Понятие «публично-правовая компания» было введено в ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ в рамках реформы гражданского законодательства. Это некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества, наделенная публично-правовыми функциями и полномочиями и созданная на основании федерального закона, решения Правительства РФ или в результате реорганизации госкорпорации, госкомпании или акционерного общества, единственным участником которого является РФ. Правовое положение таких компаний, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации регламентируется специальным федеральным законом. Что представляет из себя публично-правовая компания, для чего она создается? Ответы на эти вопросы вы найдете в комментарии экспертов 1С.
Новая организационно-правовая форма юридических лиц — публично-правовая компания (далее — ППК), — появилась в Гражданском кодексе РФ с 01.09.2014 (пп. «б» п. 3 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ). Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ (далее — Закон № 236-ФЗ) определил правовое положение указанных организаций, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. Данный закон вступил в силу 02.10.2016. Ниже мы расскажем о том, что представляет собой публично-правовая компания и для каких целей она может быть создана.
Содержание
- Понятие и правовое положение публично-правовой компании
- Цели создания ППК
- Особые условия отчетности
- Закон №236-ФЗ от 03.07.2016г. устанавливает правовое положение публично-правовых компаний (цели и способы их создания, права и обязанности, полномочия органов управления, особенности ведения деятельности и др.)
- Для чего будут создаваться публично-правовые компании
- Как будет осуществляться управление публично-правовыми компаниями
- Экономическая эффективность деятельности
- Новые записи:
Понятие и правовое положение публично-правовой компании
Публично-правовая компания — это унитарная некоммерческая организация, которая создается в РФ и ведет деятельность в интересах государства и общества (п. 1 ст. 2 Закона № 236-ФЗ). Для этих целей организация наделяется функциями и полномочиями публично-правового характера, т. е. властными функциями и полномочиями, которые обычно присущи органам государственной власти (см., например, п. 5 ст. 66, ст. 125 ГК РФ).
Создается ППК указом Президента РФ или на основании Федерального закона. Кроме того, она может быть создана путем реорганизации:
- АО со 100-процентным участием РФ;
- государственной компании;
- некоторых госкорпораций.
Основным документом ППК является ее устав (ст. 4 Закона № 236-ФЗ). ППК, в частности, имеет право (п. 4, 6 ст. 5 Закона № 236-ФЗ):
- создавать филиалы и открывать представительства;
- создавать коммерческие и некоммерческие организации и принимать в них участие (для достижения целей, ради которых была создана сама ППК);
- осуществлять деятельность, приносящую доход, если это предусмотрено решением о создании ППК и ее уставом (для достижения целей, ради которых она создана).
Цели создания ППК
Публично-правовая компания может быть создана, в частности, в целях (п. 5 ст. 2 Закона № 236-ФЗ):
- проведения государственной политики;
- предоставления госуслуг;
- управления госимуществом;
- обеспечения модернизации и инновационного развития экономики;
- осуществления контрольных и управленческих функций и полномочий;
- реализации особо важных госпроектов и программ.
Порядок и сроки реализации целей, поставленных перед создаваемой ППК, фиксируются в стратегии ее развития, которая утверждается наблюдательным советом компании (пп. 3 п. 1 ст. 9, ст. 14 Закона № 236-ФЗ).
Общей целью создания нового вида организаций является более гибкое и эффективное участие государства в тех сферах экономической деятельности, где использование существующих форм организаций невозможно или является ограниченным. Также при помощи ППК государство планирует ужесточить контроль над целевым использованием государственного имущества.
Особые условия отчетности
Как следует из норм Закона № 236-ФЗ, ППК с особой тщательностью должны подходить к своей отчетности. Они обязаны создавать систему внутреннего контроля и службу внутреннего аудита. Годовая бухгалтерская и консолидированная отчетность ППК подлежат обязательному аудиту организацией, отобранной в ходе конкурса. Годовой отчет направляется Президенту РФ, Правительству РФ, обеим палатам Федерального Собрания РФ, в Счетную и Общественную палаты РФ (п. 9 ст. 5, пп. 15 п. 1 ст. 9, ст. 15, 16 Закона № 236-ФЗ).
В решениях «1С:Предприятие 8» необходимые изменения, связанные с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 236-ФЗ, будут внесены с выходом очередных обновлений. О сроках см. в «Мониторинге изменений законодательства».
Корпорация публичного права КОРПОРАЦИЯ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА (англ corporation of public law) — в римском праве юридическое лицо как субъект права, идентифицируемый по своим полномочиям и статусу с индивидом. Допуская отдельные формы участия неиндивидуальных субъектов в частноправовых сделках, римское право косвенно сформировало категорию юридического лица, относящуюся к сфере публичного права и предполагающую единую волю при совершении юридических действий. Разные виды таких условных юридических лиц могли быть неидентичны по статусу, напр., объединениям (universitas) разрешалось то, что др. К.п.п. запрещалось. В зависимости от статуса различались 3 основных вида К.п.п.: государство, общины и близкие к ним общественные объединения, учреждения. К.п.п. могла иметь свой особый устав-статут, но это не было обязательным.
Необходимыми признаками К.п.п. считались: наличие имущества, кассы (казны) и доверенного лица, действующего от ее имени. Высшим органом было общее собрание членов, на котором решения принимались простым большинством голосов. К.п.п. сохраняла свое качество независимо от перемен в персональном составе ее членов. Корпорация обладала имуществом, отдельным от имущества своих членов, и члены ее не обладали правами на имущество К.п.п. К.п.п., как правило, не отвечала по обязательствам или за правонарушения своих членов. Ответственность наступала только в случае, если корпорация обогатилась в результате неправомерных действий признанного виновным своего члена и только в пределах размера этого неправового обогащения. В реципированном римском праве признавалось, что К.п.п. ответственны за неправомерные действия своих законных представителей.
К.п.п. не обладала собственной дееспособностью. Для совершения юридических действий ей был необходим законный представитель — actor. Только он имел право выступать от имени К.п.п., предъявлять иски, совершать сделки и т.п.
К.п.п. прекращались: а) выбытием членов; б) запрещением ее деятельности, наложенным государством или судом; в) истечением срока либо достижением целей, предусмотренных при образовании корпорации; г) решением членов К.п.п., принятым единогласно или определенным большинством голосов. Судьба имущества и обязательств при прекращении К.п.п. римским правом отрегулирована не была.
14.07.2016
Статья 50 Гражданского кодекса РФ позволяет создавать некоммерческие организации в организационно-правовой форме публично-правовых компаний. Статьей 65.1 ГК РФ публично-правовые компании отнесены к унитарным юридическим лицам, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.
Закон №236-ФЗ от 03.07.2016г. устанавливает правовое положение публично-правовых компаний (цели и способы их создания, права и обязанности, полномочия органов управления, особенности ведения деятельности и др.)
В частности, установлено, что публично-правовая компания может быть создана на основании федерального закона или указа Президента Российской Федерации, а также путем реорганизации государственной корпорации (за исключением отдельных корпораций), государственной компании, акционерного общества, единственным участником которого является Российская Федерация, на основании федерального закона, определяющего порядок такой реорганизации.
Статьей 27 Закона №236-ФЗ 03.07.2016г. предусмотрено, что публично-правовые компании будут являться субъектами Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». При осуществлении закупок заказчиками – публично-правовыми компаниями положение о закупке будет утверждаться наблюдательным советом. Соответствующие изменения вносятся в статьи 1 и 2 Федерального закона №223-ФЗ от 18.07.2011г.
Предлагаемые законом изменения, инициированные еще в 2013 году, направлены на унификацию законодательства о государственных корпорациях (государственных компаниях), повышение эффективности и степени прозрачности их деятельности.
Согласно Плану-графику мероприятий по преобразованию и ликвидации государственных корпораций и государственной компании «Автодор», утвержденного Председателем Правительства РФ от 29.12.2010г. №6793п-13, существующие корпорации и государственная компания «Автодор» должны быть либо преобразованы, либо реорганизованы, либо ликвидированы. Однако в принятой редакции закон не распространяется на большую часть существующих корпораций — ГК «Внешэкономбанк», ГК «Агентство по страхованию вкладов», ГК «Ростех», ГК «Росатом», ГК «Роскосмос». Таким образом, в публично-правовые компании могут быть преобразованы акционерные общества, полностью находящиеся в федеральной собственности, госкомпании и остальные госкорпорации (ГК «Автодор», Фонд содействия реформе ЖКХ).
Документ
Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Публично-правовая компания – это новая организационно-правовая форма юридических лиц, которая появилась в ГК РФ с 01.09.2014 (пп. «б» п. 3 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ). Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ (далее – Закон № 236-ФЗ) определил правовое положение указанных организаций, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. Данный закон вступил в силу 02.10.2016. Ниже мы расскажем о том, что представляет собой публично-правовая компания и для каких целей она может быть создана.
Публично-правовая компания (далее – ППК) – это унитарная некоммерческая организация, которая создается в РФ и ведет деятельность в интересах государства и общества (п. 1 ст. 2 Закона № 236-ФЗ). Для этих целей организация наделяется функциями и полномочиями публично-правового характера, т.е. властными функциями и полномочиями, которые обычно присущи органам государственной власти (см., например, п. 5 ст. 66, ст. 125 ГК РФ).
Создается ППК указом Президента РФ или на основании Федерального закона. Кроме того, она может быть создана путем реорганизации:
- акционерного общества со 100-процентным участием РФ;
- государственной компании;
- некоторых госкорпораций.
Основным документом ППК является ее устав (ст. 4 Закона № 236-ФЗ).
ППК, в частности, имеет право (п. 4, 6 ст. 5 Закона № 236-ФЗ):
- создавать филиалы и открывать представительства;
- создавать коммерческие и некоммерческие организации и принимать в них участие (для достижения целей, ради которых была создана сама ППК);
- осуществлять деятельность, приносящую доход, если это предусмотрено решением о создании ППК и ее уставом (для достижения целей, ради которых она создана).
Публично-правовая компания может быть создана, в частности, в целях (п. 5 ст. 2 Закона № 236-ФЗ):
- проведения государственной политики;
- предоставления госуслуг;
- управления госимуществом;
- обеспечения модернизации и инновационного развития экономики;
- осуществления контрольных и управленческих функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики;
- реализации особо важных государственных проектов и программ.
Порядок и сроки реализации целей, поставленных перед создаваемой ППК, фиксируются в стратегии ее развития, которая утверждается наблюдательным советом компании (пп. 3 п. 1 ст. 9, ст. 14 Закона № 236-ФЗ).
Общей целью создания нового вида организаций является более гибкое и эффективное участие государства в тех сферах экономической деятельности, где использование существующих форм организаций невозможно или является ограниченным. Также при помощи ППК государство планирует ужесточить контроль над целевым использованием государственного имущества.
Как следует из норм Закона № 236-ФЗ, публично-правовые компании с особой тщательностью должны подходить к своей отчетности. Так, ППК обязаны создавать систему внутреннего контроля и службу внутреннего аудита. Годовая бухгалтерская и консолидированная отчетность ППК подлежат обязательному аудиту организацией, отобранной в ходе конкурса. Годовой отчет о деятельности ППК направляется Президенту РФ, Правительству РФ, обеим палатам Федерального Собрания РФ, в Счетную и Общественную палаты РФ (п. 9 ст. 5, пп. 15 п. 1 ст. 9, ст. 15, 16 Закона № 236-ФЗ).
2 октября вступят в силу нормы, позволяющие создавать в России юридических лиц особой организационно-правовой формы – публично-правовые компании (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон о публично-правовых компаниях). Ими будут называться унитарные некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность на основании специального федерального закона, или создаваемые в силу указа президента. Соответственно, в роли учредителя таких организаций может выступать исключительно государство (ч. 1-2 ст. 2 закона о публично-правовых компаниях).
Между тем такие организации могут быть также созданы и путем реорганизации уже существующих государственных корпораций и компании, а также акционерных обществ, где единственным участником является Россия, за некоторым исключением. Так, не могут стать преобразованными в публично-правовую компанию госкорпорации «Внешэкономбанк», «Агентство по страхованию вкладов», «Ростех», «Росатом» и «Роскосмос». Такие ограничения прямо закреплены в законе (ч. 3-4 ст. 2 закона о публично-правовых компаниях).
Таким образом, можно предположить, что препятствий законодательного характера для преобразования, например, АО «Роснано» или госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в форму публично-правовой компании нет.
НАША СПРАВКА
Унитарными называются такие юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Помимо публично-правовых компаний к унитарным относятся ГУП и МУП, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организаци и религиозные организации (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).
Следует добавить, что в ГК РФ в рамках реформы гражданского законодательства уже сейчас внесены необходимые для создания и начала работы публично-правовых компаний изменения. В частности, в перечень предусмотренных ГК РФ организационно-правовых форм некоммерческих организаций включены и компании нового вида (подп. 11 п. 3 ст. 50 ГК РФ, подп. «б» п. 3 ст. 1 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).
Для чего будут создаваться публично-правовые компании
Среди основных целей создания и функционирования публично-правовых компаний законодатель выделяет несколько. Эти организации будут учреждаться для:
МНЕНИЕ
Саяфарова Снежана, юрист Коллегии адвокатов «Юков и партнёры»:
«Как отмечают разработчики закона о публично-правовых компаниях, он направлен, в первую очередь, на создание более эффективного механизма регулирования деятельности госкорпораций и госкомпаний. Ранее такой контроль осуществляется точечно, посредством принятия законов о создании той или иной корпорации, что является довольно обременительным и трудоемким процессом, так как любое изменение положений о госкорпорации или госкомпании требовали принятия по каждому частному случаю федерального закона. Закон о публично-правовых компаниях позволяет снять эту проблему посредством закрепления общих правил для всех публично-правовых компаний. При этом более детальное регулирование будет осуществляться не только федеральными законами о создании конкретной организации, но и актами президента и правительства, вносить изменения в которые значительно проще».
- проведения государственной политики;
- предоставления государственных услуг;
- управления государственным имуществом;
- обеспечения модернизации и инновационного развития экономики;
- осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики;
- реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов;
- выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера (ч. 5 ст. 2 закона о публично-правовых компаниях).
Перечисленные цели говорят о том, что, как инструмент реализации государственной политики, публично-правовые компании способны выполнять намного более широкий спектр задач по сравнению с деятельностью ныне действующих госкорпораций и госкомпаний, которые учреждаются в целях осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Напомним, правовой статус этих юридических лиц закреплен ст. 7.1-7.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Возможности, которыми будут обладать публично-правовые компании, также заметно отличаются от предоставленных сегодня госкорпорациям и госкомпаниям полномочий. Так, новые компании смогут приобретать активы и учреждать коммерческие и некоммерческие организации, а также создавать филиалы и открывать представительства не только на территории России, но и за рубежом. Кроме того, они смогут участвовать в различных ассоциациях и союзах. При этом собственность этих компаний, будет защищена от возможных исков, заявленных к государству – публично-правовые компании не будут отвечать по государственным обязательствам. Также законом предусмотрена специальная процедура защиты особо ценного имущества компаний – правительством может быть установлен перечень имущества на которое не может быть обращено взыскание по обязательствам публично-правовой компании (подп. 1-3 ч. 4, ч. 8 ст. 5, ч. 2 ст. 6 закона о публично-правовых компаниях).
Следует отметить, что приведенный в законе перечень прав не является закрытым – вновь образуемая публично-правовая компания сможет быть наделена дополнительными правами, предусмотренными актом об ее создании (ч. 5 ст. 5 закона о публично-правовых компаниях).
Имущество публично-правовых компаний будет формироваться, в основном, за счет государственного имущественного взноса. В то же время этим компаниям может быть передано и имущество преобразуемых юридических лиц, а также добровольные имущественные взносы иных субъектов. В связи с этим внешний аудит этих организаций будет осуществлять Счетная палата РФ и другие компетентные органы. При этом доходы, полученные публично-правовой компанией от осуществления своей деятельности будут переходить в ее собственность (ч. 9 ст. 5, ч. 1 ст. 6 закона о публично-правовых компаниях).
Добавим, что публично-правовые компании будут являться заказчиками в сфере регламентированных закупок и осуществлять их на основании Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». А положение о закупке будет утверждаться наблюдательным советом компании (ст. 27 закона о публично-правовых компаниях).
Как будет осуществляться управление публично-правовыми компаниями
В первую очередь авторы закона предусмотрели возможность осуществления Президентом РФ различных полномочий в отношении публично-правовых компаний напрямую. Правда, конкретных полномочий в законе о публично-правовых компаниях не названо, они могут быть определены опять же в учредительных документах, в ходе создания компании (ч. 10 ст. 5 закона о публично-правовых компаниях). Отметим, для госкорпораций и госкомпаний возможность непосредственного участия в их деятельности президента не предусмотрена. В связи с этим можно сделать вывод, что самые затратные и ответственные государственные проекты будут реализовываться именно такими публично-правовыми организациями – деятельность которых будет контролировать глава страны.
Органами непосредственного управления публично-правовой компании будут выступать наблюдательный совет и также генеральный директор. В то же время, решением о создании публичного юрлица может быть предусмотрено создание правления публично-правовой компании (ст. 7 закона о публично-правовых компаниях).
Председатель и члены наблюдательного совета назначаются правительством, при этом сам орган управления наделяется довольно широкими полномочиями, среди которых:
- утверждение стратегии развития компании;
- утверждение бюджета и годового отчета компании;
- выработка рекомендаций для других органов управления компании;
- утверждает порядок использования доходов и т. д. (подп. 1, 3-5, 7 ч. 1 ст. 9 закона о публично-правовых компаниях).
При наблюдательном совете будет сформирован также комитет по аудиту, в задачи которого входит, в том числе, контроль финансовой дисциплины в публично-правовой компании. Одновременно члены наблюдательного совета наделяются довольно широкими индивидуальными правами. Так, они смогут получать информацию о деятельности компании, знакомиться со всеми без исключения документами организации, в том числе касающимися ее финансовой деятельности. Они будут вправе также оспаривать сделки и требовать применения последствий их недействительности (ч. 5-6 ст. 9 закона о публично-правовых компаниях).
Между тем генеральный директор, также назначаемый на должность правительством, будет выполнять функцию единоличного исполнительного органа публично-правовой компании. К его компетенции будут относиться вопросы руководства текущей деятельностью организации (ст. 12 закона о публично-правовых компаниях).
Экономическая эффективность деятельности
Разработчики закона о публично-правовых компаниях, проанализировав опыт работы госкорпораций и госкомпаний, большое внимание уделили вопросам планирования и финансовой дисциплины публично-правовых компаний. В частности, в законе, помимо закрепления непосредственно обязанности этих организаций разработать стратегию собственного развития, прописаны и принципы ее определения. В частности, предусмотрена обязанность наблюдательного совета проконтролировать, что в основу документа легли конкретные финансовые и инвестиционные показатели, анализ достижения которых станет основой оценки эффективности выполнения стратегии развития компании по итогам отчетного периода (ч. 1-2, ч. 4-5 ст. 14 закона о публично-правовых компаниях).
Кроме того законом о публично-правовых компаниях предусмотрен порядок ведения отчетности в этих организациях, в том числе прописаны общие правила составления годового отчета, а также раскрытия информации об их деятельности. Следует отметить, что годовой отчет компании будет направляться на рассмотрение президенту, в парламент, правительство и Счетную палату РФ. Добавим, что разработчики не обошли вниманием и общественность – годовой отчет подлежит опубликованию также на официальном сайте публично-правовой компании, одновременно экземпляр документа будет направляться в ОП РФ (ч. 1-2, ч. 7-8 ст. 15 закона о публично-правовых компаниях).
Также законодатель урегулировал вопросы использования временно свободных средств публично-правовых компаний. Так, инвестирование временно свободных средств публично-правовых компаний предписывается осуществлять на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых активов. А перечень разрешенных активов, порядок и условия инвестирования временно свободных средств, порядок и механизмы контроля за их инвестированием будет определять правительство (ст. 18 закона о публично-правовых компаниях).
***
Публично-правовые компании как новый тип некоммерческих организаций будут представлять собой довольно сложные юридические образования, наделенные компетенцией, далеко выходящей за пределы возможностей обычных бизнес-структур, в том числе и компаний с государственным участием. Создание и деятельность таких организаций потребует особо взвешенного подхода.
Как отмечают разработчики закона, документ был принят во исполнение поручения Президента РФ Владимира Путина в целях пересмотра подходов к созданию и функционированию государственных корпораций и создания унифицированных правил их деятельности. Поэтому можно предположить, что со временем такая организационно-правовая форма компаний с государственным участием станет преимущественной.