Кто имеет право на занятие педагогической деятельности?

Кто имеет право заниматься педагогической деятельностью в школе?

В нормативном-правовых актах точно и безапелляционно не раскрывается понятие педагогической деятельности. Хотя из текста статей Трудового кодекса допустимо резюмировать, что педагогическая – это вид деятельности, ориентированный на воспитание и обучение граждан в учреждениях сферы образования. Она осуществляется лицами с высокими моральными и профессиональными качествами, отвечающими установленными законом нормам.

Все образовательные учреждения выдвигают ряд требований к сотрудникам, претендующим на право заниматься педдеятельностью. Школьным учителем может стать:

  • человек с высшим или средним профобразованием, наличие которого подтверждают соответствующие бумаги гособразца;
  • лица с профессионально-педагогической квалификацией, которая соответствует полученной специальности.

Требования к педагогическим работникам систематически ужесточаются. Педработнику мало иметь высшее или среднее профессиональное образование, для занятия педдеятельностью важны также профиль и специальность.

Право на занятие педагогической деятельностью: ТК РФ статья 331

Трудовой кодекс фиксирует трудовую праводееспособность граждан, достигших возраста 16 лет. Следовательно, при наличии образования необходимого уровня и при отсутствии запрещающих факторов, граждане России могут заниматься педагогической деятельностью с момента достижения трудового совершеннолетия в 16 лет. Несомненно, лишь избранные лица к 16-летнему возрасту имеют необходимый образовательный ценз. Поскольку законодательная база в этом вопросе еще несовершенна, к образовательному цензу стоит добавить и возрастной.

Согласно статье 331 Трудового кодекса РФ, к педагогической деятельности не допускаются лица

Группа причин Описание
Уголовное преследование 1. которые лишены данного права по приговору суда, вступившем в законную силу;
2. с судимостью, а также граждане, в отношении которых было применено уголовное преследование;
3. в отношении которых открыто уголовное преследование за преступления против чести и достоинства, здоровья и жизни, половой свободы и неприкосновенности, общественной нравственности, безопасности государства и конституционного строя;
4. с непогашенной или неснятой судимостью за тяжкие и особо тяжкие преступления (изнасилование, терроризм, бандитизм, разбой, убийство)
Медицинские предписания 1. признанные недееспособными;
2. имеющие заболевания, которые не позволяет осуществлять педагогическую деятельность (перечень болезней устанавливается федеральным органом исполнительной власти, однако этот список до сих пор не утвержден).

Несовершенство законодательной базы проявляется во многих аспектах, а потому нормативные источники права противоречат себе в вопросах запрета на занятие педдеятельностью:

  • Перечень медицинских противопоказаний для занятий педагогической работой с момента принятия последней редакции ТК РФ в 2012 году до сих пор не утвержден. Существует перечень психиатрических противопоказаний, который был создан в дополнение к ФЗ «О психиатрической помощи» и не имеет отношения к ФЗ «Об образовании», а потому не подлежит применению.
  • Перечень преступлений, на которые был осужден претендент на должность учителя и которые запрещают ему работать в школе, на нормативном законном и подзаконном уровне не утвержден. Новая редакция ТК подчеркивает, что перечень не нужен, поскольку значение имеет лишь факт снятия или погашения судимости.

Проанализировав действующее законодательство, допустим вывод о том, что педагогической деятельностью запрещено заниматься соискателям, страдающим эпилепсией, токсикоманией, алкоголизмом и наркоманией, активными формами развития туберкулеза, имеющие продолжительные психические расстройства, которые систематически обостряются. Если соискатель не подозревает о наличии хронического заболевания, выявить его поможет медосмотр, который является обязательным перед оформлением нового сотрудника.

Подобные запреты призваны не ущемить права соискателя на должность, а в первую очередь обеспечить свободное, полноценное и поступательное развитие учащихся, защитить их от опасного воздействия на их здоровье и жизнь лиц, которые потеряли человеческое достоинство и честь.

Чтобы стать учителем, соискатель должен предоставить работодателю справку, подтверждающую отсутствие этих противопоказаний. В контексте этого работодатель обращается в районное отделение МВД, где ему должны выдать необходимую информацию. Однако бюрократическая проволока затягивает процесс приема на работу до 1,5-2 месяцев. Если соискателя трудоустраивают без обращения в МВД, процедуру проверки все равно осуществляют, но делают это параллельно с официальным оформлением учителя. Если педработник по какой-либо причине скрывает обстоятельства, запрещающие ему заниматься педагогической деятельностью, если подобный факт обнаружится, он будет немедленно уволен по статье 11 ТК РФ.

Работодатель при этом ответственен за нарушение трудового законодательства. Если работник уже приступил к своим обязанностям, а работодатель получил от МВД данные о том, что претендент на должность не может заниматься педагогической деятельностью, таким образом администрация учебного учреждения нарушает правила заключения трудового договора и должна выплатить сотруднику выходное пособие в размере среднемесячного заработка.

Согласно статье 331, право на занятие педагогической деятельностью получили лица:

  • с образованием согласно цензу (подход к выделению необходимого уровня подготовки педработников часто остается размытым);
  • высокими моральными качествами;
  • которые не лишены этого права по решению суда;
  • не имеющие болезней, которые не позволяют выполнять возложенные должностной инструкцией обязанности;
  • не имеющие непогашенную или неснятую судимость.

Подобное право подразумевает свободу выбора методик образования и воспитания, учебно-методических пособий согласно программе, которая была утверждена в школе. Учитель выбирает средства и учебные методики так, чтобы они максимально отвечали его особенностям и позволяли осуществлять учебный процесс на неизменно высоком уровне. Однако педработник не может применять антипедагогические воспитательные и образовательные методы, которые тем или иным способом связаны с психическим или физическим насилием над личностью ребенка, опасных для жизни и антигуманных методов.

ФЗ «Об образовании» статья 46: право на занятие педагогической деятельностью

В ст. 46 представлена двухуровневая система требований к квалификации работников сферы образования, включающая требования к навыкам и уровню образования. Следует отметить, что в документе статьи нет замечания по факту наличия профильного педобразования. Однако это и не позволяет каждому желающему с высшим или средним не педагогическим образованием становиться учителем. Напротив, весьма запутанный текст статьи подчеркивает, что соискатель должен соответствовать профстандартам или квалификационным требованиям, в которых-то и прописан комплекс профильных навыков и знаний.

Помимо ст. 46 ТК РФ, право на занятие педагогической деятельностью регламентировано другими нормативными актами. Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС), нет строго прописанных требований к наличию педстажа у претендентов на должность учителя отсутствуют. Образование не обязательно должно быть профильным педагогическим, но важно, чтобы оно касалось предмета, например, географию может преподавать человек с геологическим образованием, а химию – химик-технолог.

Законодательная база в отношении права на занятие педдеятельностью несовершенна. Многие статьи Трудового кодекса и ФЗ «Об образовании» требуют уточнений и разъяснений. При приеме на работу соискателя на должность учителя, работодателю следует тщательно проверить предоставленные ему бумаги и документы на подлинность и подать соответствующий запрос в МВД, чтобы обезопасить себя со стороны закона.

Узнать больше о праве на занятие педагогической деятельностью можно в статьях:
1.
2.
3.
4.

Кто имеет право на занятие педагогической деятельностью

Вопрос-Ответ

11 мая 2017

Ответ:

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профессиональный стандарт) утвержден Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016).

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 544н Профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Согласно требованиям к образованию и обучению Профессионального стандарта должность учителя в общеобразовательной организации может занимать лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Из этого следует, что лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (квалификации – «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы», «Историк. Преподаватель истории» и т.д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности – «Русский язык и литература», «История» и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания и т.д.

Если же у учителя нет соответствующего преподаваемому предмету образования, то необходимо получить дополнительное профессиональное образование.

В соответствии со ст. 76 ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

В части, касающейся обучения, следует отметить, что согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и получения ими дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и обеспечение получения ими дополнительного профессионального образования осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Обучение по дополнительным профессиональным программам в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям Профессионального стандарта должно осуществляться за счет средств работодателя.

Вместе с тем, работодатель не обязан направлять абсолютно всех работников, чей уровень образования не соответствует требованиям Профессионального стандарта, для получения профессионального или дополнительного образования.

Однако, если в результате принятия Профессионального стандарта будет установлено, что образование работника не соответствует требованиям стандарта, уволить его на этом основании работодатель не имеет права, поскольку такого основания увольнения Трудовым кодексом не предусмотрено.

Это следует из Письма Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253.

В то же время из данного письма можно сделать вывод, что работнику необходимо подтвердить свою квалификацию и соответствие занимаемой должности.

Для этого работодатель может провести аттестацию работников.

При этом, необходимо учитывать, что отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Так, в письме Министерства образования и науки РФ от 10 августа 2015 г. № 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования» Департамент обращает внимание на то, что пункт 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования позволяет по рекомендации аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

К этой категории могут относиться, в частности, воспитатели из числа слушателей педагогических классов, которым была присвоена квалификация «Воспитатель детского сада», учителя технологии, имеющие квалификацию «Инженер-технолог» (независимо от специальности), и т.д. Критериями соответствия данных педагогических работников занимаемым ими должностям, прежде всего, являются не только квалификации, указанные в документах о профессиональном образовании, но и результаты их профессиональной деятельности, практический опыт, компетентность, а также выполнение качественно и в полном объеме возложенных на них должностных обязанностей.

Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с пунктом 23 Порядка аттестации вынесение рекомендаций работодателю о возможности, назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме, возложенные на них должностные обязанности, относится к компетенции аттестационных комиссий организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Отметим, что если по результатам аттестации будет установлено несоответствие работника занимаемой должности (выполняемой работе) из-за недостаточной квалификации, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ он подлежит увольнению.

При этом, перед увольнением данному работнику работодатель обязан предложить перевод на другую работу, соответствующую его квалификации.

Следует также отметить, что при аттестации педагогических работников необходимо по-прежнему руководствоваться Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённым приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 и являющимся ведомственным нормативным правовым актом прямого действия.

Заметим, что для подтверждения квалификации работника, не имеющего документов об образовании можно воспользоваться институтом независимой оценки квалификации работников — процедурой подтверждения соответствия квалификации положениям Профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Положения этого закона применяются с 01 января 2017 года.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ предусматривает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работника или лица, претендующего на определенную должность, в результате проведения которой будет установлено, соответствует ли работник требованиям Профессионального стандарта или квалификационным требованиям, определенным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В тоже время, статьей 11 указанного Закона определено, что в случае, если федеральным законом и иными нормативными актами РФ установлен иной порядок оценки квалификации, данное мероприятие осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом и иными правовыми актами (например, порядок оценки квалификации педагогических работников).

Тем не менее с 01 июля 2019 г. все принятые ранее специальные порядки проведения независимой оценки квалификации персонала утратят силу и работодатели, работники будут руководствоваться Законом № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Что касается квалификационной категории педагогических работников, то Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276, является действующим, следовательно, действующими являются положения об аттестации в целях установления квалификационной категории, которая проводится на добровольных началах.

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию, которое педагогический работник выражает посредством подачи заявления в аттестационную комиссию (пункты 27-30 Порядка аттестации).

Отсутствие у педагогических работников высшего образования либо несоответствие их среднего профессионального образования или высшего образования направлению подготовки, предусмотренному квалификационными характеристиками по должностям работников образования, само по себе не является основанием для отказа в прохождении ими аттестации в целях установления высшей квалификационной категории, а тем более в приеме от них заявления о прохождении аттестации. Не может быть по этим же причинам отказано в установлении высшей квалификационной категории, если профессиональная деятельность педагогического работника соответствует результатам работы, предусмотренным пунктом 37 Порядка аттестации.

При этом в соответствии с пунктом 38 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы, предусмотренных пунктом 37 Порядка аттестации, осуществляется при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

Десять уголовных дел завели на педагогов школы – завышали нагрузку

Так, трем педагогам уже предъявили обвинение, еще семь уголовных дел находится в производстве Следственного комитета.

Комитет госконтроля провел проверку в школе и выяснил, что директор, его заместитель и отдельные учителя школы в 2015/2016 и 2016/2017 учебных годах завышали себе педагогическую нагрузку. В связи с этим в отношении причастных следователями Полоцкого межрайонного Следственного комитета были заведены уголовные дела.

Учителя «приписывали» себе учеников и факультативные занятия. При этом ученики, которые ранее посещали факультативы, из учреждения образования не отчислялись – их по-прежнему вписывали в журналы и ставили отметки, чтобы сохранить педагогическую нагрузку. Затем данные из журналов переносились в табели, по которым необоснованно начислялась зарплата.

Всего таким образом педагоги незаконно получили 24 тысяч рублей. Обвинения в мошенничестве предъявлены двум 50-летним учителям (они уже возместили 1760 рублей), передано в прокуратуру (прокурор направит в суд) дело 43-летнего замдиректора.

Еще по семи уголовным делам следователи ведут расследование: допрашивают учащихся, а также их родителей, проводят очные ставки, принимают необходимые меры по возмещению причиненного педагогами ущерба.

Анонимное обращение в прокуратуру Златоуста пришло от родителей учеников одной из городских школ. Жаловались на учительницу начальных классов. В итоге после проверки на женщину завели уголовное дело.

Выяснилось, что педагог задавала первоклашкам домашние задания и каждый день заставляла зубрить стихи. За это ставила оценки. Хотя по закону в первом классе это запрещено. Кроме того, учительница оставляла детей после занятий.

— Классный руководитель не соблюдала этические нормы, оказывала на учеников психологическое воздействие, — добавили в пресс-службе прокуратуры Челябинской области. — С детьми общалась грубо, порой даже оскорбляла.

ЗА «ДОМАШКУ» — ДО ТРЕХ ЛЕТ КОЛОНИИ

Полиция возбудила уголовное дело по статье 156 УК РФ «Ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогом, если это деяние соединено с жестоким обращением». Учительнице грозит штраф до 100 тысяч рублей или исправительные работы. Максимальное наказание — до трех лет лишения свободы.

Школа, в стенах которой развернулась эта история, считается одной из лучших в городе. Как рассказала «Комсомолке» одна из учительниц, половина ребят — из довольно обеспеченных семей. Когда-то у заведения был даже статус гимназии, но это просто школа с углублением изучением иностранных языков.

— В школе сейчас эту тему про уголовное дело в открытую не обсуждают, — добавила педагог, пожелав не называть свою фамилию.

УЧИТЕЛЯ НЕ ОТСТРАНИЛИ ОТ ЗАНЯТИЙ

— Мы еще не получили представление от правоохранительных органов, — рассказала корреспонденту «КП» начальник МКУ Управление образования и молодежной политики ЗГО Ольга Иванова. — Из документа будет ясно, чего же требует прокуратура: возбуждают уголовное дело или нужно сделать дисциплинарное взыскание, или уволить учителя. Пока что педагог работает. Могу сказать, что она работник опытный.

В школе по единственному доступному телефону в 15 часов ответила вахтер:

— Так уж нет никого! Все ушли, сегодня же короткий день..

Позже стало известно, что к проверке подключился Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов.

ВОПРОС РЕБРОМ

Что же страшного в «домашке» и оценках?

Три года назад Минобрнауки издали приказ: «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». В нем черным по белому сказано, что «В первом классе обучение проводится без балльного оценивания и домашних заданий». А провинившаяся педагог, если верить прокуратуре, каждый день задавала зубрить сложные стихотворения и не гнушалась письменными работами.

ЗВОНОК ВЫПУСКНИЦЕ

«Все должны были дарить ей подарки на любые праздники»

— Школа у нас всегда считалась элитной, — рассказала нам выпускница Анастасия, которая закончила школу шесть лет назад. — Я училась у этого педаога с самой началки, затем она изъявила желание остаться нашей классной до 11го. Поскольку никто не спорил, хотя все были против, она довела нас до выпуска. Меня всегда возмущало её обращение с нами. Она хватала нас, заставляла читать на переменах, оставляла после уроков, лично у меня лазила в портфеле. В общем, много можно перечислять. Но что самое интересное, все должны были дарить ей подарки на любые праздники. Кто в началке не дарил ничего, тот и получал такое отношение. Меня до сих пор злит, что никто из родителей за нас тогда не заступался. Надеюсь, что после освещения в СМИ, её отстранят от работы в сфере образования.

БЫЛ СЛУЧАЙ

Сельскую учительницу уволили за пощечину школьному хулигану

Следователи выясняют произошедшее в школе села Нижняя Санарка в Челябинской области. Официальная версия произошедшего в классе: учительница истории дала пощечину восьмикласснику, который плохо себя вел. До этого женщина пыталась вытащить его из-за парты. Через две недели после инцидента педагога уволили, а полиция возбудила уголовное дело. Однако сама учительница отрицает вину. В интервью «Комсомолке» она заявила, что ее подставили. (подробности)

Кто имеет право на занятие педагогической деятельности?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *