Критерий нуждаемости

Критерий нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки: что говорит закон

С начала 2016 года в силу вступил закон о нуждаемости, направленный на оптимизацию социальных расходов и позволяющий регионам самостоятельно определять критерий нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки. Проще говоря, помощь от государства теперь будут получать не те, кто относится к определенной категории граждан, а те, кто в ней действительно заинтересован. Необходимость введения принципа нуждаемости обусловлена парадоксом, о котором рассказывается в одном из докладов Минфина: 50% из получающих соцпомощь в ней не нуждаются, тогда как 50% из нуждающихся не могут рассчитывать на какую-либо поддержку.

Президент РФ В. Путин давно отмечал, что в социальной политике нужны коррективы (особенно учитывая перманентный дефицит бюджета). Закон о критерии нуждаемости – важный шаг в направлении оптимизации государственных расходов.

Что изменилось с 2016 года?

Критерий нуждаемости в социальной защите будет определять размер следующих пособий:

  • Пособие по уходу за ребенком.
  • Социальная поддержка медицинским и фармацевтическим работникам.
  • Компенсации расходов на оплату коммунальных услуг педагогам, проживающих в селах и деревнях.
  • Материальная поддержка родителям в воспитании и обучении детей.

За уточнениями обратимся к министру труда М. Топилину. Чиновник объясняет, что ранее родители получали пособие на ребенка независимо от уровня заработка. После вступления в силу принципа нуждаемости деньги будут фактически «отбираться у богатых и отдаваться бедным». Граждане с высокими доходами на пособие претендовать не смогут – такая мера высвободит денежные средства, которые можно будет перераспределить среди родителей с низким достатком.

Не все смотрят на ситуацию так оптимистично, как министр труда. Директор Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Л. Овчарова считает, что для реализации такого проекта выбрано весьма неподходящее время – подобный закон стоило вводить в период экономического роста, а не когда в разгаре кризис. По мнению Овчаровой, бедственная экономическая ситуация приведет к тому, что регионы будут сокращать социальные выплаты излишне интенсивно, а потому без льгот останутся не только «богачи». Возмущена Овчарова и выбором компенсаций – по ее словам, государству стоило экономить не на детях, а на военнослужащих, которые получают около 7 видов выплат.

Ветеранов труда будет меньше?

Критерии присвоения звания «Ветеран труда» станут строже, а, следовательно, и социальных выплат, связанных с этим званием, будет меньше. Прежде звание «Ветеран труда» получали все, кто был награжден медалями и орденами или имел определенный стаж (женщины – 20 лет, мужчины – 25).

Критерий нуждаемости в социальных услугах лишает права получить звание обладателей ведомственных наград. Причина: каждый год такие награды получают по 500 тыс. человек и по какому принципу – непонятно. Подобная «раздача» обесценивает само звание.

Важный момент: изменения коснутся только тех, кто выходит на пенсию – действующим ветеранам труда за свои льготы бояться нечего.

Читайте также: Единовременная компенсационная выплата и дополнительное единовременное пособие при рождении ребенка 2019 в Москве

Что останется неизменным?

Не все предложенные инициативы были воплощены в жизнь. Например, предлагалось выдавать технические средства помощи только тем инвалидам, чей постоянный доход ниже определенной планки, а также заменить материальную компенсацию ветеранам Чернобыля на дополнительные услуги в рамках ОМС. Однако М. Топилин высказался против такой инициативы, потому как считает, что ветераны Чернобыля заслужили право на получение материальной компенсации «своим подвигом». Федеральные меры социальной поддержки чернобыльцев и инвалидов не будут корректироваться.

Кроме того, не изменятся многие из региональных выплат, на которые каждый год расходуется свыше 300 млрд. рублей. Получатели региональных льгот – это такие категории граждан, как труженики тыла и жертвы политических репрессий.

Досье на проект

Пояснительная записка

В соответствии с частью 5 статьи 8 Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и применения критериев нуждаемости» приказываю:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости при предоставлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления мер социальной поддержки (далее — Методические рекомендации).

2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления применять указанные Методические рекомендации.

Министр труда и
социальной защиты Российской Федерации
М.А. Топилин

Проект

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости при предоставлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер социальной поддержки разработаны в соответствии частью 5 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

2. Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при предоставлении мер социальной поддержки семьям (одиноко проживающим гражданам), финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

3. Настоящие Методические рекомендации разработаны с учетом положений следующих нормативных правовых документов:

Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»;

постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи»;

постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2013 г. N 56 «Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации».

4. Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут применять настоящие Методические рекомендации с учетом социально-экономических и демографических факторов, характеризующих уровень доходов населения, состав и половозрастную структуру населения, размер и структуру семей, а также возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации.

II. Понятия и определения

5. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие основные понятия и определения:

семья — совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство лица, связанные родством и (или) свойством (супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы);

меры социальной поддержки — предоставляемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета семье (одиноко проживающему гражданину) регулярные и (или) единовременные денежные выплаты, социальные услуги, жизненно необходимые товары;

нуждаемость — недостаток средств, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности;

критерии нуждаемости — условия, при которых семья (одиноко проживающий гражданин) признаются нуждающимися;

совокупный прожиточный минимум семьи — сумма прожиточных минимумов членов семьи;

среднемесячный совокупный доход семьи (одиноко проживающего гражданина) — сумма учитываемых при определении нуждаемости в мерах социальной поддержки месячных доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина);

оценка нуждаемости — применение органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления критериев нуждаемости для решения вопроса о предоставлении мер социальной поддержки.

III. Совокупный прожиточный минимум семьи (одиноко проживающего гражданина)

6. Совокупный прожиточный минимум семьи рекомендуется рассчитывать по формуле:

6. Совокупный прожиточный минимум семьи рекомендуется рассчитывать по формуле:

, (1)

где:

— совокупный прожиточный минимум семьи, руб. в мес.;

— установленная в субъекте Российской Федерации величина прожиточного минимума для трудоспособного населения на дату обращения заявителя руб./чел. в мес.;

— установленная в субъекте Российской Федерации величина прожиточного минимума для детей на дату обращения заявителя руб./чел. в мес.;

— установленная в субъекте Российской Федерации величина прожиточного минимума для пенсионеров на дату обращения заявителя руб./чел. в мес.;

— число трудоспособных граждан в семье, чел.;

— число детей в семье, чел.;

— число пенсионеров в семье, чел.

7. Прожиточный минимум одиноко проживающего гражданина соответствует величине прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в субъекте Российской Федерации.

IV. Совокупный доход семьи (одиноко проживающего гражданина)

8. Совокупный доход семьи (одиноко проживающего гражданина) для предоставления ей (ему) меры социальной поддержки, основанной на оценке нуждаемости, рекомендуется рассчитывать по формуле:

, (2)

где:

— среднемесячный совокупный доход семьи (одиноко проживающего гражданина), руб. в мес.;

— доход от трудовой деятельности членов семьи (одиноко проживающего гражданина), полученный за 3 последних календарных месяца, предшествовавших месяцу обращения за мерой социальной поддержки, предоставляемой с учетом нуждаемости, руб.;

— доход от предпринимательской деятельности членов семьи (одиноко проживающего гражданина), полученный за 3 последних календарных месяца, предшествовавших месяцу обращения за мерой социальной поддержки, предоставляемой с учетом нуждаемости, руб.;

— доход от имущества, принадлежащего семье (одиноко проживающему гражданину) на праве собственности, полученный ими за 3 последних календарных месяца, предшествовавших месяцу обращения за мерой социальной поддержки, предоставляемой с учетом нуждаемости, руб.;

— величина социальных выплат, полученных членами семьи (одиноко проживающим гражданином) за 3 последних календарных месяца, предшествовавших месяцу обращения за мерой социальной поддержки, предоставляемой с учетом нуждаемости, руб.

9. Доход семьи от трудовой деятельности рекомендуется рассчитывать по формуле:

, (3)

где:

— доход от трудовой деятельности члена семьи, руб.;

i — индекс члена семьи, имевшего доходы от трудовой деятельности (i = 0,1, …, N);

N — количество членов семьи, имевших доходы от трудовой деятельности, чел.;

10. Доход одиноко проживающего гражданина от трудовой деятельности рекомендуется рассчитывать путем суммирования доходов, полученных от трудовой деятельности — в случае, если одиноко проживающий гражданин находится в трудоспособном возрасте.

11. В составе доходов от трудовой деятельности рекомендуется учитывать все виды доходов, полученные членами семьи (одиноко проживающим гражданином) в денежной и натуральной форме, сведения о которых содержатся в форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 30 октября 2015 г. № ММВ-7-11/485@:

вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей, денежное содержание и иные налогооблагаемые выплаты военнослужащим и приравненным к ним категориям физических лиц; вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации; выплаты по договорам гражданско-правового характера; суммы отпускных выплат (коды вида доходов соответственно 2000, 2001, 2010 и 2012);

авторские вознаграждения за создание/исполнение различных произведений (коды видов доходов 2201-2209) и вознаграждение, выплачиваемое наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов (код вида доходов 2210);

оплата труда в материальной форме; доходы, полученные работниками в натуральной форме в качестве оплаты труда от организаций — сельскохозяйственных товаропроизводителей (коды вида доходов соответственно 2530 и 2791).

12. Доход от предпринимательской деятельности члена семьи (одиноко проживающего гражданина) рекомендуется рассчитывать по формуле:

(4)

где:

— доход от предпринимательской деятельности члена семьи (одиноко проживающего гражданина), руб.;

— сумма дохода члена семьи (строка 030 листа В формы 3-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 24 декабря 2014 г. № ММВ-7-11/671@ (в редакции приказа ФНС России от 25 ноября 2015 г. № ММВ-7-11/544@)), руб.;

ПНВ — сумма фактически произведенных расходов члена семьи, учитываемых в составе профессионального налогового вычета
(строка 040 листа В формы 3-НДФЛ), руб.;

ПНВН — сумма расходов члена семьи, учитываемых в составе профессионального налогового вычета в пределах норматива
(строка 100 листа В формы 3-НДФЛ), руб.

13. Доход от предпринимательской деятельности семьи складывается из суммы доходов от предпринимательской деятельности всех ее членов, занимающихся такой деятельностью:

(5)

где:

— доход семьи от предпринимательской деятельности, руб.;

g — индекс члена семьи, имевшего доходы от предпринимательской деятельности (g = 0,1, …, G);

G — количество членов семьи, имевших доходы от предпринимательской деятельности, чел.

14. Доход от имущества, принадлежащего на праве собственности члену семьи (одиноко проживающему гражданину), в тех случаях, когда он не является результатом ведения предпринимательской деятельности, рекомендуется рассчитывать по формуле:

(6)

где:

— доход члена семьи (одиноко проживающего гражданина) от принадлежащего ему на праве собственности имущества, руб.;

— доход члена семьи (одиноко проживающего гражданина) от одного объекта имущества, руб.;

o — индекс дохода от объекта имущества (o = 0,1, …, O);

O — количество объектов имущества, ед.

15. Величину доходов семьи (одиноко проживающего гражданина) от имущества, принадлежащего им на праве собственности, рекомендуется рассчитывать по формуле:

, (7)

где:

— доход семьи от имущества, руб.;

p — индекс члена семьи, получившего доход от имущества (p=0,1,…P);

P — количество членов семьи, получивших доходы от имущества, чел.

16. Доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности членам семьи (одиноко проживающему гражданину), рекомендуется определять на основе данных формы 3-НДФЛ, которые включают:

доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов (Лист А, коды вида доходов 01,02,04*(1));

доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации (Лист А, коды вида доходов 03,08);

наследуемые и подаренные денежные средства (Лист А, код вида доходов 05);

доходы от реализации семьей (одиноко проживающим гражданином) плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы) (Лист А, код вида доходов 09).

17. Величину социальных выплат, полученных семьей (одиноко проживающим гражданином), рекомендуется рассчитывать по формуле:

, (8)

где:

— социальные выплаты, полученные членом семьи, руб.;

k — индекс члена семьи, получившего социальную выплату (k=0,1,…K);

K — количество членов семьи, получивших социальные выплаты, чел.;

l — индекс вида социальной выплаты; (l=0,1,…L).

L — количество видов социальных выплат, полученных членами семьи, ед.

18. В составе социальных выплат, полученных членами семьи (одиноко проживающим гражданином), рекомендуется учитывать:

социальные выплаты из всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов и других источников, величина (размер) которых определяется на основе информации территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации;

стипендии и компенсационные выплаты различным категориям обучающихся, величина которых определяется по предоставляемым заявителем справкам, выданным образовательными организациями;

пособия по безработице, стипендия в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, материальная помощь в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице, материальная помощь в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, материальная поддержка в период участи в оплачиваемых общественных работах, временного трудоустройства, сведения о размерах которых предоставляются органами службы занятости по запросу органов социальной защиты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

пособие по временной нетрудоспособности, величина которого определяется на основе данных формы 2-НДФЛ (код вида доходов 2300);

единовременные и регулярные пособия, связанные с материнством и детством, величина которых определяется на основе данных органов социальной защиты населения и территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации;

компенсационные выплаты в связи с трудовой деятельностью, материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, величина которой определяется на основе данных формы 2-НДФЛ (код вида доходов 2760);

алименты, получаемые членами семьи, величина которых определяется на основе данных, предоставляемых заявителем;

денежные эквиваленты полученных членами семьи мер социальной поддержки, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, величина которых определяется на основе данных органов социальной защиты населения, а также листа Г формы 3-НДФЛ;

жилищные субсидии, величина которых определяется на основе данных органов социальной защиты населения;

иные социальные выплаты, величина которых определяется на основе данных органов социальной защиты населения.

19. В составе социальных выплат семьи (одиноко проживающего гражданина), полученных членами семьи (одиноко проживающим гражданином) при предоставлении им меры социальной поддержки, рекомендуется не учитывать:

меры социальной поддержки, полученные за последние 3 месяца, за назначением которых обращается заявитель;

пособия, компенсации и иные выплаты и гарантии членам семей и одиноко проживающим гражданам, предусмотренные пунктом 17 настоящих Методических рекомендаций, являющимися инвалидами первой и второй групп;

пособия, компенсации и иные выплаты и гарантии детям-инвалидам, а также денежные эквиваленты мер социальной поддержки, оказываемых инвалидам и детям-инвалидам, включая предоставление по медицинским показаниям технических средств реабилитации, в том числе протезно-ортопедических изделий;

выплаты, полученные членами семьи (одиноко проживающим гражданином) в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина).

20. Данные, указанные в настоящем разделе, за исключением представляемых непосредственно заявителем, подлежат получению органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

V. Оценка нуждаемости семьи (одиноко проживающего гражданина) для предоставления мер социальной поддержки

21. Оценку нуждаемости семьи (одиноко проживающего гражданина) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в мерах социальной поддержки, предоставляемых с учетом критериев нуждаемости, рекомендуется осуществлять путем сопоставления среднемесячного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) за 3 последних месяца, предшествовавших месяцу обращения за указанной мерой социальной поддержки, со среднемесячным значением совокупного прожиточного минимума семьи (прожиточного минимума одиноко проживающего гражданина) за тот же период.

22. Меры социальной поддержки, основанные на оценке нуждаемости, рекомендуется предоставлять:

семьям — в том случае, если:

(9)

где:

— совокупный прожиточный минимум семьи, рассчитываемый по формуле (1), руб. в месяц;

— среднемесячный совокупный доход семьи, рассчитываемый по формуле (2), руб. в месяц;

одиноко проживающим гражданам — в том случае, если его среднемесячный доход меньше величины прожиточного минимума соответствующей категории населения, к которой он относится.

23. Семье (одиноко проживающему гражданину) рекомендуется отказывать в праве на предоставление мер социальной поддержки, основанным на оценке нуждаемости, если:

в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) имеется два и более жилых помещений, либо доли в собственности при условии, что их суммарная площадь превышает установленный региональный стандарт социальной нормы площади жилого помещения, приходящийся на 1 гражданина более, чем в полтора раза;

в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) имеется земельный участок, приобретенный под индивидуальное жилищное строительство, за исключением многодетных семей;

в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) имеется одно или более транспортных средств, используемых в личных и (или) коммерческих целях, срок эксплуатации каждого из которых не превышает 5-ти лет;

в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) имеется более 1 единицы сельскохозяйственной техники, состоящей на учете в органах Ростехнадзора;

в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) имеется судно (суда), состоящее(ие) на регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации;

в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) имеются сельскохозяйственные животные в количестве, превышающем нормативы, установленные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

в составе семьи находятся трудоспособные члены семьи в трудоспособном возрасте, не имеющие работы (доходного занятия) и незарегистрированные в качестве безработного в органах службы занятости, за исключением неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за ребенком до 3-х лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, за инвалидом I группы, а также за престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, по заключению, выданному медицинской организацией, либо достигшим возраста 80 лет, в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

одиноко проживающий трудоспособный гражданин в трудоспособном возрасте не имеет работы (доходного занятия) и не зарегистрирован в качестве безработного в органах службы занятости.

24. Семье (одиноко проживающему гражданину) рекомендуется отказывать в предоставлении мер социальной поддержки в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также в случае препятствия со стороны заявителя проведению дополнительной проверки (комиссионного обследования) материально-бытовых условий жизни семьи, проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

VI. Организация взаимодействия с налоговыми органами и отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации по проверке сведений, представленных заявителем

25. Сверку данных о доходах и имуществе, принадлежащем на праве собственности членам семьи (одиноко проживающему гражданину), которые представлены заявителем при обращении за предоставлением меры социальной поддержки, с налоговыми органами и отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации рекомендуется осуществлять на основе регламентов межведомственного взаимодействия, установленных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

VII. Срок предоставления мер социальной поддержки

26. Меры социальной поддержки, предоставляемые с учетом нуждаемости, рекомендуется назначать семьям (одиноко проживающим гражданам) единовременно либо на срок не менее 3-х месяцев.

*(1) Коды видов доходов в форме 3-НДФЛ указываются согласно Приложению № 4 к Порядку заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), утвержденному приказом Федеральной налоговой службы от 24 декабря 2014 г. № ММВ-7-11/671@.

Критерий нуждаемости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *