Компенсация за медосмотр

При поступлении на работу отдельные категории работников обязаны проходить предварительный медицинский осмотр (ч. 1, ч. 8 ст. 213 ТК РФ). Нормами ТК РФ установлено, что работодатель должен организовать проведение медосмотра за счет собственных средств (ст. 212, 213 ТК РФ), компенсация работодателем расходов работника, который прошел медосмотр за свой счет, ТК РФ не предусмотрена.

Медосмотры проводятся на основании направления, которое должен выдать соискателю работодатель (п. 7-8 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н). Наряду с прочими реквизитами в направлении должно указываться наименование медицинской организации, ее фактический адрес и код по ОГРН (п. 8 Порядка). Если соискатель проходит медосмотр самостоятельно, у него не будет такого направления от работодателя.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что прохождение медосмотра работником за свой счет с дальнейшей компенсацией его стоимости работодателем является нарушением трудового законодательства. Такой подход отражен в апелляционном определении Свердловского областного суда от 27.07.2018 № 33-12610/2018. В данном случае работодателю грозит ответственность не только по общей ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (штраф от 30 до 50 тыс. рублей). Трудовая инспекция может признать, что сотрудник работает вообще без медосмотра, а это уже штраф по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в размере от 110 до 130 тыс. рублей.

Налог на доходы физических лиц

Страховые взносы

Начисление их на суммы компенсации будет зависеть от того, до или после заключения трудового договора они выплачены. Если компенсация произведена до заключения трудового договора, страховые взносы на нее не начисляются. Если трудовой договор заключен, то эти суммы считаются выплаченными в рамках трудовых отношений, взносы на них должны начисляться.

ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников. На период прохождения медосмотров (обследований) работникам полагаются компенсационные выплаты. К компенсационным выплатам, связанным с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, можно отнести расходы по проведению обязательных предварительных (при поступлении на работу, в случае приема на работу) и периодических (в течение действия трудового договора) медосмотров (обследований) работников, оплаченные организацией в случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами (включая медосмотры работников, занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта)).
В данной статье рассмотрим правовые основы проведения медосмотров (обследований) работников организации и их гарантий, порядок отражения расходов на прохождение медосмотров в бухгалтерском учете организации и особенности налогообложения, а также ответственность работодателя при невыплате компенсаций работникам, направляемым на медосмотр (обследование).
Обязанность проведения медосмотров некоторых категорий работников предусмотрена статьей 213 ТК РФ. Согласно данной статье работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медосмотры (обследования) для определения пригодности данных работников для выполнения поручаемой им работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обязанность работников проходить, в установленном порядке медицинское освидетельствование при поступлении на работу предусмотрена Приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 14.03.1996 г. N 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».
Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические осмотры (обследования) утвержден Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 83 «Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (далее — Приказ N 83).
Статьей 219 ТК РФ предусмотрено право работника на внеочередные медосмотры (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Обратите внимание!
Проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры (обследования), а также внеочередные медосмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, является обязанностью работника, а не его правом (статья 214 ТК РФ).
Если работник уклоняется от прохождения медосмотров, то работодатель обязан отстранить его от работы (не допускать к работе). В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется (статья 76 ТК РФ).
Если работодатель не обеспечил своевременное прохождения обязательного медосмотра работниками, то его можно привлечь к административной ответственности. Согласно статье 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
— на граждан в размере от ста до пятисот рублей;
— на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
— на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 185 ТК РФ предусматривает гарантии работникам, направляемым на медосмотр (обследование), согласно которой на время прохождения медосмотра (обследования) за работниками, обязанными в соответствии с ТК РФ проходить такой осмотр (обследование), сохраняется средний заработок по месту работы.
Правила исчисления среднего заработка для расчета выплат, предусмотренных ТК РФ, регламентируются Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 г. N 922. В этом документе приведены перечни выплат, принимаемых в расчет и исключаемых из расчета среднего заработка, установлены правила учета премий и вознаграждений при исчислении среднего заработка, определены особенности исчисления среднего заработка для выплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.
Порядок отражения расходов на прохождение медосмотров в бухгалтерском учете организации.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций установлены Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 06.05.1999 г. N 33н (далее — ПБУ 10/99).
В соответствии с нормами указанного бухгалтерского стандарта расходы организации на проведение медосмотров своих работников принимаются к бухгалтерскому учету в полном объеме и отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности. Это вытекает из пунктов 5 и 7 ПБУ 10/99.
В соответствии с пунктом 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете организации только при одновременном выполнении следующих условий:
— расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
— сумма расхода может быть определена;
— имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Если хотя бы одно условие не выполнено, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность. Порядок признания расходов в бухгалтерском учете установлен пунктом 18 ПБУ 10/99, то есть расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Датой признания в бухгалтерском учете расходов на проведение медосмотров является день представления заключительного акта медицинской организацией.
В случае, если работник проходил медосмотр в медицинском учреждении, с которым у работодателя заключен договор, то расходы отражаются в бухгалтерском учете на соответствующем счете учета затрат в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 г. N 94н (далее — План счетов), для отражения расходов по обычным видам деятельности у организаций предусмотрен счет 44 «Расходы на продажу». По дебету указанного счета отражаются суммы произведенных расходов, связанных с продажей товаров, которые в дальнейшем списываются в полном объеме в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж». Исключением являются лишь суммы транспортных расходов, списание которых производится частично — расходы на транспортировку распределяются между реализованным товаром и остатком товара на конец каждого месяца.
В бухгалтерском учете организации отражение расходов на прохождение медосмотров производится при помощи следующих записей:
Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
расходы на проведение медосмотра учтены в составе расходов на продажу
Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
включена в состав расходов на продажу сумма среднего заработка, начисленного работникам за время прохождения медосмотра

Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит 44 «Расходы на продажу»
расходы организации на прохождение медосмотра списаны на себестоимость проданных товаров
Если же работник самостоятельно прошел медосмотр при поступлении на работу, то работодатель, компенсируя расходы на медосмотр работнику (при наличии подтверждающих документов), отражает их в составе расходов в корреспонденции с кредитом счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
Пример
ООО «Медицина» заключило договор с медицинским учреждением на проведение медосмотров.
В августе текущего года был проведен периодический медосмотр работников организации, стоимость которого составила 30 000 руб.
Кроме этого, организация приняла на работу новых сотрудников, которые прошли предварительный медосмотр самостоятельно, при этом она компенсировала им расходы в размере 5 000 руб.
В сентябре текущего года организация направила на предварительный медосмотр соискателей, которые не были приняты на работу. Расходы по такому медосмотру составили 3 000 руб.
В бухгалтерском учете ООО «Медицина» данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:
— в августе текущего года:
Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 30 000 руб. — отражены расходы на прохождение периодического медосмотра сотрудниками организации в медицинском учреждении
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» 30 000 руб. — оплачены услуги медицинскому учреждению
Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» 5 000 руб. — оплачены расходы по прохождению медосмотра работниками самостоятельно
Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Кредит 50 «Касса» 5 000 руб. — компенсированы затраты работникам
— в сентябре текущего года:
Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 3 000 руб. — отражены расходы на прохождение медосмотра соискателей
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» 3 000 руб. — оплачены услуги медицинскому учреждению
Рассмотрим порядок возмещения расходов на медосмотр работникам, если прохождение медосмотра не предусмотрено трудовым законодательством.
В этом случае расходы, связанные с возмещением работнику стоимости медосмотра, можно отнести к прочим расходам на основании пункта 11 ПБУ 10/99.
В бухгалтерском учете, согласно Плану счетов, затраты, произведенные за счет прибыли, относятся на счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы».
Пример
По инициативе работодателя сотрудники ООО «Медицина» прошли медосмотр. Прохождение медосмотра не предусмотрено трудовым законодательством. Стоимость медосмотра составила 20 000 руб.
Время прохождения медосмотра было компенсировано сотрудникам из расчета среднего заработка в размере 10 000 руб.
В бухгалтерском учете ООО «Медицина» данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 20 000 руб. — отражены расходы на проведение медосмотра сотрудников
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Дебет 51 «Расчетные счета» 20 000 руб. — оплачены услуги лечебного учреждения
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 10 000 руб. — начислена средняя заработная плата за время прохождения медосмотра работникам организации
Порядок налогообложения расходов на проведение обязательных медосмотров.
В части налогообложения расходов на проведение обязательных медосмотров налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 209 НК РФ объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение, которыми у него возникло (пункт 1 статьи 210 НК РФ).
Перечень доходов, не подлежащих налогообложению, приведен в статье 217 НК РФ. В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. Следовательно, расходы на обязательные медосмотры, произведенные в целях охраны труда, не подлежат налогообложению НДФЛ.
Что касается налогообложения компенсации работникам, направленным на медосмотр (обследование) страховыми взносами во внебюджетные фонды отметим следующее.
С 01.01.2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ), который заменил уплату единого социального налога (далее — ЕСН) страховыми взносами во внебюджетные фонды.
Как и в случае с ЕСН, объектом обложения страховыми взносами признаются среди прочего выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (пункт 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ).
В связи с этим по аналогии с ЕСН, поскольку затраты работодателя на проведение медицинских осмотров работников являются производственными расходами организации, необходимыми для осуществления ее деятельности, и не зависят от положений трудовых договоров работника с работодателем, такие суммы затрат не подлежат обложению страховыми взносами.
О том, что суммы, связанные с оплатой медицинских осмотров работников, не являются объектом обложения ЕСН, сказано и в Письмах Минфина Российской Федерации от 21.11.2008 г. N 03-03-06/4/84, УМНС Российской Федерации по городу Москве от 07.10.2004 г. N 28-11/64374.
Арбитражные суды придерживались аналогичной точки зрения. Так, например, судьи ФАС Центрального округа в Постановлении от 30.05.2003 г. по делу N А54-225/03-С3 также считали, что суммы, перечисленные обществом за периодические медицинские осмотры своих работников, не включаются в налоговую базу по ЕСН. При этом в обоснование своей позиции они ссылались на подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ, согласно которому не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в том числе, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. В свою очередь выплаты, возникшие при оплате медицинских осмотров, носят компенсационный характер и связаны с выполнением физическими лицами трудовых обязанностей.
Такие же аргументы в свое время приводили и финансовые органы (Письмо Минфина Российской Федерации от 05.03.2005 г. N 03-03-01-04/1/100). В Законе N 212-ФЗ аналогичная норма тоже есть. В соответствии с подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 9 этого Закона не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 г. N 184 «Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» данные выплаты не облагаются взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
О порядке налогообложения налогом на прибыль расходов на проведение обязательных медосмотров даны разъяснения в Письмах Минфина Российской Федерации от 05.10.2009 г. N 03-03-06/1/638, от 07.08.2007 г. N 03-03-06/1/543, от 05.03.2005 г. N 03-03-01-04/1/100.
Согласно разъяснениям Минфина Российской Федерации расходы на проведение обязательных медосмотров, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития Российской Федерации или Минздрава Российской Федерации, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ. При этом указанные затраты должны быть документально подтверждены, экономически обоснованны и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (пункт 1 статьи 252 НК РФ).
Аналогичные выводы были сделаны и судебными органами в Постановлении ФАС Поволжского округа от 17.02.2005 г. по делу N А55-10635/04-34.
Отметим, что сумма среднего заработка, сохраняемого за работником в период прохождения медосмотра, может быть учтена налогоплательщиком, как в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ, так и в составе расходов на оплату труда на основании статьи 255 НК РФ. Если некоторые расходы, произведенные налогоплательщиком, с равными основаниями могут быть отнесены к нескольким группам расходов, то в этом случае налогоплательщик вправе самостоятельно определить в составе каких расходов он будет учитывать данные расходы (пункта 4 статьи 252 НК РФ).

Расходы на проведение обязательных предварительных медосмотров работников, принимаемых на работу, могут быть отнесены к прочим расходам. На это указывает Письмо Минфина Российской Федерации от 06.10.2009 г. N 03-03-06/1/648, в котором также сказано, что затраты на предварительный медицинский осмотр лиц, которые по результатам осмотра или по иным основаниям не были приняты на работу, также учитываются для целей налогообложения прибыли.
Вместе с тем, если прохождение медосмотров (обследований) не является для работников обязательным, то такие расходы не учитываются при налогообложении прибыли, поскольку не могут быть признаны обоснованными. Такое мнение высказано в Письмах Минфина Российской Федерации от 05.10.2009 г. N 03-03-06/1/638, от 05.03.2005 г. N 03-03-01-04/1/100, а также а Письмо УФНС Российской Федерации по городу Москве от 04.08.2006 г. N 09-14/069136. Аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.01.2007 г. N А33-32437/05-Ф02-7147/06-С1 по делу N А33-32437/05. Так, в нем сказано, поскольку для работников бухгалтерии не предусмотрено обязательное проведение медосмотров, то расходы на их проведение по инициативе работодателя не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Ответственность работодателя при невыплате компенсаций работникам, направляемым на медосмотр (обследование).
Статьей 236 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Согласно данной статье при нарушении работодателем:
— установленного срока выплаты заработной платы;
— оплаты отпуска;
— выплат при увольнении;
— других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты денежной компенсации возникает у работодателя независимо от наличия его вины.
При этом согласно статье 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора должна доказать размер причиненного ей ущерба.
Более того, статьей 237 ТК РФ предусмотрено возмещение морального вреда, причиненного работнику. Моральный вред, причиненный работнику работодателем (неправомерными действиями или бездействием), возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае же возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения устанавливаются судом.
Административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ. Согласно пункту 1 данной статьи нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб.;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 000 до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Пунктом 2 статьи 5.27 КоАП РФ установлено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.
Уголовная ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат свыше 2 месяцев предусмотрена статьей 145.1 УК РФ.
Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации, работодателем — физическим лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается:
— штрафом в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года;
— или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;
— или лишением свободы на срок до 2 лет (пункт 1 статьи 145.1 УК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 145.1 УК РФ то же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается:
— штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
— или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности;
— или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

×

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

— адрес проживания заявителя;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

— сведения о своей должности и периоде работы;

— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

— пояснения к сложившейся ситуации;

— фотоматериалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Обязательные медосмотры работников: кто платит?

При поступлении на работу отдельные категории работников должны проходить предварительный медицинский осмотр .

Статья 213 Трудового кодекса «Медицинские осмотры некоторых категорий работников” требует медосмотров (предварительных и/или периодических), финансируемых за счет работодателя, в отношении:

  • работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах);
  • на работах, связанных с движением транспорта;
  • работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

Кроме того, в отношении работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, проводят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет.

Работодатель обязан проводить медосмотры сотрудников за счет собственных средств (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). При проведении медицинских осмотров следует руководствоваться приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н.

При этом важно соблюсти порядок оплаты медосмотров . Так, нельзя направить работника на медосмотр с условием, чтобы он сам оплатил его, а затем возместить расходы. Раз организация направляет человека на медосмотр, то сама должна его оплатить.

Таким образом, прохождение медосмотра работником за свой счет с дальнейшей компенсацией его стоимости работодателем является нарушением трудового законодательства.

Обратите внимание

Если работодатель не соблюдает требования закона о проведении медосмотров своих сотрудников, значит, он нарушает правила охраны труда и может быть оштрафован на сумму от 50 000 до 80 000 рублей (ст. 5.27.1 КоАП РФ).

НДФЛ

При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Статья 41 Налогового кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Однако Минфин разъяснил, что оплата работодателем проведения обязательных медицинских осмотров работников, обусловленных требованиями Трудового кодекса, не может быть признана экономической выгодой работников, так как необходима для обеспечения деятельности компании.

Поэтому данное возмещение работодателем стоимости проведения обязательных медицинских осмотров работников не облагается НДФЛ.

Страховые взносы

В отношении страховых взносов позиция у Минфина России противоположная.

Финансисты указали, что подпункт 2 пункта 1 статьи 422 НК РФ содержит исчерпывающий перечень законодательно установленных компенсационных выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.

Данный перечень не содержит сумм выплат, направленных на возмещение расходов работников по прохождению ими предварительных (при приеме на работу) медосмотров. Значит, такие компенсации облагаются страховыми взносами.

Работодателю придется начислить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и по материнству, также взносы на травматизм (от несчастных случаев и профессиональных заболеваний).

Имейте в виду, что расходы на проведение медосмотров, обязательных для отдельных категорий работников в соответствии с трудовым законодательством, можно учесть при расчете налога на прибыль. Указанные расходы могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ), при условии их надлежащего документального оформления.

Эксперт «НА” Е.В. Чимидова

Компания «КонсалтикаПлюс» » Вопрос эксперту » Часто задаваемые вопросы » Возмещаем расходы сотруднику по прохождению медосмотра. Какие документы необходимы? Нужно ли заполнять авансовый отчет? Бухгалтерские проводки?

Ответ:

Обязательные при приеме на работу и периодические медосмотры организация может оплатить сама либо возместить работнику его расходы. Согласно положениям статей 212 и 213 ТК РФ, работодатель обязан компенсировать сотруднику затраты на проведение медосмотра в полном объёме. Эта практика применяется в случаях, когда соискатель прошёл медицинскую комиссию самостоятельно или получил направление на профосмотр через отдел кадров.

Возмещение производится на основании заявления сотрудника, которое заверяется руководителем предприятия или другим уполномоченным лицом.

Для возмещения понесённых расходов потребуется:

  • заявление — составляется на имя руководителя компании, содержит просьбу о возмещении указанной суммы;
  • направление на медкомиссию — выдаётся отделом кадров, содержит список специалистов, которых нужно пройти для приёма на работу;
  • квитанция — оригинал фискального документа, подтверждающий оплату услуг;
  • заключение — выводы медкомиссии о пригодности работника для занимаемой должности.

Генеральному директору ООО
от ФИО должность

Заявление

На основании части 7 статьи 213 ТК РФ прошу возместить мне расходы на обязательный медицинский осмотр, оплаченный мной за счет собственных средств.

Приложение: квитанция №0000 от 00.00.0000, подтверждающая оплату медосмотра, на сумму 0000 рублей.

Подпись, дата

Важно! Работодатель оплачивает услуги только тех врачей, которые отмечены в направлении на прохождение медицинской комиссии.

Если медосмотр оплачен самой организацией, НДФЛ и страховые взносы не начисляйте. С компенсацией затрат работнику ситуация другая: облагать ее НДФЛ также не надо, а вот взносы придется начислить (Письмо Минфина от 24.01.2019 N 03-15-06/3786).

Проводки по учету медосмотра

Д 20 (26, 44) — К 60 (73)

Затраты на медосмотр

Д 60 — К 51

Оплачен медосмотр

Д 73 — К 50 (51)

Компенсированы работнику расходы на медосмотр

Компенсация за медосмотр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *