Легализация доходов

Современные способы и схемы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем в России

теневой экономика легализация налоговый

Одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующих притоку иностранных инвестиций в отечественную экономику, является отмывание денежных средств, полученных путем совершения преступлений в экономической сфере.

Пытаясь избежать дополнительного налогового бремени, растущего в связи сувеличением потребности государства в финансовых ресурсах, хозяйствующие субъекты (как юридические, так и физические лица) применяют разнообразные способы и схемы уклонения от налогообложения.

К способам, полностью скрываемым экономическую деятельность, как показано в рис. 1, относятся способы уклонения от налогового контроля. К данной категории относится небольшое количество способов: уклонение от постановки на налоговый учет и непредставление налоговых деклараций. И в том, и в другом случае деятельность хозяйствующим субъектом осуществляется, но фактически не контролируется государством.

Применение этих способов характерно для малого бизнеса либо индивидуальной предпринимательской деятельности и не на длительный срок.

Больший вред приносят организации, которые на налоговый учет встали, но налоговых деклараций не представляют. Это так называемые фирмы-однодневки, которые используются крупными и средними налогоплательщиками в схемах частичного сокрытия деятельности, осуществление которых без фирм-однодневок было бы невозможным, а ущерб от применения таких схем очень значителен.

Рис.1. Классификация способов теневизации экономической деятельности

Способы частичного сокрытия деятельности и уклонения от уплаты налогов подразумевают собой уменьшение налогооблагаемых баз по соответствующему налогу. По этому принципу выделяются:

1. «Зарплатные схемы», которые направлены на снижение налоговых и социальных отчислений путем сокрытия действительного фонда оплаты труда. Сюда относится выплата зарплаты в «конвертах», занижение и сокрытие численности работников.

2. Способы завышения себестоимости, формирующие занижение (сокрытие) объема валового дохода предприятия.

3. Способы сокрытия объемов производства и реализации продукции.

Полученный преступным путем капитал нуждается в легализации, способы которой различны, и на каждом из этапов легализации преступник будет применять специфические, характерные именно для этого этапа способы.

На первом этапе процесса легализации происходит преобразование преступно приобретенных другими лицами средств в иностранную валюту, ценные бумаги, золото, недвижимость. При этом широко используются подставные физические или юридические лица. Целью данного этапа является прерывание субъектом непосредственной связи легализуемых доходов с преступлением, в результате которого они получены их владельцем для воспрепятствования в дальнейшем их идентификации и конфискации со стороны государства.

Существуют специфические виды действий, которые также направлены на обеспечение прямого доступа к денежным средствам, полученным незаконным путем, но их особенность состоит в том, что они не включают операции, специально направленные на сокрытие и маскировку источников происхождения, владельцев, местонахождения, существования денежных средств, а также планов их дальнейшего использования.

Преступник может установить дистанцию между собой и правом собственности на нелегальные доходы, тратя их на товары и услуги, вместо того, чтобы инвестировать их или превратить в другие фонды, удерживаемые на длительный срок. Преступники могут тратить наличные средства в больших размерах, либо оставляя при этом крайне скудную документацию, либо не оставляя никакой документации, что затрудняет усилия правоохранительных органов по восстановлению подобных операций.

Самым распространенным путем сокрытия доходов, который затрудняет их обнаружение правоохранительными органами, является сокрытие доходов путем сохранения их без движения. Этот путь сокрытия преступных доходов обычно не характерен для организованной преступности или для наркоторговцев, а больше подходит мелким преступникам.

Среди способов, характерных для первого этапа легализации, можно назвать следующие:

1. Перечисление денег на подставных лиц. Перечисление денежных средств осуществляется главным образом на счета близких и родственников. Хотя в организованных преступных сообществах с высокой степенью организованности и жесткой внутренней дисциплиной денежные средства могут помещаться и на счета лиц, не связанных какими-то родственными отношениями с лицами, заинтересованными во временном формальном отчуждении от этих средств. Такое перемещение средств может происходить через посредников.

2. Продажа наличных денег за безналичные. Для целей реализации указанного способа создаются фирмы, занимающиеся продажей легальным предприятиям «черных» наличных денег за безналичные, за что таковым предприятиям платятся определенные комиссионные в размере 1-8% от обналиченной суммы. В качестве владельцев и руководителей подобных фирм используются подставные лица (алкоголики, душевнобольные люди, не имеющие средств к существованию), либо фирмы регистрируются вообще по утерянным документам. Фиктивные фирмы функционируют обычно не более 3-х месяцев, т.е. исчезают к моменту сдачи отчетности и уплаты налогов за первый квартал.

3. Многократный перевод денег на счета фирм-посредников. Данная схема легализации выглядит следующим образом. Фирма, незаконно получившая денежные средства, перечисляет их посреднику, а та, в свою очередь, следующему звену и т.д. Таким образом, на банковских счетах фирм-посредников в течение периода от нескольких дней до месяца аккумулируется крупная сумма, которая в дальнейшем переводится за границу. После выполнения подобного рода действий фирмы-посредники прекращают все операции по своим счетам. При этом фирмы всех звеньев данной цепочки являются фиктивными, зарегистрированными на подставных лиц. Передача денежных средств через свои расчетные счета осуществляется недолго, максимум в течение нескольких месяцев, для затруднения следственным органам проследить всю цепочку по передаче денег, чтобы выйти на реальных лиц, получивших деньги.

4. Платежи небольшими суммами на один банковский счет.

5. Организованный обмен денег на купюры иного достоинства или другую валюту без использования банковских счетов (так называемые обменные сделки).

6. Смешивание на многочисленных счетах потоков легально и нелегально полученных денежных средств — обычно на предприятиях с большим наличным оборотом (фиктивные обороты). Существует несколько вариантов данного способа легализации:

— использование в целях легализации собственной организации;

— использование в целях легализации другой организации для осуществления движения средств через данное предприятие;

— создание для целей легализации новой организации.

7. Использование собственных или сторонних предприятий, декларирующих легализуемые деньги в качестве выручки. Для реализации данного способа на предприятия с большим наличным оборотом (таксопарки, рестораны, кафе, торговые точки по продаже фруктов и овощей, казино и т.д.) поступают денежные средства от преступной деятельности, которые отражаются в официальной отчетности как легальная выручка.

Вторым этапом отмывания денег является маскировка следов преступления по получению преступных доходов. Здесь происходят избавление от основной части наличных средств и размещение их при помощи ряда способов в коммерческие банки или перевод таких средств за границу как заключение зарубежных легальных контрактов.

Маскировку следов необходимо рассматривать как этап, на котором как бы законная деятельность и законные сделки помогают скрыть преступный источник получения денег. Характерной чертой данного этапа является смена статуса предмета легализации в процессе совершения преступления в целях сокрытия первоначального источника происхождения преступных доходов. В результате обрывается цепочка следов и обеспечивается анонимность имущественных ценностей. Это и является этапом процесса отмывания денег.

Легализация преступных доходов на втором этапе происходит через банковскую систему, предпринимательскую или иную экономическую деятельность. Для осуществления операций на втором этапе широко используются подставные лица и фиктивные фирмы, которые выставляют фиктивные счета, служащие основанием для перевода денег.

Для реализации второго этапа легализации характерны следующие способы:

1. Перевод наличных денежных средств в коммерческий банк. Для осуществления этого способа наличность перемещается в банк для того, чтобы впоследствии денежные средства были переведены в облигации, акции, аккредитивы, платежные поручения, а затем сняты со счетов или переведены из одного банка в другой, чтобы еще больше замести следы.

2. Перевод приобретенного за наличные деньги имущества в другие формы активов с последующей продажей. Конкретные действия по переводу денег в другие формы активов будут зависеть от того, используется в целях легализации юридическое лицо или только физическое лицо. Так, один человек в состоянии легализовать преступные доходы, приобретая, а затем перепродавая дорогие машины, яхты, и в данном случае организация обычно занимается крупными приобретениями недвижимости, пакетов акций или сырьевых товаров.

3. Электронный перевод денежных средств. Перевод средств с помощью электронной системы является одним из наиболее быстрых и широко применяемых способов маскировки следов преступления, в результате которого были получены легализуемые средства. Преимущества электронных способов, таких как скорость и частота операций, возможность переводов вне зависимости от расстояний делают их для преступников очень привлекательными.

4. Перевод средств в компании, зарегистрированные в оффшорных зонах.

В самом общем виде под оффшорными зонами понимаются страны и/или территории, осуществляющие регистрацию компаний, на деятельность которых распространяется льготный режим налогообложения. Оффшорные зоны дают использующим их предприятиям или компаниям следующие преимущества: налоговые льготы, значительную свободу при ведении бухгалтерской отчетности, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны изолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариант оффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне только нерезидентов.

В настоящее время для проведения операций второго этапа легализации большую роль играют оффшорные зоны и страны с облегченным налоговым режимом и слаборазвитой системой финансового контроля со стороны государства.

Лица, участвующие в процессе легализации с использованием оффшоров, для того чтобы вывезти из страны доходы, полученные от преступной деятельности, зачастую пользуются банками, законными компаниями или легальными предприятиями. Если удалось деньги вывезти за границу, то документы по совершенным сделкам очень сложно обнаружить, что является затруднительным для расследования данного преступления. По этой причине в настоящее время или закрываются оффшорные зоны, или усиливается международный контроль участников международной организации по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ФАТФ).

Третьим этапом процесса легализации денег является последующее включение преступных доходов в легальный гражданско-правовой оборот с целью окончательного приобретения ими видимости легального источника происхождения. Необходимость в проведении данного этапа возникает в случае, когда для успешного завершения второго этапа преступникам важно иметь в своем распоряжении убедительное объяснение о якобы законном происхождения своих средств.

Для осуществления третьего этапа легализации преступных доходов характерны следующие способы:

1. Заключение фиктивной сделки по продаже недвижимости. Так, например, создается и регистрируется некая фирма. Эта фирма не имеет каких-либо существенных активов, не ведет операции, покупает определенное имущество. Затем это имущество продается, а выручка рассматривается как законные денежные средства, приобретенные в результате продажи имущества.

2. Заключение фиктивных экспортно-импортных контрактов. Для реализации данного способа заключаются два договора — реальный, заключаемый с легальной фирмой, и фиктивный (с завышенной суммой сделки), заключаемый с фирмой-посредником. По фиктивному договору деньги переводятся фирме-посреднику, как правило, зарегистрированной в оффшорной зоне. Разница между реальной и фиктивной ценой остается на счете фирмы-посредника в качестве комиссионных. Необходимым условием для реализации этого способа является то, что фирма, переводящая деньги, и фирма-посредник имеют одних и тех же владельцев.

3. Заключение договора процентного займа. Особенной чертой этого способа является депонирование денег на счете зарубежной фирмы. После этого фирма дает заем или выступает гарантом по банковскому кредиту, являющемуся для покупателя легальными деньгами. В этих случаях могут создаваться целые компании-прикрытия, при помощи которых преступное предприятие может ссудить само себе собственные отмытые средства так, что данная операция внешне будет выглядеть вполне законной. Таким образом, в одном из своих обличий предприятие будет платить само себе проценты с ссуды, а в другом — указывать сумму процентов в налоговых декларациях.

Для осуществления подобного способа характерно следующее:

— Имена фактических владельцев такого предприятия обычно скрываются.

— Такое предприятие получает заем у легальной фирмы.

— У компании-прикрытия, являющейся дочерней или зависимой по отношению к предприятию, берется заем на сумму, немного превышающую предыдущую.

— Основная сумма законно полученного займа и начисленные на нее проценты выплачиваются при помощи фиктивного займа.

— В результате извлекаются полностью легализованные деньги.

4. Декларирование преступных доходов в качестве выигрыша в лотереи. В этом случае преступники используют тот факт, что лотерейные билеты не оформляются на чье-то имя, следовательно, выигравший билет может быть обращен любым человеком в деньги, которые декларируются в качестве выигрыша.

5. Заключение сделки с занижением цены. В качестве примера можно привести операцию с приобретением недвижимости. Приобретается дом по заниженной цене. Разница с реальной рыночной ценой доплачивается «черными» деньгами. После этого декларируется производство ремонта, и здание продается по более высокой цене. В результате образуется якобы легальный доход. Для отмывания денег могут использоваться как местные, так и иностранные юридические и физические лица. Внутри страны может также отмываться иностранный капитал, особенно в тех случаях, когда страна обладает слабой системой противодействия отмыванию денег.

В настоящее время глобализация финансовых рынков постепенно стирает границы между внутренними и внешними источниками незаконного капитала, схемами его отмывания независимо от места преступления или получения дохода от незаконной деятельности.

Анализируя методы и способы легализации, можно выделить ряд специфических экономических особенностей страны, способствующих отмыванию денег:

— существование «теневой» экономики или «черного рынка» с высокой долей неучтенных доходов;

— коррупция среди государственных исполнительных, правоохранительных и судебных органов власти на федеральном и региональном уровне;

— несовершенство нормативно-правовой базы, устанавливающей меру и условия наступления ответственности за легализацию доходов, полученных преступным путем; ее несоответствие международным нормам и принципам;

— несовершенство механизмов контроля и мониторинга за деятельностью финансовых институтов;

— невозможность или ограничение возможности обмена финансовой информацией с иностранными правоохранительными органами;

— неадекватная процедура учреждения финансовых и нефинансовых институтов, открытия филиалов за пределами страны и лицензирования финансовой активности, не учитывающая или учитывающая не в должной мере необходимость идентификации реальных собственников/владельцев компаний (особенно когда владение может осуществляться путем номинального держания);

— законодательное закрепление тайны финансовых операций, недостаточные требования к прозрачности финансовых операций и собственности на активы; просчеты в регулировании валютообменных операций и иных операций с наличными денежными средствами; широкое использование предприятиями (банками) операций с вовлечением оффшорных компаний;

— существование анонимных денежных счетов и финансовых инструментов, включая акции и облигации, по которым допустима выплата средств «на предъявителя»;

— доступ финансовых институтов к международным центрам торговли золотыми слитками, торговле драгоценными камнями и ценными металлами.

К сожалению, все эти особенности в полной мере характерны для России. Хотя в данном направлении государство старается бороться всеми возможными средствами, но это становится с каждым годом все сложнее и сложнее из-за внешних и внутренних негативных факторов.

На данный момент Россия занимает одно из высоких мест среди стран мира по объему отмываемых денег, что, естественно, дает повод задуматься о возможных последствиях легализации денежных средств, полученных преступным путем в России. Значительный ущерб от операций по отмыванию денег настоятельно требует принятия специальных мер на государственном уровне.

Отмывание денег может привести к снижению потока финансовых ресурсов из западных стран для развития экономики России. В результате наша страна как одна из самых привлекательных регионов для вливания зарубежных инвестиций может превратиться в малоприбыльное государство.

Экономические схемы, способы, модели легализации незаконных доходов в банковской системе

Сущность процесса легализации незаконных доходов заключается во введении теневых капиталов в легальный оборот преимущественно через банковские учреждения, предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Практически всегда мегарегулятор может отследить возникшие проблемы в кредитной организации, но на особом контроле стоит вопрос о вовлечении банка в процесс легализации незаконных доходов. В этом случае особое внимание уделяется таким вопросам как

— несвоевременная отправка сведений в Росфинмониторинг, согласно требованиям по обязательному контролю или отказ от данной процедуры;

— изменение руководящего состава;

— ограниченная клиентская база;

— увеличение просроченной задолженности;

— увеличение количества безнадежных ссуд;

— неисполнение платежных поручений;

— пограничные значения нормативов ликвидности и достаточности капитала;

— потеря деловой репутации (большое количество жалоб от заемщиков, негативная информация в СМИ).

Понятно, что доходы, полученные преступным путем и размещенные в банковской системе, угрожают ее устойчивости и интересам вкладчиков и кредиторов.

Основные цели отмывания доходов следующие: извлечь пользу от доходов, полученных в результате преступной деятельности, избежать обнаружения правоохранительными органами, замаскировать преступное происхождение имущества, сохранить контроль над имуществом.

Швейцарский ученый Цюнд А. в 1989 году создал модель круговорота отмывания денег, сравнив ее с круговоротом воды — после выполнения полного цикла практически происходит стирка «грязных денег» с последующим их внедрением в узаконенный бизнес.

Самая простая и самая быстрая по обороту схема, которая применяется для отмывания нерегулярных и небольших доходов — это двухфазная модель отмывания денег .

Двухфазная модель отмывания денег представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Двухфазная модель отмывания денег

Однако процесс отмывания денег принимает различные формы, и единой модели отмывания денег нет, но наиболее распространенной является трехфазная модель отмывания денег , представленная на рисунке 2.

Рис. 2. Трехфазная модель отмывания денег

Размещение — это первая фаза «отмывания» денег, которая характеризуется взносом наличных денег на счета, покупкой дорогостоящих товаров, собственности или бизнес-активов.

Коммерческие банки используются для отмывания незаконных доходов путем размещения и перевода средств за рубеж и их легализации как иностранных инвестиций.

С этой целью используются следующие банковские операции:

— за рубежом неофициально создаются представительства банков;

— осуществляются денежно-валютные операции;

— открываются счета, которые обслуживаются при помощи пластиковых карт;

— применяют метод дробления (структурирования) денежных средств;

— заключаются договора со страховыми компаниями о совместной деятельности;

— гасятся полученные на легальной основе кредиты денежными средствами от преступной деятельности.

Все чаще используются банки, которые зарегистрированы в странах группы повышенного риска. В России для отмывания доходов, полученных преступным путем, стали применяться и нефинансовые структуры. В этом случае преступные доходы смешиваются с легальными и отражаются в выручке. Для этой цели создаются фиктивные предприятия, организовывается мнимая хозяйственная деятельность и отражаются незаконные доходы. Доходы, полученные преступным путем, могут быть легче всего выявлены именно на этом этапе посредством банковского контроля.

Расслоение — это запутывание следов. На этой стадии происходит сокрытие или искажение реального источника и владельца средств с помощью проведения ряда финансовых операций, которые нарушают связь между деньгами и их криминальным происхождением.

Интеграция — это завершающий этап легализации, когда незаконные средства вкладываются в высокорентабельные сферы предпринимательской деятельности и все финансовые операции выглядят как законные. Иными словами, денежные средства полученные преступным путем возвращаются в экономику как законные.

В целом стоит отметить, что трехфазная модель представляет собой упрощенную модель и не отражает процесс отмывания преступных доходов полностью.

Эксперты ООН используют, как правило, четырехфазную модель отмывания денег . При этом стадии легализации, следующие: перечисление на счета подставных лиц наличных денег с целью освобождения от них; распределение наличности путем скупки высоколиквидных платежных документов; маскировка следов совершения преступлений; интеграция.

Эта модель изображена на рисунке 3.

Рис. 3. Четырехфазная модель отмывания незаконных доходов

Также стоит отметить, что по степени сложности методы отмывания преступных доходов различаются в зависимости от следующих факторов:

— места совершения и вида преступления;

— наличия доступа к технологиям;

— располагаемых активов;

— структуры и уровня организации преступной компании;

— профессиональных навыков и знаний легализаторов;

— привлечения финансовых экспертов для разработки и применения схем легализации преступных доходов.

В России существует несколько сотен различных криминальных экономических схем отмывания денежных средств и иного имущества, однако единая принятая классификация таких схем на данный момент еще не разработана, несмотря на предпринимаемые Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) попытки в данной сфере.

Так, среди наиболее часто встречающихся схем легализации доходов, полученных преступным путем, можно выделить следующие:

— с применением счетов физических лиц;

— с использованием простых и переводных банковских векселей;

— с построением кредитных схем (получение кредита под залог преступного имущества и перечисление кредитных средств в офшорную зону);

— с использованием импорта услуг.

В связи с тем, что схемы имеют тенденцию усложняться и трансформироваться Банк России выпустил Письмо № 236-Т от 31 декабря 2014 г. «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», в котором для кредитных организаций указаны дополнительные признаки операций, совершаемых в целях легализации преступных доходов:

— денежные средства зачисляются на счет клиента несколькими физическими лицами большим количеством с последующим списанием;

— операции проводятся ежедневно на протяжении длительного времени;

— налоговая нагрузка клиента является минимальной;

— со счета в бюджетную систему РФ уплата налогов не осуществляется или происходит в незначительных размерах.

Анализ схем и моделей легализации доходов, полученных преступным путем, должен привести к усовершенствованию системы банковского сектора в области ПОД/ФТ.

Для того чтобы своевременно распознавать схемы, модели легализации незаконных доходов, в банковской системе необходимо создать такую автоматизированную банковскую систему (АБС), которая будет обучена не только выявлять случаи мошенничества и отмывания денег, но и предлагать новые механизмы для их расследования. Отлаженная система, встроенная в АБС с помощью механизмов документооборота и делопроизводства, предоставит возможность настраивать систему на определение порядка изучения событий ответственным за ПОД/ФТ лицам.

Согласно Федеральному закону № 115-ФЗ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» пользователь АБС может наложить ограничение по времени на производимые им расследования. В этом случае сотрудник банка должен получить уведомление на электронную почту, которое будет создано автоматически системой, с указанием заданий и поручений в рамках проводимого расследования. Для последующего анализа все действия пользователей и системы фиксируются и протоколы хранятся в АБС.

В заключение стоит отметить, что только оперативное реагирование на использование многоуровневых схем и на изменения действующего законодательства сможет помочь провести достойное расследование и определить истинный источник происхождения легализуемых доходов. Вопрос стоит таким образом, что уже сегодня необходимо позаботиться о финансовом благополучии и благосостоянии, нет необходимости ждать со стороны Банка России ужесточения надзора, для этого необходимо повышать культуру рисков в кредитной системе, используя продвинутые технологии АБС, в том числе и международный опыт в этой области.

Литература:

1. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (редакция от 31.12.2014) // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173889/

2. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (редакция от 21.07.2014) // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166223/

3. Письмо 236-Т от 31 декабря 2014 г. «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173222/

4. Бекряшев А. Теневая экономика и экономическая преступность — Режим доступа. — http://newasp.omskreg.ru/bekryash/contents.htm

5. Зимин О. В. «Современные способы, экономические схемы и классификация моделей легализации (отмывания) преступных доходов» //Законодательство и экономика. — 2007. — № 8. — С. 29–36

До сих пор пренебрегаете методами проверки своих клиентов? Игнорируете средства индивидуальной защиты и совсем не разбираетесь в деловых связях? Тогда мы идём к вам! Наверное, именно так и говорят все нечистые на руку личности, остро нуждающиеся в “большой стирке” своих денежных средств и финансовой репутации. Легализация, как экономическая и юридическая категория появилась в 20 веке, ещё задолго до того, как о ней в качестве проблемы заговорили на международном уровне. Но только в нынешнем столетии она предстала перед мировой общественностью как абсолютное социальное зло, способное нанести непоправимый урон существующим отношениям, как в отдельных государствах, так и в рамках всей политической карты мира.

Способы легализации.

Среди всех прочих доходных промыслов воровство из бюджетных закромов и карманов граждан является самым выгодным. Как и любое другое финансовое мероприятие, воровство нуждается в хорошо развитой инфраструктуре. Поэтому вторым по рентабельности бизнесом считается деятельность по легализации преступных доходов. Сеть коммерческих банков, страховых фондов, политических деятелей и благотворительных организаций призвана стать надёжным и сговорчивым подспорьем в этом нелёгком ремесле. И это только вершина айсберга. На самом деле форм и способов отмыть чужие средства существует несчитанное количество. Примерно столько же по всему миру разбросано и “мойдодыров”, чей общий годовой доход измеряется триллионами долларов.

Самым надёжным и десятилетиями проверенным способом легализации преступных средств, по крайней мере, в нашей стране, является отмывание через вновь созданные фирмы, срок жизни которых – день, да ещё чуть-чуть. Схема до гениальности проста: регистрируется какое-нибудь ООО “Умывальник”, занятое на почве оказания платных услуг по уборке производственных помещений и прилегающих территории. На его счёт переводится некоторая сумма от другого общества, которая потом превращается в наличность, а “Мойдодыр”, посчитав свою миссию выполненной, ликвидируется.

Другая распространённая схема легализации состоит в использовании поставных организаций. Допустим, существует некое государственное предприятие “А”, руководителем которого является гражданин Петров, на той же улице, через дом располагается общество “Б”, принадлежащее гражданину Таджикистана, приехавшего в Россию на заработки. Общество “А” делает заказ обществу “Б” на приобретение каких-либо товаров, чья цена в разы превосходит среднерыночную, и деньги переводятся на счёт общества “Б”, откуда затем следуют в личный карман Петрова.

Возможен и вариант с привлечением к “делу” различного рода нелегалов – иммигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев и гастарбайтеров. Как правило, в ход идут паспорта нелегалов, позволяя открывать на имя кредитные счета или регистрировать “теневые” фирмы.

Более “демократичный” подход используют благотворительные организации. В этой сфере “отмываются” куда более крупные состояния, причём с меньшим риском. Дело в том, что в качестве благотворительных могут быть представлены какие угодно цели. Руководство небезызвестной общественной организации “Открытая Россия”, например, под благотворительностью понимало выплату заработных плат своим сотрудникам и организацию всякого рода “агитационных акций” в поддержку “молодой российской демократии”. Другой вариант незаконного использования благотворительных организаций представляет собой ещё большую опасность и состоит в совершении денежных переводов между террористическими и экстремистскими организациями. Такая схема возможна, например, в том случае, если одна и та же благотворительная организация имеет свои представительства и филиалы сразу в нескольких государствах и налицо злоупотребление со стороны руководства или рядовых сотрудников.

Многочисленные страховые фонды в силу их размеров, широкой доступности и многообразия страховых продуктов также довольно часто используются в целях легализации. По данным ФАТФ (Международной Комиссии по борьбе с отмыванием) именно страховая деятельность является самой слабой и уязвимой с точки зрения отмывания преступных капиталов. Простейший пример: в подставную страховую компанию приходит руководитель фирмы и просит застраховать на кругленькую сумму всё его имущество. При этом в качестве страховых указываются такие риски, как “глобальное потепление”, “мировые войны”, “революции” и прочее, во что “верится с трудом”. Затем, переданная страховая премия уже на вполне законных основаниях отправляется в зарубежный банк, либо крупную страховую организацию.

Но, безусловно, главными “прачечными”, через которые проходят основные потоки украденных капиталов были и остаются коммерческие банки. Собственно, банки в конечном итоге и венчают весь процесс легализации. Отмывание может начаться на стадии организации фирмы-однодневки, пройти ряд этапов, но закончится она именно обналичиванием денежных средств в банковском учреждении. Все схемы отмывания доходов через банковские структуры можно условно разделить на две категории – простые и сложные. Вариант простой схемы: в банк приходит гражданин и просит перевести энную денежную сумму на счёт какой-нибудь “липовой” фирмы, продающей консервированный горный воздух. Вариант сложной схемы. Какая-либо крупная фирма целенаправленно устраивает судебную тяжбу с другой крупной фирмой. В ходе судебного разбирательства правление принимает решение о привлечении к делу группы лучших тире высокооплачиваемых зарубежных адвокатов, на банковский счёт которых поступает сумма, которая впоследствии распределяется между участниками схемы.

Разумеется, подобная “кипучая” деятельность не может остаться незамеченной государством, в меру своих сил противодействующим стараниям теневых воротил. В немалой степени делу борьбы с легализацией способствуют сами граждане и организации, направляющие в контрольные органы информацию о фактах совершения подозрительных финансовых операций. По данным, опубликованным в отчёте Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ, в 2006 году база данных службы ежедневно пополнялась на 25-30 тысяч таких сообщений.

Кто борется с легализацией.

На сегодняшний день почти, что в каждой индустриально-развитой стране действуют отдельный нормативный акт о противодействии легализации преступных доходов, а также специализированные органы, наделённые полномочиями отслеживать и проверять природу денежных средств граждан и организаций на банковских счетах. На международном уровне общее руководство деятельностью различных государств по противодействию легализации осуществляет Международная Комиссия по борьбе с отмыванием, более известная в нашей стране, как ФАТФ. Решение о необходимости создания ФАТФ было принято на саммите Большой семерки в Париже в 1989 году. На настоящий день в ФАТФ входят 33 члена, 31 из которых составляют государства-участники. Также в состав комиссии на постоянной основе входят также и Европейская комиссия и Совет сотрудничества Персидского залива, и порядка 20 наблюдателей. Именно эта организация является на сегодняшний день локомотивом в борьбе с “грязными” финансами, их владельцами, а также условиями, способствующими развитию легализации преступных доходов. ФАТФ также составляет чёрный список государств (NCCT list) в той или иной степени отказывающихся сотрудничать по вопросам легализации. Россия была исключена из списка в октябре 2003, а принята в состав ФАТФ в середине 2003 года. В России деятельность по координации борьбы с отмыванием осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая является составной частью государственного аппарата и по своему правовому статусу относится к федеральным органам исполнительной власти.

Банки обязаны знать клиентов “в лицо”.

Государство в лице Центробанка и Федеральной службы по финансовому мониторингу продолжает завинчивать гайки в сфере банковского обслуживания граждан и организаций. Одним из пунктов стратегии российского банковского сектора отмечается необходимость усиления контроля за результатами применяемых кредитными организациями правил и процедур внутреннего контроля, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем. При этом выявление неоднократного нарушения положений закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (закон № 115), как сообщается в информационном письме ФСФМ, немедленно приведёт к отзыву лицензии у кредитного учреждения. С мая 2004 года, когда за “отмывание” был закрыт Содбизнесбанк, со своей лицензией уже распрощались более 80 учреждений. В связи с этим банкам следует быть осмотрительнее в отношениях со своими клиентами.

Осмотрительность, прежде всего, должна проявляться в отношении самих клиентов – установления их личности, деловой репутации и финансового положения. Для этого могут быть использованы документы, подтверждающие личность (паспорта, удостоверения, водительские права и так далее), а также статусное положение организаций (уставные, учредительные документы), первичная документация и информация, полученная путём запроса из достоверных источников. Если клиентом банка является организация, то необходимо истребование данных о том, кому (сколько человек и какова доля участия каждого из них) принадлежит право собственности на имущество организации и кому она, в конечном счете, подконтрольна.

Открытие и ведение анонимных банковских счетов, или счетов, открываемых на явно вымышленное имя, не допускается. Следует помнить, что не все клиенты банков подлежат обязательной проверке. В первую очередь это касается подозрительных лиц или организаций, чья деятельность не отвечает принципу прозрачности, а также клиентов, совершающих сделки на сумму 600 тысяч рублей и выше. В том случае, когда кредитная организация подозревает или имеет разумные основания подозревать, что средства клиента являются доходом от преступной деятельности или связаны с финансированием терроризма, ею должны быть предприняты действия по оповещению финансовой разведки.

Следующее, на что стоит обратить внимание – это смысл сотрудничества клиента с банком, то есть цель и характер совершаемых операций. Операции должны обладать общепонятным смыслом и быть “прозрачными”. Перечень операций подлежащих обязательному контролю приведён в статье 6 Закона № 115. В частности, об открытии вклада в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме и о переводе денежных средств за границу на счет, открытый на анонимного владельца банки должны уведомлять Росфинмониторинг в тот же, или следующий за ним рабочий день.

Когда в банк обращается государственный или политический деятель, это возлагает на кредитное учреждение ряд дополнительных обязательств по его проверке. Так должна быть произведена не только идентификация его личности, но также и идентификация на основании политических документов. После процедуры идентификации принимаются меры по установлению сведений, содержащих информацию о доходах политического деятеля, их совокупных размерах, общем благосостоянии и источниках его формирования. Кроме того, перед тем, как вступать в деловые отношения с клиентами, являющимися политическими деятелями, сотрудникам кредитного учреждения требуется запросить и получить соответствующее разрешение старшего руководства учреждения.

Во всех случаях, когда возможность всесторонней и объективной проверки обратившихся в банк лиц отсутствует, кредитным учреждениям строго рекомендуется прекратить всякие отношения с такими клиентами.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Этапы, методы и способы легализации преступных доходов

В современных условиях легализация преступных доходов, как правило, является многоэтапным преступлением и включает систему многочисленных финансовых, а также иных операций. Независимо от того, кто фактически использует механизмы отмывания денег, принципы функционирования такого механизма являются аналогичными.

Отмывание денег следует рассматривать как динамичный процесс, предусматривающий ряд этапов (см. рисунок).

При этом денежные средства, получаемые в результате преступлений, часто переводятся за границу, а затем неоднократно проводятся через международную систему платежей, чтобы затруднить сквозную аудиторскую проверку.

Так, лица, желающие отмыть деньги, обычно обращаются к услугам одной из многочисленных правовых систем, которые обеспечивают оперативную регистрацию производственных предприятий. В настоящее время существует множество юрисдикций, регистрирующих за определенную плату оффшорные корпорации, которым разрешается совершать коммерческие операции только за пределами страны регистрации, и которые освобождаются от налогообложения или регулирования. Затем в стране, обеспечивающей финансовое убежище, размещается банковский депозит на счет соответствующей оффшорной компании, в отношении которой информация о личности владельца защищена законом о корпоративной тайне.

Таким образом, между правоохранительными органами и лицом, отмывающим деньги, образуется один слой банковской тайны, один слой корпоративной тайны и, возможно, дополнительный слой защиты, обеспечиваемый правом адвоката не разглашать информацию, полученную от клиента, если для учреждения и управления компанией в стране, гарантирующей корпоративную тайну, назначается адвокат. Кроме того, многие схемы отмывания денег предусматривают третий слой защиты — создание оффшорной компании. Такая компания на условиях доверительной собственности (траст) обычно защищена законами о коммерческой тайне и может обеспечить дополнительный уровень защиты в форме «оговорки о бегстве», которая не только разрешает, но даже вынуждает доверенное лицо изменять место регистрации компании, созданной на условиях доверительной собственности, если этой компании что-либо угрожает.

Адаптируясь к принимаемым контрмерам, преступники изыскивают все более изощренные методы легализации доходов. Зафиксировано как минимум две новые тенденции в этом вопросе.

Первая — растущая профессионализация данного рода деятельности. Фактически речь идет о создании своего рода «гильдии» специалистов в области отмывания, в которую входят бухгалтеры, юристы, экономисты и банкиры. Эти работники не связаны с преступным миром, они лишь выполняют функции по сокрытию источников доходов для последующего вложения их в легальный бизнес (ранее первая и вторая части операции проводились, как правило, разными лицами).

Вторая — интернационализация процесса легализации, вызванная интеграцией финансовых рынков и стремлением преступников скрыть свою незаконную деятельность за счет ее перехода в области деятельности тех стран, где финансовый контроль либо отсутствует, либо имеет существенные пробелы в валютном законодательстве (например, в ряде государств требования к банкам сообщать правоохранительным органам о крупных подозрительных сделках не распространяется на пункты обмена валюты) или же соответствующие возможности правоохранительных органов являются крайне ограниченными.

К особенностям типичного налогового (финансового) убежища следует отнести:

  • Ш отсутствие каких-либо договоренностей об обмене информацией в фискальных целях с другими странами, т.е. власти такого рода юрисдикции не предоставляют официальную информацию по зарегистрированным оффшорным компаниям, а правительства относительно неуступчивы к давлению извне и не обращают внимания на негативное отношение к этому международного сообщества;
  • Ш наличие упрощенных процедур создания компаний при сведении до минимума их финансовой отчетности;
  • Ш наличие законодательства о корпоративной тайне;
  • Ш первоклассные средства электронной связи;
  • Ш жесткое законодательство о банковской тайне;
  • Ш массовый туристический бизнес, которым можно объяснить большой приток наличных денег;
  • Ш использование ведущей мировой валюты, предпочтительно доллара США, в качестве местной денежной единицы;
  • Ш высокая степень зависимости экономики от сектора финансовых услуг;
  • Ш географическое положение, которое облегчает деловые поездки из страны с жесткими нормами к богатым соседям.

В качестве дополнительных характеристик можно рассматривать такие, как смещение часового пояса, наличие свободной экономической (торговой) зоны и регистра судов под «удобным» флагом.

Особенности оффшорных финансовых центров и правовых систем, гарантирующих банковскую тайну, можно рассматривать в качестве инструментария, который активно используется не только для отмывания доходов от оборота наркотиков и других преступлений, но и как средство совершения некоторых видов финансовых преступлений.

Основой успешного отмывания денег является стремление в максимально возможной степени имитировать законные сделки. В результате фактически используемые при легализации преступных доходов приемы являются незначительными вариациями тех методов, которые постоянно используются в рамках законных коммерческих операций.

В руках преступников метод трансфертных цен, используемый в отношениях между филиалами транснациональных корпораций, превращается в процесс выставления фиктивных счетов; межфилиальные сделки с недвижимостью становятся операциями по приобретению собственности с одновременной продажей; фондовые операции по хеджированию, страхованию или сделки с опционом — в двойные или перекрестные сделки, а гарантийные суммы — в так называемые подпольные банковские операции. Внешне такие законные и незаконные операции практически невозможно различить. Их различие становится очевидным только в том случае, если ведется расследование конкретного преступления и начинается последовательное прослеживание этапов продвижения денег.

Мошенники используют в настоящее время множество способов для отмывания денег, и выбор их во многом зависит от следующих критериев.

Непосредственная экономическая обстановка. Хотя для отмывания денег могут использоваться любые прикрытия и любые формы, на практике выбираются те из них, которые наиболее близки к профилю обычных предприятий в том регионе или государстве, в которых отмываются деньги.

Масштабы. Методы для периодического отмывания небольших сумм используются иные, чем для отмывания крупных сумм.

Временной фактор. Выбор метода во многом зависит от операции, которая может иметь единовременный (или единичный) характер или же постоянную основу, а также от того, насколько срочно необходимо провести операцию.

Степень доверия участвующим в отмывании денег учреждениям и лицам. Она зависит от оценки того, чем рискуют потенциальные партнеры (соучастники) при сотрудничестве или предательстве и каково их место на условном графике, характеризующем взаимозависимость таких параметров, как страх и алчность.

Репутация правоохранительных органов. Отмывание денег требует времени и средств. Количество энергии и средств, которые необходимо затратить, чтобы создать многоярусное прикрытие и запутать след, зависит от оценки того, насколько серьезно и эффективно работают следственные органы в тех местах, где происходит отмывание денег.

Перспективные планы распоряжения легализованными средствами. Применение различной практики отмывания денег может зависеть от того, предназначены ли они для немедленного расходования, для сохранения в видимой или невидимой формах или для реинвестирования. Технология легализации преступных доходов постоянно совершенствуется. Эксперты отмечают, что отмыванию способствует появление «электронных кошельков», активное использование сетей Интернета (в том числе и анонимных платежных карточек в электронной торговле). Появилось программное обеспечение, позволяющее одновременно дробить до 40 тысяч банковских проводок с целью сокрытия перемещения крупных сумм грязных денег.

В последнее время эксперты отмечают факты отмывания преступных доходов через опционы, форвардные контракты (особенно на валютном рынке). Активно стала использоваться для легализации покупка фирм или их акций при помощи механизма выкупа предприятий за счет заемных средств преступного происхождения.

Отмывание грязных денег активно идет через операции с недвижимостью и произведениями искусства за счет резкого завышения цены. Отслеживание операций затруднено, так как, по мнению экспертов, преступники эффективно используют методы защиты информации в Интернете и при мобильной связи. По мнению ряда специалистов, организованная преступность уже подготовила пути отхода из оффшорных зон. Одним из таких способов признается использование Интернета. Через Интернет могут оказываться самые различные финансовые услуги в интересах организованных преступных группировок. Кроме того, Интернет в ряде случаев позволяет применять усовершенствованные схемы отмывания, которые считаются даже более прозрачными, чем «классические» способы.

Анализ практики борьбы с отмыванием грязных денег позволил экспертам правоохранительных органов сформулировать так называемые «Десять основных законов отмывания денег»:

Чем успешнее механизм отмывания преступных доходов будет имитировать характер и процедуры законных сделок, тем меньше вероятность его обнаружения.

Чем глубже незаконная деятельность проникает в легальную экономику, тем меньше возможностей для их институционального и функционального разделения, тем сложнее выявить случаи отмывания денег.

Чем ниже доля незаконных средств в легальных финансовых потоках, проходящих через данное коммерческое предприятие, тем сложнее выявить случаи отмывания денег.

Чем выше удельный вес сферы «услуг» по отношению к производству материальных товаров в экономике страны, тем легче отмывать деньги в этой стране.

Чем больше структура производства и распределения нефинансовых товаров и услуг зависит от мелких и самостоятельных фирм или лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, тем труднее отделить законные сделки от незаконных.

Чем шире возможности использования чеков, кредитных карточек и других инструментов оплаты без использования наличных средств для проведения незаконных финансовых операций, тем сложнее выявить случаи отмывания денег.

Чем ниже степень финансово-правового регулирования законных сделок, тем сложнее отслеживать и нейтрализовать незаконные потоки денежных средств.

Чем меньше доля незаконных доходов в объеме законных поступлений из-за границы в любую страну, тем труднее отделить преступные доходы от законных.

Чем больше делается для создания суперрынка финансовых услуг, чем больше различные финансовые услуги могут удовлетворяться одним комплексным многоструктурным учреждением, а также чем мельче функциональное и институциональное разделение финансовой деятельности, тем труднее работа по выявлению случаев отмывания денег.

Чем острее нынешнее противоречие между глобальным характером деятельности финансовых рынков и их государственным регулированием, тем сложнее выявить случаи отмывания денег.

Предмет легализации

Предметом отмывания являются средства, добытые заведомо преступным путем. Это могут быть деньги, полученные следующим образом:

  • Торговля наркотическими веществами.
  • Финансовые махинации.
  • Регистрация компаний-однодневок.
  • Незаконная торговля оружием.

Точное определение дохода, добытого преступным путем, содержится в статье 3 ФЗ №115 от 07.08.2001 г. Это средства, приобретенные в результате совершения преступления. Незаконные действия могут быть самыми различными. Однако закон исключает из этого перечня следующие преступления:

  1. Статья 193 УК РФ. Игнорирование обязанностей по репатриации денег.
  2. Статья 194 УК РФ. Игнорирование уплаты таможенных взносов.
  3. Статья 198 УК РФ. Игнорирование уплаты налогов и страховых взносов.
  4. Статья 199 УК РФ. Уклонение от налоговых сборов.

ВАЖНО! Под доходом понимаются средства, добытые в результате какой-либо деятельности (в данном случае преступной). Ряд операций для приобретения денежных средств подлежит обязательной проверке на предмет причастности террористической деятельности, экстремистским объединениям. Перечень операций, которые подлежат уходу, изложен в статье 6 ФЗ №115.

ТОП-10 способов отмывания средств

Выделяются следующие способы отмывания доходов, добытых преступным путем:

  1. Неоправданное завышение стоимости услуг и продукции.
  2. Заключение соглашений с фиктивными организациями с последующими переводами на счета крупных сумм средств. Полученные средства направляются на законную деятельность.
  3. Нелегальные операции по обезналичиванию и обналичиванию средств через банковское учреждение, фиктивные фирмы.
  4. Формирование видимости получения кредитных средств от банковского учреждения или организации-нерезидента, оформленной в оффшорной зоне. Создается эта видимость путем множественного перечисления безналичных средств на счета разных компаний. После этого средства возвращаются обратно.
  5. Проведение сделок и банковских операций через оффшорные компании, созданные банковским учреждением. Сделки могут осуществляться через финансовые фирмы, которые не являются аффилированными. Признаки этого способа отмывания: сделки с компаниями, зарегистрированными в оффшорных зонах, фиктивные переводы средств в форме кредита на счета банковского учреждения, не являющегося резидентом. Затем средства переводятся в другой оффшорный банк. После этого средства возвращаются обратно. Сложная сеть операции нужна для того, чтобы скрыть источник поступления средств.
  6. Пересылка средств в другую страну, из другой страны или на территории одного государства. Сюда относятся международные переводы. К примеру, это может быть перевод средств в другую страну для приобретения недвижимости.
  7. Направление средств, которые ранее переведены на зарубежные счета, на инвестирование в РФ. Это может быть приобретение ценных бумаг крупных предприятий. Этот способ крайне распространен. Связано это с тем, что огромные объемы нелегальных средств хранятся именно на зарубежных счетах. Тратить средства в этих же странах сложно, так как легко отслеживается их преступное происхождение. Поэтому средства возвращаются в РФ. Самый простой способ возврата – приобретение акций.
  8. Создается фиктивное предприятие. Доход от преступной деятельности оформляется как законная прибыль этого предприятия. В качестве этого предприятия может быть создан, к примеру, кинотеатр, ресторан.
  9. Создание нелегальной сети трансграничных расчетов. Она позволяет осуществлять переводы, которые невозможно отследить. Средства передаются оператору по месту нахождения плательщика. Оператор направляет запрос другому оператору, сообщает сумму перевода средств. Средства поступают на указанный счет.
  10. Прочие способы. Это может быть имитация выигрыша в игорном учреждении, создание интеллектуального труда и его реализация в другой стране. Участники теневой экономики часто используют метод нелегального возмещения налога.

Это лишь малый перечень способов отмывания средств. Для обхода закона создаются все новые и новые схемы. Новые методы сложнее отследить.

Легализация. Что делать?

Ваша защита от обвинения в совершении легализации будет строиться на доказывании отсутствия признаков состава преступления и/или доказывании Вашей непричастности к совершённому преступлению.

Не всякое распоряжение имуществом есть легализация. Важна ЦЕЛЬ

Статья 174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых лицом в результате совершениям им преступления, появилась в УК РФ в 2002 году, с принятием ФЗ — № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма». С этого момента уголовный закон разделил ответственность за легализацию по субъекту первоначального преступления: ст. 174 – предусматривает ответственность за отмывание доходов, незаконно полученных другими лицами, а ст.174.1 – за отмывание собственных преступных доходов.

Однако, если сравнить две эти нормы, то по ранее действующему уголовному закону, вопреки логике, под легализацией преступных доходов понимались совершенно разные действия. Так, диспозиция ст.174 УК РФ воспроизводила уточнённое определение легализации из закона № 115-ФЗ, указывающая на основную составляющую этого деяния – цель придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжения преступно полученным имуществом. Именно это неотъемлемый признак легализации установлен в законодательстве многих зарубежных стран (Германия, Швейцария и других). В ст.174.1 ранее специальная цель, как специальный признак отсутствовала, а наказуемыми действиями считались, не только совершение финансовых операций и сделок с преступно приобретённым имуществом, но и его использование в предпринимательской и иной экономической деятельности. Между тем, распоряжение приобретённым имуществом – это составляющая корыстной цели деяния (таковая имеет место при совершении большинства преступлений, в результате которых извлекается доход). Поэтому дополнительной квалификации распоряжение преступно полученным имуществом, как легализации, не требуется.

В связи с изменениями, внесёнными в УК РФ, в связи с принятием закона № 60-ФЗ от 07.04.2010 года, придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, как цель легализации теперь указано в диспозициях и ст.174 и ст.174.1 УК РФ.

Какое имущество составляет предмет преступления?

Предметом легализации являются денежные средства или иное имущество, заведомо приобретённые преступным путём.
Доходы, полученные преступным путем, согласно ст.3 Федерального закона -115 — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.

Преступный путь выражается в том, что имущество приобретено в результате совершения различных преступлений. Уголовный закон ограничивает круг указанных преступлений, исключив из их числа, преступления, предусмотренные ст.193, 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ.

Доход – означает любую экономическую выгоду, полученную в результате совершения преступления.

Денежные средства – платёжное средство, платежи могут осуществляться путём наличных и безналичных расчётов.
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Статья 6 ФЗ – 115 от 7 августа 2001 года определяет виды операций, подлежащие обязательному контролю.

Судебная практика

Судебная практика по применению уголовного закона складывается по-разному, в связи с тем, что отсутствуют чёткие разъяснения со стороны высшей судебной инстанции. Вместе с тем, формальный подход к квалификации на основе буквального толкования нормы и желания улучшить показатели работы органов предварительного следствия, приводят к тому, что ст.174.1 УК РФ вменяется по совокупности избыточно.

Что характерно, даже суды не всегда принимают такое обстоятельство, как цель использования денежных средств, полученных преступным путём. Как правило, они соглашаются с квалификацией действий подсудимых, по ст.174.1 УК РФ, когда были доказаны факты хищений в крупном размере.

В абсолютном большинстве случаев, отмывание денежных средств или иного имущества, которое лицо приобретает, в результате совершения другого преступления, вменяется ему по совокупности с этим предикатным (первичным) преступлением. Среди таковых наиболее распространены: кража (ст.158), мошенничество (ст.159), присвоение или растрата (ст.160), незаконное получение кредита (ст.176), сбыт наркотических или психотропных веществ (ст.228.1).

«Настоящая» легализация, в мошенничестве с кредитами, либо при незаконном получении кредита, денежных средств, как правило, представляет собой совокупность последовательно совершаемых финансовых операций, которые объединены единым умыслом и направлены на достижение одной цели – «обелить» доход от конкретной преступной махинации.

Достаточно часто по многим уголовным делам по ст.174 и ст.174.1 УК РФ материалы уголовных дел не содержат доказательств того, финансовые операции и иные сделки совершаются обвиняемым (подсудимым) именно с теми денежными средствами, которые были получены в результате совершения преступления.

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем

Смотреть что такое «Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем» в других словарях:

  • ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДОХОДОВ ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ — ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений … Юридическая энциклопедия

  • Легализация (отмывание) доходов — легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением… … Официальная терминология

  • Легализация преступных доходов — Другие названия: Легализация преступных доходов, Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем Отмывание денег легализация денежных средств, полученных незаконным путём, то есть перевод их из теневой, неформальной экономики в… … Википедия

  • ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ — отмывание денег, добытых преступным путем; одно из наиболее опасных экономических преступлений международного характера. Получило распространение в странах с рыночной экономикой. Объективная сторона Л.п.д. состоит в том, что добытые преступным… … Энциклопедия юриста

  • ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ — преступление международного характера, распространенное в странах с рыночной экономикой. Объективная сторона этого преступления состоит в том, что добытые преступным путем деньги вывозятся за границу и в разных государствах помещаются на счета… … Юридическая энциклопедия

  • ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ — преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 174 УК РФ. С объективной стороны представляет собой совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным… … Юридический словарь

  • легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем — преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 174 УК РФ. С объективной стороны представляет собой совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным… … Большой юридический словарь

  • ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕН ЧЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ — преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 174 УК РФ. С объективной стороны представляет собой совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным… … Большой юридический словарь

  • ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕН ЧЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ — преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 174 УК РФ. С объективной стороны представляет собой совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным… … Юридический словарь

  • ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ — действия, операции, призванные скрыть истинный источник поступления денежных средств и придать получению денег вполне законный характер. При этом используются такие приемы, как множественные пересылки денег через доверенные компании, в ходе… … Юридическая энциклопедия

Легализация доходов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *