Клеймо на часах

22274 22276

По горизонтали:
— Боковой упор, подпорка, распорка
— «Линия» препятствий для солдата
— Латвийская певица, спевшая «Чарли»
— «Скоростное» кафе
— Автор сказки о Чиполлино
— Атака рогами
— Двухканальное двучание
— Коронный город Кубы
— Картофельные деруны из картошки
— Дымовая пелена для маскировки
— Горная осадочная порода
— Надпись на часах с жидкокристаллическим циферблатом
— Задняя часть паровоза с углём
— Неприбытие в военкомат по повестке
— Подраздел народа в Древнем Риме
— Марка отечественного молочного шоколада
— Азотный яд в овощах
— Родной брат стерляди и белуги
— Главнокомандующий город Казахстана
— Вторая половина второго блюда
По вертикали:
— Младший коллега авиалайнера
— Современное название модельера
— Радиостанция США, вещающая на Восточную Европу
— Соседка русской и белоруски
— Линия по которой что-то сложено
— Француз, сказавший фразу: Точность — вежливость королей
— Трусы-веревочки
— Израсходованные средства
— Художник … Ван Гог
— Коллега Макарова и Токарева по оружию
— Чукотское мясо
— Золотая монета Великобритании
— Сельский аналог боевого танка
— Кустарник для вкусного мёда
— Свободно, не строго в такт (музык.)

РАСКОС — Распорка, подпорка, расположенная под косым углом к горизонтальным или вертикальным частям конструкции.

БИСТРО ср. нескл. Небольшая закусочная, ресторанчик.

БОДАНИЕ ср. Процесс действия по знач. глаг.: бодать, бодаться.

ГАВАНА — разг. Гаванская сигара.

БОКСИТ — Порода, состоящая из водных оксидов алюминия с примесью окислов железа и кремнезема, используемая как руда для получения алюминия.

КВАРЦ — 1. Один из самых распространенных в земной коре породообразующих минералов, встречающийся в виде кристаллов и сплошных зернистых масс; двуокись кремния.

КВАРЦ — разг. 1. Кварцевая лампа. 2. Облучение такой лампой.

ТЕНДЕР — 1. Вагон особой конструкции, прицепляемый непосредственно к паровозу и служащий для хранения воды и топлива.

ТЕНДЕР — 1. Небольшая одномачтовая парусная спортивная яхта. 2. Плоскодонное моторное судно катерного типа.

ТЕНДЕР — 1. Коммерческий конкурс, аукционная распродажа по заранее поданным заявкам от участников такого мероприятия.

НЕЯВКА — Неприбытие, неприход куда-л.

ТРИБА — 1. Каждая из трех групп родов, составлявших римскую патрицианскую общину. 2. Каждый из трех административно-территориальных округов Древнего Рима.

НИТРАТ — Соль азотной кислоты; селитра.

ОСЁТР — 1. Крупная промысловая рыба семейства осетровых, ценная своим мясом и икрой. 2. перен. разг. Важное лицо, персона, особа.

ГАРНИР — 1. То, что является дополнением к мясным и рыбным блюдам. 2. перен. разг. То, что сопутствует чему-л. главному, основному.

АВИЕТКА — Легкий одно- или двухместный самолет (обычно использовавшийся как спортивный).

КУТЮРЬЕ — и — Модельер современной моды самого высокого класса.

СВОБОДА — 1. Отсутствие политического и экономического гнета, стеснений и ограничений в общественной жизни. 2. Государственная независимость, суверенитет. 3. Отсутствие крепостной зависимости, рабства. // Освобождение от крепостной зависимости, рабства. 4. Состояние того, кто не находится в заключении, под арестом, в неволе. 5. Отсутствие зависимости от кого-л., возможность располагать собою по собственному усмотрению, желанию. 6. Отсутствие запретов, ограничений. 7. Избавление от чего-л. стесняющего, связывающего, тяготеющего над кем-л. 8. Возможность проявления субъектом своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества (в философии). 9. Легкость, отсутствие затруднений. // Естественность, непринужденность (в позе, движениях и т.п.). 10. Простота, непринужденность, отсутствие натянутости (в поведении, обращении и т.п.). // Излишняя непринужденность, развязность. 11. разг. Раздолье, простор, воля. 12. разг. Незаполненное трудом, занятиями время; досуг.

УКРАИНКА — см. украинцы.

ЗАТРАТА — Действие по знач. глаг.: затрачивать, затратить.

ОЛЕНИНА — Мясо оленя, употребляемое в пищу.

СОВЕРЕН — Английская золотая монета в один фунт стерлингов.

ТРАКТОР — Самоходная машина с гусеничным или колесным ходом, предназначенная для тяги и приведения в действие сельскохозяйственных и других орудий.

ВЕРЕСК — Низкорослый вечнозеленый кустарник с мелкими листьями и белыми или лилово-розовыми цветками.

Маркировка, упаковка и транспортирование часов

Маркировка часов. Помимо шифра механизма и товарного знака завода-изготовителя, которыми маркируют механизмы часов и секундомеров (см. Глава 3. Классификация и ассортимент часов, настоящего издания), действующими ГОСТами предусмотрено нанесение на платины или мосты наручных часов и секундомеров порядкового номера механизма. Для часов наручных малого калибра допускается нанесение шифра и товарного знака на барабанном колесе, а для часов с автоподзаводом — на инерционном грузе. Порядковый номер механизма наручных часов может быть нанесен на внутрнней поверхности крышки корпуса.

Наименование часов или товарный знак наносят у наручных и карманных часов на циферблате, а у будильников, настольных, настенных, напольных и шахматных часов — на циферблате или лицевой панели. Циферблат секундомеров маркируют товарным знаком завода-изготовителя. На циферблате кварцевых часов наносится слово «кварц».

Кроме того, у будильников на наружной стороне крышки должно быть указано направление вращения кнопок и ключей (стрелками) и их назначение (словами или знаками), а для регулировочного устройства нанесены знаки или слова: «+» (ускорить) и «-» (замедлить). У настольных и настенных часов на наружной стороне корпуса или крышки указывается направление вращения ключей и кнопок (стрелками), их назначение, класс часов и номер ГОСТа.

На лицевой стороне корпусов электронных часов наносят надпись на русском или иностранном языках «Электроника», «Сделано в СССР» (на наручных часах).

У гиревых часов-ходиков на циферблате наносят товарный знак завода-изготовителя и номер ГОСТа, а на задней стенке корпуса с внешней стороны — несмывающейся краской клеймо контролера завода с указанием месяца и года выпуска.

Упаковка часов. Наручные и карманные часы заводы-изготовители упаковывают в индивидуальные футляры и одновременно в каждый футляр вкладывают паспорт, содержащий следующие сведения: наименование часов, номер механизма, шифр механизма и корпусного оформления; краткую техническую характеристику часов; класс часов; средний суточный ход; номер контролера и дату приемки часов отделом технического контроля предприятия-изготовителя; гарантийный срок и условия гарантийного обслуживания; дату продажи и адрес ближайшей мастерской по гарантийному ремонту (указывается магазином, продавшим часы); номер ГОСТа; инструкцию по обращению с часами; розничную цену.

Футляры с вложенными в них часами упаковывают по 5-10 шт. в коробки. На коробку наклеивают бандероль с указанием наименования предприятия-изготовителя и организации, в систему которой входит данное предприятие, наименование часов, шифра механизма и корпусного оформления, номера ГОСТа и розничной цены.

Каждый секундомер также вкладывают в футляр, а футляры по 10 шт. упаковывают в коробку, на которой указывают товарный знак предприятия-изготовителя и номер стандарта.

Транспортирование часов. Для перевозки наручные и карманные часы, а также секундомеры, упакованные в коробки, укладывают в ящики.

В транспортную тару вкладывают упаковочный лист с указанием номера ящика, количества и наименования часов или секундомеров, шифра механизма и корпусного оформления, товарного знака предприятия-изготовителя, даты упаковки и номера упаковщика. На ящиках делают предупредительные надписи, например «Осторожно», «Точные приборы», «Не бросать», «Беречь от ударов» и др.

Наручные и карманные часы и секундомеры обычно отправляют в торговую сеть почтовыми посылками через почтовые отделения связи.

Часы-будильники, настольные и настенные (балансовые и маятниковые), а также часы шахматные завертывают в упаковочную бумагу и вместе с паспортом укладывают в индивидуальные коробки, предохраняющие часы от порчи и повреждения при транспортировании и хранении. Коробки с часами упаковывают в ящики. Допускается упаковка в контейнеры или автофургоны.

Ящики, контейнеры или автофургоны предварительно выстилают внутри бумагой. Масса ящика с часами (брутто) не должна превышать 50 кг. В каждый ящик, контейнер, а также в автофургон вкладывают упаковочный лист. На крышках ящиков наносят предупредительные надписи «Верх», «Осторожно», «Не бросать» и др.

Укладка коробок с любыми часами в транспортную тару должна быть плотной, исключающей возможность их перемещения при перевозке и предохранять часы от механических повреждений.

Даже большинство завсегдатаев часовых бутиков воспринимает их просто как информацию о месте рождения часов или компании, их выпустившей: часы сделаны в Швейцарии, эти – в Женеве, другие – во Флерье, третьи – в Шаффхаузене, а четвертые имеют сертификат хронометра.

На самом деле это очень непростые значки. Их называют клеймами, и они представляют собой знаки качества, гарантию безупречного декора либо замечательной точности, а есть среди них и такие, что гарантируют сразу все эти достоинства, как говорится, три в одном.

1

Женевское клеймо — Poinçon de Genève

Старейшим и самым престижным знаком отличия является Женевское клеймо. Оно было учреждено городскими и кантональными властями Женевы аж в 1886 году. Сначала оно информировало только о том, что часы были произведены на территории кантона Женевы, но с годами требования к претендентам росли и усложнялись. К требованию территориальной принадлежности прибавлялись новые.

Ныне часы претендующей на Женевское клеймо компании должны отвечать 12 пунктам. Они сводятся к описанию того, как должны быть декорированы платина, мосты, винты, шатоны, храповое колесо, заводной барабан и другие видимые глазу (если задняя крышка прозрачная) узлы. Короче говоря, у механизма не должно быть ни одной неотполированной или не декорированной общепринятыми в Женеве узорами поверхности. Также ни одна деталь по контуру не должна иметь прямых углов: все должно быть скруглено или иметь трапециевидную форму.

Подготовить механизм должным образом и отдать на экспертизу неимоверно хлопотно и дорого. Зато в результате вы имеете часы с потрясающе красивым механизмом, над которым потрудились мастера не только часового, но и ювелирного искусства. Но самое интересное, что безупречная эстетика Женевского клейма имеет и немаловажное практическое значение – на прекрасно отполированных и сглаженных поверхностях с течением времени не накапливается ни пыль, ни гранулы засохшего масла, которые во время работы механизма стачивают контактирующие элементы деталей лучше всякого напильника и в конечном счете выводят часы из строя.

До недавнего времени Женевским клеймом могли похвастать только самые благородные гранды высокого часового искусства Patek Philippe и Vacheron Constantin. Изредка, поднапрягшись, изготавливали по требованиям Женевского клейма юбилейные модели другие женевские компании, например Chopard. Сейчас к элите присоединились мануфактуры Cartier и Roger Dubuis.

На шуточное замечание, что трепетное отношение к Женевскому клейму попахивает часовым апартеидом, президент Vacheron Constantin Хуан-Карлос Торрес отвечал:

Это никакой не апартеид, а разумная дальновидная политика властей кантона Женева. Никто ведь никому не запрещает иметь самое престижное клеймо. Пожалуйста! Строй на территории кантона мануфактуру, обеспечивай женевцев рабочими местами, плати налоги… И никакой дискриминации.

Дом Vacheron Constantin полностью перевел модельный ряд на мануфактурные механизмы с Женевским клеймом. Ради этого Vacheron Constantin разработал довольно мудреную технологическую цепочку. Сначала детали механизмов изготавливаются на собственной мануфактуре VCVJ в Валь-де-Жу, что в кантоне Во, а затем механизмы доставляются в разобранном виде в так называемых китах (маленьких ящичках-контейнерах) под Женеву в открывшуюся 6 лет тому назад вторую вашероновскую мануфактуру План-лез-Уат. Только здесь киты превращаются в механизм.

Собранный в первый раз калибр тестируют и, если все в порядке, снова разбирают. После чего детали еще раз тщательно моют, чистят, полируют и отправляют на декорацию. После необходимых шлифовок и процессов нанесения узоров детали вновь очищают и тестируют. Механизм собирают окончательно и снова тестируют. Согласитесь, технология долгая, если не сказать нудная, а главное – безумно дорогая, ведь на каждом этапе с каждой деталью работает мастер высшей квалификации, труд которого стоит немало.

2

Patek Philippe Seal

На вторжение новичков в элитную женевскую лигу неожиданно болезненно отреагировала компания Patek Philippe. В 2012 году она отказалась от Женевского клейма в пользу собственного Patek Philippe Seal. Это удивило многих. Глава Patek Philippe Тьерри Штерн объяснил это так:

Критерии Женевского клейма закреплены законодательно и не менялись годами, в то время как мы постоянно улучшаем и модернизируем технологии, качество и сервисное обслуживание наших часов. Мы никому не бросали вызов, а просто письменно задокументировали современный технологический и качественный производственный процесс. Мы создали PP Seal прежде всего для наших друзей и клиентов. Это наши обязательства перед ними, между прочим, PP Seal включает в себя и гарантию. Ну и конечно же, новым клеймом мы хотим отделиться от брендов, которые заявляют, что их часы равноценны нашим по качеству, на основании того, что они тоже имеют Женевское клеймо.

Похоже, что в последней фразе и кроется главный смысл появления PP Seal. Хотя, по сути, гранд высокого часового искусства преследует действительно высокие цели, ведь, сохранив высочайшие требования Женевского клейма к декору механизмов, Patek Philippe возложил на себя еще и ответственность за качество механизма, корпуса и сервиса. Отныне он отвечает за работу каждого винтика и спирали. К примеру, механизмы, клейменные PP Seal, должны ходить с точностью -3/+2 секунды в сутки, а точность калибров с турбийонами и вовсе -2/+1 сек/сут.

Учредив PP Seal, компания торжественно обязалась отремонтировать и реставрировать часы, выпущенные ею с 1839 года, в каком бы состоянии они ни находились. Подразумевает это обязательство даже использование в декоре корпусов исключительно алмазов чистой воды без каких-либо примесей Top Wesselton и многое-многое другое.

И все же вот как прокомментировал это событие глава Vacheron Constantin Хуан-Карлос Торрес:

Можно как угодно относиться к Женевскому клейму, но это все равно признанный знак качества и престижа, заслужить который очень сложно. В любом случае это знак признания твоих заслуг. Я ничего не имею против PP Seal, но это все равно что я или вы, например, закажем в какой-нибудь мастерской ордена «Лучший часовщик” и «Лучший журналист”, наградим ими самих себя, повесим на грудь и будем гордиться.

3

Probus Scafusia

На самом деле, учредив новое клеймо, Patek Philippe пошел по пути компании IWC, которая еще в 1903 году учредила собственное клеймо качества Probus Scafusia.

Probus Scafusia — в переводе с латинского «Высочайшее качество из Шаффхаузена”

Это был концептуальный ответ немецкоговорящей швейцарской коммуны франкофонам из Женевы. И главный смысл послания можно расшифровать так:

Наши часы не менее красивы, но зато никогда вам, французам, не добиться нашего поистине вечного всепобеждающего немецкого качества!

Каноны Probus Scafusia подразумевают, что любые новые часы сначала рождаются в виде во много раз увеличенной модели, которая служит тестовым прототипом. Детали производятся только из уже проверенных материалов, причем их структура тестируется рентген-анализом, а точность – лазерными установками с допуском +/- 0,004 мм. Готовые часы проходят 30 испытаний, включающие в себя температурные перепады от -20 до +70 градусов при 95-процентной влажности воздуха, двухнедельное пребывание в ванне с солевым раствором при 37 градусах.

Но самый крутой тест – когда часы помещают в коробку и ударяют по ней со всех сторон 140 000 раз при имитации ускорения 50G, 94 000 раз при 100G и 30 000 раз при 500G. Мастера проверяют даже, с каким звуком срабатывают кнопки хронографа и вращается заводная головка. Разумеется, Probus Scafusia имеет также и собственные критерии по декору корпуса, циферблата и механизма с непременной ¾-ной платиной из мельхиора, которая служит не столько украшением, сколько дополнительной защитой для калибра и надежной опорой для осей.

Интересно, что IWC не пыталась ограничить потенциальных претендентов на Probus Scafusia местом рождения. Наоборот, пройти обычные тесты приглашались все желающие. До сих пор приглашают, вот только, как говорится, дураков-то нет и, уверен, еще долго не будет.

Похожие, но все же не столь суровые тесты проходят и часы Jaeger-LeCoultre. Если увидите на моделях мануфактуры из Ле-Сантье значок 1000 Hours Master Control, знайте – этим часам можно доверять.

4

Swiss Made и COSC

И все же самыми распространенными клеймами качества остаются Swiss Made и COSC.

Критерии обеих маркировок были утверждены в 1973 году, когда Федерация часовщиков Швейцарии (FHS) и представители крупнейших часовых кантонов Женева, Берн, Невшатель, Золотурн и Во учредили сам Швейцарский официальный центр контроля точности. Ныне он имеет три лаборатории в Биле, Женеве и Ле-Локле.

В общей сложности COSC выдает ежегодно 1 600 000 сертификатов (сравните со 100 тысячами Женевского клейма). К сожалению, это клеймо качества распространяется исключительно на точность механизмов и не имеет каких-либо критериев красоты.

Не обязывает производителей декорировать свои часы и Swiss Made, однако эту парочку клейм поддерживают такие гиганты, как Swatch Group, Rolex, Breitling и TAG Heuer. И если бы вы знали, во сколько эти два самых скромных клейма обходятся производителям! Даже самый простой, казалось бы, сертификат Швейцарского официального центра контроля точности, который позволит выгравировать на циферблате или мосту механизма четыре буковки COSC. Как рассказал мне глава мануфактуры Breitling Chronometrie Жан-Клод Гигакс:

Отдать модель на освидетельствование в COSC стоит недорого – 5 франков, но вы не представляете, сколь огромные средства нужно вложить в производство и в технологический цикл, чтобы регулярно отдавать часы на хронометрическое освидетельствование и быть при этом спокойным.

Что касается Swiss Made, то это, кстати, первая маркировка, от которой публично отказался гранд Patek Philippe 4 года тому назад. Она подразумевает, что часы должны быть истинно швейцарскими хотя бы на 60 процентов. Но слишком уж много лазеек она представляет для нечестных производителей. Почему же тогда она устраивает вполне такие уважаемые компании, как Rolex и Breitling, Breguet и Blancpain, Audemars Piguet и Ulysse Nardin? Наиболее показательна здесь позиция производственного директора Rolex Дидье Деккера:

На мой взгляд, это все маркетинговая возня. Знак Swiss Made подразумевает строгую приверженность высочайшему качеству часового искусства, помогает всем нам сохранять традиционные технологии и не запрещает при этом совершенствовать их.

Г-н Деккер абсолютно прав относительно «маркетинговой возни”. Как показывает статистика, подавляющее большинство покупателей элитных часовых бутиков практически ничего не знают о клеймах качества и ориентируются в своем выборе прежде всего на бренд. И если авторитетная компания, а главное ее клиенты, уверена в своем добром имени, зачем что-то менять. Rolex, Breguet и Audemars Piguet не имеют Женевского клейма, но вы можете сами изучить качество декора механизма любой их модели и убедиться, что они ничуть не хуже.

От уверенных в себе компаний можно ожидать разве что шуточных виртуозных экспериментов вроде того, что продемонстрировала в 2011-м Ulysse Nardin, выпустившая модель под названием Blue Seal, где все мосты, платина и всевозможные детали механизма были обработаны таким образом, что имели благородный красивейший пронзительно-синий цвет. Да, это был настоящий новый эстетический стандарт. Но не более. И Ulysse Nardin не планировала и не стала тут же публично отказываться от Swiss Made и COSC, переводить на новую технику обработки механизмов весь модельный ряд, сопровождая все это громкими заявлениями, что ничего лучше доселе не было и не будет.

Как не стала пропагандировать свою Masterpiece Quality Seal молодая компания Maurice Lacroix. Просто оговорили по-семейному 7 признаков, согласно которым модель может быть отнесена к замечательной коллекции Masterpiece, и все. А ведь там тоже есть интересные критерии, вроде декорированного вручную и доработанного исторически значимого знаменитого калибра, хронометрической точности с регулировкой хода в 5 позициях, непременных циферблатов из чистого серебра и так далее…

5

Qualite Fleurier

И тем не менее новые клейма качества продолжают рождаться. Самое интересное и, учитывая потенциал основателей, перспективное из новейших – это Qualité Fleurier («Качество из Флерье”).

Учредили его в 2004 году компании со штаб-квартирой во Флерье Chopard, Parmigiani, Bovet и мануфактура Vaucher Manufacture, которая производит не только часы Parmigiani и элитные модели Hermès, но и, например, спирали для Patek Philippe, очень много чего для A. Lange & Söhne и других самых престижных марок.

400 столько специалистов принимали участие в разработке критериев и процедуры сертификации Qualité Fleurier

В разработке критериев и процедуры сертификации Qualité Fleurier принимали участие 400 ведущих часовых специалистов Швейцарии. Поэтому Qualité Fleurier имеет, пожалуй, самый сбалансированный набор критериев. Например, механизмы, тестируемые здесь на точность, изначально должны иметь сертификат COSC. К тому же экзамен на точность предусматривает тесты на устойчивость калибра к электромагнитным воздействиям, ударам и вибрациям.

Qualité Fleurier первой признала существование керамики, карбона и других авангардных материалов и допускает к сертификации часы с корпусами из них. И наконец, чтобы получить Qualité Fleurier, вовсе не обязательно произвести часы во Флерье и его окрестностях. Понятно, что создать единый универсальный качественный стандарт и клеймо, что подходили бы всем без исключения классам часов и всем брендам, невозможно. Но если бы все качественные клейма были столь разумны и современны, думаю, никаких маркетинговых войн и возни в тихой спокойной Швейцарии не возникало бы.

6

Omega Master Chronometer

Omega, продолжая по традиции сотрудничать с COSC, тем не менее разработала совместно со Швейцарским федеральным институтом метрологии (METAS) новые критерии сертификации точности под названием Master Chronometer.

Среди 8 основных требований: среднесуточные колебания хода в пределах не более -2/+3 секунд, способность механизма работать в магнитном поле до 15 000 гауссов, непременная регулировка хода в 6 позициях, устойчивость к температурным перепадам и сохранение оптимальной амплитуды колебаний колеса баланса независимо от уровня завода барабана.

Первой моделью, успешно прошедшей тест Master Chronometer, стала Omega Globemaster, а в этом году этого почетного звания удостоились и дамские часы из коллекции Constellation. Модель оснащена автоматическим Calibre 8704 с кремниевой спиралью, корпус диаметром 27 мм сделан из желтого золота и стали.

Часто много вопросов возникают по клеймам на старых швейцарских часах. В частности, пресловутая белка многих озадачивает, поэтому решил опубликовать официальных список швейцарских клейм используемых между 1881 и 1995 годом, т.е. как раз самый интересный для нас период.
Однако 1995 год это довольно условная дата, некоторые клейма вышли из обихода раньне, некоторые позже, но думаю это не принципиально.
Helvetia — 750 Au (голова женщины на щите, Helvetia — символ Швейцарии)
Белка — 585 Au
Утка — 925 Ag
Глухарь — 800 Ag
Козерог(Альпийский каменный козел) — 950 Pt (с июля 1935 года)
Венера (планета) — 375 Au (используеться только для корпусов часов)
Рысь 1 — 750 Au (для импорта)
Рысь 2 — 585 Au (для импорта)
Горечавка 1 (горный цветок) — 925 Ag (для импорта)
Горечавка 2 — 800 Ag (для импорта)
Кролик — 950 Pt (для импорта)
TB (две латинские буквы) — 375 Au (для импорта) только для корпусов часов
Голова женщины в прямоугольнике с усеченными верхними вершинами (Lady from Bern) — чистое золото( без примесей), в Швейцарии не принятое но шло на экспорт
Медведь — чистое серебро (без примесей), в Швейцарии не принятое но шло на экспорт
До принятия общего федерального клеймовника в 1880-х, клейма ставились отдельно каждым кантоном. И каждый кантон устанавливал свои собственные клейма.

Произведения часовых мастеров прошлых столетий, в великом множестве наличествующие сегодня на антикварном рынке, выставляются на продажу по разным причинам — будь то ненужность запылившихся на чердаке дедушкиных часов или необходимость внести изменения в направление развивающейся коллекции. Но так или иначе, денежный эквивалент старинных карманных и наручных часов для расстающихся с ними владельцев, равно как и суммы, запрашиваемые за эту занимательную микромеханику во многих антикварных лавках, зачастую не соответствуют подлинной ценности часов. Вместе с тем, не каждый любитель старины обладает специальными знаниями в области часового искусства и, как следствие — исключительной разборчивостью в вопросах приобретения старинных часов.

Австрия, 2-я пол. XVIII в. Редкие старинные карманные (дилижансные) часы с будильником

Прежде всего необходимо отметить, что некоторые старинные карманные и ранние наручные часы представляют собой большую художественную ценность, поэтому их следует рассматривать и оценивать скорее как предмет искусства (по сравнению с исключительным внешним оформлением, великолепной отделкой и изысканным декоративным стилем, в котором вы держаны корпус, циферблат и стрелки, и т. д., технические особенности таких часов порой незначительны).

Для того, чтобы установить историческую ценность часов, необходимо уточнить, когда именно они были изготовлены, где и кем создавались (это может быть и шедевр неизвестного мастера, самостоятельно строившего миниатюрные конструкции в единичных экземплярах).

Кон. XIX–сер.XX вв. Наиболее часто встречающиеся сегодня предметы собирательства — в наши дни их можно увидеть практически в каждой антикварном магазине. Стоимость таких часов составляет от $50 до $300, большинство из них находится в плохом рабочем состоянии и нуждается в ремонте или значительно повышающей цену часов реставрации

Швейцария, нач. XX в. Дарственная гравировка на крышке антикварных карманных часов(в данном случае — с внутренней стороны), сделанная в те же годы, что и сами часы, повышает их историческую ценность


Швейцария, кон. XIX в. Механизм карманных часов с хронометровым ходом

Механизм минутного репетира с хронографом

Швейцария, 1910. Механизм карманных часов «Павелъ Буре» с хронографом. Чтобы «оживить» такие часы,то есть привести их в хорошее рабочее состояние, необходимо не только полностью разобрать/собрать, смазать и отрегулировать механизм, но и тщательно отчистить каждую деталь особыми средствами в специальных условиях.
Если речь идет об имеющихся практически в любом специализированном магазине моделях массового производства кон. XIX — 1-й пол. XX вв., то здесь имеют значение марка производителя, общее количество часов, выпущенных данной компанией и тираж этой модели. Не менее важными являются сведения о первых владельцах часов, которые иногда удается почерпнуть, например, из сохранившихся сопроводительных и/или платежных документов, а также дарственных надписей на задней крышке или футляре часов.
Следующим этапом в ходе оценки старинных карманных и наручных часов является степень их сложности.
Наиболее интересные механизмы оснащены сразу несколькими дополнительными устройствами (например, указателем фазы Луны — встроенным календарным устройством; репетиром — специальным механизмом, предназначенным для индикации времени с помощью звуков разной тональности; и хронографом — дополнительным механизмом, измеряющим заданные отрезки времени).
Для оценки состояния старинных часов (как часов в целом, так и корпусов и механизмов по отдельности) используется 4 основных категории: очень плохое состояние; плохое состояние; хорошее рабочее состояние или коллекционное (идеальное) состояние. При этом особое внимание уделяется рассмотрению возможности (и целесообразности!) ремонта или реставрации часов, то есть приведения их в идеальное коллекционное состояние путем чистки, смазки, полировки, нанесения специальных покрытий, а также замены, восстановления или изготовления утраченных деталей (реставрация проводится только в редких специализированных мастерских).
Так, например, состояние большинства наиболее часто встречающихся сегодня предметов часового собирательства можно определить как плохое рабочее или очень плохое. И если в первом случае еще можно произвести ремонт или даже значительно повышающую цену часов реставрацию, то во втором часы оцениваются не более, чем запчасти (а их золотой или серебряный корпус — как лом): восстановление таких часов гораздо дороже приобретения точно таких же в хорошем состоянии

Швейцария, кон. XIX в. Вмятины и разбитый циферблат практически
обесценили эти карманные часы с заводным ключиком. В таких случаях
реставрация попросту не осуществляется, так как она очень дорого обойдется владельцу часов: стоимость реставрации в десятки раз превысит рыночную стоимость таких же часов в хорошем состоянии .

Кстати, вопреки расхожему мнению, состояние карманных или наручных часов (точность хода, отсутствие дефектов и неисправностей, сохранность сопроводительных документов, оригинального футляра, жилетной цепочки и, если часы заводятся не с помощью заводной головки, то заводного ключика, и т. д.) при оценке более значимо, чем название металлов, из которых они изготовлены, а также размеров их драгоценных корпусов. По данным специалистов, разница в стоимости одинаковых часов (одной и той же марки и серии) в коллекционном и очень плохом состоянии составляет до 95 %.

Наиболее серьезным повреждением старинных карманных часов считается разбитый эмалевый циферблат.
Если у мастера или самого владельца часов не найдется точно такого же (запасного), то данный дефект редко подлежит исправлению: реставрация эмалевого циферблата является очень долгой, крайне сложной и весьма дорогостоящей процедурой (стоимость работ во много раз может превысить рыночную стоимость самих часов, приведенных в порядок), и проводится лишь в исключительных случаях.
Поэтому приобретать часы с разбитым циферблатом имеет смысл, только если в них установлен интересный механизм — со сложными функциями или хорошей марки (например, Breguet или Patek Philippe).
Швейцария, нач. XX в. Разбитые эмалевые циферблаты карманных часов

Рисунок на крышках корпуса часов
Так же резко снижают ценность старинных часов вмятины и другие следы деформации корпуса, и это тоже связано с большими затратами на реставрацию. Здесь следует иметь ввиду, что устранение глубоких царапин с поверхности крышек корпуса, имеющих рисунок (гильоше), посредствомобычной полировки не сможет повысить стоимость часов, так как приведет и к утрате рисунка.
При внимательном ознакомлении с состоянием механизма оценивается степень изношенности деталей, сохранность камней, состояние винтов, а также отсутствие грязи, ржавчины и следов окисления. При этом восстановление утраченных деталей механизмов (даже редких), равно как и заводных головок, стрелок и стекол старинных часов проводится реставраторами достаточно часто, и в большинстве случаев изготовление и установка новых, ничем не отличающихся от оригинальных, деталей, является весьма целесообразным решением. Таким образом, итоговая оценка каждых отдельно взятых старинных карманных или наручных часов представля ет собой совокупность многих, не только вышеперечисленных, но и других важных аспектов (например, касающегося подделок), поэтому при выборе часов лучше воспользоваться помощью опытного коллекционера или профессиональным советом эксперта.

журнал «Антикварное Обозрение»
Санкт-Петербургское Часовое Ателье

Всего комментариев: 30 1 2 «
Порядок вывода комментариев: 0 30 Вася_тр • 17:43, 23.12.17 Подскажите по часикам 8 jours hebdomas ancre какой на них спрос и как их правильно оценить.часы не ходят 0 29 antikvarius • 19:08, 17.03.14 Друзья мои!
Все вопросы по часам (ОБЯЗАТЕЛЬНО четкие фото) задаем здесь: http://antikclub.ru/forum/27 0 28 Денис • 14:10, 28.04.13 Всем привет !!!! помогите оценить и рассказать за марку часов R. JAQUET GENEVE 17 камней? 0 27 Ирина • 12:51, 13.04.13 здравствуйте! помогите пожалуйста узнать цену на карманные часы будильник «луч» в пластиковым корпусе.
есть еще лампада внутри клеймо 1549 кененберг 0 26 анрей • 20:05, 23.03.13 крышка от карманных часов ANCRE15RUBIS 1843 года серебро серийный номер630442 помогите оценить 0 25 Марго • 13:27, 19.01.13 Здравствуйте имею старинные карманные часы корпус серебро с позолотой на крышке футляра написано 22 D.R.G.M. При открытии есть чистое место для гравировок они с секундомером всё работает. На механизме есть звезда и цыфры. помогите оценить. 0 24 кирилл • 14:56, 09.01.13 есть такие вот часы. на верхней крышке снаружи гравировка переплетёные NG, внутри надпись langet warranted 10 years, номер 310421 и в овале HAD. Под задней крышкой тоже самое, только сбоку как иголкой нацарапан ещё один номер (нужна лупа). 0 23 станислав • 00:05, 08.01.13 есть часы серебро 0.800 с позолотой клеймо полумесяц с короной в середине крест . подскажите что за марка. ps есть дарственная надпись датирована 1897г. продам 0 22 Евгения • 21:32, 08.12.12 Здраствуйте! Имеются старинные часы мужские «ПОБЕДА» 1946 года,кажется позолоченные,ТОЧНО НЕ ЗНАЮ, кожанный ремешок, одна стрелка рабочая вторая отломана (2 московский часовой завод) помогите с оценкой! 0 21 Надежда • 09:51, 31.05.12 Имею карманные старинные женские часики. Корпус металлический, кажется позолоченный. На корпусе выбиты мелкие звёздочки. Во внутрь часов не попасть, т.к. корпус состоит из двух половинок и запечатан. Циферблат просматривается плохо из за накопившейся влаги и грязи. Стекло. Не пойму, но кажется одна стрелка. Вырез для стекла оформлен в форме солнышка с 12 лучами. Расскажите, пожалуйста про эти часики. Предполагаю, что это 18 век. Помогите их оценить эти часики. Заранее спасибо. 0 20 Александр • 01:10, 30.03.12 Есть часы на крышке написано FRIEDE ниже какойто зверек под ним 0,800 или 0,80С и мелкая печать номер 6507-55 K Y
и гравировка Bruno Mussog Rathenow белый корпус
очень бы хотелось знать что за марка часов и приблизительная стоимость 0 19 IRISKA • 16:11, 19.03.12 ВСЕМ ДОБРОЕ ВРЕМЯ СУТОК.ПОМОГИТЕ ОЦЕНИТЬ И УЗНАТЬ ЧТО- НИБУДЬ О ЧАСАХ ФИРМЫ «CYLINDRE» 10 RUBIS/ 0 18 виктор • 23:10, 18.01.12 Здравствуйте, имеются золотые старинные карманные часы, клеймо в верху корона в круге с права белка проба 0,585 с лева чтото непонятное, ниже звезда с полумесяцем,
ниже номер 55522
еще ниже 29
часы рабочие с цепочеой и маленьким круглым корпусом с камнем
что это?
metstanki@yandex.ru 0 17 Ирина • 16:01, 17.12.11 привет есть крышка от корманных часов ancre 15 rubis помогите оценить 0 16 Ярослав • 18:11, 27.11.11 Здравствуйте! Помогите оценить часы… Женские,золотые «Слава» 17 камней. Часы и браслет золотые, крышка на часах серебристого цвета… Информации в интернете о них не нашел…
Забыл добавить, часы механические, рабочие! 0 15 Сергей • 20:10, 03.11.11 Подскажите пожалуйста, часы карманные фирмы Tobias 1843г, не в рабочем состоянии,стрелок нет. Какую ценность они имеют?
Спасибо. 0 14 Юлия • 13:02, 18.10.11 Здравствуйте. Помогите пожалуйста с оценкой часов Hermle/ настенные, с маятником. На маятнике надпись R A/ С обратной стороны механизма циферблат с крыльями и цифры 256318 0 13 Ольга • 19:01, 13.10.11 Здравствуйте, помогите, пожалуйста оценить карманные часы. На крышке надпись Cylindre 10 rubis, небольшая корона и цифры 585, на другой стороне маленькая эмблема якоря и цифры 127149.На механизме написано ПОБЕДА. В нерабочем состоянии. Заранее спасибо. 0 12 Александр Николаев • 00:20, 26.09.11 Мужские карманные часы с двумя крышками. Есть надпись на одной из крышек, а именно «OLGA». Другие надписи характеризуют пробу металла. Кроме того существуют два клейма: в виде белки и греческого профиля. Кто знает что-нибудь о истории данных часов? 0 11 Тамара • 16:18, 10.09.11 Здравствуйте, помогите оценить часы:
швейцарские, золотые ( 56 проба, 14к), три золотые крышки
на часах есть надписи: ANCRE LIGNE DROITE, 16 RUBIES, SPIRAL BREGUET, G. Ducommun, Le Locle
на циферблате надпись I. Баржанскiй, Одесса
регистрационный номер: 827106 приблизительно так…
есть еще штамп в виде зверька, очень мелко, похоже на белку, хотя могу ошибаться 0 10 Анна • 14:30, 28.08.11 Здравствуйте, помогите, пожалуйста, оценить карманные часы REMONTOIR 6 рубинов. Механизм в рабочем состоянии, циферблат в удовлетворительном состоянии, стрелки отсутствуют, нет стекла. Фото вышлю по требованию.
1-21 22-30

Клеймо на часах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *