не важно, под каким соусом эта экспроприация происходит.

262 ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖА И 60 КВАЗИ-НАЛОГОВ

Де-факто новых налогов у нас не появится. Просто часть сборов переименуют.

Как подсчитали в Счетной палате, всего в реестре федеральных источников доходов к неналоговым можно отнести 5479 записей. Если исключить штрафы, субсидии и субвенции, арендную плату и ряд других, то остается 262 обязательных платежа. И это только на федеральном уровне.

— Мы увидели, что 93 из них находятся в различных кодексах: в Гражданском — 61, в Водном — 7 и т.д. Еще 163 платежа – в федеральных законах. В целом по итогам анализа можно сказать, что у нас нет таких законов, которые бы чего-нибудь не устанавливали платить. И практически в каждом платеже выявлены те или иные недостатки, — считает аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин.

Если объединить похожие сборы, то окажется, что в России 60 квази-налогов. И они никак не систематизированы. Теперь в Минфине решили наконец перевести их в Налоговый кодекс.

НОВЫЕ НАЛОГИ

Первыми статус налогов должны получить три вида сборов.

— Утилизационный. Его платят производители автомобилей.

— На доходы операторов связи. Они платят за использование частот и другой государственной инфраструктуры.

— Туристический. Его хотят ввести взамен курортного сбора и сделать обязательным для гостиниц по всей стране, а не только в пилотных регионах.

Бизнес-сообществам эта идея не очень нравится. В основном из-за того, что за неуплату налогов предполагается уголовная ответственность (тюремный срок), а за неуплату сбора — административная (только штраф). Но есть и некоторые плюсы.

— В целом это нормальная идея. Во-первых, налоги удобнее администрировать. Во-вторых, предполагается, что на уголовное преследование из-за неуплаты этих сборов наложат мораторий на 10 лет. В-третьих, если вы переплатили неналоговый платеж, вы его обратно не вернете. Такого механизма просто нет. Налоговые платежи тоже сложно вернуть, но можно, — говорит Аркадий Брызгалин. — Больше всего бизнес боится, что теперь бывшие сборы и новые налоги будут контролироваться налоговиками. А с ними не забалуешь.

В Счетной палате считают, что правительству не стоит торопиться с переименованием и выборочным включением отдельных сборов в Налоговый кодекс. Лучше сначала провести полную инвентаризацию квази-налогов, оценить их эффективность и оставить только те, что действительно нужны, а остальные отменить.

— Это очень важная тема, так как налоговое бремя на бизнес — бич нашего инвестиционного климата, — считает бывший министр финансов, а ныне председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. — Здесь нужно действовать осторожно, так как многие платежи имеют значение и важно правильно определить, от чего можно отказаться, а что должно остаться. Это сложная, системная, детальная, тщательная работа.

КСТАТИ

О том, что сейчас происходит с российской экономикой, кто там сейчас дергает за ниточки, зарабатывая на нас миллиарды и каких новых налогов и платежей ждать от родного правительства, в своих авторских подкастах на Радио «Комсомольская правда» рассказывают народные экономисты Михаил Делягин и Никита Кричевский.

Если вы пользуетесь Apple Podcasts, на Михаила Делягина вы можете подписаться , а на Никиту Кричевского .

Если вам больше нравится Google Podcasts, то для подписки на Никиту Кричевского нажмите , а для подписки на Делягина — и слушайте, когда удобно!

Путин поручил правительству задуматься о мотивации классных руководителей в школах

Доплата за классное руководство в большинстве российских регионов для учителей не осуществляется ()

Содержание

Регионы не согласились с оценкой Минфина РФ неэффективности льгот для бизнеса

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 5 декабря. /ТАСС/. Российские регионы не согласились с оценкой Минфина о неэффективности преференций по налогам на прибыль и имущество. По их мнению, льготы помогают увеличивать доходы бюджетов, создавать высокотехнологичные рабочие места, повышать инвестиционную привлекательность, а в условиях Крайнего Севера без таких льгот и вовсе не привлечь бизнес в регион.

В конце ноября газета «Известия» со ссылкой на расчеты Министерства финансов РФ сообщила, что преференции для бизнеса по налогу на прибыль и имущество по итогам 2018 года оказались неэффективными в 25 субъектах России. Из-за послаблений по налогам региональные бюджеты недополучили 211 млрд рублей.

По данным Минфина, льготы для бизнеса по налогу на прибыль «в полном объеме признаны неэффективными» в 15 регионах — Брянской, Владимирской, Воронежской, Костромской, Новгородской, Астраханской и Оренбургской областях, Карелии, Туве, Бурятии и Карачаево-Черкесии, а также в Краснодарском, Камчатском, Красноярском краях и Чукотском АО. В среднем по стране субъекты нерационально используют более 30% таких преференций из их общего объема.

Методика подсчета

В одном из «неэффективных» регионов — Владимирской области — отмечают, что эффект от предоставляемых льгот оценивается по утвержденной постановлением губернатора методике. «Налоговые льготы, предоставляемые инвесторам по налогу на прибыль и налогу на имущество, оцененные по критериям в соответствии с постановлением, являются эффективными. Основным критерием оценки эффективности налоговых льгот является превышение суммы уплаченных организациями налогов в бюджеты всех уровней по отношению к сумме предоставленных налоговых льгот», — рассказал ТАСС представитель пресс-службы департамента финансов, бюджетной и налоговой политики области.

Он добавил, что Минфин в 2019 году утвердил новую методику оценки эффективности налоговых льгот и на основании ее провел анализ преференций в регионах. По словам собеседника агентства, теперь власти Владимирской области будут использовать в оценке методику федерального ведомства. В свою очередь, в пресс-службе департамента инвестиций и внешнеэкономической деятельности администрации Владимирской области уточнили агентству, что за последние три года господдержку инвестиционной деятельности получили 28 организаций области, создано более 1 тыс. новых рабочих мест, что является серьезным показателем для региона.

«Предоставление налоговых льгот инвесторам призвано стимулировать приток инвестиций в экономику региона, и, как следствие, в перспективе обеспечивать рост налогооблагаемой базы и прирост налоговых поступлений в региональный бюджет», — отметил представитель пресс-службы ведомства.

Признают эффективность льгот и в Оренбургской области, где их объем в 2018 году в денежном выражении составил 3,76 млрд рублей (из них немногим более 3 млрд рублей — по налогу на прибыль, 0,67 млрд руб. — налог на имущество). «При этом объем инвестиций, осуществленных предприятиями, превысил 61 млрд рублей, объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области возрос на 5,4 млрд рублей и составил 19,7 млрд рублей. То есть рост налоговых поступлений в 2018 году в 1,4 раза превысил объем предоставленных налоговых льгот. В то же время достигнуты все показатели, предусмотренные в заключенных между правительством Оренбургской области и предприятиями инвестиционных договорах», — рассказали в пресс-службе правительства региона.

Без льгот инвестор не пойдет

Власти Карелии отмечают, что без применения особого режима работа некоторых предприятий стала бы невозможной в силу больших затрат на производства в условиях Крайнего Севера. «В 2019 году заключено инвестиционное соглашение с филиалом АО «АЭМ — технологии» «Петрозаводскмаш». Это единственное предприятие Республики Карелия, осуществляющее производство ядерных реакторов и их составных частей. Возможность применения пониженной ставки налога на имущество организаций для головной организации (госкорпорации «Росатом») является ключевым фактором для сохранения в Республике Карелия — на территории, приравненной к районам Крайнего Севера и неконкурентной по затратам — мощностей по производству оборудования для АЭС», — привели пример в пресс-службе местного Минэкономразвития.

Там добавили, что ввод налоговых льгот также способствует повышению инвестиционной привлекательности региона. В том числе за счет таких механизмов Карелии удалось в 2019 году подняться на девять позиций — до 47 места в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Агентства стратегических инициатив (АСИ).

С тем, что без льгот в ряд регионов инвестор просто не придет, согласен и бизнес. По мнению генерального директора АО «Оренбургские минералы» Андрея Гольма, инвесторы наверняка откажутся от реализации проектов в Оренбургской области, если отменить налоговые льготы. «Заставить прийти сюда инвесторов очень сложно, у меня есть опыт, я убеждал акционеров начинать те или иные проекты только тем, что есть льготы. Если льготы не давать, инвесторы точно не придут. Все регионы борются за инвесторов, а кроме как за счет налоговых льгот никак не победить», — считает он.

Спикер думы Астраханской области Игорь Мартынов высказал ТАСС мнение, что если региональный бюджет недополучает средств по причине предоставления льгот, то предприниматели, которые их получают, должны позаботиться о социальной составляющей. «Создавать рабочие места, развивать производственную базу. Мы ведем такую работу, продолжаем работу по выявлению неэффективных налоговых льгот по региональным и местным налогам», — уточнил он.

Кроме того, необходимо предусмотреть компенсацию в полном объеме бюджетам субъектов и местным бюджетам недополученных доходов. Речь идет о тех случаях, когда в связи с изменением федерального законодательства устанавливаются льготы по налогам, доходы от которых полностью или частично зачисляются в бюджеты субъектов России или местные бюджеты».

Новые механизмы

Местные власти отмечают, что в регионах постоянно ведется анализ применения существующих льгот и их эффективности, вместо неэффективных вводятся новые преференции. В комитете финансов Петербурга отмечают, что регулярный мониторинг действующего регионального налогового законодательства позволил исключить ряд неэффективных льгот и заменить часть из них на субсидии. По словам представителя пресс-службы комитета, некоторые льготы были отменены из-за их низкой востребованности, отсутствия четкого результата их применения и т. д. В то же время Петербург будет продолжать оказывать меры налоговой поддержки, добавил собеседник агентства.

Как рассказал ТАСС заместитель департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Роман Колупаев, власти региона разработали проект закона, устанавливающий порядок признания инвестора участником регионального инвестиционного проекта, соответствующие организации с 1 января 2020 года смогут применять пониженную ставку по налогу на прибыль в размере 10% вместо 20%. «Соответствующий проект закона одобрен правительством автономного округа и направлен на рассмотрение в думу. Ожидается, что в течение 2020 года более 50 инвесторов воспользуются данной возможностью. Общий объем инвестиций планируется на уровне около 3 млрд рублей», — сказал собеседник агентства.

В свою очередь Краснодарский край стал в 2019 году одним из пилотных регионов РФ по предоставлению налоговых преференций участникам нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости». В Законодательном собрании Краснодарского края ТАСС сообщили, что депутаты утвердили закон о предоставлении с 2020 года налогового вычета по налогу на прибыль до 90% и отмены для них налога на имущество на вновь вводимые объекты недвижимости.

«Экономическим эффектом от этой льготы будет являться увеличение объема производства продукции и, соответственно, выручки от продажи товаров, увеличение рабочих мест, рост заработной платы, увеличение среднегодовой стоимости имущества, что в конечном итоге приведет к увеличению налоговых поступлений в краевой бюджет», — сообщили ТАСС в Министерстве экономики Краснодарского края, отметив, что сейчас в нацпроекте принимают участие 34 предприятия, в 2020 году к ним присоединятся еще 38. Заявки о намерениях получать налоговый вычет подали уже десять компаний.

Для дотационных регионов эффективное распределение льгот особенно важно. Так, в Министерстве финансов Карачаево-Черкесской Республики отметили, что большинство льгот в регионе носят долговременный характер, в зависимости от того, к какой категории они отнесены. «Так как мы дотационные, для нас наибольшую важность имеет бюджетная составляющая, то есть как эта льгота повлияет на бюджет этой организации за весь период ее действия. А мы озабочены тем, чтобы эта категория плательщиков, которая пользуется льготами, чтобы их объемы платежей ежегодно росли», — сказала собеседница агентства.

Он добавила, что в зависимости от срока действия и категории, в регионе есть льготы не только по налогу на имущество организаций и по налогу на прибыль, но и и по упрощенной системе налогообложения, отдельные категории для особой экономической зоны и для инвесторов. В соответствии с региональным законодательством, налоговые льготы в 2018 году были предоставлены 23 категориям налогоплательщиков, воспользовались предоставленными льготами 17 категорий на общую сумму 176 млн рублей.

Льготы по налогу на прибыль для участников инновационных проектов

Егорова С. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Российские организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково» в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ, могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика (при выполнении определенных условий). Такая льгота для «сколковцев» действует с 2011 года.

Об особенностях налогообложения у организаций, получивших статус участников проекта в соответствии с названными законами (далее – участники проекта), расскажем в данном материале.

Освобождение от исполнения обязанностей плательщиков налога на прибыль

Согласно п. 1 ст. 246.1 НК РФ организации в течение десяти лет со дня получения статуса участников проекта имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков в порядке и на условиях, предусмотренных гл. 25 НК РФ.

В соответствии с абз. 1 п. 4 указанной статьи участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получил статус участника. Начавший использовать это право должен направить в налоговый орган по месту своего учета (п. 2, 4, 7 ст. 246.1 НК РФ):

  • письменное уведомление об использовании права на освобождение по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2010 № 196н (приложение 1);

  • документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта;

  • выписку из книги учета доходов и расходов или отчет о финансовых результатах участника проекта, подтверждающие годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Сделать это необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого участник проекта начал использовать право на освобождение.

По окончании налогового периода не позднее 20-го числа последующего месяца участник проекта, использовавший право на освобождение, направляет в налоговый орган уведомление о продлении использования данного права на последующий налоговый период (с приложением указанных выше документов) или об отказе от освобождения (п. 6 ст. 246.1 НК РФ). Если участник не представил перечисленные документы (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), налог подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Также следует перечислить соответствующие пени за неуплату авансовых платежей (абз. 4 п. 6 названной статьи).

Участник проекта вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этих случаях днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма (п. 8 ст. 246.1 НК РФ).

Обратите внимание: учитывая наличие установленного срока представления документов, подтверждающих право на освобождение, по мнению Минфина (Письмо от 23.01.2017 № 03-03-06/1/3009), норма о восстановлении суммы налога и уплате ее в бюджет распространяется и на случаи представления участниками проекта документов после этого срока. Следовательно, не выполнив требование НК РФ о представлении документов в срок, участник проекта обязан исчислить налог на прибыль в целом за предыдущий налоговый период в общем порядке и уплатить его в предусмотренный срок.

Вместе с тем, отметил Минфин, указанный участник проекта не утратил право на освобождение по основаниям, установленным п. 2 ст. 246.1 НК РФ. В этой связи названный участник проекта имеет возможность воспользоваться положениями абз. 2 п. 4 данной статьи и начать применять право на освобождение, направив в налоговый орган уведомление и соответствующие документы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого он как участник проекта вновь начнет использовать это право.

Если налогоплательщик до использования им права на освобождение в соответствии со ст. 246.1 НК РФ получил убыток, то суммы этого убытка не могут быть перенесены на будущее после признания организации налогоплательщиком (п. 9 указанной статьи).

Если утрачено право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Участник проекта утрачивает право на освобождение в следующих случаях (п. 2 ст. 246.1 НК РФ):

  • при утрате статуса участника проекта – с 1-го числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен;

  • если годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) превысит 1 млрд руб. – с 1-го числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение. Объем выручки рассчитывается в соответствии с гл. 25 НК РФ.

К сведению: налогоплательщик также вправе добровольно отказаться от освобождения с начала нового налогового периода. Для этого он должен направить соответствующее уведомление в налоговый орган по месту учета не позднее 1 января года, с которого намерен реализовать эту возможность. Участнику проекта, отказавшемуся от освобождения, повторно освобождение не предоставляется (п. 5 ст. 246.1 НК РФ).

Как следует из п. 5.1 ст. 284 НК РФ, прибыль, полученная после прекращения использования своего права на освобождение в связи с превышением годового объема выручки 1 млрд руб., облагается налогом на прибыль по ставке 0%.

При этом нулевая ставка действует до тех пор, пока в налоговом периоде совокупный размер прибыли (полученной нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором участник проекта прекратил использование права на освобождение в связи с превышением размера выручки в 1 млрд руб.) не превысит 300 млн руб. и (или) организация не утратит статус участника проекта. Как только это произойдет, полученная прибыль подлежит обложению по общей налоговой ставке 20%, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ, с начислением пеней за несвоевременную уплату налога и авансовых платежей по нему. При этом данное положение не распространяется на прибыль, полученную в период с 01.01.2017 по 31.12.2021 включительно (абз. 2 п. 5.1 ст. 284 НК РФ).

Для прибыли, полученной в период с 01.01.2017 по 31.12.2021 включительно, предусмотрена другая норма – абз. 3 п. 5.1 ст. 284 НК РФ. Ее отличие от абз. 2 заключается в том, что из «общей массы» участников проекта выделены исследовательские корпоративные центры. Если участник таким центром не является, налогообложение производится по аналогии с абз. 2 п. 5.1 ст. 284 НК РФ.

Если участник проекта является исследовательским корпоративным центром, то полученная им прибыль подлежит обложению по общей ставке 20% (с начислением пеней) в налоговом периоде:

  • в котором совокупный размер прибыли превысил 1 млрд руб.;

  • и (или) в котором утрачен статус участника проекта;

  • и (или) в котором доходы исследовательского корпоративного центра от реализации взаимозависимым лицам товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав составили менее 50% в общей сумме доходов исследовательского корпоративного центра.

Форма расчета базы по налогу у участника проекта и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2010 № 196н (приложение 3).

Порядок определения совокупного размера прибыли изложен в п. 18 ст. 274 НК РФ, согласно которому участник проекта, прекративший использовать право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в связи с превышением выручки 1 млрд руб., определяет нарастающим итогом совокупный размер прибыли, полученной за истекшие налоговые периоды, с начала того налогового периода, в котором произошло указанное превышение. Совокупный размер прибыли исчисляется как сумма прибыли (убытка), рассчитанной по итогам каждого предыдущего налогового периода. При этом не учитывается прибыль (убыток), полученная (полученный) по итогам налоговых периодов, предшествующих налоговому периоду, в котором годовой объем выручки, полученной участником проекта, превысил 1 млрд руб. Форма расчета совокупного размера прибыли установлена Приказом Минфина России от 30.12.2010 № 196н (приложение 2).

К сведению: расчет совокупного размера прибыли представляется вместе с налоговой декларацией (п. 6 ст. 289 НК РФ).

Итак, организации в течение десяти лет со дня получения статуса участников проекта имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков. Предположим, в каком-либо году у участника проекта годовой объем выручки превысил 1 млрд руб. В этом случае с 1 января года, когда произошло превышение, он теряет право на освобождение от налогообложения. Полученная прибыль подлежит обложению по ставке 0% до тех пор, пока совокупный размер прибыли не превысит 300 млн руб. Как только это случится, прибыль подлежит обложению по общей ставке 20%.

Пример 1.

ООО «АВС» с 2014 года является участником проекта «Сколково» и пользуется правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. К концу 2015 года его выручка от реализации превысила 1 млрд руб., ООО утратило право на освобождение. Поэтому за весь 2015 год организация определяла финансовый результат, который составил 100 млн руб.

В последующие годы организация получала прибыль: в 2016 году – 60 млн руб.; в 2017 году – 80 млн руб.; в 2018 году – 90 млн руб.

По итогам 2018 года совокупный размер прибыли превысил 300 млн руб.

Таким образом, ООО «АВС» уплачивало налог на прибыль по ставке 0% в периоды 2015 – 2017 годов. За 2018 год оно должно уплатить налог на прибыль по общей ставке 20%, а также пени за несвоевременное внесение авансовых платежей в течение 2018 года.

Не позднее 28.03.2019 ООО обязано перечислить в бюджет налог на прибыль, а также пени, поскольку в течение 2018 года авансовые платежи не уплачивало.

Если участник проекта (не являющийся исследовательским корпоративным центром) утратил право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в связи с превышением размера выручки 1 млрд руб. и в том же налоговом периоде его совокупный размер прибыли превысил 300 млн руб., то полученная им прибыль начиная с указанного налогового периода подлежит обложению по общеустановленной ставке в размере 20% (Письмо Минфина России от 15.01.2019 № 03-03-06/1/1183).

Пример 2.

ООО «КЛМ» с 2014 года является участником проекта «Сколково» и пользуется правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. К концу 2018 года его выручка от реализации превысила 1 млрд руб., ООО утратило право на освобождение. Прибыль за 2018 год составила 400 млн руб.

Таким образом, ООО «КЛМ» за 2018 год (то есть за тот же налоговый период, когда было утрачено право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика) будет уплачивать налог на прибыль по общей ставке 20%, а также пени за несвоевременное внесение авансовых платежей в течение 2018 года. Льготной ставкой 0% оно воспользоваться не смогло.

Еще несколько налоговых норм для участников проекта

Об упрощенном ведении учета

Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет – система обобщения информации для определения базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

Ведение налогового учета является обязанностью для организаций – плательщиков налога на прибыль.

Как отмечено в Письме Минфина России от 24.11.2017 № 03-03-06/1/77719, участники проекта имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в порядке и на условиях, которые предусмотрены гл. 25 НК РФ. Однако наличие указанного права необходимо подтвердить в том числе выпиской из книги учета доходов и расходов или отчетом о финансовых результатах участника проекта, подтверждающими годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Согласно последнему абзацу п. 5.1 ст. 284 НК РФ участники проекта ведут налоговый учет в порядке, установленном ст. 346.24 НК РФ (где речь идет о ведении книги учета доходов и расходов организаций, применяющих УСНО), в случаях, если они воспользовались правом ведения книги в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Законодатели упустили из виду, что старый закон о бухучете несколько лет как был заменен Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором говорится, что организации, получившие статус участников проекта «Сколково», вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности (пп. 3 п. 4 ст. 6).

О применении кассового метода

Согласно п. 1 ст. 273 НК РФ организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

Организации, получившие статус участника проекта и ведущие учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ, определяют дату получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу без учета вышеуказанного ограничения.

Об отсутствии права на применение инвестиционного налогового вычета

Налогоплательщик имеет право уменьшить суммы налога на прибыль (авансового платежа), исчисленные им по налоговой ставке 20%, на сумму инвестиционного налогового вычета в порядке и на условиях, которые установлены ст. 286.1 НК РФ.

Согласно пп. 7 п. 11 этой статьи организации – участники проекта не вправе применять инвестиционный налоговый вычет.

Льготы по налогу на прибыль

Актуально на: 23 мая 2019 г.

Все организации стремятся снизить свои затраты и тем самым повысить прибыльность и привлекательность в глазах контрагентов и инвесторов. А можно ли сэкономить на налогах? И речь не идет о применении «серых» схем и иных нарушениях закона. Экономия на налогах возможна при использовании специальных налоговых режимов (упрощенка, вмененка) и льгот по налогам, предусмотренных законодательно. Существуют ли льготы по налогу на прибыль, рассмотрим в нашей статье.

А есть ли льготы по налогу на прибыль?

Налоговый кодекс не содержит упоминания о льготах по налогу на прибыль. В то же время, к льготным условиям можно отнести применение пониженных налоговых ставок, амортизационных премий, специальных коэффициентов амортизации, инвестиционного вычета. Но помните, что налоговые льготы – это, к примеру, предоставляемая организации возможность не платить налог или уплачивать его в меньшем размере. И предоставляются льготы отдельным категориям налогоплательщиков. При этом при камеральной проверке декларации, в которой заявлена льгота, налоговая инспекция вправе истребовать документы, подтверждающие право на льготу (п. 6 ст. 88 НК РФ). В случае с амортизационной премией или специальными коэффициентами амортизации, которые не являются льготами, такого права у налоговой инспекции нет.

Пониженная ставка по налогу на прибыль не для всех

Бухгалтеру хорошо известно, что основная налоговая ставка по налогу на прибыль составляет 20%, при этом в бюджет субъекта РФ сейчас нужно перечислить 17% прибыли. Именно эти 17% законом соответствующего субъекта могут быть снижены. Так, Закон г. Москвы от 05.03.2003 № 12 «Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов» устанавливает для организаций, которые используют труд инвалидов, ставку налога на прибыль, уплачиваемого в бюджет г. Москвы, в размере 12,5%. Правда, только при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди работников таких организаций составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов.

Для отдельных категорий налогоплательщиков (например, медицинских, образовательных и сельскохозяйственных организаций) в НК предусмотрено снижение налоговой ставки вплоть до 0%.

Каким организациям положены льготы по налогу на прибыль

Применение ставки в 0% — не единственная форма для применения льгот в этом направлении. Допустимы другие варианты вроде каникул, снижения ставок, выведения определённого объекта из под налогообложения. Нулевые ставки чаще всего действуют для общественно-социальной сферы и предприятий, которые в ней заняты. Надо разобраться со всеми нюансами, связанными с таким решением и его применением на практике.

Какие организации имеют право на льготы по налогу на прибыль

Есть ряд критерий, которым должно соответствовать предприятие вне зависимости от главного направления работы.

К таким критериям относят:

  1. Реализованная продукция и её объём.
  2. Годовой доход, общее количество персонала.
  3. Площадь торговой точки.
  4. Наличие и количество транспортных средств.

Налог на прибыль действует как на федеральном, так и на региональном уровне.

Образовательные и медицинские

Льготы для таких учреждений продолжают действовать и в 2020 году. Условия, когда предоставляется нулевая ставка не так сложно выполнить, как кажется на первый взгляд.

  • Срочные договора, вексельные операции должны отсутствовать.
  • Минимум 50 служащих у данного предприятия должны обладать специальными сертификатами.
  • На протяжении года в штате должно состоять не меньше 15 сотрудников.
  • Не менее 90% услуг предприятия должно соответствовать общему списку направлений, предполагающих льготы.
  • Наличие официальной лицензии.
  • Включение работы в соответствующие перечни.

Форма собственности не имеет значения – льготы доступны как государственным, так и частным учреждениям. Льготу применяют ко всей налоговой базе, в целом. Её действие сохраняется, пока не заканчивается налоговый период.

Оптимизация налога на прибыль

Организации-сельхозпроизводители

В общей выручке таких организаций не менее 70% должно быть связано с:

  • Выращиванием.
  • Переработкой.
  • Продажей сельскохозяйственной продукции.

Интересно. Если это условие выполняется – значит, можно применять нулевую ставку. Но использование упрощённой системы налогообложения отменяет льготу, ведь и сам сбор при такой системе не перечисляется.

Важно, чтобы производитель продукции использовал общую систему налогообложения.

Учреждения, занимающиеся соцобслуживанием

Здесь тоже применяется ставка 0%, но также действуют дополнительные условия, которые надо соблюдать. Правительственное Постановление №638 от 2015 года установило точный перечень услуг, которые допускают наличие льготы.

Для претендентов на смягчающий контроль важно соблюдать такой набор требований:

  1. Запрещено использовать инструменты вроде срочных сделок и векселей.
  2. По итогам года не менее 90% всех доходов компания должна получить именно от важных социальных услуг.
  3. На протяжении всего налогового периода штат должен включать минимум 15 сотрудников.
  4. Регистрация в реестре поставщиков соцуслуг обязательна.

Повторное применение льготы недопустимо.

Предприятия-участники особых зон

Выделяют несколько видов подобных предприятий.Обсудим каждую отдельно.

Резиденты особых экономических зон

Здесь речь идёт о таких важных объектах:

  • Туристско-рекреационная зона.
  • Технико-внедренческая.

Обратите внимание. К важным условиям относят раздельный учёт по доходам и расходам. Надо отдельно оформлять бумаги по деятельности, которая попадает под действие льгот. Если статус резидента утрачивается – то и послабление перестаёт действовать.

Свободная экономическая зона

Льготу получают на протяжении минимум 10 налоговых периодов, начиная с того времени, как был заключен первый договор. По уплате сборов местному бюджету тоже могут устанавливать сниженные ставки по отношению к таким предприятиям. И здесь не обойтись без раздельного учёта по доходам-расходам.

Участники ТОСЭР

Так обозначаются территории, отличающиеся опережающим социально-экономическим развитием. Но в данном случае расширен список условий, которые требуют выполнения в любом случае:

  1. Раздельный учёт практически по каждому виду деятельности.
  2. В рамках соглашения о ТОСЭР надо осуществлять деятельность, приносящую не менее 90% от всей прибыли.
  3. Отсутствие других преференций.
  4. Нельзя вести деятельность в банковском и финансовом секторе, на рынке клининговых услуг.
  5. Нельзя быть членом консолидированной группы налогоплательщиков.
  6. За пределами зоны ТОСЭР не должно быть подразделений.
  7. Налогоплательщику запрещается переходить на специальные налоговые режимы.
  8. Госрегистрация юрлица в соответствующей зоне.

С момента получения первой прибыли льготу сохраняют минимум на протяжении 5 лет. С каждым годом скидка становится всё больше.

Как получить налоговую льготу

Заявление в адрес налоговой службы подаётся до того, как начнётся следующий налоговый период. Послабления начинают действовать как с самого срока, так и в любое время, пока он продолжает действовать. Из дополнительных документов потребуется разве что официальная лицензия. Заявку направляют не позднее, чем за 30 дней до начала предполагаемого указанного периода.

Обычно предполагается возмещение трат, связанных со следующими направлениями в работе:

  • Модернизация основных средств.
  • Обновление.
  • Приобретение дополнительного оборудования.
  • Дополнительное возведение объектов.

Само получение льготы предполагает выполнение небольшого количества действий.

  1. Обращение к сотрудникам налоговой службы с полным пакетом документов в указанный срок.
  2. При окончании периода отчётности тоже подаются определённые бумаги. Обычно это декларация конкретного участника системы вместе с доказательствами в пользу выполнения всех условий, связанных с подтверждением права на льготы.

Важно! Обязательным требованием становится отчёт о доходах, полученных за деятельность, попадающую под действие послабления.

Конкретные условия и специфика деятельности определяются чаще всего местным законодательством.

Оплата налога на прибыль

Можно пользоваться не только расчётным счётом, принадлежащим организации, но и другими инструментами для решения этого вопроса:

  • Почтовая связь. Но она доступна только физическим лицам.
  • Портал Госуслуги. Главное – пройти регистрацию и подтвердить учётную запись. Остаётся подать запрос о представлении справки, описывающей текущие задолженности.
  • Официальный сайт ФНС, на котором тоже пройдена регистрация, занимающая буквально несколько минут. Нужно будет получить доступ к Личному Кабинету, который в будущем используется для сбора важной информации относительно налогоплательщика.

Перед тем, как платёж завершится, обязательно проверяют корректность введённых данных. Обычно информация попадает к сотрудникам налоговой службы не позднее, чем через 24 часа после совершённого действия.

Отдельный запрос при необходимости направляют, когда требуется получить подтверждение в бумажной форме.

Санкции при нарушении налоговых правил

Отдельная ответственность предусмотрена для тех, кто нарушает требования, связанные с уплатой налогов.

  1. 5% от суммы долгов по налогу, если не вовремя представлена декларация.
  2. 20% от налоговой суммы, когда нарушены сроки по самому сбору.

Каждый документ, представленные с нарушением сроков, приводит к применению штрафов в размере 200 рублей за каждую бумагу. Это подтверждает действующее законодательство.

Таким же будет размер штрафа, если у организации возникают задержки с правильным оформлением и своевременным предоставлением основной налоговой декларации.

При этом контролирующий орган имеет право вообще приостановить деятельность указанной компании, если нарушены все сроки по декларациям. И если проблему не удалось устранить за ближайшее время, минимум 10 дней.

Полезное видео

Немного дополнительной информации о льготах на налог в видео:

Итоги

Налоговые льготы обычно распространяются на социально-значимые предприятия. Достаточно подать заявление перед началом нового периода, чтобы можно было применять нулевую ставку по сборам. Главное – позаботиться заранее о ряде условий, связанных, к примеру, с достаточным оборотом по деятельности, наличием лицензий и сертификатов, требуемым количеством работников.

Региональные инвестиционные проекты, особые и свободные экономические зоны – послабление доступно для разных предприятий, выполняющих условия. Остаётся только позаботиться и о наличии соответствующих доказательств, подтверждающих право.

Льгота по налогу на прибыль предоставляются отдельным группам плательщиков, утвержденных на законодательном уровне в НК России. Эти категории субъектов Российской Федерации вправе не платить обязательный сбор при выполнении условий и требований либо отчислять его в меньшем объеме.

Расшифровка понятий

Применение льгот по налогу на прибыль для организаций целесообразно, если они получают доход от ведения деятельности. Если предприятие убыточно в рамках периода освобождения или отсутствует возможность снизить размер расходов, то использование послаблений по НК России неэффективно.

Налог на прибыль

Налогообложение на прибыль предприятий (далее, НП) — прямой обязательный сбор, размер которого зависит от финансовых результатов в отчетном периоде. Начисляется он на полученную разницу между доходами и расходами организации.

Прибылью считается чистый валовой доход, полученный после уплаты всех обязательных сборов. Правила начисления освещены в гл. 25 НК России.

Налоговый и отчетный период

Освобождение

В соответствии со статьями 246.1, 346.1, 346.11, 346.26 НК России от уплаты НП освобождаются следующие категории субъектов:

  • при использовании режимов ЕСХН, УСН, ЕНВД, а также представители игорного бизнеса;
  • участники инновационных программ.

Обязанность по отчислению обязательного сбора формируется при наличии объекта. Если прибыль отсутствует, то и оснований для уплаты нет. Но подавать декларацию необходимо даже с нулевым балансом. Скачать для просмотра и печати:

Статья 246.1 Налогового кодекса РФ «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследовательской и научно-технологической деятельности»

Статья 346.1 Налогового кодекса РФ «Общие условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога)»

Статья 346.11 Налогового кодекса РФ «Общие положения»

Статья 346.26 Налогового кодекса РФ «Общие положения»

Условия для получения преференций

Использование специальных режимов позволяют снизить платеж за счет налоговых льгот по налогу на прибыль. Однако для получения преференций следует соответствовать ряду критериям:

  1. УСН — доход до 150 млн рублей, численность штата до 100 человек.
  2. ЕНВД — отсутствует лимит по выручке, количество персонала до 100, площадь торговой точки до 150 м2, наличие ТС не больше 20.
  3. Патентная система используется только для ИП. Условия: до 15 персонала и доход до 60 млн рублей.
  4. С/х предприятия не имеют ограничений по объему дохода. Но есть лимит по реализованной продукции — не меньше 70% фермерской номенклатуры.

    Как перейти на ЕСХН для ИП и организаций

Кто имеет право на оформление налоговых преференций

В 2020 году не утратили действия различные виды льгот по налогам на прибыль на федеральном и региональном уровне. В большей степени преференции относятся к социально значимым организациям и субъектам с низким уровнем защиты.

Сельхозпредприятия

Применение ОСНО с 01.01.13 позволяет освободиться от обязательного сбора при условии:

  • реализации с/х продукции после первой или промышленной обработки;
  • часть от выручки должна составлять от 70% от оборота.

    Общий налоговый режим

Медицинские и образовательные организации

Преференции актуальны и на текущий отчетный период. При соблюдении требований учреждения вправе получать нулевую ставку:

  • действующий статус в особом перечне;
  • лицензия на деятельность;
  • список услуг, указанных в условиях, составляет от 90%;
  • численность персонала в рамках 12 мес. — от 15;
  • есть сертификаты у служащих более 50%;
  • нет срочных контрактов и операций по векселям.

Участники ОЭЗ и особых зон

Фирмы, располагающиеся в определенных экономических зонах, и образующие кластер вправе применять ставку — 0% для отчислений в федеральный бюджет. Единственное условие — ведение раздельного учета внутри и снаружи таких участков.

Особые экономические зоны

Участники СЭЗ

Для таких участников установлена ставка в федеральный бюджет — 0%, региональный — 10%. Организации должны относиться к проектам по типу «Сколково». Срок действия согласно закону о льготах по налогу на прибыль составляет 10 лет.

ИП

Преференции предоставляются в рамках налоговых каникулы в период с 01.01.15 по 31.12.20 годы. Ставка в это время на выручку составляет 0%.

В НК России выделены категории объектов, не подлежащих обязательному сбору — культурные учреждения, у которых на балансе есть предметы искусства, книги и т. п.

Организации сферы соцобслуживания

Применение льгот по налогам на прибыль означает 100% освобождение до 01.01.20 для предприятий, оказывающих социальные услуги населению. Организациям необходимо соответствовать критериям:

  • наличие в едином реестре;
  • персонал от 15 человек в рамках 12 мес.;
  • оборот от услуг от 90%;
  • нет операций по векселям и срочных соглашений.

Организации, в которых участвуют инвалиды

Некоммерческие структуры могут рассчитывать на послабление при учете доходов по следующим статьям:

  • вступительные суммы;
  • целевое пополнение счета;
  • меценатство;
  • оказание бесплатных услуг;
  • наследование;
  • средства, участвующие для достижения целей по Уставу;
  • имущественные права и деньги, получаемые для проведения благотворительности.

Инновационные предприятия

С 17 года инвестиционные организации на региональном уровне (РИП) и специальных контрактов с участием РФ могут использовать послабление. Взносы в федеральный бюджет — 0%, в субъекте — 0 или 10%

Предприятия РИП освобождены от уплаты обязательного сбора по выручке в ФБ.

Иннополис ОЭЗ в Татарстане

Это особенная экономическая зона, участникам которой полагаются послабления ставки налога на прибыль. Налоговые льготы имеют следующий вид.

ТОСЭР

Сумма преференций составляет 0%, если организация является участником ТОСЭР.

Карта зон ТОСЭР

Другие

Организации, находящиеся в регионах с радиоактивным фоном (к примеру, ЧАЭС) освобождены от обязательного сбора на выручку, полученную от видов деятельности:

  • проектирование;
  • конструирование;
  • строительство;
  • логистика;
  • ремонт.

Процедура оформления

Принимая решения оформить льготы по налогу на прибыль в 2020 году, организация должна подать заявление в ИФНС до начала отчетного периода. Послабления используются как сначала срока, так и в любое время в рамках его действия. Дополнительный документ — лицензия. Направлять заявку следует не позже 30 календарных суток от предполагаемого периода.

По завершении срока освобождения от обязательного сбора организации выдается бумага, указывающая на право применения нулевой ставки.

Налоговые вычеты

Применение налоговой льготы по инвестиционному режиму — это возмещение основных средств (ОС), затраченных на объекты в качестве:

  • дополнительное возведение;
  • оснащение дополнительным оборудованием, в т. ч. техническое;
  • обновление;
  • модернизацию.

    Кто имеет право на инвестиционный налоговый вычет

Условия для применения инвестиционного вычета «Прибыльный»

Использование льгот и вычета по налогу на прибыль предполагает соблюдение ряда условий, установленных в статье 286.1 пункт 6 НК России:

  • соответствие упомянутой статье п. п. 4.5;
  • закрепление решения в политике предприятия о применении такой процедуры — п. 8.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 286.1 Налогового кодекса РФ «Инвестиционный налоговый вычет»

В каком случае применяется вычет — выборочно или ко всем?

Принимая решение об использовании ИНВ, то он должен использоваться ко всем объектам, удовлетворяющим требованиям статьи 286.1 пункта 8 НК России. Приказ вступит в силу с 01.01. следующего отчетного периода. Отказ или невозможность применения обуславливает повторную подачу заявки через три года.

Если предприятие решает использовать ИНВ начиная с 2021 г. или фиксирует отказ, то приказ должен быть внесен в политику до декабря 2020 г.

Как получить инвестиционный вычет

Расчет вычета из налога на прибыль

Применение инвестиционного вычета снижает обложение на выручку, отчисляемую в РБ или федеральный бюджет. Лимит снижения в регионе — 90% от расходной части по ОС. Нельзя уменьши весь сбор для РБ — размер взноса должен составляет не меньше 5%.

При этом величина платежа для ФБ равна 10% от расходов, потраченных на обслуживание ОС. Минимальный лимит по льготе отсутствует, т. е. допускается ставка 0%.

Кто не может использовать

Категории субъектов, которые не могут применять вычет:

  • организации, инвестирующие на уровне региона;
  • резиденты ОЭЗ;
  • участники СЭЗ;
  • предприятия по добыче углеводородного сырья на новых месторождениях в море;
  • участники ТОСЭР;
  • участники проекта «Сколково»;
  • иностранные компании в статусе налоговых резидентов РФ.

Инвестиционное послабление также не допускается использовать для категорий, указанных в статье 286 пункте 10. Скачать для просмотра и печати:

Статья 286 Налогового кодекса РФ «Порядок исчисления налога и авансовых платежей»

Специфика выбытия «объекта с вычетом»

Если основные средства, на которые применялся ИНВ, имеют завершенный период службы, то предприятие должно провести расчет. Затем все сэкономленные средства фиксируются в декларации вместе с пеней (статья 286 пункт 12 НК России).

Однако на первичную цену основных средств допускается снижение выручки от их продажи, согласно упомянутой статье пункта 1 пп. 4.

Пример

На предприятиях прописывается Учетная политика, в которой закрепляется возможность использования инвестиционного НВ. В законах субъекта Российской Федерации устанавливаются единые правила применения согласно статьи 286.1 НК. В регионе действует ставка на выручку — 17%.

Введен объект основных средств ценой 1400 000 р. из категории «амортизация». В I квартале НБ составила 7 000 000 р.

Порядок применения вычета по завершении отчетного периода

  1. 90% от расходной части покупки основных средств — 1 260 000 = 1400000×90%.
  2. Условный лимит по обязательному сбору, который следует отчислить в региональный бюджет, основываясь на ставке — 5%. 7000000×5% = 350 000 руб.
  3. Для выявления расчетных сумм по обязательному платежу при отсутствии вычета — 7000000×17% = 1 119 000 руб.
  4. Разница между ставками составляет — 1 119 000-350 000 = 769 000 руб.

Таким образом, организации удается сэкономить 769 000 рублей в I квартале текущего отчетного периода за счет применения вычета.

  1. По итогам использования вычета налог будет перечислен в региональный бюджет в объеме 421000 руб. (7000000×17% −769000). В последующие кварталы объем вычета составит 491000 р. (1260000-769000).
  2. Объем обязательного сбора в федеральный бюджет рассчитывается следующим образом. Для определения верхнего порога для исчисления суммы для применения вычета следует 1400000×10% = 140000 р.
  3. Расчет для уплаты платежа в ФБ выглядит так — 7000000×3% = 210000 р.

В связи с тем, что снижение налоговых послаблений в федеральный бюджет страны не имеет ограничений (на региональном уровне лимит составляет 90%), то по итогам I квартала следует уплатить 351 000 р. (491000-14000).

Организации, задействованные в социально значимых сферах экономики страны, а также в сельскохозяйственной области вправе претендовать на налоговые льготы. В частности у предприятий есть возможность использовать 0% ставку на доход, направив в ИФНС заявление.

Для реализации права на получение послаблений, а также для сохранности их в будущем, такие компании должны соответствовать ряду требований. К ним относится численность штата, наличие лицензий и сертифицированных рабочих, а также обеспечение необходимого оборота от ведения деятельности для использования вычета.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Посмотрите видео о налоге на прибыль организаций

Как получить льготный кредит для малого бизнеса

Алексей открыл пекарню, где делает пирожки по старинным бабушкиным рецептам. Неожиданно для него самого продукция стала мегапопулярна. Не так давно он открыл вторую пекарню «Дырка от бублика» в другом районе города, но уже ясно, что и этого мало. Спрос явно превышает предложение. Алексей думает создать целую сеть кафе-пекарен, но на это нужны деньги. Он слышал о льготных кредитах малому бизнесу и пытается выяснить, как их получить.

Государство готово поддержать малое и среднее предпринимательство (МСП) разными способами. Бизнесмены могут получить гарантию по кредиту (этим способом Алексей уже воспользовался, взять оборудование в лизинг на специальных условиях или получить льготный кредит.

Сейчас Алексею нужно не только закупить оборудование, но и арендовать новые помещения, нанять пекарей и продавцов, увеличить закупки сырья. Он рассудил, что это можно сделать на деньги, полученные в кредит по льготной ставке.

Льготная ставка — это сколько?

Есть несколько программ льготного кредитования для малого и среднего бизнеса.

Программа Размер кредита Срок действия льготной ставки Кто выдает Процент по кредиту или займу
От 500 тыс. до 2 млрд рублей на инвестиционные цели или до 500 млн рублей на пополнение оборота Инвестиционного кредита — до 10 лет; оборотного — до 3 лет Банки — участники программы До 8,5%
До 5 млн рублей До 3 лет Государственные МФО От 0,5 до 2,5 ключевой ставки Банка России
От 3 млн до 1 млрд рублей (всего в рамках программы можно взять до 4 млрд рублей) До 3 лет Банки — партнеры Корпорации МСП От 9,6 до 10,6%
До 5 млн рублей До 3 лет Государственные МФО До 14,4%

Ссуды по ставке до 8,5% выдают по , которую государство субсидирует напрямую из федерального бюджета. В этой программе вправе участвовать компании, индивидуальные предприниматели и самозанятые. Если они уже брали инвестиционный кредит под обычный рыночный процент, то можно рефинансировать его по льготной ставке.

предусматривает также особый вид льготного кредита — на развитие предпринимательской деятельности. Получить его могут только самозанятые и микропредприятия (число сотрудников не превышает 15 человек, а годовая выручка — 120 млн рублей). Процент по такому кредиту выше — до 9,95% годовых. Сумма не может превышать 10 млн рублей, а срок — 5 лет. Зато требования к заемщикам минимальны — они прописаны в .

Если нужна небольшая сумма, до 5 млн рублей, имеет смысл обратиться в государственную микрофинансовую организацию (МФО) своего региона (доля государства в капитале таких МФО составляет не менее 50%). Эти МФО участвуют в программе субсидирования из федерального и региональных бюджетов и выдают ссуды предпринимателям по невысоким ставкам. Проценты могут составлять от 0,5 до 2,5 ключевой ставки Банка России. Ее актуальное значение можно найти на сайте регулятора. На январь 2020 года она составляла 6,25%. Подробные условия программы можно узнать из .

Предприниматели также могут рассчитывать на малого и среднего бизнеса Корпорации МСП. По ней ставки несколько выше: от 9,6 до 10,6%. Минимальная сумма кредита — 3 млн рублей.

Льготная ставка по этой программе дается только на 3 года, но сам кредит может быть выдан на больший срок. Это значит, что через три года ставка может измениться.

Если государственные МФО исчерпают все собственные средства, есть еще один вариант. Дело в том, что государственные МФО тоже могут получать кредиты в банках — партнерах Корпорации МСП, а затем выдавать займы малым и средним предпринимателям. В таком случае ставка не будет превышать 14,4% годовых.

Существуют также коммерческие МФО предпринимательского финансирования. Они тоже могут выдавать микрозаймы предпринимателям под невысокий процент. Субсидировать такие займы могут, например, крупные местные предприятия, которые заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса в своем регионе. Ставку и другие условия таких займов нужно уточнять в каждом МФО отдельно.

Кто может рассчитывать на льготное финансирование?

Чтобы претендовать на льготные кредиты и займы, компании и частные предприниматели должны соответствовать нескольким обязательным требованиям:

  • бизнес зарегистрирован на территории России;
  • предприятие подходит под определение малого и среднего бизнеса (выручка за последний календарный год не превышает 2 млрд рублей, а число работников — 250 человек);
  • компания включена в , а статус самозанятого банк или МФО проверят по его ИНН;
  • задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам не превышает 50 тыс. рублей;
  • если компания уже брала кредиты или займы с госгарантией, то по ним не было просрочек;
  • компания не имеет долгов по зарплате перед своими работниками;
  • предприятие не проходит процедуру банкротства.

Кредиты по ставке 10,6% через Корпорацию МСП могут получить малые и средние предприятия любой отрасли.

На льготные кредиты и займы по ставке 8,5% (по программе Минэкономразвития) и 9,6% (по программе Корпорации МСП) могут рассчитывать предприниматели, которые работают в приоритетных для государства направлениях:

  • Сельское хозяйство и услуги в этой области
  • Обрабатывающее производство, в том числе переработка сельскохозяйственной продукции и производство продуктов
  • Строительство
  • Внутренний туризм
  • Информация и связь
  • Транспортировка и хранение
  • Здравоохранение
  • Образование
  • Культура и спорт
  • Наука и техника
  • Гостиничный и ресторанный бизнес
  • Бытовые услуги
  • Розничная и оптовая торговля
  • Сдача в аренду имущества, кроме земли и жилья (за исключением лизинга)
  • Сбор, утилизация и переработка отходов
  • Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, водоснабжение и водоотведение

Профиль своей работы нужно подтвердить с помощью соответствующего . Причем он может быть как основным профилем вашей работы, так и дополнительным.

Кредит на развитие предпринимательской деятельности под 9,95% могут получить самозанятые и микропредприятия любой сферы деятельности.

Если вы решите брать заем в коммерческих МФО предпринимательского финансирования, то у них могут быть свои требования к заемщикам.

На что можно взять льготную ссуду?

Льготные кредиты и займы выдают на конкретные цели. Например, на инвестиции в производство — покупку нового оборудования или помещения, реконструкцию или строительство цеха. До 30% инвестиционного кредита можно потратить на текущие расходы, если они связаны с реализацией проекта. Например, Алексей имеет право на часть инвесткредита закупить муку и специи для нового вида булочек.

Можно взять кредит на пополнение оборота и пустить эти деньги, скажем, на закупку новой партии сырья или зарплату сотрудников.

Кредит на развитие предпринимательской деятельности вы вправе использовать по своему усмотрению.

Как получить деньги по госпрограммам?

Льготные кредиты для малого и среднего бизнеса выдают в и в .

Небольшие займы по льготным ставкам можно получить в микрофинансовых организациях предпринимательского финансирования. Их около 200 по всей стране, в том числе и там, где нет офисов банков, участвующих в программах поддержки МСП.

Часть этих МФО — государственные. В них проценты могут быть минимальными, поскольку займы выдают за счет бюджетов страны, региона или города. Проверить долю государства в капитале МФО можно на .

  1. Убедитесь, что ваш бизнес внесен в . Информация в этот реестр должна попадать автоматически на основании сведений ЕГРЮЛ, ЕГРИП и данных налогового учета, но лучше проверить это перед походом в банк.

  2. Подготовьте пакет документов, которые подтвердят, что ваш бизнес соответствует критериям программ: у вас есть доход, оборот и необходимое число сотрудников, а ОКВЭД попадает в число приоритетных отраслей.

  3. Обратитесь в банк — партнер Корпорации МСП или банк — участник программы Минэкономразвития либо в государственную МФО. Они изучат ваши документы и, возможно, попросят вас дополнительно получить государственную гарантию или поручительство по кредиту.

  4. Дождитесь одобрения и получите кредит или заем по льготной ставке.

Коммерческие МФО предпринимательского финансирования сами устанавливают правила выдачи ссуд, список нужных документов и параметры микрозаймов. Подробную информацию можно найти на их официальных сайтах.

Налоговые льготы

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

  • налоговые вычеты;

  • пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

  • освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

  • уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

  • иные формы.

Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

  • освобождении от налога;

  • уменьшении налоговой базы;

  • предоставлении налогового кредита.

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

  • налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

  • налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

  • полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

  • изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

  • пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

  • налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

  • необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Кто может использовать налоговые льготы

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

Уровни применения налоговых льгот

На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

Порядок отмены налоговых льгот

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Итоги

Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

Льготы на прибыль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *