Корректирующий баланс в налоговую

Содержание

Решение по жалобе ООО «Налском»

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председатель Комиссии:

– руководитель Приморского УФАС России;

члены Комиссии:

– специалист 1 разряда отдела контроля органов власти;

– специалист 1 разряда отдела кадров, информатики и делопроизводства,

рассмотрев жалобу ООО «Налском»,

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Налском» (далее – Заявитель, общество) на действия заказчика (единой комиссия по размещению заказа) – открытого акционерного общества «Международный аэропорт Владивосток» (далее – заказчик, ОАО «МАВ» ) при проведении запроса предложений во выбору организации на право заключения договора на оказание услуг по дополнительной оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры аэропорта Владивосток (Кневичи) (извещение № 31401512962, размещенное на сайте www.zakupki.ru).

Как следует из содержания жалобы, общество подало заявку на участие в запросе предложений. Протоколом № 37-2 ЗП от 29.09.2014 заявка общества была отклонена на основании нарушении пункта 4 Требований запроса предложений, а именно непредставление копий документов финансовой и статистической отчетности за отчетный период текущего года.

Заявитель считает, что его заявка была отклонена незаконно, поскольку общество является субъектом малого предпринимательства, а согласно законодательству данные субъекты используют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и финансовая отчетность сдается по итогам года. Кроме того законом не предусмотрено составление промежуточной отчетности субъектами малого предпринимательства.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, в которых пояснил, что согласно пункту 15.2.2. Положения о закупках для нужд ОАО «Международный аэропорт Владивосток» в составе заявки участника в том числе должны быть предоставлены бухгалтерские балансы и отчеты о прибылях и убытках за последний отчетный год и истекшие месяцы текущего года. Так же о предоставлении в составе заявки данных документов указано в п.4.5 Требований запроса предложений на оказание услуг по дополнительной оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры аэропорта Владивосток (Кневичи).

Единая комиссия по размещению заказов для нужд ОАО «МАВ» при рассмотрении заявок, поступивших от двух претендентов, установила, что в составе заявки Заявителя отсутствуют документы финансовой отчетности за отчетный период текущего года. Кроме того, Федеральный закон от 06.10.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) и Налоговый кодекс РФ не содержит запрета на составление субъектами малого предпринимательства промежуточной финансовой отчетности.

Оценив доводы Заявителя, исследовав письменные доказательства по запросу предложений во выбору организации на право заключения договора на оказание услуг по дополнительной оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры аэропорта Владивосток (Кневичи), Комиссия установила следующее.

ОАО «МАВ» согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Решением Совета директоров ОАО «МАВ» от 24.04.2012 утверждено Положение о закупках для нужд ОАО «МАВ» (далее – Положение о закупках).

Таким образом, закупочная деятельность ОАО «МАВ» должна осуществляться в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.

Из материалов дела следует, что 15.09.2014 на сайте www.zakupki.gov.ru ОАО «МАВ» разместило извещение № 31401512962 о проведении запроса предложений во выбору организации на право заключения договора на оказание услуг по дополнительной оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры аэропорта Владивосток (Кневичи).

Согласно описи документов, приложенной к заявке общества, в составе заявки была приложена выписка из базы данных реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы, что подтверждает, что Заявитель относится к субъектам малого предпринимательства.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Согласно подпункту 4.5 пункта 4 Требований запроса предложений участниками предоставляются:

— копия бухгалтерского баланса за последний отчетный год и отчетный период текущего года с отметкой налогового органа о принятии (либо с подтверждением сдачи налоговой отчетности в электронном виде);

— копия отчета о финансовых результатах за последний отчетный год и отчетный период текущего года с отметкой налогового органа о принятии (либо с подтверждением сдачи налоговой отчетности в электронном виде);

— копия уведомления МИФНС о возможности применения упрощенной системы налогообложения или информационного письма (в случае ее применения контрагентом).

Согласно Приказу Министерства финансов от 17.08.2012 № 113н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н» субъекты малого предпринимательства сдают бухгалтерскую отчетность по итогам года.

Заявителем в составе заявки была приложена копия бухгалтерской отчетности и отчет о финансовых результатах за 2013 год.

Таким образом, для общества, как субъекта малого предпринимательства, в 2014 году, кроме годовой отечности, не истек ни один отчетный период для составления и подачи в налоговый орган бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.

Следовательно, общество не обязано составлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Таким образом, Комиссия считает довод представителя заказчика о возможности составления Заявителем промежуточной отчетности необоснованным.

Ссылку представителя заказчика на пункт 15.2.2 Положения о закупках Комиссия также считает необоснованным, поскольку в указанном пункте установлено требование о предъявлении участниками бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках за последний отчетный год и истекшие месяцы текущего года, а Требованиями запроса предложений установлено предъявление бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках за последний отчетный год и отчетный период текущего года с отметкой налогового органа о принятии. При подаче заявок участники руководствуются Требованиями запроса предложений, а не Положением о закупках.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Отклонив заявку Заявителя в связи с непредставлением бухгалтерской отчетности за отчетный период текущего года с отметкой налогового органа, единая комиссия по размещению заказа нарушила указанный принцип, поскольку законодательством представлены льготы для субъектов малого предпринимательства в виде сдачи отчетности по итогам года.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении единой комиссией по размещению заказа пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона

Комиссия, учитывая выявленные нарушения находит необходимым в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите выдать Заказчику(единой комиссии по размещению заказа) ОАО «МАВ» обязательное для исполнения предписание.

Комиссия принимала решение исходя из представленных Заявителем и представителем организатора торгов документов.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Налском» обоснованной.
  2. Выдать Заказчику (единой комиссии по размещению заказа) обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенных ей нарушений, а именно:

— отменить протокол № 37-2 ЗП от 29.09.2014 рассмотрения заявок на участие в запросе предложений по выбору компании на оказание услуг по дополнительной оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры аэропорта Владивосток (Кневичи).

— провести рассмотрение поданных заявок в соответствии с Положением о закупках для нужд ОАО «МАВ», Требованиям запроса предложения и с учетом решения Приморского УФАС России

В срок до 05.11.2014 предоставить в Приморское УФАС информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.

=> => full_html =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – Приморское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председатель Комиссии:

– руководитель Приморского УФАС России;

члены Комиссии:

– специалист 1 разряда отдела контроля органов власти;

– специалист 1 разряда отдела кадров, информатики и делопроизводства,

рассмотрев жалобу ООО «Налском»,

УСТАНОВИЛА:

В Приморское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Налском» (далее – Заявитель, общество) на действия заказчика (единой комиссия по размещению заказа) – открытого акционерного общества «Международный аэропорт Владивосток» (далее – заказчик, ОАО «МАВ» ) при проведении запроса предложений во выбору организации на право заключения договора на оказание услуг по дополнительной оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры аэропорта Владивосток (Кневичи) (извещение № 31401512962, размещенное на сайте www.zakupki.ru).

Как следует из содержания жалобы, общество подало заявку на участие в запросе предложений. Протоколом № 37-2 ЗП от 29.09.2014 заявка общества была отклонена на основании нарушении пункта 4 Требований запроса предложений, а именно непредставление копий документов финансовой и статистической отчетности за отчетный период текущего года.

Заявитель считает, что его заявка была отклонена незаконно, поскольку общество является субъектом малого предпринимательства, а согласно законодательству данные субъекты используют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и финансовая отчетность сдается по итогам года. Кроме того законом не предусмотрено составление промежуточной отчетности субъектами малого предпринимательства.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, в которых пояснил, что согласно пункту 15.2.2. Положения о закупках для нужд ОАО «Международный аэропорт Владивосток» в составе заявки участника в том числе должны быть предоставлены бухгалтерские балансы и отчеты о прибылях и убытках за последний отчетный год и истекшие месяцы текущего года. Так же о предоставлении в составе заявки данных документов указано в п.4.5 Требований запроса предложений на оказание услуг по дополнительной оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры аэропорта Владивосток (Кневичи).

Единая комиссия по размещению заказов для нужд ОАО «МАВ» при рассмотрении заявок, поступивших от двух претендентов, установила, что в составе заявки Заявителя отсутствуют документы финансовой отчетности за отчетный период текущего года. Кроме того, Федеральный закон от 06.10.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) и Налоговый кодекс РФ не содержит запрета на составление субъектами малого предпринимательства промежуточной финансовой отчетности.

Оценив доводы Заявителя, исследовав письменные доказательства по запросу предложений во выбору организации на право заключения договора на оказание услуг по дополнительной оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры аэропорта Владивосток (Кневичи), Комиссия установила следующее.

ОАО «МАВ» согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) относится к виду юридических лиц, которое при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Решением Совета директоров ОАО «МАВ» от 24.04.2012 утверждено Положение о закупках для нужд ОАО «МАВ» (далее – Положение о закупках).

Таким образом, закупочная деятельность ОАО «МАВ» должна осуществляться в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках.

Из материалов дела следует, что 15.09.2014 на сайте www.zakupki.gov.ru ОАО «МАВ» разместило извещение № 31401512962 о проведении запроса предложений во выбору организации на право заключения договора на оказание услуг по дополнительной оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры аэропорта Владивосток (Кневичи).

Согласно описи документов, приложенной к заявке общества, в составе заявки была приложена выписка из базы данных реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы, что подтверждает, что Заявитель относится к субъектам малого предпринимательства.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Согласно подпункту 4.5 пункта 4 Требований запроса предложений участниками предоставляются:

— копия бухгалтерского баланса за последний отчетный год и отчетный период текущего года с отметкой налогового органа о принятии (либо с подтверждением сдачи налоговой отчетности в электронном виде);

— копия отчета о финансовых результатах за последний отчетный год и отчетный период текущего года с отметкой налогового органа о принятии (либо с подтверждением сдачи налоговой отчетности в электронном виде);

— копия уведомления МИФНС о возможности применения упрощенной системы налогообложения или информационного письма (в случае ее применения контрагентом).

Согласно Приказу Министерства финансов от 17.08.2012 № 113н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н» субъекты малого предпринимательства сдают бухгалтерскую отчетность по итогам года.

Заявителем в составе заявки была приложена копия бухгалтерской отчетности и отчет о финансовых результатах за 2013 год.

Таким образом, для общества, как субъекта малого предпринимательства, в 2014 году, кроме годовой отечности, не истек ни один отчетный период для составления и подачи в налоговый орган бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.

Следовательно, общество не обязано составлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Таким образом, Комиссия считает довод представителя заказчика о возможности составления Заявителем промежуточной отчетности необоснованным.

Ссылку представителя заказчика на пункт 15.2.2 Положения о закупках Комиссия также считает необоснованным, поскольку в указанном пункте установлено требование о предъявлении участниками бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках за последний отчетный год и истекшие месяцы текущего года, а Требованиями запроса предложений установлено предъявление бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках за последний отчетный год и отчетный период текущего года с отметкой налогового органа о принятии. При подаче заявок участники руководствуются Требованиями запроса предложений, а не Положением о закупках.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Отклонив заявку Заявителя в связи с непредставлением бухгалтерской отчетности за отчетный период текущего года с отметкой налогового органа, единая комиссия по размещению заказа нарушила указанный принцип, поскольку законодательством представлены льготы для субъектов малого предпринимательства в виде сдачи отчетности по итогам года.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении единой комиссией по размещению заказа пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона

Комиссия, учитывая выявленные нарушения находит необходимым в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите выдать Заказчику(единой комиссии по размещению заказа) ОАО «МАВ» обязательное для исполнения предписание.

Комиссия принимала решение исходя из представленных Заявителем и представителем организатора торгов документов.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Налском» обоснованной.
  2. Выдать Заказчику (единой комиссии по размещению заказа) обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенных ей нарушений, а именно:

— отменить протокол № 37-2 ЗП от 29.09.2014 рассмотрения заявок на участие в запросе предложений по выбору компании на оказание услуг по дополнительной оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры аэропорта Владивосток (Кневичи).

— провести рассмотрение поданных заявок в соответствии с Положением о закупках для нужд ОАО «МАВ», Требованиям запроса предложения и с учетом решения Приморского УФАС России

В срок до 05.11.2014 предоставить в Приморское УФАС информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.

=> ) ) ) => Array ( ) => Array ( => Array ( => Array ( => 180/08-2014 => => 180/08-2014 ) ) ) => Array ( ) => Array ( ) => Array ( ) => Array ( => Array ( => Array ( => 3 => stdClass Object ( => 3 => 6 => Антимонопольное регулирование => => full_html => 0 => practice_areas => Array ( => Array ( => skos:Concept ) => Array ( => Array ( => rdfs:label => skos:prefLabel ) ) => Array ( => Array ( => skos:definition ) ) => Array ( => Array ( => skos:inScheme ) => rel ) => Array ( => Array ( => skos:broader ) => rel ) ) ) ) => Array ( => 87 => stdClass Object ( => 87 => 6 => Контроль проведения торгов => => => 0 => practice_areas => Array ( => Array ( => skos:Concept ) => Array ( => Array ( => rdfs:label => skos:prefLabel ) ) => Array ( => Array ( => skos:definition ) ) => Array ( => Array ( => skos:inScheme ) => rel ) => Array ( => Array ( => skos:broader ) => rel ) ) ) ) ) ) => Array ( ) => Array ( => Array ( => Array ( => 2014-10-23 02:08:00 => Asia/Vladivostok => UTC => datetime ) ) ) => Array ( ) => Array ( => Array ( => Array ( => 2014-10-20 02:08:00 => Asia/Vladivostok => UTC => datetime ) ) ) => Array ( ) => Array ( => Array ( => sioc:Item => foaf:Document ) => Array ( => Array ( => dc:title ) ) => Array ( => Array ( => dc:date => dc:created ) => xsd:dateTime => date_iso8601 ) => Array ( => Array ( => dc:modified ) => xsd:dateTime => date_iso8601 ) => Array ( => Array ( => content:encoded ) ) => Array ( => Array ( => sioc:has_creator ) => rel ) => Array ( => Array ( => foaf:name ) ) => Array ( => Array ( => sioc:num_replies ) => xsd:integer ) => Array ( => Array ( => sioc:last_activity_date ) => xsd:dateTime => date_iso8601 ) ) => 0 => 1414030281 => => 5 => 0 => moder => 0 => a:2:{s:7:»contact»;i:0;s:7:»overlay»;i:1;} => => 1 => )

Корректировочный баланс в налоговую 2017

Актуально на: 13 апреля 2017 г.

Обязанность представлять бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию установлена для всех организаций (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). А как и когда можно сдавать корректирующий баланс в налоговую? Расскажем об этом в нашей консультации.

Уточняем баланс: право или обязанность

Правила составления бухгалтерского баланса устанавливаются не налоговым, а бухгалтерским законодательством. При этом действующие законодательство в области бухгалтерского учета не разрешает исправления бухгалтерской отчетности, уже утвержденной собственником.

Поэтому далее мы исходим из того, что отчетность собственниками еще не была утверждена, ведь только в этом случае может быть составлена корректирующая отчетность. Хотя и здесь не все так однозначно: составлять или нет корректировочный баланс зависит от характера обнаруженной ошибки.

Так, если в сданном в налоговую инспекцию бухгалтерском балансе выявлена существенная ошибка, то она исправляется по соответствующим счетам учета в декабре отчетного года (п. 8 ПБУ 22/2010). После исправления ошибки составляется новая бухгалтерская отчетность, называемая «пересмотренной». В машиночитаемой форме, представляемой в налоговую инспекцию, необходимо заполнить поле «Номер корректировки» значением «1- -«. Если отчетность составлена не на машиночитаемых бланках, то необходимо указать в ней, что она является пересмотренной.

Эту пересмотренную отчетность нужно представить повторно в налоговую, а также во все иные органы, куда она уже была ранее передана (участникам, в органы Росстата и т.д.).

При этом если бухгалтерская отчетность не пересдается, при существенной ошибке необходимо произвести пересчет сравнительных показателей в отчетности. Это значит, что в текущей отчетности показатели прошлого периода должны быть отражены так, как если бы ошибка никогда не совершалась. Это называется ретроспективный пересчет.

Напомним, что существенная ошибка – это такая ошибка, которая в отдельности или в совокупности с другими ошибками может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности (п. 3 ПБУ 22/2010). Порядок определения уровня существенности в зависимости от величины ошибки и ее характера устанавливается организацией в Учетной политике для целей бухгалтерского учета (к примеру, искажение на 10% и более любой статьи отчетности).

Если ошибка несущественная, то сданная в налоговую бухгалтерская отчетность не пересдается, а выявленные ошибки исправляются в текущем отчетном периоде.

Те организации, которые имеют право применять упрощенный бухучет, вправе даже при существенной ошибке в отчетности ее не пересдавать, а саму ошибку исправлять в месяце выявления. Не обязаны они производить и ретроспективный пересчет показателей своей бухгалтерской отчетности.

Как подготовить и сдать в налоговую корректировочный баланс

Корректировочный баланс — это форма, которую придется готовить в случае обнаружения существенных ошибок в бухгалтерской отчетности. В статье расскажем, как подготовить и сдать корректировочный баланс в налоговую.

Итак, обязанность своевременно подготовить и сдать бухгалтерскую отчетность в Федеральную налоговую службу закреплена за всеми экономическими субъектами. Данное правило прописано в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Следовательно, все организации, как российские, так и некоторые иностранные представительства, а также отдельные категории предпринимателей обязаны направлять в инспекцию бухгалтерский баланс и приложения к нему.

О составе отчетности, которую требуется предоставить в ФНС, мы рассказывали в отдельной статье «Формы бухгалтерской отчетности». Напомним, что некоторые экономические субъекты имеют право на ведение упрощенного учета. Именно такие категории налогоплательщиков отчитываются в упрощенном формате. Подробнее об этом — в материале «Упрощенная бухгалтерская финансовая отчетность».

Исправлять или нет

Порядок и правила составления бухотчетности устанавливаются не фискальным, а именно бухгалтерским законодательством. Причем действующие нормы не допускают внесение корректирующих записей в уже утвержденную отчетность. Следовательно, если собственник уже утвердил готовый бухгалтерский баланс, то внести исправления в форму нельзя. А это означает, что и направлять корректировочный баланс в налоговую не придется.

Также необходимость в предоставлении исправительных записей определяется характером найденной ошибки. Исправлять сданные формы придется, если в учете были обнаружены существенные ошибки.

Напомним, что существенными называют те ошибки, которые в отдельности либо в совокупности с другими экономическими показателями могут повлиять на экономические решения, принимаемые собственником на основе анализа отчетных данных. Говоря простым языком, это те ошибки, которые существенно искажают реальные результаты и показатели деятельности учреждения. Однако уровень существенности для каждой организации следует закрепить в учетной политике.

Вывод: подать корректировку в ФНС можно только по неутвержденным отчетным формам и при выявлении существенных ошибок в бухучете. В противном случае это прямое нарушение бухгалтерского законодательства.

Как исправлять ошибку

Если существенная ошибка была выявлена до утверждения бухотчетности собственником, следуйте общим правилам:

  1. Внесите исправительные записи в бухучете, согласно действующим рекомендациям и инструкциям.
  2. На основании исправленных данных сформируйте «новый» бухгалтерский баланс и приложения к нему. Сделайте отметку на бланк: «пересмотренный вариант».
  3. Проверьте контрольные соотношения.
  4. Новый, исправленный вариант отчетов передайте на утверждение собственнику. Затем подготовьте корректирующий баланс в налоговую.
  5. Скорректированные отчеты сдайте во все контролирующие органы, куда уже были направлены ошибочные сведения. Например, в Росстат, Министерство юстиции.
  6. Если организация обязана публиковать отчетность в ЕИС либо в других электронных порталах, то исправления придется опубликовать и в Интернете.

При сдаче баланса в ФНС действует иной, особый порядок.

Корректировка в ФНС

Корректирующий баланс в налоговую составляется на том же унифицированном бланке, который утвержден Приказом Минфина России № 66н (КНД 0710099 — все формы, КНД 0710001 — бухбаланс). Правила и порядок заполнения исправительной формы не меняется.

На титульном листе бланка в поле «Номер корректировки» проставьте «1», если исправления предоставляются в ФНС впервые, «2» — для второй корректировки и так далее по хронологии.

Отметим, что сообщать в ФНС о несущественных ошибках не нужно. Также сдавать корректировочные формы не обязаны компании, ведущие упрощенный бухучет и формирующие отчетность по упрощенным формам.

Обязанность составления финансовой отчетности – непременное условие всех компаний со статусом юрлица. Разумеется, и информация, аккумулированная в ней, должна быть правдивой. К сожалению, никто не застрахован от ошибок, а потому случаются они и в отчетности. Узнаем, можно ли сдать корректировку по бухгалтерской отчетности, и каким образом это сделать.

От чего зависит корректировка бухгалтерской отчетности

Регламентирует порядок исправления допущенных ошибок в отчетных формах ПБУ 22/2010, и он различается в зависимости от вида ошибки и времени ее обнаружения.

Важным критерием, влияющим на необходимость проведения корректировки годовой бухгалтерской отчетности, является степень существенности ошибки, которая устанавливается компанией. При этом во внимание принимается величина и характер ошибки, а также размер искажения балансовых статей, последовавший за ней.

Порядок определения существенности ошибок закрепляется в УП (учетной политике). Такие ошибки подлежат исправлению. Несущественные же, т.е. не подпадающие под установленные нормативы, исправляются в текущем периоде, их выявление не влечет корректировку бухотчетности.

Исходя из временного фактора, определяют градацию ошибок, как обнаруженных:

  • В отчетном периоде до окончания года (устраняется исправительными записями в месяце выявления в отчетном году);
  • В период формирования отчетности до подписания ее главным бухгалтером и генеральным директором (устраняется исправительными проводками за декабрь отчетного года);
  • После подписания и сдачи отчетности в ИФНС, но до представления собственникам компании. В такой ситуации корректировка бухгалтерской отчетности за прошлый период необходима. Осуществляют ее так:

– декабрем прошлого года делают исправительные проводки;

– рассчитывают финансовый результат;

– формируют обновленный вариант отчетности;

– сдают ее в ИФНС.

  • После представления собственникам, но до их утверждения отчетности. Например, на общем собрании обнаруживаются какие-либо неточности. И в этом случае отчетность следует обновить по вышеозначенному алгоритму, добавив в пояснении к ней причины пересмотра;
  • После утверждения собственниками. Корректировка бухгалтерской отчетности после утверждения невозможна, а выявленная ошибка исправляется в том текущем периоде, когда была установлена.

Итак, исправить представленные в годовой отчетности сведения можно после сдачи в ИФНС и Росстат в период до утверждения владельцами бизнеса. Подача неутвержденной собственниками отчетности налоговикам – рядовое событие, поскольку срок сдачи отчетов в ИФНС истекает 31 марта, а период утверждения отчетности в ООО продолжается с марта по апрель, а в АО – с марта по июнь включительно. Таким образом, корректировка бухгалтерской отчетности после сдачи в налоговую может осуществляться на протяжении времени, пока владельцы бизнеса ее не утвердили.

Как сдать корректировку по бух. отчетности

Поскольку законодательством, регулирующим бухгалтерские операции, не предусмотрена подача корректировочных отчетов, уточняющие варианты сдают, переделав предыдущие отчетные формы и представив их на бумажных носителях. В машиночитаемых формах, представляемых в ИФНС, изменяется номер корректировки в бухгалтерской отчетности. В отведенном поле «№ корректировки» проставляется ее номер – 1—, 2— и т.д.

Основания, повлекшие пересмотр отчетности, должны быть изложены в пояснительной записке, а весь пакет вновь предоставляемой отчетности сопровождается письмом, объясняющим причины подачи уточнения и подчеркивающим значимость внесенных исправлений. Представить корректировку отчетности необходимо во все контролирующие органы, куда подавалась первичная информация.

При выявлении ошибки нелишним будет письменно известить ИФНС о намечающихся изменениях, указав конкретные исправления. Это важно, так как налоговики сравнивают данные налоговой и бухгалтерской отчетности, а несоответствия в них, считающиеся грубейшими, могут повлечь штрафные санкции для должностных лиц. Ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрены штрафы от 5 до 10 тыс. руб., а при повторении ситуации – от 10 до 20 тыс. руб. Грубейшими могут быть признаны искажения любого показателя бухотчетности или занижение сумм налогов в объеме 10 % от суммы соответствующего показателя.

Пример: корректировка бухгалтерской отчетности за 2017 год

10 апреля 2018 после сдачи финансовой отчетности ООО «Луч» в ИФНС, установлена неточность в расчете полагающихся дивидендов. Искажение составило 11% от достоверной суммы начисленных выплат. Поскольку финансовая отчетность компании еще не утверждена владельцами, но уже сдана в ИФНС и органы статистики, для нормализации бухгалтерской отчетности необходима корректировка.

Бухгалтеру придется поставить ИФНС в известность, в срочном порядке:

  • Сделать исправительные проводки, датируя их 31 декабря 2017;
  • Пересчитать итоги работы по году;
  • Составить новый вариант финансовой отчетности;
  • Представить во все контролирующие органы с необходимым письменным сопровождением о внесенных изменениях.

Корректировка упрощенной бухгалтерской отчетности

Иные правила действуют в отношении отчетности малых предприятий, в т.ч. компаний на УСН. Невзирая на то, какой является обнаруженная ошибка в отчетных формах – существенной или нет, корректировка бухгалтерской отчетности не предусмотрена, поскольку упрощенцам дано право признавать несущественными все найденные ошибки в отчетности и исправлять их в том периоде, когда они обнаружены. Таким образом, корректировка отчетности упрощенцами не производится, но, разумеется, обязанность исправления ошибок в бухучете сохраняется.

Корректировка отчетности после сдачи в налоговую

Первый период отчетности уже позади и учитывая большое количество сдаваемых документов, неудивительно если где-то была допущена ошибка.

Практику корректировки отчетов подтверждает регламент внесения изменений на законодательном уровне. Приказ Минфина от 28.06.2010 №63н или ПБУ 22/2010 устанавливает правила и порядок изменения финансовых отчетов. Порядок действий зависит от различных факторов, например, от значимости ошибки или от даты ее выявления. При этом упрощенная бухгалтерская отчетность корректируется по той же схеме.

В зависимости от ситуации правка бухотчетности в одном случае не предусмотрена, а в другом производится в обязательном порядке.

Правила и сроки утверждения финансовых отчетов

Бухотчетность перед сдачей должна быть подписана определенными людьми: главный бухгалтер, руководитель компании, финансовый директор и учредитель (собственник, владелец).

Даты сдачи финансовой отчетности зависят от вида организации. Например, до 31 марта, сразу после отчетного периода, сдают компании ООО, а вот организации АО имеют право предоставить отчеты с марта по июнь (включительно).

Чаще всего в ФНС сдаются сведения не прошедшие процедуру утверждения (регламент в законе №402-Ф3), это значит, что после подписания владельцами компании бухгалтерской отчетности все возможные корректировки недопустимы. В целом бухгалтер может корректировать записи в текущем периоде, при этом не затрагивая данные отчетного года. Используя счет «Нераспределенная прибыль или непокрытый убыток» (84) составляется проводка данных со счетом, в котором была допущена существенная неточность.

Выявление ошибки и корректировка отчетности

Самое главное: пока отчетная форма не согласована, обязательно внесите коррективы, соблюдая даты обнаружения ошибок. В законодательстве предусмотрели несколько ситуаций:

Проблема 1: Выявили ошибку до или во время составления финансовой отчетности

Решение: Вовремя внести корректировки в отчетном периоде, это позволит не предоставлять версию с корректировками в госорганы.

Проблема 2: Обнаружили неточность до сдачи отчетности в ФНС (отчет за год составлен, но не утвержден собственником и не отправлен в госорганы)

Решение: Исправить неточность и переформировать баланс, внося верные проводки последним месяцем (декабрь). После составления корректировок неправильная версия отчета меняется на достоверный вариант.

Проблема 3: Корректировка отчетности, после сдачи в государственные органы (ошибка выявлена и отправлена на доработку бухгалтеру).

Решение: Исправить ошибку последним месяцем отчетного периода (декабрь). Сформировать финансовый отчет. Предоставить измененный отчет учредителям. Вместе с этим в ФНС подается скорректированный отчет, с указанным на бланке соответствующим номером исправлений.

Степень существенности ошибок

Исправления вносятся только по существенным ошибкам. Поэтому если кто-то заметил незначительную ошибку, можно ее не исправлять. Существенной ошибкой считается та, которая привела к изменениям в представлении о финансовом положении компании и повлияло на неправильное решение финансового руководителя. В каждой компании существенность ошибок устанавливается самостоятельно, нет никакого четкого регламента с процентным соотношением.

Как сдать корректировку бухгалтерской отчетности за 2018 год

Сдавая корректировки в ФНС необходимо следовать утвержденному регламенту действий. Используйте те же бланки и правила заполнения, что и при сдаче первоначального отчета в ФНС. При этом не забывайте ставить номер корректировки отчетности.

Для учредителя: итоговые версии отчетов + пояснение исправлений. В пояснительной записке необходимо описать подробно, в которых были выполнены исправления:

— характер выявленных ошибок;

— сумма отклонений, в денежном и количественном выражении;

— способ исправления.

Ошибки совершают даже самые внимательные и грамотные люди, человеческий фактор никуда не деть. Самое главное все можно исправить, будь это отчет или целая жизнь.

Информационная система 1С:ИТС незаменимый помощник в работе любого пользователя 1С. В ней вы найдете пошаговые инструкции и сроки сдачи отчетности.

Для участников конкурса «Лучший пользователь 1С:ИТС» все материалы находятся в открытом доступе до 31 июля!

Зарегистрироваться в конкурсе

Бухгалтерская отчетность – корректировка после отчетной даты

Что такое корректировка бух отчетности

В процессе своей деятельности все предприятия обязаны предоставлять в контрольные органы бухгалтерскую отчетность. Данные должны быть достоверными, поэтому к процедуре составления форм необходимо подходить с максимальной ответственностью. Однако даже опытные бухгалтера на 100 % не застрахованы от возникновения в финотчетах ошибок или неточностей.

Обусловлено это может быть, к примеру, несвоевременным поступлением первички. В этом случае для нормализации бухгалтерской отчетности необходима корректировка данных. В соответствии с п. 4 ПБУ 22/2010 обнаруженные ошибки подлежат исправлению. Но не все сведения следует уточнять. В частности, корректировка бухгалтерской отчетности не предусмотрена по тем данным, которые обнаружены по информации, недоступной для организации на дату отражения таких сведений (п. 3 ПБУ).

Корректировка бухгалтерской отчетности за прошлый период – нюансы заполнения

Когда исправляется бухгалтерская отчетность, корректировка после отчетной даты проводится путем отражения записей на счетах. Согласно нормам ПБУ все неточности делятся на существенные и нет. При этом существенными признаются такие ошибки, которые искажают картину реального положения дел в компании. Критерии существенности предприятия вправе определять самостоятельно с учетом специфики бизнеса.

Чтобы точно понимать, можно ли сдать корректировку по бухгалтерской отчетности, необходимо разбираться в особенностях представления исправлений. Актуальный алгоритм действий изложен в разд. II ПБУ. Порядок различается в зависимости от того, когда именно выявлены ошибки; утверждена или нет бухотчетность; использует ли организация упрощенную методику ведения БУ (бухучет).

Правила внесения корректировок в бухотчетность по нормам ПБУ 22/2010:

  • По ошибкам отчетного периода, обнаруженным до его завершения, – записи по счетам выполняются в периоде (месяце) обнаружения ошибок.
  • По ошибкам отчетного периода, обнаруженным после его завершения, но ранее заверения бухотчетности, – записи выполняются в декабре.
  • По ошибкам (существенным) прошлых периодов, обнаруженным после заверения бухотчетности, но ранее предоставления документов учредителям/акционерам, – записи выполняются в декабре.
  • По ошибкам (существенным) прошлых периодов, обнаруженныхмпосле предоставления бухотчетности учредителям/акционерам, но ранее официального утверждения документов, – записи выполняются в декабре с подачей пересмотренных форм заинтересованным лицам, включая госорганы.
  • По ошибкам (существенным) прошлых периодов, обнаруженным уже после утверждения бухотчетности, – корректировка бухгалтерской отчетности после утверждения выполняется в текущем периоде, к примеру, за 2017 г. в 2018 г. Корреспонденция задействует сч. 84, одновременно делается ретроспективный пересчет показателей, начиная с периода перед периодом допущения ошибок.

Обратите внимание! Корректировка упрощенной бухгалтерской отчетности может выполняться без ретроспективного метода (п. 9 ПБУ).

ПБУ 18/02 – последняя редакция 2018

Как сдать корректировку по бух отчетности

Предположим, компания допустила ошибки при формировании отчетности за 2018 г. При этом сдается ли корректировка бухгалтерской отчетности за 2018 год? В соответствии с п. 10 ПБУ, если уточнения были выполнены по уже утвержденным документам, повторное предоставление пользователям таких форм не требуется. Следовательно, пересмотренные документы необходимо сдать в налоговые органы и статистику только в той ситуации, если отчеты еще не утверждались.

Как сдать корректировку по бух отчетности? Можно составить документы «на бумаге» или в электронном виде. Какой номер корректировки в бухгалтерской отчетности указывать? В бумажном документе не предусмотрено поле для отражения данных об уточнениях. Если вы отчитываетесь не через ТКС, рекомендуется вместе с пересмотренной бухотчетностью подать сопроводительное письмо с пояснениями.

Если же данные формируются электронно, на титуле можно внести сведения о номере корректировки. Такой № при сдаче первичного баланса указывается как «0», корректирующего – «1». Аналогично проставляется номер корректировки в упрощенной бухгалтерской финансовой отчетности – если уточнения подаются впервые, ставится цифра «1», во второй раз – «2» и т.д.

Корректировка годовой бухгалтерской отчетности

Исходя из сказанного, можно ли подать корректировку годовой бухгалтерской отчетности? По нормам ПБУ 22/2010 получается, что сделать это необходимо только при условии, что документы еще не прошли утверждение. В случае же, когда бухотчетность уже утверждена, никакой пересмотр данных, равно как и замена, а также сдача заинтересованным пользователям не предусмотрены (п. 10).

Если бухгалтер в отчетном периоде исправляет ошибки (существенные) прошлых лет, раскрывать данные требуется по нормам разд. III ПБУ. Это предоставление пояснений в письменном виде. Среди обязательных сведений указываются характер обнаруженных ошибок; величина сумм корректировок (отдельно по статьям и с разбивкой по периодам); значение корректировки по входящему остатку наиболее раннего из периодов. А при обязанности раскрытия данных по прибыли на 1 акцию также подается соответствующая информация о прибыли (убытке) на 1 акцию.

Вывод – в этой статье мы разобрались, как сдать корректировку бухгалтерской отчетности. Отдельно рассмотрено, когда не требуется подача уточненных данных и в каком периоде отражаются на счетах записи в БУ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Баланс сдан с ошибкой: можно ли отправить уточненную бухгалтерскую отчетность?

Цитата (Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» Содержание журнала № 6 за 2012 г. Е.В. Строкова, экономист):Что такое существенность ошибки Критерий существенности ошибки вы определяете и устанавливаете сами, прописав его в учетной политикеп. 3 ПБУ 22/2010; п. 4 ПБУ 1/2008. Он должен быть обоснованным.
ВАРИАНТ 1. Можно ориентироваться на те же правила определения существенности показателя, что содержатся в ПБУ 9/99 о доходах и ПБУ 10/99 о расходах. Напомним, там сказано, что доход (расход) по определенному виду деятельности показывается в отчетности отдельно, если он составляет 5% и более от общей суммы доходов (расходов) за отчетный периодп. 18.1 ПБУ 9/99; п. 21.1 ПБУ 10/99. По аналогии можно закрепить в учетной политике, что ошибка является существенной, если она искажает показатель за отчетный период более чем на 5%.
ВАРИАНТ 2. Можно оценивать существенность ошибки исходя из удельного веса статьи баланса, при отражении которой допущена ошибка, в валюте баланса. К примеру, неправильно определен срок полезного использования ОС. Его цена не превышает сотни тысяч рублей. А стоимость всех активов компании исчисляется миллионами. Понятно, что допущенная ошибка не повлияет на принятие собственниками компании решений по этой бухотчетности. Другое дело, если компания купила недвижимость, но несвоевременно отразила ее стоимость на балансе, а других ОС у компании нет. Такую ошибку уже нужно признать существенной.
ВАРИАНТ 3. Может быть использован такой качественный показатель, как вид деятельности. Например, ваш основной вид деятельности — торговля, неосновной — аренда. Можно установить, что ошибки, допущенные в учете по аренде, всегда несущественны.
ВАРИАНТ 4. Можно прописать, что существенность ошибки будет оцениваться по каждому конкретному случаю отдельно исходя из влияния этой ошибки на финансовый результат и имущественное положение организации. То есть какой-либо единый критерий не устанавливать.
ВАРИАНТ 5. Если вы составляете отчетность исключительно для сдачи в инспекцию (собственники ею не интересуются), то можно ориентироваться на норму КоАП: если показатель какой-либо статьи (строки) бухотчетности искажен в результате ошибки на 10% и более, то это грубое нарушение правил бухучета, за которое руководителю грозит штраф от 2 тыс. до 3 тыс. руб.ст. 15.11 КоАП РФ То есть можно установить, что существенной будет ошибка, искажающая показатель строки бухотчетности не менее чем на 10%.Что такое существенность ошибки Критерий существенности ошибки вы определяете и устанавливаете сами, прописав его в учетной политикеп. 3 ПБУ 22/2010; п. 4 ПБУ 1/2008. Он должен быть обоснованным.
ВАРИАНТ 1. Можно ориентироваться на те же правила определения существенности показателя, что содержатся в ПБУ 9/99 о доходах и ПБУ 10/99 о расходах. Напомним, там сказано, что доход (расход) по определенному виду деятельности показывается в отчетности отдельно, если он составляет 5% и более от общей суммы доходов (расходов) за отчетный периодп. 18.1 ПБУ 9/99; п. 21.1 ПБУ 10/99. По аналогии можно закрепить в учетной политике, что ошибка является существенной, если она искажает показатель за отчетный период более чем на 5%.
ВАРИАНТ 2. Можно оценивать существенность ошибки исходя из удельного веса статьи баланса, при отражении которой допущена ошибка, в валюте баланса. К примеру, неправильно определен срок полезного использования ОС. Его цена не превышает сотни тысяч рублей. А стоимость всех активов компании исчисляется миллионами. Понятно, что допущенная ошибка не повлияет на принятие собственниками компании решений по этой бухотчетности. Другое дело, если компания купила недвижимость, но несвоевременно отразила ее стоимость на балансе, а других ОС у компании нет. Такую ошибку уже нужно признать существенной.
ВАРИАНТ 3. Может быть использован такой качественный показатель, как вид деятельности. Например, ваш основной вид деятельности — торговля, неосновной — аренда. Можно установить, что ошибки, допущенные в учете по аренде, всегда несущественны.
ВАРИАНТ 4. Можно прописать, что существенность ошибки будет оцениваться по каждому конкретному случаю отдельно исходя из влияния этой ошибки на финансовый результат и имущественное положение организации. То есть какой-либо единый критерий не устанавливать.
ВАРИАНТ 5. Если вы составляете отчетность исключительно для сдачи в инспекцию (собственники ею не интересуются), то можно ориентироваться на норму КоАП: если показатель какой-либо статьи (строки) бухотчетности искажен в результате ошибки на 10% и более, то это грубое нарушение правил бухучета, за которое руководителю грозит штраф от 2 тыс. до 3 тыс. руб.ст. 15.11 КоАП РФ То есть можно установить, что существенной будет ошибка, искажающая показатель строки бухотчетности не менее чем на 10%.

Годовая бухгалтерская отчетность – исправление и корректировка ошибок

В каких случаях годовая бухотчетность корректируется

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность может корректироваться только при соблюдении определенных правил в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утв. приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н:

1. Ошибка предшествующего отчетного периода была выявлена еще до окончания года, допустим в декабре.

В соответствии с пунктом 5 ПБУ 22/2010 ошибка отчетного года, выявленная до окончания этого года, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка.

2. Если ошибка обнаружена точно в периоде составления годовой отчетности, например, в январе — феврале следующего года до даты подписания бухгалтерской отчетности.

В соответствии с пунктом 6 ПБУ 22/2010 исправления в регистрах бухгалтерского учета отражаются записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года (года, за который составляется годовая бухгалтерская отчетность), например, от 31 декабря отчетного года.

3. Ошибка предшествующего отчетного периода выявлена после подписания бухгалтерской отчетности и ее представления в соответствующие органы, но до утверждения собранием акционеров (учредителей).

В акционерном обществе в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» сроки проведения собрания — март — июнь.

В этих случаях согласно пункту 7 ПБУ 22/2010 необходимо заменить годовую бухгалтерскую отчетность (баланс и все приложения к нему), уже сданную в налоговые органы и службу государственной статистики, новой отчетностью. Причем исправления в регистрах бухгалтерского учета отражаются записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года (года, за который составляется годовая бухгалтерская отчетность), например, от 31 декабря отчетного года.

Действия бухгалтера:

  • скорректировать записи декабрем отчетного периода;
  • рассчитать финансовый результат;
  • сформировать новую годовую бухгалтерскую отчетность;
  • представить пересмотренную бухгалтерскую отчетность в соответствующие органы.

4. Ошибка выявлена в период проведения собрания — собственники отчетность рассмотрели, но еще не утвердили.

В соответствии с пунктом 8 ПБУ 22/2010 прежнюю отчетность необходимо заменить на новую, пересмотренную При этом в пересмотренной бухгалтерской отчетности раскрывается информация о том, что данная бухгалтерская отчетность заменяет первоначально представленную бухгалтерскую отчетность, а также об основаниях составления пересмотренной бухгалтерской отчетности.

Пересмотренная бухгалтерская отчетность представляется во все адреса, в которые была представлена первоначальная бухгалтерская отчетность.

В остальном порядок действий тот же, что и в третьем случае.

Действия бухгалтера:

  • отразить в учете корректировочные записи декабрем отчетного периода;
  • рассчитать финансовый результат;
  • сформировать новую годовую бухгалтерскую отчетность;
  • подготовить пояснения о необходимости корректировки отчетности;
  • представить пересмотренную бухгалтерскую отчетность, включая пояснение об основаниях пересмотра, в соответствующие органы взамен первоначальной.

5. Ошибки предшествующего налогового периода обнаружены после проведения собрания акционеров, допустим в июле.

В этом случае согласно пункту 10 ПБУ 22/2010 бухгалтерская отчетность, сданная в налоговые и статистические органы, за предшествующие отчетные периоды не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению всем ее пользователям.

Это означает, что существенная ошибка за прошлый год исправляется уже в текущем периоде, в котором она была обнаружена.

Действия бухгалтера:

  • отразить записи по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является 84 счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);
  • пересчитать сравнительные показатели бухгалтерской отчетности за отчетные и прошлые периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год.

Пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности осуществляется ретроспективно. Сравнительные показатели пересчитываются начиная с того предшествующего отчетного периода, представленного в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год, в котором была допущена соответствующая ошибка.
Несущественная ошибка за предшествующий год, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности, исправляется в периоде выявления.

Прибыль или убыток, возникшие в результате ее исправления, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода согласно пункта 14 ПБУ 22/2010. Суммы прибылей и убытков прошлых лет, появившиеся в результате исправления несущественных ошибок, списываются на прочие доходы и расходы текущего периода и учитываются при формировании финансового результата текущего года. При исправлении несущественных ошибок сравнительные показатели за прошлые отчетные годы в текущей бухгалтерской отчетности не корректируются.

Таким образом, корректирующую годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность необходимо представить только в случаях 3 и 4.

События после отчетной даты

Согласно нормам Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Событиями после отчетной даты называют только те «влияющие» события, которые произошли до подписания отчетности. Все, что случилось позднее, а именно между подписанием бухгалтерской отчетности и ее утверждением, к событиям после отчетной даты уже не относится. Примером события после отчетной даты является объявление годовых дивидендов по результатам деятельности акционерного общества за отчетный год.

Понятие термина «событие после отчетной даты»

Отчетной датой считается дата окончания отчетного периода. Как правило, дата окончания отчетного периода — это 31 декабря отчетного года. Под датой подписания отчетности подразумевается дата, проставленная при подписании бухгалтерской отчетности.

Согласно пункту 3 ПБУ 7/98 событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Таким образом, под событиями после отчетной даты подразумеваются события, которые действительно произошли, но о которых на дату составления бухгалтерской отчетности еще не было известно.

Существенность события

При оценке событий после отчетной даты составитель бухгалтерской отчетности должен учитывать существенность этих событий. Соблюдение принципа существенности приводит к отражению в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации, без знания о которой невозможна достоверная оценка пользователями бухгалтерской отчетности финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации.

Так как ПБУ 7/98 не устанавливает специальных критериев для определения существенности, то существенность событий после отчетной даты определяется организацией исходя из общих требований бухгалтерской отчетности. В зависимости от оценки характера показателя и конкретных обстоятельств его возникновения, организация самостоятельно решает вопрос о том, является ли данный показатель существенным.

Таким образом, факты хозяйственной жизни, признаваемые событиями после отчетной даты, подлежат отражению в годовой отчетности при условии их существенности.

Критерии существенности событий после отчетной даты

Выделяют два критерия существенности событий после отчетной даты (п. 6 ПБУ 7/98):

  • умалчивание о событии не позволяет достоверно оценить финансовое состояние, движение денег или финансовые результаты деятельности компании;

  • изменения в отчетности, обусловленные событиями после отчетной даты, превышают уровень существенности, установленный в учетной политике организации.

Согласно пункту 6 ПБУ 7/98 все существенные события после отчетной даты подлежат отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный период независимо от того, являются последствия этих событий благоприятными или нет.

Таким образом, если организация признала после отчетной даты существенным, то это событие или его последствия следует отразить в бухгалтерской отчетности. Причем независимо от того, положительно или отрицательно они повлияли на финансовое состояние организации.

Отметим, что в соответствии с пунктом 8 ПБУ 7/98, последствия событий после отчетной даты должны быть оценены в денежном выражении. Если возможности такой оценки нет, то это обстоятельство должно быть указано в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Способы отражения в бухгалтерской отчетности последствий события, совершившегося после отчетной даты

В соответствии с пунктом 7 ПБУ 7/98 последствия события, которое свершилось после отчетной даты, должны быть отражены в бухгалтерской отчетности одним из двух способов:

1) уточнение данных о соответствующих активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах организации. То есть уточнение данных осуществляется путем отражения последствий события на счетах бухгалтерского учета в отчетном периоде заключительными оборотами этого периода;

2) раскрытие соответствующей информации в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу. Отметим, что действующими правилами бухгалтерского учета в других формах отчетности возможность раскрытия информации не предусмотрена.

Выбор одного из вышеприведенных способов отражения последствий события после отчетной даты в бухгалтерской отчетности зависит от того:

  • какие данные изменятся в результате события, которое произошло после отчетной даты;

  • а также от того, когда возникли хозяйственные условия, признаваемые событиями после отчетной даты, — до или после этой даты.

Так, если соответствующие данные отражались в Бухгалтерском балансе, то и изменения должны вноситься в Бухгалтерский баланс. А если соответствующие данные отражались в других формах отчетности, то и изменения должны вноситься именно в эти формы.

Далее, если хозяйственные условия, признаваемые событиями после отчетной даты, возникли до этой даты, то они должны отражаться в соответствии с п. 9 ПБУ 7/98 на счетах бухгалтерского учета заключительными оборотами отчетного периода.

А если хозяйственные условия, признаваемые событиями после отчетной даты, возникли после этой даты, то согласно п. 10 ПБУ 7/98 в отчетном периоде никаких бухгалтерских записей не производится.

Порядок отражения существенных событий после отчетной даты в бухгалтерской отчетности

Порядок отражения существенных событий в бухгалтерской отчетности зависит от их вида.

Первый вид существенных событий после отчетной даты: события после отчетной даты, подтверждающие факты отчетного года

События после отчетной даты этого вида, хотя и произошли в текущем году, связаны с фактами хозяйственной жизни (сделками, операциями, событиями) отчетного года. Можно сказать, что они возникли еще в прошлом году, но стали известны только сейчас.

Согласно пункту 9 ПБУ 7/98 в общем случае события, которые:

  • произошли после отчетной даты;

  • подтверждают существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность;

должны отражаться в синтетическом и аналитическом учете заключительными оборотами отчетного периода до утверждения годовой бухгалтерской отчетности в общеустановленном порядке. Таким образом, факты хозяйственной жизни, признанные событиями после отчетной даты первого вида, нужно отражать в бухучете заключительными оборотами декабря. Отчетность надо скорректировать так, как будто они произошли в отчетном году, а не в текущем (п. 9 ПБУ 7/98).

Например, в ситуации с получением информации о банкротстве крупного дебитора, который, как выяснилось, уже в отчетном году был в процессе банкротства, можно на 31 декабря сформировать резерв по сомнительным долгам. А, возможно, и вообще списать его задолженность как безнадежную, если организация считает, что шансов получить деньги нет.

В приложении к ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» есть примерный перечень фактов хозяйственной жизни, относящихся к событиям после отчетной даты первого вида. В частности, в нем упомянуты дивиденды, объявленные дочерними компаниями, за отчетный и предыдущие годы. Если их размер существенен для организации, то дивиденды можно показать в доходах уже на 31 декабря отчетного года.

Помимо записей заключительными оборотами декабря, ПБУ 7/98 предлагает в текущем году, на дату возникновения хозяйственного факта, признанного событием после отчетной даты первого вида, делать (п. 9 ПБУ 7/98):

  • сторнировочные (или обратные) проводки на сумму декабрьских записей;

  • проводки в общем порядке.

Такие проводки фактически нивелируют друг друга. Поэтому можно ограничиться декабрьскими записями. Согласны с этим и специалисты Минфина.

Второй вид событий после отчетной даты: события после отчетной даты, говорящие о фактах текущего года

События после отчетной даты второго вида признаются факты хозяйственной жизни текущего года. Непосредственно на показатели годового отчета они не влияют. Однако при оценке финансового состояния организации их непременно нужно учитывать.

Приведем примеры хозяйственных фактов, признаваемых событиями после отчетной даты второго вида (п. 10 ПБУ 7/98):

  • объявлены дивиденды к выплате за отчетный год;

  • принято решение о реорганизации;

  • начата или планируется реконструкция ОС;

  • заключена крупная сделка по приобретению/выбытию ОС (финвложений), одобрен кредит;

  • уничтожена значительная часть активов организации в результате чрезвычайной ситуации (пожара, аварии и т. п.).

События после отчетной даты, которые свидетельствуют об изменении хозяйственных условий, в которых организация ведет свою деятельность, в соответствии с требованиями пункта 10 и 11 ПБУ 7/98 подлежат отражению в пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах.

При этом в отчетном периоде никакие записи в бухгалтерском (как в синтетическом, так и в аналитическом) учете не производятся. Таким образом, в отчетном году события после отчетной даты второго вида никак не отражаются, следовательно, не корректируют показатели годового отчета. Но в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах необходимо (пп. 10, 11 ПБУ 7/98):

  • раскрыть сущность, подробно описать характер этих событий;

  • указать денежную оценку их последствий (либо отметить невозможность такой оценки).

Как правильно проводить отбор событий после отчетной даты

События, произошедшие после отчетной даты, отбираются по следующим основаниям:

  • объективные причины, в случаях, когда установлены разные сроки сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности;

  • выделение и отражение в отчетности событий после отчетной даты, фактически произошедших в отчетном году;

  • причины соблюдения интересов пользователей в соответствии с действующим законодательством.

События после отчетной даты и пояснительная записка к годовой отчетности

События после отчетной даты необходимо указать в пояснительной записке к годовой отчетности. В частности, надо указать: характер события после отчетной даты (пожар, снижение стоимости основных средств, решение о реорганизации компании, планируемая реконструкция, крупная сделка и т. д.) и сумму, в которую оно оценивается.

Бушуева Я.О.,
налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, эксперт службы Правового консалтинга компании «Гарант»

Корректировка бухгалтерской отчетности

В процессе формирования бухгалтерской отчетности не исключены различного рода ошибки. Для их исправления существуют определенные правила.

Наиболее типичными причинами появления ошибок являются:

  • неверное толкование законодательства РФ о бухгалтерском учете и отчетности;
  • ненадлежащее применение учетной политики организации;
  • невнимательность или отсутствие определенных знаний у специалистов бухгалтерской службы;
  • допущение неточностей в вычислениях;
  • неправильная классификация или оценка фактов хозяйственной деятельности организации;
  • несоблюдение сроков представления в бухгалтерию организации первичных документов партнерами по бизнесу, либо сотрудниками самой организации.

Если ошибки выявлены, необходимо их проанализировать, ибо они требуют обязательного подразделения на существенные и несущественные. Это очень важно, ибо от этого зависит порядок внесения корректировок в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность. Так, ошибка признается существенной, если она может повлиять на экономические решения как внешних, так и внутренних пользователей. Ведь бухгалтерская отчетность – своего рода фундамент для принятия соответствующих решений. При этом порог существенности устанавливается организацией самостоятельно, что является одним из элементов ее учетной политики.

Порядок исправления ошибок

Существуют определенные правила исправления ошибок в бухгалтерской отчетности. Эти правила изложены в Положении по бухгалтерскому учету, которое именуется «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010, утвержденное Приказом МФ РФ от 28.06.2010 №63н). Это Положение обязательно для применения всеми юридическими лицами, в том числе и организациями, применяющими УСН, кроме кредитных и бюджетных.

По действующей методике порядок исправления ошибок в бухгалтерской отчетности зависит не только от уровня их существенности, но и от периода времени, в котором они обнаружены. Напомним, что существенной признается та ошибка, которая сама по себе либо в совокупности с другими ошибками может повлиять на экономические решения как внешних, так и внутренних пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот период. При этом заметим, что бухгалтерская отчетность, уже представленная в налоговый орган и в отдел статистики, может быть уточнена и сдана заново в исправленном виде. Такая возможность предоставлена выше названным стандартом, которым введено понятие «пересмотренная бухгалтерская отчетность».

Итак, в общем порядке следует ориентироваться на определяющий фактор в такой корректировке бухгалтерской отчетности, которым является не сдача ее в налоговый орган, а утверждение собственниками. Это означает, что порядок внесения корректировок в бухгалтерскую отчетность зависит от того, в каком периоде времени выявлена существенная ошибка предыдущего отчетного периода. Чтобы принять правильное решение по корректировке бухгалтерской отчетности, рекомендуем обратиться к уже выше названному ПБУ 22/2010, так как в этом документе представлена классификация ошибок в зависимости от периода их выявления.

Ознакомившись с этой классификацией, видим, что если существенная ошибка, допущенная в бухгалтерской отчетности прошлого года, выявлена после даты ее подписания руководителем организации, но до даты представления ее собственникам, то она исправляется на соответствующих счетах бухгалтерского учета, и это исправление датируется декабрем года, за который эта отчетность была подготовлена. Если бухгалтерская отчетность, в которую вкрались выявленные существенные ошибки, уже была представлена в налоговую инспекцию и отдел статистики, то она подлежит замене.

В этом случае алгоритм действий бухгалтера при исправлении ошибок, допущенных в бухгалтерском учете и отчетности предыдущего года, согласно ПБУ 22/2010 может быть следующим:

  • в периоде обнаружения ошибок следует дать корректировочные проводки и датировать их декабрем отчетного года;
  • сформировать заново годовой бухгалтерский баланс;
  • подготовить новый расчет финансового результата;
  • представить пересмотренную (новую) бухгалтерскую отчетность в налоговый орган и отдел статистики взамен первоначальной. При необходимости следует еще представить и пояснительную записку.

Если же существенные ошибки в бухгалтерской отчетности предшествующего отчетного года выявлены после представления ее не только в налоговый орган, статистику, но и собственникам, но ими она еще не утверждена, то в этом случае действия бухгалтера аналогичны. К тому же в обязанность бухгалтера входит направить новую бухгалтерскую отчетность всем пользователям, в т.ч. и собственникам, которым была представлена первоначальная бухгалтерская отчетность. При этом, к скорректированной бухгалтерской отчетности необходимо также представить в качестве приложения пояснения, в которых обозначить, что данная бухгалтерская отчетность заменяет первоначально представленную и указать причины корректировки.

Может возникнуть и такая ситуация, при которой существенные ошибки предыдущего отчетного года выявлены также в следующем году, но уже после утверждения ее собственниками компании. В этом случае годовая бухгалтерская отчетность, представленная как внешним, так и внутренним пользователям, не подлежит корректировке, замене и повторному представлению в соответствии с п.10 ПБУ 22/2010.

Значит в этом случае существенная ошибка, обнаруженная в годовой бухгалтерской отчетности за прошлый год, исправляется в текущем периоде ее обнаружения. При этом доходы и расходы, подлежащие корректировке, необходимо в бухгалтерском учете отразить в текущем периоде соответствующими записями в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Если же выявлены несущественные ошибки в бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период, даже после даты ее утверждения собственниками организации, то они исправляются в текущем периоде их выявления. Прибыль или убыток, возникшие при этом, отражаются, соответственно, в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода в соответствии с п.14 ПБУ 22/2010 и учитываются при формировании финансового результата текущего года.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Малые предприятия, в т.ч. и применяющие УСН, для упрощения процедуры корректировки бухгалтерской отчетности метод исправления несущественной ошибки могут применять и к существенным ошибкам. Такая возможность предусмотрена последним абзацем п.9 ПБУ 22/2010.

По нашему мнению, если малое предприятие, применяющее УСН, выберет упрощенный способ корректировки существенных ошибок, допущенных в годовой бухгалтерской отчетности, то его необходимо закрепить в учетной политике организации. Это связано с тем, что ПБУ 22/2010 предусматривает вариантность решения данного вопроса. А именно малые предприятия и социально ориентированные некоммерческие организации имеют право исправлять существенные ошибки либо в общем порядке, либо в упрощенном порядке, установленном для корректировки несущественных ошибок. При этом сравнительные показатели бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный год малые предприятия, в т.ч. и применяющие УСН, могут также не пересчитывать. Другими словами малые предприятия могут не применять ретроспективный пересчет в отношении сравнительных показателей в соответствии с п.9 ПБУ 22/2010.

Пример 1.

ООО «Стандарт» применяет УСН «Доходы минус расходы». Бухгалтерская отчетность организации за 2017 год была утверждена годовым собранием собственников в марте 2018 года. В апреле 2018 года бухгалтер организации обнаружил ошибки, допущенные в бухгалтерском учете в ноябре 2017 года. Ошибочно не была учтена в составе затрат стоимость услуг производственного характера, оказанных сторонней организацией, в размере 45 000 руб. К тому же в состав прочих расходов ошибочно была списана дебиторская задолженность покупателя в размере 4 200 руб.

Согласно положениям действующей в ООО учетной политике допущенные ошибки относятся к существенным. Корректировка существенных ошибок, допущенных в годовой бухгалтерской отчетности, проводится в упрощенном порядке в соответствии с п.9 ПБУ 22/2010. Ретроспективный пересчет сравнительных показателей учетной политикой также не предусмотрен.

В этом случае исправление существенных ошибок, допущенных в прошлом году, бухгалтер отражает в бухгалтерском учете текущего периода за счет прочих доходов и прочих расходов (бал. счет 91) на основании бухгалтерской справки. Оформляются следующие бухгалтерские проводки:

Дебет Кредит Сумма (руб.) Хоз.операция
91 60 45 000 Стоимость услуг, ошибочно не учтенных в 2013 году в составе затрат, отнесена на прочие расходы текущего периода;
62 91 4 200 Восстановлена ошибочно списанная дебиторская задолженность на прочие доходы текущего периода.

В связи с тем, что «упрощенцы» вправе исправлять существенные ошибки в текущей бухгалтерской отчетности и без ретроспективного пересчета сравнительных показателей, эти величины будут отражены в годовой бухгалтерской отчетности за 2018 год. Значит, в этом случае нет необходимости в подготовке пересмотренной бухгалтерской отчетности за 2017 год.

Пример 2.

В той же организации бухгалтером в апреле 2018 года была выявлена еще одна ошибка, допущенная в декабре 2017 года. Эта ошибка в соответствии с учетной политикой признана несущественной, значит, исправляется также в текущем периоде, т.е. в 2018 году. Эта ошибка возникла из-за того, что в 2017 году ошибочно не были учтены в составе расходов оплаченные услуги, оказанные сторонней организацией, по ремонту малоценного оборудования в размере 3 300 руб.

В этом случае бухгалтеру ООО «Стандарт» следует в апреле 2018 года отразить эту величину в составе прочих расходов. При этом дать следующую бухгалтерскую проводку:

Д91 К 60 3 300 руб.

Обращаем внимание, что все эти исправления отражаются в бухгалтерском учете на основании соответствующей Справки бухгалтера, основанием для написания которой являются первичные документы. В этом случае также не возникает необходимости в подготовке пересмотренной бухгалтерской отчетности за 2017 год.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Бухгалтерские ошибки, признанные в качестве грубого нарушения правил бухгалтерского учета, влекут наложение штрафов, предусмотренных ст.120 НК РФ. Причем, размер штрафа зависит от того, были ли в предыдущем году подобные нарушения в бухгалтерском учете. Если не было, то штраф составит 10 000 руб., если же подобные искажения допускались, то штраф достигнет 30 000 руб.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если ошибки, допущенные в бухгалтерском учете, привели еще и к искажению налоговой базы по «упрощенному» налогу, то сумма штрафа составит 20% от неуплаченного налога, но не более 40 000 руб.

ПЕРВОИСТОЧНИК

Под грубым нарушением понимается искажение сумм начисленных налогов не менее чем на 10% и (или) искажение любой статьи бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

— Статья 15.11 КоАП РФ.

Итак, исходя из изложенного, можно сделать следующий вывод, нормы ПБУ 22/2010 предусматривают два способа корректировки бухгалтерской отчетности. Первый заключается в том, что все исправительные записи следует оформлять 31 декабря того года, к которому относится ошибка. После чего необходимо пересчитать показатели годовой бухгалтерской отчетности и представить пересмотренные, т.е. обновленные экземпляры всем заинтересованным лицам. При втором способе субъекты малого предпринимательства, в т.ч. применяющие УСН, могут исправлять ошибки в более простом порядке и делать корректировочные записи в учете того года, в котором ошибка была обнаружена.

Значит, ошибки 2017 года, обнаруженные только сейчас, можно исправить в 2018 году. Бухгалтерские проводки нужно сделать в том месяце, когда была обнаружена ошибка. При этом произойдет формирование прибылей либо убытков прошлых лет на счете 91 «Прочие доходы и расходы». В этом случае также нет необходимости корректировать бухгалтерскую отчетность предыдущего года и представлять пользователям пересмотренную бухгалтерскую отчетность за предыдущий год.

Таким образом, организации малого бизнеса и, конечно же, «упрощенцы» имеют право выбора приемлемого способа корректировки бухгалтерской отчетности, о котором необходимо заявить в учетной политике организации.

Правильно ли сдали баланс, если деятельности за прошлый год не было?

На практике встречаются и такие ситуации, когда организация, зарегистрированная в налоговом органе, планирует свою деятельность с применением УСН, однако в течение отчетного года не осуществляла никаких операций, не приобретала ни основных, ни оборотных средств, и сотрудники отсутствовали. Кроме уставного капитала организация ничего не имела. При этом возникает вопрос, в каком виде нужно было подавать бухгалтерскую отчетность за 2017 год?

Субъекты малого предпринимательства, в том числе и «упрощенцы», при принятии решения о формировании бухгалтерской отчетности должны в любом случае соблюдать общие требования. Это и Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ, и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ну и, конечно же, приказ МФ РФ от 02.07.2010 №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Исходя из норм законодательства, в подобных ситуациях «упрощенцы» обязаны были представить в налоговый орган и отдел статистики бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде, состоящую из упрощенной формы бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах. При этом в пассиве баланса по строке «Капитал и резервы» нужно было показать величину, соответствующую величине уставного капитала, утвержденной при регистрации организации. Если величина уставного капитала внесена учредителями на расчетный счет в полном объеме, то в активе баланса она должна была быть отражена по строке «Денежные средства и денежные эквиваленты». В случае неполной оплаты уставного капитала учредителями организации, их задолженность должна была быть показана также в активе баланса по строке «Финансовые и другие оборотные активы». По остальным статьям бухгалтерского баланса необходимо было в этом случае проставить прочерки. В Отчете о финансовых результатах за 2013 год при отсутствии операций необходимо было также вместо числовых показателей проставить прочерки.

Пример 3

Величина уставного капитала, определенная учредительными документами, составила 40 000 руб. Единственный учредитель оплатил 50% уставного капитала в 2017 году путем внесения денежных средств в кассу организации.

В бухгалтерском учете при этом должны были иметь место следующие бухгалтерские проводки:

Дебет Кредит Сумма (руб.) Хоз.операция
75 80 40 000 Отражена величина уставного капитала, утвержденного в учредительных документах;<
50 75 20 000 Оплаченная учредителем часть уставного капитала, соответствующая 50% от общей величины, внесена в кассу организации;
51 50 20 000 Зачисление на расчетный счет полученных в кассу денежных средств.

В результате по дебету счета 75, должна была остаться задолженность учредителя в размере 20 000 руб. Если же организация при таких условиях отчиталась в ином виде, то необходимо исправить отчетность.

Корректирующий баланс в налоговую

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *