ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК РОССИЙСКИХ СИСТЕМАТИЗАЦИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ФОРМЕ СВОДА ЗАКОНОВ
DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2014.1.4
Козинец Камилла Кирилловна, студентка отделения «Зарубежное регионоведение» Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: kammo95@mail.ru.
Аннотация. Статья посвящена истории систематизаций законодательства
в России в форме свода законов. Автор обращается к последовательным этапам в истории систематизаций и подробно описывает, какие именно решения были приняты и какая работа была проделана. Первые попытки систематизации относятся к XV-XVI векам. В статье исследованы элементы кодификации в Судебниках этого периода, Соборное Уложение 1649 г., работа комиссии князя Н.И. Одоевского. Вторым этапом является систематизация Петра I, цель которой — собрать дополнения к Соборному Уложению 1649 г По мнению автора, эта попытка систематизации не была успешной. Значительное событие в периодизации отечественных систематизаций — деятельность М.М. Сперанского. В статье проанализирован результат этой работы — полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи. Завершающий этап систематизации, рассмотренный в статье, — работы периода Советской России и затем — Российской Федерации. Автор делает вывод о необходимости продолжения деятельности по систематизации, так как правотворчество за последние двадцать лет переживает фазу активного развития.
Ключевые слова: систематизация, корпорация, инкорпорация, консолидация, Свод законов РСФСР, Соборное Уложение 1649 г., Полное Собрание, М.М. Сперанский, Н.И. Одоевский, Свод законов РФ, правотворчество, законодательный процесс.
Введение
Проблема систематизации российского законодательства довольно
актуальна на сегодняшний день.
В государстве принимается множество нормативных актов, зачастую находящихся в противоречии, поэтому необходимо упорядочить нормативные акты и привести их в определенную систему. Данная мера нужна для того, чтобы обеспечить доступность законодательства, удобство его использования и устранения устаревших и неэффективных норм.
Систематизация законодательства в России — это процесс, имеющий глубокие исторические корни и разделяющийся на несколько этапов.
Вопросы систематизации достаточно глубоко проработаны как отечественной1, так и зарубежной2 наукой.
1. Первые попытки систематизации (XV-XVI вв.)
Элементы кодификации возможно проследить уже в Судебниках XV-XVI веков. Кодификации требовали нормы судопроизводства, как уголовного, так и гражданского. Ко времени восшествия на престол династии Романовых в законодательстве творилась неразбериха и путаница. Зачастую нормативные акты противоречили друг другу и не были известны широкому кругу людей. В этих условиях было важно создать документ, который позволил бы кодифицировать законодательство и «разложить по полочкам» различные правовые нормы. Первым систематизированным актом, который охватывал значимые сферы, можно назвать Соборное Уложение 1649 г, принятое при царе Алексее Михайловиче. Этот документ также вполне мог быть назван символом окрепшего Российского государства. Для разработки проекта Уложения была создана специальная комиссия, во главе которой стоял князь Н.И. Одоевский. Данный документ частично заменил устаревшие правовые акты и оставил те, на которые в Уложении давались прямые ссылки. Нельзя не отметить, что разделение по отраслям права лишь только намечалось, но тем не менее это была положительная тенденция к дальнейшему развитию системы права и системы законодательства.
2. Систематизация при Петре I
Император Петр I считал, что закону должны подчиняться все подданные и, следовательно, они (законы) должны быть упорядочены и понятны, поэтому он предпринимает попытку создать сводное уложение. Указом от 18 февраля 1700 года император повелевает собрать воедино все акты, изданные после Соборного Уложения (1649 год)3. Создается специальный орган «Палата об уложении»4 (первый в череде органов, создаваемых на протяжении XVII-XVIII вв. с целью упорядочения законодательства). По замыслу Петра I кодификация должна была начаться со сбора всех новоуказных статей. В
3 Соборное уложение 1649 года. — URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm.
4 Палата об Уложении 1700 // Энциклопедии и словари. — URL: http://enc-dic.com/word/p/Palata-ob-ulozhenii-1700-120616.html.
Козинец К.К. Исторический очерк российских систематизаций законодательства в форме Свода законов
1711 году, когда был создан Сенат, именно он взял под контроль этот вопрос. Все новоуказные статьи должны были предоставляться со сведениями: изменены ли они или являются дополнением к Соборному Уложению. Работа по упорядочению законодательства протекала с большими трудностями. При Петре попытки кодификации не увенчались успехом, несмотря на большое количество комиссий, которые занимались данным вопросом. Ни одна из них не достигла конечной цели, которая была провозглашена в 1700 году, — создание сводного уложения.
3. Деятельность М.М. Сперанского
В одной из резолюций Александр I писал: «Закон должен быть для всех единствен. Коль скоро я себе дозволяю нарушать законы, кто тогда почтет за обязанность соблюдать их?»1 Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства. Александр I в 1801 году учредил десятую комиссию во главе с П.В. Завадовским. Эта комиссия провела хорошую подготовительную работу, но лишь Николай I смог действительно реализовать идею систематизации законодательства.
Кодификационная комиссия была просто преобразована во II отделение Собственной его величества канцелярии. Впоследствии, когда уже был готов Свод законов, император учредил семь ревизионных комиссий с целью проверить тождество Свода существовавшему законодательству. Проверка облегчалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник -соответствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером. Фактически работу над созданием систематизированного законодательства возглавлял М.М. Сперанский. Его идеей было разделить данный проект на этапы, что и было сделано.
Сначала приступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные материалы с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс., составивших 46 толстых томов. Впоследствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством. Так появились второе Полное собрание законов Российской империи, охватившее законодательство до 1881 г., и третье, включившее законы с марта этого года.
ПСЗ все-таки было не совсем полным собранием законов. Некоторые акты кодификаторам не удалось найти.
После издания Полного собрания законов М.М. Сперанский приступил ко второму этапу работы — созданию Свода законов Российской империи. При его составлении исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. Отмечу, что уже и при создании ПСЗ Сперанский позволял себе несколько редактировать публикуемые законы. При создании Свода М.М. Сперанский исходил из того,
что «Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни дополнение их, ни толкование»1. Однако, по мнению исследователей, М.М. Сперанский неоднократно и сам формулировал новые нормы, не опирающиеся на действующий закон, особенно в сфере гражданского права.
В Своде законов весь материал был расположен по особой системе, разработанной М.М. Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологическому принципу, то Свод — уже по отраслевому, хотя и не совсем последовательно проведенному
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное, идущее от западноевропейских концепций, восходящих к римскому праву. М.М. Сперанский только называл эти две группы законов государственными и гражданскими. Работая над Сводом, М.М. Сперанский изучил лучшие образцы западной кодификации — римский, французский, прусский, австрийский кодексы, но не скопировал их, а создал собственную оригинальную систему
После издания Свода М.М. Сперанский мыслил приступить к третьему этапу систематизации — к созданию Уложения, которое должно было не только содержать старые нормы, но и развивать право. Если ПСЗ и Свод были лишь инкорпорацией, то создание Уложения предполагало кодификационный метод работы, то есть не только соединение старых норм, но и дополнение их новыми.
Идеей М.М. Сперанского было привести законодательство в соответствие с требованиями жизни, укрепить самодержавие. Однако его стремления не нашли поддержки, и работа была приостановлена на втором этапе.
4. Систематизация в Советской России и Российской Федерации
В СССР продолжались попытки осуществления комплексной систематизации. Так, например, 2 сентября 1976 г. ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР приняли постановление «О подготовке и издании Свода законов СССР»2.
Схема Свода законов включала семь разделов законодательства:
1) об общественном и государственном устройстве;
2) о социальном развитии и культуре; социально-экономических правах граждан;
3) о рациональном использовании и охране природных ресурсов;
4) о народном хозяйстве;
5) о международных отношениях и внешних экономических связях;
6) об обороне страны и охране государственных границ;
7) о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка.
Ведение сводов законов СССР и РСФСР угасло в конце 1980-х годов
Козинец К.К. Исторический очерк российских систематизаций законодательства в форме Свода законов
в связи с бурным правотворчеством и существенными политическими преобразованиями. В 1995 году была предпринята попытка возрождения систематизации законодательства: издан Указ Президента РФ «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации»1. Основной задачей Свода законов должно было стать усовершенствование и сведение всех законов в единый источник, устранение противоречий. Но она так и не была осуществлена до настоящего времени.
Заключение
Систематизация нормативных актов характерна для любой развитой системы законодательства, для российской же она просто необходима ввиду принадлежности страны к романо-германской правовой системе и соответствующих правовых традиций. Со времени принятия Конституции 1993 года в России резко активизировалась правотворческая деятельность. Принятие множества законов, подзаконных актов, множество поправок требует постоянного мониторинга, поэтому на данном этапе развития законодательства сложно провести даже простую систематизацию. Для того чтобы упорядочить нормативные акты, необходимо учитывать исторический опыт, нюансы в законодательной сфере РФ и обеспечить доступность данной кодификации всем гражданам государства.
Библиографический список
1. Исаев И.А. История государства и права России. — М.: Юристъ,
3. Палата об Уложении 1700 // Энциклопедии и словари. — URL: http:// enc-dic.com/word/p/Palata-ob-ulozhenii-1700-120616.html.
4. ПилипенкоА.Н. Классификация и систематизация законодательства во Франции // Журнал российского права. — 2001. — № 9.
6. Распоряжение Президента РФ от 25.12.1995 № 555-рп (ред. от 14.02.1998) «О мерах по подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации».
7. Сандевуар П. Введение в право. — М.: Изд. группа Интратэк-Р 1994.
8. Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А.С. Пиголкина. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
9. Соборное уложение 1649 года. — URL: http://www.hist.msu.ru/ER/
1 Распоряжение Президента РФ от 25.12.1995 № 555-рп (ред. от 14.02.1998) «О мерах по подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации».
Право и современные государства 2014 / № 1
Содержание
Суть понятия «кодификация законодательства»
С момента принятия Соборного уложения (1649 г.) в Российской империи принималось множество правовых актов, которые порой взаимоисключали друг друга. Создать упорядоченный свод законов удалось лишь Николаю I. Он смог заменить все существующие правовые документы, систематизируя и усовершенствуя их. С этой целью в 1826 году было создано II Отделение Собственной Его Величества канцелярии, которым фактически руководил М. Сперанский.
Итогом работы стал манифест 1833 года, провозгласивший принятие Свода законов, отменившего Соборное уложение.
Деятельность по систематизации и упорядочиванию текстов, кодексов и любых других документов носит название кодификации. Если речь идёт о правовых актах, можно говорить о кодификации законодательства, которая была осуществлена во время правления Николая I.
Предыстория вопроса
Попытки предпринимались ещё во времена Петра I (XVIII в.), издавшего огромное количество новых указов. Он даже создал Палату об Уложении, выработавшую Новоуложенную книгу. Документ не удовлетворил императора, хотя до своей кончины он предпринимал ещё не одну попытку вернуться к этому вопросу.
В 1766 году Екатерина II вновь занимается вопросом кодификации законодательства, создав Уложенную комиссию. Её отличие – это состав участников. В комиссию входят как чиновники, так и представители всех сословий, избранные из числа депутатов. Под влиянием французских просветителей императрица подготовила «Наказ», который так и не был выполнен из-за отсутствия чёткости полномочий и структуры комиссии, а также начавшейся войны с Турцией (1768 г.).
Ещё одну неудачную попытку предпринял Павел I, создав новый уполномоченный орган в 1796-м. Однако недостаточная компетентность её членов не позволила достигнуть каких-либо результатов, поэтому за дело взялся Александр II. Перед первой комиссией 1801 года была поставлена задача – собрать все законы воедино, выбрать действующие, которые предстояло подкорректировать и упорядочить.
С 1808 по 1812 гг. в комиссию входил М. Сперанский. К 1822 году был подготовлен Систематический свод, представлявший собой реестр хранившихся в архивах и департаментах актов. Он был взят за основу продолжившейся работы при Николае I.
Работа над созданием Свода законов при Николае I
Столкнувшийся в начале своего правления с восстанием декабристов, российский монарх считал одной из его причин низкий уровень правовой культуры, нестабильность и противоречивость законодательной базы. В стране действовала комиссия по составлению законов под руководством П. Лопухина, с чьей деятельностью император познакомился крайне подробно.
Задачи, поставленные императором
М. Сперанский, фактически осуществляющий руководство комиссией, подготовил предложения по систематизации законодательства:
- В двухлетний срок подготовить проекты сводов всех законов: гражданских, хозяйственных, уголовных и т.д.
- Издать полное собрание законодательных актов в хронологическом порядке, исключив недействующие правила.
Николай I посчитал необходимым сосредоточиться не на составлении уложений, как это делалось раньше, а на приведении в порядок существующей законодательной базы. Главной задачей стала кодификация законодательства – разработка свода законов под личным контролем императора. С этой целью комиссия П. Лопухина была упразднена, а создано особое отделение при его канцелярии.
Создание II Отделения
Решение было принято в январе 1826 года, после чего Сенату на утверждение был представлен список из 20 чиновников высшего ранга. Во главе Второго отделения был поставлен М. Балугьянский, статский советник. М. Сперанскому, члену Госсовета, официальной должности не выделялось, но фактически он осуществлял общее руководство всеми проводимыми работами по кодификации.
Издание Полного собрания российских законов
Создание Свода было бы невозможно без издания всех российских правовых документов, собранных в 56 томов. Кодификация шла одновременно с формированием Полного собрания законов. Это была трудоёмкая работа, ибо законодательные акты ранее хранились в различных архивах и не были полностью собраны в единый реестр. Грандиозная работа была закончена к 1 марта 1830-го.
Правила Бэкона
Для работы за основу был взят кодекс Юстиниана, а также правила английского философа и политика Ф. Бэкона, состоящие из 8 пунктов:
- Исключить из Свода те законы, которые были отменены в дальнейшем на законодательном уровне.
- Не включать в Свод повторяющиеся правовые акты, сделав выбор в пользу наиболее полного варианта.
- Максимально сохранять текст закона в том варианте, в котором он был написан изначально.
- Сократить обширные и многосложные правовые акты.
- Из двух противоречащих законодательных актов выбирать более поздний.
- Проверять компетенцию органов, принимавших те или иные законы.
- Выделить отдельно Свод общих правовых актов и Свод иных статусов (для Остзейского края, западных губерний России).
- Новые законы вносить в продолжение Свода.
Правила были подкорректированы для российской действительности и официально приняты в 1831-м.
Составление Свода законов
Работа началась в апреле 1826-го и разделилась на 2 этапа: сначала готовились выписки по каждой области законодательства, затем формулировалось изложение правовых актов с учётом исторического источника. По ходу работы вырабатывались правила в соответствии с рекомендациями Ф. Бэкона. Каждый из чиновников руководил своим направлением, М. Сперанский лично знакомился с проектами и возвращал их на доработку с замечаниями. Первые главы увидели свет уже в июле 1826-го, а основные своды были завершены к январю 1830 года.
Введение в действие Свода законов
Свод был подвергнут ревизии, для чего был создан комитет из числа представителей Министерства юстиции и Сената. За период с апреля 1828 по 1832 гг. было сделано более 2 тысяч замечаний, после чего книги были направлены в печать. 1200 экземпляров были представлены в Госсовет уже к концу 1832-го.
М. Сперанский сопроводил Свод пояснительной запиской и «Обозрением исторических сведений», представив результат усилий на заседании в январе следующего года. Николай I прямо на слушании надел на чиновника высшую награду – орден Андрея Первозванного.
31 января был подписан Манифест о введение Свода в законную силу с первого дня 1835 года.
Краткая характеристика Свода законов
Он состоял из 15 томов и был разделён на 8 разделов.
Раздел I. Учреждения |
Тома I–III. Основные государственные учреждения и законы. |
Раздел II. О повинностях |
Том IV. Уставы о рекрутских и земских повинностях. |
Раздел III. Казённое управление |
Тома V–VIII. Уставы о пошлинах, податях, питейном сборе, акцизе. Уставы и учреждения таможенные. Монетный и горный уставы, о соли, а также лесной, арендных и старостинских имений, оброчных статей. |
Раздел IV. Законодательные акты о состояниях |
Том IX. О состоянии людей в государстве. |
Раздел V. Законодательные акты гражданские и межевые |
Том X. Свод законов межевых и гражданских. |
Раздел VI. Государственное благоустройство |
Тома XI–XII. Уставы и учреждения кредитных установлений, торговые, постановления о промышленности, путей сообщения, строительный и пожарный, постановления о благоустройстве в селениях и городах. |
Раздел VII. Уставы благочиния |
Тома XIII–XIV. Устав о продовольствии, общественном призрении, а также врачебный. О беглых и паспортах, о пресечении и предупреждении преступлений, о ссыльных и содержащихся под стражей. |
Раздел VIII. Законы уголовные |
Том XV. Свод уголовных законов. |
Историческое значение проделанной работы
Кодификация законодательства Российской империи явилась значительным шагом к прогрессу. Она пришла на смену запутанному, разрозненному и противоречивому праву. Чёткая система изложения законодательных актов, выработанная М. Сперанским, сделала доступным к использованию и систематизировала обширный материал, включая новые понятия.
Это способствовало повышению правовой культуры населения России и укреплению государственности.
Использованная литература:
- Галимзянова Е. Как создавали Свод законов Российской империи. / Электрон. текстовые дан. – Российское военно-историческое общество, 2913-2019.
- Латкин В.М. Кодификация при Николае I – Свод Законов. Учебник истории русского права периода империи (XVIII и XIX вв.) (под редакцией и с предисловием В.А. Томсинова). – М.:2004.
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью: Кодан С.В. — Концептуальные подходы к систематизации Российского законодательства М.М. Сперанского // Юридические исследования. – 2014. – № 11. – С. 61 — 77. DOI: 10.7256/2305-9699.2014.11.1281 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=12817
Кодан Сергей Владимирович доктор юридических наук профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, член Экспертного совета по праву Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и образования Российской Федерации, профессор кафедры теории государства и права Уральского государственного юридического университета, главный редактор журнала «Genesis: исторические исследования» 620137, Россия, Свердлвская область, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21, оф. 210 Kodan Sergei Vladimirovich Doctor of Law Professor, the department of Theory of State and Law, Merited Lawyer of the Russian Federation, Ural State Law Academy; Editor-in-Chief of the Scientific Journal «Genesis: historical studies” 620137, Russia, Sverdlvskaya oblast’, g. Ekaterinburg, ul. Komsomol’skaya, 21, of. 210
|
![]() |
||
Другие публикации этого автора |
10.7256/2305-9699.2014.11.1281
Дата направления статьи в редакцию:
12-08-2014
Дата публикации:
03-11-2014
Аннотация.
В статье рассматривается деятельность известного российского правоведа М.М. Сперанского.Научная новизна статьи состоит в комплексном анализе концептуальных подходов М.М. Сперанского к определению системы и систематизации российского законодательства. В работе показан процесс формирования взглядов Сперанского на формы упорядочения узаконений, этапы и результаты деятельности. Весьма значимы подходы Сперанского к созданию Свода законов российской империи, которые представляют актуальность для решения современных проблем создания подобного акта в современной России. Методология анализа концептуальных подходов М.М. Сперанского к систематизации законодательства строиться на современной методологии изучения системности в праве. Автором выявлено оформление общих концептуальных подходов М.М. Сперанского к систематизации законодательства Российской империи. Утверждается, что они определили основные направления и формы актов систематизации узаконений, планы работ; на их основе была проведена работа по созданию Полного собрания и Свода законов Российской империи. Автор утверждает, что именно М.М. Сперанским впервые в российском правоведении были определены теоретические положения относительно систематизации в праве. Утверждается, что деятельность М.М. Сперанского на многие десятилетия заложила пути развития российского права и правоведения.
Ключевые слова: история России, история российского права, источники российского права, системность в праве, систематизация законодательства, система законодательства, инкорпорация законодательства, кодификация законодательства, Полное собрание законов, Свод законов
This article talks about the work of the well-known Russian legal scientist M. M. Speransky. The scientific novelty of this article is in the comprehensive analysis of the conceptual approaches used by M. M. Speransky to define the system and systematization of the Russian law. The work shows the process which formed Speransky’s views on the forms of systematization of legitimation, the stages and results of work. Speransky’s approaches to creating the Code of Laws of the Russian Empire, which are still important to solving modern problems with creating a similar document in modern Russia, are of special significance. The methodology of the analysis of Speransky’s conceptual approaches to the systematization of laws is based on modern methodology for studying the systematic nature of law. The author defined the general conceptual approaches used by M. M. Speransky to systematize the laws of the Russian Empire. It is noted that they predetermined the key directions and forms of legitimation systematization documents, work plans; based on them, work was carried out to make the Full Collection and Code of Laws of the Russian Empire. The author believes that M. M. Speransky was the first in the Russian legal science to define the theoretical provisions related to the systematization in law. It is said that the work of M. M. Speransky for many decades ahead defined the direction of the development of the Russian law and legal science.
Russian history, history of Russian law, sources of Russian law, systemacity in law, systematization of legislation, system of legislation, incorporation of legislation, codification of legislation, Full Collection of Laws, Code of Laws
Творческое наследие М.М. Сперанского по вопросам систематизации законодательства
Концептуальные вопросы относительно систематизации законодательства были сформулированы М.М. Сперанским в ряде его проектов, записок и материалов, связанных его реформаторскими проектами и планами кодификации российского права в правление Александра I, а затем с систематизацией законодательства и созданием Полного собрания законов и Свода законов Российской империи в царствование Николая I. При этом следует заметить, что рассмотрение эволюции взглядов Сперанского и реконструкция его концепции возможна на основе ряда его произведений начала 1800 — конца 1830-х гг.
Среди них основными являются представленные Николаю I записки «Краткое историческое обозрение комиссии составления законов» и «Предложение к окончательному составлению законов» (январь 1826 г.), «Предисловие» к Полному собранию законов Российской империи» (1830 г.) и «Обозрение исторических сведений о Своде законов» (1833 г.), а также ряд отдельных записок относительно упорядочения узаконений. Указанные работы М.М. Сперанского позволяют ренонсировать его концептуальные подходы к систематизации законодательства. При этом заметим, что и в настоящее время многие положения Сперанского представляют теоретическую и практическую значимость, а опыт упорядочения и приведения в систему узаконений поучителен и для современных законодателей.
Определение М.М. Сперанским роли и значения систематизации законодательства в правовом развитии России
Роль и значение систематизации законодательства в правовом развитии М.М. Сперанский связывал с общей проблемой – формировавшейся в России опорой на закон и законность как средства управления обществом. Особенно четко эту проблему он определил во время работ по подготовке Свода законов российской империи в 1826-1832 гг. и выразил в основной своей работе, практическом и учебном пособии к своду в 1833 г. – «Обозрение исторических сведений о Своде законов».
Упорядоченного законодательства он считал невозможным решение главной задачи — повысить качество и эффективность законотворческой и правоприменительной деятельности. Сперанский подчеркивает, что «там, где законы не приведены в один состав … всегда есть опасность, исправляя один закон, неожиданно и сверх чаяния изменить или ослабить другой; там каждое пояснение и дополнение, составляя отдельный закон, по необходимости умножает их число и затрудняет точность исполнения».
В правоприменительной практике наличие большого количества узаконений «затрудняет бесчисленными ссылками и справками настоящее делопроизводство, ставя производителей в необходимость вместо одного, двух или трех решительных указов выписывать и приводить десять совершенно ненужных…» и порядок в законодательстве «ставит делопроизводство на истинном его пути». Важной задачей систематизации Сперанский считал и необходимость обеспечения официальной достоверной правовой информацией государственных структур и подданных, которые вынуждены опираться на различного рода частные публикации источников права, для которых характерна «неполнота в их содержании и неверность в тексте и в показаниях времени, когда состоялись указы». Без проведения систематизации он не видел и решения задачи создания базы для проведения правовых исследований и подготовки юристов. По мнению Сперанского «трудность в законоведении» не будет преодолена, если законы не будут приведены в порядок. Без этого «нельзя нам ожидать ученого законоведения. Основание его лежит на правильном составе самих законов. … Тогда только можно будет помышлять об учебных и ученых книгах и твердом образовании нашего юношества в отечественных законах»
Систематизация законодательства как главнейший элемент реформирования правовой системы, по мнению М.М. Сперанского, не должна была ограничиваться лишь наведением порядка в узаконениях. Сперанский выделил основные формы систематизации, определил систему и основные характеристики актов систематизации узаконений, а также связанных с ними и необходимых для правоприменительной практики и подготовки юристов изданий.
М.М. Сперанский о месте Свода законов в системе актов систематизации законодательства
Свод законов, по замыслу М.М. Сперанского, должен был стать основным носителем действующего правового материала и главным актом систематизации законодательства. «Свод (digeste) есть соединение законов, существующих по какой-либо части, расположенное в известном порядке» — пишет Сперанский. Он подчеркивал, что «дело Свода» состоит в том, чтобы «все указыи постановления на пространстве 176 лет рассеянные, привести по каждому разряду (отрасли законодательства. – С.К. ), в один состав, дать им систематическую связь, так чтоб они представляли одно целое, одну книгу, как бы одним приемом и в одно время сочиненную, без повторений и противоречий». Он выбрал и обосновал тип Свода законов на основе анализа известных в истории развития западноевропейских и отечественной правовых систем и видов сводов, обратившись к главным кодификациям в римском праве — Феодосия II и Юстиниана. Образец последнеговыступил как общий эталон в подходах к созданию – «Свод законов должен быть Corpus juris, общим составом законов, и … должен обнимать все части законодательства во всей их совокупности». Свод законов в России должен быть объединением действующих узаконений российских и должен был не заимствовать положений европейского законодательства.
Общие правила составления Свода законов, разработанные М.М. Сперанским, стали ярким образцом теоретических и практических подходов к созданию данного акта систематизации. В их основу были положены достаточно абстрактные афоризмы известного английского философа и юриста Ф. Бэкона, которые были переработаны и доведены до уровня правил юридической техники и реализованы.
Сперанский сформулировал десять правил для составления Свода законов. Они охватывали все приемы юридико-технического характера при подготовке Свода законов Российской империи как сложного акта систематизации законодательства, сочетающего использования двух основных форм упорядочения и объединения положений действующего права – консолидации и инкорпорации.
Правило первое: Свод законов имеет своей целью упорядочить действующий законодательный массив и сделать его информационно доступным для государственных органов и подданных — «законы по возникающим делам и случаям необходимо прибавляются, то, дабы прекратив разнообразие и смешение в минувшем, предупредить его и в будущем, положено, по совершении Свода настоящего, установить постоянный порядок и на … последующее время».
Правило второе: Свод законов выступает средством обеспечения единства правового пространства и законности в Российской империи в целом с учетом общегосударственных целей правового регулирования, а также особенностей правового развития национальных регионов империи — «положено в общем Своде соединить законы, действующие во всем пространстве империи, а законы местные соединить в … Сводах особенных».
Правило третье: Свод законов носит официальный характер и должен составляться созданным для этого государственным органом под контролем высших органов государственного управления — «этот состав законов … должен быть утвержден надлежащей властью, дабы, под видом законов старых, не вкрались законы новые».
Правило четвертое: Свод законов выступает в качестве акта систематизации исключительно действующих законов — «неупотребительными законами считать только те, которые отменены силой других позднейших постановлений, из двух несходных между собой законов надлежит следовать позднейшему».
Правило пятое: Свод законов не может выступать актом законотворчества, содержать в статьях новые правовые нормы, которых не было в систематизируемых узаконениях — его статьи «обнимают только прошедшее и не определяют ничего в будущем» и в них «должно ограничиться тем, чтобы каждый закон представлен был так, как он есть в существе его, без перемены и исправления».
Правило шестое: Свод законов должен обеспечить получение обобщенной и сконцентрированной нормативно-правовой информации органами государственного управления и подданными — «исключить все повторения, и вместо многих постановлений, одно и тоже гласящих, принять в свод одно из них полнейшее».
Правило седьмое: Свод законов не мог в результате проведения систематизации законодательного материала разрешать коллизионные ситуации, содержащиеся в исходных узаконениях — он «переступил бы свои границы, если бы сочинители … принялись судить, который из двух противоречащих законов лучше».
Правило восьмое: Свод законов должен максимально и адекватно воспроизводить в своих статьях нормативное содержание узаконений — «сохранить так, как она стоит в тексте, — хотя бы иногда и можно было изложить ее и лучше и короче» и соблюдать определенные подходы — «статьи…, которые основаны на одном действующем указе или постановлении, излагать теми самыми словами, какие стоят в тексте, без малейшего их изменения», «статьи, которые составлены из двух или более указов, излагать словами указа главного, с присоединением из других тех слов, которые служат ему дополнением или пояснением», «статьи, составленные из соображения многих Указов, излагать по … смыслу, какой они представляют в их совокупности».
Правило девятое: Свод законов должен в примечаниях к статьям иметь четкое указание на систематизируемые узаконения и акты их официальной публикации — «под каждой статьей обозначать с точностью те указы и постановления, из которых она составлена».
Правило десятое: Свод законов должен определить на официальном уровне систему законодательства и поддерживаться государственными органами в соответствующем состоянии путем ежегодного дополнения и периодического переиздания — «вновь исходящее было распределяемо в ежегодном его продолжении, и чтобы таким образом состав законов, единожды устроенный, сохраняем был всегда в полноте его и единстве».
Этапы создания Свода законов – технологию составления акта систематизации законодательства — М.М. Сперанский проработал на теоретическом и практическом уровне. Были определены два этапа работ.
Первый этап — подготовительный — включал две стадии (создание Полного собрания законов и составление Сводов исторических), которые предусматривали следующую деятельность по упорядочению законодательного массива: первая стадия — создание Полного собрания законов — состояла в подготовке и издании самостоятельного акта систематизации узаконений в виде хронологической инкорпорации, в который были включены исключительно акты нормативно-правового характера (законы) вне зависимости сохранения или утраты ими юридической силы. Сперанский четко развел место и роль Свода законов и Полного собрания законов — последнее выступало базой для отбора правового материала, необходимого для составления Свода законов; вторая стадия — составление Сводов исторических — предусматривала обозрение состояния законодательства в период 1649-1830 гг. путем подбора узаконений. Вначале законодательные акты «приискиваемы и отмечаемы были на особых выписках, без всякого различия действующих от недействующих, лишь бы они имели отношение к данному предмету», а затем проводился анализ законодательного материала путем сравнения «узаконений одного года с узаконениями другого» и их классификации на три группы: отменяющие, поясняющие или дополняющие ранее изданные законоположения. В итоге первые (отменяющие установленные положения узаконений) исключались, а вторые и третьи (поясняющие и дополняющие) составляли историю изменений закона.
Второй этап — окончательный — включал четыре стадии — составление текста Свода законов; ревизия и исправление Свода законов; внесение дополнений и изменений в Свод законов; создание указателей к Своду законов. Указатели включали: общее оглавление свода по книгам, томам, отраслевым сводам, частям главам и отделениям; хронологический указатель, в котором можно легко найти указ или статью и предметный указатель, позволявший по ключевым словам найти соответствующие им положения свода.
Место Полного собрания законов в подходах М.М. Сперанского к систематизации законодательства
Полное собрание законов Российской империи, его создание и здание, М.М. Сперанский рассматривал как необходимое условие наведения порядка в законодательном массиве страны, базу для издания Свода законов и проведения в последующем кодификации основных отраслей права. Им были проработаны и представлены предисловии к первому Полному собранию законов Российской империи концептуальные основы создания и использования в деятельности по упорядочению узаконений и правоприменительной практике данного акта систематизации законодательства.
М.М. Сперанский рассматривал Полное собрание законов в качестве акта хронологической инкорпорации ранее изданный и вновь издаваемых узаконений и необходимой базы для создания Свода законов. «Полное собрание законов есть первый, основной камень во всем составе их усовершения», а «Свод должен быть … последствием Собрания, … на нем он должен утверждаться. Сего требует достоверность Свода; сего требует историческая связь и целость законодательства» — подчеркивал Сперанский. По его мнению предание Полному собранию законов статуса официальной хронологической инкорпорации всего изданного ранее законодательства в условиях отсутствия достоверных данных о действующих и утративших силу узаконениях имело важную предпосылку для последующей тематической инкорпорации и консолидации законодательства, имеющего юридическую силу уже в рамках Свода законов. При этом Сперанский Полному собранию законов предавал статус текущего официального издания законодательства Российской империи, поскольку.
Сперанский выделял и практическую ценность Полного собрания законов для юрисдикционной деятельности государства и рассматривал ее в трех аспектах.
Во-первых, указвалась значение Собрания законов для законодательной деятельности – «книги законные необходимы при всех законодательных соображениях, где нужно знать не один порядок настоящий, но и порядок предшествовавший, дабы на полном обозрении прошедшего и настоящего тем с большею твердостью основать будущее».
Во-вторых, Собрание законов должно было обеспечить толкование правовых норм, поскольку «в самом производстве дел и в приложении законов встречаются вопросы, для разрешения коих и для точного определения смысла законов настоящих, должно восходить к законам прежним, хотя уже и потерявшим свою силу, но сохраняющим в себе начало и причины законов последующих».
В третьих, Полное собрание законов обеспечивало рассмотрение бел без использования обратной силы вновь изданных узаконений — «бывают … в производстве дел случаи, коих начало относится к происшествиям, давно уже протекшим, и кои должны быть разрешаемы не по законам настоящим, но по законам того времени, когда происшествия сии возникли».
Методика составления Полного собрания законов, разработанная М.М. Сперанским, определялась рядом Методика составления Полного собрания законов Российской империи определялась двумя «главными правилами» технико-юридического характера.
Правило первое: при составлении Собрания законов в его «под именем законов вмещены, по порядку времени, все постановления, к всегдашнему исполнению от верховной власти или именем ее от учрежденных ею месть и правительств происшедшие, по всем частям государственного управления, без всякого изъятия», т.е. все узаконения нормативного характера.
Правило второе: включение в Собрание законов судебных решений по гражданским делам допускалось лишь при признании за ними прецедентного характера – «есть судебные решения, коих сила распространена в самом их изложении на все случаи, им подобные» и «есть другие, кои, быв в начале частными, приняты впоследствии примером и образцом других решений, и таким образом сделались общими». Также допускалось включение судебных решений, содержащих интерпретацию правовых установлений, т.к. «есть решения частные, но в них сделано изъяснение закона общего, установлен точный смысл его, и отвергнуты толкования, с разумом его несообразные». Сперанский указывал, что «подобное сему изъятие сделано и в решениях дел уголовных. Важнейшие из оных, особенно по преступлениям государственным признано полезным сохранить в собрании».
Формулирование М.М. Сперанским концептуальных основ кодификации права
Кодификация как вид систематизации законодательства была проработана М.М. Сперанским в самом общем виде. Он рассматривает ее через понимание наиболее характерного для российской правовой системы наименования кодифицированного акта – уложения.
М.М. Сперанский дает общее определения акта кодификации права — «Уложение (code) есть систематическое изложение законов по их предметам». Характерно и то, что при кодификации законодательства им особое внимание обращалось на преемственную связь нового уложения с прежде изданными узаконениями. В уложении по мнению Сперанского должно различать три рода статей. Одни составляются из законов существующих; другие вводятся вновь в виде дополнений; третьи, наконец, составляют перемену в законе. Статьи первого рода суть основа всего дела; но они недостаточны: множество есть у нас случаев, законом не определенных, — отсюда произвольные решения и принужденные толкования, большею частью также произвольные. Статьи второго рода должны быть по сей самой причине многочисленны, но все они должны быть единственно последствием. Статьи третьего рода должны быть весьма редки, все основаны на опыте и доказанной необходимости».
М.М. Сперанский обращается и к определению структуры кодифицированного акта. По его мнению уложение должно включать: общую часть, в которой «законы общие предшествовали частным, и предыдущие … приуготовляли … точный смысл и разумение последующих»); особенную часть, в которой «законы … недостающие дополнены были … и обнимали бы сколь можно более случаев, не нисходя однако же к весьма редким и чрезвычайным подробностям». При этом в последней предполагалась необходимая и достаточная детализация правовых предписаний на уровне регулирования возникающих конкретных правоотношений.
Сперанский указывает и на ограниченные возможности кодификации правовых положений в отдельных отраслях — «нет примера, да и невозможно почти составить уложение законов полицейских и хозяйственных. Самое существо сих законов, по непрестанной их движимости, изменениям и непрерывному приращению не допускает систематического их изложения.
Издание учебной литературы и комментариев в программе систематизации узаконений М.М. Сперанского
М.М. Сперанский, понимания крайнюю неразвитость юридического образования и науки, видит и связывает систематизацию законодательства с необходимостью обеспечением сферы изучения права и правоприменительной деятельности вспомогательными изданиями. В из число он включал учебные книги в качестве пособий для изучения действующего права и официальных комментариев к актам систематизации узаконений.
Учебная книга как элемент программы систематизации законодательства М.М. Сперанского относится к вспомогательным средствам изучения актов систематизации законодательства. Он предлагал на общегосударственном уровне и централизованно, с привлечением правоведов и практиков, решить проблему создания учебной литературы для подготовки чиновничества и юристов. Он указывает — «Учебная книга (institutes) есть то же самое уложение, более методическое и приспособленное к учебному преподаванию в училищах».
Комментарии к актам систематизации законодательствав программе М.М. Сперанского должны были способствовать изучению и применению права. Он их рассматривал «под именем изъяснений (commentaries)» и указывал, что «в них излагается разум или основание законов, дается отчет в причинах и необходимости дополнения или перемен, в уложении введенных, и установляется связь их с законами существующими».
* * *
Итак, рассмотренные положения показывают оформление общих концептуальных подходов М.М. Сперанского к систематизации законодательства Российской империи. Они определили основные направления и формы актов систематизации узаконений, планы работ. На их основе была проведена работа по созданию Полного собрания и Свода законов Российской империи. При этом заметим, что именно М.М. Сперанским впервые в российском правоведении были определены теоретические положения относительно систематизации в праве.
Библиография References (transliterated) Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи