Значительное количество собственников земельных долей до сих пор не зарегистрировали право собственности на земельные доли. В настоящее время нередко договоры аренды земельных участков, образованных в счет земельных долей, заключаются сроком до года и не проходят государственную регистрацию. В результате отсутствия государственной регистрации складывается такая ситуация, когда ни собственник земельной доли, ни фактический пользователь земельных участков, образованных в счет земельных долей, не несут ответственности за эффективное использование земельных участков. Кроме того, немалое количество земельных долей являются невостребованными, и земельные участки, состоящие из них, вообще не используются по целевому назначению.
Неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, состоящих из невостребованных земельных долей, приводит к потере значительного количества сельскохозяйственной продукции и непоступлению земельных платежей в бюджеты всех уровней.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности муниципального образования на земельный участок, сформированный в счет невостребованных земельных долей.
В целях эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, устранения пробелов, неопределенности и противоречий в правовом регулировании оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 435-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» (далее – ФЗ №435-ФЗ).
Согласно указанному Закону земельная доля признается невостребованной с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности. Так, невостребованной может быть признана земельная доля:
— принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд (при этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями);
— сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В соответствии с частью 6 статьи 1 ФЗ № 435-ФЗ органы местного самоуправления составляют список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, публикуют список невостребованных земельных долей в СМИ, размещают на официальном сайте в сети Интернет не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности, представляют указанный список на утверждение общему собранию участников долевой собственности. В случае если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления вправе утвердить такой список самостоятельно.
Согласно закону органы местного самоуправления вправе обратиться в суд о признании права муниципальной собственности не только на земельные участки, сформированные в счет невостребованных земельных долей, но и на сами земельные доли.
Согласно ФЗ № 435-ФЗ органы местного самоуправления вправе продать муниципальные земельные доли, которые до этого были невостребованными, сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные землепользователи фактически нарушают земельное законодательство, так как используют земельные участки, находящиеся в долевой собственности, без оформленных в установленном порядке документов (например, договоров аренды земельных долей с собственниками земельных долей). У организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, фактически использующих земельные участки, сформированные в счет невостребованных долей, законодателем установлен приоритет в покупке земельных долей и приобретении в собственность и (или) заключении договоров аренды земельных участков, сформированных в счет земельных долей. Цена покупки земельной доли определяется как произведение 15% кадастровой стоимости 1 кв. м такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли. Цена земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата — в размере 0,3% его кадастровой стоимости.
Дополнительно сообщаем, что Федеральным законом от 3 июля 2016 года №352-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 15 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»» исключено положение пункта 8 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» о выделе земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в первую очередь из неиспользуемых земель и земель худшего качества при образовании земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности.
По информации Минземимущества РБ
АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 24 мая 2010 года Дело N А56-82675/2009
Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2010 года. Полный текст решения изготовлен 24 мая 2010 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Ракчеевой М.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Борченко А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску акционерного общества закрытого типа «Лазурное» к Администрации муниципального образования «Выборгский район Ленинградской области» о признании права собственности при участии от истца: не явился, извещен; от ответчика: не явился, извещен; от Шампоровой В.И.: представитель Касаткина Е.А., доверенность от 31.08.2007;
установил:
Истец просит признать за АОЗТ «Лазурное» право собственности на земельную долю размером 101 баллогектар в праве общей долевой собственности, доля не определена, на земельный участок, находящийся в массиве земель АОЗТ «Лазурное», площадью 6 138 200 кв.м. кадастровый номер 47:01:00-00-000:0076, земли сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, земли АОЗТ «Лазурное», внесенную умершим 27.12.2003 Владимировым Виктором Валентиновичем в качестве вклада в уставный капитал АОЗТ «Лазурное».
Определением от 11.02.2010 по ходатайству истца произведена замена ответчика на Администрацию муниципального образования «Выборгский район Ленинградской области».
Истец, ответчик и третьи лица извещены о дате и месте судебного заседания надлежащим образом, представителей не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель Шампоровой В.И. просил в иске отказать, так как требования предъявлены к ненадлежащему лицу.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя третьего лица, суд установил следующие обстоятельства.
АОЗТ «Лазурное» создано в результате реорганизации совхоза «Лазурное» на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.12.91 N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.91 N 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.92 N 708, которым утверждено Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий (далее — Положение).
На конференции трудового коллектива совхоза от 19.02.1992 принято решение о реорганизации совхоза, о предоставлении земли в коллективно-совместную собственность, организована внутрихозяйственная комиссия по приватизации земли и реорганизации совхоза.
Внутрихозяйственной комиссией по приватизации земли и реорганизации совхоза «Лазурное» принято решение от 14.07.1992 о передаче трудовому коллективу в коллективно-долевую собственность имущества на сумму 11382 тыс. руб. по состоянию на 01.01.92.
Постановлением Главы администрации Выборгского района N 997 от 26.03.1993 зарегистрировано АОЗТ «Лазурное», учрежденное трудовым коллективом на базе совхоза «Лазурное», являющееся его правопреемником.
Согласно статье 1.2 Устава Общества (в редакции 1993 года) учредителями являются физические лица, работающие в сельскохозяйственном предприятии «Лазурное» не менее одного года, а также пенсионеры, ушедшие на пенсию со стажем работы мужчины 10 лет, женщины — 7.5 лет в совхозе «Лазурное», выполняющие устав и внесшие свои средства в уставный фонда общества.
В соответствии со статьей 2.1 Устава, акционерами общества являются работники бывшего совхоза, ставшие владельцами земельного и имущественного паев совхоза и передавшие эти паи в качестве учредительного взноса в предприятие (в уставный фонд). Перечень учредителей указан в приложении к уставу.
В соответствии с правовыми актами, на основании которых осуществлялась реорганизация совхоза «Лазурное» в АОЗТ «Лазурное», в каждом реорганизуемом сельскохозяйственном предприятии определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли, которыми наделялись работники реорганизуемых предприятий, а также некоторые иные категории лиц. В силу пункта 9 постановления Правительства РФ от 0409.1992 N 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий должны были принять решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом РФ.
Владелец имущественного пая и земельной доли мог использовать их одним из следующих способов: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).
Постановлением главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 29.09.1994 N 2456 акционерному обществу предоставлено в общую совместную собственность 101 баллогектаров земли.
На основании данного постановления акционерному обществу выдано свидетельство от 10.05.1995 о праве общей совместной собственности на земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства площадью 101 баллогектаров, а также произведена регистрация права долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 47:01:00-00-000:0076 из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный в границах АОЗТ Лазурное», что подтверждается выпиской из ЕГРП от 29.10.2008.
Истец в обоснование заявленных требований указал, что члены трудового коллектива распорядились своим правом на земельный пай, внеся его в качестве взноса во вновь созданное акционерное общество, следовательно, с указанного момента они утратили право собственности на это имущество.
При этом гражданка Владимирова Галина Ивановна после смерти своего мужа Владимирова В.В., бывшего работника совхоза «Лазурное», обратилась в Выборгский городской суд с иском об установлении факта принятия наследства в виде земельной доли размером 101 баллогектар в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный в массиве земель АОЗТ «Лазурное» и признании права собственности на такую земельную долю.
Решением Выборгского городского суда от 28.07.2008 по делу N2-1514/08 Владимировой Г.И. отказано в удовлетворении иска на том основании, что земельная доля внесена с уставный капитал АОЗТ «Лазурное» и ее собственником на момент открытия наследства являлось общество.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.08.2006 по делу А56-47463/2003 АОЗТ «Лазурное» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, которое не завершено до настоящего времени. В исковом заявлении истец указал на то, что признание права собственности на земельную долю необходимо для формирования конкурсной массы должника.
Первоначально иск был предъявлен к ИФНС РФ по Выборгскому району Ленинградской области, определением от 11.02.2010 произведена замена ответчика на Администрацию.
Предъявление требования о признании права имеет целью устранить все сомнения в принадлежности права тому или иному лицу. Необходимость защиты права появляется в случае, если это право кем-либо оспаривается. В связи с нарушением права, в том числе и такого, которое имеет абсолютный характер, возникают конкретные правоотношения между лицом, обладающим правом, и лицом, это право оспаривающим. Иск о признании права собственности может быть предъявлен к лицу, имеющему притязания на наличие у него права собственности на спорную вещь. В противном случае отсутствует спор, подлежащий разрешению арбитражным судом.
Документов, подтверждающих, что Администрация оспаривает права АОЗТ «Лазурное» в отношении спорного земельного участка, в материалы дела не представлено.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.02.2010 N 01/005/2010-50 в реестре зарегистрировано право собственности граждан, привлеченных к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, на доли в праве собственности на упомянутый выше земельный участок. Требований к физическим лицам, являющимся собственниками долей в праве на земельный участок, Обществом не предъявлено.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец не представил доказательств оспаривания его права на земельный участок ответчиком, при этом из материалов дела следует, что право оспаривалось гражданкой Владимировой Г.И., однако данный спор решен Выборгским городским судом.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Истцу предоставлялась отсрочка уплаты госпошлины до 15.02.2010, доказательства оплаты истец не представил, поэтому госпошлина подлежит взысканию в бюджет с истца.
Руководствуясь статьями 102, 110, 112, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с акционерного общества закрытого типа «Лазурное» в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья
Ракчеева М.А.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
файл-рассылка
Аренда земли — основной актив для большинства аграриев. В то же время 27,7 млн га земель сельскохозяйственного назначения (68% всех с/х земель) являются земельными долями (паями).
Поэтому наряду с арендой земельных участков значительную долю составляет аренда паев.
Однако, если аренда паев для большинства, в принципе, не новое явление, то аренда невостребованных земельных участков далеко не у всех на слуху. По сравнению с обычной аренда невостребованных паев законодательством почти не урегулирована. В связи с этим возникает ряд вопросов, которые в дальнейшем часто доводят до суда.
О том, что такое невостребованный земельный участок/доля (пай), каков порядок заключения договоров аренды таких паев, и что нужно знать и учитывать, заключая договоры аренды, AgroPortal.ua рассказали советник ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Олег Качмар и юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Александра Бортман.
Что такое невостребованные паи?
В 1995 г. Указом Президента Украины было принято решение провести распаевание земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и кооперативам, в том числе созданным на базе совхозов.
Распаевание земель предусматривало определение размера земельной доли в коллективной собственности каждого члена сельскохозяйственного предприятия без выделения земельных участков в натуре (на местности). Каждому члену такого предприятия был передан в собственность «пай» — условный земельный участок, размер которого определялся исходя из общей площади земель, переданных сельскохозяйственному предприятию, и количества членов предприятия.
Для подтверждения права собственности на земельный пай его владельцу выдавался сертификат единственного в Украине образца, который был утвержден постановлением Кабинета министров Украины от 12.10.1995 г. № 801.
Однако не все граждане, имевшие право на земельный пай, получили такие сертификаты. Одни — не воспользовались такой возможностью, другие — просто не успели. Сейчас, по данным исследования USAID «Проект Агроинвест», владельцы паев — люди старше 50 лет (79%) и 60 лет (43%). Более 1 млн владельцев земельных паев уже умерли.
Паи, сертификаты на которые гражданами не было получено, получили статус «невостребованных».
Поэтому наряду с обычными земельными паями появилась еще одна категория — невостребованные паи — те, владельцы которых не получили сертификаты или иным образом не заявили о своих правах.
Откуда взялись нераспределенные земельные участки?
Каждый член коллективного сельскохозяйственного предприятия, получившего сертификат на земельную долю и зарегистрировавший его в районной государственной администрации, в дальнейшем получал право на выделение земельного участка в натуре.
Порядок выделения пая в натуре владельцам сертификатов регулируется Законом Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)» от 05.06.2003 г. № 899-IV.
Выделение земельных участков в натуре предусматривает несколько этапов:
- обращение граждан в соответствующий орган: сельский, поселковый, городской совет или районную государственную администрацию с заявлениями о выделении им земельной доли в натуре;
- принятие соответствующим органом решения;
- заключение с землеустроительными организациями договоров на выполнение работ по выделению земельных долей на местности и изготовление соответствующей документации по землеустройству;
- разработка технической документации по землеустройству и согласование ее с соответствующим органом;
- проведение распределения паев в пределах одного сельскохозяйственного предприятия между собственниками земельных долей, которые подали заявления о выделении принадлежащих им земельных паев в натуре, на собрании собственников долей согласно полученному проекту землеустройства;
- составление протокола результатов распределения земельных участков и его утверждение соответствующим сельским, поселковым, городским советом или районной государственной администрацией;
- принятие решения о выделении земельных долей в натуре;
- выдача государственных актов на право собственности (с 01.01.2013 г. — выдача свидетельств о праве собственности на земельный участок) владельцам земельных паев.
После прохождения всех этих стадий, владелец сертификата на земельную долю приобретал право собственности на отдельный земельный участок. Если гражданин подал заявление о выделении ему земельного участка на местности, но не прибыл на собрание собственников паев по распределению земельных участков, или вообще не подавал такого заявления, но документация по землеустройству в пределах одного сельскохозяйственного предприятия была разработана, то запроектированный земельный участок этого лица приобретал статус «невостребованного» или «нераспределенного».
Таким образом, «нераспределенный (невостребованный) земельный участок» — это запроектированный в составе единого земельного массива без определения границ на местности пай, который не был распределен на собрании собственников земельных долей из-за неявки на собрание. Статус невостребованных нераспределенные земельные участки приобретают только после проведения собрания по распределению паев (согласно постановлению Высшего хозяйственного суда Украины от 15.01.2015 г. по делу № 924/686/14).
Кто является арендодателем невостребованного пая/нераспределенной земли?
В отличие от договора аренды пая, который заключается с владельцем сертификата, договор аренды невостребованного земельного участка заключается с соответствующими органами: сельскими, поселковыми, городскими советами, органами исполнительной власти, так как такие участки остались в их компетенции.
Если же невостребованный пай находится за пределами населенных пунктов и их компетенции, по вопросу аренды нужно обращаться к органам исполнительной власти. К сельскому совету, просто находящемуся неподалеку, в таком случае обращаться не стоит. Передача сельским советом в аренду нераспределенных земельных участков за пределами его населенного пункта, то есть за пределами его компетенции, является незаконной.
Именно поэтому нужно внимательно изучить, в компетенции какого населенного пункта находится заинтересовавший вас пай. В противном случае суд признает договор аренды недействительным.
Нужно ли проводить земельные торги?
Передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется по результатам проведения земельных торгов (часть 2 статьи 124 ЗК Украины).
Однако нераспределенные доли не являются землями государственной или коммунальной собственности, и поэтому их предоставление в пользование осуществляется без проведения земельных торгов. Достаточно решения соответствующего органа исполнительной власти или местного самоуправления и разработки технической документации по землеустройству относительно составления документа, удостоверяющего право на земельный участок.
Какие обязательные условия договора аренды невостребованного пая?
Законом Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)», статьей 13 установлено, что нераспределенные земельные участки по решению соответствующего органа могут передаваться в аренду для использования по целевому назначению на срок до момента получения их собственниками государственных актов на право собственности на земельный участок, о чем указывается в договоре аренды. А собственники земельных паев или их наследники, которые не приняли участие в распределении земельных участков, уведомляются о результатах в письменной форме, в случае, если известно их местонахождение.
Таким образом, в договоре аренды нераспределенных земельных долей обязательно должно содержаться условие о заключении такого договора на срок до момента получения их собственниками государственных актов на право собственности на земельный участок. Это называется «отменительное условие».
Практика Высшего хозяйственного суда Украины свидетельствует о том, что указанное обстоятельство является важным при решении судом спора о действительности заключенного договора аренды в случае его оспаривания.
Распространяются ли требования типовой формы договоры аренды земельной доли, статьи 15 Закона Украины «Об аренде земли» на отношения по передаче в аренду невостребованных земельных участков?
В отличие от договора аренды земельной доли, законодательство не определяет конкретных условий или требований к договору аренды невостребованных земельных участков и не устанавливает какой-либо типовой формы такого договора.
Более того, ни форма типового договора аренды, заключаемого с гражданами-владельцами сертификатов, ни статья 15 Закона Украины «Об аренде земли», что определяет обязательные условия договора аренды земельных участков, не распространяются на отношения по поводу передачи в аренду невостребованных земельных участков.
Нужно ли регистрировать договоры аренды невостребованных паев?
Регистрации на сегодняшний день подлежит не право аренды, а договор аренды невостребованного земельного участка. Регистрация договоров аренды нераспределенного пая проводится так же, как и регистрация договоров аренды земельных паев — исполнительным комитетом сельского, поселкового, городского совета по месту расположения земельного участка.
Что нужно учитывать во время и после заключения договора аренды невостребованного пая?
Поскольку единой системы регистрации договоров аренды невостребованных земельных участков не существует, а записи о регистрации договоров аренды вносятся только в книгу записей регистрации договоров аренды земельных долей соответствующего совета района, то существует риск заключения договоров аренды одних и тех же невостребованных паев с различными арендаторами.
О наличии такого риска и случаев «двойной регистрации» свидетельствует, в частности, судебная практика.
К примеру, решая спор о действительности заключенного с сельским советом договора аренды невостребованных паев, суд установил, что договор аренды одних и тех же невостребованных долей с различными арендаторами был почти одновременно заключен сельским советом и районной государственной администрацией. Решая данный спор, суд пришел к выводу, что именно районная государственная администрация имела полномочия на передачу спорных невостребованных долей, и признал недействительным договор аренды, заключенный сельским советом.
Применяется ли норма статьи 33 Закона Украины «Об аренде земли» о преимущественном праве арендатора на возобновление договора аренды к договорам аренды невостребованных земельных участков?
В отличие от аренды земельного участка, аренда невостребованных земельных долей не регулируется специальным законодательством.
Часто это становится проблемой арендаторов, которые хотят продлить действие договора аренды невостребованных земельных участков на новый срок, в то время как соответствующий орган уже принял решение о передаче этой земли другому лицу.
Однако, судебная практика свидетельствует, что в таком случае суды исходят из общих норм Гражданского кодекса Украины о найме (аренде), устанавливающих преимущественное право нанимателя, надлежащим образом исполняющего свои обязанности по договору, на заключение договора на новый срок (статья 777 Гражданского кодекса Украины), и применяют нормы статьи 33 Закона Украины «Об аренде земли» по аналогии.
Какие риски для арендатора невостребованного пая несет получение владельцем земельной доли государственного свидетельства о праве собственности на земельный участок?
Как указано выше, статья 13 Закона Украины определяет, что договор аренды невостребованного земельного участка не может быть заключен более чем на срок до момента получения ее собственником государственного акта на право собственности на земельный участок.
Поэтому, заключая договоры аренды невостребованных земельных участков, арендаторы должны учитывать, что действие такого договора может прекратиться в любой момент.
В 85-м они получили от государства земельные участки. В мае 2016-го государство их отобрало. Конфликт жителей с. Рясное-Русское, что на Львовщине, с городом Львовом можно так просто описать двумя предложениями, между которыми вся их изувеченая молодость, нечеловеческая работа и старческая наивность. Эта история о том, как во Львов вошел мощный голландский инвестор, чьи интересы мгновенно стали важнее для местной власти, чем имущественные права трех сотен пенсионеров.
Село Рясное-Русское граничит со Львовом. В советское время в селе работал колхоз «Новая жизнь”. Для старших жителей Рясного-Русского воспоминания о нем – мозоль на памяти. Ради зачисленных трудодней, люди пренебрегали и здоровьем, и частной жизнью. Однако уже в восьмидесятых у крестьян появилась цель. Цель, ради которой приходили на работу в поле даже с маленькими детьми, работали не разгибая спины. Администрация колхоза заявила: вскоре «Новая жизнь” расформируется, а государственные земли раздадут людям.
Ирина Якимец
О том, как каждая семья в селе получила собственную землю, нам рассказала жительница села Рясное-Русское Ирина Якимец. Она настояла – гордость своей семьи, собственные угодья, покажет нам, несмотря на снег и метель. К сакральному месту мы вынуждены спускаться, держась за руки, чтобы не упасть в сугробы. Ирина Якимец не только свидетель, но и участник разгосударствления колхозных угодий. Процесса, когда орошенная крестьянским потом земля перешла в руки тех, кто ее засевал и пахал веками.
«Эту землю я сама лично делила людям, когда работала бригадиром в колхозе. Это было в 1985-м году. Тогда колхоз составил список работников и мы делили между ними 24 гектара. Огороды здесь сажали, картофель, свеклу, морковь. Люди с того выживали”, – рассказывает Ирина Михайловна. Теперь на месте ее огорода – кустарники. Вместо ее пшеницы и картофеля на этой земле вскоре обещают свести экономическое чудо из Нидерландов – индустриальный парк.
Индустриальный парк – необычное для украинцев словосочетание. Это не парк с деревьями или фонтанами – а сверхсовременная промышленная зона, площадка, на которой расположены производственные мощности предприятий.
«В нем будет место для инвесторов со всего мира и для украинских компаний, и для транснациональных корпораций, и для небольших предприятий”, – пообещал Рамон Вос в промо-ролике будущего парка.
Рамон Вос – руководитель голландской компании с чешской пропиской «CTP”. Согласно бизнес-плану, инвестор планирует вложить в строительство почти 50 миллионов евро и разместить на 100 тысячах квадратных метров около 30 компаний. Для Львова это означает более 3 тысяч новых рабочих мест. Подобные «парки” работают в Чехии, Словакии и Румынии. Бизнесмены, которые сосредоточили свои производственные мощности в этих странах, планируют расширить их и на Восточную Европу. Для этого им нужно соответственно оснащенное место с налаженной логистикой. Таким планируют сделать львовский индустриальный парк.
«На фоне оттока инвесторов из Украины такой проект – это возможность показать миру, что в Украине можно и нужно работать”, – считает львовский мэр Андрей Садовый.
По его словам, это будет «первый индустриальный парк в Украине, построенный по всем европейским стандартам, ведь в нем будут работать исключительно экологически чистые производства”.
Единственные, кто отзывается об инвестиционном гиганте со слезами на глазах, жители Рясного-Русского. Чтобы мэр Львова выполнил обещанное, им надо пожертвовать самым дорогим: землей, которой пользуются всю жизнь.
Эмилия Смокоровская
«Из-за финансового кризиса 90–2000-х люди свою землю не приватизировали”, – рассказывает сельский председатель Рясного-Русского Эмилия Смокоровская.
По ее словам, у более трех сотен жителей Рясного-Русского нет документов на землю. «Они обращались по соответствующие бумаги в 2014-м году в Госгеокадастр Львовской области, однако там получили отказ, ведь считается, что люди самовольно захватили данные земельные участки”, – объясняет Смокоровская.
Официальные учреждения Львова и области в своем решении солидарны: земля не принадлежит ни селу, ни тем более пенсионерам, которые ее используют. И это, по мнению сельской головы Эмилии Смокоровской, – чистой воды цинизм.
«Те земельные участки выделил колхоз. Более того, эти земельные участки были учтены при наделении паев людям. То есть если человек имел 25 соток, то соответственно он пай получал ровно на столько меньше”, – рассказывает Эмилия Петровна.
По логике государства в лице официальных институтов, с украинскими крестьянами можно поступать как угодно. Когда надо – приписать землю, и не добавить ее в законном пае. А когда выгодно – переписать ту же землю на город, оставив людей в дураках. Сейчас жители села пытаются найти в архивах хоть какие упоминания о распаде колхоза и распределении земли. Тем временем на их угодьях уже «хозяйничают” бульдозеры.
Иосиф Мокрый
«Пригнали технику. А мой город самый первый от дороги. Бульдозер приехал, была пшеница посеяна, он на пшеницу наехал. И народ сбежался его задержали”, – вспоминает житель Рясного-Русского Иосиф Мокрый. Из-за частых визитов тракторов и бульдозеров на их огороды, в селе начали искать выход: как откупиться от территориальных посягательств Львова:
«Люди пользовались огородами с 85-го года и пользуются ими по сей день. Как им объяснить, что на землях, предназначенных для пашни, будет строиться индустриальный парк? Мы предложили Львову другие земли, находящиеся в 400 метрах от огородов. Но мэр Садовый отказался рассматривать наше предложение”, – говорит Эмилия Смокоровская.
О «переносе” строительства от пашни к промышленным землям не может быть и речи, ведь Львовский городской совет уже продал голландской фирме «СТР”, а точнее, ее львовскому сателлиту, земли в Рясном-Русском. Договор купли-продажи подписал львовский мэр Андрей Садовый. В нем говорится, что земля «не является объектом каких-либо имущественных прав или претензий третьих лиц” или «предметом спора”. Несмотря на то, что резонансный земельный вопрос неоднократно выносили на сессии горсовета, Рясного-Русского сельского и Львовского областного советов, а также был предметом обращений к прокурору Львовской области, Государственной сельскохозяйственной инспекции, Главному управлению Госземагентства во Львовской области и другим инстанциям. Словом, о спорах вокруг проданной земли львовские чиновники знали хорошо. Но догадывались ли о том, что покупают, голландские инвесторы?
Компания «СТР” зарегистрирована в Чехии. По контактному номеру сообщают, инвестор Вос в офисе почти не появляется. Чтобы разведать о нем немного больше, связываемся с филиалом «СТР” во Львове – обществом с ограниченной ответственностью «СиТиПарк Львов”. Представитель компании Тарас Тринога в официальном письме сообщил:
«Перед принятием решения о покупке земельного участка для строительства индустриального парка компания CTP заказала отчет в международной консалтинговой компании о правовом статусе этого участка. По результатам отчета правовых ограничений относительно участка по поводу претензий третьих лиц не было обнаружено”.
Однако по нашей просьбе указать название консалтинговой компании и деталях исследования не пришло никакого ответа.
Между тем скандальным строительством заинтересовался Департамент по расследованию особо тяжких дел в сфере экономики Генеральной прокуратуры Украины, который начал досудебное расследование в уголовном производстве по факту «незаконного отчуждения должностными лицами Львовского городского совета земельного участка площадью 23 4913 га, расположенного на территории Рясного-Русского сельского совета Яворовского района Львовской области по цене 52 миллиона гривен, что значительно ниже ее нормативно-денежной оценки, составляющей 140 миллионов гривен”.
То есть в генпрокуратуре заявляют: мало того, что земля Львову не принадлежит, ее еще и продали по дешевке.
Мэр Львова Андрей Садовый сохраняет спокойствие, мол, это классика украинской реальности: как только речь заходит о земле, начинаются распри: «Знаете, в Украине еще со старых времен за метр всегда есть конфликт между соседями. Поэтому я предлагаю любые конфликты решать мирно, за круглым столом, давая людям нормальную аргументацию, в случае чего компенсацию, чтобы мы и индустриальный парк развивали, и люди были обеспечены”.
После этих слов мы направили информационный запрос во Львовский городской совет, чтобы уточнить, рассматривают ли там возможность выплаты крестьянам компенсаций. Ответ чиновников был незамедлительным: никакие компенсации законом не предусмотрены.
Подавать в суд жители Рясного-Русского не решаются. Говорят: один в поле – не воин. Особенно, если поле уже принадлежит голландским бизнесменам. Против мощного союза чиновников и миллионеров крестьяне чувствуют себя бессильными. Все надежды возлагают на расследование ГПУ, которая уже успела провести обыски в городском совете Львова, а затем изъяла документы, связанные с продажей земли.
Ссылаясь на тайну следствия, в Генеральной прокуратуре не разглашают результатов экспертизы, изъятых при обыске документов. Между тем жители Рясного-Русского обещают весной снова засеять свои угодья.