Легализация 2016

боту по формированию в обществе политико-правовой культуры, преодолению социальных девиаций, работу с «трудными» подростками, ветеранами, с гражданами по месту жительства, организацию досуга молодежи. Политическая и идео-

логическая работа партий в ходе выборов должна быть направлена не на завоевание голосов сотрудников органов внутренних дел, а на свой электорат с целью формирования в обществе активного неприятия преступности и противодействия ей.

Литература и примечания

1. Безопасность человека сегодня: доклад Комиссии по безопасности человека ООН / пер. с англ. — Нью-Йорк, 2003. С. 11-13.

2. Закон РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с изм. и доп.). Ст. 503.

3. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп.) // СЗ РФ, 1995. № 33. Ст. 3349.

5. Закон Республики Башкортостан от 28.07.1997 г. № 114-з «Об общественных органах правоохранительного характера в Республике Башкортостан» (с изм. и доп.) // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета министров Республики Башкортостан. — 1998. № 7 (73). Ст. 412.

6. Постановление Кабинета министров РБ от 07.07.1998 г. № 142 «Об утверждении нормативных актов, регламентирующих деятельность общественных органов правоохранительного характера в Республике Башкортостан» (вместе с «Положением о социально-профилактическом центре по месту жительства граждан», «Положением о рабочих отрядах содействия милиции в Республике Башкортостан», «Типовым положением о совете профилактики трудового коллектива») // Ведомости Государственного собрания, Президента и Кабинета министров Республики Башкортостан. 1998. № 17(83). Ст. 1157.

7. Федеральный закон РФ «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка» (проект) // СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 808.

8. Указ Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (с изм.и доп.) // Российские вести. 1997. 25 декабря.

9. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». — Уфа: Вилли Окслер, 2006; Закон Республики Башкортостан от 18 марта 2005 г. «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан». — Уфа: Вилли Окслер, 2006.

10. Например: Закон Республики Башкортостан от 07.04.1997 г. «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан» (с изм.и доп.) // Известия Республики Башкортостан. — 1997. — 10 июня.

Некоторые аспекты криминологической

характеристики легализации преступных

доходов

Зимин О.В.,* Быстрова Ю. В. **

Криминологическая характеристика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, включает в себя, прежде всего, оценку количественных и качественных показателей. К количественным показателям отмывания преступных доходов относятся: состояние (объем, уровень), а также динамика совершения данных преступлений. К качественным параметрам следует отнести структуру этих преступлений, степень их тяжести, масштабы распространенности (территориальная распространенность) и

др. Поскольку объем данной статьи не позволяет рассмотреть все аспекты криминологической характеристики рассматриваемого вида преступлений, полагаем возможным привести краткий криминологический анализ без специального разграничения разделов текста по автономным количественным и качественным характеристикам.

По отношению к общему количеству зарегистрированных за рассматриваемый период преступлений в сфере экономической деятельности доля зарегистрированных фактов отмывания преступных

Кандидат юридических наук. Кандидат юридических наук.

см

О) О О СМ

о о о

со

н о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У S

о *

о

ф

я *

*

S I

н

о ф

Несмотря на незначительный удельный вес, в настоящее время отмывание

преступных доходов является одним из наиболее опасных, и вместе с тем наиболее распространенных видов преступлений в сфере экономической деятельности. Для отражения динамики исследуемого нами общественно опасного явления все же требуется привести более детализированные статистические сведения.

Таблица 1

Год Количество преступлений, уголовные дела которых находились в производстве на начало отчетного периода или зарегистрированы в отчетном году В том числе

Всего зарегистрировано преступлений в отчетном году Всего преступлений, дела которых закончены расследованием, либо разрешены в отчетном году

ст. 174 УК РФ ст. 174.1 УК РФ ст. 174 УК РФ ст. 174.1 УК РФ ст. 174 УК РФ ст. 174.1 УК РФ

2002 1535 80 1129 80 938 70

2003 953 138 488 132 473 111

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2004 666 1744 271 1706 222 1549

2005 888 7065 524 6937 377 6359

2006 775 7687 631 7326 582 6942

2007 182 3622 365 8670 161 3468

На начало рассматриваемого периода распределение цифр достаточно неоднозначное. Это можно объяснить тем, что в 2002 г. ст. 174.1 УК РФ только начала действовать и поэтому отсутствовала соответствующая правоприменительная практика. Но с каждым годом наблюдается тенденция изменения динамики отмывания данного вида в сторону увеличения. Особенно резкий скачок числа таких преступлений произошел в 2004 г., а также заметные изменения в показателях уровня продолжились и в 2005 и 2006 гг. По нашему мнению, в данном случае на

динамику преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК РФ, как социально-правового явления повлияли правовые факторы, выразившиеся в изменениях уголовного законодательства. Так, 8 декабря 2003 г. принят Федеральный закон от № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», в котором ст.ст. 174, 174.1 УК РФ изложены в новой редакции: исключено требование о крупном размере операций с преступными доходами, необходимое для признания деяние даже в качестве неквалифицированного состава отмывания. Кроме того, принимая во внимание, что в основном работа по борьбе с отмыванием преступных доходов ложится на органы внутренних дел, именно в период с 2003 г. по 2005 г. во всех подразделениях МВД России по субъектам страны созданы специализированные подразделения по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем.

При сравнении объема преступлений, квалифицируемых по ст. 174 УК РФ, на начало и конец рассматриваемого отчетного периода, наблюдается значительное его снижение. Это зависит в первую очередь от того, что данный вид отмывания доходов совершается в условиях высокой латентности, поэтому правоохранитель-

ным и судебным органам проще создавать иллюзию эффективной борьбы с исследуемым нами феноменом, привлекая к ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК РФ.

Анализ следственной практики показывает, что порядок выявления экономических преступлений существенно отличается от алгоритма установления фактов общеуголовных преступлений2. Почти аналогичная ситуация складывается между выявлением преступлений, предусмотренных ст. 174 и ст. 174.1 УК РФ. Следует учитывать что, как отмечает С.В. Зуев, выявление любых фактов отмывания представляется достаточно сложным и трудоемким процессом3. Однако для второго характерно то, что оно может быть выявлено в результате обращений граждан в правоохранительные органы с заявлением о совершенном в отношении них преступлении, являющимся основным по отношению к отмыванию4.

Поскольку отмывание имущества, приобретенного другими лицами преступным путем, совершается, как правило, в условиях неочевидности, его выявление происходит в процессе раскрытия и расследования основного преступления5, т. е. ст. 174 УК РФ вменяется дополнительно. В некоторых случаях источником является информация контрольных, надзорных, фискальных и иных органов.

Также уголовные дела возбуждаются по первичным материалам различных проверок, в результате анализа смежных преступлений, связанных с отмыванием. И, наконец, выявление отмывания происходит в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий подразделениями БЭП и БОП органов внутренних дел. Отчасти это связано со спецификой отмывания, завершающего цикл теневого оборота имущества.

Таким образом, показатели отмывания доходов, приобретенных другими лицами преступным путем, напрямую связаны с уровнем активности правоохранительных органов6.

Процесс отмывания преступных доходов представляет собой довольно сложную схему последовательных действий, затрагивающих многие сферы. В этой связи, говоря о качественных характеристиках исследуемого феномена, следует обратить внимание на то, что чаще всего отмывание совершается в кредитно-финансовой системе, на потребительском рынке и во внешнеэкономической деятельности7.

Так, например, в период с 2002 по 2007 гг. в указанных сферах выявлено и зарегистрировано следующее количество фактов отмывания доходов, ответственность за совершение которого установлена ст. 174 УК РФ.

Таблица 2

Отмывание доходов

Год В кредитно-финансовой системе На потребительском рынке Во внешнеэкономической деятельности

2002 464 447 402

2003 211 105 114

2004 195 120 32

2005 479 262 94

2006 326 143 178

2007 182 62 36

см

О!

О) О О СМ

о о

о

о. со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и т

о

о н

о

а

с

о

т

е

о

*

О

е

У

и м о н о

*

о

м

е д

а

* < *

и н т

о

е

Анализируя представленные данные в табл. 2, можно сделать вывод о том, что на протяжении рассматриваемого отчетного периода наименее защищенной остается кредитно-финансовая система. Появление таких новых мировых тенденций, как глобализация, увеличение количества трансграничных операций, возникновение новых финансовых инструментов, развитие

высоких технологий, повлияло на снижение возможности контролирующих и правоохранительных органов эффективно противодействовать отмыванию преступных доходов. Данные обстоятельства немедленно спровоцировали увеличение их объемов, в том числе и с использованием финансовой системы иностранных государств8. Привлекательность данной

СМ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О)

о о см

о о о

со

н о

о я с о т ф VO >s

о *

о ф

у

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

сферы обусловлена тем, что традиционные инструменты отмывания в нашей стране это банковские вклады и переводы, иностранная валюта, векселя, платежные и расчетные документы. Кроме того, при отмывании крупных сумм денег невозможно обойтись без использования кредитно-финансовых учреждений.

Важно отметить, что криминализация финансово-кредитной сферы является наиболее опасной для общества, поскольку порождает криминализацию всех остальных звеньев экономики. По оценкам специалистов сейчас наблюдается тенденция сокращения фактов отмывания посредством использования вексельного обращения, за счет роста числа отмывания преступных доходов, полученных от мошеннических операций, связанных с кредитованием и страховым рынком.

Судя по официальной статистике, содержащейся в табл. 2, отмывание преступных доходов на потребительском рынке в числе наиболее криминогенных зон в экономике занимает второе место, во внешнеэкономической деятельности -третье. Это можно объяснить тем, что сфера потребительского рынка традиционно является криминогенной, строго контролируемой криминальными структурами. Реализация товаров и оказание услуг более доступна в силу недостаточности законодательного урегулирования, а также реализации не в полной мере существующих норм права, касающихся данной сферы. Кроме того, в отличие от внешнеторговой, инвестиционной и иной деятельности, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них, совершение отмывания преступных доходов на потребительском рынке представляется менее сложным процессом.

Несмотря на приведенные статистические данные распределения легализации преступных доходов по сферам экономики, тем не менее, можно утверждать о некотором искажении официальных статистических данных. Так, сфера внешнеэкономической деятельности, используется не только для быстрого криминального накопления капиталов, но и является самым эффективным средством незаконного вывоза капиталов через криминальную систему экспорта энергетических и сырьевых ресурсов. В этом процессе отмывания преступных доходов задейс-

твованы весьма состоятельные субъекты экономической деятельности, которые могут обеспечить себе «защиту» от вмешательства правоохранительных органов в их преступную деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Весьма интересными представляются сведения о выявленных фактах отмывания преступных доходов, совершенных организованными группами и преступными сообществами. В 2002 г. количество преступлений данной категории, квалифицированных по ст. 174 УК РФ, уголовные дела о которых окончены расследованием в отчетном периоде, составило 364, в том числе направлено в суд 353. В 2003 г. количество преступлений, квалифицированных по ст.ст. 174, 174.1 УК РФ, уголовные дела и материалы о которых окончены расследованием либо разрешены в отчетном периоде, составило 253, в том числе направлено в суд — 246, из них совершены в составе организованной группы или преступного сообщества — 237. В 2004 г. -223/222/179; в 2005 г. — 701/701/511, в 2006 г. -1090/1060/811, в 2007 г. — 8553/7263/917 соответственно.

Данная статистика неслучайна, поскольку механизм функционирования организованной преступности основывается, в том числе, и на отмывании преступных доходов. Помимо этого, сама специфика отмывания такова, что предполагает наличие определенной группы лиц, противоправная деятельность которой направлена на его совершение. Поэтому в некоторых случаях еще одним сопутствующим отмыванию преступных доходов преступлением выступает организация преступного сообщества.

Между тем, официальные статистические сведения не совсем сходятся с результатами проведенного авторами выборочного анализа уголовных дел, что еще раз подтверждает крайнюю их противоречивость. Так, установлено, что борьба с групповым отмыванием преступных доходов ведется весьма слабо, поскольку за его совершение привлечение к уголовной ответственности было лишь в 25,2 % от общего количества случаев. При этом группа состояла из двух человек в 78,9 % случаев, трех — 14,7 %, четырех и более — 6,4 %9.

Несмотря на то что по уголовным делам, возбужденным по ст. 174 УК РФ, к 2007 г. уже должна была сложиться су-дебно-следственная практика, значительная их часть и по сей день возбуждается без достаточных к тому оснований, прекращается на стадии предварительного расследования, по направленным в суд

делам дается иная юридическая оценка, выносятся оправдательные приговоры, первоначально вынесенные приговоры нередко отменяются вышестоящей инстанцией, о чем свидетельствуют нижеприведенные цифры.

В ходе исследования нами было установлено, что в 26,5 % случаев по направленным в суд уголовным делам об отмывании выносятся оправдательные приговоры.

Криминологическая характеристика отмывания преступных доходов была бы неполной без рассмотрения характерных особенностей данного явления в части его территориального распределения. Поэтому, останавливаясь на «географии» исследуемой преступности, приведем в качестве примера региональные показатели 2005 г.10

Так, в 2005 г. 67 % выявленных преступлений, предусмотренных ст.ст. 174, 174.1 УК РФ, приходится на органы внутренних дел субъектов Российской Федерации Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов, из них 54 % — на ЦФО. Результаты деятельности большинства МВД, ГУВД и УВД субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского и Дальневосточного федеральных округов11, не существенны (в 2006 г. данная тенденция сохранилась12), а Южного и Сибирского федеральных округов не соответствуют потенциалу.

«География» отмывания преступных доходов в объеме, интенсивности, структуре, динамике, характере напрямую зависит от уровня социально-экономического развития отдельных регионов нашей страны. Соответственно, исследуемое нами преступное деяние преимущественно совершается в городах. Так, из числа зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ, в 2002 г. в городах или поселках городского типа совершено 1 034, на сельскую местность приходится 95; в 2003 г. — 443/45; в 2004 г. — 231/40; в 2005 г. — 412/112; в 2006 г. — 567/64 соответственно.

Отличительной чертой «географии» является то, что наибольшая их часть совершается на территории того субъекта, где совершено базовое преступление. Поэтому объем отмывания преступных дохо-

дов в конкретном регионе взаимообусловлен предшествующими преступлениями, показатели которых также коррелируют с характеристикой региона по масштабу территории, численности населения, географическому расположению, экономическому благополучию и степени защищенности основных направлений хозяйственной деятельности.

Так, в г. Москве сосредоточено основное товарно-денежное обращение, порядка 70 % объектов финансово-кредитной сферы экономики государства, численность населения составляет порядка 10,5 млн человек, в этой связи здесь совершается большое количество преступлений. По данным ЗИЦ ГУВД по г. Москве основными преступлениями, предшествующими отмыванию, являются мошенничество и контрабанда.

По информации сотрудников УБЭП ГУВД по г. Москве почти каждый второй факт отмывания от общего количества совершенных по Центральному Федеральному округу и каждый шестой от всех по России выявляется в г. Москве. Сегодня результаты работы подразделений БЭП по г. Москве сопоставимы с отдельными федеральными округами, причем столичные подразделения выигрывают в этом сравнении со значительным перевесом.

Особенностью рассмотрения криминологической характеристики легализации преступных доходов является необходимость анализа данного преступления вкупе с так называемыми «предикатными преступлениями». Как показал опрос сотрудников ОВД, прокуратуры и коммерческих предприятий, основными источниками преступных доходов являются различного рода хищения: мошенничество, кражи, грабежи, присвоение и растрата, а также причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. Так, ими выделены следующие преступления, предшествующие действиям, направленным на легализацию преступных доходов: незаконный оборот наркотиков — 72 % респондентов; незаконный оборот оружия — 9 %; мошенничество — 59 %; незаконное предпринимательство — 38 %; должностные преступления — 64 %; фальшивомонетничество — 15 %13. Деньги и имущество, полученные в результате нелегального вывоза и ввоза на территорию Российской Федерации товаров и иных предметов (контрабанды), также являются составляющими элементами преступных капиталов — так считает 51,6 % респондентов.

см

О!

О) О О СМ

о о

о

о. со

и т

о

о н

о

а

с

о

т

е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

*

О

е

У

и м о н о

*

о

м

е д

а

* < *

и н т

о

е

СМ

О)

о о см

о о о

со

н о

о я с о т ф VO >s

о *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ф

у

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

В то же время, пока не находят должного внимания со стороны правоохранительных органов такие базовые преступления, как изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, получение взятки, фиктивное банкротство, торгов -ля наркотиками и оружием, хотя они зачастую связаны с организованной преступной деятельностью в наиболее опасных ее формах14.

Приведенные данные, на наш взгляд, не в полной мере отражают реально складывающуюся криминогенную ситуацию, связанную с легализацией преступных доходов. Объем выявляемых фактов отмывания весьма мал, что подтверждает мнение многих авторов о высокой степени латентности исследуемого явления15, предопределяемой его характером и ограниченными возможностями правоохранительных органов.

Например, Н.Н. Макарова отмечает, что раскрывается фактически лишь одно преступление из десяти16. По мнению М.Е. Белая примерный коэффициент ла-тентности составляет 1 : 20017.

О высоком уровне латентности легализации преступных доходов в целом свидетельствуют результаты проведенного нами опроса, в ходе которого 83 % респондентов указали, что уровень латент-ности данных преступлений превышает 75 % и лишь 17 % определили его от 50 % до 75 %. На наш взгляд, приведенные выше данные указывают на недостаточную эффективность применения оперативно-розыскных мер по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений указанного вида, и необходимости совершенствования оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений ОВД в этом направлении.

Лица, совершившие преступление, предусмотренное ст. 174 УК РФ, как правило, являются гражданами России и местными жителями. Это подтверждается тем, что в 2002 г. выявлено 86 граждан России, из них 77 — местные жители; в 2003 г. гражданами России оказались 34, из них 32 — местными жителями; в 2004 г. количество граждан России составило 27, местных жителей — 27, в первом полугодии 2006 г. — 23 гражданина России, из них местных жителей — 20.

В 2002 г. высшее образование имелось у 26 выявленных лиц, совершивших преступление, квалифицируемое по ст. 174 УК, среднее профессиональное — у 19, среднее — у 41; в 2003 и 2004 гг. высшее — 16 и 6, среднее профессиональное — 3 и 3, среднее — 15 и 18, в 2005 г. — высшее — 18, среднее профессиональное — 13, среднее — 15; в первом полугодии 2006 г. — высшее — 11, среднее профессиональное — 5, среднее — 6.

Анализ сведений изученной практики совершения легализации показывает, что чаще всего преступления такого рода совершают мужчины — 75 %. Это связано в большинстве своем с тем, что данный вид преступной деятельности требует от субъекта активной, целенаправленной криминальной деятельности (в некото -рых случаях рецидивной или профессиональной), тогда как большинство женщин ориентированы на семью и устройство быта. К тому же совершение данных преступлений часто требует особых профессиональных навыков, которые чаще всего бывают у занимавшихся долгое время бизнесом или торговлей мужчин. Не случайно, большинство субъектов преступления имеют высшее и неполное высшее образование — 38 %; среднее специальное — 22 %; среднее — 30 %.

В сфере трудовой деятельности было выявлено, что 38 % лиц, легализовавших преступные доходы, временно не работали; 34 % были заняты в сфере бизнеса; 10 % являлись работниками торговли; 4 % работали в транспортных организациях; 14 % трудились в иных сферах.

Большинство преступлений, предусмотренных ст. 174.1 УК РФ (96 % изученных нами уголовных дел были квалифицированны именно по этой статье УК РФ) совершались в одиночку — 62 %; группой лиц по предварительному сговору — 34 %; организованной группой — 4 %. Высокую долю легализации, совершенной одним лицом, можно объяснить тем, что практические работники предпочитают выявлять, в первую очередь, несложные факты данных преступлений. К тому же, нередко, подобные посягательства устанавливаются в качестве дополнительно квалифицируемых (по совокупности) преступлений.

Организованными преступными группами для совершения преступлений привлекались руководители коммерческих фирм и предприятий (на это обстоятельство указали 89 % респондентов).

Так, анализ уголовных дел, возбужденных по признакам легализации преступ-

ных доходов, совершенных организованной группой, показал, что в подавляющем большинстве случаев участниками таких групп являются следующие категории лиц:

• руководители и главные бухгалтеры предприятий (в том числе и фиктивных), которые зачастую действуют по поддельным паспортам — 79 % дел;

• коррумпированные должностные лица органов государственной власти и управления — 7 %;

• работники предприятий-эмитентов, фиксирующие сделки с ценными бумагами и принимающие их к оплате (сотрудники депозитариев и регистраторов, управлений и отделов ценных бумаг, вексельных и эмиссионных центров и т. п.) — 3 %. Несмотря на противоречивость, слабую репрезентативность официальных статистических данных, их сопоставление с иными собранными эмпирическими материалами дает возможность определить некоторые особенности легализации преступных доходов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Рост масштабов выявления преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, несопоставим с реальными масштабами.

По мнению авторов, имеет место значительно бульший объем отмываемых средств с меньшим количеством фактов, которые могут быть квалифицированы как легализация.

2. Смещение акцента противодействия с выявления операций об отмывании с последующим установлением кри-

минального источника капитала на вменение лицу, обвиняемому в совершении предикатного преступления, легализации как дополнительного состава, не имеющего на этом этапе никакого принципиального значения.

3. Несмотря на большое количество выявленных фактов легализации преступных доходов, имеет место имитация борьбы с рассматриваемым преступлением путем формального завышения показателей.

4. Легализация преступных доходов осуществляется через предприятия наиболее прибыльных сфер экономики, что объясняется стремлением скрыть противоправные операции в общем потоке законных экономических операций.

5. «География» отмывания совпадает с местом совершения предшествующих преступлений.

Таким образом, знание криминологической характеристики легализации преступных доходов, хотя и не отражает в полной мере уровень и динамику рассматриваемого явления, однако позволяет сформировать представление о причинах и условиях его возникновения, механизме совершения преступления, проблемах правоохранительных органов, возникающих в процессе выявления, предупреждения, раскрытия и расследования рассматриваемых преступлений. Все это обеспечит возможность выработки оптимально необходимых практических мер по выявлению, предупреждению и пресечению легализации преступных доходов и нейтрализации или минимизации их последствий.

Литература и примечания

1. Для определения удельного веса отмывания преступных доходов (C) расчет произведен по формуле: C = u/U х 100 %, где u — показатель объема отмывания преступных доходов; U — показатель состояния преступлений в сфере экономической деятельности за тот же период времени.

3. Зуев С.В. Осуществление оперативно-розыскной деятельности при выявлении фактов легализации доходов, полученных преступным путем // Российский следователь. 2006. № 5.

5. А.В. Соловьев отмечает, что свыше 90 % всех фактов отмывания выявляется в процессе раскрытия предыдущего преступления, когда выручка в дальнейшем вовлекается в хозяйственный оборот (см.: Соловьев А.В. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем: дис. … канд.юр. наук. — Волгоград, 2003).

8. Зимин О.В. Современные способы, экономические схемы и классификация моделей легализации (отмывания) преступных доходов // Законодательство и экономика. 2007. № 8.

10. Ниже приводятся данные Обзора результатов работы МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в 2005 г., подготовленные ДЭБ МВД России.

СМ

О) О О СМ

о о о

со s

о

о я с о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m (U

vo >s

о *

о (U У

о *

о

(U d

я *

< s

I H

о (U CQ

11. В 2005 г. общее количество преступлений, связанных с отмыванием денежных средств, выявленных правоохранителями Дальневосточного федерального округа, составило 303, при этом 82 преступления совершены в крупных и особо крупных размерах.

12. Обзор результатов работы МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финасированию терроризма в 2006 г., подготовленный ДЭБ МВД России.

13. Приведенные показатели превышают 100 % в связи с тем, что респондентам было предложено отметить несколько вариантов ответа.

16. Макарова Н.Н. Налоговые преступления, легализация (отмывание) денежных средств в России и за рубежом с использованием оффшорных финансовых центров и юрисдикции банковской тайны // Налоговый вестник. 2000. № 7.

О формировании системы показателей экономической эффективности и безопасности подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел в условиях конкуренции

Опальский А.П.,* Кондратюков С.В. **

Служба вневедомственной охраны как составная часть милиции общественной безопасности имеет свои подразделения практически во всех регионах Российской Федерации. Штатная численность подразделений охраны составляет около 150 тыс. аттестованных сотрудников, которые сегодня выполняют не только функции по защите имущества, но и решают задачи по раскрытию преступлений в зоне постов и маршрутов патрулирования, работая практически в круглосуточном режиме. Однако на пути даль-

нейшего развития службы в современный период, имеется и ряд проблем, решение которых позволит говорить о дальнейшем развитии службы в жестких условиях конкурентной борьбы на рынке охранных услуг. Прежде всего, это отсутствие полной и адаптированной к рыночным условиям хозяйствования нормативной правовой базы, определяющей порядок функционирования вневедомственной охраны. Так, еще в начале рыночных реформ, возникла и была успешно реализована задача по правовой легализации частного охран-

Доктор экономических наук, профессор. Кандидат экономических наук, доцент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

К. Рахманов, аудитор РК, СIPA

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА И ДЕНЕГ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН, ПРОВОДИМАЯ С 2014 ПО 2016 ГОД

Согласно Закону Республики Казахстан от 30 июня 2014 года № 213-V «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества» проводится легализация имущества в связи с переходом к декларированию доходов и имущества физических лиц. Легализация имущества является процедурой признания государством прав на имущество, выведенное из законного экономического оборота в целях сокрытия доходов и (или) не оформленное в соответствии с законодательством Республики Казахстан либо оформленное на ненадлежащее лицо.

Срок легализации имущества начался 1 сентября 2014 года и заканчивается 31 декабря 2016 года. Срок подачи документов для предъявления недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Казахстан, заканчивается 30 ноября 2016 года, для иного имущества срок подачи документов завершается за 5 рабочих дней до конца 2016 года.

Лица, имеющие право принимать участие в легализации имущества: граждане Республики Казахстан, оралманы и лица, имеющие вид на жительство в Республике Казахстан.

Данная легализация является разовой акцией, поэтому декларация подается однократно, поэтапной легализации имущества законом не предусматривается.

Согласно пункту 1 статьи 3 данного закона имуществом, подлежащим легализации, является:

— деньги

— ценные бумаги

— доля участия в уставном капитале юридического лица

— недвижимое имущество, оформленное на другое лицо (кроме космических объектов и линейной части магистральных трубопроводов), право на которое или сделки по которому в соответствии с законодательством Республики Казахстан подлежат государственной регистрации

— здания (строения, сооружения), находящиеся на территории Республики Казахстан, соответствующие строительным нормам и правилам, а также целевому назначению занимаемого земельного участка, принадлежащего субъекту легализации на праве собственности

— недвижимое имущество, находящееся за пределами территории Республики Казахстан.

Не подлежит легализации движимое имущество, подлежащего государственной регистрации (транспортные средства, сельхозтехника, специальная техника), земельные участки.

Из вышеперечисленных видов имущества есть ограничения по легализации, ограничения касаются имущества и денег, которые были приобретены в результате совершенных преступлений против прав, свобод человека и государства, коррупционных правонарушений и преступлений, а также в результате незаконного изготовления поддельных денег, ценных бумаг и документов.

Кроме того, не подлежит легализации имущество, права на которое оспариваются в судебном порядке либо не допускаются законодательно: к ним относятся деньги, полученные в качестве кредитов, имущество, подлежащее передаче в пользу государства, жилые и нежилые помещения в объектах недвижимости, завершение строительства которых осуществлено за счет бюджетных средств.

Легализация 2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *