Корпоративна етика

Основные понятия, задачи и принципы деловой этики на предприятии

Этика- одна из древнейших философских теорий, объектом изучения которой является мораль, нравственные проблемы, возникающие перед обществом. По своей сути этика претендует на решение вечных человеческих проблем: в чем смысл жизни человека, что есть добро, а что зло, что считать истинным и ложным, справедливым и несправедливым.

Основоположником этики считается Аристотель, который в IV веке до нашей эры создал фундаментальные трактаты о нравственности, о понятиях добра и зла, о достойных и аморальных поступках людей («Большая этика», «Никомахова этика») деловой этика законодательный предприятие

Существует так называемая профессиональная этика- совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а также к людям, с которым он связан в силу характера своей профессии и, в конечном счете, к обществу в целом.

Особым проявлением профессиональной этики является деловая этика.

Деловая этика изучает соответствие моральных норм человека (работника) деятельности и целям организации и представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком в деловой сфере

Этические нормы деловых отношений основываются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, но имеют специфические особенности. Работодатели уделяют все больше внимания вопросам соблюдения этических норм деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу. Этика деловых взаимоотношений важна также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли.

Соблюдение этики деловых взаимоотношений является одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

К основополагающим нормам этики можно отнести: уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальная ответственность за психологическую защищенность сотрудников и т.п.

Этика включает в себя систему нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и, наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят свое отражение в служебной этике. Стоит отметить, что общие корпоративные этические принципы должны быть направлены на то, чтобы вывести предприятия на качественно иной уровень функционирования и при правильном осуществлении программы по внедрению принципов этики деловых отношений на качественно иной уровень доходов. Корпоративные этические принципы могут быть использованы для выработки любой организацией и руководителями собственных этических систем, которые будут способствовать развитию данных предприятий. Весьма актуальным может являться выработка отдельной этической системы на торговом предприяти. Но для того, чтобы ее выработать, сначала необходимо определить какие формы деловых отношений существуют в данной фирме. В любом торговом предприятии, да и вообще почти в любой фирме присутствуют следующие формы деловых отношений:

  • · между организацией и персоналом;
  • · отношения внутри персонала;
  • · между организацией и клиентами;
  • · между организацией и посредниками;
  • · между организацией и конкурентами;
  • · между организацией и поставщиками;
  • · между организацией и государственными учреждениями.

Принципы этики деловых отношений — это обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на нормы поведения участников деловых отношений. В основу современной корпоративной этики, по мнению большинства ученых, должны быть положены три важнейших положения, три принципа:

  • · создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;
  • · прибыль и другие доходы производства рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;
  • · приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

Корпоративная этика опирается на нравственные нормы, которые позволяют каждому ощущать себя личностью. В первую очередь они связаны с базовыми (материальными) потребностями наемного работника:

  • · оплата квалифицированного труда должна быть не ниже доходов средних слоев населения;
  • · предприятие берет на себя ответственность за определенную стабильность занятости, а в случае вынужденного увольнения — выплаты соответствующей компенсации;
  • · недопущение неоправданного разрыва уровней доходов собственников, менеджеров и рядовых работников.

В своей каждодневной деятельности руководитель любого уровня или наемный работник принимают решения не только руководствуясь принятой в данной организации системой ценностей и норм поведения, но и исходя из правовых норм. Однако, никакие правовые нормы не в состоянии определить степень доверия и уважения руководителя к своим подчиненным, признание за ними права на человеческое достоинство, собственное мнение по тому или иному вопросу.

Следует обратить внимание и на тот факт, что значение закона и морали как регуляторов человеческого поведения различаются от общества к обществу. Так одной из характерных черт российского менталитета является приоритет духовного начала, своего рода «внутреннего закона» над нормами официального права. В этой связи формирование правового государства в российских условиях должно обязательно дополняться морально-этическими нормами.

11.6. Этика организации

Частники при капитализме управляют огромной частью общественного богатства – и материальными, и финансовыми, и людскими ресурсами, – и обществу не все равно, как и с какими целями будет это богатство использоваться. Свои интересы общество обеспечивает как при помощи правовых механизмов, так и путем формирования, воспитания чувства ответственности. Исследования показали, что сотрудники, ценности которых совпадают с ценностями организации, работают более эффективно и больше удовлетворены своей работой. Наличие у работника ценностей, противоречащих ценностям компании, является основным источником разочарований, конфликтов и падения производительности. Если ценности компании совпадают с ценностями большинства членов общества, у компании меньше проблем с привлечением и закреплением работников. В то же время ценности компании, как правило, являются отражением ценностей ее создателей и хозяев.

Рис. 11.3. Общая корпоративная социальная ответственность

Система норм нравственного поведения и обязанностей людей по отношению друг к другу и обществу в целом называется этикой. Она включается в состав духовной культуры организации, и поэтому этика организации есть одно из проявлений организационной культуры. Кроме того, этика как философская наука изучает мораль. Мораль – форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.

Знание этикета (совокупности правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям) и следование его предписаниям может на какое-то время ввести в заблуждение относительно моральных установок и ценностей человека, которыми он руководствуется, но деловая сфера, в которой люди решают проблемы обеспечения своих самых насущных потребностей, способствует быстрому раскрытию истинного лица.

Этическая дилемма возникает в ситуации, когда каждая альтернатива или форма поведения является нежелательной, поскольку может иметь негативные последствия. В данном случае бывает довольно сложно определить правильность или ошибочность действий.

Сотрудники организаций часто сталкиваются с ситуацией этической дилеммы, когда ни одно из решений не является безукоризненным с нравственной точки зрения, и наличие и выполнение этических норм и правил позволяет принимать решения, соответствующие ценностям организации.

Всеобщая корпоративная социальная ответственность перед обществом как система норм поведения организации в обществе может подразделяться на четыре сферы, или аспекта: на экономическую, юридическую, этическую и дискреционную. Это показано на рис. 11.3.

По-видимому, правомерно считать, что компания обладает полной социальной ответственностью, если ее поведение ответственно с точки зрения всех четырех критериев: экономического, юридического, этического и дискреционного.

Первым критерием социальной ответственности является экономическая ответственность. Компания, ведущая бизнес, прежде всего представляет собой основную экономическую единицу общества. Она несет ответственность за производство товаров и услуг, в которых нуждаются люди, и за получение максимальной прибыли для своих владельцев и акционеров. Повышение экономической ответственности до экстремального уровня описано в концепции максимизации прибыли, созданной нобелевским лауреатом Милтоном Фридманом. Он утверждает, что деятельность корпорации должна быть направлена на получение прибыли и что ее единственной миссией является получение настолько крупной прибыли, насколько это позволяют правила игры.

Во всех современных обществах принимаются законы и утверждаются правила регулирования, которым, как ожидается, должен следовать бизнес. К сфере юридической ответственности относится то, что в обществе считается приемлемым корпоративным поведением. Предполагается, что предприятие будет достигать своих экономических целей, не выходя за рамки законов. Юридические требования определяются местными городскими советами, законодателями отдельных субъектов федерации и федеральными органами управления. Деятельность организации, нарушающей законы, оценивается негативно. Юридическая ответственность – это необходимость следовать конкретным законам и нормам государственного регулирования, содержащим определенные санкции за их неисполнение. Опыт создания эффективного «кнута» для корпораций в странах с развитым рынком велик. Так, в США эффективно действует антимонопольное законодательство: закон Шермана – свыше 100 лет, а закон Клейтона и закон о Федеральной инспекции – с 1914 г.

Этическая ответственность предполагает поведение, которое не обязательно регламентируется законодательством и не всегда служит прямым экономическим интересам корпорации. Компания, принимающая этичные решения, честно соблюдает права своих сотрудников и обращается с ними одинаково, за исключением только тех случаев, когда этого требуют организационные цели и задачи. Неэтичное поведение имеет место в ситуациях, когда компания или ее отдельный сотрудник пытаются достичь своих целей за счет других людей или общества в целом.

Дискреционная ответственность – полностью добровольная ответственность, продиктованная желанием организации вносить вклад в процветание общества и не обусловленная экономической необходимостью, законом или этикой. Дискреционные действия включают филантропические акции, которые не приносят прибыли и не ожидаются от организации. Для подобного вида ответственности организации используется еще термин «социальная ответственность» – добровольный отклик организации на социальные проблемы и ожидания общества, вытекающий из восприятия организацией самой себя как части общества, как коллективного члена сообщества, как системы, в которой должен быть обеспечен целый ряд интересов членов общества (потребителей, акционеров, сотрудников). По сути, это ситуация перманентного противоречия, постоянного морального выбора между интересами субъектов, поиска компромиссов, нахождения согласия. Общественное мнение о том, как организация понимает свою социальную ответственность, формируется на основе поступков, имеющих моральное значение и получающих моральную оценку.

Существуют две основные точки зрения на проблему форм и степени социальной ответственности корпорации перед обществом. Одна (М. Фридман) заключается в признании достаточности для бизнеса стремления к прибыли при условии строгого соблюдения законов, другая (Э. Карнеги, Д. Рокфеллер) – в том, что, кроме указанного стремления, корпорация как коллективный член общества несет моральную ответственность перед обществом за свое поведение. Корпорация должна эту ответственность сознавать и вести себя так, как того ожидает от нее общество, т. е. добровольно и активно принимать участие в решении социальных проблем. Еще в начале XX в. некоторые руководители бизнеса выражали уверенность в том, что корпорации обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше.

«Кит Дэвис, американский специалист в области менеджмента указывает, что бизнес обязан быть активно социально ответственным по причине «железного закона ответственности», и утверждает, что «в долговременной перспективе те, кто не пользуется властью в таком направлении, каковое общество считает ответственным, эту власть потеряет», т. е. тот, кто не считается с ожиданиями общества в части соблюдения норм этичного поведения (а это – проявление культуры корпорации), проигрывает в перспективе. Ожидать от бизнеса добровольного проявления этической и тем более дискреционной ответственности – значит не понимать природы и сущности капитализма.

Рис. 11.4. Три колонны – опоры этичной организации

Многие менеджеры пытаются улучшить этический климат в своей компании и повысить ее социальную ответственность. На рис. 11.4 можно увидеть метафорическое изображение трех колонн, являющихся опорой этичной организации.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Корпоративная мораль

Но вдруг мораль эта отказала, покрылась ржой. С годами бородинские баталии интеллигенцию манить перестали: вдруг сделалось понятно, что битву с французской цивилизацией, возможно, стоило бы и проиграть — в конце концов, борьба с цивилизацией до хорошего не доведет: победить-то мы победили, а как бедно живем! Может быть, проиграть разумнее? Мораль акунинского «Турецкого гамбита» и смердяковского анализа двенадцатого года «глупая нация-с победила умную-с» (вот он, точный сюжет акунинского детектива: надо проиграть, чтобы общая цивилизация выиграла) показалась рабочим сценарием будущего. Постепенно в русской культуре сложилась стратегия не героическая, но прагматическая. И под влиянием практических обстоятельств роль интеллигента была переосмыслена, и русская литература мимикрировала.

Сказалась неприязнь к пафосу: мы не любили образы пионеров-героев и Зои Космодемьянской, героев-панфиловцев и челюскинцев, это представлялось ходульным и жалким — вместе с этими навязанными нам героями ушли в небытие и Григорий Мелихов, и Теркин, и рыбак Владимова, и алкаш Ерофеева, и философ Зиновьева. Было дискредитировано то общее, поделенное на всех чувство бытия, которое только и образует героев. Возникло нечто взамен: индивидуальный успех, личная свобода, но, парадоксальным образом, отдельно стоящего героя создать не получилось.

Ни соц-арт в изобразительном искусстве, ни концептуализм (наследник иронии и сарказма обиженных диссидентов), ни поэзия восьмидесятых, ни свободолюбивый дискурс постмодернизма не создали героя, которому хочется подражать и которого можно любить. И связано это с тем, что общее дело было признано недействительным. Платон полагал, что миссия поэтов в государстве прославлять подвиги героев и тем самым давать пример детям. Искусство обязано учить хорошему и сплотить людей — мысль банальная, но в государстве необходимая. Надо выстоять всем вместе, иначе как и зачем жить? Герой — он героем является потому, что защищает других. У Маяковского есть образ (образ искусства, религии, ответственности поэта) — большой Человек. Этот Человек стоит, как страж общества, призванный следить, чтобы счастья досталось всем и никого не обделили: «…жду, чтоб землей обезлюбленной вместе, всей мировой человечьей гущей… сто лет стоял, буду и двести, стоять пригвожденный — этого ждущий». Это одно из самых точных описаний русского классического интеллигента: зануды и моралиста, человека несгибаемого.

Так и жили, тем держались. Но устали — и высшим благом была прокламирована личная независимость. И однажды концептуалист Кабаков создал инсталляцию «Человек, который улетел» и показал пустое место, оставшееся после человека, уставшего от общества. Кабаковский персонаж соорудил из подтяжек катапульту и улетел на свободу — прочь от дурацкой реальности, в хорошие страны. Пустое место, оставшееся от улетевшего человека, и есть образ интеллигенции наших дней. Образ растаял.

Собственно, постмодернизм (в том числе и российский постмодернизм: Кабаков, Пригов, Рубинштейн и т. п.) был защитной реакцией культуры на экзистенциализм. Определенность надоела, прискучил пионерский героизм, надоело равенство в беде, захотелось веселого ни к чему не привязанного дискурса, свободы! Захотелось личной независимости, и прежде всего от тусклой народной судьбы. «В будущее возьмут не всех», — гласила программная фраза концептуалиста Кабакова. А вот Толстой учил, что брать надо всех. И Маяковский про это же говорил. И Высоцкий про это пел.

«Толстый неуклюжий Пьер — архетип русского интеллигента. Он идет в бой не потому, что верит в правоту государства, плевать ему на государство. Не ради Александра и даже не ради России идет Пьер на Бородинское поле. Идет по простой причине — потому что есть слабые, которых требуется защитить. „Это моя дочь, которую я спас из огня“, — говорит о чужом ребенке. Вот и все, так просто.»

Однако нынче приняли другое решение.

Появилась риторика интеллигента, который отстаивает собственные права, а не права какого-то дяди; за свои права пойдет на демонстрации. То есть интеллигент сегодня говорит, что он борется за главное: за абстрактные положения демократии, за права базовые, за общие положения.

Но дело в том, что абстрактной демократии не бывает. Не бывает свободы и прав вообще. Как говорил экзистенциалист Камю: «Человек — это не абстракция». Жизнь конкретна и судьбы людей конкретны. Литература, которая служит абстракции, мертва. Пьеру Безухову или герою Высоцкого с такой моралью родиться невозможно.

Закономерно, что в корпоративном государстве, при наличии корпоративного капитализма возникли корпорации мастеров искусств. Литераторы и художники разделились как прежде, во времена Советской власти, по цехам и секциям, возникли профессиональные связи и табели о рангах. Появились, как в те самые времена, литературные салоны, журнальные иерархи, издательские авторитеты. Литература русского экзистенциализма создавалась любителями — любителем был и Толстой. Но сейчас наступила пора профессионалов, воспитанников литинститутов и питомцев объединений, газетных громовержцев, новых Фадеевых и новых Алексеев Толстых, новых Демьянов Бедных и новых Софроновых.

И непременный компонент литературного салона: у литераторов возникла салонная гражданская позиция.

Как и нужная публикация, и нужная премия, салонная гражданская позиция есть необходимый атрибут профессионала. Гражданская позиция не связана с обычными гражданами, но обозначает особую писательскую миссию. Профессия литератора допускает отдельное существование гражданственной позиции и отдельное существование рыночной продукции. Общий балл должен соответствовать образцам, но гражданская позиция существует не в литературном образе, а как бы довеском. Можно писать бульварную литературу, а гражданскую позицию заработать на трибуне — дослать сухим пайком. Это здравый подход, он совершенно не соответствует критериям экзистенциализма — ну так ведь с общей моралью было покончено.

Теперь мораль корпоративная, цеховая, и литература тоже корпоративная. Националисты отдельно, постмодернисты отдельно, бытописатели отдельно, и они друг другу не мешают, даже и не спорят. Встречаясь на митингах, они не ссорятся, поскольку гражданские позиции, как и премии, не связаны с жизнью и творчеством.

Худшее, что может сделать литератор, это нарушить корпоративную мораль — вот Захар Прилепин попытался спросить нечто некондиционное, и ему теперь долго придется объяснять, что он имел в виду, чтобы безболезненно встроиться в ряды салона.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Корпоративная этика

Размещено на http://www.allbest.ru/

Корпоративная этика

Введение

Современное общество может нормально развиваться и функционировать только в результате непрерывного производства материальных и духовных ценностей. Поэтому, от того, какими по своему нравственному содержанию будут являться отношения людей, которые задействованы в данном процессе, будет зависеть благополучие общества и отдельного субъекта общественных отношений.

Очень часто в процессе профессиональной деятельности между его участниками возникают различные этические проблемы. Чтобы их избежать, необходимо руководствоваться корпоративной этикой, для того чтобы наилучшим образом следовать и своим интересам и интересам предприятия (компании). Поэтому тема корпоративной этики достаточно актуальна в современном мире, поскольку от нее зависит успешное взаимодействие людей в служебной сфере и как следствие достижение поставленных целей.

Объектом исследования данной работы являются этические нормы в деловой сфере.

Предмет исследования — корпоративная этика, ее виды и характеристика.

Цель реферата: рассмотреть понятие корпоративной этики, ее структуру и виды, а также корпоративные кодексы.

В реферате использованы описательный и сравнительный методы исследования.

Корпоративная этика: понятия и характеристика

Настроение или атмосферу, которая царит в данном рабочем коллективе, называют в деловом мире корпоративной этикой. Она имеет прямое отношение к коллективным установкам, правилам и представлениям, которые преобладают среди сотрудников, от самого верха до самого низа и в любом виде бизнеса. Корпоративная этика вырабатывается самими сотрудниками и отношениями между ними под влиянием основных целей, ориентаций и содержания бизнеса.

Корпоративная этика — достаточно новое явление и сейчас оно прочно входит в нашу жизнь. Ее возникновение связано, прежде всего, с появлением крупных сетевых компаний, транснациональных корпораций и т. д. Рассмотрим основные определения корпоративной этики.

Корпоративная этика — это система моральных принципов, норм нравственного поведения, оказывающих регулирующее воздействие на отношения внутри одной организации и на взаимодействие с другими организациями.

«Корпоративная этика является ключевым элементом, объединяющим людей — участников производственного процесса на предприятии — в единый социальный организм (человеческое сообщество)» .

По мнению Евченко О.С корпоративная этика это- устойчивая совокупность принимаемых организацией нравственных ценностей и норм, а также механизмов воплощения этих ценностей в реальные отношения. Данные принципы оказывают воздействие на отношение как внутри одной организации так и на взаимодействие с другими.

Иногда понятия «профессиональная этика» и «корпоративная этика» используют как синонимы. Но, по мнению А.А. Скворцова, это не совсем правильно: «Конечно, сообщество профессионалов можно, при желании, рассматривать как корпорацию. Но смысл и трудности корпоративного регулировании состоят в том, что его субъектом выступает не коллегия специалистов, а сообщество единомышленников, в котором трудятся люди разных профессий, статусов и интересов».

Корпоративная этика выступает как форма общественного сознания, присущая как предпринимателям, так и наемным работникам, которых объединяют общие цели их профессиональной деятельности.

«Под воздействием корпоративной этики деятельность работников организуется не столько на основе приказов или компромиссов, сколько за счет внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников. Организация, построенная на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов становится наиболее гармоничной и динамичной формой производственного сообщества» .

Целью корпоративной этики принято считать поиск и систематизацию индивидуальных и общих этических норм и правил, элементов культуры, а также степени связи этих норм между собой и влияние их на деятельность организации.

К субъектам корпоративной этики относятся: владельцы, руководители и работники организации.

Назначение корпоративной этики — регулирование взаимоотношения представителей различных профессий, объединенных общностью трудового коллектива, работающих в одной организации.

Особенности и структура корпоративной этики

Главная особенность корпоративной этики заключается в том, что она не является отдельным и самостоятельным видом этики, какими являются, например, этика педагога, журналиста и т. д. корпоративная этика включает составные элементы каждого вида профессиональной этики.

Корпоративную этику можно представить, как систему с двумя подсистемами. Во-первых, это моральные и этические ценности организации и ее приоритеты в развитии. Во-вторых, это нормы и правила поведения сотрудников организации в формальных и неформальных ситуациях.

Ценности — это относительно общие убеждения, которые определяют, что правильно и что неправильно, и устанавливают общие предпочтения людей.

«Ценности могут быть позитивными, ориентирующими людей на такие образцы поведения, которые поддерживают достижение стратегических целей организации, но могут быть и негативными, которые отрицательно влияют на эффективность организации в целом» .

Основными ценностями, на основе которых формируется корпоративная этика, являются:

1. Компетентность и профессионализм. Субъекты корпоративной этики должны: обладать качественным образованием, опытом работы, умением принимать взвешенные и ответственные решения, стремиться повышать свой профессиональный уровень, отличаться ответственностью и дисциплинированностью.

2. Честность и непредвзятость. Это фундамент деловой репутации организации. Конфликт между личными интересами и профессиональной деятельностью не допускается.

3. Уважение человеческой личности.

4. Патриотизм. Работник должен быть как патриотом своего государства, так и патриотом своей организации.

5. Дисциплина — ориентирует на соблюдение норм, регулирующих поведение сотрудников в организации, способствует достижению целей организации, чёткой организации трудового процесса, согласованности деятельности различных подразделений.

6. Законность — отсутствие ориентации на законность, как со стороны руководителей, так и со стороны подчинённых, ставит их в зависимое, уязвимое положение, усложняет отношения, делает ситуацию более неопределённой.

7. Инициатива — внедрение данной ценности формирует активную жизненную позицию работника, способствует развитию организации

8. Карьера — данная ценность способствует стремлению повышать квалификацию, проявлять инициативу.

9. Коллектив как ценность характеризует приверженность сотрудника данному коллективу, готовность многое сделать ради благополучия коллектива.

10. Гибкость — нацеленность на гибкость побуждает работников к эффективному взаимодействию, совместным поискам оптимального решения проблемы .

Виды корпоративной этики

Различают несколько видов корпоративной этики. Это традиционная, высококвалифицированная, инновационная и общественная этика.

1. Традиционная корпоративная этика — это старомодный подход к корпоративному окружению. Она основывается на четко определенных ролях и отношениях между сотрудниками. Традиционно действует простая цепочка команд. Указы отдаются сверху и выполняются подчиненными без обсуждения или несогласия. И хотя такой вид этики уже устарел, он все еще имеет место. Чаще всего такая этика используется в компаниях с давно отработанными методами управления и ведения бизнеса и для них она является наиболее эффективной.

2. Высококвалифицированная корпоративная этика называется так не потому, что другие виды этики не подразумевают высокой квалификации персонала. Основной принцип такого вида корпоративной этики — подбор талантливых людей высшего звена, которые будут оказывать влияние на сотрудников низших звеньев. Это характерно для компаний, где нормой являются рискованные операции, например финансовые игры на бирже.

3. Инновационная корпоративная этика — это во многом антипод традиционной этики. В этом случае креативная инициативность поддерживается среди простых сотрудников. Определенный риск в компаниях с таким видом корпоративной этики всегда присутствует.

4. Общественная корпоративная этика черпает свои силы из совместных усилий, командной работы и здоровых доверительных отношений между сотрудниками компании. Часто такой вид корпоративной этики делает акцент на заботе о своих сотрудниках. В этом случае компания придерживается принципа, что работникам нужно платить немного больше, чем обычно, следует также поощрять и вознаграждать людей за достижения .

Виды корпоративного общения

Корпоративное общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в ходе которого происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Цель корпоративного общения — постановка определенных целей и конкретных задач.

Корпоративное общение можно разделить на прямое и косвенное, вербальное и невербальное .

В.П. Третьяков, в своей статье «Корпоративная культура делового общения» выделял 3 основных стиля корпоративного общения: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

? Ритуальный стиль, в соответствии с которым главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. В ритуальном общении партнер — лишь необходимый атрибут, его индивидуальные особенности несущественны, в отличие от следования роли — социальной, профессиональной, личностной.

? Манипулятивный стиль, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути, любые обучение, убеждение, управление всегда включают манипулятивное общение.

? Гуманистический стиль, который направлен на совместное изменение представлений обоих партнеров, предполагает удовлетворение такой человеческой потребности, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.

Также он обозначил следующие формы корпоративного общения: деловая беседа, деловые переговоры, спор, дискуссия, полемика, деловое совещание, публичное выступление.

Деловая беседа — передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам или проблемам.

Деловые переговоры — основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон. Деловые переговоры всегда имеют конкретную цель и направлены на заключение соглашений, сделок, контрактов.

Спор. Он реализуется в форме диспута, полемики, дискуссии и пр.

Деловое совещание — способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов.

Публичное выступление — передача одним выступающим информации различного уровня широкой аудитории с соблюдением правил и принципов построения речи и ораторского искусства.

Деловая переписка — обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи текста.

Нормы корпоративной этики. Корпоративные кодексы.

Нормы — это требования к поведению владельца роли, человека, занимающего определённую ступеньку в структуре организации.

Нормы и правила корпоративной этики содержатся в корпоративных кодексах. этический корпоративный компетентность

Корпоративные кодексы являются центральным элементом корпоративной этики. Они представляют собой свод принципов и правил делового поведения.

Первые корпоративные этические кодексы появились в США в начале XX в. Первоначально это были короткие формулировки основных идей, а также перечни некоторых норм обращения с клиентами и соперниками.

Как правило, кодекс корпоративной этики состоит из следующих разделов:

I. Введение. (Для чего создан кодекс? Что такое кодекс? На каких главных ценностях основан кодекс? Нормы и приоритеты деятельности организации, устанавливаемые кодексом, задачи, решаемые кодексом.)

II. История деятельности и развития организации.

III. Миссия организации.

IV. Основные принципы деятельности организации

V. Стандарты поведения.

Кодекс корпоративной этики может выполнять 3 основные функции:

I. Репутационную

II. Управленческую

III. Развития корпоративной культуры.

Репутационная функция кодекса заключается в формировании доверия к компании со стороны референтных внешних групп.

Управленческая функция кодекса состоит в регламентации поведения в сложных этических ситуациях. Повышение эффективности деятельности сотрудников осуществляется путем регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами, определении порядка принятия решений в сложных этических ситуациях, указания на неприемлемые формы поведения.

Кодекс корпоративной этики — значимый фактор развития корпоративной культуры. Кодекс может транслировать ценности компании всем сотрудникам, ориентировать сотрудников на единые корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную идентичность.

Сформированный Кодекс поможет на этапе подбора оградить компанию от работников, не разделяющих ценности компании и убеждения персонала. Кодекс поможет из достойных соискателей выбрать наиболее подходящего по взглядам на жизнь, по убеждениям и ценностям, тем самым минимизируя затраты на его адаптацию в компании и коллективе .

Заключение

Итак, в реферате были рассмотрены понятия корпоративной этики ее сущность и виды. Таким образом, цель реферата достигнута благодаря изучению литературы по данной теме.

Подводя итог, следует отметить, что корпоративная этика — неотъемлемая часть деловых отношений человека. На сегодняшний день все крупные разветвленные организации уже осознали необходимость внутриорганизационного этического регулирования. Существующее вокруг нас сегодня ценностное многообразие заставляет отдельные предприятия проявлять собственную инициативу в этическом плане. Этические нормы приобретают вполне конкретный, жестко регламентированный характер. На уровне отдельных предприятий все большее распространение получает практика принятия корпоративных кодексов. От наличия и уровня развития этических норм напрямую зависит успешность и материальное благополучие организации.

Такими образом, знание норм корпоративной этики позволит человеку успешно и эффективно выполнять свою работу и при этом сохранять свое человеческое достоинство и личностные особенности, а также регулировать отношения между сотрудниками, занимающими разное положение на служебной лестнице.

Список использованной литературы

1. Дубинина Мария Васильевна. Корпоративная этика в системе управления трудовыми отношениями на предприятии (Теоретико-методологические аспекты): Диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05: Москва, 2003.

2. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений: учебник / Д.К. Захаров В.Г. Коновалова; под ред. А.Я. Кибанова; М.: ИНФРА-М, 2002.

3. А.А. Скворцов. Этика: учебник/ под общей редакцией А.А. Гусейнова — М.: Издательство Юрайт 2011.

4. Стеклова О.Е. Организационная культура: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2007.

5. Третьяков В.П. Корпоративная культура делового общения// Научная статья.

6. П. Кумз, М. Уотсон, К. Кампос, Р. Ньюэлл, Г. Уилсон. Цена корпоративного управления. Вестник McKinsey. № 1(3). 2003.

7. Евченко, О.С. Корпоративная этика: основные подходы и проблемы ; М., 2012.-13 с. Режим доступа: http://new.philos.msu.ru/uploads/media/Evchenko_O.S.pdf

Размещено на Allbest.ru

Корпоративна етика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *