Концепция правовой информатизации России, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г.
Стремительное качественное обновление общества, становление рыночной экономики, построение демократического правового государства -эти и многие другие проблемы выдвигают на первый план решение глобальной задачи -формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности, ибо правовая образованность необходима, чтобы расти в условиях демократии.
Главная цель правовой информатизации России состоит в построении общенациональной правовой информационной системы, охватывающей все регионы, высшие государственные органы власти и управления и правоохранительные органы.
Учитывая, что построение общенациональной системы правовой информации необходимо осуществлять на основе высших достижений науки и техники, интеграции действующих средств коммуникации и связи и сопряжения различных систем правовой информации, функции головного исполнителя можно возложить только на организацию, обладающую мощным научно-техническим потенциалом в сочетании с развитыми средствами коммуникации. Такой организацией является Федеральная служба охраны Российской Федерации.
Работу по организации интегральных банков нормативных актов, формируемых из копий эталонных банков, а также по обеспечению к ним оперативного доступа пользователей других уровней системы целесообразно возложить на центральный узел системы правовой информации, функции которого в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации выполняет научно-технический центр правовой информации «Система».
6.Государственная политика в сфере информационной безопасности. Определение и задачи информационной безопасности. Составляющие национальных интересов рф в информационной сфере.
В Российской Федерации к нормативно-правовым актам в области информационной безопасности относятся:
Акты федерального законодательства:
Международные договоры РФ;
Конституция РФ;
Законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы);
Указы Президента РФ;
Постановления Правительства РФ;
Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств;
Нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и т. д.
Государственная политика обеспечения информационной безопасности РФ основывается на следующих основных принципах: —
соблюдение Конституции РФ, законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности РФ; —
открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством РФ; —
правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающееся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом;
— приоритетное развитие отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов РФ.
Государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационной безопасности РФ:
— проводит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз информационной безопасности РФ, разрабатывает меры по ее обеспечению; —
организует работу законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение, отражение и нейтрализацию угроз информационной безопасности РФ; —
поддерживает деятельность общественных объединений, направленную на объективное информирование населения о социально значимых явлениях общественной жизни, защиту общества от искаженной и недостоверной информации; —
осуществляет контроль за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации; —
проводит необходимую протекционистскую политику в отношении производителей средств информатизации и защиты информации на территории РФ и принимает меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и информационных продуктов; —
способствует предоставлению физическим и юридическим лицам доступа к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям; —
формулирует и реализует государственную информационную политику России;
— организует разработку федеральной программы обеспечения информационной безопасности РФ, объединяющей усилия государственных и негосударственных организаций в данной области;
— способствует интернационализации глобальных информационных сетей и систем, а также вхождению России в мировое информационное сообщество на условиях равноправного партнерства.
Совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ.
Это предполагает:
— оценку эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования;
— создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности; —
определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства РФ в данной сфере; —
создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности РФ, а также о последствиях их осуществления; —
разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий; —
разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в Уголовный, Гражданский, Административный и Трудовой кодексы, в законодательство РФ о государственной службе; —
совершенствование системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности РФ.
Правовое обеспечение информационной безопасности РФ должно базироваться прежде всего на соблюдении принципов законности, баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере.
Соблюдение принципа законности требует от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ при решении возникающих в информационной сфере конфликтов неукоснительно руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в этой сфере.
Соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в различных областях жизнедеятельности общества, а также использование форм общественного контроля деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области информационной безопасности.
Разработка механизмов правового обеспечения информационной безопасности РФ включает в себя мероприятия по информатизации правовой сферы в целом.
В целях выявления и согласования интересов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и других субъектов отношений в информационной сфере, выработки необходимых решений государство поддерживает формирование общественных советов, комитетов и комиссий с широким представительством общественных объединений и содействует организации их эффективной работы.
В четверг 8 января опубликовано распоряжение правительства от 29 декабря 2014 года №2769-р, которым утверждена Концепция региональной информатизации.
Концепция определяет основные цели и направления деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в органах государственной власти субъектов Российской Федерации на период до 2018 года, а также организационную модель управления региональной информатизации.
В концепции предложены основные принципы развития ИКТ по 12 направлениям в различных сферах социально-экономического развития субъектов РФ: образовании, здравоохранении, транспортной сфере, сфере обеспечения общественной безопасности и других.
В основу концепции легли результаты исследования, проведенного Экспертным центром электронного государства в конце 2012 года. В ходе этой работы, совместно с экспертным сообществом были определены приоритетные направления информатизации приоритетных социально значимых сфер государственного управления субъектов Российской Федерации (здравоохранения, образования, социальной поддержки населения, жилищно-коммунального хозяйства и общественной безопасности).
В исследовании приняли участие эксперты регионального и муниципального уровней, специалисты IT-компаний, представители общественных организаций.
Положения концепции соответствуют основным направлениям государственной политики в области информатизации, сформулированным в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена президентом России 7 февраля 2008 года), Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года (распоряжение правительства от 1 ноября 2013 года №2036-р) и государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» (утверждена постановлением правительства от 15 апреля 2014 года №313).
Распоряжение правительства и текст Концепции региональной информатизации >>>
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!
УДК 340.11
Страницы в журнале: 16-19
Р.А. Осипов,
аспирант кафедры теории государства и права Саратовской государственной юридической академии Россия, Саратов magistr_sar@mail.ru
Рассматривается становление понятия правовой информатизации на основе изучения нормативных правовых актов, посвященных регулированию процесса информатизации. Определяется роль правовой информатизации в обеспечении правовой информированности населения. Приводятся законодательные и доктринальные определения данного понятия. Аргументируется положение, что в настоящее время правовая информатизация выступает основным средством технологии обеспечения правовой информированности населения и важнейшим ресурсом повышения уровня его правосознания. Делается вывод, что правовое регулирование данного процесса ввиду его особенностей и повышенной значимости целесообразно осуществлять в рамках соответствующего направления государственной политики.
Ключевые слова: правовая информатизация, правовая информированность, технология обеспечения правовой информированности, средство обеспечения правовой информированности, правовое информирование, правовая информация, правосознание.
Построение в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности, еще в 1990-х годах было признано на государственном уровне Концепцией правовой информатизации России (утв. указом Президента РФ от 28.06.1993 № 966; далее — Концепция) одной из важнейших задач глобального характера В Концепции была отмечена причинно-следственная связь дефицита информационно-юридических услуг и неудовлетворительного состояния общественного правосознания и правопорядка в стране, а также указана необходимость создания действенных механизмов, обеспечивающих за счет более полной правовой информированности граждан повышение эффективности права и его применения, иными словами, необходимость создания эффективной технологии правового информирования населения.
По прошествии более чем 20 лет приходится констатировать, что поставленные в данном документе задачи, к сожалению, в полной мере не решены. Необходима оптимизация процесса правовой информатизации, выступающей основным средством повышения уровня правовой информированности граждан.
Правовая информатизация имеет в литературе различные варианты трактовок — от довольно узких и лаконичных до предельно широких и абстрактных. Первый вариант иллюстрирует, например, определение, данное Р.И. Газиевым, согласно которому правовая информатизация представляет собой особый вид современных социальных коммуникаций, обеспечивающих распространение и использование правовых знаний в обществе .
Существенно отличается от приведенного выше подход О.В. Сорговицкого и Д.Д. Стойчевски, которые под правовой информатизацией понимают правовой, организационный, социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей государственных органов, юридических лиц и граждан в получении правовой информации на базе информационных технологий, систем и сетей, позволяющих осуществлять создание, формирование, накопление, обработку, организацию (систематизацию) и выдачу пользователю правовой информации .
Известный специалист в рассматриваемой области И.Л. Бачило предлагает, на наш взгляд, наиболее сбалансированную трактовку понятия процесса информатизации, поясняя, что этот процесс организует оптимальные социально-экономические и научно-технические условия, при которых наиболее полно удовлетворяются информационные потребности различных субъектов права, а также реализуются их права на основе создания и использования информационных технологий и ресурсов .
В Концепции правовая информатизация понимается как «процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий».
Хронологически государственная политика в сфере информатизации берет свое начало в 1990-х годах, когда она стала одним из направлений общей модернизации российского общества и государства. Примечательно, что основу нормативной базы данной политики составили указы Президента РФ как наиболее мобильное и оперативное на то время средство правового регулирования. Помимо упомянутого базового указа Президента РФ от 28.06.1993 № 966 следует выделить ряд актов, сыгравших важнейшую роль в становлении соответствующего направления государственной политики. Это указы Президента РФ от 19.10.1993 № 1665 «Об информационно-правовом сотрудничестве Российской Федерации с государствами — членами Содружества Независимых Государств» , от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» , от 20.01.1994 № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации» , от 21.02.1994 № 361 «О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации» и др.
Несмотря на впечатляющие объемы и темпы создаваемой нормативной базы регулирования вопросов правовой информатизации, признать существование в тот момент времени продуманной системной государственной политики в данном направлении не представляется возможным. Как отмечают аналитики, в большинстве своем принимаемые указы были фрагментарными, разрозненными актами, содержащими отдельные попытки разработки концептуальных начал политики информатизации, но, увы, лишь отражавшими общий хаос в рассматриваемой сфере . К тому же, как известно, основу регулирования любого вопроса должны составлять законы, а не акты главы государства, какими бы достоинствами последние ни обладали.
Определенным «прорывом» в нормативном регулировании в этой сфере можно считать принятие первого законодательного акта — Федерального закона от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (далее — Закон № 24-ФЗ) .
Следующей заметной «вехой» становления государственной политики в сфере информатизации стало утверждение Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010 годы)» (далее — Программа) . В ней впервые на официальном уровне было введено понятие «электронное правительство» с одновременной постановкой цели формирования его качественной инфраструктуры. К сожалению, этот программно-стратегический документ оказался далеко не безупречным, что выразилось в нескольких его доработках и уточнениях, в том числе весьма существенных. При этом стоит отметить, что посредством принятия Программы государство официально признало в качестве одной из важнейших задач государственной политики в сфере информатизации расширение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и, соответственно, повышение уровня их информированности в данной сфере.
В Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года , ставшей логическим продолжением Программы, были установлены более сжатые сроки ее реализации в связи с очевидной необходимостью «догнать» правовым регулированием стремительно информатизирующееся общество.
Что касается непосредственно законодательной деятельности, то следующим шагом в направлении выстраивания политики информатизации стало принятие Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» . Однако этот закон, увы, не исправил недостатки Закона № 24-ФЗ (в частности, его декларативность) и не привнес в правовое регулирование рассматриваемого вопроса эффективных механизмов реализации законодательных установлений.
Нельзя не упомянуть и о таком знаковом программном документе, как Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212) , которая должна была обозначить новые принципы и механизмы взаимодействия органов государственной власти с гражданами и организациями в области развития информационного пространства. В числе ее основных задач — совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, к которым относится и право на информированность.
Безусловно, внесли свой вклад в укрепление нормативной базы правовой информатизации как основного средства обеспечения правовой информированности населения федеральные законы от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации» и от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления».
Новейший этап формирования политики информатизации датируется началом текущего десятилетия. Определяющим ее курс во многом стала Государственная программа РФ «Информационное общество (2011—2020 годы)» . Эта программа направлена, в частности, на ускорение темпов развития инфраструктуры доступа населения к сайтам органов государственной власти и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания населения; развитие навыков пользования информационными технологиями; достижение технологической независимости страны в отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, опережающего роста российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий по отношению к общемировому уровню и др. Одним из результатов ее реализации должно стать, по идее правотворцев, более последовательное и полное обеспечение прав и основных свобод человека, в том числе информационных.
В 2014 году данная программа была существенным образом обновлена . Кардинально изменилась ее структура: в нее вошли три подпрограммы (федеральные целевые программы), каждая — со своими целями, задачами, индикаторами, этапами и сроками реализации. Так, первая подпрограмма «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе» преследует цель создания условий для равного доступа населения к современным информационно-телекоммуникационным технологиям, вторая — «Информационная среда» — направлена на обеспечение равного доступа к медиасреде, третья — «Безопасность в информационном обществе» — должна способствовать созданию инфраструктуры, обеспечивающей информационную безопасность государства, граждан и субъектов хозяйственной деятельности.
Как видим, каждая из этих подпрограмм так или иначе направлена на совершенствование технологии обеспечения правовой информированности населения, гарантируя одинаковую возможность доступа населения к информационным ресурсам и ограждая его от дезинформации (что выступает составным компонентом понятия информационной безопасности).
Таким образом, правовая информатизация, представляющая собой процесс создания необходимых организационных условий для наиболее полного удовлетворения информационных потребностей различных субъектов права, выступает основным средством технологии обеспечения правовой информированности граждан в любом современном государстве. Правовое регулирование данного процесса ввиду его особой значимости целесообразно осуществлять в рамках соответствующего направления государственной политики.
Полагаем, можно констатировать, что нормативные основы правовой информатизации в Российской Федерации в настоящий момент в целом созданы. Однако ввиду динамичности информационных процессов и неуклонного повышения требований к доступности, своевременности и качеству информационных ресурсов процесс правовой информатизации требует постоянного внимания как со стороны законодателя, так и со стороны представителей общественности, что позволит говорить о построении в России полноценного и эффективного информационного общества.
Список литературы
1. Бачило И.Л. Глобальная информатизация и право. URL: http://www.fact.ru/num05/ batchilo.html (дата обращения: 20.02.2017).
3. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы)»: утв. распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р // Собрание законодательства РФ. 2010. № 46. Ст. 6026.
5. Концепция правовой информатизации России: указ Президента РФ от 28.06.1993 № 966 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 27. Ст. 2521.
6. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9. Об информационно-правовом сотрудничестве Российской Федерации с государствами — членами Содружества Независимых Государств: указ Президента РФ от 19.10.1993 № 1665 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 43. Ст. 4108.
10. Об основах государственной политики в сфере информатизации: указ Президента РФ от 20.01.1994 № 170 // Российская газета. 1994. 29 янв.
11. О дополнительных гарантиях права граждан на информацию: указ Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 // Российская газета. 1994. 10 янв.
12. О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации: указ Президента РФ от 21.02.1994 № 361 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 9. Ст. 699.
14. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212 // Российская газета. 2008. 16 февр.
15. Швецов А. «Информационное общество»: теория и практика становления в мире и в России // Российский экономический журнал. 2011. № 1. С. 16—35.
16. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002—2010 годы)»: утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 5. Ст. 531.
Как сообщал D-Russia.ru, в четверг 8 января опубликовано распоряжение правительства от 29 декабря 2014 года №2769-р, которым утверждена Концепция региональной информатизации.
При разработке концепции использованы результаты исследования, проведенного Экспертным центром электронного государства в 2012 году и работы, выполненной экспертным сообществом в 2013 году.
В ходе этих работ определены приоритетные направления информатизации приоритетных социально значимых сфер государственного управления субъектов Российской Федерации (здравоохранения, образования, социальной поддержки населения, жилищно-коммунального хозяйства и общественной безопасности).
Концепция, утвержденная правительством, определяет основные цели и направления деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в органах государственной власти субъектов Российской Федерации на период до 2018 года, а также организационную модель управления региональной информатизации.
Как сказано в вводной части документа, положения Концепции распространяются на информатизацию региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в которых размещается государственное задание или муниципальное задание (заказ) на предоставление государственных и (или) муниципальных услуг. В то же время в самой концепции аспекты информатизации органов местного самоуправления практически не освещены.
Согласно концепции, основными целями региональной информатизации являются:
- повышение качества жизни граждан за счет ИКТ;
- выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации;
- формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Для достижения этих целей предлагается решение достаточно общих задач:
- комплексная и согласованная с целями, определенными на федеральном уровне, реализация программ социально-экономического развития регионов;
- повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), с помощью информационных технологий;
- повышение доступности для граждан информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
- формирование региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для информационного взаимодействия;
- обеспечение комплексного управления внедрением ИКТ в субъектах Российской Федерации.
Все перечисленные задачи уже поставлены перед органами власти и местного самоуправления федеральными нормативными актами, начиная от федеральных законов и заканчивая целым рядом постановлений и распоряжений правительства, посвященных переходу к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде и созданию и развитию элементов инфраструктуры электронного правительства.
Концепция перечисляет основные отрасли экономики и сферы государственного и муниципального управления, развитие которых в регионах осуществляется с широким использованием ИКТ. В этот перечень включены:
- образование;
- здравоохранение;
- социальное обеспечение;
- труд и занятость;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- безопасность жизнедеятельности;
- транспорт;
- культура;
- энергетика;
- сельское хозяйство;
- государственные и муниципальные финансы;
- связь;
- строительство;
- дорожное хозяйство.
По некоторым из этих отраслей в концепции приводятся перечни нормативно-правовых актов, регулирующих отрасль, и предлагаются приоритетные направления информатизации – создание информационных систем (ИС) и ресурсов, обеспечение межведомственного информационного обмена и оказание услуг и сервисов в электронном виде.
Отрасли строительства и дорожного хозяйства концепцией не освещены, сказано лишь, что в этих сферах детализация и уточнение направлений региональной информатизации осуществляются в планах, разрабатываемых соответствующими федеральными ведомствами при участии Минкомсвязи России.
В концепции предлагаются основные принципы региональной информатизации – интеграция региональных ИС с отраслевыми федеральными ИС и исключение дублирования функций в региональных и федеральных ИС. При планировании мероприятий отраслевой информатизации рекомендуется «сопоставлять ожидаемый социально-экономический эффект от создания системы с издержками на ее создание, внедрение и использование, в том числе со стороны граждан». При этом методические рекомендации по оценке социально-экономического эффекта не приведены.
Отдельный раздел концепции посвящен управлению региональной информатизацией. Из него следует, что Минкомсвязь России (вместе с профильными федеральными ведомствами) возьмет на себя:
- выявление лучшего опыта органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере информатизации и создание типовых ИС, правовых и методических актов;
- определение ключевых показателей эффективности информатизации в субъектах Российской Федерации;
- проведение конкурсного отбора на право получения субсидий на реализацию проектов информатизации в субъектах Российской Федерации на основе софинансирования;
- методическое обеспечение деятельности по внедрению ИКТ органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Последний пункт целесообразно было бы расширить, включив в него не только методическое обеспечение не только внедрения, но и всех процессов региональной информатизации, в том числе с учетом «лучшего опыта органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере информатизации», упомянутого в первом пункте.
Концепцией рекомендуется создать в каждом регионе систему управления региональной информатизацией, аналогичную существовавшей с 2010 года и включающую заместителя высшего должностного лица субъекта (общее руководство региональной информатизацией), координационный орган (формирование стратегии информатизации), уполномоченный орган власти по информатизации (региональное IT-министерство), отраслевые региональные ведомства, органы местного самоуправления, экспертный общественный совет по информатизации.
При этом на региональное IT-министерство (комитет, департамент) предлагается возложить достаточно широкие полномочия, в том числе:
- долгосрочное стратегическое планирование региональной информатизации;
- организацию и координацию деятельности по разработке и реализации программ и проектов региональной информатизации;
- координацию деятельности органов государственной власти по предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме и ведению базовых информационных ресурсов в электронной форме;
- методическую и экспертную поддержку отраслевых органов и органов местного самоуправления;
- координацию мероприятий по созданию и эксплуатации информационных систем и региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органами государственной власти (включая ведение справочников и классификаторов;
- координацию интеграции информационных систем органов власти региона между собой и с федеральными государственными информационными системами;
- мониторинг результатов реализации проектов информатизации и состояния информатизации в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Концепция содержит рекомендации по координации расходов на информатизацию, формированию региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры и внедрению ИС для обеспечения управленческой деятельности (системы электронного документооборота, информационно-аналитические системы, системы кадрового и бухгалтерского учета, системы геоинформационного и картографического обеспечения деятельности и другие).
Регионам рекомендуется утвердить планы-графики реализации направлений концепции, результатом которой должно стать достижение целей, сформулированных в начале документа (повышение качества жизни, выравнивание уровня развития информационного общества и повышение эффективности государственного управления на основе использования ИКТ). Для оценки эффективности процессов информатизации предлагается использовать показатели статистического наблюдения, результаты регулярного мониторинга, социологических и опросных исследований и иные показатели. Минкомсвязь планирует разработать для этого контрольные целевые показатели и методику их оценки.
В заключение авторы концепции обещают создать систему мониторинга эффективности региональной информатизации, в рамках которой будут сформированы паспорта информатизации каждого субъекта Российской Федерации и составлен ежегодный рейтинг эффективности информатизации субъектов Российской Федерации.
Концепция региональной информатизации >>>
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!
УДК 33.054.22
Чернова Марина Александровна, студентка 4 курса Курского государственного университета
e-mail: chemaarina@gmail.com
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Аннотация: в данной статье на основе изучения материалов, расположенных на официальном сайте Минкомсвязи Российской Федерации, освещается эволюция нормативно-правового регулирования политики региональной информатизации.
Ключевые слова: региональная информатизация, анализ эволюции, информационные технологии.
Chernova Marina, 4th year student of the Kursk State University
e-mail: chemaarina@gmail.com
ANALYSIS OF THE EVOLUTION OF THE STATE CONCEPT OF REGIONAL
Keywords: regional informatization, evolution analysis, information technologies.
В ряду федеральных документов, специально посвященных региональным аспектам распространения информационных технологий (далее ИТ), главное место занимает «Концепция региональной информатизации до 2010 года», одобренная распоряжением Правительства от 17 июля 2006 г. № 1024-р (но, как водится, не избежавшая своей корректировки, случившейся в соответствии с правительственным распоряжением от 10 марта 2009 г. — незадолго до планового завершения срока действия концепции) . Несмотря на то, что срок действия этого документа формально завершился, затронутые в нем принципиальные вопросы отнюдь не потеряли своей значимости, а поставленные задачи оказались решены далеко не в полной мере. Поэтому будет весьма полезным ознакомиться с этой концепцией и понять, в чем же заключался исходный смысл и содержание так называемой региональной информатизации и каким образом намеревалось поступать при ее осуществлении само правительство и что оно при этом рекомендовало делать органам исполнительной власти российских регионов .
Смысл и содержание региональной информатизации в концепции раскрывается путем постановки целей, определения основных направлений и принципов осуществления этого процесса (таблица 2).
Таблица 2. Характеристика концепции региональной информатизации до 2010г.
Цели Основные направления
Концепция региональной информатизации до 2010 года 1.Улучшение качества и повышение эффективности деятельности органов власти регионов. 2.Обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности органов власти регионов. З.Развитие необходимой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. 4.Обеспечение информационной безопасности региональных и муниципальных информационных систем. 1.Создание единой информационно-технологической инфраструктуры региона («электронное правительство региона»). 2.Обеспечение интеграции информационно-технологической инфраструктуры регионов с аналогичной инфраструктурой федерального уровня. 3.Совершенствование нормативно правовой базы региональной информатиза-ции.(разработка стандартов, создание типовых решений). 4.Разработка программ и проектов региональной информатизации. 5.Формирование органов управления региональной информатизацией, обеспечение мониторинга этого процесса. б.Организация финансирования и софи-нансирования программ и проектов региональной информатизации.
Источник: собственная разработка на основе данных .
Дополнительный свет на суть государственной политики в сфере региональной информатизации проливают сформулированные в концепции принципы, на которых предполагалось строить эту самую политику.
На наш взгляд, главный недостаток этого документа — отсутствие регионального фактора в решение поставленных проблем. Данная концепция совершенно не учитывает особенностей регионов и их финансовых возможностей. Концепция не содержит ни единой строчки, затрагивающей важнейшие проблемы кардинально неодинаковой готовности (в плане назревших потребностей и наличия возможностей их удовлетворения) различных территориальных частей страны к использованию современных ИТ. Документ полностью игнорировал сам факт исключительного разнообразия региональных (пространственных) условий страны, он абстрагирован от конкретики городской и сельской местности, крупных и малых городов, развитых и депрессивных территорий, огромных расстояний и малозаселенных местностей, залитых электричеством столичных центров и населенных пунктов, не имеющих устойчивого энергоснабжения, — концепция не замечает всех этих сущностных особенностей.
На заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества 23 декабря 2009 г. были сформулированы основные направления продолжения федеральной политики в сфере региональной информатизации до 2018 года. Стоит отметить, что период действия первой концеп-
ции завершился в 2010 году, с 2010 по 2014 год документ, определяющий направления развития и процесс координации информатизации в субъектах Федерации, отсутствовал. Четыре года регионы были вынуждены справляться собственными усилиями и полагаться на цели и принципы, установленные еще в предыдущем документе, что, в свою очередь, сильно замедлено процессы информатизации.
Итак, какие же изменения принес с собой новый документ государственной концепции региональной информатизации до 2018 года .
Помимо уже привычного «повышения качества жизни», цели Концепции включают в себя также выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах РФ и формирование эффективной системы государственного управления с помощью информационных и телекоммуникационных технологий.
Утвержденная Концепция учитывает уже полученный опыт работы государственных информационных систем и приводит следующие показатели работы (данные Росстата за 2013 год):
— 49,2 % общего объема документооборота органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществлялось в электронной форме;
— реализовано 5 % (менее 5,5 тыс.) форм получения услуг, доступных на Едином портале государственных и муниципальных услуг;
— в пересчете на одного жителя в год, расходы регионов на информатизацию отличаются более чем в 100 раз — от 2,5 тысяч рублей в Москве до 22 рублей в Чеченской Республике .
По состоянию на начало 2014 года 40 % региональных порталов государственных и муниципальных услуг используют системы регистрации и авторизации, несовместимые с федеральной государственной информационной системой Единая система идентификации и аутентификации. Это приводит к невозможности для граждан использовать одну учетную запись для получения государственных и муниципальных услуг на разных порталах.
Также, концепция обращает внимание на целесообразность создания Региональных информационных систем для различных отраслей с учетом необходимости автоматизации тех или иных функций (оценивать необходимость предложено, в том числе, посредством интеграции с отраслевыми федеральными информационными системами). Требуется, также, исключение дублирования функций в федеральных и региональных информационных системах. Особое внимание уделяется процессам управления и координации информатизации, созданию региональной информационно коммуникационной инфраструктуры.
Таким образом, можно отметить, что сделан большой шаг вперед в учете регионального фактора. Приоритеты остались неизменными, но к ним добавились важные нововведения. Регионы обязали создать организационно-структурные подразделения, которые будут отвечать за координацию процессов информатизации, была предложена помощь «сверху» в решении данного вопроса. Также регионам дали большую самостоятельность в вопросах касаю-
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
щихся ведению электронных порталов. Однако на настоящий момент уже имеется классификация и характеристика проблем исследователями, решение которых требует изменения подходов к информационной политике административных органов .
Для повышения качества процессов контроля субъектов в сфере информатизации Правительством была разработана методика оценки уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации . Это значительно упрощает мониторинг процессов информатизации субъектов РФ и путем многокритериальной оценки позволяет получать более точный отчет о проделанной работе.
В целом, положения Концепции носят рекомендательный характер, и не предусматривают каких-либо санкций. Таким образом, исполнение этих рекомендаций будет зависеть от бюджета каждого конкретного ведомства и региона. Основные плюсы — это мысль об интеграции информационных систем всех регионов и создание общей информационной базы. В ряде регионов придется также дорабатывать региональные порталы госуслуг, чтобы обеспечить интеграцию портала с другими системами. Во многих региональных системах уже реализована большая часть этого функционала, остальное находится на стадии планирования. Также не совсем ясно, за счет каких средств регион должен добиваться поставленных перед ним целей и задач.
Список литературы:
1. Распоряжение Правительства от 17 июля 2006 г. № 1024-р «Концепция региональной информатизации до 2010 года», одобренная распоряжением Правительства от 17 июля 2006 г. № 1024-р : Сайт «Правительство России» URL: http://government.ru/
3. Распоряжение Правительства от 29 декабря 2014 г. N 2769-р»Концепция региональной информатизации на 2014-2018 г.» : Сайт «Правительство России» URL: http://government.ru/
4. Постановление Правительства от 15 апреля 2014 г. №313 «Об утверждении государственной программы «Информационное общество (2011-2020 го-ды)»»: Сайт «Минкомсвязь России» URL: http://minsvyaz.ru/
6. Методика оценки уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации от 20 апреля 2016 г. №172 : Сайт «Минкомсвязь России»Ц^: http://minsvyaz.ru