Разработка и применение ISO 21001 направлено на достижение следующих результатов:
- стандартизировать процедуры профессионального образования;
- обеспечить регулярный мониторинг процесса документирования образовательного процесса;
- гарантировать выполнение государственных требований в сфере образования;
- гарантировать качество образовательных услуг, качество преподавательского состава и качество образовательного контента.
Целью стандарта ISO 21001 является повышение эффективности системы менеджмента качества образовательного учреждения и непрерывное повышение качества образовательной услуги, предоставляемой обучающимся.
Стандарт ISO 21001 может применяться для сертификации образовательных учреждений.
Помимо международного стандарта ISO 21001 в ряде стран разработаны и приняты национальные стандарты системы менеджмента качества в образовании.
Некоторые из них представлены ниже:
- ГОСТ Р 52614.2-2006 – «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001:2001 в сфере образования». – Это Российский стандарт, являющийся переводом международного стандарта ISO/IWA2 первой редакции 2003 г. По состоянию на апрель 2020 года является действующим, но устаревшим.
- HB 90.7-2000 (R2016) – «Education and Training Guide to ISO 9001» — Руководство по ИСО 9001 для образовательных и обучающих организаций. – Национальный стандарт Австралии. В 2016 году стандарт был пересмотрен и приведен в соответствие с ИСО 9001:2015. Содержит руководящие указания по применению ИСО 9001:2015 в образовательных учреждениях. В этом стандарте пояснения по применению ИСО 9001:2015 даются в терминах понятных для специалистов в сфере образования. Также в стандарте приводятся наиболее типовые примеры по реализации требований.
- ASQ Z1.11-2011 (R2016) – » Quality management system standards — Requirements for education organizations» — Стандарты обеспечения качества – Руководящие указания для образовательных организаций Ревизия 2016 года. – Стандарт США, заменивший собой вторую редакцию стандарта (ANSI/ASQC Z1.11:2002). Стандарт содержит пояснения и рекомендации по выполнению требований Q9001 (американский аналог международного стандарта ISO 9001) в образовательных учреждениях.
- Esquema 1 IRAM 30000 – «Guia para la interpretacion de la norma ISO 9001:2000 en la educacion» – Руководство по интерпретации стандарта ИСО 9001:2000 в образовании (Стандарт устаревший и не действует). – Стандарт Аргентины в котором даются пояснения по применению требований ИСО 9001 в отношении образовательных учреждений и интерпретация этих требований в терминах применяемых в образовании.
Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании (European Association for Quality Assurance in Higher Education) разработала свой стандарт для применения в образовательном процессе – «Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area (ESG 2015)» — Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. Этот стандарт является одним из элементов развития Болонского соглашения. Стандарт, как таковой, является рекомендациями ВУЗам по повышению качества образовательных услуг. Этот документ содержит стандарты и рекомендации для гарантии качества образования в ВУЗе, стандарты и рекомендации для внешних систем гарантии качества и стандарты и рекомендации для аккредитованных агентств и организаций по гарантии качества. Требования этого стандарта напрямую не связаны с требованиями ИСО 9001, однако перекликаются с ними по своей сути. Текст этого документа можно посмотреть на сайте Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA).
Актуализировано 30.04.2020
В колледже сформирована эффективная система контроля качества образовательного процесса. В качестве критериев используются лицензионные и аккредитационные нормативы, а также требования системы менеджмента качества. Политика в области качества реализовывалась через выполнение планов по достижению целей каждым структурным подразделением на основе анализа результатов контроля
качества образовательного процесса. Система управления качеством в колледже многоаспектна, основана на методиках многофакторного анализа и включает следующие компоненты:
- оценочная деятельность образовательной организации в режиме внутреннего
мониторинга качества;
- оценка образовательных результатов обучающихся:
— текущий и административный контроль;
— промежуточная аттестация студентов;
— государственная итоговая аттестация;
взаимодействие с работодателями, включающее в себя: экспертная оценка ППССЗ,
отзывы потребителей специалистов, востребованность выпускников.
Инструменты контроля:- внутренний аудит и мониторинг целевых показателей в области качества;
— скрининг проблемных показателей.
Наиболее важным этапом контроля качества является государственная итоговая аттестация выпускников (ГИА). Работодатели принимали участие в экспертизе вариативной части ППССЗ, в процедурах проведения и подготовки ГИА (разработка индивидуальных оценочных листов выполнения манипуляций) и квалификационного экзамена по Профессиональным модулям: ПМ 04. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными у обучающихся первого года обучения, ПМ.01. Диагностическая деятельность, ПМ.01. Проведение профилактических мероприятий.
Внутренний мониторинг качества — это мероприятия внутриколледжного контроля, самообследование и регулярное анкетирование среди студентов, преподавателей. Вопросы анкетирования касаются качества преподавания учебных дисциплин, удовлетворения потребностей в учебниках, оснащения кабинетов, работы библиотеки и т.д. Результаты анализа анкет позволяет судить о деятельности преподавателя, других сотрудников, работы всех структурных подразделений колледжа и своевременно принимать корректирующие и предупреждающие мероприятия.
Комплексная система контроля качества образовательного процесса включает в себя все этапы контроля (входной, текущий, промежуточный, этапный, итоговый). По всем учебным дисциплинам и МДК проводится междисциплинарный тестовый контроль.
Система проверки уровня знаний студентов включает мероприятия административного контроля, проводимого в виде комплексных контрольных срезов 1 раз в семестр. График проведения контрольных срезов утверждается директором, а контрольно-измерительные материалы рассматриваются на заседаниях цикловых методических комиссий и утверждаются на методическом совете. Сформирован фонд современных оценочных средств по всем циклам дисциплин.
Внутренние аудиты.
Проведенный анализ функционирования системы менеджмента качества показал, что цели в области качества достигнуты. В то же время, были выявлены недостатки и проблемы в работе служб и структурных подразделений, которые учтены при планировании работы на следующий год.