СТ 377 ТК РФ.
Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных
профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний,
хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном
для всех работников месте (местах).
Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно
предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как
минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также
оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие
условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены
коллективным договором.
Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в
бесплатное пользование выборному органу первичной профсоюзной организации принадлежащие
работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы
отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения
культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей.
При этом профсоюзы не имеют права устанавливать плату за пользование этими объектами для
работников, не являющихся членами этих профессиональных союзов, выше установленной для
работников, являющихся членами этого профсоюза.
В случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные
средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-
оздоровительную работу.
При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального
союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские
профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется
коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных
средств.
Работодатели, заключившие коллективные договоры или на которых распространяется
действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, по письменному заявлению работников, не
являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации
денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые
установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.
Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может
производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором.
Комментарий к Ст. 377 Трудового кодекса РФ
1. Работодатель обязан оказывать содействие профсоюзам в осуществлении их уставной деятельности. Указанное содействие оказывается на основе признания профсоюза законным представителем прав и интересов членов профсоюза, социальным партнером работодателя.
2. Основная обязанность работодателя по обеспечению деятельности профсоюза — обеспечение последнего необходимыми техническими средствами для ведения профсоюзной деятельности. При этом работодатель в силу закона несет обязанности по обеспечению деятельности исключительно первичной профсоюзной организации, но не вышестоящих профсоюзных органов.
Любой работодатель обязан предоставлять первичным профсоюзным организациям вне зависимости от того, сколько таких организаций объединяет его работников, помещение для хранения документации, для проведения заседаний и место для размещения профсоюзной информации. Место для проведения заседаний работодатель не обязан передавать профсоюзной организации в постоянное пользование. Конкретные характеристики предоставляемых помещений и мест для размещения информации, порядок предоставления помещений для проведения заседаний (собраний) определяются в коллективном договоре.
Работодатель также обязан перечислять в безналичном порядке на счет соответствующей профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Условие такого перечисления — подача работником, который является членом профсоюза, письменного заявления о безналичном перечислении членских профсоюзных взносов на счет профсоюзной организации. Работодатель не вправе требовать от профсоюза платы за указанное перечисление. Конкретный порядок перечисления денежных средств определяется коллективным договором.
3. На работодателя, численность работников которого превышает 100 человек, возлагаются дополнительные обязанности по обеспечению деятельности профсоюзов. Он обязан предоставить первичным профсоюзным организациям помещение, пригодное для постоянной работы, оргтехнику, средства связи и необходимые правовые документы. При этом одно помещение может быть выделено для нужд всех профсоюзных организаций. В таком случае порядок использования соответствующего помещения и технических средств определяется соглашением между первичными профсоюзными организациями. Предоставление помещений и технических средств для нужд каждой профсоюзной организации в отдельности определяется коллективным договором. В коллективном договоре также устанавливаются конкретные характеристики (место расположения, площадь и т.п.) выделяемого помещения и технических средств.
4. Помимо работы по представительству перед работодателем прав и интересов своих членов, профсоюзы могут проводить культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу. Для обеспечения данной деятельности работодатель вправе предоставлять профсоюзам объекты, пригодные для ведения соответствующей работы, а также отчислять денежные средства. Взаимные обязательства сторон по ведению такой работы определяются коллективным договором. На профсоюз в данном случае возложена обязанность не допускать дискриминации работников. Плата за пользование переданными объектами для работников должна быть равной вне зависимости от членства в профсоюзе.
СТ 6 ТК РФ.
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда;
порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Комментарий к Ст. 6 Трудового кодекса РФ
1. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Под предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов традиционно понимается сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъектов РФ. Однако Конституция РФ не предполагает осуществление Федерацией и ее субъектами некоего единого нормотворческого процесса применительно к сфере трудовых отношений. В действительности на каждом из этих уровней законотворчество в сфере трудовых отношений осуществляется соответствующими органами самостоятельно и раздельно. Отсюда возникает проблема разграничения нормотворческой компетенции Федерации и ее субъектов в сфере трудовых отношений, которая решается на основе ст. 6 ТК РФ, в соответствии с которой полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов разграничиваются путем установления ч. 1 ст. 6 ТК РФ исчерпывающего перечня полномочий Российской Федерации, образующих в совокупности ее исключительную компетенцию в правовом регулировании социально-трудовых отношений. Конкретные полномочия, наполняющие эту компетенцию, отобраны по признакам фундаментальности проблемы, которая решается принятием федерального закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права и специфики предмета правового регулирования.
С позиции первого признака в компетенцию Российской Федерации включены полномочия по установлению: главных направлений государственной политики в сфере трудовых и связанных с ними отношений; основ правового регулирования социально-трудовых отношений; основ социального партнерства; принципов осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. С точки зрения второго признака к ведению Российской Федерации отнесены полномочия: по обеспечению работникам надлежащего уровня трудовых прав, свобод и гарантий (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); регламентации порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений; установлению порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; урегулированию порядка осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; определению особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников и др.
Реализация этих полномочий Российской Федерации призвана обеспечить концептуальную общность российского трудового права, действующего на всей территории РФ. Необходимость в этом объясняется и потребностями единой экономики страны, которая должна функционировать на основе общих правил, в том числе в сфере социально-трудовых отношений. Общее экономическое пространство страны предполагает и единое правовое поле для всех участников экономической и трудовой деятельности.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ управомочены осуществлять нормотворчество только по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. Тем самым их компетенция в сфере правового регулирования социально-трудовых отношений сконструирована исключительно по остаточному принципу относительно нормотворческих полномочий федеральных органов государственной власти и управления. В дополнение к этому региональное нормотворчество должно подчиняться еще двум требованиям, согласно которым все региональные нормы трудового права не должны ухудшать положения субъектов социально-трудовых отношений в сравнении с федеральным законодательством и не должны вообще каким-либо образом противоречить этому законодательству (ч. 4 ст. 6 ТК РФ). Последнее требование не распространяется на полномочие субъектов РФ устанавливать более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам региона, но только за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.
Соответственно этим требованиям нормотворческая ниша субъектов РФ образуется в настоящее время посредством: а) учета региональных особенностей рынка труда при регулировании отношений в сфере занятости и трудоустройства местного населения; б) определения правового положения государственных служащих субъекта РФ, а также муниципальных служащих органов местного самоуправления (исключая решение вопросов, которые в силу ч. 1 ст. 6 ТК РФ отнесены к компетенции Российской Федерации); в) организации оплаты труда работников бюджетной сферы субъекта РФ, определения величины регионального прожиточного минимума; г) более тщательной проработки механизмов осуществления трудовых прав, предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами, и введения дополнительных гарантий их реализации; д) создания новых региональных правовых институтов (например, в сфере дополнительных форм социального партнерства, осуществляемого на региональном уровне).
Помимо этого, органы государственной власти субъектов РФ согласно ч. 3 ст. 6 ТК РФ вправе осуществлять при регулировании любых социально-трудовых отношений так называемое опережающее нормотворчество по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Однако после принятия необходимого нормативного правового акта федеральным органом государственной власти региональный нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, должен быть приведен в соответствие с ним.
3. В ч. 4 комментируемой статьи законодатель счел необходимым еще раз обратиться к вопросу о юридическом верховенстве ТК РФ и иных федеральных законов (см. ст. 5 ТК РФ и комментарий к ней), признав неприменимыми и тем самым юридически ничтожными все те региональные нормативные правовые акты, которые противоречат федеральному законодательству либо снижают федеральный уровень трудовых прав и гарантий работников.