КТП движимое или недвижимое имущество?

Основные средства в бюджетном учете — 2020-2021: вводная информация

В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).

Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2020-2021 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н или от 23.12.2010 № 183н (в зависимости от вида организации) и другие нормативные акты.

Например, ФСБУ «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257. Что учесть учреждениям при применении данного стандарта, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно изучите обзорный материал.

О нормативных документах, регулирующих бухучет в бюджетных структурах, читайте .

В данной статье мы будем ссылаться на приказы № 157н и 162н как на основу бюджетного учета. С начала 2018 года организации госсектора должны руководствоваться новым федеральным стандартом «Основные средства», утв. приказом Минфина от 31.12.2016 №257н (далее Стандарт). Эти документы раскрывают общие принципы бухгалтерского учета ОС, а такжео логику составления проводок.

Согласно п.8 Стандарта для отнесения актива к основным средствам должны выполняться следующие критерии:

  • Имущество (за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд субъекта учета) относится к ОС вне завситмости от срока полезного использования.
  • Субъектом учета прогнозируется получение от использования актива экономических выгод или полезного потенциала.
  • Первоначальную стоимость имущества как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.

Если актив не соответствует хотя бы одному из вышеприведенных критериев, он учитывается на забалансовых счетах. Информация о таких материальных ценностях раскрывается в бухгалтерской отчетности.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В состав основных средств не входят объекты, отнесенные согласно п. 99 приказа № 157н к материальным запасам. Например, орудия лова, бензомоторные пилы и т. д.

Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка.

Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов бюджетного учета и в п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

Номер разряда счета

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

Пример: счет 110118310 «Увеличение стоимости прочих основных средств — недвижимого имущества учреждения»

1 — за счет средств бюджета

101 —основные средства

1 —недвижимое имущество

8 — прочие основные средства

310 — увеличение стоимости ОС

О создании рабочего плана счетов в бюджетной организации читайте .

Отметим, что для бюджетного учета основных средств согласно приказу № 162н возможны только 2 вида финансового обеспечения: за счет бюджета (код 1) и средств во временном распоряжении (код 3).

Таким образом, казенные учреждения, госорганы и прочие организации, подпадающие под юрисдикцию приказа № 162н, не могут иметь собственные небюджетные доходы.

Учет основных средств при поступлении в бюджетные учреждения

ОС приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит (п. 15 Стандарта):

  • стоимость, уплачиваемая поставщику;
  • стоимость строительных работ при создании объекта;
  • стоимость всех затрат, необходимых для создания ОС;
  • транспортные расходы;
  • суммы за сопутствующие услуги;
  • таможенные пошлины;
  • а также другие расходы, связанные с покупкой/созданием ОС.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если объект ОС будет использоваться в бюджетной деятельности, то сумма входящего НДС включается в первоначальную стоимость.

Поступление ОС отражается на синтетическом счете 0010600000 «Вложения в нефинансовые активы», который содержит 3 группировочных счета:

  • 0010611000 — для недвижимого имущества;
  • 0010631000 — для движимого;
  • 0010641000 — для учета объектов финансовой аренды.

В учете основных средств для отражения поступления выделены отдельные аналитические счета, в 24–26 разрядах которых используется код 310 для каждого вида ОС (см. план счетов, утвержденный приказом № 162н). Этот код обозначает увеличение стоимости ОС.

Основные проводки по учету основных средств при поступлении приведены в таблице ниже. Другие транзакции можно найти в пп. 7, 31, 33, 34 инструкции к плану счетов (приказ № 162н).

Проводка

Описание проводки в учете основных средств

Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010611310, 010631310, 010641310)

Кт 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» (020831660, 020832660), 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам» (030231730, 030232730)

Приобретение ОС

Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010611310, 010631310)

Кт 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 010400000 «Амортизация», 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты, 010500000 «Материальные запасы»

Создание объекта ОС собственными силами

Дт 010100000 «Основные средства» (010111310, 010112310, 010113310)

Кт 010611310 «Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»

Ввод в эксплуатацию построенного здания

Дт 010100000 «Основные средства» (010111310–010113310, 010115310, 010118310, 010131310–010138310)

Кт 010611310 «Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения», 010631310 «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»

Ввод в эксплуатацию купленного, изготовленного хоз. способом ОС

Дт 010100000 «Основные средства» (010111310–010113310, 010115310, 010118310, 010131310–010138310)

Кт 030404310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»

Объект ОС получен от другого бюджетного учреждения, имеющего того же распорядителя ресурсов бюджета

Дт 010100000 «Основные средства» (010111310–010113310, 010115310, 010118310, 010131310–010138310)

Кт 040110180 «Прочие доходы»

Объект ОС получен от другого бюджетного учреждения, имеющего иного распорядителя ресурсов бюджета того же уровня, от организаций, физических лиц.

Дт 010100000 «Основные средства» (010111310–010113310, 010115310, 010118310, 010131310–010138310)

Кт 040110100 «Доходы экономического субъекта» (040110151, 040110152, 040110153)

Прочие безвозмездные поступления ОС

Дт 010140000 «Основные средства — предметы лизинга» (010141310–010148310)

Кт 010641310 «Увеличение вложений в основные средства — предметы лизинга»

Принятие к учету в 2016–2018 гг. ОС, взятых в лизинг

О том, как формируется учетная политика бюджетного учреждения, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».

Амортизация ОС

Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

О практическом применении линейного метода читайте в статье «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)».

Срок полезного использования определяется исходя из:

  • ожидаемого срока получения экономических выгод;
  • рекомендаций, содержащихся в документах производителя;
  • гарантийного срока использования объекта;
  • др. методов, описанных в п. 35 Стандарта

Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».

Для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010431410–010438410).

Для учета основных средств, взятых в лизинг: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» Кт 010440000 «Амортизация предметов лизинга» (010441410–010448410).

В пп. 19, 20 инструкции к плану счетов (приказ № 162н) рассмотрены частные случаи отражения амортизации, например по безвозмездно полученным ОС.

Учет выбытия ОС

Для учета основных средств при их выбытии также используются отдельные счета аналитического учета счета «Основные средства», заканчивающиеся на 410 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих ОС.

Подборку практических рекомендаций по списанию определенных видов ОС в учете бюджетников смотрите в аналитическом обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры. А в этой публикации вы найдете образец приказа о списании ОС в бюджетном учреждении.

Основные проводки по учету основных средств при выбытии приведены в таблице ниже. Другие транзакции можно найти в п. 10 инструкции к плану счетов (приказ № 162н).

Проводка

Описание проводки в учете основных средств

Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010634340 «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271)

Кт 010100000 «Основные средства» (010134410, 010135410, 010136410, 010138410)

Ввод в эксплуатацию ОС стоимостью не более 3 000 руб.

Дт 030404310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств», 040120200 «Расходы экономического субъекта» (040120241, 040120242, 040120251, 040120252, 040120253)

Кт 010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010118410, 010131410–010138410)

Безвозмездная передача объекта или передача в доверительное управление

Дт 010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010431410–010438410)

Кт 010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010118410, 010131410–010138410)

Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»

Кт 010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010118410, 010131410–010138410)

Продажа ОС

Итоги

Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Актуальность данных вопросов обусловлена исключением движимого имущества из числа объектов налогообложения.

Как правило, затруднения вызывают объекты имущества, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН и которые по своему наименованию не могут быть однозначно отнесены к недвижимым вещам.

Так, в частности, согласно выводам судебных органов к недвижимым вещам относятся объекты типа: «технологические трубопроводы», «газоходы», «самоподъемная плавучая буровая установка», «палубные краны», «трансформаторная подстанция с установкой новой модульной КТП».

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 18 октября 2018 г. N БС-4-21/20327@

О СУДЕБНЫХ СПОРАХ

О КВАЛИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ В КАЧЕСТВЕ НЕДВИЖИМЫХ ВЕЩЕЙ

В Федеральную налоговую службу поступают обращения по вопросам, касающимся квалификации объектов имущества в качестве движимых или недвижимых вещей, в целях определения объектов налогообложения по налогу на имущество организаций (далее — налог) или применения налоговых льгот по налогу, связанных с определением вида объекта имущества.

С 2019 года прогнозируется рост указанных обращений, учитывая положения пункта 19 статьи 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» об исключении движимого имущества из числа объектов налогообложения по налогу.

В ряде случаев (в первую очередь, в отношении объектов имущества, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и которые только лишь по своему наименованию не могут быть однозначно отнесены к недвижимым вещам) с участием налоговых органов рассматривались судебные споры, предметом которых была квалификация основных средств в качестве движимых или недвижимых вещей.

Например, в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 23.08.2018 N Ф05-12789/2018 по делу N А40-176218/2017 (с участием МРИ ФНС России N 1 по крупнейшим налогоплательщикам) содержится вывод о том, что объекты типа «технологические трубопроводы» и «газоходы» относятся к недвижимым вещам, при этом вывод суда апелляционной инстанции об отнесении этих объектов к движимым вещам признан необоснованным.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.06.2018 N Ф07-6257/2018 по делу N А42-5598/2017 (с участием ИФНС России по г. Мурманску) сделан вывод о том, что «самоподъемная плавучая буровая установка» и «палубные краны» на ней относятся к объектам недвижимого имущества, несмотря на возможность их демонтажа и перемещения.

В постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.05.2018 N Ф07-5328/2018 по делу N А05-1595/2017 (с участием Межрайонной ИФНС России N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) имеется вывод о том, что объект «трансформаторная подстанция с установкой новой модульной КТП» обладает предусмотренными законодательством признаками недвижимого имущества. Довод о том, что трансформаторы, находящиеся внутри трансформаторной подстанции, могут быть без ущерба для своего назначения извлечены из нее и эксплуатироваться самостоятельно вне зданий и сооружения, то есть являются движимым имуществом, суды отклонили.

При наличии информации о результатах рассмотрения судебных споров, касающихся квалификации объектов в качестве недвижимых вещей, рассмотренных с участием налоговых органов, ее необходимо предоставить в ФНС России.

Полученную информацию планируется довести до территориальных налоговых органов в целях использования при администрировании налога.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Л.БОНДАРЧУК

Презентация нового мобильного сервиса «Вывоз мусора» состоялась 26 сентября в Челябинске. Теперь каждый житель региона сможет в режиме онлайн сообщить о невывезенном мусоре или несанкционированной свалке, сообщает пресс-служба министерства экологии Челябинской области.

Компания «Интерсвязь» разработала приложенее в котором можно указать с помощью геометки расположение объекта жалобы, прикрепить фото переполненного контейнера или обнаруженной свалки, а так же написать текстовое примечание. Данные будут попадать напрямую регоператору.

Такая мера не только повысит эффективность работы регоператора, но и поможет муниципальным властям в мониторинге ситуации. Создана платформа, в первую очередь, для комфорта жителей. Они могут не только оставлять информацию о проблеме, но и получать от ответственных организаций обратную связь о ее решении.

Запуск нового приложения планируется в ближайшие недели. Формирование современной системы обращения с твердыми коммунальными отходами ведется в рамках нацпроекта «Экология»

Для жителей приложение абсолютно бесплатно и доступно для скачиваний в Apple Store и Google Play. В ближайшее время проект будет запущен там, где работает региональный оператор «Центр коммунального сервиса», а именно в Челябинском, Магнитогорском и Карабашском кластерах. В дальнейшем существует перспектива продвижения его по всему региону и сотрудничества с другими регоператорами.

На сегодняшний день есть и другие способы рассказать о не вывезенном вовремя мусоре. В их числе – горячая линия ЦКС: 8-351-200-33-83 и министерства экологии: +7 922 758 32 07. Заявку также можно оставить через форму обратной связи на сайте регоператора или воспользоваться информационными системами Российского Экологического Оператора «Радар» или «ЖКХ» (через приложение «Госуслуги»).

КТП движимое или недвижимое имущество?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *