Ленивы и нелюбопытны

В начале прошлого века ученый-химик, пионер цветной фотографии Сергей Прокудин-Горский объезжал Российскую империю с целью запечатлеть ее для потомков. Благодаря уникальной технологии и сегодня его работы не потеряли красок; невозможно поверить, что все это было снято так давно. Спустя сто лет по следам былых экспедиций отправился Леонид Парфенов, чтобы наглядно показать, как изменилась наша страна. Получился фильм «Цвет нации».

— К каким выводам вы пришли, сопоставляя две эпохи?

— Вывод один: той страны нет. Все-таки, хотя это с трудом осознается, мы живем уже в третьей стране в течение одного века. Конечно же, постсоветская Россия произошла от Советской России, а не от дореволюционной. Оттуда нам все досталось лишь в том количестве, что не было уничтожено в советский период. Но прямой преемственности нет. Ни в чем. Это разные цивилизации, это позапрошлая страна.

— Где снимали?

— Точек было несколько десятков. Это Петербург и Ленинградская область, Вологодская область, Тверская, Владимирская, Тульская, Карелия… Почти вся Центральная Россия. Также Узбекистан — тогдашний Туркестан — и Грузия. Там Прокудин-Горский тоже очень подробно снимал, для него это были принципиальные экспедиции.

— Прокудин-Горский, сам того не подозревая, писал летопись страны, которая вот-вот исчезнет. Не было ли у вас ощущения, что и вы фиксировали Россию, которая уходит?

— Прокудин-Горский действительно спешил, словно чувствовал, что может не успеть. То, что он снял в Самарканде, вскоре было разрушено землетрясением. И тогда у него появилось понимание, что он фиксатор того, что может исчезнуть. И сейчас многие объекты — например, Крохинская церковь, это возле Белозерска, — разрушаются прямо на наших глазах. Вполне возможно, что очень скоро она даже в состоянии руин перестанет существовать. А мы не извлекли из этого никаких уроков. Пожалуй, это самое острое ощущение. Люди в массе своей не считают это утратой и что мы и предыдущие поколения россиян в этом виноваты.

— Как реагировало на ваше появление местное население?

— Местные музейщики, как правило, о фотографиях Прокудина-Горского знают. Все-таки уже больше десяти лет как библиотека конгресса США сделала их доступными всему миру. А отношение простого жителя в регионах России к столичной съемочной группе всегда одно и то же: «А че тут у нас снимать-то?» На любом проекте это самая распространенная реакция. А когда рассказываешь им, про что снимаем, они пожимают плечами: ну да, может быть. А че, из-за этого приперлись из Москвы прямо? В большинстве своем люди совершенно не чувствуют ценности тех мест, в которых живут.

— Вы фильм кому адресуете в таком случае?

— Ну, широкой публике… Всякому, кто не ленится и любопытен. А по классическому определению Пушкина, мы ленивы и нелюбопытны. С этим типом национального характера ничего поделать нельзя. Я давно знаю, что достучаться можно только до тех, кто хочет услышать.

— Пессимизм бывалого миссионера?

— Просто я давно работаю и знаю, что только те, кто хочет, — они могут. А кто не хочет, того и не заставишь. Никакие ухищрения не помогут…

СПРАВКА «КП»

Фотографировать Россию Прокудин-Горский начал в 1903 году и делал это почти до самой революции. При помощи светофильтров на черно-белые фотопластины отдельно запечатлевались красный, зеленый и синий цвета, которые потом сводились в единое изображение. Идея фотоэнциклопедии империи вызвала одобрение Николая II, который выделил под передвижную лабораторию железнодорожный вагон. В 1918 году фотограф эмигрировал, осел во Франции. Скончался в 1944 году в возрасте 81 года. Уцелевшую часть коллекции наследники продали библиотеке конгресса США. Работы фотографа можно посмотреть на сайтах prokudin-gorsky.org и www.loc.gov/pictures/collection/prok.

«Цвет нации». Четверг, 23.50. Первый

А вот у этого выражения автор известен. И это не кто иной, как Пушкин Александр Сергеевич.

Тут как бы в скобках замечу, что для русской культуры характерно иронично-критическое отношение к самим себе, своей истории и достижениям. С одной стороны, это неплохое качество, своеобразная гигиена души, благодаря которой делается прививка от зазнайства, спеси и мании величия. Но, как известно, лекарство от яда отличается дозой.

Самокритику не надо доводить до самобичевания. Сказал как-то Пушкин: «Мы ленивы и нелюбопытны» — и мы эти слова приняли как приговор. Да, поганый народец. Ленивый, нелюбопытный — ни тяги к знаниям тебе, ни ума. Этому печальному диагнозу вторит из-за границы мощная группа поддержки: «Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы… Кто хочет сегодня поработать?!» И мы все дружно, потупив глаза, шагаем. Они не клевещут, просто цитируют «наше все». Тут мы и повесили носы, сгорбились от стыда — лентяи. А еще припомнили и Емелю, и Ивана-дурака, и работу, которая «в лес не убежит»…

Ну, полно, господа, убиваться! Александр Сергеевич, конечно, «наше все», достояние отечественной и мировой культуры, но далеко не каждое его высказывание было историческим и объективным. Ведь он и с женой разговаривал, и с друзьями, и с детьми. Деловые переговоры вел с издателями, при этом раздражался непременно и спорил о гонорарах — кормилец большой семьи, куда деваться. О ком говорил Пушкин — «мы»? Кого имел в виду? Арина Родионовна оплошала или придирчивый цензор довел? Может быть, просто паршивое настроение случилось, и все вокруг стало «и кюхельбекерно, и тошно»?

Да нет, все проще. Сетовал Пушкин, что некому написать биографию Грибоедова. Вот цитата целиком: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны…»

Вполне конкретная ситуация, а выводы из этих слов сделали сами знаете какие… Масштабные.

«Мы ленивы и нелюбопытны»?

C сожалением приходится отметить, что, хотя отечественная историческая наука в постсоветский период показала себя с лучшей стороны, плодами её трудов в обществе пользуются весьма слабо. Например, буквально пару недель назад наткнулся на обсуждение предвоенного «кризиса снабжения», его причин и последствий. Схлестнулись, как это всегда бывает, сталинисты и «антисоветчики», но в то время как со стороны первых на все аргументы неслость традиционное «врёти!», вторые, такое впечатление, не имели на руках фактических данных и в основном напирали на морально-нравственные суждения, что в дискуссиях со сталинистами — выбор заведомо проигрышный.
Между тем есть данные последствий того кризиса, они опубликованы и вполне можно было подкрепить свою позицию и цифрами. Для этого достаточно открыть сборник документов «ЦК ВКП(б) и национальный вопрос. Книга 2: 1933-1945», изданный издательством РОССПЭН в 2009-м. Он, среди прочих интересностей, содержит документ под названием «Докладная записка наркома внутренних дел СССР Л.П. Берия председателю СНК СССР В.М. Молотову о снижении естественного прирост населения СССР в 1940 г.» (с. 601-603). В нём читаем:
«По данным Центрального отдела актов гражданского состояния НКВД СССР о естественном движении населения Союза ССР за август и частично за сентябрь 1940 г. отмечается снижение прироста населения по сравнению с теми же месяцами 1939 г.
В августе 1939 г. естественный прирост населения составил 214 248 чел., в августе же 1940 г. — 125 170 чел., или на 41,6% меньше.
В августе 1940 г. из-за превышения смертности над рождаемостью совершенно не имели естественного прироста населения: Коми, Удмуртская, Марийская, Татарская и Чувашская АССР, Вологодская, Кировская, Молотовская и Архангельская области и города: Баку, Петрозаводск, Уфа, Казань, Чимкент, Петропавловск, Актюбинск, Гурьев, Горький, Вологда, Куйбышев, Пенза, Рязань, Чкалов, Архангельск, Сталинград, Киров и Сталино.
В августе 1939 г. было зарегистрировано 537 169 рождений, в августе 1940 г. — 480 707 рождений, или на 10,5% меньше.
Такое же положение было и в сентябре 1940 г. в Башкирской, Марийской, Татарской, Удмуртской и Чувашской АССР, Вологодской, Кировской, Молотовской и Архангельской областях
В числе других причин на уменьшение рождаемости влияло снижение количества браков и увеличение абортов.
Данные о числе абортов, зарегистрированных в лечебных учреждениях (в числе и скрытых, но потребовавших медицинского вмешательства), показывают рост абортов… В 1937 г. по Союзу было учтено 567 900 абортов, в 1938 г. — 681 300, в 1939 г. число учтенных абортов достигло 722 900.
По отдельным республикам рост абортов за 1939 г. по сравнению с 1937 г. был значительно выше, например: в Узбекской ССР — на 72,9%
Таджикской ССР — на 60,5%
Казахской ССР — на 57,3%
Армянской ССР — на 45,6%
Значительный рост дают и аборты, производимые с разрешения лечебных учреждений. Количество таких абортов за 1939 г. по сравнению с 1937 г. по СССР возросло на 45%, а по отдельным республикам и выше: в Белорусской ССР — на 203,4%
Таджикской ССР — на 65,4%
Армянской ССР — на 63,1%
В сентябре 1940 г. в Башкирской, Марийской, Татарской, Удмуртской и Чувашской АССР, Вологодской, Кировской, Молотовской и Архангельской областях зарегистрировано актов смерти 52 447, в сентябре же 1939 г. было 32 242.
Смертность детей в возрасте до 1 года (из общего количества умерших за август 1940 г. 355 537) составляет 160 709 чел., или 45,2%.
Увеличение смертности среди населения объясняется ростом инфекционных заболеваний (главным образом желудочно-кишечных) и плохой работой некоторых местных органов здравоохранения, в частности, недостаточными противоэпидемическими прививками и слабой постановкой санитарно-просветительной пропаганды
В некоторых городах и районах имеет место антисанитарное состояние, способствующее распространению инфекционных заболеваний (Горький, Архангельск, Камбарский район Удмуртской АССР, Кишертский и Юлинский районы Болотовской области, Пятигорск, Минеральные Воды, Железноводск, Кисловодск).
Подавляющее большинство смертных случаев среди детей было результатом желудочно-кишечных заболеваний, а также болезней скарлатины, детских поносов и кори. Распространению заболеваний среди детей способствовало и антисанитарное состояние ряда детских учреждений (родильных домов, детских консультаций, яслей), необеспечение их медицинским обслуживанием и неудовлетворительное снабжение продуктами.
Имеются факты недооценки и невнимательного отношения к вопросам отрицательных явлений, в естественном движении населения со стороны некоторых партийных и советских органов. Так, например, НКВД Удмуртской АССР и Управление НКВД по Вологодской области информировали секретарей обкомов ВКП(б) и председателей СНК АССР и облисполкома о высокой смертности среди населения и неудовлетворительной работе органов здравоохранения, однако надлежащих мер не принято».
Вот и пожалуйста, всё, что надо знать, доступно, «работайте, братья». Надо, конечно, отметить, что предвоенный кризис изучен не так подробно, как голодоморы начала 1920-х и 30-х, на эту тему есть, на моей памяти, лишь несколько публикаций — хотя «забытым голодом» (или, если хотите, забытым (мини)голодомором) его тоже не назовёшь. Но для того, чтобы получить желаемую информацию, совершенно необязательно проводить какие-то собственные исследования — достаточно просто поинтересоваться тем, что уже издано.
Короче, основной посыл таков — читайте, господа, то, что историки и архивисты издают. Много интересного откопаете :о)

Кто сказал выражение «Мы ленивы и нелюбопытны»?

«Мы ленивы и не любопытны», так написал Алексадр Сергеевич Пушкин в записках о своем путешествии на русско-персидскую войну — «Путешествие в Арзрум» в 1829 году.

На тифлисской дороге Пушкин увидел скорбную церемонию: два вола впряженные в арбу, завернутое тело и сопровождающие люди. Это было обезображенное тело Александра Грибоедова. Персы взбунтовались и разгромили русское посольство. «Тело посла таскали по улицам и выкрикивали:»Дорогу русскому послу, он идет идет представляться шаху».

Грибоедов был назначен послом в Персию(Иран) летом 1828 году. Едет в Грузию, женится на княжне Нине Чавчавадзе и едет в Персию. На могиле вдова поставила ему памятник с надписью:»Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!».

Александр Сергеевич вспоминал как познакомился с Александром Грибоедовым, знал его как дипломата, поэта, композитора, пианиста…

«Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны».

Мы ленивы и не любопытны. День русского языка

Мы ленивы и нелюбопытны
Из «Путешествия в Арзрум» (1836) Л. С. Пушкина (1799-1837): «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны…» (гл. 2).

  • — в делах, хлопотах, работах Ср. Это о ком-нибудь другом можно сказать, что делать нечего, только не обо мне! — произнес Феденька иронически: — я не закусываю, как другие, а с утра до вечера — точно в котле…
  • — Точно въ котлѣ кипѣть — въ дѣлахъ, хлопотахъ, работахъ…
  • — Игра слов, призыв быть смелее, проявлять активность…

    Словарь народной фразеологии

  • — призыв не спорить, не ссориться…

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • — и подкладать ·стар. и зап., южн. подкласть или подложить, подсунуть, класть подо что, одно под другое. Курицу, наседку подкладывают, яйца подкладывают под курицу…

    Толковый словарь Даля

  • — Ср. Не спорь с человеком, дерзким на язык, и не подкладывай дров на огонь его. И. Сирах. 8, 4. См. огонь маслом заливать. См. на том свете…

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • — Ср. Не спорь съ человѣкомъ, дерзкимъ на языкъ, и не подкладывай дровъ на огонь его. І. Сирах. 8, 4. См. Огонь маслом заливать, лишь огня прибавлять. См. На том свете…

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • — Разг. Экспрес. Находиться в непрерывных хлопотах, постоянном волнении. Это сверх сил моих, четвёртый день сегодня, как я словно в котле киплю…

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • — См. ДОСТАТОК — УБОЖЕСТВО См….
  • — См. ТЕРПЕНИЕ -…

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • — Будешь дарить — станем хвалить; не будешь дарить — станем корить…

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • — См. ЖИЗНЬ -…

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • — См. БЕРЕЖЬ -…

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • — См. МОЛОДОСТЬ -…

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • — Станешь дарить — станем хвалить; не станешь дарить — станем корить…

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • — шуршать, вертеться колесом, вариться как в котле, вертеться как белка в колесе, вертеться волчком, хлопотать, шуровать, хлопот полон рот, колотиться, возиться,…

    Словарь синонимов

«Мы ленивы и нелюбопытны» в книгах

22. Ваши покупатели ленивы, заняты и сбиты с толку

Из книги Бери и делай! 77 максимально полезных инструментов маркетинга автора Ньюман Дэвид

22. Ваши покупатели ленивы, заняты и сбиты с толку В современных условиях процесс маркетинга и продаж стал еще более сложной задачей, потому что ваши покупатели ленивы, постоянно заняты и перегружены информацией.Проверьте, не относятся ли некоторые из этих характеристик

Мы ленивы и нелюбопытны

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Мы ленивы и нелюбопытны Из «Путешествия в Арзрум» (1836) А. С. Пушкина (1799-1837): «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны…» (гл.

Почему некоторые толпы умны, но ленивы

Из книги Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети автора Морозов Евгений

Почему некоторые толпы умны, но ленивы Скромная сумма, собранная в рамках кампании “Спасение африканских детей” – если мы считаем, что целью кампании были именно деньги, как утверждается на ее странице (“Наша группа нуждается в финансовой поддержке, чтобы мы могли

ВЫ ЛЕНИВЫ

автора Уингет Ларри

ВЫ ЛЕНИВЫ Вот еще одно популярное клише: знание – сила. Вы слышали это на протяжении всей своей жизни. Однако это клише – ложь. Фактически это одно из самых неудачных клише, придуманных обществом. Знание – это не сила. Использование знания – вот что сила.Знание – это еще

Из книги Хватит ныть, выше голову! автора Уингет Ларри

ВЫ ЛЕНИВЫ Вот еще одно популярное клише: знание — сила. Вы слышали это на протяжении всей своей жизни. Однако это клише — ложь. Фактически это одно из самых неудачных клише, придуманных обществом. Знание — это не сила. Использование знания — вот что сила.Знание — это еще не

Многим известна фраза, принадлежащая Александру Сергеевичу Пушкину: » Мы ленивы и нелюбопытны». Она вырвана из контекста и давным — давно пошла гулять по белу свету. Первоначально же Пушкин в «Путешествие в Арзрум» (1836) писал: » Как жаль, что Грибоедов не оставит своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны…». Впоследствии часть россиян стала считать эти слова Пушкина чуть ли не приговором русскому народу, мотивируя это тем, что Пушкин -гений и всегда бывал во всём прав. Начнём с того, что и Пушкин был прежде всего человеком, а человеку свойственно ошибаться и уметь делать при этом правильные выводы. Но главное в другом- не писал Пушкин о лени и нелюбопытстве всего русского народа. Он имел ввиду близкий ему круг дворянской интеллигенции, хотя такого понятия тогда ещё и не существовало.

Я не хочу останавливаться на «ленивом» вопросе, поскольку считаю совершенно неправомерными рассуждения некоторых российских и многих западных историков и публицистов о так называемом ленивом русском народе. Всё это глупости, не требующие траты времени. Но вот, что касается нашего нелюбопытства, то здесь есть над чем подумать и о чём поговорить. Я думаю, что нелюбопытство- это следствие в первую очередь плохого образования и прежде всего гуманитарного. В России к любопытству относились всегда по разному, как и к образованным людям. Но прежде чем продолжить тему, я бы хотел поставить точки над i. Я имею в виду, как и Пушкин и все мыслящие люди, под любопытством совсем не подглядывание в замочную скважину. Тут в пору вспомнить русскую поговорку- «Любопытной Варваре нос на рынке оторвали», хотя есть и иная поговорка: » Любопытство не порок». Итак, я под любопытством имею в виду интерес человека к жизни, ко всему, что происходит вокруг тебя. То есть любопытный человек — в первую очередь активный человек. А наше общество всегда нуждалось и нуждается в активных его членах.

Я не хочу останавливаться на роли любопытных людей-россиян в истории России, поскольку и так ясно, что без любопытства, без интереса невозможно ни одно открытие в области науки и техники; не возможно усложнение труда и интенсификация темпов производства; невозможно открытие новых земель и полёты в космос…одним словом для развития общества необходим минимальный (для начала)уровень образования и интерес (любопытство) членов общества. Чтобы не доказывать то, что и так ясно, я пропускаю 19-ый и 20-ый века в истории России и приглашаю вас сразу в 21-ый век, в нашу современность.

(окончание следует)

Сегодня в нашей стране в день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина отмечается день русского языка. В этой связи предлагаю ознакомиться с речью Анатолия Фёдоровича Кони (1844-1927 гг.), которую он произнёс на торжественном заседании в Доме литераторов в 84-ю годовщину со дня смерти Пушкина 11 февраля 1921 г. Речь была опубликована в «Вестнике литературы» 1921 г. № 3.

Но сначала несколько слов о современности. Порой мне кажется наше общество окончательно порвало с литературным русским языком. Безусловно разговорный язык не является тем языком, на котором пишут книги. Но ведь и мат не является нормой устной речи. Хотя по факту слышишь его через раз, где бы не находился: в общественном транспорте, на производстве, на улице. Постоянное слышно использование жаргона, искажение, сокращение слов — и это взрослыми, не детьми. Удручает такое отношение к родному языку. Русская классика, судя по всему, в нынешнее время не востребована.

Я не случайно разместил новый логотип Екатеринбурга. На лицо деструктивное отношение к языку. Те кто его создавал — наплевал на правилам русского языка. Жаргонное слово «Екат» буквально сделали общеупотребительным. Но ведь есть и те, кто не позволяет себе из уважения, из любви к городу называть его «екатом». К тому же чаще логотип пишут на английском языке — город-то у нас «ойропеским», даром, что в Азии расположен. И на использование такого логотипа дала своё согласие администрация города. Там что, совершенно нет грамотных людей?

Возвращаясь к теме, А.Ф.Кони прочитал речь в день похорон и сейчас вы поймёте почему. И по сути он прав в том, что только к концу жизни человек даёт понимание, что он за птица. Какого полёта. Анатолий Фёдорович сравнивает вклад Пушкина в русский язык со значением Петром I для России. Впрочем, прочтите самостоятельно, думаю это будет и познавательно, и интересно.

Настоящее собрание присутствует при зарождении всенародных, всероссийских поминок по Пушкину, которые должны являться не мимолетным порывом чувства, не временным проявлением симпатии к погибшему так рано поэту, а чем-то хроническим, ежегодным, всероссийским, повторяемым с непреложностью известного нравственного закона, и представлять собой общепонятный и общесознаваемый праздник для всех мыслящих русских людей.

Может возникнуть вопрос — почему же будет праздноваться (в сущности эти поминки будут носить праздничный характер) его смерть, а не день его рождения? Ответ довольно прост. Да потому, что рождение не создает никакого определенного образа, с представлением о рождении не соединяется ничего конкретного, ничего такого, что бы выделяло этого ребенка из числа других (кроме случаев какого-нибудь уродства), а поэт, и в особенности такой поэт, как Пушкин, может сказать про себя словами другого поэта: «Мой образ вылит, еще резца последний взмах,- и гордо станет он в веках». Но это он может сказать перед концом своей жизни. Следовательно, смерть рисует поэта, смерть подводит ему известного рода итог. И наконец, — и это очень важно, — смерть гораздо сильнее ударяет по сердцам, чем рождение. Смерть соединяет всех тех, которые ценили умершего человека, в одном чувстве скорби, смерть заканчивает его существование и звучит как последний аккорд. Наконец, те, кто верует в загробное существование, знают, что оплакивать и вспоминать приходится не в день рождения, а в день смерти. Поэтому нужно праздновать именно день смерти Пушкина, а не день его рождения, и праздновать в том смысле, что с этого момента началось настоящее рождение русской литературы в его настоящем смысле, рождение русского языка в его настоящем объеме и красоте.

Пушкин сказал: «Мы ленивы и не любопытны» . Этим он хотел сказать, что в большинстве случаев у нас не существует вчерашнего дня. От этого завтрашний день такой неясный, туманный. Мы не знаем вчерашнего дня не только в нашей жизни, но и в жизни общественной, и то, что могло воспитать в нас чувство долга, что могло дать нам темные и светлые картины прошлого, все это исчезает в туманной дали. К этим словам можно прибавить еще и другое — мы не только ленивы и не любопытны, но еще и неблагодарны. И Пушкин все это испытал на себе. И долг русского общества вознаградить его за то, что он выстрадал, за то, что пережила его страдальческая тень.

Пушкин умер в разгар своего таланта, а между тем вокруг него уже возрастало равнодушие. В последние годы жизни Пушкина общество относилось к нему довольно холодно. Одни говорили, что он устарел. Это были люди, которые не дозрели до понимания Пушкина. Другие говорили, что Пушкин исписался. Это были люди, неспособные подняться до его духа. А затем кругом него кипела презренная клевета. Ведь он сам говорил перед смертью: «Пора, пора, покоя сердце просит» . И это уставшее, израненное сердце было увезено тайком, никому неведомо, и схоронено так, что над ним не плакали те, которые поняли, чего они лишились. Да кроме того, в это же время теснила его цензура. Он не мог уйти от этой цензуры, которую характеризовал «богомольной нашей дурой, слишком чопорной цензурой» . Эта цензура теснила его всячески. «Капитанскую дочку» он должен был печатать не под своим именем. «Медный всадник» был запрещен. Когда Пушкин умер, вышел его портрет-гравюра, под которым было написано: «Угас огонь на алтаре». Один такой портрет был подарен мне Гончаровым. По требованию цензуры полиция этот портрет конфисковала, и имевшие такой портрет старались заклеить его рамкой так, чтобы не было видно подписи. А сочинения Пушкина, разве они были распространены так, как следует? После его смерти вышло два неполных издания. А затем жена Пушкина, движимая известного рода корыстными побуждениями, выхлопотала у Александра II продление авторских прав с 30 лет до 50-ти , — та самая жена, о которой Пушкин рассказывал Смирновой, что по ночам, когда он хотел записать какие-нибудь пришедшие ему в голову стихи или мысль и зажигал при этом свечку, она тушила эту свечку и говорила: «Ночь дана для того, чтобы спать, а не писать стихи». Среди такой обстановки он ушел от нас.

Но и после того критика относилась к нему долгое время без правильной оценки. Когда сошел со сцены Белинский, она упоминала о Пушкине только с холодным уважением, а затем критики шестидесятых годов, искавшие в каждом писателе служения общественным вопросам и с этой точки зрения рассматривавшие его произведения, стали относиться к нему презрительно. Известный критик шестидесятых годов писал о нем — «миленький, маленький Пушкин» . При этом, конечно, забывались его заслуги именно общественные. Ведь нельзя отрицать, что Пушкин воспел свободу во всех ее видах, что Пушкин указал на язвы крепостного права, что Пушкин предвидел и проповедовал суд присяжных . И такое отношение продолжалось до восьмидесятых годов.

Но затем в обществе проснулось чувство любви и благодарности к Пушкину. День открытия ему памятника в Москве был действительно всенародным торжеством. Это было нечто такое, чего никто из участвовавших забыть не может. Тургенев, обращаясь к памятнику Пушкина, сказал: «Это памятник учителю», и все согласились с ним.

Значение Пушкина в русской литературе может быть сравнено со значением Петра Великого. Все культурные начинания в России восходят к Петру Великому. Какое бы литературное явление мы ни взяли, если мы начнем рассматривать его происхождение, мы найдем Пушкина. Мой уважаемый сосед, Н. А. Котляревский, говоря о Канте, называет его узловой станцией философии. Такой узловой станцией является Петр, такой узловой станцией литературы был Пушкин. Вот чем объясняется то начинание, для участия в котором Дом литераторов созвал всех служителей литературы и искусства и надеется на их содействие. В своих воспоминаниях Даль пишет, что, когда Пушкин умирал, он говорил ему: «Подымай же, подымай выше, идем выше, идем выше». И действительно, с тех пор Пушкин начал подниматься все выше и выше, и в настоящее время он поднялся в нашем сознании на огромную высоту. Будем же помогать этому, будем подымать его еще выше, насколько хватит сил.

Пушкин — наша гордость, наша слава. Еще в год его смерти Тютчев сказал о нем: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет» . А Островский на открытии памятника Пушкину, на обеде, встал и сказал, обращаясь ко всем литературным и ученым силам: «Господа, сегодня ведь на нашей улице праздник».

Пожелаем же, чтобы осуществились те предположения, о которых мы сегодня говорим, чтобы всякий, кто, подобно Пушкину, будет понимать жизнь, как возможность «мыслить и страдать» , мог бы сказать каждый год 29 января: «сегодня на нашей улице праздник», чтобы будущий Пимен, когда он будет писать летопись нашей жизни, упомянул, что этого числа «России сердце не забыло».

Примечания

  1. Цитата из «Путешествия в Арзрум» (1829).
  2. Цитаты из стихотворения «Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит» (1834) и (неточно) из сказки «Царь Никита и сорок его дочерей» (1822).
  3. По цензурному уставу 1828 года срок права наследования определялся в 25 лет со дня смерти автора. В 1862 году Н. Н. Пушкина-Ланская просила министра народного просвещения А. С. Норова закрепить за ней и за двумя сыновьями поэта пожизненное право пользоваться доходами с изданий. Вместо этого А. С. Норов увеличил срок наследования вдвое, т. е. до 50 лет.
  4. Имеется в виду статья Д. И. Писарева «Лирика Пушкина» (1865).
  5. Мнение Пушкина о необходимости суда присяжных А. Ф. Кони основывает на «Записках А. О. Смирновой».
  6. Цитата из стихотворения Ф. И. Тютчева «29 января 1837 г.» (1837).
  7. Цитата из элегии «Безумных лет угасшее веселье» (1830).

Статьи в моём живом журнале о русском языке:

Мы ленивы и нелюбопытны

Мы ленивы и нелюбопытны
Из «Путешествия в Арзрум» (1836) Л. С. Пушкина (1799-1837): «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны…» (гл. 2).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое «Мы ленивы и нелюбопытны» в других словарях:

    ГОВОРИТЬ, говорю, говоришь, несовер. 1. без доп. пользоваться, владеть устной речью. Ребенок начинает говорить на втором году от рождения. Он не говорит от рождения. || Уметь пользоваться устной речью на каком нибудь языке. Я свободно говорю по… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • , Владимир Мединский. Люди склонны думать о себе хорошо. Обычно даже лучше, чем они есть на самом деле. Это относится и к целым народам, всегда старающимся сформировать о себе самое положительное мнение. Но только…
  • О русском пьянстве, лени и жестокости
  • О русском пьянстве, лени и жестокости , Мединский Владимир Ростиславович. Люди склонны думать о себе хорошо. Обычно даже лучше, чем они есть на самом деле. Это относится и к целым народам, всегда старающимся сформировать о себе самое положительное мнение. Но только…

Каждый год в пушкинский день пишу про него пост. Их десятки. Но самый лучший, мне кажется, тот, где я вам пытался сказать — А Пушкин мужик, не только поэт! Но сегодня про иное.

Рисунок Пушкина. И комментарий графолога приведу в конце поста.

Мой школьный друг математику ненавидел . И не понимал. Когда учительница математики его стыдила, он неизменно отвечал: «Вот Пушкин был абсолютным нулём в математике, почему вы от меня-то чего требуете?» Учительница отвечала — так ты напиши стих похожий на стих Пушкина, я тебе всё прощу и двоек ставить никогда не буду!
«Написать-то стишок я могу, не пушкинский конечно. Но он был полный ноль в математике, а я же решаю немного задачек. Значит мне можно лишь немного знать математику и немного писать стихи — баланс!» Класс хохотал.

Сестра А. Пушкина О.С.Павлищева вспоминала: «Арифметика казалась для него недоступною, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался слезами».

Лицейский друг Пушкина И.И. Пущин вспоминал впоследствии, что «…все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю! «Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».

Сохранилась также следующая запись в дневнике А.С. Пушкина от 1 января 1834 года: «Меня спрашивали, доволен ли я моим камер-юнкерством? Доволен, потому что государь имел намерение меня отличить, а не сделать смешным, а по мне хоть в камер-пажи, только б не заставили меня учиться французским вокабулам и арифметике».

Пушкинисты подсчитали слова Пушкина:
Алгебра Геометрия Математика Физика Наука Любовь Любить
3 раза 3 раза 3 раза 1 раз 75 раз 630 раз 614 раз

Пушкинисты ещё написали сотни статей на темы:
Знал ли Пушкин о числах Фибоначчи?
Присутствует ли золотое сечение в стихах Пушкина?
Прослеживается ли в сказках математическое соответствие.

Пусть играются…

Таки в честь дня рождения поэта, я хочу огорчить своего одноклассника. Пушкин очень тепло относился к математике. Уже в первом томе «Современника», издаваемого Пушкиным, была напечатана статья князя П.Б. Козловского «Разбор парижского математического ежегодника на 1836 г.», а в третьем томе — статья по теории вероятностей «О надежде» того же автора.

Причём П.Б. Козловский написал математические статьи для «Современника» по заказу Пушкина.

Пушкин и Теория вероятности!!! Не сочетаемое и в моём мозгу.

В библиотеке А. Пушкина имелись два сочинения по теории вероятностей, одно из которых представляет собой знаменитый труд великого французского математика и механика Лапласа (1749-1827) «Опыт философии теории вероятностей», вышедший в Париже в 1825 г. Пушкиноведы пишут — Такое внимание к теории вероятностей связано по-видимому с тем глубоким интересом, который проявлял Пушкин к проблеме соотношения необходимости и случайности в историческом процессе.

Но на мой взгляд Степан Разин и Теория вероятности вещи не совместные!

И ещё незнаемое мною:

А.С. Грибоедов в 1826 г. просил прислать ему учебник по дифференциальному исчислению, а Гоголь в 1827 г. не только выписал «Ручную математическую энциклопедию» Перевощикова, но даже изучал ее.

Дипломат и писатель Грибоедов и диффуры! У вас есть знакомые, кто на досуге почитывает про диффуры? У меня нет…

И ещё крутое знание вам.

Весь интернет обожает цитировать, что А.С.Пушкин сказал: «Русский человек ленив и нелюбопытен.» И цитату обрывают все. Даже умница дьякон Кураев тоже обрывает, а значит врёт мне и тебе . Нагло и уверено. Ведь 99% не полезут читать Александра Сергеевича — они его в школе «проходили».

Ах, как у нас либерасты и подпавшие под их влияние любят цитировать русских классиков, когда надо очередной раз «умыть» русского человека! И про «бунт, бессмысленный и беспощадный» напомнить, и о том, что «патриотизм — последнее прибежище негодяев», и про «свиное рыло» вставить… А просто почитать первоисточник?

Пушкин никогда не говорил, что русский человек ленив и нелюбопытен. В «Путешествие в Арзрум» Пушкин пишет: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны…»

Мы не пишем историй великих русских людей. В этом только мы ленивы по словам Пушкина. Обобщение либерастов показательно. Надо соврать чтобы ватников забрызгать сильнее…

Лучше бы полудурки почитали самого Пушкина… хоть иногда, там встречаются потрясающие мысли — «Поймите же и то, что Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою ; что история ее требует другой мысли, другой формулы…»

Мы никогда не станем Европой в их европейском понимании! Пушкин таким образом умывает ВСЕХ западников , оппонентов славянофилов.

Как пишет Википедия:

Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х годов XIX века выступали за отмену крепостного права и признание необходимости развития России по западноевропейскому пути.

Идеи западничества выражали и пропагандировали публицисты и литераторы — П. Я. Чаадаев, В. С. Печерин, И. А. Гагарин (представители так называемого религиозного западничества), В. С. Соловьёв и Б. Н. Чичерин (либеральные западники), И. С. Тургенев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, позднее Н. Г. Чернышевский, В. П. Боткин, П. В. Анненков (западники-социалисты), М. Н. Катков, Е. Ф. Корш, А. В. Никитенко и др.; профессора истории, права и политической экономии — Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. Г. Редкий, И. К. Бабст, И. В. Вернадский и др. Идеи западников в той или иной степени разделяли писатели, поэты, публицисты — Н. А. Мельгунов, Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, А. В. Дружинин, А. П. Заблоцкий-Десятовский, В. Н. Майков, В. А. Милютин, Н. А. Некрасов, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин, но они часто пытались примирить западников и славянофилов, хотя с годами в их взглядах и творчестве прозападническое направление преобладало.

Цветник прямо… И половина имён из школьного учебника! Кто хвалит советское образование? Там СТРАННАЯ русофобская идеология зарыта.

Таки вот и нас учили в школе старательно западничеству! Ни в коем случае славянофильству или деревенщине. Вспомните уроки литературы и сосчитайте имена с одного полюса и с другого. Контраст страшный. Этот крен закладывали всю советскую власть в русскую голову… А теперь льют вёдрами «демократы». Не надо думать, что только сегодня русское образование гробят фурсенки и ливановы. Моя школьная училка со мной вместе в 70-е тоже участвовала в сём процессе. Под знаменем ленинского учения. Единственно верного!

И именно в последнее десятилетие жизни Пушкина западничество окончательно сформировалось и уже навсегда, до сегодня, до сегодняшних оккупантов в правительстве им. Гайдара. А Пушкин уже тогда всё понял!

Давайте повторю Пушкина:

«Поймите же и то, что Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою; что история ее требует другой мысли, другой формулы…».

И никогда не смейте даже помыслить, что Пушкин что-то не понимал, математику например. Он понимал, что зарождается движение западников и Россия начнёт погибать именно от их рук, рук западников.

Меня часто спрашивают — а что ждать от страны, Путин сделает нас счастливыми ? Отвечаю: еще 300 лет ждать, так сказал Пушкин. Сказал 500 лет, 200 уже прошло…

Слушайте, перечитайте «Евгения Онегина, XXXIII строфу из VII главы этого романа в стихах. В нем делается попытка предсказания отдаленного будущего России:

Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот ) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.
***

Трактир!!! Везде и всюду! Где же кружка?!!)))

«Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей».

А чтоб веселей было думать вброшу мысль из сегодняшней газеты:

Если активизировалась контрабанда антиквариата на ввоз в Россию , а не на вывоз, значит наши элитарии начали создавать родовые гнезда для себя здесь. А не там.

Ещё пару столетий подождём?

***
Графолог:

Если вглядеться с точки зрения художественности, гармоничности исполнения рисунков букв пушкинского письма, то оно вполне соответствует и как бы запечатлевает всю тонкость и художественность мысли великого поэта.

Подъемы и срывы линий и штрихов указывают на однородные явления и в его психике. Этот человек способен и на сумасбродные поступки, особенно если затронуто при этом его болезненное самолюбие. Язык его тогда может сделаться весьма и весьма острым, автор умеет оборвать собеседника, не считаясь с положением человека и вредом, наносимым себе. На все это указывает целый ряд приведенных данных в его почерке — неровность нажима, открытость букв, ясность окончаний: т. е. в переводе с графологического языка его неуравновешенность, порывистость, склонность открыто высказывать свои мнения и отсутствие расчетливости в отношениях, плюс к этому следует прибавить уверенность в начертаниях, что говорит и об его уверенности в себе, о самооценке и отчасти о славолюбии; этими штрихами Пушкин как бы подчеркивает свое «я».

Как написал однажды Пушкин, «мы ленивы и нелюбопытны». Писал он, впрочем, вовсе не о русском народе и его отношении к работе и окружающему миру, как принято считать, а о том, что интересные люди (в данном случае имелся в виду Грибоедов) редко оставляют после себя «записки», то есть дневники, а их друзья ленятся писать воспоминания. Однако фраза эта, как часто случается, будучи вырванной из контекста, зажила самостоятельной жизнью, превратившись для кого-то в оскорбление, для кого-то — в оправдание, а для кого-то — в описание окружающей действительности.

Вот и просматривая результаты очередного опроса фонда «Общественное мнение» об отношении россиян к работе, невольно вспоминаешь эту цитату из «Путешествия в Арзрум». И лень, и отсутствие любопытства встают перед нами в полный рост.

Исследователи среди прочего спросили у народа: «Если бы это зависело только от вас, вы бы стали работать 35 лет? Или вы бы стали работать меньше или больше этого срока?» Чтобы ввести ответы в некий контекст, напомним, что если человек начинает работать в 18—22 года, то 35 лет стажа он получит в возрасте 53—57 лет. При этом средняя продолжительность жизни в России, по данным министра здравоохранения Вероники Скворцовой, уже превысила 70 лет, то есть многие в случае отсутствия каких-то серьезных катаклизмов проживут и 75 лет, и 80 лет, и даже дольше. Получается, что те, кто не хотел бы работать дольше 35 лет, на самом деле хотят прекратить работать лет в 55, после чего еще в течение 20—25 лет наслаждаться жизнью «для себя».

Теперь к цифрам. Продолжительность рабочей жизни в 35 лет и менее устраивает ровно 50% опрошенных (37% не хотели бы работать и 35 лет, 13% согласны на этот стаж в качестве максимума). Больше 35 лет хотели бы работать лишь 14%, остальные не имеют мнения на этот счет. Интересно, что, несмотря на явно более долгий срок жизни, женщины, как бы это помягче сказать, менее трудолюбивы, чем мужчины: среди них рабочий стаж «35 лет и меньше» устроил бы 57% опрошенных, среди мужчин же таких всего 44%. Понимаю, что читатели-женщины тут же напомнят о том, что им, в отличие от мужчин, надо рожать детей, поэтому некоторая часть жизни выпадет из рабочего стажа. Однако не уверен, что многолетнее сидение в декрете остро необходимо: женщины, которые хотят и любят работать, даже двое-трое родов спокойно укладывают в общей сложности в год выпадения из рабочей жизни, а часто и меньше.

Интересно распределение ответов о причинах, по которым люди не хотят отработать хотя бы 35 лет. Напомним, таких 37%. Почти две трети из них в качестве главной причины называет ухудшение здоровья к «старости» (к 55 годам, напомню), а то и вовсе опасения не дожить до окончания этого срока (до 55 лет, да).

Это очевидная ошибка — люди в наше время живут намного дольше, а в будущем срок жизни еще увеличится. Просто к слову: как раз на днях увидел сообщение о том, что британские страховые компании начали просчитывать последствия увеличения продолжительности жизни до 120 лет. Пока это, конечно, не очень актуально, но те, кому сейчас 30—40 лет, имеют намного больше шансов умереть в 80, чем в 55 лет. Говоря о предполагаемом возрасте смерти, не будем забывать о том, что статистические данные о средней продолжительности жизни учитывают и младенческую смертность, и несчастные случаи, и смерти изначально очень больных людей, которые либо в принципе не работают, либо работают в своей жизни очень мало. Если человек дожил до 30—40 лет, относительно здоров и не занимается альпинизмом или мотогонками, то его ожидаемая продолжительность жизни намного выше средней.

Интересно, что те же самые люди, что сейчас в ответах на вопросы социологов предполагают, что к 55 годам превратятся в глубоко больных инвалидов, наверняка обидятся, когда их в этом возрасте назовут хотя бы просто «пожилыми людьми». Большинство россиян в 55 и 60 лет — вполне бодрые, относительно здоровые и однозначно работоспособные люди, впереди у которых еще пара десятилетий жизни. Тем более это будет относиться к тем, кому 55—60 исполнится лет через двадцать. Хотя, конечно, если человек выкуривает пачку сигарет и выпивает литр яда, который в России по недоразумению называется пивом, каждый день и бутылку-другую водки на выходных, то дожить до 60 будет для него достижением. Впрочем, успехи медицины, к сожалению, могут растянуть срок жизни и для таких людей.

Я бы сказал, что ответы, касающиеся здоровья, по большей части отражают как раз те самые лень и нелюбопытство. Лень прикрывается страданиями в стиле «люди столько не живут», а нелюбопытство выражается в ошибочном и некритичном восприятии статистических данных. И то, что этих ответов так много, несколько удручает.

И все-таки разбавим позитивом мрачную картину. Обратимся к подробным ответам тех, кто все-таки, несмотря ни на что, собирается работать более 35 лет. Ровно половина из них делает рациональный выбор, полагая, что без работы не на что жить, а пенсия с повышением стажа будет расти. Это несколько цинично, но разумно: люди либо знают, либо чувствуют, что в современных условиях сохранение достойного уровня жизни возможно только при наличии работы. Разговоры о пассивном доходе, позволяющем жить припеваючи, актуальны только для богатых, имеющих существенный капитал. Обычный рабочий или служащий для того, чтобы в пожилом возрасте стать рантье, должен довольно рано научиться жить второй жизнью — жизнью инвестора, делающего разумные и обоснованные вложения сэкономленных от зарплаты (то есть отнятых у текущего потребления) денег. Этот путь в силу разных причин доступен далеко не всем. Большинству придется умереть на рабочем месте. И жаль, что лишь 7% трудоспособного населения страны это осознает.

Вторая половина положительных ответов объясняется еще позитивнее. Эти люди любят свою работу, им неинтересно бездельничать, у них есть желание и дальше посвящать себя любимому делу, они собираются жить долго и счастливо. За них можно только порадоваться: они не ленивы и весьма любопытны. С другой стороны, таких людей — всего семь человек из ста.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Ленивы и нелюбопытны

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *