Публичное обсуждение проекта продлено до 20 февраля 2020 г.
Новая версия приказа и пояснительной записки добавлены в файлы проекта.
Методика применения сметных норм (далее – Методика) определяет методы и способы применения единичных сметных норм на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, монтаж и капитальный ремонт оборудования, а также пусконаладочные работы.
Положения Методики применяются при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, либо средств собственников помещений в многоквартирном доме и в иных случаях, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
отменен/утратил силу Редакция от 28.07.1995 Подробная информация
Наименование документ | ПРИКАЗ Минфина РФ от 28.07.95 N 81 «О ПОРЯДКЕ ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» |
Вид документа | приказ |
Принявший орган | минфин рф |
Номер документа | 81 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 28.07.1995 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | отменен/утратил силу |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
ПРИКАЗ Минфина РФ от 28.07.95 N 81 «О ПОРЯДКЕ ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Приказ
В связи с введением в действие с 1 января 1995 года части первой Гражданского кодекса Российской Федерации приказываю:
1. Применять План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцию по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. N 56 (в редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 1994 г. N 173), с учетом изменений согласно Приложению 1 к настоящему Приказу.
2. Утвердить указания о бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно Приложению 2 к настоящему Приказу.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.ШАТАЛОВ
Приложения
Приложение 1
ИЗМЕНЕНИЯ К ПЛАНУ СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ
1. Счета 77 и 78 Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий применяются в следующей редакции:
Наименование счета | Номер счета | Номер и наименование субсчета |
«Расчеты с государственным и муниципальным органом» | 77 | 1. Расчеты по выделенному имуществу 2. Расчеты по распределению доходов |
«Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами» | 78 | 1. Расчеты с дочерними обществами 2. Расчеты с зависимыми обществами 3. Расчеты по договору о совместной деятельности |
2. Текст Инструкции по применению Плана сетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий в части счетов 77 и 78 применяется в следующей редакции:
Счет 77 «Расчеты с государственным и муниципальным органом»
Счет 77 «Расчеты с государственным и муниципальным органом» предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов государственных и муниципальных унитарных предприятий с уполномоченным на их создание государственным органом или органом местного самоуправления.
На счете отражаются операции по выделенному имуществу, движению бюджетных субвенций, распределению доходов и т.п.
Счет 77 «Расчеты с государственным и муниципальным органом» корреспондирует со счетами:
по дебету | по кредиту |
46 Реализация продукции (работ, услуг) 47 Реализация и прочее выбытие основных средств 48 Реализация прочих активов 51 Расчетный счет 52 Валютный счет 55 Специальные счета в банках 85 Уставный капитал 86 Резервный капитал 87 Добавочный капитал 88 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 96 Целевые финансирование и поступления |
01 Основные средства 04 Нематериальные активы 06 Долгосрочные финансовые вложения 07 Оборудование к установке 08 Капитальные вложения 10 Материалы 11 Животные на выращивании и откорме 12 Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы 51 Расчетный счет 52 Валютный счет 55 Специальные счета в банках 58 Краткосрочные финансовые вложения 81 Использование прибыли 86 Резервный капитал 87 Добавочный капитал 88 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 96 Целевые финансирование и поступления |
К счету 77 «Расчеты с государственным и муниципальным органом» могут быть открыты субсчета:
77-1 «Расчеты по выделенному имуществу»,
77-2 «Расчеты по распределению доходов» и др.
На субсчете 77-1 «Расчеты по выделенному имуществу» учитываются расчеты предприятия с государственным органом или органом местного самоуправления по передаваемому ему на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления имуществу.
При создании унитарного предприятия и наделении его имуществом, закрепляемым за ним государственным органом или органом местного самоуправления, а также в случае принятия решения в период его деятельности о пополнении оборотных средств в бухгалтерском учете предприятия по данным операциям делаются записи по дебету счета 77 «Расчеты с государственным и муниципальным органом» в корреспонденции со счетом 85 «Уставный капитал».
При фактическом получении унитарным предприятием имущества и денежных средств от государственного или муниципального органа производятся записи по кредиту счета 77 «Расчеты с государственным и муниципальным органом» в корреспонденции со счетами по учету соответствующих видов имущества (01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 06 «Долгосрочные вложения», 07 «Оборудование к установке» и т.п.) и денежных средств.
Изъятие у предприятия государственным органом или органом местного самоуправления имущества и денежных средств отражается в бухгалтерском учете предприятия по дебету счета 77 «Расчеты с государственным и муниципальным органом» и кредиту счетов учета реализации имущества (47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48 «Реализация прочих активов») и денежных средств. Одновременно на стоимость данного имущества дебетуются счета учета реализации имущества в корреспонденции со счетами учета соответствующих видов имущества. Закрытие расчетов отражается по кредиту счета 77 «Расчеты с государственным и муниципальным органом» в корреспонденции со счетом учета соответствующего капитала.
Операции по получению унитарным предприятием от государственного органа или органа местного самоуправления денежных средств с целевым характером их использования отражаются в следующем порядке:
— при пополнении фондов специального назначения унитарное предприятие на причитающуюся сумму дебетует счет 77 «Расчеты с государственным и муниципальным органом» в корреспонденции со счетом 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Получение денежных средств отражается по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 77 «Расчеты с государственным и муниципальным органом»
— при принятии решения государственным органом или органом местного самоуправления о покрытии убытков унитарного предприятия предприятие на причитающуюся сумму делает запись по дебету счета 77 «Расчеты с государственным и муниципальным органом» в корреспонденции с кредитом счета 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». По получении денежных средств производятся записи по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 77 «Расчеты с государственным и муниципальным органом».
На субсчете 77-2 «Расчеты по распределению доходов» учитываются расчеты унитарного предприятия с государственным органом и органом местного самоуправления по причитающимся этим органам доходам по результатам деятельности унитарного предприятия.
Начисление доходов, причитающихся государственному или муниципальному органу, отражается в бухгалтерском учете унитарного предприятия по дебету счета 81 «Использование прибыли» или счета 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и кредиту счета 77 «Расчеты с государственным и муниципальным органом».
Перечисление сумм доходов отражается по дебету счета 77 «Расчеты с государственным и муниципальным органом» и кредиту счетов учета денежных средств.
Указанный счет используется также предприятиями других форм собственности для учета расчетов между собой по передаче отдельных видов имущества на основе права хозяйственного ведения.
Аналитический учет по счету 77 «Расчеты с государственным и муниципальным органом» ведется по каждому предприятию.
Счет 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами»
Счет 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами» предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов (за исключением расчетов по вкладам в уставный капитал) предприятия со своими дочерними и зависимыми предприятиями и последних с предприятиями, их создавшими (участвовавшими в создании), а также учета операций, связанных с выполнением договора о совместной деятельности.
Счет 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами» корреспондирует со счетами:
по дебету | по кредиту |
10 Материалы 11 Животные на выращивании и откорме 12 Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы 23 Вспомогательные производства 46 Реализация продукции (работ, услуг) 47 Реализация и прочее выбытие основных средств 48 Реализация прочих активов 50 Касса 51 Расчетный счет 52 Валютный счет 55 Специальные счета в банках 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 80 Прибыли и убытки 85 Уставный капитал 86 Резервный капитал 87 Добавочный капитал 88 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 90 Краткосрочные кредиты банков 92 Долгосрочные кредиты банков 96 Целевые финансирование и поступления |
07 Оборудование к установке 08 Капитальные вложения 10 Материалы 11 Животные на выращивании и откорме 12 Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы 41 Готовая продукция 43 Коммерческие расходы 44 Издержки обращения 46 Реализация продукции 47 Реализация и прочее выбытие основных средств 48 Реализация прочих активов 50 Касса 51 Расчетный счет 52 Валютный счет 56 Денежные документы 57 Переводы в пути 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 63 Расчеты по претензиям 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 81 Использование прибыли 85 Уставный капитал 86 Резервный капитал 87 Добавочный капитал 88 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 90 Краткосрочные кредиты банков 92 Долгосрочные кредиты банков 96 Целевые финансирование и поступления |
К счету 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами» могут открываться следующие субсчета:
78-1 «Расчеты с дочерними обществами»,
78-2 «Расчеты с зависимыми обществами»,
78-3 «Расчеты по договору о совместной деятельности» и др.
На субсчете 78-1 «Расчеты с дочерними обществами» отражаются расчеты предприятия по всем видам операций с дочерними предприятиями (за исключением расчетов по вкладам в уставный капитал). Учет расчетов ведется по каждому дочернему предприятию. Дочернее предприятие на данном субсчете учитывает расчеты по операциям с учредителями дочернего предприятия.
При учреждении дочернего предприятия на стоимость имущества, подлежащего передаче, участником делается запись по дебету счета 06 «Долгосрочные финансовые вложения» в корреспонденции со счетом 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами». По передаче имущества дочернему предприятию делается запись по дебету счета 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами» и кредиту счетов учета реализации ценностей (46 «Реализация продукции (работ, услуг)», 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48 «Реализация прочих активов») и денежных средств.
При оказании финансовой помощи дочернему предприятию на сумму денежных средств, подлежащих передаче, делается запись по дебету счетов 86 «Резервный капитал» или 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в корреспонденции со счетом 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами». По перечислении денежных средств делается запись по дебету счета 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами» в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
При распределении (реинвестировании) предприятием дивидендов (доходов), причитающихся ему от дочернего предприятия на увеличение вклада в его уставный капитал, на данную сумму делается запись по дебету счета 06 «Долгосрочные финансовые вложения» и кредиту счета 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами» и одновременно по дебету счета 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами» и кредиту счета 80 «Прибыли и убытки».
При возврате предприятию дочерним предприятием имущества и денежных средств производится запись по дебету счета 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами» и кредиту счета 06 «Долгосрочные финансовые вложения». По получении имущества дебетуются соответствующие счета учета имущества (01 «Основные средства, 04 «Нематериальные активы», 51 «Расчетный счет» и т.п.) в корреспонденции с кредитом счета 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами».
Дочернее предприятие на стоимость причитающегося ему от участника имущества делает записи по дебету счета 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами» в корреспонденции со счетом 87 «Добавочный капитал». По получении имущества дебетуются соответствующие счета их учета (01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 07 «Оборудование к установке» и т.п.) в корреспонденции со счетом 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами».
При оказании финансовой помощи дочернее предприятие делает записи по дебету счета 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами» и кредиту счетов учета пополняемых источников или убытков (86 «Резервный капитал», 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»). По получении денежных средств дебетуются счета учета денежных средств в корреспонденции со счетом 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами».
При возврате имущества участнику дочернее предприятие производит записи по дебету счета 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами» в корреспонденции со счетами учета реализации имущества (46 «Реализация продукции (работ, услуг)», 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48 «Реализация прочих активов») и денежных средств. Одновременно на стоимость данного имущества дебетуются счета учета реализации имущества в корреспонденции со счетами учета соответствующих видов имущества. Закрытие расчетов отражается по кредиту счета 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами» в корреспонденции со счетом учета соответствующего капитала.
На субсчете 78-2 «Расчеты с зависимыми обществами» отражаются расчеты предприятия по всем видам операций (за исключением расчетов по вкладам в уставный капитал) с зависимыми обществами. Учет расчетов ведется по каждому зависимому обществу. Зависимые общества на данном субсчете учитывают расчеты по операциям с участниками зависимого общества. Учет взаимных расчетов ведется в порядке, аналогичном учету расчетов с дочерними предприятиями.
На субсчете 78-3 «Расчеты по договору о совместной деятельности» участники совместной деятельности учитывают расчеты, связанные с выполнением договоров о совместной деятельности. Учет расчетов участников по совместной деятельности ведется в порядке, аналогичном учету расчетов с дочерними предприятиями.
Аналитический учет по счету 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами» ведется по каждому обществу.
Приложение 2
УКАЗАНИЯ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. О консолидации в бухгалтерской отчетности организации показателей ее дочерних и зависимых обществ
1.1. Частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что:
хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).
1.2. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 170, в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами.
1.3. Организация, имеющая дочерние и зависимые общества, должна составлять сводную годовую бухгалтерскую отчетность.
Составление сводной бухгалтерской отчетности иной периодичности определяется организацией самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Организация составляет сводную годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 25 апреля следующего за отчетным года и представляет ее в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Унитарному предприятию, имеющему дочерние предприятия, сроки составления и представления сводного годового бухгалтерского отчета устанавливаются государственным органом или органом местного управления, уполномоченным на его создание, в пределах сроков, установленных пунктом 83 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.
1.4. Сводная бухгалтерская отчетность составляется в объеме форм, установленном Министерством финансов Российской Федерации для юридических лиц в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.
1.5. При составлении сводной годовой бухгалтерской отчетности основное общество, имеющее вклады в дочерние и зависимые общества, руководствуется следующим.
1.5.1. При составлении организацией форм, входящих в состав сводной годовой бухгалтерской отчетности, необходимо исходить из следующих правил отражения в ней показателей бухгалтерской отчетности дочерних обществ при условии единства принятых учетных политик:
показатели активов и пассивов балансов дочерних обществ необходимо складывать. В случае, когда участие основного общества в уставном капитале дочернего общества менее пятидесяти процентов, показатели активов и пассивов баланса такого дочернего общества складываются исходя из доли участия в уставном капитале;
показатели баланса, отражающие взаимные расчеты и обязательства основного и дочернего общества, в сводную отчетность не включаются;
прибыль дочерних обществ необходимо суммировать;
показатели отчета о прибылях и убытках, отражающие взаимные объемы реализации между основным и дочерним обществом, и затраты, приходящиеся на них, а также прочие взаимные доходы и расходы в сводную отчетность не включаются;
дивиденды, выплачиваемые дочерним обществом основному обществу, в сводной отчетности не отражаются. В отчетности показываются только дивиденды, выплачиваемые (начисленные) основным обществом;
инвестиции основного общества в дочернее общество и соответственно уставный капитал дочернего общества в части, внесенной основным обществом, в сводную отчетность не включаются;
показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества включаются в сводную отчетность основного общества за отчетный период, начиная с даты регистрации дочернего общества.
1.5.2. Основное общество, имеющее вложения в зависимое хозяйственное общество, в сводную бухгалтерскую отчетность показатели бухгалтерской отчетности зависимых обществ не включает. В составе пояснительной записки к сводной бухгалтерской отчетности основное общество в разделе, посвященном финансовым вложениям, делает расшифровку своих вложений в разрезе каждого зависимого общества. В расшифровке приводятся данные о наименовании зависимого общества, его юридическом адресе, величине уставного капитала, своей доли в общей сумме вклада, а также изложение намерений в части дальнейшего участия.
1.5.3. Унитарное предприятие, имеющее дочерние предприятия, сводную бухгалтерскую отчетность составляет в порядке согласно пункту 1.5.1 настоящих Указаний.
1.6. Организация, вложившая свое имущество в другое юридическое лицо с передачей последнему права хозяйственного ведения на данное имущество, отражает его стоимость по дебету счета 77 «Расчеты с государственным и муниципальным органом» в корреспонденции с кредитом счетов учета реализации имущества.
По возвращении имущества дебетуются соответствующие счета учета имущества в корреспонденции со счетом 77 «Расчеты с государственным и муниципальным органом».
Организация, получившая имущество с правом хозяйственного ведения, учитывает его в установленном порядке на соответствующих счетах (01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы» и т.п.) в корреспонденции с кредитом счета 77 «Расчеты с государственным и муниципальным органом». По возвращении имущества дебетуется счет 77 «Расчеты с государственным и муниципальным органом» в корреспонденции с кредитом счетов учета соответствующего имущества.
В состав сводной бухгалтерской отчетности организации, передавшей свое имущество другому юридическому лицу, показатели бухгалтерской отчетности последнего не включаются.
2. О бухгалтерском учете и отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц
2.1. При реорганизации юридических лиц (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу (или лицам) в соответствии с передаточным актом.
Реорганизацию юридических лиц рекомендуется приурочивать к концу определенного отчетного периода (года или квартала).
В состав передаточного акта и разделительного баланса, оформляемых при реорганизации юридических лиц, включается бухгалтерская отчетность, составляемая в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке, в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю отчетную дату (дату реорганизации).
2.2. При слиянии и присоединении отдельных юридических лиц (подразделений) к бухгалтерским балансам каждого из них по желанию их правопреемников могут быть приложены акты инвентаризации имущества и обязательств, подтверждающие достоверность отдельных статей их балансов.
2.3. При разделении юридических лиц (выделении из состава юридического лица его отдельного или нескольких подразделений) составляемый разделительный баланс состоит из общего баланса по ранее действовавшему юридическому лицу и балансов каждого нового юридического лица, образованного на базе подразделений, ранее входящих в состав прежнего юридического лица.
Данные разделительного баланса являются также и данными баланса каждого нового юридического лица на дату начала его деятельности, после их государственной регистрации.
2.4. При ликвидации юридического лица реализуются денежные средства и иное имущество, принадлежащие ему, а полученные средства направляются на погашение обязательств. Оставшиеся денежные средства зачисляются в уставный капитал (производятся записи по дебету счетов 81 «Использование прибыли» или 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и кредиту счета 85 «Уставный капитал»), а затем распределяются между участниками (учредителями) юридического лица в порядке, установленном в учредительных документах.
Операции по распределению капитала отражаются по дебету счета 85 «Уставный капитал» и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» и на выдачу денежных средств — по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» и кредиту счетов учета денежных средств.
В случае недостаточности у ликвидируемого юридического лица имущества и других ликвидных активов для покрытия убытков направляется уставный капитал. При этом производятся записи по дебету счета 85 «Уставный капитал» и кредиту счета 80 «Прибыли и убытки».
При нереальности уставного капитала претензии кредиторов к должнику предъявляются в установленном законом порядке.
3. О чистых активах организации
3.1. В связи с введением в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации показателя стоимости чистых активов для оценки степени ликвидности организаций отдельных организационно-правовых форм устанавливается следующий порядок определения стоимости чистых активов.
3.2. Оценка имущества, средств в расчетах и других видов активов организации производится в Расчете чистых активов организации (прилагается к настоящим Указаниям).
3.3. Чистые активы — это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов организации, принимаемых к расчету, суммы ее обязательств, принимаемых к расчету.
3.4. Активы, участвующие в расчете, — это денежное и неденежное имущество организации, в состав которого включаются по балансовой стоимости следующие статьи:
— основные средства и иные внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе актива баланса, кроме задолженности участников (учредителей) по их вкладам в уставный капитал. По статье прочие внеоборотные активы в расчет принимается задолженность организации за проданное ей имущество;
— запасы и затраты, отражаемые во втором разделе актива баланса;
— денежные средства, расчеты и прочие активы, показываемые в третьем разделе актива баланса.
При наличии у организации на конец года оценочных резервов — по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг — показатели статей, в связи с которыми они созданы, принимаются в расчете (показываются в Расчете) с соответствующим уменьшением их балансовой стоимости на стоимость данных резервов.
3.5. Пассивы, участвующие в расчете, — это обязательства организации, в состав которых включаются следующие статьи:
— статьи первого раздела пассива баланса, характеризующие обязательства организации (целевые финансирование и поступления; арендные обязательства);
— статьи второго раздела пассива баланса — долгосрочные и краткосрочные обязательства банкам и иным юридическим и физическим лицам; расчеты и прочие пассивы, кроме сумм, отраженных по статьям «Резервы по сомнительным долгам» и «Доходы будущих периодов».
3.6. Оценка статей баланса, участвующих в расчете стоимости чистых активов, производится в валюте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Заместитель начальника
Департамента методологии
бухгалтерского учета и отчетности
Н.ВОЛКОВ
Приложение
Приложение
к Приложению 2
Указаний по бухгалтерскому учету
Приказа Министерства финансов
Российской Федерации
от 28 июля 1995 г. N 81
РАСЧЕТ ЧИСТЫХ АКТИВОВ ОРГАНИЗАЦИИ (В БАЛАНСОВОЙ ОЦЕНКЕ)
Наименование показателей | Код стр. баланса | На начало периода | На конец периода |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Активы | |||
1. Нематериальные активы | 012 | ||
2. Основные средства | 022 | ||
3. Оборудование к установке | 030 | ||
4. Незавершенные капитальные вложения | 040 | ||
5. Долгосрочные финансовые вложения | 050 | ||
6. Прочие внеоборотные активы | 070 | ||
7. Производственные запасы, готовая продукция и товары | 100, 110, 122, 150, 162 | ||
8. Запасы и расходы будущих периодов | 130, 140 | ||
9. Прочие запасы и затраты | 176 | ||
10. Денежные средства | 280, 290, 300, 310 | ||
11. Расчеты и авансы выданные | 199, 200 — 260 | ||
12. Краткосрочные финансовые вложения | 270 | ||
13. Прочие оборотные активы | 330 | ||
14. Итого активы (сумма строк 012 — 330) | |||
2. Пассивы | |||
15. Целевые финансирование и поступления | 430 | ||
16. Арендные обязательства | 440 | ||
17. Кредиты банков | 500, 600, 610 | ||
18. Заемные средства | 510, 620 | ||
19. Расчеты и авансы полученные | 630 — 725 | ||
20. Резервы предстоящих расходов и платежей | 740 | ||
21. Прочие пассивы | 760 | ||
22. Итого пассивы, исключаемые из стоимости активов (сумма строк 430 — 760) | |||
23. Стоимость чистых активов (итого активов минус итого пассивов п. 14 — п. 23) |
Умение взглянуть на хорошо знакомые истины по-новому — редкое качество. Именно оно помогает найти ресурсы там, где все казалось давно известным. На строительном рынке Москвы появилась идея об удешевлении строительно-монтажных работ в зимний период. Предлагаем поразмышлять на эту тему вслед за автором идеи.
Зимнее удорожание от 0, 5 до 5, 2 % (в зависимости от температурной зоны и видов работ) как круглогодичное понятие было директивно введено Госстроем СССР 1 июля 1965 года. До этого при расчете строительных смет применяли сезонное удорожание. Почему возникла «уравниловка» ? Это очевидно. Нормы продолжительности строительства в те времена превышали календарный год для зданий любого назначения. Действительно, в таких условиях имело смысл «разложить» зимнее удорожание на весь год.
Сметные нормы дополнительных затрат на производство СМР и РСР в зимнее время до сих пор ни у кого не вызывают ни малейшего сомнения. К примеру, для Москвы сметчики используют круглогодичный коэффициент зимнего удорожания от 0, 48 до 3, 39 % согласно МТСН 81. 9-98.
Между тем нормативные сроки строительства, которые всего лишь полтора десятилетия назад действительно превышали календарный год, для целого ряда зданий и сооружений резко изменились. В технологиях и материалах произошла подлинная революция, а уж в умах заказчиков — и подавно. Какой коммерсант будет ждать год, чтобы получить дополнительный производственный цех, складское помещение, спортивный комплекс? Легкие современные конструкции возводят даже за три месяца, а больше полугода ни одна современная строительная компания не затрачивает.
Следовательно, давно пора расстаться с круглогодичным коэффициентом удорожания, коли речь идет об инвестициях, которые должны работать не завтра, а уже вчера. Сегодня каждый заказчик считает не месяцы, а дни, когда его средства «заморожены» на стройке. Рынок быстровозводимых зданий бурно растет, а вот новый взгляд на вещи прирастает к профессионалам далеко не так скоро: дополнительные затраты «на зимний период» во всех расчетных программах включаются автоматически, без учета новых технологий и норм.
Сегодня справедливо требовать с заказчика оплату зимнего удорожания исключительно в зимний сезон. Начала же практически вся страна тщательно считать, за какие жилищно-коммунальные услуги платить и сколько. Было бы естественно, если бы подобная справедливая оплата «деньги — товар» одобрялась и в строительстве, родственной к ЖКХ отрасли. Пора бы дать «отмашку» и на возвращение к сезонному удорожанию, которое составляет от 1, 7 до 5, 7 %.
Конечно, надо платить за то, что получаешь реально. Усредненка, размытость стоимости крайне неудобны для новых экономических реалий. Быстровозводимые здания, о которых пойдет речь ниже, — это новейшие технологии и конструктивные решения. Естественно, что и механизм расчета стоимости должен быть принципиально новым. Если следовать логике, летом стоимость возведения таких конструкций должна быть дешевле, а зимой — дороже. Специалисты ИТБ «Градиент» убеждают, что и здесь есть место новым идеям.
Прежде всего стереотип заказчика о преимуществах летнего строительства лишен реальных оснований. Зима, морозец — это помощники, а не враги. Серьезным дополнительным обременением на строительство ложится стоимость устройства временных площадок и подъездных путей. Когда все смерзлось, организовать дорогу и стройплощадку намного проще. Вот и первая ощутимая экономия. Особенности метода «Градиента» дарят заказчикам реальную скидку на зимние работы. Так как здания возводятся на бесподвальных фундаментах, земляные работы сведены к минимуму. Более того, существенное понижение зимой уровня грунтовых вод сокращает расходы и на водоотведение, и на водопонижение. Сборка металлоконструкций под дождем не проводится, а вот небольшой мороз — не помеха. В Московской области, в средней полосе России практически все работы по возведению зданий из металлоконструкций оказываются зимой ничуть не дороже, чем летом. Все же и у нового метода есть температурное ограничение — до минус 15 градусов для отдельных видов работ. Учитывая погодные изменения последних лет, и такие температуры стали редкостью.
В итоге получается, что заказчик, задумав расширить свои промплощадки или построить новый склад, за три-четыре зимних месяца получает готовую коробку. А уже в мае-июне к новому зданию будут проведены коммуникации и выполнено благоустройство. Чтобы помочь заказчикам действовать по-новому, в русле современных тенденций, генеральный директор ИТБ «Градиент» Олег Прилуцкий объявил о введении скидок на зимние работы. Общая сумма скидок может достигать 8 % от сметы. Подробности читайте в следующей публикации.
***
103045, Москва, Колокольников пер., 17-21, офис 21.
Содержание
- Методическое пособие по ПК «ГРАНД-Смета» версия 7
- Поправочные коэффициенты
- Как добавить в смету коэффициент на стеснённость или вредные условия работ?
- Как добавить к позиции коэффициент кратности?
- Каким образом накладные расходы поправочный коэффициент могут устанавливаться для нормативов из общих справочников по строительству?
- Расценки по видам работ с расшифровкой
- Новые записи:
Методическое пособие по ПК «ГРАНД-Смета» версия 7
В руководящих и методических документах по ценообразованию в строительстве указан ряд случаев, когда требуется применять поправочные коэффициенты к установленным нормативам накладных расходов и сметной прибыли по видам работ. При этом особый интерес представляют случаи, когда такие коэффициенты должны применяться только для отдельных видов работ, а на другие виды работ они не распространяются.
Например, если при ремонте выполняются работы, аналогичные технологическим процессам в новом строительстве, и стоимость этих работ определяется по расценкам соответствующих общестроительных сборников, то нормативы сметной прибыли для этих расценок следует применять с коэффициентом 0,85 . А если выполняются ремонтные работы в жилых и общественных зданиях, то также и нормативы накладных расходов следует применять с коэффициентом 0,9.
Применительно к составлению локальной сметы в ПК «ГРАНД-Смета» это означает необходимость задать в смете поправочные коэффициенты к нормативам НР и СП только для общестроительных работ. Как уже было описано выше, это можно сделать вручную в таблице с видами работ в параметрах сметы: в окне с параметрами сметы перейти на закладку НР и СП – Виды работ, нажать там кнопку и ввести в колонках коэффициенты к нормативам НР и СП для нужных видов работ. Но гораздо эффективнее не вводить коэффициенты вручную, а установить их автоматически.
Для этого следует воспользоваться возможностью подключить в смете специальный справочник видов работ при помощи кнопки Используемый справочник. Тогда для всех имеющихся в смете позиций и при добавлении в смету новых позиций коэффициенты к нормативам НР и СП будут назначаться автоматически согласно подключённому в смете справочнику видов работ в зависимости от того, к какому виду работ относится позиция.
- Справочники с обозначением Ремонт жил предназначены исключительно для ремонтных работ в жилых и общественных зданиях. В таких справочниках для всех видов общестроительных работ задан коэффициент 0,85 к нормативам СП, а коэффициент 0,9 к нормативам НР задан для большинства видов общестроительных работ (за исключением работ по капитальному ремонту наружных инженерных сетей, улиц и дорог общегородского, районного и местного значения, мостов и путепроводов – так указано в МДС 81-33.2004 в примечании 1 к приложению 4).
- Справочники с обозначением Ремонт нежил предназначены для всех остальных случаев ремонтных работ (кроме ремонтных работ в жилых и общественных зданиях). В таких справочниках для всех видов общестроительных работ задан коэффициент 0,85 к нормативам СП.
- В справочниках, у которых наименование начинается с обозначения 2011, для всех видов работ, указанных в государственных сметных нормативах, заданы коэффициенты 0,85 к нормативам НР и 0,8 к нормативам СП. Такое обозначение объясняется тем, что эти коэффициенты введены с 1 января 2011 года. Причём руководящими документами установлено, что эти коэффициенты должны применяться в текущем уровне цен – соответственно, значения этих коэффициентов задаются только в двух из трёх колонок.
Если наименование справочника видов работ начинается с обозначения 2011 и содержит также слово Ремонт, то для расчёта в текущих ценах по общестроительным работам в таком справочнике заданы сразу два коэффициента в виде произведения.
Существуют ситуации, когда введённые с 1 января 2011 года коэффициенты 0,85 к нормативам НР и 0,8 к нормативам СП не должны применяться при определении сметной стоимости строительства. Так, в письме Госстроя России № 2536-ИП/12/ГС от 27 ноября 2012 года указано, что эти коэффициенты не распространяются на работы по строительству мостов, тоннелей, метрополитенов, атомных станций, объектов по обращению с облучённым ядерным топливом и радиоактивными отходами. Кроме того, в случае, если для пересчёта базисной стоимости в текущие цены используются индексы к СМР, следует иметь в виду, что такие индексы разрабатываются уже с учётом коэффициентов 0,85 к нормативам НР и 0,8 к нормативам СП. Соответственно, в зависимости от способа применения индексов в смете и от вида строительства сам сметчик должен принять решение: подключить в параметрах сметы справочник видов работ с обозначением 2011, либо использовать аналогичный справочник без такого обозначения.
Например, для сметы на ремонтные работы в жилом доме, выполняемые в районах Крайнего Севера, при индексации по статьям прямых затрат следует подключить в параметрах сметы справочник видов работ с наименованием 2011_Ремонт жил Районы Крайнего Севера. А если точно такие же работы выполняются в обычных условиях (не в районах Крайнего Севера), и в смете для пересчёта базисной стоимости в текущие цены используются индексы к СМР, то для сметы подойдёт справочник видов работ с наименованием Ремонт жил Основной.
Поправочные коэффициенты
В соответствии с письмом Управления ценообразования и сметного нормирования Госстроя России от 25.07.2001 г. № 10-438 «О нормировании некоторых работ при ремонте зданий», одновременно с коэффициентами 1,15 к затратам труда и заработной плате рабочих-строителей и 1,25 к стоимости эксплуатации машин на выполняемые при ремонте зданий и сооружений работы, нормируемые по соответствующим нормам на новое строительство, могут применяться поправочные коэффициенты для учета условий производства работ.
Распространяется ли этот порядок на работы при реконструкции зданий и сооружений? (Согласно п. 1.28. Технической части Сборника ГЭСН-2001-46, одновременно эти коэффициенты применяться не могут)
Ответ: Журнал № 1 (45) 2007 «Консультации и разъяснения по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве»
Пунктом 4.7. Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) и пунктом 3.5. Указаний по применению Федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (МДС 81-36.2004) четко указано, что выполняемые при реконструкции зданий и сооружений работы, нормируемые по соответствующим Сборникам ФЕР-2001 (ТЕР-2001) (кроме расценок Сборника ФЕР-2001-46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений»), определяются с применением коэффициентов 1,15 к затратам труда и заработной плате рабочих-строителей и 1,25 к затратам на эксплуатацию машин, и при этом одновременно могут применяться соответствующие коэффициенты, учитывающие влияние условий производства работ. (Это положение должно быть отражено и в Указаниях по применению ТЕР-2001).
К сожалению, Госстрой России не откорректировал или не исключил пункт 1.28. Технической части Сборника ГЭСН-2001-46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений».
Однако в письмах Госстроя России неоднократно указывалось, что если какие-либо нормативы, положения или разъяснения противоречат ранее выпущенным, то следует руководствоваться текстом последнего документа. В данном случае МДС 81-35.2004 и МДС 81-36.2004.
Как добавить в смету коэффициент на стеснённость или вредные условия работ?
Наряду с необходимостью учитывать в смете осложняющие факторы при выполнении каких-то отдельных работ, мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда на объекте имеются стеснённые или вредные условия, которые оказывают влияние сразу на все работы, указанные в сметной документации по данному объекту. При этом вся специфика выполнения работ на объекте, конечно же, должна быть явно прописана в проекте организации строительства.
В таких случаях поправочные коэффициенты для учёта влияния условий производства работ применяются не к отдельным позициям сметы, а на всю смету в целом. Для этого в программе предусмотрен специальный режим: нажимаем кнопку Параметры на панели инструментов на вкладке Документ, после чего в появившемся окне с параметрами сметы открываем раздел Коэффициенты к итогам.
Для большинства ситуаций, когда условия производства работ влияют на стоимость строительства, соответствующие поправочные коэффициенты приводятся в методических рекомендациях по применению сметных норм и единичных расценок. Как мы уже знаем, все такие коэффициенты в ПК «ГРАНД-Смета» включены в справочник коэффициентов.
Разумеется, работая в режиме Коэффициенты к итогам, можно ввести любой нужный коэффициент вручную, при помощи кнопки Добавить – аналогично тому, как мы это делали при добавлении коэффициента к отдельной позиции сметы. Но сейчас давайте сразу воспользуемся справочником коэффициентов: нажимаем кнопку Справочник, после чего на экране появится окно со справочником коэффициентов.
В справочнике при поиске нужного коэффициента необходимо сначала выбрать группу, которая соответствует используемым в смете нормативам. Если это ГЭСН, то выбираем коэффициенты из Методики применения сметных норм. Если смета составляется на базе ФЕР или ТЕР, то следует выбирать коэффициенты из Методических рекомендаций по применению ФЕР. Также в справочнике есть набор коэффициентов по методикам за 2004 ‑ 2006 годы – некоторые из этих методических документов уже признаны не подлежащими применению, но они могут пригодиться для работы со старыми сметами.
В нашей смете используется база ФЕР в редакции 2017 года, поэтому мы раскрываем группу коэффициентов из новых Методических рекомендаций по применению ФЕР.
Первой строкой здесь идёт коэффициент, где указаны значения 1,15 и 1,25. Это один из часто используемых поправочных коэффициентов, который следует применять к расценкам из общестроительных сборников в ситуации, когда такие расценки используются в сметах для определения стоимости ремонтно-строительных работ и работ по реконструкции объектов.
А мы как раз составляем смету на капитальный ремонт детского сада, и в нашей смете есть работы, аналогичные технологическим процессам в новом строительстве. В частности, это работа по заливке бетонной стяжки – и для расчёта стоимости этой работы у нас в смете использованы расценки из сборника ФЕР11. Следовательно, мы должны ко всем таким позициям нашей сметы применить вот этот коэффициент со значениями 1,15 и 1,25.
Впрочем, когда мы только что открыли раздел Коэффициенты к итогам в окне с параметрами сметы, можно было заметить, что этот коэффициент туда уже добавлен. Чуть позже мы подробнее на нём остановимся.
А сейчас нам нужны рекомендуемые коэффициенты на стеснённые и вредные условия работ. Как мы видим, коэффициенты в списке разделяются по видам строительства: строительство, реконструкция, капитальный ремонт, пусконаладочные работы. Наша ситуация – капитальный ремонт. Раскрываем соответствующий раздел с коэффициентами.
Далее коэффициенты сгруппированы по видам расценок в нормативной базе: коэффициенты к расценкам на строительные работы (кроме сборника 46), к расценкам на монтаж оборудования, к расценкам на ремонтно-строительные работы и отдельно к расценкам сборника 46.
В нашей смете имеются расценки из общестроительных сборников – это кирпичная кладка, бетонная стяжка и многое другое. Кроме того, для ремонта полов использованы расценки на ремонтно-строительные работы. Таким образом, для учёта влияния условий производства работ в нашей смете нам понадобится для разных позиций сметы либо коэффициент из одной группы, либо аналогичный коэффициент из другой группы.
Напомню, что ранее мы выбрали в справочнике раздел с коэффициентами для капитального ремонта. Давайте сначала раскроем здесь группу коэффициентов к единичным расценкам на строительные работы. Предположим, что согласно имеющемуся у нас проекту работы выполняются в помещениях с остановкой рабочего процесса, но с наличием мебели и иных загромождающих помещения предметов.
Смотрим – в данном списке это третья строка, обоснование коэффициента указывает местонахождение данной информации в исходном методическом документе: приложение 2, таблица 3, пункт 2. Значение коэффициента равно 1,3. Запоминаем его. Теперь выбранный коэффициент надо добавить в раздел Коэффициенты к итогам в окне с параметрами сметы. Сдвигаем окно со справочником коэффициентов, чтобы увидеть предыдущее окно, после чего с нажатой левой кнопкой мыши перетаскиваем строку коэффициента.
Сворачиваем в справочнике группу коэффициентов к единичным расценкам на строительные работы и далее повторяем те же самые действия для ремонтно-строительных работ: раскрыли группу коэффициентов к единичным расценкам на ремонтно-строительные работы, нашли в списке строку для вышеуказанных условий производства работ, перетащили её в раздел Коэффициенты к итогам в окне с параметрами сметы. Отметим, что для расценок на ремонтно-строительные работы при таких же условиях производства работ значение коэффициента равно 1,1.
Таким образом, каждая группа коэффициентов в справочнике позволяет учитывать указанные в проекте условия производства работ для разных видов расценок, которые есть в смете – что особенно важно в ситуации, когда различаются значения поправочных коэффициентов. Но теперь ещё необходимо задать настройки для добавленных коэффициентов в разделе Коэффициенты к итогам, чтобы каждый из них применялся не ко всем позициям сметы, а только к тем позициям, для которых он предназначен.
Для удобства мы можем увеличить размер окна с параметрами сметы, чтобы видеть весь список коэффициентов. Достаточно потянуть окно за правый нижний угол.
Используя настройки, расположенные в нижней части окна, можно по отдельности для каждого коэффициента указать, для каких разделов и видов работ в смете следует применять данный коэффициент – для всех или только для некоторых. Изначально добавленный в параметры сметы коэффициент применяется целиком на всю смету – соответственно, в группе настроек Разделы для начисления коэффициента отмечена флажком первая строка Применять для всех разделов, а в группе настроек Виды работ для начисления коэффициента отмечена флажком первая строка Применять для всех видов работ. Для того чтобы ограничить применение коэффициента отдельными разделами (видами работ), необходимо щелчком мыши снять флажок с первой строки, после чего отметить флажком нужные разделы (виды работ).
Выделяем курсором первый из двух добавленных коэффициентов на стеснённость, который мы взяли из группы коэффициентов к расценкам на строительные работы.
В нашей смете несколько разделов. Но это разделение сделано не по видам расценок, а по работам. Расценки из общестроительных сборников есть во всех разделах сметы, при этом в разделе с полами наряду с общестроительными расценками также имеются и расценки на ремонтно-строительные работы. Поэтому настроить применение коэффициентов по разным видам расценок через привязку каждого коэффициента на отдельные разделы сметы в данном случае не представляется возможным.
Давайте теперь оценим возможность правильного применения коэффициента через его привязку на отдельные виды работ в смете. Раскрываем список видов работ в группе настроек Виды работ для начисления коэффициента. Обратите внимание, тут именно такое разделение, как нам сейчас требуется. Снимаем флажок со строки Применять для всех видов работ. Нам не надо, чтобы этот коэффициент применялся на все позиции сметы. Отмечаем флажком только Общестроительные работы, а также Монтаж металлоконструкций – это расценки из сборника ФЕР09.
В результате данный коэффициент будет применяться во всех разделах сметы, но только на позиции с общестроительными видами работ. К остальным позициям он не применяется.
Аналогично поступаем для второго добавленного коэффициента на стеснённость, который мы взяли из группы коэффициентов к расценкам на ремонтно-строительные работы: выделяем его курсором, после чего в нижней части окна в группе настроек Виды работ для начисления коэффициента снимаем флажок со строки Применять для всех видов работ, раскрываем список видов работ и отмечаем флажком только Ремонтно-строительные работы.
Вот так мы разделили применение коэффициентов к итогам в параметрах сметы по разным видам расценок в смете.
Если к позиции сметы применяется какой-либо общий поправочный коэффициент, заданный в разделе Коэффициенты к итогам в окне с параметрами сметы, то в бланке локальной сметы в колонке Обоснование у данной позиции показывается красный значок К общ.
Таким образом, применяя коэффициенты к итогам в параметрах сметы, мы можем ограничить область применения этих коэффициентов отдельными разделами или видами работ в смете. При этом программа позволяет не только вводить коэффициенты вручную, но и копировать из специального справочника, который включает все рекомендуемые поправочные коэффициенты из методик по применению сметных норм и единичных расценок.
В то же время в справочнике мы видим каждый раз лишь таблицу коэффициентов из соответствующей методики с кратким обоснованием и наименованием коэффициента. Чтобы полностью разобраться в специфике расчёта сметы на этот вид строительства, необходимо открыть саму методику и изучить её. Не ограничивайте себя только таблицей коэффициентов.
Для каждого коэффициента в разделе Коэффициенты к итогам в окне с параметрами сметы предусмотрена ещё одна настройка, влияющая на применение данного коэффициента при расчёте сметы. В зависимости от положения переключателя Способ учета коэффициента, расположенного в нижней части окна, текущий коэффициент может применяться либо в каждой позиции сметы, либо при подведении итогов по смете.
Согласно действующим методикам, поправочные коэффициенты, учитывающие осложняющие факторы и влияние условий производства работ, должны применяться не только к стоимостным показателям в смете (оплата труда рабочих, стоимость эксплуатации машин, оплата труда машинистов, стоимость материалов), но также и к соответствующим количественным нормам затрат труда и расхода ресурсов.
Однако в случае, когда для коэффициента в параметрах сметы установлен переключатель Учитывать коэффициент при подведении итогов, такой коэффициент в принципе невозможно учесть в расходе ресурсов по смете – поскольку количество необходимых ресурсов рассчитывается для каждой отдельной позиции и далее суммируется по всем позициям сметы.
Можно заметить, что в нашем примере при добавлении в раздел Коэффициенты к итогам коэффициентов на стеснённость для них сразу был установлен переключатель Учитывать коэффициент в каждой позиции. Такая же настройка задана для ранее добавленного коэффициента со значениями 1,15 и 1,25. Благодаря этому коэффициенты распространяются на расход ресурсов, и мы получим в ведомости ресурсов по этой смете правильные затраты труда в человеко-часах и время эксплуатации машин в машино-часах с учётом всех необходимых поправок.
Следовательно, менять эту заданную настройку в установках коэффициентов не надо. Она отражает наиболее распространенную общую ситуацию.
И ещё один полезный момент. Если вы пока не уверены в необходимости применить добавленный коэффициент, то его можно временно исключить из расчёта сметы при помощи специальной кнопки с дорожным знаком «кирпич». Впоследствии его можно снова включить или просто удалить из списка.
Как добавить к позиции коэффициент кратности?
Давайте рассмотрим ещё одну типичную ситуацию, когда требуется применить коэффициент к отдельной позиции сметы – это применение так называемого коэффициента кратности.
Обратимся к примеру с расчётом стоимости работы по заливке бетонной стяжки. В локальной смете у нас уже применена основная расценка на 20 мм толщины стяжки и к ней добавлена дополнительная расценка на 5 мм. А толщина стяжки по проекту должна быть 35 мм.
Теперь наша задача состоит в том, чтобы вот эту дополнительную расценку увеличить в 3 раза – и тогда в результате мы получим нужную добавку на 15 мм толщины стяжки.
Казалось бы, самый явный и простой вариант – увеличить в 3 раза объём работ в позиции сметы. Но это будет категорически неправильно, такая смета никогда не пройдёт проверку. Ведь для данной расценки объём работ определяется площадью стяжки, а не её толщиной. А площадь стяжки у нас в смете уже зафиксирована согласно проектным данным, она не должна увеличиваться.
Нам сейчас необходимо при неизменном объёме работ в позиции сметы увеличить в 3 раза все затраты, связанные с выполнением этой работы: трудозатраты и заработную плату основных рабочих, время работы и стоимость эксплуатации машин и механизмов, расход и стоимость материалов. Ясно, что для такой корректировки нам снова пригодится поправочный коэффициент, который можно применить к позиции сметы – аналогично тому, как это делалось в предыдущих пунктах. Только в нашем случае коэффициент надо будет применить не к отдельным сметным нормативам в позиции, а сразу на все элементы прямых затрат. Именно в таких случаях мы говорим, что к позиции сметы применяется коэффициент кратности.
Открываем для данной позиции окно с дополнительной информацией, раздел Коэффициенты. Коэффициент кратности всегда вводится вручную – нажимаем для этого кнопку Добавить.
Так как коэффициент кратности распространяется на все элементы прямых затрат, то значение коэффициента указываем в колонке ПЗ – это гораздо удобнее, чем повторять один и тот же коэффициент в колонках для отдельных элементов прямых затрат.
По умолчанию справа от указанного значения коэффициента уже стоит флажок, что означает включённую опцию Распространять коэффициент к прямым затратам на все статьи. Активное состояние данной настройки наглядно изображается в виде красной стрелки.
В качестве наименования коэффициента указываем причину, для чего мы применили данный коэффициент: До толщины 35 мм. Рядом в колонку также можно было бы дополнительно ввести какое-либо обоснование коэффициента.
Таким образом, стоимость работы по заливке стяжки сейчас в нашей смете суммируется из основной позиции и дополнительной расценки с увеличенными в 3 раза затратами. При этом площадь стяжки осталась без изменений, на основании проекта.
Следует иметь в виду, что иногда в целях более правильного учёта выполнения работ по смете вместо применения коэффициента кратности к расценке имеет смысл добавить в смету несколько экземпляров этой расценки. Например, в случае, если одна и та же работа повторяется несколько раз, но в разное время (выкашивание газонов, окраска металлических ограждений и т. п.).
Подводя итог всем рассмотренным выше примерам, делаем вывод: индивидуальные коэффициенты к отдельной позиции сметы могут быть добавлены либо из технической части конкретного сборника в нормативной базе, либо из общего справочника, где собраны коэффициенты на основании методических документов. И, кроме того, нужный коэффициент к позиции всегда можно добавить вручную.
Всё это делается в окне с дополнительной информацией о позиции, в разделе Коэффициенты. Данное окно содержит полную информацию по расчёту текущей позиции сметы.
Каким образом накладные расходы поправочный коэффициент могут устанавливаться для нормативов из общих справочников по строительству?
Методические документы по образованию цены и строительству имеют больший ряд ситуаций, в которых необходимо использовать дополнительные коэффициенты из справочной литературы. Особенно интересными являются случаи, в которых необходимо использование коэффициента только для отдельных видов работ, а другие же не требуют их использования.
К примеру, если во время работы необходимо использование новых методик в строительстве, то цена работ должна определяться по ценникам общестроительных сборников, а нормативы должны рассчитываться с коэффициентом 0,85. Если же работы проводятся в жилых и общественных помещениях, то эти же расходы должны использоваться с коэффициентом 0,9.
Чтобы отрегулировать данные показатели, в данной программе необходимо редактировать поправочные коэффициенты к НР и СП. Делается это с помощью меню документы при помощи правки НР и СП. Поправка проводится в видах работ вручную, при помощи ввода необходимого коэффициента. Однако, более быстрым способом является не ручной ввод, а автоматическое назначение коэффициентов к нужным позициям.
Для этого необходимо подключить особый справочник, который имеет необходимые виды. Делается это с помощью панели «Используемый справочник”, которая позволяет назначить любой необходимый вид работ. В зависимости от позиций, коэффициенты будут назначаться автоматически в соответствии со справочником.
Ниже представлен список специальных справочников и случаи, в которых они будут применяться.
Справочные базы из класса «Ремонт жил” используются для прибавления коэффициентов к различных справочникам из жилых и общественных зданий. Подобная литература имеет большое количество коэффициентов для работ внутри помещений. Обычно нормативы СП имеют коэф. 0,85, а нормативы НР имеют коэф. 0.9.
Класс «Ремонт нежил” отвечает за ремонт любых нежилых помещений, а также всех строений, которые не попадают под первый класс. Данный вид справочников имеет общестроительный коэффициент 0,85, который применяется ко всем видам нормативных работ.
Справочные базы с обозначением 2011 имеют соответствие государственным нормативам и содержат в себе различные виды работ. Обычно коэффициенты к ним считаются с 0,85 и 0,8. Обозначение происходит из-за того, что данный вид коэффициентов был введен во всеобщее использование с начала 2011 года. Документы гласят, что данные коэффициенты должны применяться исключительно при использовании текущего уровня цен. В них поправочные коэффициенты нри сп 3 имеют определенные значения.
Для последнего класса справочников применяются сразу два коэффициента, которые перемножаются между собой.
Расценки по видам работ с расшифровкой
Коэффициенты в сметах
Коэффициенты применяемые в сметах очень разнообразны. Одни применяются для перевода к текущим ценам, другие чтобы снизить стоимость и т.д.
Снижение стоимости работ коэфициентом в смете:
- Понижающий коэффициент применяется для снижения стоимости работ, материалов при проведении торгов и аукционов. Реальное снижение может быть достигнуто за счет хороших скидок от поставщиков оборудования и материалов. Это не просто скидка в магазине на товар, например, 5 процентов, а дилерская скидка в размере от 15 до 35%. И это существенно.
- Организация которая выполняет монтажные работы использует современное высокотехнологичное оборудование, снижающее свои издержки во времени, экономится горючее и расходники.
- Дополнительным преимуществом является еще наличие в штате организации проектного отдела, что позволяет существенно экономить на прямых издержках и не отдавать эту работу другим.
Имея все эти возможности может быть достигнуто серьезное конкурентное преимущество в виде снижения стоимости в предложении товаров и услуг называемое — понижающим коэффициентом.
Правильное применение понижающего коэффициента в смете:
Коэффициент применяется в конце сметы до начисления НДС. Примерно это выглядит так:
Итого по смете: 1000000 руб
Итого по смете с учетом понижающего коэффициента К=0,8: 800000 руб
НДС 18%: 144000 руб
Всего с НДС 18%: 944000 руб
Повышающий коэффициент в смете:
Индекс инфляции переводит базовые цены сборников сметных цен и работ в текущие цены — это и есть повышающий коэффициент, НО является рекомендуемым и не обязательным. Используя его можно регулировать общую сметную стоимость.
Также, к повышающим можно отнести коэффициенты учитывающие стесненность на объекте приводящую к замедлению выполнения работы, но требует обоснования по некоторым критериям.
Понижающие коэффициенты на демонтаж:
При отсутствии прямых расценок на демонтаж к расценкам на новое строительство могут применяться специальные коэффициенты на демонтаж (К=0,3; 0,5; 0,6; 0,7; 0,8)
Понижающие коэффициенты на монтаж оборудования:
При монтаже оборудования по месту на открытой площадке или внутри помещения используются общие расценки, при условии отсутствия прямых расценок, поэтому требуется вводить коэффициенты учитывающие точный вес оборудования.
Понижающие коэффициенты при проведении ПНР, применяются в следующих случаях:
- Выполнение однотипных работ, что влечет применение К=0,5;
- Работы по автоматизации и отладке процессов, делается расчет по формулам.