Коучинг лидерство в обучении

Рефлексивный отчет по проведению коучинга Антимоновой Марины Николаевны, учителя 2 уровня Круглоозерновской СОШ

Цель: оказание помощи коллегам в раскрытии современного понятия сущности «Лидерство в обучении»

Раздел 1: Обоснование фокуса.

При обучении на курсах по Кембриджской программе я получила много творческих открытий и педагогических нaрaботок. Одной из педагогических нaрaботок — это изучение проведения коучингов. Для меня это было уже знакомо, но я рaньше не придaвaла этому большое значение, не понималa в чем суть проведения этих коучингов. Нa сaмом деле после обучения я осозналa, что это полезное и интересное проведение тaких семинаров – коучингов. После прохождения обучения мне былa предоставленa тaкaя возможность проводить практические занятия для своих коллег по школе. Проведя анкетирование учителей я определилa кaкие коучинги буду проводить. До меня в нaшей школе коучинги уже проводились другими учителями, коллеги были знакомы с новыми подходaми в образовании, но вот про лидерство занятия не было, и они пожелали узнать о этом модуле больше. Проработав материaл модуля «Управление и лидерство в обучении» я решилa остановиться нa вопросе как развивать способности лидера? Что каждый учитель должен быть лидером.Перед началом занятия мной были прокомментированы результаты анкет-рефлексий по предыдущему занятию, в которых учителя написали, что получили важную и нужную для своей практики информацию о новых подходах в преподавании и обучении и выразили желание получить знания о том, кто такой лидер и какую роль он играет в обучении, поэтому моё внимание было сфокусировано на данном немаловажном аспекте педагогической деятельности. Эта тема привлекла внимание учителей, поскольку они были заинтересованы в том, какое значение имеет лидерство для учителя.»Задача лидера в том, чтобы было больше лидеров, а не в том, чтобы было больше тех, кто следует за ними.» (Ралф Нейдер) В «Руководстве для учителей» сказано, что «лидерство в обучении сегодня – это эмоционально – нравственная грамотность. …» Современные исследования (Leithwoodetal,2006) показывают, что лидерство значительно эффективнее в своем влиянии на школу, в случае, когда оно широко распространено, и команда лидеров более влиятельна, чем усилия одного человека. («Руководство для учителей», 2014) И такая команда лидеров у нас в школе есть.

Раздел 2: Описание коучинга — занятия.

Встал вопрос – с чего начать подготовку? Но потом, собравшись с мыслями, просмотрев свои ресурсы, я смогла выстроить последовательную линию своего коучинга. Подобрала интересную, доступную информацию и задания, подготовила много наглядного материала, презентацию, продумала рефлексию. На этот коучинг были приглашены учителя с соседней школы. Так как у нас были гости, мы проводили наш семинар – коучинг с чаепитием.

Фото . Коллаж «Лидер- это…»

Начала я свое занятие с просмотра видеоклипа «мультфильм про лидерство», после чего я предложила написать на цветных стикерах свои мнения о просмотренном видеоролике. Далее формируем группы по цвету стикеров. Высказав свои мнения учителя определили тему нашего занятия. Были озвучены цели на сегодняшнее занятие. Эпиграфом для своего коучинга я взяла слова «Лидерами не рождаются, лидерами становятся». Дальше мне хотелось, чтобы учителя в виде коллажа определили, кто такой лидер и мне это удалось. Так я выяснила, что они знают о лидерстве и о лидерах – учителях. Используя ресурсы коллеги, очень оживленно принялись изображать лидера, как они его представляют, подготовили презентацию своего коллажа, получилось очень хорошо. Каждая группа знакомила остальных со своим мнением о лидере, было очень много мнений и все такие разные. Таким образом я узнала, что мои коллеги думают о лидерстве и как представляют себе человека – лидера. Только потом я давала информацию о лидерстве в образовании. Взяла только основное, кто такой лидер, виды лидерства, факторы успешности лидерства учителей, значение лидерства для учителей ну и конечно качества лидера. Закончила я свое выступление красивым стихотворением:

Если вы есть – будьте первыми!
Первыми, кем бы вы ни были.
Из песен – лучшими песнями,
Из книг – лучшими книгами.

Для многих — эта информация была новая и полезная. Потом я решила провести игру «Без командира», которая выявляет лидера. Учителям, приглашенным для игры было предложено, что с этой минуты ими никто не будет руководить, они отвечают только за себя. Любой контакт между участниками запрещается, ни разговоров, ни знаков, ни хватания за руки. Но успех каждого станет залогом общего успеха. Учителям предлагаются групповые задания, например, встать в круг, изобразить треугольник, построиться в шеренгу по цвету волос от светлых до темных и т.д. Было очень интересно наблюдать как многим хотелось схватить другого за руку. При обсуждении этой игры мы выявили. скрытого лидера и сделали вывод, что тяжело в группе без лидера, что коллеги, участвовавшие в игре были растеряны, но при этом все-таки у них появился лидер, который ими управлял взглядом. Пришли к выводу лидеры необходимы в образовании, в классе и нам необходимо развивать лидерские качества.

Фото . Рефлексия «Свеча»

Рефлексию своего коучинга я решила провести романтично с помощью свеч. Этот заключительный этап получился очень удачно, учителя передавали свечу и говорили «что нового они узнали?», «что запомнилось на занятие больше всего?». И вывод нашего коучинга, что невозможно единому человеку вести и контролировать всю работу. Должна быть команда лидеров. Необходимо четко распределить роли в команде, то есть должно быть распределенное лидерство.

На протяжении коучинг — занятия царила доверительная обстановка, никто не отказывался от каких-либо заданий, а наоборот с азартом принимались за следующее.В листах оценки коучинга учителя написали, что это было полезно, интересно.

Они отметили, что мне удалось продемонстрировать новые подходы в преподавании и обучении, которые позволили создать благоприятный, психологический климат и атмосферу сотрудничества и им было комфортно работать в группах.В процессе выполнения задания «Без командира» учителя сделали вывод, что без лидера нельзя обходиться.

Анализируя, хочется отметить и недочеты в моем выступлении, прежде всего волнение. Выступать перед коллегами всегда тяжело и ответственно.

Работая с интернет ресурсами, мне понравилась метафора: «если к гусенице приставить крылья бабочки, она не станет бабочкой, а останется гусеницей. Понадобятся трансформационные изменения, чтобы гусеница стала бабочкой». (Л. В. Проскурина, статья «О поездки казахстанских учителей в Англию. Дневник участника.) Поэтому я думаю, чтобы изменить мир вокруг себя, мы должны измениться сами. И меня радует, что мои коллеги готовы меняться вместе с меняющимся миром.

План коучинга

Название коучинг -занятия

Как учителя-лидеры влияют на качество образования в школе?

Общие цели

Оказание помощи коллегам в расскрытии современного понятия сущности «Лидерство в обучении»

Результаты обучения для учителей

Учителя должны понять свою позицию как лидеры в обучении в условиях своих классов, а также реализующих обучение учащихся и учителей в своих школах. Значительный неиспользованный потенциал учителей, способствующий улучшению образования, может быть реализован при условии оказания поддержки учителям, который сопровождается нововведениями и совместным с коллегами профессиональным развитием, потому что сегодня лидерство, это не только прероготива директора школы или высшего руководства образования.

Ключевые идеи, значимые для занятия

«Лидерство в обучении» сегодня – это эмоционально – нравственная грамотность, эмоционально – положительное обучение и всестороннее развитие учащегося где приоритетным является повышение качества преподавания. Лидерство сегодня значительно эффективнее в своем влиянии на школы, особенно в том случае когда оно широко распространено,

потому – что команда лидеров более влиятельна, чем усилия одного человека.

Материалы и оборудование

Компьютер, проектор, экран, свечи, стикеры, презентация, видеоролик о лидерстве, ватман, ресурсы.

Ход занятия

Этапы проведения

Время –

60 минут

Действия преподавателя и действия участников

Орг. момент

Вводная часть

1.Формирование групп по цвету стикеров

10 минут

Эмоциональный настрой: видеоклип «Мультфильм про лидерство»

— Посмотрев мультфильм, напишите на стикерах Ваши мнения о просмотренном видеоролике, в чем суть этого видеоролика

Учителям предлагают сформировать группы по цвету стикеров.

Деление на группы произошло, когда собраны все цвета.

Тема нашего сегодняшнего занятия — «Лидерство”. Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: «Кто такой лидер, какими качествами он должен обладать?” У вас будет возможность проявить лидерские качества, поупражняться в умении убеждать – навыке, необходимом для лидера.

Задание 1

«Лидер — это”

15мин

10 минут

В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими.

Делают коллаж.

Работа в группах

10 минут

В заключение на листе ватмана записываем набор лидерских качеств. Итак, «Лидер-это…” Защита презентации.

Лекция

Преподаватель, используя

презентацию, рассказывает участникам о лидерстве.

Задание 2: «Без командира”

Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро выполнила задания коуча.

Работа в группах

Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?

Кто из вас лидер по натуре?

Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?

Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?

Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?

Рефлексия

«Свеча”

Понятие управленческого коучинга

Коучинг — это явление очень многогранное. Сегодня без управленческого коучинга уже не обходится ни одна современная, развивающаяся компания. Потому что коучнг – инструмент достижения целей, решения проблем группового и личностного роста.

На сегодняшний день управленческий коучинг развивается быстрыми темпами. В западных странах это давно бизнес-реалии. В России его пока используют как эффективное конкурентное преимущество.

Управленческий коучинг представляет собой коммуникативную технологию, позволяющую бизнес-коучу содействовать человеку в том, чтобы он:

  • четко обозначил свою цель;
  • определил, что и в каком порядке следует делать для того, чтобы достичь поставленной цели;
  • просчитал ресурсы на движение к своей цели, ее достижение и изыскал недостающие ресурсы или модифицировал цель;
  • принял окончательное решение о работе над достижением цели.

Замечание 1

Главное отличие управленческого коучинга от других видов заключается в совместной работе коуча и клиента над достижением личных профессиональных целей только в контексте организации или бизнеса. Коучинг дает возможность увидеть места прорыва, возможность выйти за границы предполагаемых ограничений.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Управленческий коучинг 400 руб.
  • Реферат Управленческий коучинг 270 руб.
  • Контрольная работа Управленческий коучинг 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Коучинг в управленческом консультировании подразумевает два подхода:

  • классический подход, при котором клиент знает о такой технологии, как коучинг и он надеется решить свои задачи с помощью данной технологии и ищет именно коуча;
  • использование коучинговых технологий в работе самого консультанта, при этом клиент может вообще не знать о существовании коучинга.

Роль управленца в процессе коучинга

Управленец — это человек, оказывающий огромное влияние на настоящее и будущее компании. Соответственно, чем выше статус управленца, тем значительнее это влияние. Именно поэтому важно оказывать коучинговую поддержку грамотно. В этом помогают коучинговые технологии. С ними должны быть знакомы и коучи, и сами управленцы. Так как после проведения оргдиагностики и выявления корня существующих проблем, добытую информацию необходимо донести до клиента так, чтобы он отнесся с максимальным вниманием к ней, ведь дальнейшее развитие будет зависеть от решений управленца , а не консультанта. Управленцу необходимо владеть коучинговыми технологиями, ведь даже самое правильное решение, предложенное консультантом, не станет для клиента более ценным, чем выработанное самостоятельно. И коуч здесь нужен, для поддержки, для запуска процесса по выработке решения.

Консультант задает вопросы, ответив на которые клиент начинает четко представлять себе:

  • цели изменений;
  • почему данные изменения важны для компании;
  • что можно сделать в текущей ситуации;
  • какова последовательность действий;
  • что изменится в результате нововведений и насколько эти изменения желательны для инициатора;
  • готовность взять на себя ответственность за результат принятого решения.

Замечание 2

Управленцы, прошедшие коучинг, свидетельствуют о возврате вложений для их бизнеса в шесть раз от стоимости коучинга.

Руководитель прошедший управленческий коучинг демонстрирует мышление уже в формате конечного результата, он видит любую ситуацию как проектную, позитивную. Такой управленец предполагает, что в организации всё хорошо, люди ресурсны и желают сделать для развития компании всё наилучшее. Это сильно отличается от оценочно-диагностического типа управленческого мышления руководителя.

Определение 1

Управленческий коучинг — это технология, позволяющая грамотно и с максимальным комфортом для клиента и для организации выстроить управленческие коммуникации и облегчить тем самым в дальнейшем процесс изменений.

Андрей Королихин

Автор
Андрей Королихин,
генеральный директор Русской Школы Коучинга, МВА

Тема данной статьи провокационная, и дискуссии по ней менеджеры и коучи ведут уже несколько лет. Я считаю, что управление в стиле коучинг больше миф, чем реальность. И на то есть несколько причин, о которых пойдет речь в данной статье.

Коучинг и менеджмент: подчинение и подотчетность

Начнем с того, что в управлении есть подчинение и подотчетность. Правда, в бизнес-коучинге тоже бывает подотчетность (об этом позже). Но уж подчинения в коучинге точно быть не может, ведь коучинг это работа равных — двух взрослых людей, разделивших ответственность за процедуру и результат коучинга. Итак, управление отличает наличие подчинения сотрудника начальнику, а в коучинге этого быть не может. Клиент не подотчетен и не подчинен коучу.

Коучинг — объединяет творчество и авторство

Клиент: что-то важное для себя проясняет, находит лучший вариант решения и берет на себя ответственность — делать что-либо или нет. В управлении места для творчества намного меньше. Львиная доля делегирования — это делегирование исполнения процесса, авторство которого находится намного выше исполнительских уровней.

В этом случае и результат чаще всего не вдохновляет, и менеджер контролирует все этапы процесса. Управление по отклонениям в нормальных организациях встречается на низших уровнях иерархии. Если процесс идет нормально, то менеджер не вмешивается. А в случае непредвиденных обстоятельств сотрудники бегут к боссу с вопросом «А что теперь делать?».

На этом уровне организации коучингу места мало, но коуч-компетентный менеджер может восстановить баланс ответственности вопросом «А вы как думаете?» или «А вы что предлагаете?» В противном случае, менеджер либо сам будет быстро устранять проблему, либо долго объяснять сотруднику «как это сделать». И это феномен обратного делегирования, когда подчиненные спихивают свою ответственность шефу.

Коучинг продуктивности

В этом случае возможен «коучинг продуктивности», т.е. как что-то делать в исполнение полученного задания, но получше/побыстрее/подешевле/повеселее. Эффективность такого коучинга, с экономической точки зрения, всего 10-20% и проводят его коуч-компетентные руководители в «корридорно-лифтовом» формате, т.е. за счет бюджета времени на свою непосредственную функцию менеджера «контроль». Но делают они это в стиле коучинг, быстро задавая вопросы по специальной схеме.

В случае среднего и высшего уровня управления, когда происходит делегирование задач и ответственности за качественное и своевременное исполнение, возможностей для коучинга больше. На уровне, когда улучшения бизнес-процессов и коммуникаций уже не повышают конкурентоспособность компании — приходит время перемен.

Коучинг – это инструмент для управления изменениями

В реальности, в условиях глобализации и неопределенности, коучинг – это лучший инструмент для управления изменениями, т.к. есть компании, которые изменяются вместе с рынком, а другие меняют его под себя. Активные и пассивные. Коучинг как инновационная идеология, а также коучинг как универсальный инструментарий для поддержки изменений тут нужен не только первым, но и вторым.

В случае запуска и сопровождения изменений в стиле коучинга сотрудники в компании учатся выполнять свою работу быстрее, более качественно и с большим удовлетворением. Бизнес компании будет эффективнее и результативнее.

В случае кардинальных изменений (трансформации) уже надо не только вести бизнес лучше и на другом уровне, но и идеология бизнеса должна стать другой. Нужны лидеры нового уровня. Это происходит в случае порядкового увеличения оборота, слияний-поглощений и столкновения разных корпоративных культур. В этом случае работа в коучинге происходит на «неизведанной ранее территории» и клиент ищет ответ на вопрос, который внятно даже не может сформулировать.

Коучинг и лидерство

Коучинг отлично тренирует лидерство, то есть способность и желание быть автором во всех возможных аспектах. Есть мнение, что лидерству научить невозможно. Наверное, да. Но, помочь осознать его сугубо внутреннюю природу, а также помочь научиться проявлять его в мыслях, словах и поступках – это очень даже можно!

Мы подошли к возможности наглядной иллюстрации доли коучинга в управлении. И это лучше всего видно на схеме из книги Майлза Дауни «Эффективный коучинг». Руководитель должен быть сбалансированно компетентен в трех областях: менеджменте, лидерстве и коучинге (см. схему).

В зоне пересечения трех окружностей находится максимальная эффективность управления. В месте пересечения менеджмента и коучинга высокое качество бизнес-процессов и администрирования. Там, где пересекаются менеджмент и лидерство — максимум предпринимательства, результативности и видения. А в месте перекрытия лидерства и коучинга большую роль играет функция интеграции и командообразования.

Таким образом, управление в стиле «коучинг» существует, но это не весь процесс управления, а лишь его небольшая часть. И многое зависит от коуч-компетентности руководителя, его осознанности и навыка переходить в режим «коучинг».

Например, управление в кризисной ситуации не подразумевает коуч-менеджмента для подчиненного со стороны руководителя. Коучинг точно поможет найти лучшее решение первому лицу. Но! Это должна быть помощь внешнего коуча. Вероятно, он поможет и линейным менеджерам, если кризис в организации не финансовый. Ведь услуги коучей надо оплачивать.

Коучинг и роль коуч-технологий в управлении

Когда в компании кризис, то это не время для коучинга подчиненных руководителем. Это момент четких и жестких приказов и таких же четких и своевременных действий. Как у военных. Приказы не обсуждаются, а исполняются!

Я предлагаю определиться в терминологии. Следовательно, сразу надо отделить коучинг от коуч-технологий. Коучинг проводят независимые, т.е. внештатные коучи. Штатные коуч-компетентные руководители и специалисты, вроде внутренних коучей, применяют коуч-технологии. А почему?

Во-первых, из-за недостаточного образования в коучинге. Это иллюзия, что за 2-3 дня обучения менеджеров основам коучинга у них будет достаточно отработан навык переключаться с концепции «приказ-контроль-отчет» на вопросы и инициацию творчества подчиненных. Без регулярной супервизии со стороны профессионального коуча, в лучшем случае, эти менеджеры осваивают несколько полезных навыков.

Например, начинают слышать, а не слушать подчиненных и коллег. И это уже прогресс для двух дней освоения коучинга. Хотя компании, серьезно инвестирующие в обучение и развитие своих управленцев, после или между обучением навыкам коучинга организовывают проведение цикла коуч-сессий для участников программы и тогда инвестиции в обучение дают максимальный результат.

Во-вторых, даже если сотрудник получил после внешнего обучения диплом профессионального коуча и знаний, умений и навыков у него достаточно для качественного выполнения работы внутреннего коуча, то успех его работы полностью зависит от способности наладить личный контакт со своими коллегами-клиентами.

Только их доверие в обмен на полную конфиденциальность содержания коуч-сессий гарантирует результативность коучинга. К сожалению, находясь внутри системы, ее элемент не может быть от нее независим. А коуч должен быть независим от организации, чтобы его работа была результативной.

Внутренний коуч подчиняется своему начальнику и «сидит» на зарплате. У него есть свой план, задачи и отчетность. И даже, если он декларирует полную конфиденциальность содержания коуч-сессий с сотрудниками, то в случае давления со стороны руководства перед коучем встает дилемма: быть лояльным руководству или принципам профессии. Компромисс тут невозможен, т.к. в случае нарушения конфиденциальности коуч становится «стукачем».

Важно также отметить, что внутренний коуч в иерархии организации работает не выше уровня своего начальника. Именно поэтому для первых лиц организации и топ-менеджеров заказывают услуги внештатных коучей.

Коучинг в организации — это трехсторонний процесс

Таким образом, бизнес-коучинг — это трехсторонний процесс. В отличие от коучинга частных клиентов, которые платят за услугу сами, заказчиком в бизнесе выступает топ-менеджмент или акционеры. Саму услугу коучинга, при соблюдении конфиденциальности содержания сессий, получает менеджер следующего уровня иерархии.

Топ-менеджер ставит задачу, а менеджер с помощью внешнего коуча находит ее наилучшее решение и потом самостоятельно ее выполняет. Таким образом, в треугольнике заказчик-клиент-коуч может быть подотчетность клиента заказчику (менеджера своему шефу). Клиент коучу не подотчетен, а коуч отправляет заказчику коучинга краткие отчеты о результатах сессий, не раскрывая их содержания.

Если смотреть на корпоративный коучинг как на процесс, то при качественном применении коуч-технологий он становится максимально эффективной коммуникацией между коллегами или руководителем и подчиненным.

Но в пространстве коучинга его участники работают как равные. Иерархия не влияет, и организация становится более плоской. В бизнесе есть три основные составляющие: люди, процессы и коммуникации. Если в бизнесе что-то не так, то влиять на него с помощью коучинга можно только через людей.

Коучинг и коуч-технологии: в чём различия?

Коучинг отличается от коуч-технологий:

  • независимостью исполнителя от заказчика. В рамках организационной иерархии всегда есть взаимозависимость руководителей и сотрудников.
  • заинтересованностью коуч-компетентного руководителя в результатах работы с подчиненным
  • уровнем подготовки коуча по сравнению с коуч-компетентным специалистом (уровень знаний, умений и навыков отличается в разы или на порядок). Ведь для коуча это основной вид деятельности, а для коуч-компетентного специалиста лишь одно из направлений работы.

Коучинг и его место в управлении

Место коучинга в управлении имеет свою законную долю, но не может его заменять. Весь менеджмент не может быть в стиле «Коучинг», т.к. процесс и результативность коучинга определяется независимостью коуча от клиента. Также, руководитель ограничен бюджетом времени на коучинг подчиненных. У него масса других функций и задач.

Таким образом, коуч-компетентный руководитель применяет коуч-технологии для управления своими подчиненными. На настоящий коучинг у руководителя нет ни достаточной компетенции, ни бюджета времени, а самое главное, основополагающих условий коучинга независимости, отсутствия заинтересованности в результатах и, следовательно, необходимого уровня доверия.

Коучинг в организации присутствует в разных формах в соответствии с иерархией. Акционеры и топ-менеджмент пользуются услугами внешних коучей для соблюдения конфиденциальности. С внутренним коучем руководитель не будет обсуждать задачи высшего уровня управления.

И все же, обучение менеджеров коуч-технологиям повышает качество управления за счет улучшения качества и скорости коммуникаций, так как в результате повышения осознаности менеджеры четче излагают свои мысли и помогают сотрудникам прояснить критерии выполнения задач. В результате большей ясности у сотрудников возрастает ответственность и мотивация. Следовательно, повышается эффективность и результативность бизнес-процессов и коммуникаций.

Происходит обучение и развитие сотрудников без отрыва от работы на актуальных для бизнеса рабочих примерах. Коуч-технологии осознанно или спонтанно наследуются вниз по иерархии из-за своей практичности и эффективности. В результате проявляются таланты, инициатива и лидерство на всех уровнях организации.

Кочинг и его применение в организации

В наставничестве много инструктирования, а в коучинге его практически нет. С экономической точки зрения внешний коучинг, как дорогая услуга, доступна только для акционеров и топ-менеджеров организации. На уровне линейных менеджеров уже могут применяться коуч-технологии в исполнении коуч-компетентных руководителей или внутренних коучей.

Хорошая новость в том, что в результате освоения основ коучинга менеджеры осуществляют коммуникации в стиле «Коучинг» во всех направлениях иерархии: вниз, по горизонтали и даже вверх. Например, когда директор по персоналу обсуждает профиль вакансии с генеральным директором, он может делать это с применением коуч-технологий. В результате уточняющих вопросов оба проясняют критически важные моменты и избегают иллюзий.

Коучинг лидерство в обучении

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *