Концепция общественной безопасности 2685

УДК: 342 ББК: 12.00.14

УГРОЗЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА МЕТРОПОЛИТЕНАХ

МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ СМИРНОВ,

адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (заместитель начальника отдела охраны общественного порядка УВД

на ММ ГУ МВД России по г. Москве). E-mail: M.Al.Smirnov@yandex.ru, Научный руководитель, рецензент: профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор С.М. Зырянов Научная специальность 12.00.14 — административное право,

административная деятельность.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается классификация угроз общественной безопасности на метрополитенах, путем анализа «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и «Концепции общественной безопасности в Российской Федерации».

Ключевые слова: безопасность, транспорт, метрополитен, стратегия, концепция, субъект транспортной инфраструктуры.

Переживаемый миром очередной этап научно-технического прогресса, технологическая революция, инновации пронизывают все стороны общественного развития. Процессы глобализации затрагивают все новые и новые сферы человеческой деятельности. Обозначенное своим образом оказывает воздействие на содержание государственной политики в области обеспечения безопасности, программы ее реализации, на формирование и приведение в действие механизмов ее исполнения. В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития, в настоящее время, переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности. При этом реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам является одним из обязательных условий обеспечения национальной безопасности. Такие понятия, как: «безопасность», «национальная безопасность», «общественная без-

опасность», «транспортная безопасность» «экологическая безопасность», «информационная безопасность» закладываются в основание государственных стратегий развития, различного рода политических доктрин и концепций большинства общественных, политических организаций и движений нашей страны.1

В Российской Федерации появляются все больше и больше объектов, которым необходимы особые, режимные правила деятельности, способные создавать условия для их качественного функционирования. К таковым объектам относится и метрополитен. Специфика ситуации складывается в том, что в закрытом, в 99% случаях подземном пространстве, находится свыше сотен тысяч людей, которые осуществляют транзит на достаточно большие расстояния. Сама по себе деятельность метрополитенов, как объектов транспортного комплекса, естественно подвержена угрозам как извне, так и внутренним. То есть ситуация, складывающаяся в ходе пользования метрополитеном, влияет на изменение содержания общественных отношений, выражает необходимость изменения форм и методов управления в создающихся условиях и как следствие, установление административно-правового режима.

Метрополитен как объект управления — крупная, сложная, работающая при наличии помех нелинейная система, в которой одновременно задействовано большое количество подвижного состава, различного рода транспортных систем, которые, в свою очередь, должны работать слаженно и четко.

О сложности метрополитена как объекта управления свидетельствуют следующие признаки:

• многообразие структурных подразделений, высокая степень централизации, взаимосвязанность и необходимость синхронизации действий различных служб;

• необходимость решения не только отдельных инженерно-экономических задач, но и вопросов долгосрочного планирования и прогнозирования, наличие больших внешних связей системы;

• постоянный рост объема работы и информации, затрудняющий и делающий невозможным для человека полный анализ информации и принятие оптимального решения без ЭВМ.

В современных условиях проблема обеспечения безопасности такого объекта, как метрополитен, выходит в разряд приоритетных, что обусловлено рядом причин, в т.ч.: рост преступности в стране;

• активизация террористической и диверсионной деятельности националистических и подрывных организаций;

• неуменьшающееся количество несчастных случаев на платформах и прилегающих пространствах, аварий подвижного состава;

• насущная необходимость реструктуризации АС и электросети в соответствии с новейшими информационными технологиями, способствующими появлению оборудования информационно-вычислительного и телекоммуникационного назначения, требующего особой защиты.

Предмет защиты — конкретные объекты метрополитена, подлежащие защите с помощью той или иной системы. К ним относятся:

• люди — персонал объекта, пассажиры;

• материальные и хозяйственные объекты;

• информация, обрабатываемая и хранящаяся в автоматизированных системах;

• система управления эксплуатацией (СУЭ), в состав которой входят системы: обеспечения кондиционирования и вентиляции воздуха; управления эскалаторным оборудованием; контроля основных энергетических показателей; обеспечения экологического мониторинга;

• информация, поступающая от технической системы охраны — системы контроля доступом через турникеты, пожарной сигнализации (СПС); аварийного оповещения и управления эвакуацией персонала и пассажиров (СОУЭ); охранной сигнализации («тревожные кнопки»); видеоконтроля (СВК).

Как уже было отмечено метрополитен служит для перевозки пассажиров и одновременно является одним из самых широко используемых видов транспорта. Анализ деятельности метрополитенов показывает, что его притягательность в качестве объекта террористических атак обусловлена следующими позициями:

• большими пассажиропотоками и возможности причинения максимального вреда людям, при взрыве в замкнутом пространстве;

• интенсивностью движения поездов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• относительно свободным проходом на станции;

• невозможностью широкомасштабного использования технических средств для обнаружения оружия и взрывчатых веществ. 2

Степень защищенности транспортных систем играет немалую роль в нормальном функционировании государства в целом. Исходя из этого государство имеет ряд собственных интересов в области транспорта, к которым можно отнести такие интересы, как: удовлетворение потребностей личности, общества и государства в современном спектре транспортных услуг; достижение технического перевооружения и модернизации транспортного комплекса; эффективности и безопасности транспортного процесса; и самое важное, приведение транспортной безопасности России к уровню международных стандартов, что является необходимым условием реализации потенциала транспортного комплекса; предупреждение и пресечение преступлений на транспорте, включая терроризм.

По мнению Веремеенко И.И. «»Состояние общественного спокойствия» обеспечивается и ритмичной работой транспорта. В часы пик, когда эта ритмичность нарушается, безусловно, можно наблюдать «состояние общественного беспокойствия». Между тем ритмичность работы транспорта обеспечивается рядом таких отношений (трудовых, например), которые никак нельзя отнести к сфере общественного порядка»»3. Таким образом если террористической либо экстремисткой деятельностью националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур будет нарушена работа метрополитена в каком-либо из субъектов Российской Федерации, то будет наблюдаться дестабилизация социальной ситуации.

Соответственно безопасность метрополитенов достигается путем проведения соответствующей государственной политики, разработкой и применением системы мер политического, экономического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства в транспортной сфере.

Основой внимания к проблеме формирования и обеспечения административно-правовых режимов является механизм формирования и реализация Стратегии национальной безопасности России (Далее — Стратегия), призванной обеспечить защиту национальных интересов страны от внешних и внутренних угроз за счет политических, экономических, военных, правовых, научно-технических и иных возможностей

государства.

В свою очередь, Концепция общественной безопасности в Российском государстве является синтезом государственной и общественной безопасности. В итоге безопасность становится универсальной системой взаимной защиты прав и интересов личности, общества и государства.

Данные акты содержат в себе характеристики угроз обозначенным видам безопасности. Пункт 37, раздела 2, 4 главы Стратегии описывает основные источники угроз.

В Концепции дается оценка состояния общественной безопасности в Российской Федерации как нестабильное и несмотря на принимаемые государством и обществом усилия, направленные на борьбу с преступными и иными противоправными посягательствами, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, необходимый уровень обеспечения общественной безопасности не достигнут.

Исходя из перечня угроз, изложенных в Концепции можно выделить три дополнительные, которые не обозначены в Стратегии, а именно это правонарушения, совершаемые в различные рода состояниях опьянения, общее ухудшение состояния транспортного комплекса, и колебание характеристик гидрологического режима. И следует отметить, что в пункте 13 не предусмотрен такой вид транспорта как метрополитен, хотя число совершенных правонарушений на метрополитене лицами, находившимися в состоянии опьянения так же не мало.

Источники угроз, изложенные в Концепции и Стратегии, напрямую, либо косвенно, связаны с истоками формирования административно-правового режима на объектах метрополитена, в широком смысле, так как данные нормативные акты так же предусматривают и решения, направленные на обеспечение защиты от данных угроз.

В стратегии данное решение содержится в пункте 38: «Главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.»

В Концепции данные решения отражены значительно шире и содержатся в IV разделе. Но так или иначе, как Стратегия, так и Концепция, предусматривают в качестве одного из решений по защите от данных угроз нормативно-правовое регулирование в различных сферах государственной деятельности.

Для реализации защиты от угроз, обозначенных в

Стратегии и Концепции, был разработан и принят один из основополагающих нормативно-правовых актов, устанавливающий административно-правовой режим как на транспорте в целом и на метрополитенах в частности. Таким актом является Федеральный закон от 09.02.2007 года № 16 ФЗ «О транспортной безопасности».

В Российской Федерации в настоящее время функционирует 7 метрополитенов, в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Самара, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург. В указанных субъектах РФ, приняты законодательные акты, которые определяют, что же такое метрополитен:

«Метрополитен — один из основных видов городского пассажирского транспорта, многие станции которого являются памятниками истории, культуры, архитектуры и охраняются государством. К территории метрополитена относятся станции и входящие в их состав подуличные переходы, межстанционные тоннели и открытые участки, площадки электроподстанций, депо и вентиляционные шахты, вагоны поездов. Метрополитен — транспортное предприятие, связанное с повышенной опасностью».4

«Метрополитен является одним из основных видов городского пассажирского транспорта общего пользования, деятельность которого связана с повышенной опасностью»5.

«Метрополитен — один из основных видов городского пассажирского транспорта общего пользования, требующий особого внимания при эксплуатации в связи с повышенной опасностью для пассажиров»6

Таким образом можно сделать вывод о необходимости единогласного законодательного определения метрополитена на федеральном уровне, так как по своей сути понятия «метрополитен» не содержится ни в одном законодательном акте. В самом ФЗ «О транспортной безопасности» это определение содержится очень сухо в п. «б» ч.5 ст. 1, а именно «метрополитены». В данном ФЗ, в статье об основных понятиях, существенно шире раскрыты понятия иных видов транспорта и какие объекты инфраструктуры входят в сам транспортный комплекс, а как видно из приведенных выше дефиниций — разные субъекты РФ подходят к определению системы метрополитенов по разному, что вызывает ряд проблем в регулировании отношений, связанных с обеспечением как транспортной безопасности, так и общественной.

Кроме этого для выработки грамотной государственной политики в сфере внутренних дел, для организации охраны общественного порядка на метрополитенах, обеспечения административного режима, необходимо определить административно-правовой статус органов внутренних дел на метрополитенах, так как Указом Президента Российской Федерации № 248 от 01 марта 2011 года «Вопросы Министерства внутренних дел Российской федерации» определен статус только УВД на Московском метрополитене как территориального органа внутренних дел на районном уровне.7

В случае принятия законодательного акта на федеральном уровне, устанавливающего, что метрополитен является объектом транспорта, возможно это вызовет ряд организационно-штатных изменений в системе Министерства внутренних дел Российской федерации: органы внутренних дел на метрополитенах будут отнесены к транспортной полиции, со всеми вытекающими последствиями. По своей сути это должно положительно сказаться как на организации деятельности указанных органов внутренних дел, в ключе выполнения требований по защите от угроз, рассматриваемых в Концепции и Стратегии, так и на ее оценке.

Литература

1. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

2. «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685).

3. Указ Президента Российской Федерации № 248 от 01 марта 2011 года «Вопросы Министерства внутренних дел Российской федерации».

4. Федеральный закон Российской Федерации «О транспортной безопасности» от 02.02.2017 года

5. Постановление Правительства Москвы №844-IIII от 16.09.2008 г. «Об утверждении Правил пользования Московским метрополитеном»

6. Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 5 апреля 2013 года № 1229 «Об утверждении Правил пользования Нижегородским метрополитеном» (с изменениями на 24 ноября 2014 года).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Решение Казанской городской Думы №13-5 от 27 апреля 2011 г. «Правила пользования метрополитеном города Казани».

8. Проценко С.В. Угрозы транспортной безопасности Российской Федерации // Российская юстиция. 2010. N 8. С. 40 — 43.

9. Криминологические аспекты антитеррористической защищенности метрополитенов: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.08 / Игошкина Анна Сергеевна; Москва, 2009.

1. Ukaz Prezidenta RF ot 12.05.2009 N 537 (red. ot 01.07.2014) «O Ctrategii nacional’noj

bezopacnocti Roccijckoj Federacii do 2020 goda».

2. «Koncepcija obshhectvennoj bezopacnocti v Roccijckoj Federacii» (utv. Prezidentom RF 14.11.2013 N Pp-2685).

4. Federal’nyj zakon Rossijskoj Federacii «O transportnoj bezopasnosti» ot 02.02.2017 goda

7. Reshenie Kazanckoj gopodckoj Dumy №135 ot 27 aprelja 2011 g. «Pravila pol’zovanija metropolitenom gopoda Kazani».

8. Procenko C.V. Ugrozy tpancportnoj bezopacnocti Roccijckoj Fedepacii // Roccijckaja jucticija. 2010. N 8. C. 40 — 43.

1 Проценко С.В. Угрозы транспортной безопасности Российской Федерации // Российская юстиция. 2010. N 8. С. 40 — 43.

2 Криминологические аспекты антитеррористической защищенности метрополитенов: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.08 / Игошкина Анна Сергеевна; Москва, 2009.

3 Веремеенко И. И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. Часть 1. Предмет и понятие. М., ВНИИ МВД СССР, 1981, 72 с.

4 Постановление Правительства Москвы №844-ПП от 16.09.2008 г. «Об утверждении Правил пользования Московским метрополитеном»

5 Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 5 апреля 2013 года № 1229 «Об утверждении Правил пользования Нижегородским метрополитеном» (с изменениями на 24 ноября 2014 года)

6 Решение Казанской городской Думы №13-5 от 27 апреля 2011 г. «Правила пользования метрополитеном города Казани»

7 Пункт «г» раздела 4 настоящего Указа

Обеспечение общественной безопасности имеет многоуровневый характер. В соответствии с п. «б» ст. 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье 132 Конституции Российской Федерации говорится, что осуществление охраны общественного порядка относится также и к ведению местного самоуправления.

Правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения безопасности определено Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности». Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер, реализуется государственными и муниципальными органами власти на основе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом. Наряду с этим в ее реализации участвуют также граждане и общественные объединения.

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

— прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

— определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование;

— правовое регулирование;

— разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

— применение специальных экономических мер;

— разработку, производство и внедрение современных видов вооружения и спецтехники;

— организацию научной деятельности;

— координацию деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов;

— международное сотрудничество, а также осуществление других мероприятий в соответствии с законодательством РФ.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности на долгосрочную перспективу являются в том числе совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а также создание единой системы профилактики преступности и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработку и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.

В конце ноября 2013 года Президентом России утверждена Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности страны, является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности.

Понятие общественной безопасности определено как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Среди основных угроз общественной безопасности в Концепции названы терроризм, экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности России, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, увеличение количества преступлений, совершенных под влиянием указанных веществ и алкогольных напитков, коррупция, незаконная миграция, ухудшение технического состояния объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, гидротехнических сооружений, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах и опасных производственных объектах и ряд других.

Общественный порядок и общественная безопасность взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности.

Общественный порядок — это нормальное функционирование социальных отношений, отсутствие рисков и угроз, которые могут нарушить нормальную жизнедеятельность людей и их прогрессивное социальное и профессиональное развитие, создающие обстановку спокойствия и защиты личности и собственности физических и юридических лиц. Общественный порядок создает все необходимые условия для обеспечения общественной безопасности, делая зависимым соответствующие правовые категории.

В развитие ст. 132 Конституции РФ Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрел два вопроса местного значения, касающихся общественного порядка: 1) п. 8 ч. 1 ст. 15 и п. 9 ч. 1 ст. 16 — организация охраны общественного порядка на территории муниципального района и городского округа муниципальной милицией; 2) п. 33 ч. 1 ст. 14 и п. 37 ч. 1 ст. 16 — создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка (в поселениях и городских округах).

Следовательно, законодатель закрепил для муниципальных образований два способа охраны общественного порядка на своей территории: профессиональными органами и силами общественности.

Однако, если Закон «О милиции» предусматривал существование муниципальных органов охраны общественного порядка (ч. 2 ст. 3), то пришедший ему на смену Закон «О полиции», реформировавший систему органов внутренних дел, не предусматривает создание в той или иной форме органов муниципальной полиции, а исходит из того, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, правовую и финансовую основу деятельности которой составляют исключительно федеральные источники.

Охрана общественного порядка силами общественности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», который устанавливает принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.

Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) добровольности;

2) законности;

3) приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;

5) взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

6) недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.

Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.

Законом определены следующие формы участия граждан в охране общественного порядка:

  1. Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам
  2. Участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести
  3. Внештатное сотрудничество с полицией
  4. Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.

Особое внимание в законе уделено порядку создания и деятельности народных дружин.

Народная дружина — основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр. Порядок формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности утвержден приказом МВД России от 21.07.2014 № 599, в соответствии с которым региональный реестр ведется территориальными органами МВД России на региональном уровне и формируется на основе информации, предоставляемой территориальными органами МВД России на районном уровне. Решение о внесении народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр принимается должностным лицом территориального органа МВД России на региональном уровне, уполномоченным приказом руководителя (начальника) территориального органа МВД России на региональном уровне, в течение месяца с момента регистрации заявления в книге учета.

Народной дружине или общественному объединению правоохранительной направленности в течение 14 дней после внесения в региональный реестр выдается свидетельство.

Народные дружины решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.

Основными направлениями деятельности народных дружин являются:

1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;

3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с учетом положений настоящего Федерального закона.

В народные дружины принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников.

В народные дружины не могут быть приняты граждане:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

3) ранее осужденные за умышленные преступления;

4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;

9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

Народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок утвержден приказом МВД России от 18.08.2014 № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи»

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику народного дружинника. Образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительной символики народного дружинника устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка;

4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:

1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;

2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;

3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;

5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;

6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;

7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.

Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.

Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.

Концепция общественной безопасности 2685

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *