Квалификация бухгалтера

Содержание

Каким требованиям должен соответствовать Центр оценки квалификаций?

На этот счёт существует приказ министерства труда и соцзащиты от 19.12.2016 № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий».

Согласно Приложению 1 к этому приказу, Центром оценки квалификации не может быть образовательная организация или ассоциация, в состав которой входят образовательные организации. Логично: суть независимой оценки именно в том, что учат одни, а оценивают – другие. Заметим, что на базе образовательной организации можно создать экзаменационный центр, то есть проводить на этой площадке сам экзамен. Но проводить его будет сторонняя организация – ЦОК – по своим правилам.

Остальные требования такие:

  • Оргструктура Центра должна обеспечивать проведение профессионального экзамена в полном соответствии с действующими правилами (см. постановление правительства от 16.11.2016 №1204).
  • Центр должен обладать ресурсами, материальной базой и кадрами, необходимыми для проведения экзамена. Аккредитованный ЦОК должен уведомить Совет о любых изменениях в кадровых и материально-технических ресурсах.
  • Члены экспертной комиссии должны иметь квалификацию, которая удовлетворяет требованиям, описанным в оценочном средстве (комплект документов, описывающих проведение экзамена и процедуру оценки – profiok.com). При этом не менее двух членов экспертной комиссии должны работать в Центре оценки квалификации, и это должно быть их основное место работы.
  • У Центра должен быть сайт, содержащий все необходимые сведения: контактные данные Центра, список документов, которые нужны для прохождения профессионального экзамена, примеры тестовых заданий, ссылки на ресурсы, где можно подать апелляцию или проверить сведения о проведении оценки (реестр сертификатов).
  • Центр должен иметь подключение к Интернету для своевременной передачи материалов в Совет, присуждающий квалификацию.
  • В Центре должны быть условия для обеспечения сохранности протоколов экзаменов, документов соискателей и других материалов на протяжении всего срока действия сертификатов и в течение трёх лет по истечении этого срока.
  • Центр также должен обеспечивать проведение профессионального экзамена в чётком соответствии с действующими правилами и исполнять решения апелляционной комиссии.

Какие бывают модели центров оценки компетенций? Какая лучше?

Модели, по которой должны работать центры оценки компетенций, нормативно не заданы. Поэтому каждая организация и каждая отрасль может выбирать подходящую модель.

В большинстве случаев инициаторами создания ЦОК являются сами советы по профквалификациям. СПК может создать ЦОК на собственной ресурсной базе, может задействовать региональные ресурсно-методические центры, а то и вовсе выстроить разветвлённую сеть, используя региональные ассоциации работодателей или сетевые производственные структуры, тогда появится целая сеть ЦОК – по каждому виду или по группам видов профессиональной деятельности. Можно пойти по другому пути: создать один ЦОК по многим секторам производственной деятельности и дополнить его разветвлённой сетью экзаменационных центров – например, на базе учреждений среднего профессионального образования.

Инициатива может идти и от самого предприятия или компании, тогда возможно создание ЦОК по так называемой корпоративной модели – с экзаменационной площадкой внутри предприятия или на базе профильного учреждения СПО.

Может ли один ЦОК быть аккредитован разными СПК и проводить оценку по широкому спектру квалификаций?

Теоретически – может. Никаких ограничений в законе нет. Вопрос только в том, что с каждым СПК нужно пройти полностью всю процедуру наделения полномочиями по проведению независимой оценки квалификации. По всей видимости, в случае такой необходимости лучше действовать последовательно, получая одну аккредитацию за другой.

Здесь стоит заметить, что сейчас в России действует всего 28 советов по профессиональным квалификациям. То есть эта сеть пока охватывает далеко не все сферы профессиональной деятельности. Существуют советы в сфере ЖКХ, строительства, финансового рынка, лифтовой отрасли, управления персоналом, ИТ, машиностроения, судостроения, авиастроения, ракетной техники, издательского дела и даже СПК офисных специалистов и вспомогательных административных работников (). Следует убедиться, что нужный Совет имеет право наделять полномочиями соответствующие ЦОК (получение такого права – отдельная процедура). Кроме того, для создания ЦОК по конкретной квалификации потребуются оценочные средства, а они на данный момент созданы далеко не всеми советами и далеко не по всем квалификациям.

В качестве иллюстрации приведём данные СПК в области машиностроения (по материалам выступления исполнительного директора Союза машиностроителей России, зампреда Совета по профквалификациям в машиностроении Артёма Ажгиревича на III Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций России»). Несмотря на то, что при разработке профстандартов учитывалась необходимость создавать на их основе средства оценки квалификации, процесс создания этих средств идёт сложно и медленно. Приходится частично дорабатывать профстандарты, выверять формулировки в описании необходимых знаний и умений, чтобы было понятно, что нужно проверять и как это можно сделать. В 2016 году в сфере машиностроения был разработан 41 комплект оценочных средств, в 2017 году – ещё 56. А всего их нужно, по оценке Ажгиревича, более 600. О том, как обстоит дело в менее активных сферах профессиональной деятельности, можно только догадываться.

Какие документы надо подавать в СПК, чтобы стать Центром оценки квалификаций?

Итак, мы знаем, что решение о том, станет или не станет организация Центром оценки квалификаций, принимает Совет по профессиональным квалификациям на основе заявления, поданного этой организацией.

Что входит в необходимый комплект документов? На этот вопрос отвечает тот же самый приказ Минтруда от 19.12.2016 № 759н, на этот раз – Приложение 2.

Организация, претендующая на то, чтобы стать Центром оценки квалификаций, должна передать в СПК (почтой, через уполномоченного представителя или через интернет, заверив электронной подписью) следующие документы:

  • заявление, содержащие наименование организации, адрес, ИНН, ОГРН, контактные данные, перечень квалификаций, по которым предполагается проводить оценку, наименование организаций, на базе которых планируется проводить экзамены, то есть экзаменационных площадок, с указанием перечня квалификаций по каждой из них;
  • проект положения о Центре (оргструктура, перечень квалификаций, список экзаменационных площадок, сведения о материально-технических и кадровых ресурсах, составе экзаменационной комиссии, порядке проведения экзаменов, оформления протоколов, ведения архивов и так далее);
  • документы, подтверждающие решение организации о создании ЦОК и назначении руководителя Центра, аналогичные документы о создании экзаменационных центров, если экзамены планируется проводить на других площадках;
  • копию устава организации, а также копии документов, которые подтверждали бы квалификацию экспертов и наличие необходимой материально-технической базы;
  • документ, который подтверждает полномочия лица, подписавшего заявление.

Как СПК принимает решение о предоставлении полномочий ЦОК?

Сначала Совет по профквалификациям изучает документы и заявление. Если в документах всё в порядке, пакет принимается к рассмотрению, при наличии недочётов — отклоняется (об этом должно быть известно в течение 30 дней со дня подачи документов в СПК).

Если документы приняты к рассмотрению, Совет формирует комиссию (минимум три человека!) и приступает к проверке их достоверности. Это может происходить как дистанционно (запросы в налоговую инспекцию и т.д.), так и с выездом на места проведения экзаменов, хранения документов и так далее. О таких проверках СПК предупреждает не менее чем за пять дней. По результатам проверки принимается решение о наделении ЦОК полномочиями либо в отказе. Вся процедура должна занимать не более ста дней со дня поступления документов.

Важно понимать, что полномочиями по проведению независимой оценки квалификаций ЦОК наделяется не навсегда, а только на три года. После этого проходит плановая проверка, если всё в порядке – полномочия продлеваются.

Если ЦОК намерен расширить перечень квалификаций, которые он оценивает, добавить экзаменационную площадку или изменить перечень экспертов, всю процедуру придётся пройти заново.

В течение пяти календарных дней после того, как СПК принимает решение, сведения передаются в Национальное агентство развития квалификаций и размещаются в реестре (сайт nok-nark.ru).

Для чего создавать Центр оценки квалификаций?

Наверное, с этого вопроса нужно было начинать. Действительно: зачем возиться с оценкой квалификации и тем более становиться частью системы, если оценка квалификации является добровольной как для работодателей, так и для работников?

В развитых странах система независимой оценки квалификации распространена довольно широко, поэтому многие эксперты считают, что для России создание подобной системы не просто важно, но необходимо для повышения эффективности труда. Создание такой системы должно помочь задать планку для образовательных учреждений, мотивировать сотрудников к непрерывному повышению квалификации, а работодателей – к поиску квалифицированных работников и постоянному совершенствованию действующих сотрудников. Вероятно, в ближайшем будущем наличие сертификатов у работников может стать важным фактором при получении контрактов или допуска к некоторым видам работ.

Сегодня ЦОК создают, как правило, успешные предприятия, обладающие необходимым оборудованием для проведения практических экзаменов. Такие организации понимают, что всё равно будут интегрироваться в национальную систему оценки квалификаций – лучше иметь центр оценки, что называется, под боком.

Кроме того, доступ к ЦОК на практике означает доступ к базе лучших практик и компетенций, а в перспективе – и к базе лучших специалистов.

Наконец, можно рассматривать создание ЦОК и как бизнес. Обойдётся такой Центр недёшево: нужно пройти аккредитацию, привлечь экспертов, подтвердить их квалификацию, организовать проведение экзаменов в соответствии с правилами, обеспечить материально-ресурсную базу и так далее. Эти вложения должны впоследствии окупиться за счёт процедуры прохождения сертификации. Процедура платная: в разных случаях платит либо работодатель, либо сам соискатель – в зависимости от того, кто был инициатором процедуры. На основании некоего усреднённого бизнес-плана ЦОК Национальное агентство развития квалификации обещает выход Центра на окупаемость спустя 35 месяцев с показателем рентабельности по прибыли в размере трёх процентов (да уж, это вам не биткоины майнить – profiok.com).

Как стать ЦОК? Инструкция из семи последовательных шагов

Для организаций, которые хотели бы создать Центр оценки квалификаций, но не знают, с чего начать, рассказываем, как нужно действовать.

1. Определиться с набором квалификаций, которые предстоит оценивать. Выяснить, существует ли соответствующий Совет по профессиональным квалификациям (или Советы, если спектр квалификаций широкий). Это можно посмотреть на сайте НАРК: . Если нужного СПК в базе нет, остаётся вздохнуть и расстаться с идеей создать ЦОК. Впрочем, можно попробовать начать с создания Совета, но учтите, что дело может затянуться. Подробно процедуру создания Совета описывать здесь не будем, скажем только, что она инициируется обращением союза работодателей в Национальный совет при президенте РФ по профквалификациям. На этом прощаемся с теми, кто отправился создавать СПК, а с теми, кто обнаружил нужный Совет на сайте НАРК, переходим к следующему пункту.

2. Теперь нужно свериться с реестром и убедиться, что у нашего СПК уже есть разработанный комплект оценочных средств. Пример: СПК по профквалификациям в машиностроении пока аттестовал только четыре ЦОК, и дело не в дефиците заявок, а в отсутствии утверждённых квалификаций и разработанных комплектов оценочных средств. Если всё в порядке, движемся дальше.

3. Изучаем требования к ЦОК (подробности см. выше): приказ Минтруда № 759н от 19.12.2016. Внимание! В листовках, выпущенных НАРК, есть опечатка: нужен приказ не 756н, а 759н. Попутно изучаем оценочные средства: там есть требования к экспертам и ресурсной базе для наших квалификаций. Приводим свою организацию в соответствие с требованиями (кого надо – оформляем в штат, делаем сайт, обучаем экспертов, закупаем оборудование и так далее). Не забываем следить за изменениями нормативной базы: например, в ближайшее время должны появиться единые требования к структуре и внешнему виду сайтов ЦОК.

4. Справившись с требованиями, начинаем собирать документы для подачи заявления (подробности см. выше). Копии учредительных документов, протоколы заседаний, необходимые договоры, справки о наличии материально-технических и кадровых ресурсов, документы об образовании/квалификации экспертов и так далее.

5. Подаём пакет документов в СПК: почтой, лично с помощью уполномоченного представителя либо через интернет в виде электронных документов с электронной подписью. Если в течение 30 календарных дней документы не были отклонены, значит, с ними всё в порядке, техническая проверка пройдена и начата документарная проверка, которая может превратиться в выездную. Правда, нас должны предупредить за пять дней, но стоит ждать во всеоружии.

6. Через 100 дней с момента подачи заявления (30 дней из предыдущего пункта включаются в этот срок) СПК должен принять решение о наделении нашего ЦОК полномочиями или отказе.

7. В положительном случае информация о нашем ЦОК в течение пяти дней должна появиться на сайте nok-nark.ru. С этого момента можно начинать ждать клиентов. Если Совет ответил отказом, можно попробовать опротестовать это решение, обратившись в Нацсовет по профквалификациям или в суд. Но стоит поторопиться: срок обжалования решения СПК составляет всего 20 календарных дней.

Заметим, что информация, которая необходима для создания Центра оценки квалификаций, размещена на сайтах Национального агентства развития квалификаций (nok-nark.ru) и Минтруда. Проявив упорство, смекалку и целеустремлённость (а без них вряд ли стоит затевать создание ЦОК), можно найти ответ на все возникающие вопросы, даже на те, которые мы, возможно, пропустили.

Но для начала нужно ответить себе на единственный вопрос: нужно ли активно включаться в создание Национальной системы квалификаций или стоит подождать, пока она сложится сама собой или усилиями других? От всей души желаем успеха тем, кто решил не ждать, а участвовать, причём не в расчёте на продажу липовых сертификатов.

Собрали самые частые вопросы про профстандарт «Бухгалтер», в которых до сих путаются многие клерки.

1. Планируют ли менять профстандарт «Бухгалтер»?

Да, скоро должна появиться актуализированная версия профессионального стандарта «Бухгалтер».

Разработчики стандарта — ИПБ России и РСПП — проанализировали пожелания профессионального сообщества и ввели в профстандарт новые, более высокие уровни квалификации — 7-й и 8-й.

Новая версия профстандарта раскрывает карьеру специалиста от рядового бухгалтера до главного бухгалтера холдинга или функционального руководителя крупной аутсорсинговой компании. Сейчас актуализированная версия профстандарта «Бухгалтер» находится на утверждении в Минтруде России.

2. Кто обязан применять профстандарт?

Применять профстандарт «Бухгалтер» в части квалификационных требований к главным бухгалтерам обязаны только те экономические субъекты, которые перечислены в статье 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Во всех иных случаях применение профессионального стандарта «Бухгалтер» носит рекомендательный характер.

3. Нужно четко прописывать инструкции бухгалтеров из текста стандарта?

Профессиональный стандарт может быть использован для разработки положений о бухгалтерской службе и должностных инструкций.

В профессиональном стандарте приведены минимальные требования к образованию, стажу работы, к необходимым знаниям и умениям.

Организация может повысить содержащиеся в профстандарте требования.

4. Обязательно ли проходить независимую оценку квалификации? Может ли трудинспекция потребовать от бухгалтера свидетельство, выданное центром оценки квалификаций?

«Оценка квалификации является добровольной как для работников, так и для работодателей и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований» — так сказано в Информации Минтруда России от 21.04.2017 «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ „О независимой оценке квалификации“»).

Отметим, что это справедливо для всех бухгалтеров, в том числе для бухгалтеров госсектора.

Утверждение о том, что бухгалтерам госсектора нужно проходить независимую оценку квалификации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 не имеет под собой никаких оснований. В данном постановлении речь идет исключительно о том, что организации госсектора должны обеспечить применение профессиональных стандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. Для этого они должны на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и данных о своем кадровом составе принять решение о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников.

Квалификационные требования — это требования к образованию и обучению, а также к опыту практической работы. Требования к образованию и обучению подтверждаются документами об образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра или диплом о среднем профессиональном образовании, удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке). Требования к опыту практической работы подтверждаются трудовой книжкой, трудовыми договорами (контрактами).

Иные документы, подтверждающие квалификацию (в том числе свидетельство о квалификации), носят факультативный характер.

Таким образом, государственная трудовая инспекция при проверке не может потребовать документы, подтверждающие прохождение независимой оценки квалификации.

5. Подтвердить соответствие профстандарту можно только в ходе независимой оценки квалификации, которую проводит ЦОК?

Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», независимая оценка квалификации — это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя, в частности, положениям профессионального стандарта, проведенная центром оценки квалификаций (п. 3 ст. 2). В то же время это не означает, что подтвердить соответствие квалификации требованиям профстандарта «Бухгалтер» можно только путем независимой оценки. Например, программы экзаменов для подготовки к аттестации, которые разработаны и внедряются ИПБ России, используют требования профстандарта «Бухгалтер» в качестве основы и существенно расширяют их за счет знаний и навыков по смежным профессиям.

6. Если работодатель решил, что бухгалтер должен пройти независимую оценку квалификации, а он отказывается, это является поводом для увольнения?

Необходимость направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст. 196 ТК РФ). Работники имеют право на прохождение независимой оценки квалификации (ст. 197 ТК РФ). Иными словами, работодатель может направить работника пройти независимую оценку квалификации, но только с его письменного согласия, а порядок такого направления должен быть зафиксирован в локальных документах. Обратите внимание: «процедура прохождения оценки квалификации является добровольной, и в отличие от аттестации не предоставляет право работодателю расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации». Так сказано в Информации Минтруда России от 21.04.2017 «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ „О независимой оценке квалификации“».

7. Из профстандарта «Бухгалтер» следует, что нужно проходить дополнительные профпрограммы (повышения квалификации, профессиональной переподготовки)?

Это не совсем так. Профессиональный стандарт «Бухгалтер» предлагает различные комбинации образования и обучения.

Например, в стандарте сказано, что у бухгалтера должно быть образование не ниже среднего профессионального по программам подготовки специалистов среднего звена по укрупненной группе специальностей «Экономика и управление». Именно на это в профстандарте «Бухгалтер» указывает код ОКСО 080000. С 1 июля 2017 года действует новый код — 5.38.00.00. Соответствующие изменения будут внесены в профстандарт.

Таким образом, если у бухгалтера есть среднее профессиональное или даже высшее образование, но по другому направлению подготовки, ему рекомендуется получить дополнительное профессиональное образование по направлению «Экономика и управление». Это обеспечит бухгалтеру более уверенное положение на рынке труда. То же относится и к главным бухгалтерам. Стандарт допускает для них как высшее образование, так и среднее профессиональное в сфере экономики. Поэтому если у главного бухгалтера среднее или высшее экономическое образование, для него дополнительные профессиональные программы необязательны.

А если у него образование по другому направлению, для работы главным бухгалтером ему желательно освоить программы профессиональной переподготовки.

Профессиональный стандарт «Бухгалтер» не устанавливает обязательных требований по повышению квалификации, поскольку федеральные законы не содержат подобных требований. Однако работодатель вправе установить свои требования, повысив требования профессионального стандарта. Например, он может решить, что у главного бухгалтера должна быть не только дополнительная профессиональная подготовка (даже если есть профильное образование), но и международные документы, подтверждающие знания в области бухгалтерского учета и, допустим, иностранного языка.

Благодарим за помощь в подготовке материала ИПБ России.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Квалификация бухгалтера

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *