Компетенция общего собрания участников ООО

Общее собрание участников Общества с ограниченной ответственностью (ООО) является его высшим органом управления, которое определяет всю деятельность юридического лица с момента его учреждения до его ликвидации.

Основным правом, которое есть у участников Общего собрания ООО, является то, что они могут присутствовать на нем, принимать участие в решении вопросов повестки дня (обсуждать, голосовать). Уставом Общества или каким-либо иным решением (положением) Общества такое право не может быть ограничено, в противном случае такие ограничения ничтожны.

Общее собрание ООО может быть очередным и внеочередным.

Очередное Общее собрание участников ООО

Очередным Общим собрание участников ООО считается собрание обязательное к проведению. Согласно статье 34 Закона об Обществах с ограниченной ответственностью Уставом должны быть определены сроки проведения ежегодного очередного Общего собрания.

Для проведения очередного Общего собрания законодательство определяет период для его проведения. Общее собрание участников ООО нужно провести в период с 1 марта по 30 апреля, ведь в законе указано, что Общество должно провести Общее собрание в период не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года. Последней датой финансового года является 31 декабря.

Внеочередное Общее собрание участников ООО

Внеочередное Общее собрание участников ООО не обязательно к проведению и может быть проведено в случаях предусмотренных Уставом Общества или в любом другом случае, если требуется решить какие-либо вопросы для определения его интересов по дальнейшей деятельности, а также интересов участников Общества.

Внеочередное Общее собрание ООО может быть созвано исполнительным органом (Генеральным директором), Советом директором, Ревизионной комиссией (Ревизором), Аудитором Общества или его участниками, чьи доли в сумме составляют не менее 10% Уставного капитала ООО. Смотрите также: Порядок созыва и проведения Общего собрания.

Голосование на Общем собрании участников ООО

Каждый участник Общества с ограниченной ответственностью на Общем собрании имеет то количество голосов, которое соответствует его доле в Уставном капитале ООО. Но, бываю случаи, когда к подсчету голосов применяется иной порядок: один участник – один голос.

Также Уставом Общества может быть определен иной порядок определения голосов на Общем собрании. Такой порядок может быть определен Устав при создании Общества, либо внесен в Устав Общества при его изменении принятом единогласно всеми участниками. В случае, если в Уставе определен иной порядок определения голосов, то у частников есть возможность, по их единогласному решению, изменить его, либо исключить вовсе из него.

Компетенция Общего собрания или какие вопросы оно рассматривает

В Уставе ООО должен быть определен круг вопросов (компетенция) которые рассматривает и принимает по ним решения Общее собрание участников Общества с ограниченной ответственностью. Компетенция Общего собрания должна соответствовать Закону об ООО, Гражданскому кодексу и иным нормативным актам.

К компетенции Общего собрания относят:

  • 1. Определение направления деятельности
  • 2. Участие или неучастие в ассоциациях или других объединениях коммерческих организаций
  • 3. Решение вопросов по внесению различных изменений в Устав
  • 4. Образование и прекращение полномочий исполнительных органов (совет директоров, единоличный исполнительный орган)
  • 5. Передача полномочий исполнительного органа управляющему
  • 6. Избрание и прекращение полномочий ревизора или ревизионной комиссии
  • 7. Утверждение годовых отчетов финансовой и коммерческой деятельности
  • 8. Утверждение годовых бухгалтерских балансов
  • 9. Распределение прибыли между участниками ООО
  • 10. Утверждение положений и регламентов, а также иных документов, которые определяю внутреннюю деятельность
  • 11. Решение о выпуске эмиссионных ценных бумах или размещении облигаций
  • 12. Принятие решения о назначении аудитора и проведении аудиторской проверки, а также размера вознаграждения аудитора
  • 13. Принятие решения о реорганизации ООО (слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование)
  • 14. Принятие решение о ликвидации (прекращение деятельности) и назначения ликвидатора или ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного ликвидационного и основного ликвидационного балансов.
  • 15. Решение об увеличении или уменьшении размера уставного капитала
  • 16. Решение иных вопросов

По вопросам, которые предусмотрены пунктами 3, 6, 9, 13, 14, 15 могут приниматься решения только Общим собранием ООО, т.е., они не могут быть переданы для принятия решения другим органам управления Обществом.

1. Согласно п. 1 ст. 33 Закона компетенция общего собрания участников общества определяется уставом общества в соответствии с комментируемым Законом. Приведенное правило основано на общей норме п. 2 ст. 91 части первой ГК, согласно которой компетенция органов управления обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества.
При оценке правовой силы (действительности) решений общего собрания участников общества в п. 23 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 9 декабря 1999 г. N 90/14 судам предписано иметь в виду, что комментируемый Закон для принятия решений по ряду вопросов требует единогласия всех участников общества либо квалифицированного большинства голосов общего числа участников (а не лиц, присутствующих на общем собрании).
Единогласно всеми участниками общества принимаются следующие решения:
предоставление участникам общества дополнительных прав, а также прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных всем участникам общества (п. 2 ст. 8 Закона);
возложение дополнительных обязанностей на всех участников общества, а также прекращение дополнительных обязанностей (п. 2 ст. 9 Закона);
утверждение устава общества, а также утверждение денежной оценки вносимых учредителями общества вкладов (п. 1 ст. 11 Закона);
внесение в устав общества, изменение и исключение из устава общества положений об ограничении максимального размера доли участника общества, об ограничении возможности изменения соотношения долей участников общества (п. 3 ст. 14 Закона);
утверждение денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества, вносимых участниками общества и принимаемыми в общество третьими лицами (п. 2 ст. 15 Закона);
об увеличении уставного капитала общества за счет дополнительных вкладов его участников и вкладов третьих лиц, принимаемых в общество (п. 2 ст. 19 Закона);
о внесении, изменении и исключении из устава общества положений, устанавливающих порядок осуществления преимущественного права покупки доли (части доли) непропорционально размерам долей участников общества (п. 4 ст. 21 Закона);
о выплате в случае обращения взыскания на долю (часть доли) участника общества в уставном капитале общества по долгам участника общества действительной стоимости доли (части доли) кредиторам остальными участниками общества (п. 2 ст. 25 Закона);
о внесении в устав общества положений, предусматривающих обязанность участников общества вносить вклады в имущество общества (п. 1 ст. 27 Закона);
о внесении в устав общества положений, устанавливающих порядок определения размеров вкладов в имущество общества непропорционально размерам долей участников общества, а также положений, устанавливающих ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества (п. 2 ст. 27 Закона);
об изменении и исключении положений устава общества, устанавливающих порядок определения размеров вкладов в имущество общества непропорционально размерам долей участников общества, а также об осуществлении ограничений, связанных с внесением вкладов в имущество общества, установленных для всех участников общества (п. 2 ст. 27 Закона);
о внесении в устав общества положений, предусматривающих распределение прибыли общества между участниками общества непропорционально их долям в уставном капитале общества, а также об изменении и исключении положений устава общества, устанавливающих такой порядок распределения прибыли между участниками общества (п. 2 ст. 28 Закона);
о внесении в устав общества положений, предусматривающих определение числа голосов участников общества на общем собрании участников общества непропорционально их долям в уставном капитале общества (п. 1 ст. 32 Закона);
о внесении изменений в учредительный договор (подп. 3 п. 2 ст. 33, п. 8 ст. 37 Закона);
о реорганизации или ликвидации общества (подп. 11 п. 2 ст. 33, п. 8 ст. 37 Закона).
Не менее двух третей голосов всех участников общества требуется для принятия общим собранием участников решений по следующим вопросам:
о создании филиалов общества и открытии представительств общества (п. 1 ст. 5 Закона);
прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных определенному участнику общества (п. 2 ст. 8 Закона);
возложение дополнительных обязанностей на определенного участника общества (п. 2 ст. 9 Закона);
об увеличении уставного капитала общества за счет его имущества (п. 1 ст. 18 Закона);
об увеличении уставного капитала общества за счет внесения дополнительных вкладов участниками общества (п. 1 ст. 19 Закона);
о внесении участниками общества вкладов в имущество общества (п. 1 ст. 27 Закона);
об изменении и исключении положений устава общества, устанавливающих ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества, для определенного участника общества (п. 2 ст. 27 Закона);
об изменении устава общества, в т.ч. об изменении размера уставного капитала общества (подп. 2 п. 2 ст. 33, п. 8 ст. 37 Закона).
По всем остальным вопросам решения принимаются большинством голосов от общего числа участников общества, если необходимость большего числа голосов для их принятия не предусмотрена комментируемым Законом или уставом общества.
Статьей 39 Закона установлено, что в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно (см. комментарий к ст. 39 Закона).
2. Правила п. 2 ст. 33 Закона основаны на положениях п. 3 ст. 91 части первой ГК РФ, согласно которым к исключительной компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью относятся:
1) изменение устава общества, изменение размера его уставного капитала;
2) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий;
3) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибылей и убытков;
4) решение о реорганизации или ликвидации общества;
5) избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества.
В отношении указанных в п. 2 ст. 33 Закона вопросов, принятие решений по которым отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников общества, необходимо отметить следующее:
1) определение основных направлений деятельности общества, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций. О видах деятельности обществ и об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций см. комментарий к ст. 2 Закона;
2) изменение устава общества, в т.ч. изменение размера уставного капитала общества. Внесение изменений в устав общества регулируется положениями п. 4 ст. 12 Закона (см. комментарий к ст. 12 Закона);
3) внесение изменений в учредительный договор. Внесение изменений в учредительный договор общества регулируется положениями п. 4 ст. 12 Закона (см. комментарий к ст. 12 Закона);
4) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, утверждение такого управляющего и условий договора с ним. Образуемые обществом исполнительные органы определены в п. 4 ст. 32 Закона. Положения о единоличном исполнительном органе общества содержатся в ст. 40 Закона, положения о коллегиальном исполнительном органе общества — в ст. 41 Закона. Право общества передать полномочия единоличного исполнительного органа общества управляющему предусмотрено ст. 42 Закона (см. комментарий к ст. ст. 40 — 42 Закона);
5) избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества. Образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества регулируется п. 6 ст. 32 Закона (см. комментарий к ст. 32 Закона);
6) утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов. О бухгалтерской отчетности общества см. комментарий к ст. 49 Закона. В соответствии со ст. 47 Закона в случае, если образование ревизионной комиссии общества (избрание ревизора общества) предусмотрено уставом общества либо является обязательным в соответствии с комментируемым Законом, общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии (ревизора) общества, составленных по результатам проверки годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества (см. комментарий к ст. 47 Закона);
7) принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества. Порядок распределения чистой прибыли общества между участниками общества установлен в ст. 28 Закона (см. комментарий к ст. 28 Закона);
8) утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества). Непосредственно комментируемым Законом предусмотрена возможность разработки внутренних документов общества по следующим вопросам: о порядке проведения общего собрания участников общества (п. 1 ст. 37 Закона), о порядке проведения заочного голосования по вопросам повестки дня общего собрания участников общества (п. 3 ст. 38 Закона), о порядке деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений (п. 4 ст. 40 Закона), о порядке деятельности коллегиального исполнительного органа общества и принятия им решений (п. 2 ст. 41 Закона), о порядке работы ревизионной комиссии (ревизора) общества (п. 4 ст. 47 Закона), о документах, которые общество обязано хранить (п. 1 ст. 50 Закона);
9) принятие решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг. Размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг регулируется положениями ст. 31 Закона (см. комментарий к ст. 31 Закона);
10) назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг. Порядок назначения аудиторской проверки общества установлен ст. 48 Закона (см. комментарий к ст. 48 Закона);
11) принятие решения о реорганизации или ликвидации общества. Общие положения о реорганизации общества содержатся в ст. 51 Закона, о ликвидации общества — в ст. 57 Закона (см. комментарий к ст. ст. 51 и 57 Закона);
12) назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;
13) решение иных вопросов, предусмотренных комментируемым Законом.
Норма подп. 13 п. 2 ст. 33 Закона основана на положении ст. 91 ГК РФ о том, что Законом об обществах с ограниченной ответственностью к исключительной компетенции общего собрания может быть также отнесено решение иных вопросов.
Комментируемый Закон наряду с вопросами, указанными выше в комментарии к п. 1 ст. 33 Закона, относит к исключительной компетенции общего собрания участников общества следующие вопросы, не указанные в п. 2 его ст. 33 Закона:
разрешение участнику общества передать его долю в залог другим участникам общества или третьим лицам (ст. 22 Закона);
решение приобрести обществом долю в его уставном капитале (ст. 23 Закона);
решение обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных обществу действиями участников его органов управления (совета директоров или исполнительных органов) (п. 5 ст. 44 Закона);
совершение сделки, в которой имеется заинтересованность (п. 3 ст. 45 Закона);
решение о совершении крупной сделки (п. 3 ст. 46 Закона);
решение обратиться в суд с иском о признании крупной сделки недействительной (п. 5 ст. 46 Закона);
решение возместить из средств общества расходы на подготовку, созыв и проведение внеочередного общего собрания участников инициаторам его проведения (п. 4 ст. 35 Закона).
В ст. 91 ГК РФ установлено, что вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества. В дополнение к приведенной норме пункт 2 ст. 33 Закона устанавливает, что вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение совета директоров (наблюдательного совета) общества. Комментируемым Законом могут быть предусмотрены исключения из этого правила, т.е. передача вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания участников общества, на решение совета директоров (наблюдательного совета) общества (о компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества см. комментарий к ст. 32 Закона).

Исключительная компетенция общего собрания участников ООО: понятие и правовое регулирование

Сущность понятия исключительной компетенции заключается в 2 моментах:

  • вопросы, отнесенные к ней, рассматриваются определенным субъектом;
  • компетентный субъект не вправе делегировать свои полномочия по рассмотрению таких вопросов кому-то другому.

Перечень полномочий, которые вправе рассматривать только общее собрание участников, содержится в основном в подп. 2, 5–7, 11, 12 п. 2 ст. 33 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее — закон об ООО), а также фрагментарно размещен в отдельных статьях данного нормативного акта, посвященных узким вопросам функционирования ООО: п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 15, п. 4 ст. 19 закона об ООО и др.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

К таким вопросам относятся:

  • принятие разнообразных изменений в учредительном документе;
  • выбор ревизионной комиссии;
  • открытие филиалов и представительств и др.

Допустимость расширения исключительной компетенции уставом

Ст. 33 закона об ООО прямо предусматривает, что исключительную компетенцию общего собрания определяет только этот закон, соответственно, в других нормативных актах таких правил нет.

Вопрос о допустимости расширения исключительной компетенции уставом общества остается открытым в течение долгих лет. Несмотря на указание в ст. 12 закона об ООО на обязательное включение в устав правил об исключительной компетенции общего собрания, однозначной позиции в практике правоприменения не сложилось:

  • есть мнения о допустимости расширения компетенции общего собрания уставом (постановление 19-го ААС от 09.02.2016 по делу № А14-12209/2015);
  • встречается и противоположная точка зрения (постановление ФАС СЗО от 28.05.2007 по делу № А20-477/2006).

Стабильности в этом вопросе мешают достигнуть изменяющиеся время от времени формулировки ст. 33 закона об ООО. Так, действующая в 2016 году редакция данной статьи позволяет предположить, что допускается расширение компетенции за счет иных, неисключительных полномочий. Однако практикой данное предположение не подтверждено.

Таким образом, исключительная компетенция общего собрания участников ООО определяется законом об ООО. Однозначного ответа на вопрос о возможности расширения исключительной компетенции уставом общества нет.

Компетенция общего собрания участников ООО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *